Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социально-психологические характеристики общения детей младшего школьного возраста в образовательном пространстве школы

kira_moreva 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Обобщая результаты проведенного исследования, можно констати-ровать, что диалог позволяет установить наиболее тесные связи между общающимися, найти необходимый психологический контакт, а также является неотъемлемым условием межличностных отношений интимно-личностного уровня в системе «учитель – ученик».
Введение

В условиях модернизации и оптимизации учебного процесса, интенсивного поиска новых субъект-субъектно-ориентированных технологий в образовательной практике, превратившегося из тенденции в одно из стратегических направлений развития современной школы, становится очевидной необходимостью обращение исследователей к изучению проблемы общения в системе «учитель – ученик». Эмпирический анализ современного педагогического процесса показывает, что потребность обучающихся младшего школьного возраста в благоприятном доверительном общении со взрослыми редко бывает удовлетворена. Это обстоятельство способствует активному изучению причин нарушения межличностного взаимодействия между учителями и младшими школьниками, формирования смыслового барьера, возникающего вследствие разного отношения школьника и взрослого к одному и тому же поступку или поведению. Младший школьник не в состоянии разрушить сложившийся смысловой барьер самостоятельно (он не обладает настолько высоким уровнем рефлексивности, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию). Здесь все зависит от учителя, которому необходимо в данной ситуации установить особые отношения с обучающимися, которые способствовали бы разрушению смыслового барьера. Для успешного установления особых отношений доброжелательного контакта учителя с обучаю-щимися важно соблюдать непременное условие – равенство психологиче-ских позиций учителя и ученика. Реальное общение может развиваться в двух основных формах: ин-структивно-назидательной монологической (субъект-объектное общение) и диалогической (субъект-субъектное общение). К исследованию личностного общения как субъект-субъектного по своей природе психологи пришли на основе работ выдающихся отече-ственных психологов А.А. Ухтомского, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова. Идеи А.А. Ухтомского о «доминанте на собеседнике», М.М. Бахтина о диалоге были сформулиро-ваны еще в начале XXвека. Выдвинутое Б.Ф. Ломовым методологическое положение о субъект-субъектных отношениях как специфике процесса общения легло в основу многих работ, посвященных проблеме общения. И.С. Кон, С.Н. Костромина, Н.Л. Москвичева, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн являются авторами известных работ по проблемам психологии личности и педагогической психологии, дали развернутую характеристику психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста, закономерностей онтогенеза психологических процессов и формирования личности младшего школьника. Тем не менее, в сложившейся ситуации очевидна необходимость де-тального исследования условий установления оптимального общения между педагогом и обучающимися младшего школьного возраста. Объектом исследования является диалогическое общение субъек-тов образовательной среды – учителей и обучающихся. Предметом исследования выступают условия, необходимые для установления диалогического общения, а также психологические законо-мерности, которые необходимо учитывать в построении диалога между педагогами и обучающимися младшего школьного возраста. Цель исследования: определение организации условий диалогиче-ского общения в системе «учитель – ученик». Гипотеза исследования: установление диалогического общения в системе «учитель – ученик» возможно и является необходимым условием успешного обучения и воспитания подрастающего поколения в современ-ном обществе. Исходя из проблемы, цели, гипотезы, объекта и предмета исследования в работе были поставлены следующие задачи: 1. Определить специфику межличностного взаимодействия субъек-тов образовательной среды применительно к проблеме установления диа-лога между учителем и обучающимися младшего школьного возраста. 2. Определить и исследовать условия (в том числе эмпатию как од-но из значимых условий), а также закономерности установления диалога между субъектами образовательной среды. 3. Разработать комплекс мероприятий, направленных на оптимиза-цию общения, а также способствующих установлению диалога между субъектами образовательной среды. Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование «Приятно ли со мной общаться»). База исследования: СП МБОУ Гимназия г. Мичуринска Тамбов-ской области. ?
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Специфика диалога как формы межличностного взаимодействия …………………………………………………………. 7 1.1 Психолого-педагогическое содержание диалога …….. 7 1.2 Особенности общения в младшем школьном возрасте.. 17 Глава 2 Анализ условий формирования диалога в системе «учитель – ученик» …………………………………………………. 28 2.1 Психокоррекция стиля общения в системе «учитель – ученик» …………………………………………………………. 28 2.2 Экспериментальное исследование формирования диалога в системе «учитель – ученик» …………………………. 39 Заключение ………………………………………………………….. 62 Список использованных источников ……………………………. 64 Приложение …………………………………………………………. 69
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2008. – 468 с. 2. Абульханова-Славская, К.А. Личностный аспект проблемы обще-ния / К.А. Абульханова-Славская // Проблемы общения в психологии. – М.: Педагогика, 2008. – 264 с. 3. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2004. – 286 с. 4. Алемаскин, М.А. Психологическая характеристика личности под-ростков-правонарушителей / М.А. Алемаскин // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. – М.: Педагогика, 2008. – 184 с. 5. Аллахвердова, О.В. Индивидуальные свойства и эмпатия / О.В. Аллахвердова, Е.М. Иванов, Ю.П. Мосолов // Теоретические и при-кладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – С. 67-97. 6. Арутонян, М. Позиция школьника в классе / М. Арутонян // Воспитание школьников. – 2003. – № 3. – С. 23–29. 7. Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток / Р. Байярд, Д. Байярд. – М.: Просвещение, 2011. – 194 с. 8. Бодалев, А.А. Психология межличностных отношений / А. А. Бодалев // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 31–35. 9. Болотова, А.К. Урок как диалог-общение / А.К. Болотова // Хи-мия в школе. – 2010 – № 1. – С. 22–25. 10. Бочкарева, Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы детей правонарушителей / Г.Г. Бочкарева // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Мысль, 2009. – 261 с. 11. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. – 475 с. 12. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Ка-чества личности / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006. – С. 446-448. 13. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Речь, 2008. – 375 с. 14. Долгова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А.И. Долгова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 187 с. 15. Енина, О.Е. Психофизиологические аспекты лидерского потен-циала детей: автореф. дисс… канд. медицинских наук / О.Е. Енина. – Ар-хангельск, 2011. – 31 с. 16. Жутикова, Н.В. Учителю о практике психологической помощи / Н.В. Жутикова. – М.: Гардарики, 2008. – 228 с. 17. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Минск: Харвест, 2006. – 291 с. 18. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. – М.: Педагогика, 2007. – 273 с. 19. Кон, И.С. Психология старшеклассника: Хрестоматия по воз-растной психологии / И.С. Кон. – М.: Педагогика, 2006. – 441 с. 20. Кон, И.С. Психология старшеклассников / И.С. Кон. – М.: Педагогика, 2010. – 219 с. 21. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Педагогика, 2009. – 264 с. 22. Краковский, А.П. О подростках / А.П. Краковский. – М.: Смысл, 2010. – 210 с. 23. Кузнецова, Е. В. К проблеме использования невербальных техник в групповой психокоррекции / Е. В. Кузнецова // Психологический вестник. – Ростов н/Д.: Феникс. – 2006. – Вып. 1. – Ч. 1. – 167 с. 24. Кун, Д. Основы психологии / Д. Кун. – СПб.: Питер, 2012. – 290с. 25. Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Владос, 2013. – 285 с. 26. Лабунская, В. А. Экспрессия человека: общение и межличност-ное познание / В. А. Лабунская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 173 с. 27. Лупьян, Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я. А. Лупьян. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 210 с. 28. Масгутова, С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы / С.К. Масгустова. – М.: Логос, 2008. – 162 с. 29. Метельский, Г. И. Проявление эмпатии у обучающихся студен-ческих групп / Г. И. Метельский // Педагогические проблемы социальной психологии. – Минск: Харвест, 2013. – 186 с. 30. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. – СПб.: Питер, 2012. – 218 с. 31. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Ака-демия, 2007. – 318 с. 32. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Ака-демия, 2012. – 343 с. 33. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2010. – 328 с. 34. Немов, Р.С. Психология: учеб.для студ.высш.пед. учебн. заведе-ний: в 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2013. – 547 с. 35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогика, 2009. – 346 с. 36. Петровская, Л.А. Воспитание как общение-диалог / Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская // Вопросы психологии. – 2013. – № 2. – С. 85–89. 37. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. – М.: Педагогика, 2009. – 209с. 38. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти / В.А. Петровский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 198 с. 39. Проблемы общения и воспитания / под ред. Л.П. Буевой. – Тал-лин: Тартус, 2004. – 178 с. 40. Проблемы теории воспитания / под ред. Л.П. Буевой, Л.И. Новиковой, Г.Н. Филонова. – М.: Академия, 2014. – 218 с. 41. Психология подростка / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2013. – 327 с. 42. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. – СПб.: Питер, 2015. – 343 с. 43. Реан, А.А. Психология познания педагогом личности учащихся / А.А. Реан. – М.: Владос, 2011. – 274 с. 44. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2014. – 453 с. 45. Регуш, Л.А. Тренинг профессиональной наблюдательности: Ме-тодическое руководство / Л.А. Регуш. – СПб.: Речь., 2010. – 287 с. 46. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: Педагогика, 2011. – 178 с. 47. Сарджвелладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвелладзе. – Волгоград: Перемена, 2009. – 278 с. 48. Сарджвелладзе, Н.И. Тренинг свободы и ответственности / Н.И.Сарджвелладзе // Психология с человеческим лицом. – М.: Педагогика, 2007. – 189 с. 49. Сценарии классных часов (часть 2). – М.: Педагогика, 2012. – 167с. 50. Фролов, Ю.И. Психология подростка / Ю.И. Фролов. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 261 с. 51. Южанинова, А.Л. Типы затруднений в общении у лиц с низким уровнем когнитивной сложности / А. Л. Южанинова // Психологические 2014. – 128 с. 52. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): автореф. дис…. докт. психол. наук / И. М. Юсупов. – СПб., 2005. – 48 с. 53. Arnold, М.В. Feelings and emotions as dynamic factors in personality integration. // В кн.: Arnold, М.В., Gasson, J.А. (eds.). The human person. N.Y., Ronald, 1954, pp. 294-313. Перевод В.К. Вилюнаса. – (Хрестоматия по психологии). 54. Goldman, D. Emotional Intelligence / D. Goldman. – New York: Bantam Books, 1995. – 367 р.
Отрывок из работы

Глава 1 Специфика диалога как формы межличностного взаимодействия 1.1 Психолого-педагогическое содержание диалога Последние десятилетия проблема общения остается одной из наиболее актуальных проблем не только в области психологии, но и в системе других наук, связанных с человекознанием, а также и в тех прикладных направлениях, в которых могут быть реализованы знания о природе человеческого общения. Этот интерес связан с интенсификацией социальных контактов, расширением информационных обменов, а, соответственно, с повышением нервно-психологического напряжения людей. Становится все более очевидным, что оптимизация человеческой жизнедеятельности может быть осуществлена, в том числе, и при помощи более детального изучения механизмов и закономерностей общения между людьми. Решение подобной задачи возможно при условии интеграции психологических исследований и исследований других смежных дисциплин. Проблема диалога привлекает внимание представителей различных наук: философии и социологии, семиотики и лингвистики, этики и педагогики и др. Каждая из этих наук старается проанализировать диалог в соответствии с собственным предметом и методами. Таким образом, как бы утрачивается единое представление о диалоге, и оно распадается на много различных частей. Но в конечном итоге изучение диалога, его различных сторон должно, по-видимому, дать целостное, синтетическое представление о нем. В психологии постепенно формируется система общетеоретических положений, ко-торые определили бы основные тенденции и направления в исследовании этой области психологических знаний.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg