Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование педагогической рефлексии в процессе профессиональной подготовки будущего учителя

kira_moreva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Глубокие качественные изменения, происходящие в экономической, политической и социальной сферах нашей страны, настоятельно требуют новых подходов к системе подготовки педагогических кадров. На передний план сегодня выходит проблема подготовки и выпуска специалистов не только вооруженных педагогическими знаниями, умениями и навыками, но, прежде всего, навыками саморазвития, способных самостоятельно добывать и применять на практике необходимые знания.
Введение

В свете современных образовательных ценностей, когда наиболее востребованными оказываются идеи целостности личности, свободного саморазвития, образования как духовной деятельности, актуализируется проблема освоения новых ценностных ориентиров профессиональной пе-дагогической деятельности. В этом плане становится необходимым углубление понимания внут-ренних механизмов саморазвития, от которых зависит развертывание процесса профессиональной педагогической подготовки и, в конечном счете, его эффективность и личностно-профессиональный рост будущих учителей. Таким механизмом саморазвития и профессионального роста обучающихся, по нашему мнению, является педагогическая рефлексия, так как именно она способствует обновлению ценностных ориентации, устремлений, способов деятельности, представлений о себе, отношения к себе, становится способом движения обучающегося к субъектности. Проблемы рефлексии как общей категории различных отраслей фи-лософского знания рассматриваются в трудах Э.В. Ильенкова, М.К. Ма-мардашвили и др. Психологические основы педагогической рефлексии раскрыты в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Теоретические и практические вопросы решения проблемы педаго-гической рефлексии нашли освещение в ряде работ ученых педагогов и психологов. И.А. Зимняя, Е.И. Исаев, Г.С. Никифоров, В.И. Слободчиков и др. разрабатывают проблему взаимосвязи рефлексии и мышления. О.С. Анисимов, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий и др. уделяют внимание вопросам раскрытия сущности и структуры педагогической рефлексии. Г.Г. Ермакова, Н.Б. Ковалев, И.Н. Семенов, Д.М. Симуков, С.Ю. Степанов, Т.В. Фролов и др. исследуют различные виды рефлексии в процессе сотворчества и сотрудничества. Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально про-верить социально-педагогические основы развития педагогической ре-флексии будущего учителя. Объект исследования: процесс развития педагогической рефлексии. Предмет исследования: социально-педагогические основы форми-рования педагогической рефлексии. Гипотеза исследования: формирование педагогической рефлексии у будущих учителей будет обеспечено, если оно рассматривается как неотъемлемый целостный процесс в подготовке будущего педагога, который строится на совокупности принципов гуманизма, природосооб-разности, диалогичности, реализации субъект-субъектных отношений преподавателя и обучающихся. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи: 1. Выявить теоретико-методологические подходы развития педаго-гической рефлексии и определить роль и место педагогической рефлексии в профессиональной деятельности педагога. 2. Разработать критерии и определить комплекс методов диагностики сформированности педагогической рефлексии у будущих учителей. 3. Определить социально-педагогические основы формирования пе-дагогической рефлексии в педагогическом вузе. Методологическая база исследования: ? системный подход (М.С. Каган, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, Э.Г.Юдин, В.П. Беспалько); ? личностно-деятельностный (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); ? субъектный (В.А. Болтов, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.А.Сластенин); ? гуманистический (Г. Оллпорт, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Голь-дштейн, К. Мюррей). В ходе исследования применялись следующие методы: анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования; опыта профессиональной подготовки будущего учителя; анализ продуктов деятельности обучающихся; свободное, стороннее, включенное наблюдение; беседа; педагогический эксперимент. База исследования: ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, Социально-педагогический институт, обучающиеся II и III курсов направлений подготовки «Педагогическое образование» «Психолого-педагогическое образование».
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования педагогической рефлексии ……………………………………….. 7 1.1 Социально-педагогическая характеристика рефлексии как феномена саморазвития личности ………………………. 7 1.2 Роль и место педагогической рефлексии в профессио-нальной деятельности будущего учителя …………………… 26 Глава 2 Социально-педагогические основы развития педагогической рефлексии ………………………………………………... 39 2.1 Возможности продуктивного обучения в формировании педагогической рефлексии …………………………………….. 39 2.2 Использование методов продуктивного обучения в развитии педагогической рефлексии ……………………………. 45 Заключение ………………………………………………………….. 62 Список использованных источников …………………………… 64 Приложение ………………………………………………………… 70
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2009. – 512 с. 2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М.: Флинта, 2004. – 289 с. 3. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 2000. – 236 с. 4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2011. – 376 с. 5. Апасова, О.И. Комплексное педагогическое обеспечение продук-тивного обучения / О.И. Апасова. – Вологда: Форум, 2012. – 201 с. 6. Аристотель. Соч.: в 4-х т. Т. 1. – М.: Наука, 1995. – 340 с. 7. Бим-Бад, Б.М. Воспитание человека обществом и общества чело-веком / Б.М. Бим-Бад // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 23–28. 8. Бодалев, А.А. О познавательных процессах в общении / А.А. Бо-далев, Г.А. Ковалев. – М.: Педагогика, 2007. – 278 с. 9. Вачков, И.В. Полисубъект, который учится в школе / И.В. Вачков // Школьный психолог. – 2011. – № 7. – С. 41–46. 10. Возрастная и педагогическая психология. Тексты. – М.: Акаде-мия, 2012. – 432 с. 11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Наука, 1991. – 480 с. 12. Гегель, Г.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.Ф. Гегель. – М.: Наука, 1994. – Т. 1. – 452 с. 13. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 1996. – 541 с. 14. Декарт, Р. Начала философии. Избр.произведения. – М.: Наука, 1990. – 450 с. 15. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб.пособие / А.Н. Джуринский. – М.: Академия, 2010. – 510 с. 16. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В.Дубровина. – М.: АСТ, 2008. – 556 с. 17. Зейгарник, Б.В. Личность и патология деятельности / Б.В. Зейгарник. – М.: Флинта, 2011. – 100 с. 18. Ильенков, Э.В. Что же такое личность? С чего начинается лич-ность? / Э.В. Ильенков. – М.: Гардарики, 2012. – 179 с. 19. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев. – М.- Белгород: БГУ, 2013. – 296 с. 20. Калашникова, О.А. Психологические особенности развития педагогической рефлексии / О.А. Калашникова. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с. 21. Канке, В.А. Философия / В.А. Канке. – М.: Наука, 2009. – 454 с. 22. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант – М.: Наука, 1994. – 591 с. 23. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. – М.: Флинта, 2013. – 416 с. 24. Князева, Е.Н. Синергетика как новое мировоззрение / Е.Н. Князева // Вопросы философии. – 2002. – № 12. – С. 58–62. 25. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М.: Академия, 2007. – 274 с. 26. Кондратьева, С.В. Рефлексия в процессе педагогического обще-ния / С.В. Кондратьева. – Кострома: КГПИ, 2006. – 264 с. 27. Коссов, Б.Б. Концептуальные вопросы развития высшего образования / Б.Б. Коссов. – М.: Академия, 2004. – 246 с. 28. Коссов, Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б.Б. Коссов. – М.: Академия, 2007. – 246 с. 29. Краевский, В.В. Основные характеристики и логика педагогиче-ского исследования / В.В. Краевский. – Волгоград: Учитель, 2011. – 326 с. 30. Краткий словарь иностранных слов / сост. С.М. Локшина. – М.: Академия, 2007. – 352 с. 31. Кривых, С.В. Рефлексивные умения в профессиональной деятельности учителя / С.В. Кривых. – Кемерово: КГУ, 2008. – 158 с. 32. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и ма-стера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М.: Дрофа, 2010. – 286 с. 33. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В.Кузьмина. – СПб.: Питер, 2007. – 132 с. 34. Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических способностей / Н.В. Кузьмина. – СПб.: Питер, 2008. – 276 с. 35. Кулюткин, Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии / Ю.Н. Кулюткин. – СПб.: Питер, 2011. – 74 с. 36. Куменова, Л.Н. Воспитать себя: Книга для старшеклассников / Л.Н. Куменова. – М.: Педагогика, 2011. – 193 с. 37. Ладыженская, Т.А. Русский язык для студентов-нефилологов: учеб.пособие / Т.А. Ладыженская. – М.: Академия, 2010. – 256 с. 38. Локк, Дж Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведе-ния. – М.: Наука, 1998. – 428 с. 39. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Академия, 2013. – 192 с. 40. Матюхина, М.В. Мотивация учения младшего школьника / М.В. Матюхина. – М.: Проспект, 2004. – 246 с. 41. Митрофанов, К.Г. Учительское ученичество / К.Г. Митрофанов. – М.: Дрофа, 2011. – 220 с. 42. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик. – М.: Наука, 2006. – 159 с. 43. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 283 с. 44. Немов, Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 2 / Р.С. Немов. – М.: Ака-демия, 2005. – 496 с. 45. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2008. – 364 с. 46. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2010. – 334 с. 47. Петровский, А.В. Психология неадаптивной личности / А.В. Петровский. – М.: Наука, 1997. – 134 с. 48. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятель-ность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. – М.: Владос, 2005. – 326 с. 49. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков. – М.: Дрофа, 2007. – 318 с. 50. Платон. Смерть Сократа // Психология личности. Тексты. – М.: Наука, 1992. – 532 с. 51. Попцов, С.Б. Продуктивное обучение подростков в учреждениях дополнительного образования / С.Б. Попцов. – М.: Академия, 2009. – 144 с. 52. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. – М.: Академия, 2010. – 494 с. 53. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология/ А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – М.: Владос, 2013. – 410 с. 54. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е.И. Рогов. – М.: Флинта, 2008. – 496 с. 55. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубин-штейн. – М.: Академия, 2005. – 615 с. 56. Руденский, Е.В. Социальная психология / Е.В. Руденский. – М.: Гардарики, 2010. – 224 с. 57. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование / В.В.Сериков // Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 16–21. 58. Сериков, В.В. Образование и личность. Теоретическое и практи-ческое проектирование педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Дро-фа, 2009. – 272 с. 59. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учеб.пособие / Г.Б. Скок. – М.: Флинта, 2009. – 175 с. 60. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. – М.: Владос, 2008. – 414 с. 61. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2008. – 800 с. 62. Словарь практического психолога. – М.: Владос, 2007. – 544 с. 63. Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Академия, 1996. – 800 с. 64. Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М.: Гардарики, 2011. – 340 с. 65. Станиславский, К.С. Собр.соч.: в 9 т. – М.: Просвещение, 1989. – Т.1. – 622 с. 66. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – М.: Педагогика, 2007. – 320 с. 67. Степанов, С.Ю. Проблема формирования типов рефлексии в ре-шении творческих задач / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 99-104. 68. Тюков, А.А. О путях описания психологических механизмов ре-флексии / А.А. Тюков // Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. – Новосибирск: УГПУ, 2007. – 486 с. 69. Философская энциклопедия. – М.: Наука, 2007. – 670 с. 70. Философский энциклопедический словарь / гл.редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев и др. – М.: Просвещение, 2003. – 840 с. 71. Хуторской, А.В. Дидактика личностно-ориентированного обуче-ния: учеб.пособие / А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2005. – 300 с. 72. Швырев, В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В.С. Швырев. – М.: Флинта, 2008. – 470 с. 73. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б.Эльконин. – М.: Владос, 1994. – 248 с. 74. Энциклопедический словарь. – М.: Владос, 2007. – 850 с. 75. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. – СПб.: Питер, 2008. – 639 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования педагогической рефлексии 1.1 Социально-педагогическая характеристика рефлексии как феномена развития личности Разработка теоретико-методологических основ проблемы формиро-вания педагогической рефлексии базируется на философском, социальном, психологическом и педагогическом анализе исходных предпосылок решения данной проблемы в образовательном процессе педагогического вуза. В этой связи, нами решалась задача исследования философских, психологических, социально-педагогических подходов к формированию педагогической рефлексии, уточнение определения понятия «педагогиче-ская рефлексия» и выявление ее возможностей в саморазвитии будущих учителей. Методологическим основанием нашего исследования избраны си-стемный и личностно-деятельностный подходы. Применение системного подхода к такому сложному системному объекту, как формирование педагогической рефлексии будущих учителей, имеет своей целью выявление механизма функционирования и развития объекта в его внутренних и внешних связях. Под системой мы понимаем целое, составленное из частей, элемен-тов, находящихся во взаимосвязи и дающих в совокупности новое каче-ство, которым каждый элемент в отдельности не обладает.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg