Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Профессиональная компетентность учителя начальных классов в структуре педагогической деятельности как психологический феномен

kira_moreva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Профессиональная компетентность педагога является основой эффективной деятельности учителя. Взаимодействие воспитанниками играет важную роль в развитии личностных качеств и способностей ученика. Понятие «профессиональной компетентности» учителя выражает единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Введение

На современном этапе развития страны особое внимание уделяется проблемам профессиональной компетентности педагогов как важнейшего фактора успешного развития подрастающего поколения. Педагогическая деятельность является одновременно преобразую-щей и управляющей. Важным аспектом управления процессом развития личности является педагогическое мастерство и профессиональная компе-тентность учителя. Профессиональная компетентность может быть рас-смотрена как единство теоретических знаний и практических умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения к педагогиче¬ской деятельности. Профессиональная компетентность педагога является ос¬новой эффективной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в пе¬дагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его лич¬ностном развитии. Поэтому вопросы повышения требований к профессио¬нальной и личностной компетентности преподавателя оказались в настоящее время в центре внимания психологов и педагогов, как теоретиков, так и прак-тиков. Такое акцентирование проблем професссиональной компетентности актуа¬лизирует значимость социально-психологических исследований. Данной проблеме уделяли внимание многие отечественные и зарубежные исследова¬тели: Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Л.М. Митина, А.К. Маркова, К.Роджерс, В.А. Кан-Калик, Л.А. Петровская, К. Рудестам, Ю.М. Жуков, Е.М. Рогов, Н.В. Клюева, А.А. Бодалев, А.И. Щербаков, М.М. Кашапов, Б.Г. Ананьев, В.Г. Агеев, СВ. Кондратьева, Г.В. Дьяконов, Н.Н. Богомолова, В.Ю. Боль¬шаков, Ю.Н. Емельянов, Г.А. Ковалев и др. В настоящей работе рассматриваются проблемы профессиональной компетентности учителей начальных классов, а также вопросы теории и методики повышения компетентностного развития педагогов, в частности вопросы теории и методики новой активно развивающейся формы психологического воздейст¬вия, обозначаемой «социально-психологический тренинг». Особый интерес в данном контексте представляют работы Н.Н. Богомоловой, Ю.Н. Емельяно¬ва, Г.А. Ковалева, Л.А. Петровской, А.У. Хараша, А.С. Золотняковой, Т.С. Яценко, М.Н. Григорьевой, В.А. Кан-Калика, В.М. Филатова, В.П. Захарова, СВ. Кривцовой. Цель исследования: на основе теоретической разработки и экспери¬ментального апробирования одной из форм психологического воздействия (социально-психологический тренинг) проанализировать возможные пути повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов. Объект исследования: профессиональная компетентность учителя начальных классов. Предмет исследования: пути повышения профессиональной компе¬тентности учителя начальных классов. Гипотеза: На повышение уровня профессиональной компетентности учителя начальных классов влияет специально-организованная теоретическая и практиче¬ская готовность личности к педагогической деятельности через формы орга¬низации социально-психологического тренинга. Задачи: 1.Изучить теоретико-методологическую литературу по данной про-бле¬ме. 2.Дать характеристику профессиональной компетентности учителя начальных классов как психологического феномена. 3.Определить основные направления повышения эффективности про¬фессиональной компетентности учителя начальных классов. Методы исследования: 1. Теоретико-методологический анализ литературных источников. 2. Эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование). 3. Психологическое тестирование (карта коммуникативной дея-тельно¬сти А.А. Леонтьева). Экспериментальная база исследования: СП МБОУ Гимназия г. Мичуринска Тамбовской области.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Профессиональная компетентность учителя начальных классов в структуре педагогической деятельности как психологический феномен ………………………………………… 7 1.1 Профессиональная компетентность и профессиональ-ная культура педагога ………………………………………… 7 1.2 Теоретическая готовность учителя начальных классов к педагогической деятельности в процессе формирования профессиональной компетентности ………………………….. 15 1.3 Практическая подготовка учителя начальных классов к педагогической деятельности в процессе формирования профессиональной компетентности …………………………... 20 1.4 Педагогическое творчество учителя начальных классов в процессе формирования профессиональной компетентности …………………………………………………………………. 25 Глава 2 Пути повышения профессиональной компетентности педагога ……………………………………………………………… 31 2.1 Формы организации индивидуальной психокоррекции по повышению уровня профессиональной компетентности учителя начальных классов ………………………………….. 31 2.2 Формы организации психокоррекции в группе по по-вышению профессиональной компетентности учителя начальных классов ……………………………………………… 36 2.3 Анализ результатов экспериментального исследования . 49 Заключение ………………………………………………………….. 59 Список использованных источников …………………………… 62 Приложение …………………………………………………………. 66
Список литературы

1. Абдулина, А. Проблема педагогических умений в теории и практи¬ке высшего педагогического образования / А. Абдулина // Современная педагогика. – 2006. – № 1. – С. 56–69. 2. Антонова, Н.В. Личностная идентичность современного педагога / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – С. 27–41. 3. Березовин, И.А. Учитель и детский коллектив / И.А. Березовин, Я.Л. Коломинский. – Минск: Харвест, 2005. – 254с. 4. Библер, B.C. От наукоучителя – к логике культуры: Два философ¬ских введения в 21 век / В.С. Библер. – М.: Смысл, 2010. – 136с. 5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянов. – М.: Педагогика, 2008. – С. 96–103. 6. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – С. 57–59. 7. Ванек, Д. Профессиональная подготовка учителей и проблемы формирования мотивации достижения и контроля действий / Д. Ванек, Ф.Манн // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 34–52. 8. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Просвещение, 2003. – Т.2. – С. 205–343. 9. Занков, Л.В. Беседы с учителями / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 2000. – 150 с. 10. Ю.Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Академия, 2007. – С.23–46. 11. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. – М.: Педагогика, 2009. – С. 97–125. 12. Казанская, В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – М.: Владос, 2013. – 137с. 13.Кашанов, М.М. Теория и практика решения педагогических ситуа¬ций / М.М. Кашанов. – Ярославль: Изд-во ЯГУ, 2007. – 401с. 14. Китвель, Т.А. О социально-психологических проблемах удовле-творенности трудом / Т.А. Китвель. – СПб.: Питер, 2004. – С. 23-30. 15. Клюева, И.В. Педагогическая психология / И.В. Клюева. – М.: Академия, 2013. – 305с. 16. Клюева, И.В. Технология работы психолога с учителем / И.В. Клюева. – М.: Академия, 2010. – 405с. 17. Клюева, И.В. Программы социально-психологического тренинга / И.В. Клюева. – М.: Академия, 2012. – С. 164–181. 18. Краевский, В.В. Соотношение педагогической науки и педагоги-че¬ской практики / В.В. Краевский. – М.: Педагогика, 2007. – С. 286–300. 19.Кривцова, СВ. Тренинг: Учитель и проблемы дисциплины / С.В.Кривцова. – М.: Дрофа, 2007. – 407с. 20. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психология структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В.Кузьмина. – СПб.: Питер, 2007. – С. 401–435. 21. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В.Кузьмина. – СПб.: Питер, 2005. – 103с. 22. Кузьмина, Н.В. профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2013. – 105с. 23. Левитан, К.М. Основы педагогической деятельности / К.М. Леви¬тан. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С.204–238. 24. Леонтьев, А.И. Деятельность. Сознание. Личность / А.И. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – С. 304–365. 25. Макаренко, А.С. Сочинения / А.С Макаренко // Собр. соч.: В 7 т. – М.: Педагогика, 2005. – Т. 5. Общие вопросы теории педагогики. – С. 14–307. 26. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 2008. – 389с. 27. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Владос, 2003. – 568с. 28. Митина, Л.М. Психология профессионального развития / Л.М.Ми¬тина. – М.: Академия, 2008. – С. 93–232. 29. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.-Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2005.– С.14–20. 30. Никитенко, В.Н. противоречие процесса профессионального ста¬новления учителей и пути их решения: Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя / В.Н. Никитенко. – Волгоград: Перемена, 2009. – 381с. 31. Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей / В.Б. Ольшанский. – М.: Владос, 2004. – С.347–421. 32. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. – М.: Академия, 2009. – С. 260–310. 33. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. – М.–Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2006. – 569с. 34. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2014. – 461с. 35. Реан, А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2016. – 43с. 36. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е.И. Рогов. – М.: Педагогика, 2008. – С. 408-524. 37.Розин, В.М. Введение в культурологию / В.М. Розин. – М.: Мысль, 2008. – 160с. 38. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные груп¬пы: теория и практика / К. Рудестам. – М.: Медицина, 2010. – 634с. 39. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических за-дач: Развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование / Л.Ф. Спирин. – М.: Флинта, 2007. – С. 458–529. 40. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследова¬ний / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 2009. – 467 с. 41. Сухомлинский, В.А. Потребность человека в человеке / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 2005. – С. 156–356. 42. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. – СПб.: Речь, 2011. – 963с. 43. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической пси-хологии / Д.И. Фельдштейн. – М.: Академия, 2003. – С. 109–137. 44. Arnold, М.В. Feelings and emotions as dynamic factors in personality integration. // В кн.: Arnold, М.В., Gasson, J.А. (eds.). The human person. N.Y., Ronald, 1954, pp. 294-313. Перевод В.К. Вилюнаса. – (Хрестоматия по психологии). 45. Goldman, D. Emotional Intelligence / D. Goldman. – New York: Bantam Books, 1995. – 367 р.
Отрывок из работы

Глава 1 Профессиональная компетентность учителя начальных классов в структуре педагогической деятельности как психологический феномен 1.1 Профессиональная компетентность и профессиональная культура педагога Преобразующий и управляющий характер педагогической профес-сии обуславливает важность профессиональной компетентности учителя в про¬цессе управления развитием личности ученика. Понятие профессио-нальной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практиче¬ской готовности в целостной структуре педагогической деятель-ности и характеризует профессионализм учителя [22]. Содержание педагогического образования как целое может быть рас¬смотрено как единство знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к педагогической действитель¬ности. Взаимосвязь этих компонентов не противоречит их линейности, когда предшествующие элементы могут до определенного предела существовать отдельно от последующих, но последующие невозможны без предшествую¬щих. Условно отделяя профессиональную компетентность от других лично¬стных образований, имеется в виду, что усвоение знаний (накопление ин¬формационного фонда) – не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т. е. умений и навыков – главного критерия профессио¬нальной готовности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg