Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

kira_moreva 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Таким образом, стилистика, сформировавшаяся как наука в середине XIX столетия, в настоящий момент занимает особое место в корпусе лингвистики. При наличии общего объекта – языка, для стилистики характерными являются предмет исследования и задачи, решением которых она занимается.
Введение

В лингвистических литературных источниках вопрос о научном стиле речи как одном из функциональных стилей русского языка рассмотрен довольно детально, вместе с тем практическая сторона текущей научной проблематики не до конца изучена. Таким образом, новизна исследования определяется проблематикой, которая еще не получила достаточного освещения в научных литературных источниках. В коммуникативных ситуациях процесса обучения воспроизводится учебно-научная речь, в качестве подстилевой разновидности научной речи. Научный стиль речи изучается в средней школе в аспекте рассмотрения общих вопросов по стилистике. Знакомство учеников с общими чертами научного стиля существенно приспосабливает понимание учебных текстов, способствует освоению лингвистических понятий и терминов, совершенствуя навыки учебно-научной речи. Актуальность темы исследования определяется необходимостью решения одной из педагогических проблем - формирования у учащихся навыков учебно-научной речи с целью активизации познавательного процесса. Данный подход основывается на известных научных положениях о специфике развития устной и письменной речи учащихся - М.Т. Баранова, А.П. Еремеева, Т.А. Ладыженская, Н.А. Пленкина, а также видах речевой деятельности в разных ситуациях учебной коммуникации - В.И. Капинос, О. Д. Митрофанова, Т.В. Напольная. Практика преподавания общеобразовательных предметов в школе демонстрирует, что работа с учебной литературой (понимание, воспроизведение прочитанного, выделение главного и второстепенного, оперирование общенаучной и специальной терминологией, типичными для данного стиля конструкциями) вызывает существенные сложности у большинства учащихся. Ученики достаточно слабо владеют навыками создания связных высказываний в научном стиле речи. В школе уделяется недостаточное внимание работе с лингвистическим учебно-научным текстом, в котором присутствуют лингвометодические предпосылки для формирования учебно-научной речи. Учебно-научный текст не выступает в качестве предмета специального изучения с позиции его структурных и языковых особенностей. В практике преподавания русского языка сформировалось такое положение, когда изучение языка, основ лингвистики, к сожалению, не приводит к овладению учащимися учебно-научным стилем. Анализ литературных источников по проблеме исследования выявил, что нерешенными или же решенными частично остаются вопросы, которые связаны с определением и конкретизацией тех аспектов содержания работы по формированию учебно-научной речи, которые раскрывают связи семантико-грамматического и функционально-стилевого характера с системой работы по развитию связной речи и изучением лингвистической теории в курсе русского языка. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что как в теории, так и в практике преподавания русского языка в школе до настоящего времени проблематика развития учебно-научной речи учеников остается достаточно неразрешенной. Объектом исследования является процесс формирования учебно-научной речи учащихся. Предметом – методика обучения научному стилю в качестве фактора интеллектуального развития школьников на уроках русского языка. Цель исследования заключается в анализе и экспериментальной проверке методической системы формирования учебно-научной речи учащихся на уроках русского языка. В соответствии с обозначенной целью, необходимо решить следующие задачи: ? выявить специфику научного стиля речи; ? изучить и проанализировать лингвистическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по теме исследования; ? сформировать познавательную, социальную, личностную компетентности учеников в процессе изучения специфики научного стиля; ? проанализировать ФГОС на уроках русского языка; ? определить развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС; ? изучить реализация методики обучения научному стилю в учебниках 5-9 классов. В настоящей работе отражены содержание и результаты исследования, предметом которого являются методически значимая специфика учебно-научной речи учащихся - содержание, структура, функция речи в учебном процессе, тенденции и возможности развития. Методологической основой исследования является диалектический метод познания и деятельностный подход к проблематике порождения речи в условиях учебной коммуникации. В настоящей работе мы опирались на исследования дидактов - И.Д. Зверева, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, П.М. Эрдниева и др., на работы психологов - И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, методистов - М.Т. Баранова, А.И. Власенкова, В.И. Кагашос, Т.А. Ладыженской, Т.В. Напольновой, а также на исследования лингвистов по проблемам стилистики - В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, И.Р. Гальперина, М.Н. Кожиной и ряда других. Для реализации намеченной цели и выполнения исследовательских задач применялись следующие методы: изучение истории школы и методических учений, теоретический анализ литературы по заданной проблематике, моделирование учебно-воспитательного процесса и его элементов, диагностика и прогнозирование трудностей в обучении, исследование уровней речевого развития обучающихся, как в среднем, так и индивидуально. Теоретическая значимость исследования состоит в аналитическом обобщении материалов исследования в аспекте обучения научному стилю на уроках русского языка. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов научной работы при разработке научных программ, элективных курсов, внеклассных мероприятий с их последующей реализацией в учебном процессе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС………………………7 1.1. Реализация коммуникативной компетенции на уроках русского языка………………………………………………………………………...7 1.2. Определение научного стиля. Характеризующие свойства научного стиля……………………………………………………………………….15 ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НАУЧНОМУ СТИЛЮ………………23 2.1. Реализация методики обучения научному стилю в учебниках 5-9 классов……………………………………………………………………………23 2.2. Лингвистические и психологические основы обучения научному стилю речи учащихся……………………………………………………………………27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36
Список литературы

1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 11.04.2019) 2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2005. – 254 с. 3. Бахтин М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе / М.М. Бахтин // Русская словесность. - 1994. - № 2. - С. 47-56. 4. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Обучение русскому языку в школе. Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2004. - 240 с. 5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2011. - 413 с. 6. Виноградов В.В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры // Вопросы языкознания, 1961. - № 4. - С.19. 7. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 350 с. 8. Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 240 с. 9. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2014. – 432 с. 10. Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. 11. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения: учебное пособие для студентов пед. вузов / Загрекова Л.В., Николина В.В. – М.: Высшая школа, 2004. - С. 6-50. 12. Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с. 13. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003. – 255 с. 14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 176 с. 15. Кореневский Е.И. Как мы пишем // Русский язык в школе. – 1965. - № 6. – С.39. 16. Кузнецова Н.А. Русский язык. Научный стиль. Учебно-методическое пособие для иностранных учащихся. – Мн.: Белгосуниверситет, 2010. – 59 с. 17. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Форум, 2010. - 368 с. 18. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М: Баласс, 2003. – 368 с. 19. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М.: Ленанд, 2014. - 244, [1] с. 20. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2018. – 320 с. 21. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1988. – 240 с. 22. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 392 с. 23. Методика преподавания русского языка в школе: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2001. – 368 с. 24. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. – 240 с. 25. Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов / ред. М.В. Киселёва. – М.: Вентана-Граф, 2014. - 159 с. 26. Нестандартные задания на уроках русского языка // Русская словесность. - №5. - 2000. - С.16-19. 27. Обнорский С.П. Избранные труды. – М.: Учпедгиз, 1959. – 354 с. 28. Основное общее образование: ФГОС: сб. нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2012. 29. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.: ил. 30. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Стандарты второго поколения). 31. Частотный словарь общенаучной лексики / Под общ. ред. Е.М. Степановой; Науч.-метод. центр рус. яз. при МГУ. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. - 87 с. 32. https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/russkij-yazyk/fgos/fgos-ooo.html (интернет ресурс)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КОММУНИАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 1.1. Реализация коммуникативной компетенции на уроках русского языка Развитие коммуникативных умений имеет непосредственное отношение к развитию социальной и познавательной активности учеников, их ценностной ориентации. Перед преподавателем обозначена важная задача, которая заключается в применении на уроках системно - деятельностного подхода, содержащего в себе: 1. Организацию ведущей деятельности (игровая, учебная, общение, самоопределение); 2. Освоение УУД, которые порождают компетенции, знания, умения и навыки. Программа формирования УУД, в соответствии с требованиями ФГОС, содержит личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД. К личностным относятся: самоопределение (внутренняя позиция учащегося, самоиндификация, самоуважение и самооценка), смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и незнания), морально-этическая ориентация (соблюдение моральных норм, способность решать моральные проблемы на основе децентрации, оценка своих поступков). Познавательные включают: работу с информацией, работу с учебными моделями, применение знаковых и символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, синтеза, типологизации, выявления аналогий. К регулятивным относятся: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность. Коммуникативные представлены речевой деятельностью, навыками сотрудничества.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 42 страницы
504 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 30 страниц
2000 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 32 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 46 страниц
552 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 24 страницы
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg