Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПЕРВЫМ УРОВНЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

kira_moreva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
В данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена проблема повышения речевой активности у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития.
Введение

Актуальность исследования определяется тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышение процента речевых нарушений является результатом таких неблагоприятных факторов, как дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, увеличение количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка [21]. Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе. На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, развитию словаря, указывают в своих работах Ю.С. Ляховская, Н. П. Савельева, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, и более 60% этих трудностей связаны с развитием речи. Установлено, что педагогами не в полном объёме используются эффективные средства развития речевой активности в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, не смотря на ориентированность основной образовательной программы на речевое развитие и коммуникацию. Таким образом, выявляется противоречие между актуальностью проблемы повышения речевой активности у детей младшего дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития и недостаточностью использования эффективных средств развития речи. Д. Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие ребенка 3 - 4 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов. [39] Проблемой формирования общения у детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Проблема исследования: какова совокупность педагогических условий повышения речевой активности у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития? Цель исследования: выявить совокупность педагогических условий повышения речевой активности у детей младшего дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития. Объект исследования: речевая активность детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс повышения речевой активности у детей младшего дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс повышения речевой активности у детей младшего дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития будет более эффективным если: - использовать в логопедической работе народную сказку; - учитывать индивидуальные особенности ребенка. Задачи исследования: 1. Проанализировать современное состояние проблемы повышения речевой активности у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития в педагогических исследованиях. 2. Разработать и апробировать систему коррекционной работы, направленную на повышение речевой активности у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития. 3. Оценить степень эффективности разработанной системы мер по повышению речевой активности у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития. Методологической основой исследования являются следующие положения специальной психологии и педагогики: • о системной организации речевой функции, закономерностях речевого онтогенеза (П. К. Анохин, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Т. Н. Ушакова и др.); • о сложности механизмов нарушений развития речи (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.). Методы исследования: анализ и обобщение материалов исследований, выполненных в области коррекционной педагогики, логопедии, анатомии, физиологии и патологии органов речи; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ данных; методы интерпретации и статистической обработки результатов исследования. Практическая значимость: Разработанная и апробированная в исследовании программа повышения речевой активности может быть использована логопедами образовательных учреждений в работе с детьми младшего дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития. Этапы исследования: Первый этап (сентябрь – декабрь 2018 года) заключался в изучении состояния проблемы в теории и практике, определялись задачи и гипотеза исследования, подбирался комплекс диагностических исследований. Второй этап (январь – февраль 2019 года) – выполнялась опытно-экспериментальная работа , осуществлялся количественный и качественный анализ ее результатов, разрабатывалась методика проведения занятий с детьми по повышению у них речевой активности, проверялась выдвинутая гипотеза исследования. Третий этап (март – апрель 2019 года) – включал обработку и анализ результатов экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, проводилась апробация результатов исследования и внедрение в практику работы детского сада. Формировались выводы. Проводилось оформление выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. Организация исследования: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) проводился на базе БОУ «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии. Апробация исследования: результаты исследования докладывались на педагогическом совете и родительских собраниях БОУ «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии; вузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева «Дни науки 2019» (26 марта 2019 года) и опубликованы в сборнике научных статей по ее материалам. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложений.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Теоретические основы развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития 7 1.1 Сущность понятия речевой активности 7 1.2 . Особенности развития речевой активности у младших дошкольников в норме и при ОНР 17 1.3. Педагогические условия повышения речевой активности у детей младшего дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития 27 Глава 2 . Опытно- экспериментальная работа по развитию речевой активности у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития 39 2.1 Выявления особенностей развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития на констатирующем этапе исследования 39 2.2 Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития . 47 2.3 Динамика развития речевой активности у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития на контрольным этапе исследования 52 Заключение 57 Список литературы 60 Приложения
Список литературы

1. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин. - М., 2008. – 335 с. 2. Бавыкина, Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста / Г.Н. Бавыкина. - Комсомольск-на Амуре, 2012. 3. Белова-Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова-Давид. -- М. : Просвещение, 2013. - 232 с. 4. Бельтюков, В.И. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология. – 2015. – №3. – с. 24–32 с.24 5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2012. 6. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - Москва : Международная педагогическая академия, 2014. - 328 с. 7. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно- методическое пособие / Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М., 2012. – 119 с.; с. 36-39 8. Выготский, Л.С. Мышление и речь// Собрание сочинений. – М., 2006. – 208 с. 9. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. – М. :Ленанд, 2015. – 322 с. 10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: 2006.-470с 11. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – Москва : Просвещение, 2015. – 143 с. 12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.; с. 43 13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 2006. – 320 с. с. 12] 14. Жукова, Н.С. Формирование устной речи. – М., 2010; c. 6-9 15. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 2005. 16. Иванова, Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 2012. – 52 с.; с.23 17. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада / Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 2013. – 160с. 18. Исаева, Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях // Школьный логопед. – 2015. – №4. – С. 17–30.; с.19 19. Кольцова, М.М Ребенок учится говорить Екаб. У-Фактория 2004 20. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский – Минск :ТетраСистемс, 2000.– 432 с. 21. Кудрявцева, Е. Использование загадок в дидактической игре [Текст] / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 1986.– №9. – С.23-26. 22. Лаврентьева, А. Формирование семантической стороны речи // Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – С. 3–9.с. 3 23. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). / Р. И. Лалаева, И. В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 2014. - 160 с. 24. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 2014. — 160 с. 25. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина. – М. : Академия педагогических наук РСФСР, 2010. – 16 с. 26. Левина, Р.Е. Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. - М., 2013. 27. Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии/ Левина, Р.Е., Никашина Н.А. – М., 2012. – 214 с.; с. 24 28. Логинова В. И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. - М., 2011. 29. Логинова, В. И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. - М., 2012. 30. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. - М. : АПН РСФСР, 2012. - 93 с. 31. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2014. - 365 с. 32. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – Москва : Педагогика,2012. - 144 с. 33. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии/ Б.Ф. Ломов. –Москва : Наука, 2015. – 280 с. 34. 35. Махалова, И.В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа : Учеб.-метод. пособие / И.В. Махалова, Е.И. Николаева. - Чебоксары, 2012. - 255 с. : табл.; 22 см. 36. Моторина, Н.Н. Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи / Моторина Н.Н // Логопед. - 2014. - №3. 37. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – Санкт-Петербург : Речь, 2013 – 400 с. 38. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – Москва :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 688 с. 39. Панфилова, М.А. Игротерапия общения : Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. - Москва :ГНОМиД, 2010. - 160 с. 40. Петровский, А.В. Психологический словарь/ Под. общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Москва : Политиздат, 2014. – 494 с. 41. Романенко, Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. – 2015. – №7 42. Репина, Т.А. Общение детей в детской саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – Москва : Педагогика, 2010. – 280с. 43. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. – Москва : Педагогика, 2016. – 216 с. 44. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов. – М.: 2015. – 344 с. 45. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи - СПб.: Изд-во «Детство – Пресс», 2010. – 48 с. 46. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. / Е.О. Смирнова. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 304 с. 47. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2013. 48. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие / Е.О. Смирнова. – Москва : Мозаика-синтез, 2012. – 220 с. 49. Смирнова, О.Е. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция / О.Е. Смирнова, В.М. Холмогорова. – Москва : ВЛАДОС, 2005. – 158 с. 50. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О.Смирнова. – Москва : Академия, 2000. –160 с. 51. Ушакова, О. С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема / О. С. Ушакова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 12. - с. 5. 52. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с. с. 17 53. Филичева, Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 2013. 54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Перспектива, 2014. 55. Филичева, Т,Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В.Туманова и др. – Москва: Эксмо, 2015. – 320 с. 56. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2010. – 128 с. с. 17 57. Филичева, Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 2014. 58. Хабарова О. В., Алешкина С. В., Гончарова Е. А. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 451-453. 59. Шаховская, С.Н. Кочергина В.С. Развитие речи в онтогенезе / Медицина, 2014 60. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой – Москва : Просвещение, 1967.– 360 с. 61. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. - М. : Изд-во АПН РСФСР , 1958. - 116 с. 62. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. - М.: Эксмо, 2016. - 424 c. 63. Новицкая, М.Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры) / М.Ю. Новицкая. – М., 2010. 64. Померанцева, Э.В. Детям на потеху. Русские народные песни, загадки, пословицы / Э.В. Померанцева. – М. 2013. 65. Корж, О.Н.Использование загадок на занятиях в логопедической группе [Текст] / О. Н. Корж, Е. В. Новикова // Логопед. - 2011. - № 10. - С. 50-66. Гуськова, А.А. Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи [Текст]/ А.А. Гуськова // Логопед. - 2012. - № 5. - С. 68-76
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития 1.1 Сущность понятия речевой активности Общение является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми дети могут изучить социальный и исторический опыт человечества и реализовать свою врожденную способность стать представителями человечества. По словам Л. С. Выготского общение - это сложный и многоплановый процесс, который действует так как информационный процесс, как процесс взаимодействия между людьми, так и как процесс эмпатии и взаимопонимания [8. с. 208]. М. М.Кольцова утверждает что, общение - одна из главных психических категорий, человек становится личностью [17; 26]. Проблемой общения занимаются исследователи, философы, педагогические деятели. Согласно Н. Н. Полонской общение - это многосторонняя процедура формирования контактов между людьми, вызываемая нуждами совместной деятельности. Р. И. Лалаева понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно»[21, с. 160].В то же время она подходит к общению как к условию «любой деятельности человека».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg