Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогические проблемы обучения младших школьников в современной школе

kira_moreva 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Процесс обучения детей младшего школьного возраста становится более сложным и многогранным, чем ранее, что обусловлено модерниза-цией российских школ и влиянием перемен, происходящих в социуме. Не все педагоги правильно и вовремя сориентировались в текущих изменениях структуры образовательного процесса, что негативно повлияло на качество обучения, ударив по показателям успеваемости. Включение в обучение таких элементов как профильное обучение и ЕГЭ сделали образовательный процесс несколько иным.
Введение

Как известно, обучение является ядром образования, с этим процес-сом тесно связаны и остальные немаловажные элементы системы образо-вания, такие как воспитание и развитие. Их тесная связь дает основание говорить о том, что нет проблем связанных только с обучением, или только с воспитанием. Общность этих процессов обуславливает и общность проблем, и соответственно речь должна идти о комплексности подходов их решения. Таким образом, говоря о психолого-педагогических проблемах обучения, мы подразумеваем общие проблемы образования. Психолого-педагогические проблемы обучения очень многочисленны и нередко имеют под собой основу куда более серьезную, чем неумение или нежела-ние ребенка обучаться. Многообразие проблем обучения связано, прежде всего, с множеством факторов, влияющих на качество образования. Часть проблем обучения связана с тем, что сейчас идет период глубоких и разнообразных преобразований, изменяются структура и содержание учебного материала, введена на смену традиционному экзамену новая форма контроля – ЕГЭ, образование сделало акцент на профильном обучении, постоянно видоизменяется политическая и социальная структура общества, а, следовательно, и государства, которое являясь «заказчиком» образования, соответственно со своими требованиями меняет требования, предъявляемые к конечному результату обучения. Все эти проблемы вызваны внешними социальными воздействиями на процесс обучения, и, несомненно, имеют серьезные причины для поиска их решений, однако, и во время относительно стабильного для системы образования периода с уровнем успеваемости все складывалось не так хорошо. Младшие школьники из года в год показывают низкие показатели учебной мотивации. А ведь даже полное решение всех проблем современного образования не поможет в повышении успеваемости, если сам ученик не заинтересован в результатах обучения. Исследование учебной мотивации особенно важно в млмладшему школьному возрасту сопровождается противоречиями и ломкой привыч-ных жизненных представлений. Возникают различные конфликты эмоциональной и волевой сферы младшего школьника, которые отражаются на учебном процессе в целом.[4, 330] Низкий уровень учебной успеваемости в начальных классах зача-стую является показателем неправильно построенной работе педагога. Не все учителя считаются с необходимостью учитывать в обучении особенности и типы учебной мотивации, что негативно сказывается на успеваемости. Исследованиями проблем обучения детей младшего школьного возраста занимались такие педагоги и психологи как: Конн И.С., Сластенин В.А., Фридман Л.М., Кулагина И.Ю., Цетлин В.С., Лында А.С., Лернер И.Я., Подласый И.П., Щукина Д.И., Гамезо М.В., Ушинский С.Д., Мурачковскии, Н.И., Драгунова, Т.В. Абрамова, Борытко Н.М., Байбаков А.М., Соловцова И.А. и многие другие. Актуальность данной проблемы состоит в том, что методик, повышающих успеваемость посредством влияния на школьную мотивацию, крайне мало, и практически все они предназначены для обучающихся начальной школы. Однако, вопрос мотивации при переходе в среднее и старшее звено не теряет своей актуальности. Даже наоборот, учитывая возрастное снижение значения познавательного компонента в учебной мотивации в этот возрастной период, крайне важным становится определить, что же все-таки способно мотивировать обучающихся, как могут воздействовать на них учителя и как строить программу обучения, чтоб преодолеть традиционное снижение успеваемости в начальных классах. Проблемой исследования является выявление причин и специфики, а также решения психолого-педагогических проблем обучения младших школьников, в частности – низкого уровня успеваемости. Цель исследования: теоретическое исследование проблемы школьной успеваемости и экспериментальное исследование способов повышения познавательной активности у младших школьников. Объект исследования: образовательный процесс в начальных классах общеобразовательной школы. Предмет исследования: психолого-педагогическая проблема низкой успеваемости младших школьников. Гипотеза: психолого-педагогическую проблему низкой эффективности обучения младших школьников можно, решить, если: ? педагоги владеют информацией о психолого-возрастных особенностях младших школьников; ? педагоги будут при обучении использовать методики, учитыва-ющие психолого-возрастные особенности учебной мотивации младших школьников; ? педагоги будут организовывать обучающие мероприятия, при-званные помочь младшему школьнику повысить уровень самомотивации учебной деятельности; ? педагоги, пользуясь приемами саморефлексии, разовьют в себе навыки активного мотивирования обучающихся. Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили сформу-лировать следующие задачи: 1. Выявить состояние исследуемой психолого-педагогической проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат ис¬следования. 2. Теоретически обосновать структуру, содержание обучающего процесса и определить место и роль успеваемости в структуре проблем обучения. 3. Опытно-поисковым путем проверить влияние повышения уровня мотивации младших школьников на эффективность обучения. 4. Разработать научно-методические рекомендации по формиро-ванию учебной мотивации, опираясь на ре¬зультаты исследования. Методы исследования: ? теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической ли-тературы по проблемам обучения младших школьников, сравнение, обобщение); ? эмпирические (обобщение практического опыта, анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение). База исследования: СП МБОУ Гимназия г. Мичуринска Тамбов-ской области.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Современные проблемы школьной успеваемости в младшем школьном возрасте …………………………………….. 8 1.1 Возрастные особенности младших школьников ……… 8 1.2 Роль и место школьной успеваемости в структуре про-блем современного образования ……………………………… 17 1.3 Причины возникновения неуспеваемости как проблемы всех уровней обучения …………………………………….. 25 Глава 2 Методология и организация принципа проведения экспериментального исследования ……………………………… 33 2.1 Общая характеристика успеваемости младших школьников ……………………………………………………………… 33 2.2 Разработка методик на основе полученных экспери-ментальными методами данных с целью решения проблем обучения младших школьников …………………………….. 38 2.3 Роль учителя в достижении эффективности обучения младших школьников …………………………………………. 40 Заключение ………………………………………………………….. 43 Список использованных источников …………………………… 47 Приложение ………………………………………………………… 51
Список литературы

1. Абасов, З.А Эта вечная проблема – неуспеваемость / З.А. Абасов // Директор школы. – 2008. – № 3. – С. 23–29. 2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С Абрамова. – М.: Академия-Центр, 2010. – 327 с. 3. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. – М.: Академия, 2006. – 275 с. 4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М.: Прогресс, 2008. – 314 с. 5. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко, А.М. Байбаков, И.А.Соловцова. – М.: Академия, 2015. – 532 с. 6. Вершловский, С.Г. Функциональная грамотность детей / С.Г.Вершловский // Социологические исследования. – 2007. – № 5. – С.46-55. 7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 540 с. 8. Григорьев, Д.М. Педагогическая поддержка развития культурной толерантности младших школьников / Григорьев, Д.М. // История. Приложение «1 сентября». – 2008. – № 7. – С. 10-13. 9. Губанова, М.И. Педагогическое сопровождение социального са-моопределения школьников: теория и практика подготовки учителя / М.И.Губанова // Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников. – Кемерово: КРИРПО, 2012. – С. 34-44. 10. Добрина, О.Л. Кто он? Социально-психологический портрет новосибирского подростка / О.Л. Добрина // Сибирский ученый. – 2008. – №1. – С. 10-15. 11. Довгаль, Г.Н. От инфантильности к зрелости / Г.Н. Довгаль // Учительская газета. – 2013. – № 40. – С. 15–17. 12. Драгунова, Т.В. Младший школьник / Т.В. Драгунова. – М.: Знание, 2008. – 167 с. 13. Дьякова, О.К. Диагноз: неуспеваемость / О.К. Дьякова // Народ-ное образование. – 2007. – №1. – С. 31-39. 14. Имедадзе, И.В. Проблема полимотивации поведения / И.В. Имедадзе // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. – С. 34–39. 15. Кон, И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Про-свещение, 2009. – 265 с. 16. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2007. – 249 с. 17. Кулагина, И.Ю. Личность школьника / И.Ю. Кулагина. – М.: Творческий центр Сфера, 2009. – 210 с. 18. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. – М.: Знание, 2005. – 238 с. 19. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2009. – 543с. 20. Логинов, И.Н. Педагогическая психология в схемах и коммента-риях: учеб. пособие / И.Н. Логинов, С.В. Сарычев, А.С. Силаков. – СПб.: Питер, 2015. – 316 с. 21. Лында, А.С. Педагогика / А.С. Лында. – М.: Высшая школа, 2003. – 384 с. 22. Мурачковский, Н. И. Тип неуспевающих школьников / Н.И. Му-рачковский // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М.: Высшая школа, 2006. – С. 116-129. 23. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной дея-тельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 51-56. 24. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Ууб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 296 с. 25. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 631 с. 26. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 2008. – 345 с. 27. Руденко, С.А. Качество образования в оценках и ожиданиях участников образовательного процесса / С.А. Руденко // Учительская газета. –2009. – № 17. – С. 10-12. 28. Самыгин, С.И. Экзаменационные ответы / С.И. Самыгин, Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 175 с. 29. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2006. – 686 с. 30. Стефановская, Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности / Т.А. Стефановская. – М.: Академия, 2013. – 201 с. 31. Судоргина, Т.А. Управление качеством обучения: проблемы и решения / Т.А. Судоргина // Сибирский учитель. – 2011. – № 4. – С. 23-28. 32. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 2005. – 364 с. 33. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д.Ушинский. – М.: Педагогика, 2004. – 379 с. 34. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М.Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Академия, 2010. – 318 с. 35. Фролова, О.А. Формирование ценностных основ информацион-ной культуры младшего школьника / О.А. Фролова. – Смоленск: Универ-сум, 2017. – 186 с. 36. Цетлин, В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся / В.С.Цетлин. – М.: Педагогика, 2009. – 287 с. 37. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении. – М.: Педагогика, 2004. – 319 с. 38. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности уча-щихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – M.: Педагогика, 2009. – 211 с. 39. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. – С. 34-39. 40. Hoffman M.L. Empathy and moral development: Implications for caring and justice. N.Y.: CambridgeUniversityPress, 2000. 331 p.URL: [Элек-тронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/84304/kpip_2016_n4 (дата обращения: 12.05.2018). 41. Wispe, L. The psychology of sympathy / L. Wispe. – New York; London : Plenum Press, 1991. – 213 p. URL: [Электронныйресурс]. Режим доступа: http:// www. psy. msu. Ru / science / autoref / karyagina / karyagi-na_dissertation. (дата обращения: 23.04.2018).
Отрывок из работы

Глава 1 Современные проблемы школьной успеваемости в младшем школьном возрасте 1.1 Возрастные особенности младших школьников Сначала определим, возрастной период, соответствующий понятию «младший школьный возраст». Младший школьный возраст – очень ответственный период школь-ного детства, от полноценного переживания которого зависят уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, кризисом семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. В последнее время появился ряд исследований, посвященных этому возрасту. Результаты исследований схематически можно выразить так: ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности – недостаточная диффе-ренцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 80 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Психология, 91 страница
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg