Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Куклотерапия как психолого-педагогическая технология работы с детьми

kira_moreva 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Куклотерапия – это увлекательная и доступная форма работы с детьми, оптимальная возможность корректировки поведения, гармонизации личности ребят с задачами через становления возможностей самовыражения и самопознания.
Введение

Исследованием в области куклотерапии занимались: Якоб Леви Морено, Ирина Яковлевна Медведева, Татьяна Львовна Шишова, А.Ю.Татаринцева, И. Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. В современной психологии роль кукол рассматривается в самых различных аспектах. Создание новых средств и методов, повышающих ресурсные возможности человека, является актуальной проблемой на сегодняшний день. В психокоррекционной работе с детьми, наиболее эффективным методом является куклотерапия. Куклотерапия – это «раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого» [24]. Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание и творческий потенциал. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: совершенствование мелкой моторики рук и координации движений, самовыражение ребенка, достижение эмоциональной устойчивости, коррекция отношений в системе ребенок-родитель. Технология куклотерапии основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки или мультфильма, и он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра для ребенка является средством выражения состояния, эмоций, исследования отношений и самореализации. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать или сделать то, что им самим страшно сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать непонимание окружающих. Таким образом, куклотерапия, не травмируя ребенка, дает возможность войти в детский мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога-психолога. В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «открывает» ей свои чувства, забывая о страхах и комплексах, находя в себе ресурсы. Именно в этом перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии - принцип «переноса доминанты». Цель исследования–изучение эффективности технологии куклотерапии в работе с детьми. Объект исследования–коррекционная работа с детьми. Предмет исследования–особенности использования метода куклотерапии в работе с детьми. Задачи исследования : 1. Раскрыть сущность куклотерапии и ее основные исторические этапы. 2. Рассмотреть особенности использования куклотерапии в работе с детьми 3. Охарактеризовать возрастные особенности восприятия кукол детьми. 4. Раскрыть куклотерапию, как технологию коррекции в работе с детьми 5. Изучить техники куклотерапии. 6. Рассмотреть методические рекомендации по использованию куклотерапии в работе с детьми. Методологическая база исследования: культурологический подход, концепция диалога культур. Методы исследования: анализ психолого-педагогической, филологической, литературоведческой, методической, нормативно-правовой литературы по теме исследования, наблюдение, анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, индукция, дедукция.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....……………3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУКЛОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ........................5 1.1 Сущность, цель и основные исторические этапы куклотерапии...........................5 1.2 Особенности использования куклотерапии в работе с детьми…….......................7 1.3 Возрастные особенности восприятия кукол детьми………...…………………...10 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУКЛОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ............................13 2.1 Куклотерапия, как технология коррекции в работе с детьми...............................13 2.2 Техники куклотерапии .............................................................................................19 2.3 Методические рекомендации по использованию куклотерапии в работе с детьми………………………………………………………………………………...................23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...………………....28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...………………......29
Список литературы

1. Довгаль, Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед.- 2018. – №3. –С.34. 2. Дайн, Г. Игрушечных дел мастера // М.: «Просвещение»; Москва, 2016. –С.144 3. Дайн, Г. Детский народный календарь // Серия Игрушка в культуре России. Сергиев Посад, 2017. –С.54 4. Евсеева, Т., .Ананьев Е. Куклы мира. // М.: «Аванта» ; Москва, 2018. –С.87 5. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. // СПб.: Речь, 2017. –С. 43 6. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии/ Т.Д. (текст) Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. // Практикум по креативной терапии. - СПб, 2017. 7. Капская, А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая Сказкотерапия для детей. //- СПб.: Речь, 2016. –С. 89 8. Колошина, Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии //М.: Изд-во Института Психотерапии, 2018. –С. 238 9. Косова, И.М. Музей и нематериальное культурное наследие // Сборник трудов. Выпуск 6. Москва, 2016. –С. 144 10. Кокоренко, В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий //- СПб.: Речь, 2016. –С. 211 11. Лаврова, С Русские игрушки, игры, забавы.//М.: Изд-во Белый город, Москва, 2017. –С.75 12. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий // СПб. : Речь, 2017. –С.32 13. Медведева, И.Я., Шишова, Т.Л. Дети, куклы и мы. Руководство по куклотерапии. // .: Изд-во ЗернаКнига, 2018. – С.316 14. Медведева, И.Я., Шишова, Т.Л. Лекарство – кукольный театр. // М.: Изд-во Никея, 2018. –С. 788 15. Медведева, И.Я., Шишова, Т.Л. Разноцветные белые вороны. Серия: Школа для родителей // Изд-во Семья и школа, 2018. 16. Морозова, Е. Кукла как образ человека // Дошкольное воспитание. –2019. –№1. –С.119. 17. Морозов, И.А. «Феномен куклы в традиционной и современной культуре» (кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма) // М.: «Индрик» , 2017 г. –С.423 18. Миназова, Г. В умелых руках «ожившая» кукла-это маленькое чудо // Дошкольное воспитание. –2017. –№12. –С.120. 19. Миллер, А.М. О реабилитационном аспекте библиотерапии при неврозах // Вопросы психотерапии. Тез. докл. Всесоюззззн. науч. конф. М., 2016. 20. Мишина, М. Народная кукла вчера и сегодня. Методические материалы для слушателей повышения квалификации по программе дополнительного образования // «Дизайн текстильной куклы». Челябинск, 2017. –С.200 21. Назаревич, В.В. Кукла в работе психолога. // Практическое пособие для психологов. Киев, 2018. 22. Оганесян, Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию // М.: «Ось-89», 2017. –С. 320 23. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. / Под общей ред. М.А. Поваляевой. Серия «Учебники, учебные пособия». –Ростов-на-Дону: «Феникс» –.2018. –С.352 24. Полц, А. Куклы в психодиагностике и психотерапии // //////// М.: «Ось-89», 2017. 25. Татаринцева, А.Ю. Куклотерапияв работе психолога, педагога и логопеда // Татаринцева .–СПб: Речь, 2019. –С. 102 26. Татаринцева, А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. // С-Пб.: Речь, 2017. 27. Фаустова, И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) / И.В. Фаустова // Управление ДОУ. – 2016. 28. Фаустова, И.В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками // Логопед в детском саду, – 2018, – №9/10, –С.71 29. Хоки, Л. Куклы в детской психотерапии» // М.: «Аванта» , 2018. –С.80 30. Чернова, О.В.; Минахметова, А.З. «Практикум по сказкотерапии» Елабуга, –2016. – С. 58-60 31. Чебанян, Г.Г., Красикова, А.Р. Куклотерапия в коррекционной и лечебной педагогике Взаимодействие специалистов. Коллективная монография // Под ред. Поваляевой М. А. , – Ростов н/Д.: Феникс, – 2017. 32. Якушева, Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство // Начальная школа. –2018. –№5. –С.76
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУКЛОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 1.1 Сущность, цель и основные исторические этапы куклотерапии В словаре русского языка В.И. Даля даётся следующее определение куклотерапии: кукла–сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. Поскольку кукла выполняет разные роли, она выступает как бы партнером ребенка. Он играет с ней так, как ему хочется, застявляя ее осуществлять свои желания. Игра в куклы выполняет социальную и психологическую функцию, воплощая определенные образы, давая выход искренним эмоциям и чувствам. Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Дайн Г. отмечал, что с древних времен куклам приписывалось магическое значение. На Руси считалось плохой приметой отвлекать играющего ребенка. Благополучна была та семья, где дети долго и увлеченно играют в куклы. Ко многим праздникам в семье изготавливалась куклы: кукла «Невеста-жених», куклы-обереги, Кукла «день-ночь», кукла Плодородия, кукла Куватка (висела над кроваткой ребёнка и оберегала его от злой силы). Выбрасывать таких кукол было нельзя. Их с трепетом хранили в сундуке. Делали куклы без лица, так как верили, что кукла с лицом обретает душу и может навлечь беду на дитя [3]. В конце ХХ в. на базе московского Театра детской книги «Волшебная лампа» был создан реабилитационный центр для детей-инвалидов. Эффективную работу в этой области ведет московский «Бродячий театр «Вертеп» под руководством А.И.Грефа. Школьники со своими представлениями ездят по больницам, ставя разнообразные сценки, помогая детям реабилитироваться после тяжелых заболеваний.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 28 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Психология, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Психология, 20 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg