Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности формирования здорового образа жизни младших школьников в сельской школе

kira_moreva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
В последние годы возросла прагматическая ценность здоровья. Общество постепенно приходит к пониманию того, что здоровье – неотъемлемое условие в любой области деятельности человека, не только материальной, но и духовной. В рыночной экономике выживает, прежде всего, физически здоровый, социально адаптированный, активный и творческий человек.
Введение

Современные преобразования в обществе закономерно актуализируют социальную потребность в новой системе общественного воспитания и обра¬зования, одно из ключевых мест в которой занимает идея сохранения и укре¬пления здоровья. В этой связи одной из новых социально-педагогических функций общеобразовательной организации (включая и сельскую школу) является охрана и укрепление здоровья обучающихся в образовательном процессе. В последние годы отмечена крайне неблагоприятная динамика со-стоя¬ния здоровья детей. В то же время исследования социальной среды, в кото¬рой осуществляются воспитание, обучение и отдых школьников, свидетель¬ствуют о ее неблагополучии. Состояние здоровья детей вызывает у педагогической общественности тревогу и озабоченность. Около 90% обучающихся имеют отклонения в здо¬ровье. За время обучения в школе их здоровье ухудшается в 3-5 раз, и, од¬новременно возрастает число хронических больных детей. Известно, что со¬стояние здоровья детей – результат влияния социально-экономических фак¬торов среды. К сожалению, немалую долю в происходящем следует отнести к неблагоприятному влиянию на здоровье детей и целого ряда педагогиче¬ских факторов. Здоровье детей зависит от многих обстоятельств: правильного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур, психологического климата в семье и школе и др. В этой связи проблема сохранения и укрепления здоровья детей – комплексная и многоаспектная, решать ее следует разным специалистам во взаимодействии друг с другом. На здоровье детей негативно сказывается непроработанность механизмов по его достижению и сохранению. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью сохранения и укрепления здоровья младших школьников на основе здорового образа жизни и недостаточной разработанностью и изученностью условий, обеспечивающих его достижение. Данное противоречие обусловило проблему исследования. Проблема сформулирована нами следующим образом: какие усло-вия организации образовательного процесса в сельской школе обеспечи-вают оптимальные возможности жизнедеятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Решение данной проблемы составляет цель исследования: оценить влияние социальной среды (социально-экономических и психолого-педагогических условий) на состояние здоровья младших школьников, раскрыть возможности системы педагогической работы в формировании у них здорового образа жизни. Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни младших школьников в сельской школе. Предмет исследования: условия формирования здорового образа жизни обучающихся младшего школьного возраста сельской школы. Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни будет осуществляться эффективно, если: – задача сохранения и укрепления здоровья детей в школьной среде выделена как значимая и существенная; – выявлены составляющие здоровья; – учтены условия, влияющие на здоровье детей; – педагогическая работа построена на их основе. Задачи исследования: 1. Выявить социально-экономические и психолого-педагогические ус¬ловия, влияющие на формирование здорового образа жизни младших школьников. 2. Изучить особенности сельских обучающихся младшего школьного возраста. 3. Определить содержание и технологии работы по формированию здорового образа жизни младших школьников в образовательном процессе сельской школы. Теоретико-методологической базой исследования явились поло-жения философии, психологии, педагогики, признающие жизнь и здоровье высшими ценностями, роль социальных факторов в обеспечении процесса формирования здорового образа жизни человека. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, тестирование. Организация исследования. Опытная работа осуществлялась на базе СП МБОУ Гимназия г. Мичуринска Тамбовской области. В исследовании приняли участие обучающиеся младшего школьного возраста. Первый этап (2017 г.) включал в себя выбор и теоретическое обос-нование темы исследования. Изучалась научно-методическая литература по проблеме, определялись исходные позиции, понятийный аппарат, логика и организация исследования. На втором этапе (2017 – 2018 гг.) осуществлялась опытная работа по изучению состояния здоровья младших школьников, разработке и внедрению содержания и педагогической деятельности, способствующей формированию здорового образа жизни младших школьников. На третьем этапе (2018 – 2019 гг.) проводилось осмысление эмпирических данных, обобщение и систематизация результатов, литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретические основы формирования здорового об-раза жизни младших школьников ……………………………… 7 1.1 Современные представления об образе жизни и здоро-вье человека …………………………………………………….. 7 1.2 Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников ………………… 16 Глава 2 Особенности формирования здорового образа жизни младших школьников в сельской школе ………………………. 24 2.1 Психолого-педагогическая доминанта развития млад-ших школьников ……………………………………………….. 24 2.2 Изучение состояния здоровья младших школьников … 32 2.3 Система педагогической ориентации младших школь-ников в сельской школе на здоровый образ жизни ………. 36 Заключение ………………………………………………………….. 48 Список использованных источников …………………………… 50 Приложение …………………………………………………………. 54
Список литературы

1. Амосов, Н.М. Уроки здоровья / Н.М. Амосов. – М.: Педагогика, 2005. – 94 с. 2. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2013. – 156 с. 3. Ашихмина, Г.А. Организация здоровьесберегающей деятельности в сельской школе /Г.А.Ашихмина. – Мичуринск: МГПИ, 2005. – 192 с. 4. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Баейр, Л. Шейнбер. – М.: Медицина, 2007. – 268 с. 5. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. 6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. – М.: Ака¬демия, 2010. – 192 с. 7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 464 с. 8. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – М.: Аргус, 2014. – 284 с. 9. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, пред-став¬ления, установки / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – М.: Академия, 2011. – 352 с. 10. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Академия, 2010. – 440 с. 11. Горячев, В. Здоровье – категория педагогическая / В.Горячев // Народное образование. – 2009. – №9. – С. 219-231. 12. Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика / М.П.Гурьянова. – Минск: Амалфея, 2012. – 448 с. 13. Гурьянова, М.П. Опыт организации междисциплинарного соци-аль¬но-педагогического исследования / М.П. Гурьянова // Педагогика. – 2012. – №6. – С.3-8. 14. Дыхан, Л.Б. Педагогическая валеология / Л.Б. Дыхан, В.С. Ку-кушкин, А.Г. Трушкин. – М.: МарТ, 2015. – 528 с. 15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2012. – 384 с. 16. Караковский, В.А. Воспитательная система обычной школы / В.А. Караковский // Народное образование. – 2011. – № 4 . – С.77-87. 17. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. – 2012. – №6. – С. 11-40. 18. Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учре-жде¬ний, расположенных в сельской местности Российской Федерации // Вестник образования. – 2012. –№ 7. – С. 9-16. 19. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко. – М.: Академия, 2013. – 416 с. 20. Лисицын, О.П. Образ жизни и здоровье населения / О.П. Лиси-цын. – М.: Знание, 2002. – 86 с. 21. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса // Избр. пед. соч.: в 2т. / под ред. И.А. Каирова. – Т.1. – М.: Педагогика, 2007. – С. 177-255. 22. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленко-ва. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 480 с. 23. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика бо¬лезней / В.В. Марков. – М.: Академия, 2011. – 320 с. 24. Междисциплинарная программа «Здоровье» // Вестник образова¬ния. – 2012. –№ 12. – С.22-74. 25. Мир детства: Подросток / под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Про-свеще¬ние, 2002. – 96 с. 26. Митяева, A.M. Здоровьесберегающие технологии / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2008. – 192 с. 27. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2012. – 200 с. 28. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.:ВЛАДОС, 2011. – Кн.2: Психология образования. – 608 с. 29. Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. – 2010. – №6. – С.28-35. 30. Нугуманова, Л.Н. Здоровьесберегающее обучение и воспитание в условиях средней школы / Л.Н. Нугуманова // Педагогическое образование и наука. – 2012. – №1. – С.46-50. 31. Образование и здоровье: Основные наработки к ведомственной це¬левой программе // Вестник образования. – 2012. – №12. – С. 58-71. 32. Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиции соци-аль¬ной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 2004. – №4. – С.20-25. 33. Попов, С.В. Валеология в школе и дома / С.В. Попов. – СПб.: СОЮЗ, 2008. – 134с. 34. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т. / отв. ред. В.В.Да¬выдов. – Т.1.– М.: Большая российская энциклопедия, 2013. – 586 с. 35. Савельева, Е.А. Учебно-воспитательная среда как условие фор-ми¬рования и развития личности школьника: автореферат дисс... канд.пед.наук / Е.А. Савельева. – Липецк: ЛГПУ, 2012. – 24 с. 36. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова // Педагогика. – 2010. – №6. – С. 35-39. 37. Семенов, В.И. Малочисленная школа: опыт совместного творчества детей, педагогов и родителей / В.И. Семенов // Воспитательные системы со¬временной школы: опыт, поиски перспективы /под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: ВЛАДОС,2005. – С. 78-84. 38. Сероштанов, В.П. Социально-педагогические факторы развития процесса трудового становления сельских школьников / В.П. Сероштанов // Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика, 2011. – С. 53-57. 39. Соковня-Семенова, Н.И. Основы здорового образа жизни и пер-вая медецинская помощь / Н.И. Соковня-Семенова. – М.: Академия, 2007. – 184 с. 40. Социальная педагогика / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛА-ДОС, 2010. – 416 с. 41. Степанов, Е.Н. Воспитательная система сельской школы / Е.Н.Сте¬панов // Классный руководитель. – 2008. – №1. – С. 2-10. 42. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радяньска школа, 2003. – 287 с. 43. Фельдтштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве и вре-мени детства / Д.М. Фельдштейн. – М.: Академия, 2007. – 312 с. 44. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьников / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед.общество России, 2008. – 48с. 45. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 2009. – 560 с. 46. Arnold, М.В. Feelings and emotions as dynamic factors in personality integration. // В кн.: Arnold, М.В., Gasson, J.А. (eds.). The human person. N.Y., Ronald, 1954, pp. 294-313. Перевод В.К. Вилюнаса. – (Хрестоматия по психологии). 47. Goldman, D. Emotional Intelligence / D. Goldman. – New York: Bantam Books, 1995. – 367 р.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы формирования здорового образа жизни младших школьников 1.1 Современные представления об образе жизни и здоровье человека Считается, что состояние человека на 55% зависит от образа жизни, на 15 % – от наследственности, на 20 % – от окружающей среды, на 10 % – от ме¬дицины [19]. Одной из важнейших задач школы в этой связи является фор¬мирование у детей ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Для определения понятия «здоровый образ жизни», необходимо рас¬крыть сущность образа жизни и здоровья. В настоящее время в антропологи¬ческих науках каждый из них трактуется неоднозначно. Так, в медицине под образом жизни понимают «такое поведение чело¬века, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и ориентиро¬вано на соблюдение гигиенических норм, требований и правил» [1;39]. Образ жизни – это, своего рода, система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов. При этом проблема здоровья рассматривается не как некая абстракция, а как конкретное выра¬жение возможностей человека в достижении поставленной цели.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg