Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

kira_moreva 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Проведенное исследование психолого-педагогической литературы и диагностика воображения и мышления старших дошкольников подтвердило актуальность дальнейшей работы с детьми по рассмотренным аспектам с целью обогащения познавательных процессов, прежде всего в области мыслительной деятельности.
Введение

Темой данной работы является «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста». Актуальность данной темы определяется следующими факторами. Традиционно в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира. Проникая во все виды деятельности, включаясь в систему наиболее существенных когнитивных образований субъекта, воображение наиболее тесно связано с развитием эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. Именно в нем можно увидеть тот узел «аффекта и интеллекта», который связывает эмоциональную и интеллектуальную жизнь личности. Особенно значимым становится выявление специфики воображения и закономерностей, его становления в рамках интеллектуальной подготовки детей к школе, так как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Накопленные же в психологии данные позволяют с уверенностью говорить о наличии общих закономерностей для самых различных творческих процессов, в том числе и для воображения и интеллектуального развития. Так, И.М. Розет пишет: «Мысль об универсальности психологических закономерностей, управляющих творческими процессами во всех сферах человеческой деятельности, можно считать общепризнанной, причем она с большой категоричностью утверждается в различных новейших исследованиях» [24, с.92]. Надо отметить, что именно выявление универсальных закономерностей всех творческих процессов, в том числе и воображения и интеллектуального развития, может лечь в основу построения новых программ обучения дошкольников, так как, по мнению Л.А. Венгера, «своеобразие дошкольного обучения в том, что «стержнем» должно быть формирование способностей, а знания, умения и навыки следует подбирать исходя из того, что они могут дать для развития ребенка» [5, с.92]. То есть необходимо создание специальных развивающих программ, в которых воображение с тем или иным уровнем успешности складывалось бы не при обучении ребенка разным видам деятельности, но которые были бы прямо направлены на развитие наиболее существенных механизмов воображения дошкольника. Такие программы должны содержать специальные задания, которые способствовали бы активизации творческих способностей, общих для самых разных видов деятельности. Большинство авторов, изучавших эту проблему, подчеркивают, что возможно выделение особой разновидности творческого воображения вне зависимости от конкретных видов деятельности либо в качестве самостоятельного вида, либо в качестве обязательного компонента интеллектуального развития. Поэтому и создание дифференциальных программ обучения, в частности, программ обучения творчески и интеллектуально одаренных детей, требует выявления общих закономерностей всех творческих процессов, в том числе и воображения. Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена, во-первых, значением воображения в развитии всех творческих процессов в психике дошкольника, в том числе и при формировании готовности к школе, которая играет главную роль в творческом создании суждений ребенка о мире, о людях и о себе. Во-вторых, исследование взаимосвязи воображения и интеллектуального развития позволяет определить влияние возрастных и личностных особенностей на эту взаимосвязь, определить направления индивидуальной работы с детьми по развитию творческого воображения и интеллектуального развития дошкольников. Объектом исследования интеллектуальное развитие старших дошкольников при подготовке к школе. Предмет исследования: развитие творческого воображения в процессе интеллектуальной подготовки к школе. Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у дошкольников будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий педагогического процесса: - индивидуально-возрастной подход (учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка); - создание педагогической среды, опережающей развитие ребенка (обстановка, создающая перед ребенком проблемы, направленные на опережающее развитие); - использование игровых методов развития воображения. Цель данного исследования: разработка программы развития творческого воображения старших дошкольников в процессе интеллектуальной подготовки к школе. Задачи, стоящие перед исследованием: - проанализировать теоретические основы изучения воображения в дошкольном детстве; - оценить место воображения в процессе интеллектуальной подготовки к школе; - разработать программу развития творческого воображения старших дошкольников; - провести экспериментальную работу по применению программы развития творческого воображения старших дошкольников и оценить ее эффективность. Методы исследования: - анализ теоретической и методической литературы по теме исследования; - диагностика уровня развития творческого воображения и логического мышления; - обобщение методов развития воображения и мышления. Методологическая база исследования. 1. Концепция развития ребенка Л.С. Выготского [6, 7]. 2. Концепция психологии познания Д.С. Брунера [3]. 3. Теории и концепции отечественной и зарубежной педагогической психологии о подготовке детей к обучению в школе, о развитии познавательных процессов старших дошкольников, а именно: - о развитии воображения: Боровик О. В., Выготский Л. С., Дьяченко О. М., Субботина Л. Ю. и др. - о развитии мышления: Симановский А.Э., Никифорова О. Н., Поддьяков Н. Н. и др. Структура работы определяется задачами, стоящими перед исследованием: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованной литературы.
Содержание

Введение 8 1 Теоретические основы развития творческого воображения 12 1.1 Особенности развития творческого воображения старших дошкольников 12 1.2 Интеллектуальное развитие в старшем дошкольном возрасте 21 1.3 Педагогические условия развития творческого воображения у дошкольников 29 Выводы по первой главе 33 2 Экспериментальное изучение особенностей развития творческого воображения старших дошкольников 35 2.1 Цели и методика экспериментальной работы 35 2.2 Программа занятий по развитию творческого воображения 37 2.3 Анализ полученных результатов 43 Выводы по второй главе 53 Заключение 53 Список использованной литературы 55 Приложения 58
Список литературы

1. Беркинблит М.К, Петровский А.В. Фантазия и реальность. - М., 1968. – 328 с. 2. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М., 2018. – 231 с. 3. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М., 1977. – 241 с. 4. Веккер Л. М. Психические процессы. - Л., 1981. – 321 с. 5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988. – 463 с. 6. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. - 2017. - № 1. - С. 7-12. 7. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. – 439 с. 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2015. – 373 с. 9. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1987. – 341 с. 10. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. - М., 2017. 11. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления). Магнитогорск, 2000. 12. Давыдов В.В., Драгунова Т.В. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2016. – 251 с. 13. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопр. психологии. 1988. № 6. С. 42-45. 14. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44-51. 15. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 2016. – 132 с. 16. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107—114. 17. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2013. – 343 с. 18. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика. 2001. № б. С. 9-17. 19. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956. – 221 с. 20. Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. 1968. № 3. с. 32-34. 21. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошк. восп.. 1971. – № 2. с. 43-45. 22. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. – 252 с. 23. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М. 1989. – 311 с. 24. Кудрявцев В. Сила воображения.// Дошкольное образование. 2001. № 07. С. 43-45. 25. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 50-53. 26. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – 323 с. 27. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. – М., 1959. – 312 с. 28. Матасова И.Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. М., 2007. – 154 с. 29. Мухина В.С. Детская психология. - М., 2000. – 341 с. 30. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси, 1972. – 233 с. 31. Немов Р. С. Психология: Уч. для студ.выс. пед. уч. зав.й: В 3 кн. – М., 2001. – 422 с. 32. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. – 401 с. 33. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1976. - 479 с. 34. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977. - 272 с. 35. Практикум по песочной терапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М. Грабенко. - СПб., 2002. – 203 с. 36. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-ое изд. – М., 1996. – 374 с. 37. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1986. - 224 с. 38. Рибо Т. Творческое воображение. М., 1999. –226 с. 39. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996. – 434 с. 40. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. – 432 с. 41. Сапогова Е.Е. Операции моделирования как условие развития воображения дошкольников // Вопр. психол., 1980. № 3. С. 109—115. 42. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей-дошкольников. – Ярославль 199. – 177 с. 43. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. – М., 1999. – 288 с. 44. Субботина Л.М. Воображение и творчество ребенка. – Ярославль, 1997. – 285 с. 45. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.М. Ветлугиной. – М.,1974. – 412 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ 1.1 Особенности развития творческого воображения старших дошкольников Рассмотрим, как развивается творческое воображение дошкольников с его первых проявлений до старшего дошкольного возраста. До сих пор многие важные для понимания психологической природы воображения вопросы остаются без ответа, особенно это касается ранних этапов развития творчества. Как только заходит речь об истоках творчества, психологи начинают противоречить друг другу. Так, в зарубежной психологии существуют на этот счет различные точки зрения. Торренс, например, считает, что творчество пробуждается в детях только после 5 лет, а по данным Андрюса, «пик творчества» у детей приходится на 3,5–4,5 года [17, 24]. Другая же позиция заключается в том, что ряд психологов вовсе отказывают ребенку в каком - бы то ни было творчестве. Они считают, что у ребенка есть только пассивная фантазия, что он может лишь слепо копировать увиденное у взрослых [22, 34]. Первые проявления воображения мы можем наблюдать тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. И первые проявления воображения относятся к 2,5–3 годам, потому что именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Возникает это, прежде всего, в игре.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg