Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Бюджетирование как инструмент финансового планирования и контроля (на примере ООО "Гравилайн"

irina_k20 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Актуальность темы обусловлена тем, что на многих малых российских предприятиях отсутствует какая-либо система планирования. По некоторым данным 90% всех проблем с финансами в них связано с неграмотностью руководства в вопросах управления финансами. Одной из причин является отсутствие у руководителей своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии компании. Следовательно, проседает и контроль. С подобной проблемой столкнулись и на рассматриваемом предприятии. Бюджетирование крайне важно для принятия управленческих решений. К числу основных функций бюджетирования относятся прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат) и проведение сценарного анализа, т.е. оценки различных вариантов финансового положения предприятия в будущем. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе работы рассмотрены содержание, цели, функции бюджетирования и мнения разных авторов по данной теме (дискуссионные вопросы). Рассмотрено место и роль бюджетирования в системе планов предприятия, а также основные этапы постановки бюджетирования. Вторая глава посвящена описанию деятельности предприятия, характеристике его основных видов деятельности, анализу динамики экономических показателей, проведен анализ финансового состояния. При разработке бюджетирования в третьей главе основной задачей было разработать рабочий план внедрения бюджетов на предприятии. В заключении кратко изложены основные выводы и предложения, полное обоснование и аргументация которых изложены в тексте работы. В настоящее время технологии бюджетирования уделено внимание многих авторов, как практиков, так и теоретиков финансового менеджмента. Данная тема находит свое отражение в трудах зарубежных и российских авторов: Бримсон Дж., Антос Дж., Кондраков Н.П., Иванова М.А., Алексеева М.М., Бухалков М.И., Карпов А.Е., Кондраков Н.П., Иванова М.А., Стояновоа Е.С., Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В., Немировский И.Б., Старожукова И.А. Для первых двух подразделов первой главы в основном использовалась учебная литература, научные и популярные статьи по финансовому менеджменту, бухгалтерскому и управленческому учету. Для последнего подраздела первой главы и для третьей главы работы была использована специальная литература, посвященная теории и практике бюджетирования.
Введение

Данная работа посвящена разработке и внедрению пока еще не очень привычной для предприятий малого бизнеса технологии управления финансами – бюджетированию. Объектом исследования данной работы является ООО "Гравилайн" Предметом исследования является процесс бюджетирования в организации. При изучении вопроса были поставлены следующие задачи: - изучение различных методик постановки бюджетирования на предприятии, его функций; - на основе рассмотренных теоретических положений и анализа деятельности предприятия разработать оптимальную систему бюджетирования, соответствующую потребностям предприятия, специализирующегося на производстве рекламной и сувенирной продукции; - предложить ряд мероприятий по внедрению бюджетирования на конкретном предприятии.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 5 1.1 Управление хозяйственной деятельностью предприятия на основе финансового планирования 5 1.2 Бюджет, как инструмент финансового планирования. Понятие, сущность и виды бюджетирования на предприятии 11 1.3 Функции бюджетирования в организации и основные этапы его постановки 19 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОЗИЦИЙ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО "Гравилайн") 23 2.1 Общая характеристика ООО "Гравилайн" 23 2.2 Анализ финансового состояния предприятия ООО "Гравилайн" 25 2.3 Цели и задачи бюджетирования в ООО «Гравилайн» 29 3. РЕКОММЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ БЮДЖЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38 ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Список литературы

Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 1.1 Управление хозяйственной деятельностью предприятия на основе финансового планирования Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде. Место финансового планирования в системе планирования и управления предприятием являет¬ся значительным. С одной стороны, финансовое пла¬нирование является замыкающей подсистемой внут-рифирменного планирования, с другой стороны, является определяющей подсистемой управления финансами. Результатом финансового планирова-ния на предприятии является финансовый план, ко¬торый характеризуется объемами поступлений и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприя¬тия, включая платежи в бюджет на планируемый пе¬риод. Финансовый план связан со всеми процесса¬ми предприятия. Объекты финансового планирования: - финансовые ресурсы — денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении коммерческой организации и предназначенные для финансирова¬ния затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию, выполнению обязательств перед государством, финансирования прочих расходов; - финансовые отношения, возникающие в процессе расширенного воспроизводства; - стоимостные пропорции, формирующиеся при распределении финансовых ресурсов. Данные пропорции должны быть экономически обосно¬ванными, поскольку влияют на эффективность деятельности коммерческой организации. Основная особенность финансового планирования со¬стоит в том, что все планируемые показатели используются в стоимостном выражении. Результатом финансового плани¬рования являются финансовые планы. В основе финансовых планов лежат долгосрочные цели, определяемые руковод¬ством коммерческой организации в ходе стратегического пла-нирования. Как правило, процесс финансового планирования на предприятии осуществляется в несколько этапов. Сперва проводится анализ финансовой ситуации. Затем разрабатывается общая финансовая стратегия предприятия, составляются прогнозные документы. А затем переходят к составлению текущих финансовых планов. Контроль исполнения финансовых планов заключает¬ся в определении фактических конечных финансовых резуль¬татов деятельности предприятия, сопоставлении с заплани¬рованными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, разработке мер по устранению нега¬тивных явлений. Как видим, цель финансового планирования состоит в обеспечении финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам и во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с плановыми заданиями и конъюнктурой рынка (рис.1). Основная задача финансового планирования состоит в представлении предполагаемой производственно-хозяйственной деятельности предприятия и необходимых для ее реализации управленческих решений в производственно-хозяйственных или финансово-экономических расчетных величинах и анализе того, как эти решения повлияют на доходы и расходы предприятия. К комплексными задачами финансового планирования относится: Рисунок 1. Интегрированное финансовое планирование Финансовое планирование в целом: - воплощает выработанные стратегические цели в фор¬му конкретных финансовых показателей; - обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития; - предоставляет возможность определить жизнеспо¬собность (эффективность) проекта предприятия в ус¬ловиях конкуренции; - служит базой для оценки инвестиционной привлека¬тельности для инвесторов. 1.2 Бюджет, как инструмент финансового планирования. Понятие, сущность и виды бюджетирования на предприятии Понятие процесса бюджетирования носит неоднозначный и противоречивый характер. Его, как и многие другие финансовые категории, можно считать вопросом дискуссионным и требующим тщательного рассмотрения во всех аспектах. В литературе по финансовому менеджменту существуют следующие определения бюджетирования: Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т. е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. [15] Система бюджетирования – это система учета для принятия управленческих решений, основанная на фактически полученных результатах в предыдущем году в сопоставлении с планом на следующий период планирования. [9] Бюджетирование представляет собой балансирование потоков доходов и расходов фирмы в целом и основных ее структурных звеньев. [4] Бюджетирование (внутрифирменное финансовое планирование) – это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой – управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. [16] Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами (прежде всего финансовыми как отдельного бизнеса, так и компании в целом). [16] Основным назначением бюджетирования в стратегическом плане является управление активами компании, рост капитализации, определение инвестиционной привлекательности отдельных направлений хозяйственной деятельности. При этом в каждой компании могут быть свои функции бюджетирования в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. В каждой компании в качестве управленческой технологии бюджетирование может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий, тем не менее, существует общая (принципиальная) схема бюджетирования (рис. 2). Рис. 2 Принципиальная блок-схема бюджетирования Конкретно функции бюджетирования проявляются в системе показателей, которые устанавливаются руководителем предприятия или компании в качестве целевых или контрольных. По этой причине системы бюджетирования даже в одинаковых компаниях будут различными. Различия в целях и стратегиях проявляются в разных финансовых показателях, выбираемых в качестве целевых (контрольных). Далее форматы бюджетов должны соответствовать заданным контрольным показателям. Главное в бюджетировании – создать систему координат для бизнеса, по которой было бы видно, куда движется бизнес в настоящее время и каковы его перспективы на будущее, т. е. создать основу для выработки и принятия управленческих решений в финансовой сфере. А поскольку одной из основных задач финансового менеджмента является эффективное управление денежными потоками, то это и будет основной задачей бюджетирования. Различают различные виды бюджетов на предприятии. Основной бюджет – это финансовое количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Основной бюджет (или общий, генеральный – master budget) состоит из трех обязательных финансовых документов: 1) прогноза отчета о прибылях и убытках; 2) прогноза отчета о движении денежных средств; 3) прогноза балансового отчета. Таблица - Классификация бюджетов по основным классификационным признакам Классификационный признак Вид бюджета По сферам деятельности предприятия 1. Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего времени содержание показателей, отражаемых в два последовательных этапа - текущем плане доходов и расходов по данной деятельности 2. Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности 3. Бюджет по финансовой деятельности детализирует показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств По видам затрат 1. Текущий бюджет состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг) 2. Капитальный бюджет доводит до конкретных исполнителей результаты текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д. По широте номенклатуры затрат 1. Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (бюджет оплаты труда персонала и т.д.) 2. Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (производственный участок, административно-управленческие расходы и т.п.) По методам разработки 1. Фиксированный бюджет не зависит от изменения объемов работы (расходы по обеспечению охраны предприятия). 2. Гибкий бюджет устанавливает планируемые текущие или капитальные затраты в виде норматива расходов По длительности планируемого периода 1. Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой По периоду составления 1. Оперативный бюджет прямо связан с достижением целей предприятия (план производства, материально-технического снабжения) 2. Текущий бюджет направлен на планирование текущих целей предприятия 3. Перспективный бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации По непрерывности планирования 1. Самостоятельный бюджет изолирован, не зависит от других бюджетов 2. Непрерывный бюджет, к которому по окончанию месяца или квартала добавляется новый По степени содержания информации 1. Укрупненный бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено 2. Детализированный бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим Процесс бюджетирования может быть разделен на две составные части: 1) подготовка операционного бюджета; 2) подготовка финансового бюджета. Операционный бюджет состоит из: 1) бюджета продаж; 2) бюджета производства; 3) бюджета производственных запасов; 4) бюджета производственных накладных расходов; 5) бюджета прямых затрат на оплату труда; 6) бюджета коммерческих расходов; 7) отчета о прибылях и убытках. Финансовый бюджет состоит из: 1) инвестиционного бюджета; 2) кассового бюджета; 3) балансового отчета. При составлении бюджетов рекомендуется применять документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, что значительно облегчает составление бюджетов и упрощает сравнение плановых и фактических данных. Рекомендуется составлять бюджеты на три года вперед с разбивкой в первый год по месяцам. Ниже приводится характеристика основных видов бюджетов. Бюджет продаж – это первый и самый важный шаг в составлении основного бюджета. Оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты. Бюджет продаж должен отражать месячный и квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях. Он составляется с учетом уровня спроса на продукцию предприятия, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов. Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потока денежных средств. Прогноз продаж – это необходимый предварительный этап работы. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными. Факторы, влияющие на прогноз объема продаж, следующие: объема продаж предшествующих периодов; производственные мощности; зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов; относительная прибыльность продукции; изучение рынка, рекламная компания; ценовая политика, качество продукции; конкуренция; сезонные колебания; долгосрочные тенденции продаж различных товаров. Надежность прогноза продаж повышается в результате использования комбинации экспертных и статистических методов: функциональный метод – информация о прогнозах поступает от руководителей отделов к директору по маркетингу, который является ответственным за точность прогноза и составление бюджета продаж. Недостаток метода – высокая степень субъективности оценок; статистические методы – трендовый, корреляционный, регрессионный и другие виды анализа, которые позволяют сделать прогноз на основе существующих тенденций развития, но не позволяют предвидеть возможные качественные изменения; групповое принятие решений – участвуют начальники отдела материально-технического снабжения, финансового отдела, руководство компании. Достоинство метода – простота и скорость принятия решения. Бюджет производства – это план выпуска продукции в натуральных показателях. Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж. Он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов и величину внешних закупок. Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода. Бюджет производственных запасов – содержит информацию, необходимую для подготовки двух заключительных документов основной бюджета: 1) прогноза отчета о прибылях и убытках в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции; 2) прогноза балансового отчета в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода. Бюджет производственных накладных расходов – отражает объем всех затрат, связанных с производством продукции. За исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Общепроизводственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется исходя из потребностей производства, а переменная часть – как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих. Бюджет общепроизводственных накладных расходов, обычно, включает в себя ряд стандартных статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования. Страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводительного времени и другие. Бюджет прямых затрат на оплату труда – это затраты на заработную плату основного производственного персонала. Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливаются исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала. В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части: фиксированную часть и сдельную часть оплаты труда. Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения. Бюджет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объемом продаж. Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшение финансирования мероприятий, направленных на стимулирование сбыта. Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж. Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются: типы продукции, типы покупателей и география сбыта. Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок. Поэтому ответственный исполнитель, обычно директор по маркетингу, должен четко определить где, когда и как должна быть проведена рекламная компания и сколько средств на нее потребуется, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах. При составлении бюджета коммерческих расходов также необходимо выделять затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение и складирование товаров. Бюджет управленческих расходов – это все расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия: затраты на содержание отдела кадров, юридического отдела, отдела автоматизированной системы управления, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты и др. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер. Переменная часть, если она присутствует, планируется как процент, например, от объема продаж.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Финансы, 36 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Финансы, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Финансы, 38 страниц
456 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg