ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
Исследования по подготовке резервов в гандболе представлены работами различной направленности. Это обоснование этапов многолетней подготовки [19, 25, 27], динамика физического развития и физической подготовленности юных гандболистов различного возраста [18, 23, 29], основание педагогического контроля гандболистов [24], технико-тактическая подготовка [26, 42], воспитание высокорослых спортсменов [23].
1.1. Отбор и ориентация в спорте
Рост результатов в спорте зависит от методики и тактики спортивной тренировки, прогресса технических средств, своевременной и эффективной реабилитации спортсменов, а также от роста массовости и правильного отбора спортсменов. Выбрать для каждого подростка вид спортивной деятельности – задача спортивной ориентации: отобрать наиболее пригодных, исходя из требований спорта – задача спортивного отбора [2, 7, 12, 38, 53].
У разных людей при одинаковых тренировочных возможностях степень тренируемости двигательных качеств различна. Выдающееся спортивное достижение – это результат не только упорных спортивных тренировок, но также и экстраординарных наследственных данных, которыми обладает спортсмен. Современное мастерство требует длительной подготовки. Поэтому самая большая сложность заключается в умении разглядеть в ребенке то, что ему понадобится для победы, когда он будет взрослым [38, 40]. К сожалению, критериев оценки перспективности спортсмена пока немного. Пока мало разработаны модельные характеристики «идеальных типов» в отдельных видах спорта. Высоких результатов в спорте можно добиться лишь при наличии определенных особенностей. Однако, пока мало известно о том, как формируются способности и какими научными критериями можно определить одаренность в той или иной двигательной деятельности. Доказано, например, что дети, имеющие преимущество в росте, сохраняют его и в последующие годы [3, 5, 6, 23, 28, 31].
Как всякое сложное явление, формирование способностей имеет устойчивую, вероятностную и случайную составляющие. Случайная составляющая не поддается никаким прогнозам, вероятностную составляющую можно предполагать, а устойчивую легче других предсказать.
Отсев при отборе – это реальное явление на всех этапах отбора. Известно, что одни люди могут иметь преимущества перед другими в овладении какой-либо деятельностью. Способности – это свойства человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какой-либо деятельности. Способности формируются на основе задатков, т.е. анатомо-физиологических особенностей человека [31,32,39] в процессе деятельности, обучения и воспитания. Но и при одинаковых условиях обучения и воспитания в результатах бывают огромные индивидуальные различия, т.к. и сегодня ученые располагают относительно немногими сведениями о наследовании высоких вариантов нормальных признаков человека [10, 11, 12]. Проблема развития и формирования таланта неразрывно связана с решением проблемы спортивных способностей, с решением проблемы индивидуализации процесса совершенствования мастерства [26, 28, 46].
Уровень развития современного спорта настолько высок, что только немногие могут показывать результаты международного класса. Есть определенные рекомендации о том, в каком возрасте начинать занятия тем, или иным видом спорта [11, 12, 17, 20, 21, 37, 44, 45, 49]. В гандболе эти рекомендации разработаны [13, 14, 26, 27].
В практике спортивного отбора поиск талантов проходит обычно в условиях соревнований. Спортивный результат, однако, не отличается стабильностью и поэтому недостаточно прогностичен, особенно в спортивных играх. Определение спортивной пригодности - это не только проверка соответствия подростка специфике спортивной деятельности, но также поиск противопоказаний (антикритериев) и их оценка.
Проводить отбор необходимо по нескольким критериям. Сейчас, к примеру, можно с достаточной точностью предсказать длину тела подростка на любом этапе развития [34, 35]. Можно предсказать длину верхних и нижних конечностей. Поперечные размеры тела тоже могут служить критерием отбора для определенной спортивной деятельности.
Различные физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов. Контролю при развитии со стороны генотипа подвержены быстрота, мышечная сила и особенно выносливость. Быстрота не зависит от телосложения спортсмена. В основе способности к быстрым движениям лежит высокая возбудимость нервной системы. Выносливость зависит от энерговозможностей человека, а они, в свою очередь, от генотипа спортсмена [53].
Несомненно, что значимость физических качеств в различных видах спорта различна. Способность к конкретному виду спорта можно оценить, используя лишь специфические для него тесты и упражнения. Такие упражнения в гандболе разработаны.
Физическому развитию в гандболе посвящено немного научных работ. Наиболее полно проблема физического развития игроков на возрастных этапах рассмотрена в работах авторами [23, 26, 27, 28, 29], которые дают подробную динамику комплекса показателей физического развития спортсменов от 10 лет до взрослых мастеров спорта. Физическое развитие в этой работе представлено в сравнительном анализе игроков по длине тела: высокорослые, выше среднего и среднерослые. Других категорий людей ниже среднего и низкорослых среди гандболистов не обнаружено.
Данных физического развития юных гандболистов на возрастных этапах с учетом игрового амплуа в команде нами не обнаружено.
1.2. Амплуа игроков в командных спортивных играх
Состав командной спортивной игры предполагает деление всех игроков по функциям, которые они должны выполнять в процессе соревнований. В каждом виде спортивной командной игры (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, водное поло, регби) эти функции имеют свои особенности, но общее их значение состоит в том, что только при четком распределении обязаннистей можно добиться организованного, целенаправленного, подчиненного определенным закономерностям процесса, как в соревнованиях, так и в тренировке. Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизические особенности.
Баскетболистов различают по амплуа: центровой, крайний нападающий, защитник. Центровой игрок должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью.
Крайний нападающий - это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно.
Защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным.
При комплектовании игрового состава в волейболе сильнейшие команды придерживаются двух способов: 5+1 (пять нападающих, один связующий) и 4+2 (четыре нападающих один связующий), первый преобладает. Из нападающих два должны хорошо выполнять удары с низких передач (первым темпом). При системе 5+1 по диагонали со связующим располагается универсальный нападающий, хорошо владеющий навыком второй передачи [21, 54].
Тенденция развития волейбола состоит в усилении универсализации игроков, чтобы в соответствии с требованиями игры они могли участвовать в реализации всех тактических действий.
Игра современного хоккеиста развивается по двум направлениям: универсализации и специализации. Первое направление - умение выполнять функции всех игровых амплуа, второе - высокое профессиональное выполнение функций, связанных со своим игровым амплуа.
Центральный нападающий - главная фигура в команде. Он выполняет организующую, диспетчерскую функции в атаке и обороне, являясь активным соединителем и завершителем атак и разрушителем атакующих действий противника. Он должен иметь высокий уровень развития физических и психических качеств, а также технико-тактической подготовки, обладать оптимальным видением и чтением окружающей обстановки, оперативным мышлением.
Крайний нападающий - игрок передней линии, активно выполняющий атакующие и оборонительные функции. Он должен быть очень подвижен, высоко технически оснащен, уметь эффективно выполнять скоростной маневр, как с шайбой, так и без нее.
Защитник выполняет оборонительные функции. Он должен хорошо «читать» игровые ситуации, обладать способностью прогнозировать возможное направление развития атаки противника, оперативно принимать решения в выборе позиции, средств и методов отбора шайбы. Рассмотренные функциональные возможности игроков типичны и являются оперативными при отборе и подготовке хоккеиста на конкретное амплуа [51].
Специалисты футбола [11, 22, 50] делят футболистов по функциям на вратарей, крайних защитников, центральных защитников, игроков средней линии, крайних и центральных нападающих.
Вратарь - это игрок выше среднего роста (175 см. и выше) с отличной атлетической подготовкой, мгновенной реакцией, высокой стартовой скоростью. Он должен быть прыгучим, гибким и резким, обладать хорошей координацией движений, ориентацией и расчетливостью, уметь мгновенно определять возможные направления, скорость и траекторию полета мяча, умело руководить обороной, т.е. придать ей стройность и организованность.
Крайние защитники должны иметь отличную атлетическую подготовку. Им необходимо развивать такие качества как сила, быстрота, скоростная выносливость, гибкость, прыгучесть, высокую стартовую скорость. Игроки должны быть с хорошей координацией движений и умело вести единоборство на земле и в воздухе.
Центральные защитники должны обладать высоким ростом и отличной прыгучестью для успешного ведения единоборства в воздухе. Функции защитников развиваются в сторону универсализации и сближения их действий с действиями полузащитников и крайних нападающих.
Игроки средней линий должны обладать отличной функциональной подготовкой, обеспечивающей высокую работоспособность на протяжении всего матча. Они должны быть активными в атакующих и оборонных действиях, создавать и поддерживать высокий темп игры. К игрокам средней линии предъявляются повышенные требования по тактической подготовленности.
Крайние нападающие должны быть быстрыми, ловкими, смелыми и выносливыми. Как и остальные нападающие, они должны проявлять решительность и самостоятельность в защитной фазе атакующего действия, умело действовать с партнерами в комбинированной игре, сочетая ее с индивидуальной специализацией.
Центральный нападающий много и разнообразно открывается по ширине поля, стараясь кратчайшим путем выйти на удобную позицию. Сама их активность в атаках сковывает действия нескольких защитников, не рискующих подключатся к нападению, когда у них за спиной быстрые, маневренные соперники. Игру центрального нападающего отличает гибкое сочетание индивидуальных и групповых действий, умелый выбор позиций, выполнение завершающих действий или приемов в условиях единоборства и дефицита времени.
В основном все работы характеризуют игроков высокой квалификации по их игровому амплуа. Есть работы в футболе [9], волейболе [8], которые затрагивают подготовку молодых игроков с учетом амплуа в команде. Но эта проблема до конца не решена ни в одном виде спортивных игр.
1.3. Особенности игрового амплуа в гандболе
В современном гандболе при возрастающей универсализации игроков основным требованием остается четкая специализация. Это не просто деление игроков на 1-й и 2-й линии и вратаря [1, 3, 13, 14, 26, 48, 52]. Это наиболее оптимальное сочетание сил в команде, подкрепленное рациональным расположением спортсменов на площадке.
Однако, по мнению автора [29], до настоящего времени распределение игровых амплуа среди игроков осуществляется с учетом лишь тех качеств и особенностей, которые обнаруживаются в достаточно открытой форме. Прежде всего, обращают внимание на антропометрические данные и на некоторые откровенно выраженные формы поведения. Не оспаривая значения антропометрических физических данных, тем не менее, необходимо учитывать и психологические особенности спортсмена.
В гандбольной команде большое значение имеет индивидуальное мастерство каждого игрока, но не менее главное - умение каждого игрока оценить свои возможности и возможности партнеров [27]. Одинаково высокие потребности к достижению личного успеха у тех или иных игроков команды могут препятствовать достижению общекомандного успеха.
Чрезмерное внутригрупповое соперничество может неблагоприятно повлиять на совместную командную деятельность. Более успешно действуют команды, где роли четко распределены.
Психологическая проблема отбора заключается не в формальности распределения ролей по принципу «ведущий - ведомый», а в определении, насколько исполняемая роль соответствует личности, можно говорить о реальной сложившейся структуре команды.
Формальная структура гандбольной команды определяется наличием игроков по амплуа: разыгрывающего, полусреднего, линейного, крайнего, вратаря [29].
Зона действий центрального разыгрывающего характеризуется местонахождением игрока, которое обеспечивает наиболее выгодные условия для организации и проведения тактических комбинаций как команды в целом, так и отдельных ее звеньев. Находясь в центре, игрок получает все необходимые условия для установки коммуникаций с партнерами, ему вменяется в обязанность выполнить функции организатора командных действий. Данный игрок должен уметь не только предложить программу действий в конкретном игровом эпизоде, но и суметь ее реализовать усилиями «ведомых». В связи с этим разыгрывающий в наибольшей степени соответствует типу личности «лидер».
Зона действий полусреднего нападающего несколько смещена от центра и является наилучшим местом для бросков мячей с ближних и дальних позиций за счет удобного расположению к воротам. Большинство тактических комбинаций получают свое завершение в атаках полусредних. Они выполняют две функции: первая роль «бомбардира», а вторая - за счет этих действий приковывать к себе пристальное внимание противника, чтобы у других игроков появилась возможность для реализации тактических действий. Полусредние должны отличатся такими особенностями характера как чувство превосходства и уверенности, стремление к конкуренции, соревнованию. Наилучшие из них отличаются решительностью, смелостью, самостоятельностью в своих действиях.
Зона действий линейного игрока характеризуется, во-первых, самым ближним расположением к воротам противника, во-вторых, плотной опекой его со стороны противника. Все это заставляет его вести в нападении на протяжении всего матча силовую борьбу за наиболее выгодное место у площади вратаря. В связи с тем, что игрок находится на «острие атаки», на самом опасном месте для вратаря противника, на него нередко оказывают жесткое воздействие, которому он должен противостоять. Характерными чертами игрока этого амплуа являются энергичность, независимость, стремление к противоборству и физическому противопоставлению себя противнику. Он прежде всего должен отличатся разрушительной тенденцией и агрессивностью.
Местонахождение крайних игроков требует от них не только умения солировать, но и умение вовремя подхватить завязывающуюся комбинацию игрового эпизода. Своими действиями они должны обеспечить действия линейного и полусредних. У них в большой степени, чем у кого-либо, выражена работа на партнеров. От них требуют как самостоятельных решений, так и умение подыграть, растягивать линию обороны противника, развить контратаку. Действия их носят универсальный характер.
Эффективность деятельности гандбольной команды в целом и отдельных игроков обуславливается степенью соответствия индивидуальных особенностей спортсмена характеру выполняемой в команде функции. При подборе игроков на различные амплуа необходимо, как считает автор [52], оценить ряд показателей, которые оказывают наиболее существенное влияние на эффективность соревновательной деятельности. По представлениям специалистов при наблюдении за игровой и тренировочной деятельностью гандболисток различных игровых амплуа в первую очередь надо оценить следующие показатели (табл. 1).
Обращает на себя внимание тот факт, что специфика деятельности по амплуа предъявляет определенные требования к игрокам, причем эти
требования значительно дифференцированы по значимости. Так, например, для разыгрывающего наиболее значимым является такое качество, как способность к самостоятельным решениям, причем по значимости это качество значительно превосходит остальные. Для полусреднего нападающего наиболее значимым является целеустремленность, однако, уровни значимости иные.
Изучая соревновательную деятельность гандболистов различной квалификации, специалисты [29, 30, 48, 55] пришли к выводу, что их деятельность на площадке имеет большую разницу по показателям количества применяемых приемов в игре. При этом игроки различного амплуа имеют разное соотношение применяемых приемов. К примеру, самое большое количество передач приходится на долю разыгрывающих и полусредних, а самое малое на долю линейных. Самое большое количество ускорений при переходе от нападения к защите выполняет крайний нападающий, и он же меньше всех делает за игру рывков в роли защитника.
Линейные игроки почти не применяют ведение мяча, а игроки второй линии нападения выполняют за игру этот прием более 20 раз, а крайний более 30 раз. Такое же соотношение в выполнении прыжков. Меньше всех пользуется этим приемом линейный игрок, а большее количество прыжков выполняет полусредний. Различное расстояние преодолевают игроки, выполняющие разные функции в команде, во время игры в нападении и защите. Приведенные выше примеры показывают, что игра предъявляет различные требования к игрокам различных амплуа.
Таблица 1.
Показатели способностей к отдельным амплуа
Весовой коэффициент Показатели способностей
Разыгрывающий
14 Способность к самостоятельным решениям
27 Предвидение ситуации
31 Стабильность действий в условиях жесткой борьбы
32 Самообладание в стрессовых ситуациях
33 Тактическая образованность
34 Широкий арсенал приемов техники
Полусредний
19 Целеустремленность
26 Широкий арсенал приемов техники
30 Стабильность действий в условиях жесткой борьбы
32 Предвидение голевых ситуаций
37 Самообладание в стрессовых ситуациях
40 Хладнокровие при взятии ворот
Крайний
23 Хладнокровие при взятии ворот
29 Целеустремленность
30 Широкий арсенал приемов техники
32 Стабильность действий в условиях жесткой игры
33 Предвидение сутации
36 Дисциплинированность
Линейный
19 Стабильность действий в условиях жесткой игры
26 Тактическая образованность
28 Целесообразность
31 Хладнокровие при взятии ворот
33 Предвидение голевых ситуаций
34 Самообладание при стрессе
Вратарь
10 Самообладание в стрессовых ситуациях
12 Предвидение ситуации
32 Тактическая образованность
37 Стабильность действий
40 Целеустремленность
41 Спортивная зрелость
Специалистами гандбола разработаны данные о ведущих компонентах соревновательной деятельности нападающих и защитников высокой квалификации различного амплуа [55]. Полученные данные различий в деятельности позволяют конкретизировать направленность подготовки с учетом амплуа, определить наиболее значимые игровые показатели для объективной оценки их спортивного мастерства.
Результаты исследований автором [47, 48] свидетельствуют о том, что из шестнадцати рассмотренных игровых параметров (табл.2) четырнадцать несут существенную нагрузку в структуре соревновательной деятельности защитников.
Таблица 2
Ведущие компоненты соревновательной деятельности нападающих высокой квалификации различного амплуа (по данным В.И. Тхорева)
Игровые компоненты Линейный Крайний Полуср. Разыгрыв.
Розыгрыш мяча
-в быстром порыве
?
?
-в позиционном нападении ? ?
Обыгрывание соперника ? ? ? ?
Уход от опеки:
-в быстром порыве
?
?
-в позиционном нападении ? ?
Завершающие броски:
-дальние и средние
?
?
?
Ближние:
- из центральной зоны
?
?
?
?
- с крайней позиции ? ?
- с контратаки ? ? ? ?
- после прохода и обыгрыша
?
?
?
?
При этом компоненты оборонительной деятельности как переход от нападения к позиционной защите, подбор мяча и противодействие обыгрыванию являются основополагающими в игре спортсменов всех без исключения игровых амплуа (табл. 3).
Наличие общих для соревновательной деятельности спортсменов различных амплуа компонентов игры позволяет рассматривать их в качестве «школы» гандбола, обязательное овладение которыми, независимо от специализации по амплуа, должно лежать в основе процесса обучения.
Таблица 3
Ведущие компоненты соревновательной деятельности защитников различной квалификации
Игровые компоненты Линейный Крайний Полуср. Разыгрыв.
Переход от нападения к защите ? ? ? ?
Подбор мяча ? ? ? ?
Противодействие обыгрыванию ? ? ? ?
Блокирование мяча ? ?
Оборонительные взаимодействия ? ?
Перекрытие опасных направлений атаки ? ? ? ?
В связи с особенностями деятельности игровых амплуа в гандболе разработаны [55] индивидуальные модели игровой деятельности для контроля и оценки успешности роста спортивного мастерства. В этой модели даны нормативы, которые обязаны выполнять, участвуя в соревнованиях, игроки различного амплуа. По этим моделям тренер может оценить вклад каждого спортсмена в успех выступления команды в целом. По ним определяется рост игрока высокой квалификации. Модели разработаны так, что игрок каждого амплуа получает свою оценку по каждому виду деятельности на площадке (табл. 4). К примеру, результативность бросков мяча у гандболистов линейного амплуа должна быть 64,6%, а полусреднему достаточно показать результат всего 41,5%, чтобы считалась успешной. Если полусреднему можно сделать потерю мяча с частотой 0,09, то крайний и линейный имеют право ошибиться только в 0,05 случаев.
Такие же требования предъявляются и к игрокам, исполняющим роль защитников. Если центральному игроку позволительно ошибаться с частотой 0,4, то крайний нападающий не имеет права допускать брак в защитных действиях чаще 0,15.
Таблица 4
Индивидуальные модели игровой деятельности нападающих игроков высокой квалификации за 1 минуту игры
Параметры соревновательной деятельности Линейный Крайний Полусредний Разыгрывающий
Частота выхода на ударную позицию 0,23 0,35 0,33 0,27
Результативность броска, % 56,3 41,5 42,6 64,6
Частота «голевых» передач 0,05 0,15 0,17 -
Частота потерь мяча 0,05 0,09 0,08 0,05
Успешность атакующих действий, % 63,7 49,6 49,9 68,2
Выше приведенные данные касаются игроков высокой квалификации. Данных, касающихся юных гандболистов, приведено незначительно. В программах для СДЮШОР по гандболу [13, 14] рекомендации по технико-тактической подготовке представлены с учетом амплуа игроков в команде, а переводные нормативы даны только с учетом возраста гандболистов.
Автор в своей работе [24] привела показатели физической подготовленности игроков 16-17 лет по этапам годичного цикла. Эти показатели представлены как должные нормы в данном возрасте для достижения высшего мастерства при дальнейшем совершенствовании в гандболе. Причем, эти нормы даны обобщенно для игроков первой линии и второй без разделения на четкие амплуа.