Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическое развитие юных гандболистов как фактор отбора по игровым амплуа

irina_k20 1075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Цель исследования было совершенствование процесса отбора в многолетней подготовке гандболисток. Рабочая гипотеза. Этап начальной специализации по амплуа у юных гандболисток начинается с 12 лет. В 13 лет они участвуют в крупных всероссийских соревнованиях. К этому времени игроки проходят подготовку с учетом их функции в команде в роли определенного амплуа. Предполагалось, что у гандболисток различного игрового амплуа под влиянием направленности подготовки формируется соответствующий комплекс признаков физического развития, который способствует успеху их дальнейшего совершенствования. Предмет исследования стал отбор гандболисток на игровое амплуа в команде. Объект исследования стало физическое развитие игроков 14 и 16 лет различного игрового амплуа. Практическая значимость. Знание динамики развития юных гандболисток помогает тренеру наиболее эффективно планировать процесс становления их спортивного мастерства. Тем более, знание различий и схожих черт у юных игроков, выполняющих разные функции в игре, даст возможность направить их совершенствование по специфическому для каждого амплуа направлению. Кроме того, тренеру необходимо знать, в каком возрасте обнаруживаются особенности гандболистов различного амплуа, по каким критериям отбирать на определенные амплуа. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. Она содержит 44 страниц машинописного текста, 11 таблиц и 6 рисунков.
Введение

Актуальность. Многолетняя подготовка игроков высокой квалификации в гандболе в СДЮШОР имеет несколько возрастных периодов. Самой длительной (с 12 до 17 лет) является подготовка в учебно-тренировочных группах. Этот период делится на два этапа: начальной специализации по игровому амплуа до 14 лет и углубленной тренировки. В гандбольной команде нападающие делятся на игроков первой линии (разыгрывающие и полусредние), второй линии (крайние и линейные) и вратаря. Особенности гандболистов различного амплуа формирует в основном игровая позиция, которую занимает спортсмен в команде. В современном гандболе при возрастающей универсализации игроков основным требованием остается четкая специализация. Это не просто деление на игроков первой и второй линий и вратаря. Это наиболее оптимальное сочетание сил в команде, подкрепленное рациональным расположением спортсменов на площадке. Сейчас в гандболе требуются игроки высокого роста и атлетического сложения и одновременно с высоким уровнем развития скоростных и скоростно-силовых качеств. Данных об особенностях физического развития игроков различного амплуа, занимающихся в учебно-тренировочных группах, доступной нам научно-методической литературе не обнаружено. Поэтому тема, выбранная нами для исследования, весьма актуальна.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 5 1.1. Отбор и ориентация в спорте 5 1.2. Амплуа игроков в командных спортивных играх 8 1.3. Особенности игрового амплуа в гандболе 11 ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18 2.1. Задачи исследования 19 2.2. Методы исследования 19 2.3. Организация исследования. 20 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 21 3.1. Физическое развитие гандболисток 14 лет различного игрового амплуа. 21 3.2. Физическое развитие гандболисток 16-ти лет различного игрового амплуа. 24 3.3. Особенности физического развития гандболистов разного возраста одинакового игрового амплуа 28 ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. 36 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Список литературы

1. Аккуин, Д.Ю. Анализ причин низкого качества первичного отбора в спортивных школах / Аккуин Д.Ю. // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири : материалы межрегион. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов / Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта, Сиб. Олимп. акад. - Омск, 2004. - С. 50-51. 2. Амренова, Г.Р. Критерии отбора в баскетболе / Амренова Г.Р. // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : материалы 8 междунар. науч. конгр., 3-6 июня 2004 г. / М-во образования и науки респ. Казахстан, Казах. акад. спорта и туризма. - Алматы, 2004. - Т. 2. - С. 277-278. 3. Бальсевич, В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и ориентации // Теория и практика физ. культуры. - 1980. -№1.-С.31-34. 4. Баландин, В. И. Прогнозирование в спорте / В. И. Баландин ; Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. - М. : ФиС, 1986. - 193 с. 5. Баскетбол: учебник для ИФК. / Общ. ред. Ю. М. Портнова. - М: ФОН, 1997.-300с. 6. Баскетбол: спортив. энцикл. - Москва: Эксмо, 2011. - 55 с.: ил. 7. Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 127с. 8. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 190 с. 9. Букатин, А. Ю. Хоккей / А. Ю. Букатин ; Ю. С. Лукашин. - М. : ФиС, 2000. - 182 с. : ил 10. Варюшин, В.В. Изменение физической работоспособности у футболистов разных амплуа при коротких межигровых интервалах // Теория и практика физ. культуры. -1993. -№ 5-6. 11. Годик, М.А. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. культуры : доп. Гос. ком. СССР по физ. культуре и спорту / М.А. Годик. - Москва: ФиС, 1988. - 192 с. 12. Губа, В.П. Особенности отбора в баскетболе / В.П. Губа, С.Г. Фомин, С.В. Чернов. - Москва: ФиС, 2006. - 143 с. 13. Давыдов, В. Ю. Отбор в плавание по морфофункциональным и силовым показателям спортсменов разных типов полового развития : учебно-методическое пособие / В. Ю. Давыдов. - Волгоград : ВГАФК, 2001. - 67 с. 14. Дзагания, Д.Г. Этапы базовой подготовки и начальная спортивная специализация юных гандболистов: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. - М.1986. - 24с. 15. Дементьева, И.М. Гендерные особенности становления личности спортсменов-гандболистов юношеского возраста [Электронный ресурс] / Дементьева И.М. // 13 Международная научно-практическая конференция психологов физической культуры и спорта "Рудиковские чтения" : материалы / под общ. ред.: Ю.В. Байковского, А.В. Вощинина ; Министерство спорта РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования "Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)". - Москва, 2017. - С. 147-149 16. Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 1983.-200с. 17. Зайцев, Ю.Г.Начальная подготовка юных гандболистов : учеб.-метод, пособие / Ю.Г. Зайцев ; Федер. агентство по физ. культуре и спорту, Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. –Краснодар, 2007. - 79 с: ил. 18. Золотарев, А.П. Возрастные ососбенности антиципации юных футболистов в зависимости от игрового амплуа / А.П. Золотарев, А.Ю. Лейбовский // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы 2 Междунар. науч.-практ. заоч. конф., г. Смоленск 2003 г. / Смоленский гос. ин-т физ. культуры, Каф. спорт. игр. - Смоленск, 2003. - С. 69-74. 19. Зотов, В.П., Кондратьев А.И. Моделирование подготовки гандболистов высокой квалификации: Здоровье, 1982. - 128с. 20. Иващенко, А.М. Особенности физического развития и физической подготовленности высокорослых гандболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.- 23с. 21. Игнатьева, В.Я. Нормативные требования подготовленности гандболистов на возрастных этапах / Игнатьева В.Я. // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 2. - С. 50-51. 22. Игнатьева, В.Я. Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах : метод, пособие / Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. - Москва: Сов. спорт. 2004. - 216 с: ил., табл. 23. Игнатьева, В.Я. Теория и методика гандбола : учеб. для студентов высш. учеб. заведений физ. культуры, обучающихся по направлению 49.03.01 : профиль подгот. "Спортив. тренировка в избр. виде спорта" : квалификация - бакалавр / В.Я. Игнатьева. - Москва: Спорт, 2016. - 327 с: ил. 24. Игнатьева, В.Я. Юный гандболист. - М.: ФОН, 1997.-200с. 25. Игнатьева, В.Я. Техническое мастерство игроков в гандбол : учеб. пособие для самостоят, работы студентов, спортсменов и тренеров по специальности 032101.65 / В.Я. Игнатьева ; М-во спорта РФ, Союз гандболистов России. - Москва, 2013. - 120 с: рис. 26. Игнатьева, В.Я. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Гандбол»/ под общей редакцией В.Я.Игнатьева. – М.: 2016. – 152с. 27. Инновационные технологии в спортивных играх: теория и практика. Вып. 5 : (сб. лекций) : учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры / [авт.-сост. В.П. Черемисин] ; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка: [МГАФК], 2010. - 257 с: ил. 28. Комиссарова, Е.Н. Возрастная динамика и взаимосвязь морфофункциональных показателей и двигательного развития юных гандболистов на этапе начальной подготовки / Комиссарова Е.Н., Овсянников А.А. // Национальные программы формирования здорового образа жизни : междунар. науч.-практ. конгресс, 27-29 мая 2014 г. : в 4 т. / М-во спорта РФ, Департамент образования г. Москвы, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)". - Москва, 2014. - Т. 1 : материалы конгресса. - С. 150-152. 29. Коренберг, В. Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 7. - С.2. 30. Костюкова, В.А. Современные антропометрические модели состояния гандболистов различных амплуа / Костюкова В.А., Долгий А.С., Тарасенко А.П. // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : тр. науч.-исслед. ин-та проблем физ. культуры и спорта / М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Науч.-исслед. ин-т проблем физ. культуры и спорта. - Краснодар, 2009. - Т. 11. - С. 157-161. 31. Крамской, С.И. Точность движений - путь к мастерству юных гандболистов / С.И. Крамской = Precision of Motor Actions is Way to Mastery of Young Handball Players // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : Детский тренер : журнал в журнале. - 2006. - № 2. - С. 28-30. 32. Кропивницкая, Т.А. Морфофункциональные и психофизиологические критерии отбора и контроля гандболистов 15 - 18 лет / Кропивницкая Т.А. // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : материалы 8 междунар. науч. конгр., 3-6 июня 2004 г. / М-во образования и науки респ. Казахстан, Казах. акад. спорта и туризма. - Алматы, 2004. - Т. 2. - С. 214-215. 33. Кропивницкая, Т.А. Совершенствование системы отбора гандболистов 15-18 лет / Кропивницкая Т.А. // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : Материалы 11 Междунар. науч. конгр., 10 - 12 окт. 2007 г., Минск. - Минск, 2007. - Ч. 1. - С. 276-278. 34. Мартиросов, Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 200 с. 35. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 400с. 36. Никитушкин, В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов // Теория и практика физ. культуры. - 1993.- № 8.- С.40 37. Платонов, В.Н. Периодизация спортивной тренировки: общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2013. - 623 38. Ратианидзе, А.Л. Обучение и тренировка гандбольного вратаря / А.Л. Ратианидзе, Э.Л. Борисов. - Москва: [Б. и.], 2011. - 96 с: ил. 39. Савин, А. В. Футбол [Электронный ресурс] : справочник / А. В. Савин. - М. : Спорт, 2016. - 792 с. 40. Скарбалюс, А. Определение спортивной подготовленности гандболистов 15 - 17 лет / Скарбалюс А. // Олимпийский спорт и спорт для всех : 5 междунар. науч. конгр., 5-7 июня 2001 : [тезисы]. - Минск, 2001. - С. 262. 41. Сергиенко, Л. П.Спортивный отбор: теория и практика : монография / Л. П. Сергиенко. - М. : Советский спорт, 2014. - 147 с. 42. Платонов, В.П. Теория спорта: Учебник для институтов физической культуры / Общ. ред. В.П. Платонова. - Киев, Здоровье, 1993. - 400с. 43. Суслова, Ф.П. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Под ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М., 1997. -416с. 44. Тхорев, В.И. Математические модели состояния гандболистов высокой квалификации / В.И. Тхорев // Наука Кубани. - 2004. - № 2. - С. 70-74. 45. Тхорев, В.И. Состояние и основные тенденции развития современного гандбола: Учебно-методическое пособие. Краснодар, 1995. - 20с. 46. Хоккей: Учебник для институтов физической культуры / Под. Ред Савина. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 280с. 47. Хрыпов, А. Б. Отбор кандидатов в команды мастеров по гандболу: методические рекомендации для слушателей ВШТ, ФПК, аспирантов ГЦОЛИФКа / А. Б. Хрыпов ; М. С. Бриль. - М.: ГЦОЛИФК, 1993. - 20 с. 48. Хусейн С.А.Х. Совершенствование двигательной реакции гандболистов на основе управления биомеханическими характеристиками = Perfection of the motor reaction of handball players based on biomechanical characteristics management / С.А.Х. Хусейн, В.А. Иванов, А.С. Вяльцев // Вестник спортив. науки. - 2017. - № 6. - С. 75-80. 49. Шевцов, А.А. Отбор добротных тестов специальной физической подготовленности с целью их минимизации в этапном обследовании квалифицированных гандболистов / Шевцов А.А., Жиркевич А.А. // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту : Материалы 7 Междунар. науч. сес. БГУФК и НИИФКиС РБ по итогам науч.-исслед. работы за 2003 г., Минск, 6-8 апр. 2004 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск, 2004. - С. 150-151.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА Исследования по подготовке резервов в гандболе представлены работами различной направленности. Это обоснование этапов многолетней подготовки [19, 25, 27], динамика физического развития и физической подготовленности юных гандболистов различного возраста [18, 23, 29], основание педагогического контроля гандболистов [24], технико-тактическая подготовка [26, 42], воспитание высокорослых спортсменов [23]. 1.1. Отбор и ориентация в спорте Рост результатов в спорте зависит от методики и тактики спортивной тренировки, прогресса технических средств, своевременной и эффективной реабилитации спортсменов, а также от роста массовости и правильного отбора спортсменов. Выбрать для каждого подростка вид спортивной деятельности – задача спортивной ориентации: отобрать наиболее пригодных, исходя из требований спорта – задача спортивного отбора [2, 7, 12, 38, 53]. У разных людей при одинаковых тренировочных возможностях степень тренируемости двигательных качеств различна. Выдающееся спортивное достижение – это результат не только упорных спортивных тренировок, но также и экстраординарных наследственных данных, которыми обладает спортсмен. Современное мастерство требует длительной подготовки. Поэтому самая большая сложность заключается в умении разглядеть в ребенке то, что ему понадобится для победы, когда он будет взрослым [38, 40]. К сожалению, критериев оценки перспективности спортсмена пока немного. Пока мало разработаны модельные характеристики «идеальных типов» в отдельных видах спорта. Высоких результатов в спорте можно добиться лишь при наличии определенных особенностей. Однако, пока мало известно о том, как формируются способности и какими научными критериями можно определить одаренность в той или иной двигательной деятельности. Доказано, например, что дети, имеющие преимущество в росте, сохраняют его и в последующие годы [3, 5, 6, 23, 28, 31]. Как всякое сложное явление, формирование способностей имеет устойчивую, вероятностную и случайную составляющие. Случайная составляющая не поддается никаким прогнозам, вероятностную составляющую можно предполагать, а устойчивую легче других предсказать. Отсев при отборе – это реальное явление на всех этапах отбора. Известно, что одни люди могут иметь преимущества перед другими в овладении какой-либо деятельностью. Способности – это свойства человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какой-либо деятельности. Способности формируются на основе задатков, т.е. анатомо-физиологических особенностей человека [31,32,39] в процессе деятельности, обучения и воспитания. Но и при одинаковых условиях обучения и воспитания в результатах бывают огромные индивидуальные различия, т.к. и сегодня ученые располагают относительно немногими сведениями о наследовании высоких вариантов нормальных признаков человека [10, 11, 12]. Проблема развития и формирования таланта неразрывно связана с решением проблемы спортивных способностей, с решением проблемы индивидуализации процесса совершенствования мастерства [26, 28, 46]. Уровень развития современного спорта настолько высок, что только немногие могут показывать результаты международного класса. Есть определенные рекомендации о том, в каком возрасте начинать занятия тем, или иным видом спорта [11, 12, 17, 20, 21, 37, 44, 45, 49]. В гандболе эти рекомендации разработаны [13, 14, 26, 27]. В практике спортивного отбора поиск талантов проходит обычно в условиях соревнований. Спортивный результат, однако, не отличается стабильностью и поэтому недостаточно прогностичен, особенно в спортивных играх. Определение спортивной пригодности - это не только проверка соответствия подростка специфике спортивной деятельности, но также поиск противопоказаний (антикритериев) и их оценка. Проводить отбор необходимо по нескольким критериям. Сейчас, к примеру, можно с достаточной точностью предсказать длину тела подростка на любом этапе развития [34, 35]. Можно предсказать длину верхних и нижних конечностей. Поперечные размеры тела тоже могут служить критерием отбора для определенной спортивной деятельности. Различные физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов. Контролю при развитии со стороны генотипа подвержены быстрота, мышечная сила и особенно выносливость. Быстрота не зависит от телосложения спортсмена. В основе способности к быстрым движениям лежит высокая возбудимость нервной системы. Выносливость зависит от энерговозможностей человека, а они, в свою очередь, от генотипа спортсмена [53]. Несомненно, что значимость физических качеств в различных видах спорта различна. Способность к конкретному виду спорта можно оценить, используя лишь специфические для него тесты и упражнения. Такие упражнения в гандболе разработаны. Физическому развитию в гандболе посвящено немного научных работ. Наиболее полно проблема физического развития игроков на возрастных этапах рассмотрена в работах авторами [23, 26, 27, 28, 29], которые дают подробную динамику комплекса показателей физического развития спортсменов от 10 лет до взрослых мастеров спорта. Физическое развитие в этой работе представлено в сравнительном анализе игроков по длине тела: высокорослые, выше среднего и среднерослые. Других категорий людей ниже среднего и низкорослых среди гандболистов не обнаружено. Данных физического развития юных гандболистов на возрастных этапах с учетом игрового амплуа в команде нами не обнаружено. 1.2. Амплуа игроков в командных спортивных играх Состав командной спортивной игры предполагает деление всех игроков по функциям, которые они должны выполнять в процессе соревнований. В каждом виде спортивной командной игры (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, водное поло, регби) эти функции имеют свои особенности, но общее их значение состоит в том, что только при четком распределении обязаннистей можно добиться организованного, целенаправленного, подчиненного определенным закономерностям процесса, как в соревнованиях, так и в тренировке. Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизические особенности. Баскетболистов различают по амплуа: центровой, крайний нападающий, защитник. Центровой игрок должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью. Крайний нападающий - это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно. Защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным. При комплектовании игрового состава в волейболе сильнейшие команды придерживаются двух способов: 5+1 (пять нападающих, один связующий) и 4+2 (четыре нападающих один связующий), первый преобладает. Из нападающих два должны хорошо выполнять удары с низких передач (первым темпом). При системе 5+1 по диагонали со связующим располагается универсальный нападающий, хорошо владеющий навыком второй передачи [21, 54]. Тенденция развития волейбола состоит в усилении универсализации игроков, чтобы в соответствии с требованиями игры они могли участвовать в реализации всех тактических действий. Игра современного хоккеиста развивается по двум направлениям: универсализации и специализации. Первое направление - умение выполнять функции всех игровых амплуа, второе - высокое профессиональное выполнение функций, связанных со своим игровым амплуа. Центральный нападающий - главная фигура в команде. Он выполняет организующую, диспетчерскую функции в атаке и обороне, являясь активным соединителем и завершителем атак и разрушителем атакующих действий противника. Он должен иметь высокий уровень развития физических и психических качеств, а также технико-тактической подготовки, обладать оптимальным видением и чтением окружающей обстановки, оперативным мышлением. Крайний нападающий - игрок передней линии, активно выполняющий атакующие и оборонительные функции. Он должен быть очень подвижен, высоко технически оснащен, уметь эффективно выполнять скоростной маневр, как с шайбой, так и без нее. Защитник выполняет оборонительные функции. Он должен хорошо «читать» игровые ситуации, обладать способностью прогнозировать возможное направление развития атаки противника, оперативно принимать решения в выборе позиции, средств и методов отбора шайбы. Рассмотренные функциональные возможности игроков типичны и являются оперативными при отборе и подготовке хоккеиста на конкретное амплуа [51]. Специалисты футбола [11, 22, 50] делят футболистов по функциям на вратарей, крайних защитников, центральных защитников, игроков средней линии, крайних и центральных нападающих. Вратарь - это игрок выше среднего роста (175 см. и выше) с отличной атлетической подготовкой, мгновенной реакцией, высокой стартовой скоростью. Он должен быть прыгучим, гибким и резким, обладать хорошей координацией движений, ориентацией и расчетливостью, уметь мгновенно определять возможные направления, скорость и траекторию полета мяча, умело руководить обороной, т.е. придать ей стройность и организованность. Крайние защитники должны иметь отличную атлетическую подготовку. Им необходимо развивать такие качества как сила, быстрота, скоростная выносливость, гибкость, прыгучесть, высокую стартовую скорость. Игроки должны быть с хорошей координацией движений и умело вести единоборство на земле и в воздухе. Центральные защитники должны обладать высоким ростом и отличной прыгучестью для успешного ведения единоборства в воздухе. Функции защитников развиваются в сторону универсализации и сближения их действий с действиями полузащитников и крайних нападающих. Игроки средней линий должны обладать отличной функциональной подготовкой, обеспечивающей высокую работоспособность на протяжении всего матча. Они должны быть активными в атакующих и оборонных действиях, создавать и поддерживать высокий темп игры. К игрокам средней линии предъявляются повышенные требования по тактической подготовленности. Крайние нападающие должны быть быстрыми, ловкими, смелыми и выносливыми. Как и остальные нападающие, они должны проявлять решительность и самостоятельность в защитной фазе атакующего действия, умело действовать с партнерами в комбинированной игре, сочетая ее с индивидуальной специализацией. Центральный нападающий много и разнообразно открывается по ширине поля, стараясь кратчайшим путем выйти на удобную позицию. Сама их активность в атаках сковывает действия нескольких защитников, не рискующих подключатся к нападению, когда у них за спиной быстрые, маневренные соперники. Игру центрального нападающего отличает гибкое сочетание индивидуальных и групповых действий, умелый выбор позиций, выполнение завершающих действий или приемов в условиях единоборства и дефицита времени. В основном все работы характеризуют игроков высокой квалификации по их игровому амплуа. Есть работы в футболе [9], волейболе [8], которые затрагивают подготовку молодых игроков с учетом амплуа в команде. Но эта проблема до конца не решена ни в одном виде спортивных игр. 1.3. Особенности игрового амплуа в гандболе В современном гандболе при возрастающей универсализации игроков основным требованием остается четкая специализация. Это не просто деление игроков на 1-й и 2-й линии и вратаря [1, 3, 13, 14, 26, 48, 52]. Это наиболее оптимальное сочетание сил в команде, подкрепленное рациональным расположением спортсменов на площадке. Однако, по мнению автора [29], до настоящего времени распределение игровых амплуа среди игроков осуществляется с учетом лишь тех качеств и особенностей, которые обнаруживаются в достаточно открытой форме. Прежде всего, обращают внимание на антропометрические данные и на некоторые откровенно выраженные формы поведения. Не оспаривая значения антропометрических физических данных, тем не менее, необходимо учитывать и психологические особенности спортсмена. В гандбольной команде большое значение имеет индивидуальное мастерство каждого игрока, но не менее главное - умение каждого игрока оценить свои возможности и возможности партнеров [27]. Одинаково высокие потребности к достижению личного успеха у тех или иных игроков команды могут препятствовать достижению общекомандного успеха. Чрезмерное внутригрупповое соперничество может неблагоприятно повлиять на совместную командную деятельность. Более успешно действуют команды, где роли четко распределены. Психологическая проблема отбора заключается не в формальности распределения ролей по принципу «ведущий - ведомый», а в определении, насколько исполняемая роль соответствует личности, можно говорить о реальной сложившейся структуре команды. Формальная структура гандбольной команды определяется наличием игроков по амплуа: разыгрывающего, полусреднего, линейного, крайнего, вратаря [29]. Зона действий центрального разыгрывающего характеризуется местонахождением игрока, которое обеспечивает наиболее выгодные условия для организации и проведения тактических комбинаций как команды в целом, так и отдельных ее звеньев. Находясь в центре, игрок получает все необходимые условия для установки коммуникаций с партнерами, ему вменяется в обязанность выполнить функции организатора командных действий. Данный игрок должен уметь не только предложить программу действий в конкретном игровом эпизоде, но и суметь ее реализовать усилиями «ведомых». В связи с этим разыгрывающий в наибольшей степени соответствует типу личности «лидер». Зона действий полусреднего нападающего несколько смещена от центра и является наилучшим местом для бросков мячей с ближних и дальних позиций за счет удобного расположению к воротам. Большинство тактических комбинаций получают свое завершение в атаках полусредних. Они выполняют две функции: первая роль «бомбардира», а вторая - за счет этих действий приковывать к себе пристальное внимание противника, чтобы у других игроков появилась возможность для реализации тактических действий. Полусредние должны отличатся такими особенностями характера как чувство превосходства и уверенности, стремление к конкуренции, соревнованию. Наилучшие из них отличаются решительностью, смелостью, самостоятельностью в своих действиях. Зона действий линейного игрока характеризуется, во-первых, самым ближним расположением к воротам противника, во-вторых, плотной опекой его со стороны противника. Все это заставляет его вести в нападении на протяжении всего матча силовую борьбу за наиболее выгодное место у площади вратаря. В связи с тем, что игрок находится на «острие атаки», на самом опасном месте для вратаря противника, на него нередко оказывают жесткое воздействие, которому он должен противостоять. Характерными чертами игрока этого амплуа являются энергичность, независимость, стремление к противоборству и физическому противопоставлению себя противнику. Он прежде всего должен отличатся разрушительной тенденцией и агрессивностью. Местонахождение крайних игроков требует от них не только умения солировать, но и умение вовремя подхватить завязывающуюся комбинацию игрового эпизода. Своими действиями они должны обеспечить действия линейного и полусредних. У них в большой степени, чем у кого-либо, выражена работа на партнеров. От них требуют как самостоятельных решений, так и умение подыграть, растягивать линию обороны противника, развить контратаку. Действия их носят универсальный характер. Эффективность деятельности гандбольной команды в целом и отдельных игроков обуславливается степенью соответствия индивидуальных особенностей спортсмена характеру выполняемой в команде функции. При подборе игроков на различные амплуа необходимо, как считает автор [52], оценить ряд показателей, которые оказывают наиболее существенное влияние на эффективность соревновательной деятельности. По представлениям специалистов при наблюдении за игровой и тренировочной деятельностью гандболисток различных игровых амплуа в первую очередь надо оценить следующие показатели (табл. 1). Обращает на себя внимание тот факт, что специфика деятельности по амплуа предъявляет определенные требования к игрокам, причем эти требования значительно дифференцированы по значимости. Так, например, для разыгрывающего наиболее значимым является такое качество, как способность к самостоятельным решениям, причем по значимости это качество значительно превосходит остальные. Для полусреднего нападающего наиболее значимым является целеустремленность, однако, уровни значимости иные. Изучая соревновательную деятельность гандболистов различной квалификации, специалисты [29, 30, 48, 55] пришли к выводу, что их деятельность на площадке имеет большую разницу по показателям количества применяемых приемов в игре. При этом игроки различного амплуа имеют разное соотношение применяемых приемов. К примеру, самое большое количество передач приходится на долю разыгрывающих и полусредних, а самое малое на долю линейных. Самое большое количество ускорений при переходе от нападения к защите выполняет крайний нападающий, и он же меньше всех делает за игру рывков в роли защитника. Линейные игроки почти не применяют ведение мяча, а игроки второй линии нападения выполняют за игру этот прием более 20 раз, а крайний более 30 раз. Такое же соотношение в выполнении прыжков. Меньше всех пользуется этим приемом линейный игрок, а большее количество прыжков выполняет полусредний. Различное расстояние преодолевают игроки, выполняющие разные функции в команде, во время игры в нападении и защите. Приведенные выше примеры показывают, что игра предъявляет различные требования к игрокам различных амплуа. Таблица 1. Показатели способностей к отдельным амплуа Весовой коэффициент Показатели способностей Разыгрывающий 14 Способность к самостоятельным решениям 27 Предвидение ситуации 31 Стабильность действий в условиях жесткой борьбы 32 Самообладание в стрессовых ситуациях 33 Тактическая образованность 34 Широкий арсенал приемов техники Полусредний 19 Целеустремленность 26 Широкий арсенал приемов техники 30 Стабильность действий в условиях жесткой борьбы 32 Предвидение голевых ситуаций 37 Самообладание в стрессовых ситуациях 40 Хладнокровие при взятии ворот Крайний 23 Хладнокровие при взятии ворот 29 Целеустремленность 30 Широкий арсенал приемов техники 32 Стабильность действий в условиях жесткой игры 33 Предвидение сутации 36 Дисциплинированность Линейный 19 Стабильность действий в условиях жесткой игры 26 Тактическая образованность 28 Целесообразность 31 Хладнокровие при взятии ворот 33 Предвидение голевых ситуаций 34 Самообладание при стрессе Вратарь 10 Самообладание в стрессовых ситуациях 12 Предвидение ситуации 32 Тактическая образованность 37 Стабильность действий 40 Целеустремленность 41 Спортивная зрелость Специалистами гандбола разработаны данные о ведущих компонентах соревновательной деятельности нападающих и защитников высокой квалификации различного амплуа [55]. Полученные данные различий в деятельности позволяют конкретизировать направленность подготовки с учетом амплуа, определить наиболее значимые игровые показатели для объективной оценки их спортивного мастерства. Результаты исследований автором [47, 48] свидетельствуют о том, что из шестнадцати рассмотренных игровых параметров (табл.2) четырнадцать несут существенную нагрузку в структуре соревновательной деятельности защитников. Таблица 2 Ведущие компоненты соревновательной деятельности нападающих высокой квалификации различного амплуа (по данным В.И. Тхорева) Игровые компоненты Линейный Крайний Полуср. Разыгрыв. Розыгрыш мяча -в быстром порыве ? ? -в позиционном нападении ? ? Обыгрывание соперника ? ? ? ? Уход от опеки: -в быстром порыве ? ? -в позиционном нападении ? ? Завершающие броски: -дальние и средние ? ? ? Ближние: - из центральной зоны ? ? ? ? - с крайней позиции ? ? - с контратаки ? ? ? ? - после прохода и обыгрыша ? ? ? ? При этом компоненты оборонительной деятельности как переход от нападения к позиционной защите, подбор мяча и противодействие обыгрыванию являются основополагающими в игре спортсменов всех без исключения игровых амплуа (табл. 3). Наличие общих для соревновательной деятельности спортсменов различных амплуа компонентов игры позволяет рассматривать их в качестве «школы» гандбола, обязательное овладение которыми, независимо от специализации по амплуа, должно лежать в основе процесса обучения. Таблица 3 Ведущие компоненты соревновательной деятельности защитников различной квалификации Игровые компоненты Линейный Крайний Полуср. Разыгрыв. Переход от нападения к защите ? ? ? ? Подбор мяча ? ? ? ? Противодействие обыгрыванию ? ? ? ? Блокирование мяча ? ? Оборонительные взаимодействия ? ? Перекрытие опасных направлений атаки ? ? ? ? В связи с особенностями деятельности игровых амплуа в гандболе разработаны [55] индивидуальные модели игровой деятельности для контроля и оценки успешности роста спортивного мастерства. В этой модели даны нормативы, которые обязаны выполнять, участвуя в соревнованиях, игроки различного амплуа. По этим моделям тренер может оценить вклад каждого спортсмена в успех выступления команды в целом. По ним определяется рост игрока высокой квалификации. Модели разработаны так, что игрок каждого амплуа получает свою оценку по каждому виду деятельности на площадке (табл. 4). К примеру, результативность бросков мяча у гандболистов линейного амплуа должна быть 64,6%, а полусреднему достаточно показать результат всего 41,5%, чтобы считалась успешной. Если полусреднему можно сделать потерю мяча с частотой 0,09, то крайний и линейный имеют право ошибиться только в 0,05 случаев. Такие же требования предъявляются и к игрокам, исполняющим роль защитников. Если центральному игроку позволительно ошибаться с частотой 0,4, то крайний нападающий не имеет права допускать брак в защитных действиях чаще 0,15. Таблица 4 Индивидуальные модели игровой деятельности нападающих игроков высокой квалификации за 1 минуту игры Параметры соревновательной деятельности Линейный Крайний Полусредний Разыгрывающий Частота выхода на ударную позицию 0,23 0,35 0,33 0,27 Результативность броска, % 56,3 41,5 42,6 64,6 Частота «голевых» передач 0,05 0,15 0,17 - Частота потерь мяча 0,05 0,09 0,08 0,05 Успешность атакующих действий, % 63,7 49,6 49,9 68,2 Выше приведенные данные касаются игроков высокой квалификации. Данных, касающихся юных гандболистов, приведено незначительно. В программах для СДЮШОР по гандболу [13, 14] рекомендации по технико-тактической подготовке представлены с учетом амплуа игроков в команде, а переводные нормативы даны только с учетом возраста гандболистов. Автор в своей работе [24] привела показатели физической подготовленности игроков 16-17 лет по этапам годичного цикла. Эти показатели представлены как должные нормы в данном возрасте для достижения высшего мастерства при дальнейшем совершенствовании в гандболе. Причем, эти нормы даны обобщенно для игроков первой линии и второй без разделения на четкие амплуа.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 51 страница
850 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 69 страниц
1725 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 67 страниц
1675 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 49 страниц
1225 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg