1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей труда педагога дошкольной образовательной организации
1.1. Профессия педагог дошкольной образовательной организации
Современная система образования многогранна и включает огромное количество различных профессий и специализаций. Но самой важной, как нам кажется, является профессия воспитателя дошкольного образовательного учреждения, ведь именно он закладывает в детях базовые навыки социального взаимодействия и личного развития .
Работая с детьми того возраста, в котором ребёнок познаёт мир и учится взаимодействовать с ним, копируя действия и реакцию окружающих его людей, воспитатель детского сада вынужден внимательно следить за своими поступками и словами. Современное общество накладывает огромную ответственность на педагогов всех мастей - в основном, потому что традиции жизни сложились так, что подавляющее большинство родителей отдаёт своих детей в образовательные учреждения, не имея желания или возможности заниматься с ними самостоятельно. Но при этом и родители, и государство, заинтересованные в качественном образовании и воспитании подрастающего поколения, продолжают наблюдать за деятельностью педагогов, стараясь поощрять достижения и обличать ошибки. Для этих целей создаются юридические документы, надзорные органы, специальные комиссии.
На данный момент вопросы образования и воспитания являются одними из самых острых - о них постоянно ведутся дискуссии на разных уровнях, пишутся научные и публицистические тексты, проводятся исследования и эксперименты. Все они направлены на то, чтобы общество и педагогика достигли того уровня развития, который бы позволил детям развиваться и приобретать качества и характеристики, которые отвечают требованиям жизни в социуме .
В современном мире работа воспитателя детского сада во многом чётко регламентирована рядом юридических документов - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», должностными инструкциями, уставом ДОУ и т.п. На основании этого можно сказать, что воспитатель XXI века не имеет возможности действовать, руководствуясь исключительно собственными желаниями и фантазией. Он всегда должен помнить, что вся его деятельность постоянно подвергается проверке на легитимность со стороны, руководства ДОУ, родителей, правоохранительных органов и др.
Так, например, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет воспитателя детского сада как педагога. И согласно этому закону «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам» .
Кроме того, начиная с 18 октября 2013 года в РФ действует профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Это документ призван, в первую очередь. применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда .
На педагогическую деятельность в целом и работу воспитателя детского сада в частности влияет также и ст. 331 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает целый ряд характеристик, не позволяющих человеку работать педагогом - это наличие судимости, определённых болезней, недееспособности. Важным вопросом педагогики, который до сих пор не получил однозначного ответа, является возможность работы в педагогическом коллективе людей без соответствующего образования. Так как на данный момент педагогов разных специализаций готовят как ВУЗы, так и колледжи. Предметом дискуссий является и то, какие особенности накладывают программы разных уровней на будущих воспитателей ДОУ и как они влияют на особенности их самореализации и стремление к ней. Воспитатели с высшим образованием более терпеливы, работая с детьми, они чаще предоставляют им возможность проявлять инициативу, самостоятельно действовать, выбирать решения, стараются делать замечания ребенку только в тех случаях, когда его поведение мешает окружающим. Воспитатели со средним образованием чаще делают замечания при любых нарушениях дисциплины и независимо от тяжести поступка стараются больше регламентировать деятельность детей с помощью указаний, требований, регулярного контроля и указания на ошибки. Кроме того, существует мнение, что «воспитатели с высшим образованием характеризуются более выраженным развивающим стилем, направленным на реализацию личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, общепедагогическими способностями, способностью к передаче информации, к творчеству, к инновациям». Однако эти представления находятся скорее на стадии предположения, чем фактов, так как подробных исследований и всесторонних сравнительных анализов до сих пор не проводилось .
Однозначно можно сказать то, что всё это ограничивает воспитателя не только при работе с детьми, но при трудоустройстве по специальности. Однако принятые законодательные меры обеспечивают безопасность детей, не допуская к ним лиц некомпетентных и опасных.
На первый взгляд может показаться, что контроль извне - это един-ственный фактор, очерчивающий границы самореализации педагога ДОУ. Однако не менее важным является тот факт, что нередко воспитатель детского сада вынужден работать не с одним ребёнком, а одновременно с несколькими (и их число нередко достигает 30). Это вынуждает адаптировать методы работы и учиться распределять своё время и внимание так, чтобы никто из детей не остался обделённым.
1.2. Психологические особенности работы педагога детского сада
Одним из важнейших качеств воспитателя являются организаторские способности - педагог должен обеспечить и наладить среди своих подопеч-ных коллективную, групповую и индивидуальную работу. Тесно связаны с этой задачей и коммуникативные способности, плохое развитие которых может стать серьёзной помехой в работе педагога. Кроме того, хорошее знание возрастных особенностей развития детей позволяет воспитателю детского сада подбирать наиболее подходящие для них занятия.
Работая с детьми, воспитатель может придумывать для них игры и другие действия, вовлекать их в процесс, позволяя продолжать его самостоятельно (что позволяет в условиях многочисленных групп детского сада временно переключиться на работу с другими детьми) или от начала до конца курировать деятельность ребёнка. Это не только вносит определённое разнообразие в образовательный процесс (что напрямую отвечает особенностям развития детей дошкольного возраста), но и даёт возможность воспитателю проявить свои способности и непрерывно развиваться .
Не только профессиональные качества важны для воспитателя ДОУ во время работы с детьми, но и его личные качества. Способность к самореализации - один из критериев духовной и интеллектуальной зрелости человека и одновременно средство достижения определенной степени этой зрелости». От этого напрямую зависит способность педагога к налаживанию контакта с детьми, созданию в группе детского сада положительной атмосферы, предотвращению и разрешению возникающих среди детей конфликтов. Для того, чтобы воспитатель имел ориентир при поисках возможностей для профессионального развития, создают специальные методические пособия. «Методическая работа - часть системы непрерывного образования педагогов ДОУ. Ориентирована она на достижение и поддержание должного качества повседневной воспитательно-образовательной работы в ДОУ и нацелена на предо-ставление каждому педагогу возможности себя реализовать» .
В современной педагогике при разработке методов работы детского сада внимание уделяется не только образовательному и социальному развитию ребёнка, но и охране его физического и нервно-психического здоровья. Кроме того, состояние воспитателя важно не меньше. В связи с этим инновационные программы обучения стоит применять на практике осторожно, только после тщательной проверки и с учётом всех факторов, которые могут влиять на результаты.
По ФГОС ДО работа воспитателя в ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов: коммуникативно-личностное развитие ребёнка, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физическое. Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен. Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность - способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности .
Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает не-обходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретиче-скими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо по-стоянно совершенствовать путём самообразования. Воспитатель должен об-ладать определёнными профессиональными компетенциями.
К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя дет-ского сада относятся: знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста; знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве; знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте; умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно – манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей; умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников; знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей; умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико - образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного об-разования; умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника; способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями; умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ; владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста .
Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения. Рассмотрим их: доброта и терпение, справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя. Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним .
Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно – это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие.
Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере добро-желательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.
Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффектив-ной. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним об-щаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при не-послушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке». Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на¬выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении .
Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить. Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од¬нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску.
Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понима-нии, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей .
Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях. Воспитатель должен иметь глубокие знания по: педагогике возрастной психологии основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи этике и эстетике принципам и содержанию организации дошкольного воспитания. Воспитатель ДОУ должен: знать и уметь применять методики обучения и развития детей уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых. Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют: владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей широкая эрудиция педагогическая интуиция высокий уровень интеллекта высокоразвитая нравственная культура.
Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми. Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт. Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра¬жания для ребёнка .
С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди¬видуальных занятий. Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди¬видуальных занятий.
Выводы по главе 1
Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспита-тель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.
Доброта и терпение, справедливость, милосердие, понимание и главное - любовь к детям, высокие нравственные качества. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека, основополагающие для воспитателя.
Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффектив-ной. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним об-щаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при не-послушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на¬выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.
?
2. Экспериментальное исследование психологических особенностей
труда педагога дошкольной образовательной организации
2.1. Выявление психологических особенностей труда современного
педагога
Мы провели исследование психологических особенностей труда со-временного воспитателя. Выборка составила 20 детей старшего дошкольного возраста, 20 родителей и 20 воспитателей.
Для исследования были выбраны следующие методики:
1. Методика «Продолжи предложение» (Приложение А).
Цель: выявить отношение и мнение о своем воспитателе у детей стар-шего дошкольного возраста.
2. Модифицированная методика ценностных ориентаций Рокича (Приложение Б).
Цель: выявить мнение о психологических особенностях труда педагога у родителей и самих педагогов.
3. Методика «Определение стиля общения воспитателя с детьми» (Приложение В).
Цель: выявить существующий стиль общения воспитателя с детьми.
По методике «Продолжи предложение» с целью выявления отношения и мнения дошкольников старшего дошкольного возраста о своем воспитателе были сделаны следующие выводы (рис.1):
Рисунок 1 – Мнение старших дошкольников о воспитателе
Итак, большинство детей отметили, что в воспитателе им нравятся доброжелательность, интересные занятия, терпеливость, любовь к детям, справедливость, хорошие знания.
На следующем рисунке представлены варианты ответов детей на во-прос что не нравится в воспитателе (рис.2):
Рисунок 2 – Мнение детей о том, что не нравится в воспитателе
Итак, большинству детей не нравится, когда воспитатель злится, руга-ется, кричит или расстроен.
Результаты родителей по модифицированной методике ценностных ориентаций Рокича приведены в приложении Г.явыявили мнение о психологических особенностях труда педагога у родителей (рис.3):
Рисунок 3 – Мнение родителей о психологических особенностях труда вос-питателя
Проанализировав данные, полученные путем анкетирования родителей воспитанников,яопределили психологические особенности труда педагога дошкольной образовательной организации с точки зрения родителей. Это квалифицированный специалист, это творческая личность, не только обладающая глубокими знаниями своего предмета, но и информационными данными других областей науки, которые каждый день пополняются; человек аккуратный, пунктуальный, активный, дисциплинированный, коммуникабельный, пропагандирующий здоровый образ жизни, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию. Педагог должен сотрудничать с родителями. Из выше изложенного можно сделать вывод, что, основные составляющие данного исследования, способствуют успешному воспитанию детей дошкольного возраста.
Результаты родителей по модифицированной методике ценностных ориентаций Рокича приведены в приложении Г.явыявили мнение о психологических особенностях труда педагога у воспитателей (рис.4):
Рисунок 4 – Мнение педагогов о психологических особенностях труда воспитателя
Проведя анализ анкетирования воспитателей,ясделали следующий вы-вод: по мнению опрошенных воспитателей, современный воспитатель – это квалифицированный специалист, обладающий глубокими знаниями по вос-питанию дошкольников, это прогрессивный человек, интересующийся событиями, происходящими в мире, ведущий здоровый образ жизни и пропагандирующий его. Обладает такими качествами, как терпимость, дисциплинированность, аккуратность и пунктуальность.
Многие параметры родителей и педагогов совпали. Таким образом, современный педагог дошкольной образовательной организации должен: иметь профессиональные знания, пропагандировать здоровый образ жизни, быть честным, внимательным, коммуникабельным, обладать организаторскими способностями, быть терпимым.
Приведем результаты по методике «Определение стиля общения вос-питателя с детьми».явыявили существующий стиль воспитания педагогов дошкольной организации (рис5):
Рисунок 5 – Стили воспитания педагогов дошкольной образовательной организации
Итак, 85% педагогов придерживаются демократического стиля воспи-тания. Воспитатели стимулируют и поддерживают самостоятельность детей. Дети не стесняются обсуждать с ними проблемы группы. Дети могут само-стоятельно решать возникшие проблемы, но решение должно быть одобрено воспитателем. Воспитатель проявляет терпимость к детям, стремиться их понять, понять их проблемы и личные неприятности.
10% воспитателей придерживаются либерального стиля воспитания. Для воспитателей характерно отсутствие запретов и ограничений. Они не возлагают на детей особых надежд. При этом они сами часто безвольны, безответственны и непоследовательны, поэтому дети, как правило, не считают нужным прислушиваться к ним. В то же время, либеральный стиль воспитания детей вовсе не означает, что воспитатели не проявляют заботу о ребенке. На самом деле они желают им счастья и стремятся способствовать его самореализации, но отсутствие четких и последовательных воспитательных действий не позволяют им этого сделать. Но минусом является то, что дети не приучены к контролю собственных поступков, а также противостоянию повседневным трудностям.
5% воспитателей придерживаются авторитарного стиля воспитания. Данный стиль воспитания также называют диктаторским. Воспитатели, ко-торые его придерживаются, всегда возлагают на детей слишком большие надежды, требуют от него жесткой дисциплины, при этом все основные ре-шения принимают без его участия. Часто, отношения между воспитателем и детьми довольно «холодные». Авторитарный стиль воспитания детей не приемлет компромиссов, поэтому воспитатели ждут от ребенка безоговорочного послушания. Они не обосновывают требования к ребенку, не обсуждают с ним правила, а также почти не показывают ему свою любовь. В таких отношениях наказания, в том числе и физические, считаются нормой. Воспитатели часто ограничивают свободу ребенка и жестко его контролируют. Они требуют от него не по возрасту взрослых суждений и поступков, при этом всячески подавляя его инициативность.
Итак, по мнению родителей, воспитатель – это человек аккуратный, пунктуальный, активный, дисциплинированный, коммуникабельный, пропа-гандирующий здоровый образ жизни, стремящийся к саморазвитию и само-совершенствованию.
По мнению воспитателей, современный воспитатель – это квалифици-рованный специалист, обладающий глубокими знаниями по воспитанию до-школьников, это прогрессивный человек, интересующийся событиями, про-исходящими в мире, ведущий здоровый образ жизни