Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, МАРКЕТИНГ

Маркетинговые механизмы управления развитием региональной наименование темы выпускной квалификационной работы системы дистанционного образования (на материалах Рязанской области)

irina_k20 3675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 147 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
В качестве гипотезы исследования рассматриваем предположение о том, исследование содержания маркетинговых механизмов управления развитием региональной системы дистанционного образования (на материалах Рязанской области) необходимо конкретизировать на каждом этапе функционирования региональной системы ДО: для выявления факторов состояния стабилизации необходим механизм маркетинговых исследований, для усиления развития – механизм маркетингового анализа, для повышения эффективности деятельности – механизм маркетингового контроля. Для реализации цели исследования и подтверждения исследовательской гипотезы в данной работе решались следующие исследовательские задачи: - провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, а также интернет источников по проблемам социологических аспектов в области системы регионального дистанционного образования; - организовать теоретический анализ источниковой базы по проблеме выявления особенностей маркетинговых механизмов процесса управления региональной системой дистанционного образования; - обосновать и провести теоретический анализ оценки особенностей маркетинговых механизмов управления развитием региональной системы дистанционного образования (на материалах Рязанской области); - разработать методологию и методы социологического исследования; - организовать и провести количественное и качественное эмпирическое исследование; - организовать обработку и интерпретацию полученных результатов; - обобщить результаты исследования и обосновать направления интеграции маркетинговых механизмов в систему управления региональной системой дистанционного образования. Методологической основой данной работы стало использование междисциплинарного подхода, в опоре на фундаментальные положения социологии, философии, экономики, маркетинга, герменевтики и др., что позволило обеспечить обоснованность и достоверность научных результатов. Специфика и характеристики процесса образовательной деятельности, а также возможности возникновения и становления социологии и управления региональным дистанционным образованием и основные тенденции развития дистанционного образования изложены в работах: Афанасьева В.Г. , Березина И.С. , Сафонова В.В. , Солдаткина В.И. , Андреева А.А. . и др. Проблемы социологии образования рассматривались Эмилем Дюргеймом , и Максом Вебером , которые исследовали социальные функции образования, его связь с экономическими и политическими процессами, а также процессы обучения с социологической точки зрения. Исследования в области влияния образования на динамику социальной структуры общества проводили социологи Н.А. Ашов , И.В. Бестужев-Лада , Д.Н. Коган , М.Н. Руткевич , Ф.Р. Филиппов , В.Г. Харчев , Г.Г. Малинецкий , Н.В. Маслова , И.А. Сурина , В.А. Беликов В. И . и др. Среди исследователей, занимавшихся изучением дистанционной образовательной технологии можно выделить таких авторов как М.П. Карпенко , О.В. Сергиенко , Е.В. Чмыхова , В.Н. Помогайбин , А.Н. Тихонов , А.Д. Иванников , Ю.Г. Репьев , Е.Н. Картушина , И.А. Крутий , Е.Д. Сотникова и др. Отдельные аспекты дистанционного образования освещаются в работах А.В. Мощенко , А.Я. Савельева , М.Ю. Сивергина , С.Б. Фоломеевой , В.А. Тестова 7 и др. Однако не в системе доступного и непрерывного образования. Социальные аспекты региональной системы дистанционного образования разрабатывались в трудах: Борисова А. А. , Бикмухамедов И. Х. , A. B. Даринский , Г. П. Зинченко , О. В. Купцов . и др. Работы Година В.Э. , Красовского В.И. , Лютова Т.В , Полата Е.С. , Бухаркина М.Ю. легли в основу формирования маркетинговых механизмов региональной системы дистанционного образования. Направление развития дистанционного образования в регионе, а также проверенные на практике и безотказно работающие маркетинговые механизмы его продвижения описаны в работах: Моисеева М.В. , Шарова В.С. , Рона Д. , Третьякова П.И. , Конаржевского Ю.А. , Шамова Т.И. , Бондаря В.А . При выполнении работы применены следующие методы социологического исследования: теоретические методы: анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: - количественный социологический метод: опрос; - качественный социологический метод: - интервью; - фокус–групповое исследование. Эмпирические результаты обобщены через применение SWOT–анализа. База исследования – База исследования – Высшие учебные заведения Рязанской области, в том числе РГУ имени С.А. Есенина. Исследовательская выборка представлена: 100 респондентами, обучающимися, а также 50 респондентами выпускниками дистанционной формы в РГУ имени С.А. Есенина; 6 группами фокус–группового исследования: - студенты дистанционной формы обучения – 30 респондентов; - магистранты дистанционной формы обучения – 50 респондентов; - аспиранты дистанционной формы обучения – 20 респондентов; - выпускники бакалавриата дистанционной формы обучения – 15 респондента; - выпускники магистратуры дистанционной формы обучения – 20 респондентов; - выпускники аспирантуры дистанционной формы обучения – 15 респондент. Выпускная квалифицированная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, а также выводов к ним, заключения, глоссария, списка используемых источников и литературы, приложений. Основной терминологический аппарат работы описан в глоссарии.
Введение

Научная проблема представленного выпускного квалифицированного исследования заключается в наличии противоречия между теоретическими подходами к описанию маркетинговых механизмов развития дистанционного образования в региональной системе управления и современной образовательной практикой. Актуальность выпускного квалификационного исследования определяется двумя составляющими: теоретическая заключается в том, что намечается переход от традиционного фундаментального очного образования к более гибким и лучше отвечающим современным реалиям жизни дистанционным технологиям в образовании, что актуализирует научный поиск в данном направлении и является предметом изучения социологии маркетинга. Практическая составляющая связана с необходимостью решения практической задачи интеграции маркетинговых механизмов в управление региональной системы дистанционного образования с применением комплекса социологических методов, включая теоретическую и эмпирическую компоненты. Цель настоящего исследования заключается в проведении комплексной оценки содержания маркетинговых механизмов управления развитием региональной системы дистанционного образования (на материалах Рязанской области) на основании результатов количественного и качественного анализа. В связи с этим в качестве объекта исследования рассматривается процесс управления региональной системой дистанционного образования. А предметом исследования является содержание маркетинговых механизмов процесса управления региональной системой дистанционного образования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11 1.1 Процесс управления региональной системой дистанционного образования 11 1.2 Социологические аспекты системы дистанционного образования 28 1.3 Современные проблемы развития маркетинговых механизмов управления региональной системой дистанционного образования 39 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 53 2.1 Методология и методы социологического исследования 53 2.2 Эмпирическое исследование маркетинговых механизмов управления дистанционным образованием на материалах Рязанской области 56 2.3 Перспективы использования маркетинговых механизмов развития региональной системы дистанционного образования 84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89 ГЛОССАРИЙ 94 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 100 ПРИЛОЖЕНИЕ 107
Список литературы

Научная литература, монографии, учебные пособия 1. Аакер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования. М., СПб.: Питер, 2004. 840 с. 2. Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 2002. С. 211. 3. Березин И. С. Маркетинговые исследования. Инструкция по применению. М.: Юрайт, 2012. 66 с. 4. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. М.: Синтег, 1999. С. 57. 5. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Модели и механизмы теории систем в управлении качеством подготовки специалистов. М.: ИЦ, 1998. С. 125. 6. Гордин В. Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб.: Нева, 1993. 285 с. 7. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2005. 152 с. 8. Конаржевский Ю.А. Внутри школьный менеджмент. М.: Академия, 2002. С. 112 9. Коноплицкий В., Филина А. Толковый словарь экономических терминов. М.: Альтерпресс, 1996. 146 с. 10. Коняева Е.А., Павлова Е.А. Краткий словарь педагогических терминов. Челябинск.: Дом губерния, 2012. 131 с. 11. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент / пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер Принт, 2006. 452 с. 12. Котлер Ф., Плешкина И. Основы маркетинга. М.: Издательский дом «Вильяме», 2007. 656 с. 13. Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. М.: Вильямс, 2007. 1200 с. 14. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социологический словарь. М.: Норма, 2008. 608 с. 15. Рон Д. Сокровищница мудрости. Успех, карьера, семья. М.: «Альпина Паблишер», 2011. 112 с. 16. Солдаткин В.И. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация. М.: МГИУ, 2003. С. 357. 17. Третьяков П.И. Практика управления современной школой (Опыт педагогического менеджмента). М.: Аспект Пресс, 2005. С. 157. 18. Холмс О. У. Общий закон / пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2008. 412 с. 19. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002. С. 15. Источники периодической печати 20. Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 152 - 159. 21. Андреев А.А. Очерки дистанционного обучения в России // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 1 (13). С. 16-31 22. Андреев А.А. Зачем нужен некоммерческий маркетинг?// Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 4. С. 2-7. 23. Бакун Т.В., Лейнвебер О.Ю. Интегрированные маркетинговые коммуникации вуза в рамках концепции маркетинга взаимоотношений // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 4. С. 143 - 146. 24. Балацкий Е. В. Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России. 2014. №7. С. 1 - 24. 25. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. 2009. № 11. С. 124 - 125. 26. Богомолова И.В., Машенцова Л.С., Сазонов С.П. Устойчивое развитие крупных городов с позиции конкурентоспособности территории // Экономические науки. 2014. № 9. С. 2507. 27. Бочарова И.Е., Клименко С.И., Орлова Е.Р. Инновации и их место в экономике России // Труды Института системного анализа Российской академии наук (РАН). 2009. Т. 49. С. 5-15. 28. Бугайчук К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 148 - 155. 29. Вайнштейн Ю.В., Помазан В.А., Жуков Л.А. и др. Прогнозирование результатов обучения с применением современных информационных технологий: научная дискуссия // Вопросы педагогики и психологии: материалы XXI междунар. науч. конф. М: ООО «Международный центр науки и образования», 2013. С. 123 -127 30. Воронов М.В. Сетевая структура современного мира/ М.В. Воронов, В.Н. Фокина // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 33 - 34. 31. Ворожбит О.Ю., Кривошапов В.Г. Практико-ориентированный подход к образованию в вузах как фактор развития национальной инновационной системы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 47 (11). С. 43. 32. Годин В. Э., Иванов В.В., Голубков Е.П. Социально-этичный маркетинг// Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6. С. 37. 33. Казначеева Н.Л., Струкова Е.Г. Маркетинговые исследования потребителей услуг дистанционного образования // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 5. С. 334. 34. Клименко Н. Ю. «Удаленный» класс/Н.Ю. Клименко // Карьера. 2008. № 5. С. 11-12. 35. Корень А.В. Перспективы использования учебных сайтов преподавателей в контексте развития национальной системы образования // Психология. Социология. Педагогика. 2012. № 9 (22). С. 4 - 6. 36. Кошкина Е.Н., Орлова Е.Р Дистанционное обучение: реалии и перспективы // Вестник Международного института экономики и права. 2011. № 2. С. 5 -13. 37. Кошкина Е.Н., Орлова Е.Р., Забабура О.В. Дистанционное образование и интеллектуальная собственность: проблемы и перспективы // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2012. № 1. С. 156 - 165. 38. Красовский В.И. Социологическая оценка качества дистанционного обучения в вузе/ В.И. Красовский, И.А. Тавгень, А.М. Зеневич // Открытое образование. 2008. № 6. С. 76. 39. Крук Б.И., Струкова Е.Г. Исследование мотиваций потребителей дистанционных образовательных услуг // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44). С. 55. 40. Куклев В.А. Мобильное обучение как педагогическая инновация/ В.А. Куклев // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 1. С. 24. 41. Кукьян В.Н., Фотина О.В. Актуальные проблемы дистанционного образования // Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4 (48). С. 86–89. 42. Лебедев В. Э. Опыт использования электронного образовательного ресурса по дисциплине // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 8. С. 10 - 22. 43. Лютова Т.В. Контроль учебной деятельности в системе открытого дистанционного профессионального образования/ Т.В. Лютова, Т.А. Сергеева // Открытое образование. 2007. № 2. С. 14. 44. Максимов П.В. Повышение эффективности дистанционных форм обучения в технических вузах // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 189 - 196. 45. Новаторов Э.В. Качобрус: маркетинговый инструмент для определения качества образования // Маркетинг. № 6 (61). 2001. 46. Пеккер П.Л. Дистанционное обучение: опыт вузов Московских вузов // Экономические науки. 2015. № 2. С. 66 - 71. 47. Попов Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии // Маркетинг. 2009. № 1. С. 101 - 108. 48. Радаев В. В. Популяционная экология организаций: как возникает разнообразие организационных форм // Российский журнал менеджмента. – 2005. Т. 3. № 2. С. 99 - 108. 49. Сазонов С.П., Сорокина О.В., Вайсбейн К.Д. Формирование доходной части бюджета регионального образования как фактор инвестиционной привлекательности // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 38. C. 66. 50. Сазонов С.П., Ли А.Г., Киреева А.А. Маркетинг территории как основа инвестиционной привлекательности региона и перспективы развития Рязанской области // Известия Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2012. Т. 14. № 16 (103). С. 172 - 176. 51. Сазонов С.П., Гагошидзе Т.Д. Маркетинг территории Рязанской области и инновационное развитие региона // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 4-й Международной научно-практической конференции. Рязань, 2015. С. 88. 52. Сафонова В. В. Полатовские чтения// Дистанционное обучение в системе непрерывного образования: материалы пер. науч. прак. конф. М: УРАО ИСМО, 2008. Т. 2. С. 169 -173. 53. Симановская М. Современная концепция социального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 6. С. 54. 54. Слободчикова А. А. Проблемы внедрения разработанных электронных учебных средств в образовательный процесс // Дистанционное и виртуальное обучение. 2008. № 8. С. 41 - 46. 55. Соловов А. Дистанционное обучение: технологии и целевые группы // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 119 - 125. 56. Соловов А. Электронное обучение – новая технология или новая парадигма?. 2006. № 11. С. 104 - 111. 57. Тета А. Проблемы маркетинга. Логистика // Проблемы современной экономики. 2010. №3 С. 35. 58. Тимкин С.Л. Открытые образовательные ресурсы: международное сотрудничество образовательных учреждений // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1 (49). С. 55 - 59. 59. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009 № 94. С. 236 - 240. Интернет-ресурсы 60. Сайт Московского государственного университета экономики, статистики и информатики [Электронный ресурс]. URL: http://mesi.msk-i.ru (дата обращения: 29.03.2017) 61. Сайт Московского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.msu.ru (дата обращения: 06.04.2017) 62. Национальный университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru (дата обращения: 06.04.2017) 63. Финансовый университет при Правительстве РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.fa.ru/Pages/home (дата обращения: 06.04.2017) 64. Российский гуманитарный университет [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsuh.ru (дата обращения: 06.04.2017) 65. Московский институт электронной техники [Электронный ресурс]. URL: https://miet.ru (дата обращения: 06.04.2017) 66. Московская международная школа бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.mirbis.ru (дата обращения: 06.04.2017) 67. Рязанский государственный радиотехнический университет [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsreu.ru (дата обращения: 06.04.2017) 68. Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsu.edu.ru (дата обращения: 06.04.2017) 69. Рязанский медицинский университет имени Павлова [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzgmu.ru (дата обращения: 06.04.2017) 70. Рязанский институт бизнеса и управления [Электронный ресурс]. URL: http://ribiu.ru (дата обращения: 06.04.2017) 71. Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgatu.ru (дата обращения: 06.04.2017) 72. Портал об управленческом менеджменте, консалтинге и маркетинге [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru (дата обращения: 06.09.2017) 73. Библиотека учебной и научной литературы: словарь терминов по маркетингу [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com (дата обращения: 19.09.2017) 74. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 19.09.2017) 75. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com (дата обращения: 19.09.2017) 76. Материалы конкурса «Лучшее маркетинговое решение года - 2003» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ram.ru (дата обращения: 26.02.2018) 77. Сайт «Фонд Общественное мнение» [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru(дата обращения: 26.02.2018) 78. Сайт «Open Education Consortium» [Электронный ресурс]. URL: http://www.oeconsortium .ru (дата обращения: 26.02.2018) 79. Сайт «Legatum Institute» [Электронный ресурс]. URL: http://prosperity.com (дата обращения: 26.02.2018) 80. Маркетинговое агентство Step by Step [Электронный ресурс]. URL: http://www.step-by-step.ru (дата обращения: 27.09.2017)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Процесс управления региональной системой дистанционного образования Социология и процесс управления региональным дистанционным образованием, рассматриваются в работах ученых: Егоршина А.П. , Бабанского Ю.К. , Загвязинского В.И. , Зверевой В.И., Караковского В.А. , Кричевского В.Ю. , Шакурова Р.Х. , Шамовой Т.И.. Анализ проблемы управления региональной системой дистанционного образования показал, что в последние годы опубликовано достаточно много научных и учебно-методических работ. Однако проблема социального управления региональной системой дистанционного образования еще не нашла должного места в научном поиске. Эта проблема требует дальнейшего углублённого изучения и анализа. Знакомство с материалами российских авторов утвердило нас во мнении, что круг вопросов, связанных с развитием системы ДО изучается в работах: Афанасьева В.Г. , Березина И.С. , Сафонова В.В. , Солдаткина В.И. , Андреева А.А. . и др. По мнению Афанасьева В.Г., развитие системы дистанционного образования как за рубежом так и в России происходит в контексте глобальных образовательных тенденций, в последние годы получивших название «мегатенденций». Становление теории и практики системы дистанционного образования прошло несколько этапов в своем развитии. В свою же очередь, Солдаткина В.И., Андреева А.А. считают, что с развитием дистанционного образования связывается надежда на решение ряда практических социально-экономических проблем: повышение общеобразовательного уровня населения; расширение доступа к высшим уровням образования; удовлетворение потребностей в высшем образовании; организация регулярного повышения квалификации специалистов различных направлений. Система дистанционного образования должна ориентироваться на обеспечение населения различных регионов России возможностью получения современного образования. В связи с этим требуется детальный анализ изучения понятия «регион». Критический анализ научной литературы, посвященной изучению региональной экономики, позволил выделить наиболее информативное и отвечающее специфике работы определение понятия региона. Оно дано академиком А.Г. Гранбергом: регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Основные определения категории «регион» в экономической науке» представлены в приложении 1. Хотелось бы отметить, что переход к рыночной экономике и реальному федерализму сопровождается тем, что каждый регион Российской Федерации становится социально-экономической системой, характеризующейся сильной взаимосвязью своих основных элементов в отношениях по поводу производства, обмена, распределения и потребления. Выделяются две главные подсистемы социально-экономической системы региона. В состав подсистем первого порядка входят системообразующий, системообслуживающий комплексы региона (включают материальные и нематериальные ресурсы развития территории), инфраструктура, население, подсистема политического управления и экология. Образование является подсистемой второго порядка, входящей в системообслуживающий блок региона. Структура социально-экономической системы региона изображена на рисунке 1.1.1. Рис. 1.1.1.Структура социально-экономической системы региона. Система образования имеет свою внутреннюю организацию и функциональную связь с другими социальными подсистемами. Как и любая подсистема, система образования нуждается в упорядочении своей организации, в наличии управляющих органов, которые, в свою очередь, тоже образуют самостоятельную систему управления, имеющую по форме внешнее обособление (с учетом специфики форм и методов управления). Внутренне же, содержательно обе системы находятся в диалектическом единстве, имея единые цели своего функционирования. В приложении 2 приведены основные подходы к определению понятия «система образования». Поскольку вышеприведённый анализ научной литературы не выявил социально-экономического подхода к категории «образование», мы предлагаем определение, которое в большей мере соответствует цели и задачам работы. С нашей точки зрения система образования – это совокупность образовательных учреждений различного типа и вида, а также управляющих структур, которые непрерывно взаимодействуют другом с другом с целью становления, стабилизации, оптимального функционирования и прогрессивной направленности процессов экономического развития. Подобный подход, на наш взгляд, позволяет учесть всю совокупность субъектов, задействованных в образовательном процессе. Система образования осуществляет две взаимосвязанные функции: внешнюю (оказание образовательных услуг) и внутреннюю (обеспечение условий для собственного функционирования и развития). При этом реализации внешней функции препятствует ряд ограничений, к которым относятся правовые нормы, регламентирующие деятельность отрасли, и ресурсное обеспечение учебных заведений (материально-техническое, кадровое, организационное, финансовое, информационное). Структура системы образования изображена на рисунке 1.1.2. Рис. 1.1.2. Структура системы образования. Деятельность системы образования направлена на обеспечение потребностей населения и экономики определенной территории. Развитие самих систем образования означает их переход в качественно новое состояние, рост их потенциала, приводящий к повышению возможностей реализовать свои функции в обществе, удовлетворяя изменяющиеся образовательные запросы личности, общества, государства. Развитие системы образования можно оценивать как с точки зрения результатов развития, так и с точки зрения характеристик самого процесса. В зависимости от территориальной принадлежности в научной литературе выделяют образовательные системы различных уровней управления: федеральную (в рамках которой действуют образовательные организации любых видов и организационно-правовых норм, находящиеся на территории страны); региональную (объединяет образовательные учреждения какого-либо региона и региональные органы управления образованием); муниципальную (объединяет образовательные учреждения, входящие в состав муниципального образования, и муниципальные органы управления образованием). При этом основными звеньями системы управления региональной системой образования являются образовательные системы муниципалитетов, а федеральной – территориальные образовательные системы всех типов и видов. Структура управления региональной системы образования изображена на рисунке 1.1.3. Рис. 1.1.3. Структура управления региональной системы образования Для образовательных учреждений федерального ведения выстроена «трехзвенная» структура управления: от Министерства образования РФ через Федеральное агентство по образованию к образовательному учреждению. По существу, агентство представляет собой промежуточное звено, транслирующее распоряжения министерства образовательным учреждениям посредством реализации отдельных управленческих функций. Для образовательных учреждений регионального и муниципального ведения создана комбинированная двух-, трехзвенная структура управления, в соответствии с которой между образовательным учреждением и органом управления образованием нет промежуточных звеньев или такое звено представлено муниципальным органом управления образованием. Региональный уровень управления образованием представлен департаментами (министерствами, комитетами, главными управлениями и т. д.) образования субъектов Российской Федерации. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они по большей части не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений, осуществляя, таким образом, преимущественно функциональное управление системой образования в пределах региона. Муниципальный уровень управления образованием представлен управлениями образования (отделами образования), созданными соответствующими муниципальными органами власти. На эти органы возложена основная нагрузка по осуществлению управления учебными заведениями общего образования, основная масса которых сосредоточена на муниципальном уровне. Вопросы развития других образовательных учреждений, находящихся на территории муниципалитета, выходят за пределы компетенции муниципальных властей. Региональная система образования – это совокупность взаимосвязанных образовательных стандартов, сети образовательных учреждений и органов управления образованием, объединенных процессуально на подведомственной территории. В структуру региональной образовательной системы входит совокупность образовательных учреждений различного уровня подчинения, находящихся на территории региона, а также структур, осуществляющих функции управления в отношении данных учреждений, взаимодействующих с целью удовлетворения спроса на квалифицированные кадры со стороны региональной экономики. Конкурентоспособность, потенциал развития и инвестиционная привлекательность страны или региона в условиях современной экономики в значительной степени определяются качеством трудовых ресурсов, то есть в первую очередь образованием. Экономический рост создает возможность для развития человеческого потенциала, и в частности повышения образовательного уровня населения той или иной территории. Вместе с тем образование само по себе является важным фактором экономического роста и формирования национального богатства. Одним из источников экономической динамики региона следует рассматривать те из них, которые связаны с нематериальными формами накопления, а именно с инвестициями в человека, с развитием производительных способностей индивидов. Экономический ракурс проблемы образования обусловлен, прежде всего, обеспечением квалификационных потенциалов занятого населения. В основе профессиональных компетенций лежит образовательный ценз. Именно система образования обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов. От ее качества напрямую зависит уровень квалификации производственных кадров. Образовательная составляющая входит при нормальных экономических условиях в стоимостное выражение труда. Образованные люди используют капитал более эффективно, поэтому различия в уровне образования в определенной мере объясняют существующее неравенство в уровнях дохода между богатыми и бедными странами или между регионами страны. Рост уровня образования населения, качество функционирования системы образования, расширение научных и технических знаний не только создают условия для уменьшения предельной производительности капитала, но и повышают производительность труда, а также воздействуют на другие решающие факторы производства. Систематическое использование знаний в производстве основано на достижениях системы образования. Условием его реализации является наличие как научных работников, обладающих развитыми навыками, необходимыми для проведения соответствующих исследований, так и высококвалифицированных рабочих и инженеров, применяющих современные знания на практике. В то же время экономический прогресс подчеркивает возросшую ценность образования (в том числе и дистанционного) в школах, высших и средних учебных заведениях, на рабочих местах. Вопрос влияния системы образования на экономику территории имеет два аспекта. С одной стороны, текущий уровень образования населения характеризует наличие и уровень трудовых ресурсов для потенциального инвестора, готовность к удовлетворению спроса рынка труда на квалифицированные кадры. С другой стороны, масштабы и структура региональной системы образования определяют потенциальные возможности развития, соответствие динамике запроса экономики, конвертации потенциала в экономический рост и благосостояние граждан. Под образованием мы понимаем единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. По мнению Зинченко В.П. , дистанционное образование это система, реализующая формы обучения на базе традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, создающих условия для свободного выбора обучающимся образовательных дисциплин, процесс обучения в которой не зависит от расположения, обучающегося в пространстве и во времени. Система дистанционного образования рассматривается в двух аспектах: как совокупность образовательных учреждений, координирующих органов, исследовательских организаций, базовых учебных заведений, сети университетов и учебных центров дистанционного обучения и как совокупность взаимосвязанных элементов: цель, обучающие, обучающиеся, технологии и средства обучения. Региональная система дистанционного образования (СДО) — система дистанционного образования, созданная в субъекте Российской федерации, с учетом потребности местного населения и местных хозяйственных структур, приближенная к ним как территориально, так и функционально. Система дистанционного образования обязательно должна обеспечивать выполнение следующих функций: доставка обучаемым основного объема изучаемого материала с помощью информационных технологий; интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения; предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала; оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения. Создание системы дистанционного образования сводится к организации специфической педагогической системы, элементами которой являются подсистемы: целей обучения; содержания обучения; методов обучения; средств обучения; организационных форм обучения; идентификационно-контрольная; учебно-материальная; финансово-экономическая; нормативно-правовая; маркетинговая. Необходимость и возможность организации СДО обусловлена следующими факторами: ограничения по получению профессионального образования (в частности, ограниченная доступность в отдаленных регионах, высокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения и др.); ограничения по пропускной способности вузов, факультетов повышения квалификации и образовательных учреждений других типов; увеличение количества желающих получить профессиональное образование из-за повышения престижа образования и необходимости переподготовки специалистов; появление и развитие качественно новых средств информационных технологий и ярко выраженный процесс информатизации телекоммуникационных технологий. Целью региональной системы дистанционного образования является получение общетеоретических и профессиональных знаний по выбранному учебному курсу посредством технических средств, обеспечивающих передачу учебной информации при дистанционном удалении обучаемых от преподавателя, а также обеспечение единого качества образования на разных территориях. Задачами региональной системы дистанционного образования в части обучения является: обеспечение доступа к знаниям по учебной дисциплине вне персонального общения с преподавателем; организация учебного процесса с использованием обратной связи для оперативного контроля степени усвоения знаний обучаемыми; возможность широкого распространения учебной и иной информации в реальном масштабе времени для любой заинтересованной аудитории; экономия финансовых и временных затрат на повышение квалификации работников различных предприятий. Поскольку одной из целей развития дистанционное образование – (ДО) является обеспечение единого качества образования на разных территориях, основой его осуществления являются сетевые формы организации деятельности ДО – (ОДО), реализуемые в виде сетей дистанционного образования - СДО. Это необходимое условие осуществления образовательной деятельности в широком географическом пространстве (что приобретает особое значение в России и СНГ). Определяющими признаками такой сети являются ее следующие особенности : - масштаб сети учреждений дистанционного профиля должен соответствовать масштабу сети студенческой аудитории; - в условиях разнообразия средств и форм дистанционного обучения контроль за образовательным процессом должен осуществляться и возможен только в сфере качества деятельности преподавателей, предоставляемых учебных материалов, средств обучения; - полная централизованная система управления образовательной средой даже в рамках одного учебного заведения при широкой сети образовательных центров обладает слабой управляемостью; - условия открытого пространства, в которое превращается образовательная среда при запуске дистанционных технологий образования, побуждают к выстраиванию между образовательными центрами административных отношений, близких к партнерским, нежели к отношениям типа «подчинение»; - многолетняя практика организации учебного процесса показывает, что при удержании контроля за его качеством контроль за финансовыми и юридическими отношениями может быть выстроен на основании общегосударственных законов. С учетом этих особенностей представляется целесообразной следующая организация образовательного учреждения дистанционного профиля: - Базовое учебное заведение (БУЗ); - Региональные учебные центры (РУЦ) базового учебного заведения. Схема образовательного учреждения в ОДО изображена на рисунке 1.1.4. Рис. 1.1.4. Схема образовательного учреждения в ДО Региональные учебные центры и их состав формируются в соответствии с требованиями со стороны рынка труда в регионе, а также с учетом предоставляемых студенту способов и уровней обучения. В качестве региональных центров могут выступать существующие или вновь образующиеся: - филиалы базового учебного заведения; - представительства базового учебного заведения; - самостоятельные образовательные учреждения, состоящие в партнерских отношениях с базовым учебным заведением. Реализация Дистанционного образования (ДО) на основе сетевого принципа организации образовательного учреждения дистанционного профиля позволяет заложить основания для появления организационно мобильных и контролируемых в отношении качества образования образовательных сетей . Упомянутые выше особенности ДО и СДО показывают, что создание, поддержание и развитие СДО отличается значительной сложностью. Поэтому помимо других методов целесообразно изучить теорию управления организационными системами. Решение данной задачи возможно на основе использования подходов и методов теории управления организационными системами – раздела теории управления социально-экономическими системами, изучающего свойства механизмов и их функционирования, обусловленные проявлениями активности участников системы и механизмов управления развитием региональной системой дистанционного образования . Пример простейшей организационной системы (ОС) – двухуровневая иерархическая система. В качестве единственного управляющего органа (центра) на верхнем уровне может рассматриваться базовое учебное заведение (БУЗ), в качестве единственного объекта управления (агента) на нижнем уровне – региональный учебный центр (РУЦ). Пусть r – некоторый параметр (r € ?), определяющий условия деятельности РУЦ, известный ему и принимающий значения из допустимого множества ?. БУЗ известно лишь допустимое множество ?. РУЦ может сообщить БУЗ оценку s € ? параметра r. При этом в общем случае, s ? r, то есть РУЦ имеет возможность искажать информацию (манипулировать данными). На основании полученной информации s от РУЦ, БУЗ выбирает в соответствии с некоторой процедурой планирования ?(r) план x = ?(s) – желательное с точки зрения БУЗ состояние РУЦ. Получив информацию о плане и зная систему стимулирования, РУЦ выбирает свое состояние y € A (в общем случае, у ? x). Таким образом, s ? r и у ? x – свойства активности . Базовая организационная система представлена на рисунке 1.1.5. Рис. 1.1.5. Базовая организационная система . Модель управления СДО, которая учитывает взаимодействие региональных учебных центров друг с другом, а также взаимодействие всех элементов системы с внешним окружением, может быть создана на основе многоэлементной организационной системы. Многоэлементная система дистанционного образования представлена на рисунке 1.1.6. Рис. 1.1.6. Многоэлементная система дистанционного образования . Такая система состоит из n взаимосвязанных агентов на нижнем уровне (региональных учебных центров), одного центра на верхнем уровне иерархии (базового учебного заведения) и окружающей среды . Базовое учебное заведение, выражающее интересы системы в целом, решает задачу выбора таких управляющих воздействий, которые побудили бы региональный учебный центр предпринимать определенные действия (получать результаты, выбирать состояния и т.д.). Такое общее описание организационной системы позволяет охватить широкий спектр задач управления СДО. Здесь применима иерархическая структура организационной системы СДО. Иерархическая система дистанционного образования представлена на рисунке 1.1.6. Управление по вертикали 1-2-3-4 вырабатывается на основе прогнозирования и обратной связи 9,10,11 и 5,6,7,8. Конечно, данная структура СДО достаточно условна и может быть в каждом конкретном случае уточнена . Рис. 1.1.6. Иерархическая система дистанционного образования. Процесс управления региональной системой ДО – это деятельность всех субъектов образовательной деятельности, направленная на обеспечение становления, стабилизации оптимального функционирования и развития образовательных учреждений. Процесс управления региональной системой ДО состоит из ряда элементов, в который входят субъект управления (управляющий орган) и объект управления (управляемая система – образовательные учреждения различных типов и видов). Задача управляющего органа состоит в осуществлении допустимых управляющих воздействий, которые обеспечат организацию деятельности управляемой системы в соответствии с требованиями и нормами. Таким образом, критерием эффективности системы управления образованием является зависимость эффективности функционирования управляемой системы от управляющих воздействий. Проблема решения эффективности управления региональной системой ДО заключается в необходимости корреляции требований, предъявляемых современным цивилизационным этапом развития общества и парадигмальными основами развития системы образования. Так, Л.Я. Барсукова под эффективностью управления региональной системой ДО подразумевает успешность выполнения первоочередных задач, каждая из которых связана с обеспечением социальной функции образования – «формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения; формирование практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей национальной культуры; превращение образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечить развитие личности». Таким образом, позволяя моделировать взаимодействие элементов гораздо более сложных реальных систем дистанционного образования, теория управления организационными системами предоставляет средства решения задач организационного управления СДО. Итак, процессом управления региональной системой ДО является взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки осуществляющих решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие региональной системы ДО и основных ее частей. Процесс управления региональной системой ДО включает: планирование, руководство и контроль. определяющие функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие. 1.2 Социологические аспекты системы дистанционного образования Социологические аспекты региональной системы дистанционного образования разрабатывались в трудах: Борисова А. А. , Бикмухамедов И. Х. , A. B. Даринский , Г. П. Зинченко , О. В. Купцов . и др. По мнению Борисова А.А., региональная' система дистанционного образования требует изменения управления образованием, ибо старая - система не обеспечивает успешного решения управленческих проблем в быстро меняющихся социально-экономических условиях. В свою же очередь Зинченко Г.П. считает, что структура и содержание региональной системы дистанционного образования, складывающиеся в регионах России, имеют свои социологические особенности и требуют их учета в системе социального управления, в том числе и учета специфических особенностей региональной системы дистанционного образования, как одного из существенных элементов всей системы образования. В настоящее время в Рязанской области действует разветвленная сеть учебных заведений всех типов и видов, целью деятельности, которой является удовлетворение образовательных потребностей населения. Региональная система образования включает в себя дошкольные заведения, общеобразовательные школы, учреждения начального, среднего и высшего профессионального обучения. Так, в 243 муниципальных образовательных учреждениях региона (116 детских садов, 69 общеобразовательных школ, 58 учреждений дополнительного образования детей) обучается и воспитывается свыше 350 тыс. человек.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg