Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Работа с неполными семьями в системе среднего общего образования на примере коммунального государственного учреждения « средняя школа №8 имени Н. Островского» города Талдыкорган Республики Казахстан

irina_k20 1325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Объектом исследования являются неполные семьи. Предмет исследования- основные направления и технологии социальной работы с неполными семьями. Цель выпускной квалификационной работы: оценить эффективность социальной работы с неполными семьями в Республике Казахстан, на примере отдельно взятого образовательного учреждения - КГУ «Средняя школа № 8 имени Н.Островского» города Талдыкорган. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1 Рассмотреть сущность и содержание понятия «неполная семья» как объекта социальной работы; 2 Изучить социально-психологические проблемы, присущие неполным семьям; 3 Раскрыть и изучить феномен неполных семей в Республике Казахстан; 4 Провести анализ и дать оценку качества технологий социальной работы с неполными семьями, реализуемые в КГУ «Средняя школа № 8» города Талдыкорган. Источниковой базой выпускной квалификационной работы является Закон Республики Казахстан от 23.01.2001 № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», который в соответствии с Конституцией Республики Казахстан регулирует общественные отношения в области местного государственного управления и самоуправления, обусловливает компетенцию, организацию, порядок деятельности местных представительных и исполнительных органов [1]. Так же использовался Закон Республики Казахстан от 29.12.2008 "О специальных социальных услугах" статья 8, который регулирует общественные отношения, появляющиеся в сфере предоставления специальных социальных услуг, для лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации [2]. Наряду с этим, использовался такой источник как Кодекс Республики Казахстан от 26.12.2011 № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.07.2017) [3], в котором определяютя цели, задачи, принципы и правовые основы регулирования брачно-семейных (супружеско-семейных) отношений, обеспечивающие защиту прав и интересов семьи, определяя ее развитие приоритетным направлением государственной социальной политики Республики Казахстан. Для написания выпускной квалификационной работы был изучен Устав КГУ «Средняя школа № 8 имени Н. Островского» (Утв. Приказом ГУ «Отдел образования города Талдыкорган» № 24 от 01.01. 2010 года) [4], в котором описываются общие положения, задачи, направление и виды деятельности учреждения, структура учреждения, порядок формирования органов управления, права и обязанности, источники формирования имущества организации, источники финансирования материально-техническое обеспечение деятельности учреждения. Важнейшими источниками являются: проведённое анкетирование для родителей, интервью с социальным педагогом средней школы № 8 города Талдыкорган Жабаевой Акботой Нурлановной, интервью с учеником школы. С помощью данных источников были раскрыты важные данные о нынешнем положении родителей и детей из неполных семей в обществе. Таким образом, имеющиеся источники и литература позволяют решить все поставленные задачи выпускной квалификационной работы.
Введение

Более 20% детей в Казахстане, по данным за последние пять лет, рождаются вне брака. По данным переписи населения на 2017 год в Республике Казахстан насчитывается около 900 тысяч неполных семей в целом, из них количество "матерей – одиночек" и "отцов – одиночек" соответственно составили 90 % женщин и около 10 % мужчин. Еще за 2005 – 2016 годы число детей родившихся вне брака в Казахстане составляло 445 тысячи 500 человек или 21,8% от общего числа родившихся за этот период [5]. Неполная семья - это небольшая социальная группа, которая состоит из одного родителя и проживающих вместе с ним детей, связанная родственными отношениями, взаимной моральной ответственностью и ведением общего хозяйства. Неполная семья возникает вследствие смерти одного из родителей, развода, рождения внебрачных детей, фактического распада семейных отношений при их юридическом сохранении [31]. Неполные семьи – явление нередкое не только для Казахстана, но и для большинства стран мира. Самые частые причины: развод, смерть одного из супругов, рождение ребенка вне брака. Если при разводе на содержание ребенка казахстанцам выплачивается хоть какая-то сумма в виде алиментов, при смерти одного из работающих супругов- пособие по утере кормильца, то содержанию внебрачных детей в неполных семьях государство никак не помогает. Решение всех материальных и обыденных проблем, воспитание ребенка падает на плечи одинокой матери (реже отца). Общественный деятель и исполнительный директор фонда помощи молодым казахстанским матерям «Дом мамы» Махметова Б.М [6] считает, что современный уровень государственной помощи неполным семьям недостаточен. Матери, воспитывающие в одиночку ребенка (детей), как правило, чувствуют большие материально-финансовые трудности. Сюда же причисляются жилищные проблемы семьи: нет денег и нет жилья, в связи с этим начинаются социальные проблемы. Социальная работа с неполными семьями включает в себя не только область социальной помощи, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания. Таким образом, сущность социальной работы с неполными семьями состоит не только в воссоздании социально-психического здоровья, но и восстановлении возможностей для социального функционирования при том состоянии, которым наделен ребенок или родитель. Для лучшего понимания неполной семьи специалист по социальной работе должен иметь представление о значительных событиях, повлекших за собой серьезные изменения внутри семейной системы и ее приспособление к изменившимся обстоятельствам. Поэтому возникает закономерный вопрос: как сделать так, чтобы неполные семьи могли чувствовать себя социально-защищенными, не иметь материальных, социальных и психологических проблем? Для решения этой проблемы в настоящее время происходит постепенное внедрение социальных работников в виде штатных единиц – социальный психолог, социальный педагог и других, которые в свою очередь оказывают социально – психологическую помощь детям и родителям (матери – одиночке или отцу – одиночке) из неполных семей. Социальная работа с неполными семьями рассчитывает осмысление различных социальных, психологических, материальных нужд и проблем лиц из подобных семей, а также предоставление услуг согласно с этими нуждами через более полное участие в социальных процессах. В неполных семьях, как правило, начинаются проблемы в социализации, в неправильном общении в семье, в неправильном воспитании детей, в общении с родителем из-за того, что нет удовлетворения потребностей. Не всегда в неполной семье могут удовлетворяться данные потребности. Поэтому целью социальной поддержки неполной семьи является оказание помощи ребенку и родителю в процессе их социализации и создание условий для самореализации в обществе, а также помочь неполной семье в воспитании, в решении различных проблем появляющихся в семье. Подобная проблема стала объектом научных исследований многих авторов. Так, Холостова Е. И.[34] очень подробно изучила тему семьи в целом, ее типы, виды и методы социальной работы с неполными семьями в частности. Николаев Н. Н. [23] в своих исследованиях выделяет типы семей: социально-неблагополучные, проблемные семьи, кризисные семьи, семьи социального риска, конфликтные семьи. В разработке основ решения социальных проблем неполных семей на современном этапе большое значение имеют исследования, посвященные защите прав материнства и детства, технологий социальной работы с неполными семьями, регулирования конфликтов в семье, разработке методов работы с неполными семьями Дж. М. Гилязитдинова[15], Карцевой Л. В. [16], Вдовиной М. В.[12, с. 70], Целуйко В.М [26]. Федотова Н. И. и Масанова М. Д. [33] очень подробно рассмотрели понятие и типы неполных семей, И.Е. Калабихина [19]описала в своих трудах неполных семей, а также перспективы их решения. Среди наиболее важных работ, которые послужили источниками для исследования, можно выделить исследования социальной работы и технологии работы с неполными семьями Г.З. Нафиковой [23], которая подробно раскрыла понятие неполной семьи и ее типы. А также К.Б. Зуева [17], описавшего психологические особенности подростков из неполных семей и Л.К. Рашитовой[30], в работе которой дается характеристика различных источников формирования неполной семьи, а также рассматриваются причины, способствующие их расширенному воспроизводству. Авторы анализирует основные проблемы неполных семей в современном обществе и предлагают некоторые пути их решения. Целуйко В.М. в книге «Психология неблагополучной семьи»[35] посвящает главу неполным семьям, их психологическим трудностям.
Содержание

Оглавление………………………………………………………………………...2 Введение 3 1 Теоритические аспекты социальной работы с неполными семьями 8 1.1 Неполная семья как объект социальной работы 8 1.2 Проблемы социально-психологического характера, присущие неполным семьям 13 2 Социальная работа с неполными семьями в Республике Казахстан 21 2.1 Социальная работа с неполными семьями, реализуемая 21 в Республике Казахстан 21 2.2 Анализ и оценка качества социальной работы с неполными семьями и применяемых технологий на примере КГУ «Средняя школа № 8 имени Н. Островского» города Талдыкорган 27 Заключение 36 Список использованных источников и литературы: 38 Приложение А 42 Приложение Б 43 Приложение В 49
Список литературы

Источники: 1 Закон Республики Казахстан от 23.01.2001 № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2018)» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021546#pos=5;-97 (дата обращения: 18.03.2018) 2 Закон Республики Казахстан от 29.12.2008 "О специальных социальных услугах" статья 8, [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z080000114_ (дата обращения: 22.03.2018) 3 Кодекс Республики Казахстан от 26.12.2011 № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» [Электронный ресурс]: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан.- Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1100000518 (дата обращения 22.03.2018) 4 Устав КГУ «Средняя школа № 8 имени Н. Островского» (Утв. Приказом ГУ «Отдел образования города Талдыкорган» № 24 от 01.01. 2010 года). 14 с. 5 Всё о Казахстане-Рубрика "Главные новости" [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://politikforum.ru/archive/index.php/t-5736-p-4.html (дата обращения 13.02.2018) 6 Медиапортал общественно-политической газеты «Литер» [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://liter.kz/ru/interview/show/22315-bibigul_mahmetova_reb_nok_dolzhen_rasti_v_seme (дата обращения 22.02.2018) 7 Интервью от 14.03.2018 с Жабаевой Акботой Нурлановной, социальным педагогом «Средней школы № 8» города Талдыкорган // Личный архив Лысенко Тамары 8 Фаворит Международный кадровый центр «Должностные обязанности: Социального педагога» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://favjob.ru/dolzhnostnyye-obyazannosti/s/sotsialnogo-pedagoga/ (дата обращения: 12.04.2018) Литература: 9 Алексеева Л.С. Неполная семья состояние и тенденции развития / Л.С.Алексеева // Отечественный журнал социальной работы.- 2005. - №2. – С. 49-53., 50 с. 10 Андрюшина Е.В. Современные мониторинговые оценки динамики здоровья населения [Текст] / Е.В. Андрюшина // Реформы Российского здравоохранения в условиях глобального экономического кризиса: бремя решений: Сб. материалов круглого стола, 19 февраля 2009 г. / под ред. Проф., д.э.н. А.Ю. Шевякова.- М.: ИСЭПН РАН, 2009.- С.81. 11 Башкирова Н. Ребенок без папы: решение проблем неполной семьи / Н.Башкирова.- М.: Наука и техника, 2006.- 270 с.,- С. 205. 12 Вдовина М.В. Возможности регулирования конфликта в семье [Текст] / М.В. Вдовина.- М., 2009.- №4.- с.70-74. 13 Гаспарян Ю.А. Семья в ХХI веке / Ю.А. Гаспарян.- Спб,1999.- 320 с,. С. 8-9. 14 Гольцова Н.В. Социальная педагогика / Н.В. Гольцова.- М., 2006. 278 с., С. 76. 15 Гилязитдинов Д.М. Интегративное маятниковое общество П.Сорокина и альтернативы развития России // Социологические исследования. 2001. № 3. С. 15-19. 16 Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 2001. - №11. – 108-113 с., С. 108. 17 Зуев К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей // Вестник Томского государственного университета.- 2009. - № 4. [Электронный ресурс]: Сайт КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskie-osobennosti-podrostkov-iz-nepolnyh-semey (дата обращения: 09.03.2018) 18 Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей [Текст] / Л. В. Карцева.-2 изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 224 с. – С. 138-139. 19 Калабихина И.Е. Неполные семьи: проблемы и перспективы их решения // Семья в России. 1995. № 1–2. С. 166 20 Козлова Т. Это горькое слово- безотцовщина // Отечественный журнал Воспитание школьников. - 2003. - № 9. С. 32., с. 32 21 Костенко М.А. Социальная работа с мужчинами / М.А.Костенко. – Барнаул, 2003. – 109 с., с. 29 22 Лунякова Л. Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей / Л.Г. Лунякова // Социологические исследования. – 2001. - №8. - С. 86-95. , с. 86 23 Нафикова Г.З. Понятие неполной семьи и ее типы// Вестник Башкирского университета.- 2009. - №1. [Электронный ресурс]: Сайт КиберЛенинка 2014- 2018.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-nepolnoy-semi-i-ee-tipy (дата обращения 09.03.2018) 24 Николаев, Н. Н. Типы семей в современном российском обществе: социально- философский анализ [Текст] : автореф. дис. канд. фил. наук / Н. Н. Николаев.- Ростов-на- Дону, 2007. – 25 с. 25 Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. – М.,2006. – 427 с., с. 79 26 Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 287 с. С. 195 27 Психология личности: / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 287 с.- С.254 28 Панкратова Н.В. Социальный и биологический аспекты родительства / Н.В. Панкратова // Социс.- 2006.- № 10. - С. 116-120. с. 117 29 Пособия для неполных семей // Новости. Законодательство. Информация. Информационный портал. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.zakon.kz/4610322-posobija-dlja-nepolnykh-semejj.html (дата обращения: 14.04.2018) 30 Рашитова Л.К. Неполные семьи: проблемы и перспективы их решения (Республика Башкортостан) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- 2009. № 8. [Электронный ресурс]: Сайт КиберЛенинка.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/nepolnye-semi-problemy-i-perspektivy-ih-resheniya-respublika-bashkortostan (дата обращения: 12.03.2018) 31 Торохтий В.В. Психология социальной работы с семьёй // Социально-психологическая и консультативная работа с семьёй Учеб.- метод пособие. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004 32 Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие.- Новосибирск: СибУПК, 2003. С. 94 33 Федотова Н. И., Масанова М. Д. Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей // Молодой ученый.- 2014. №10.- С. 428-430 34 Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей [Текст]: учебное пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 244 с. 35 Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. / В.М Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 271с., с. 65
Отрывок из работы

1 Теоритические аспекты социальной работы с неполными семьями 1.1 Неполная семья как объект социальной работы Родительский дом для ребенка - это важнейшая и ничем не заменимая школа жизни. Семья как социальная ячейка общества объединяет людей связями, контролирует воспитание поколений, познавательную, трудовую деятельность личности. Семья помогает ребенку войти в социум, именно в семье ребенок приобретает социальное воспитание, делается личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают. В младшем возрасте его кормят, с ним занимаются. В дошкольном возрасте (3–7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении школьнику младшего возраста, подростку и юноше выбрать жизненный путь[33]. В семье беспокоятся о социализации своего ребёнка: об образовании, развитии ума, укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи. Именно семья оказывает важнейшее влияние на социализацию личности, закладывает фундамент человеческих качеств. Для того чтобы фундамент этих качеств был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной. Но на сегодняшний день такая неполная семья постепенно уступает место семье другого уменьшенного состава: один родитель и дети. Эту семью называют неполной. Неполная семья возникает вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности таких семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей проживает с ребёнком и занимается его социализацией, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную - мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Как отмечает В.М. Целуйко[26], не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, которые занимаются изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье. По мнению Е.А. Тюгашева [32], рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений: - изменение моральных норм в области взаимоотношений полов; - распространение добрачных связей, - изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины; - утрата семей своей производственной функции; - неподготовленность молодежи к браку; - завышенные требования по отношению к брачному партнеру; - алкоголизм и наркомания. Массовый источник появления неполных семей связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Скопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее известными основаниями для разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, супружеская измена или образование другой семьи вследствие вышеуказанных причин. Особое внимание обращает на себя тот факт, что в большинстве случаев сподвижником развода выступает женщина. Что касается браков в раннем возрасте, то статистика показывает, что они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, мотивируется гражданской, социальной и моральной незрелостью супругов, их безответственным и легкомысленным отношением к семье, а также, увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи. Неполная разведенная семья - семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, приобретает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественные желания, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью. Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких-либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины. В связи с видоизменением нравственных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака. Кроме того, семья может анализироваться в качестве неполной не только по составу, но и по своим функциональным характеристикам. В частности, семьи, в которых родители по тем или иным причинам не исполняют свои социализирующие функции, а также семьи с неблагоприятной психологической атмосферой, могут разбираться в качестве неполных, поскольку имеют воспитательный потенциал, недостаточный для успешного социального развития ребенка. Наличие в неполной семье нескольких детей также позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если взрослые поведут себя правильно, старший ребенок станет для младшего «ведущим», стимулом в социальной сфере. Старший ребенок сможет встать на позицию защитника, ощутить так нужную ему жизненную уверенность. Известно, что в неполных семьях сестры и братья гораздо меньше конкурируют и больше эмоционально привязаны друг к другу. Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек. И.Е. Калабихина характеризует неполные семьи как имеющие серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом «лидируют» по зависимости от социальной поддержки государства. Учитывая, что неполные семьи - преимущественно материнские, дополнительную угрозу им представляет современная политика занятости в стране. Сегодня идет активное вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений [19]. Следующая социальная характеристика, которая требует интереса общества к неполной семье с детьми старшего дошкольного возраста, связана с качеством здоровья последних. Е.В. Андрюшина, исследовавшая уровень здоровья детей, пришла к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, проходящим в более тяжелой форме[10]. Таким образом, образ жизни семьи с одним родителем в большой степени отражается на воспитательном процессе. Психологи, анализируя особенности проблем воспитания, возникающих в неполной семье, Примечательно, что американские психологи, анализируя особенности возникающих в неполной семье проблем воспитания, остерегают от прямого увязывания этих проблем с отсутствием отца. По их мнению, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, результатом ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно объединены с отсутствием в ней второго супруга. ? 1.2 Проблемы социально-психологического характера, присущие неполным семьям Традиционно неполную семью подвергают анализу как проблемную семью, выделяющуюся некоторыми особенностями. При создании подходов к воздействию неполной семьи, необходимо учитывать, что эта семья требует особого внимания со стороны педагогов и социальных работников. Она сталкивается с такими же проблемами, как и полная семья, но эти проблемы имеют более острое психологическое значения для неполной семьи, что является ее спецификой. Экономическая проблема сказывается на возможностях такой семьи, проблема развода родителей, отпечатывающаяся на психике ребенка, и все вытекающие из нее подпроблемы, в свою очередь, отражаются на формировании и развитии личности ребенка. Разводу родителей зачастую предшествуют длительный период конфликтов, который прерывает развитие ребенка и может способствовать значительному нарушению его психологического и социального функционирования, так как в конфликтных семьях нарушаются основные условия полноценного развития личности- защита, любовь и забота близких, обстановка привязанности и доброжелательности друг к другу. Дефицит безопасности, переживаемый ребенком как чувство страха, тревоги и беспокойства, может угнетать его активность, порождает подавленность или агрессивность как ведущие черты личного и социального поведения. При неблагоприятных условиях ситуативная эмоциональная реакция страха может обернуться в стойкую черту характера [27]. Современная семья характеризуется разделением воспитательной и экономически продуктивной ролей, в связи с этим родитель при совмещении этих ролей испытывает серьезные затруднения, которые в целом влияют на состояние семьи. На воспитание времени не хватает, так как родители заняты материальным обеспечением своей семьи. Вследствие чего дети из неполной семьи ощущают острый недостаток внимания со стороны родителя, формируясь при этом, как личности более самостоятельные, чем их сверстники, познавая мир методом проб и ошибок[11]. Социальные проблемы неполных семей, связаны в первую очередь с малообеспеченостью, которая обусловлена наличием всего одного трудового дохода в семье, не говоря уже о тех экстремальных случаях, когда семья не имеет трудового дохода вообще и вынуждена жить на пособие по безработице или на пособия детей[28]. Превалирующее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависимых от пособий». «Бедными» считаются семьи, в которых доход на одного члена семьи ниже суммы прожиточного минимума. «Зависимыми от пособий» являются семьи, где социальные пособия составляют более 25% семейного бюджета. Неполные семьи характеризуются как семьи, имеющие серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом «лидируют» по зависимости от социальной поддержки государства. Кроме того, в этих семьях высок риск попадания в низкодоходные группы населения в связи с единственным кормильцем. Детские пособия низкие, при разводе могут быть проблемы с выплатой алиментов [14]. Нужда содержания и воспитания ребенка / детей побуждает родителя быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительных заработков, но не все это могут позволить себе. Их вовлеченность в дополнительную занятость во многом обусловливается не столько профессиональными, образовательными или адаптивными качествами, сколько возможностью выбора такой стратегии поведения. Особую нужду ощущают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно-психическом развитии, а тем более дети-инвалиды. Если ребенок-инвалид, нуждающийся в постоянном присмотре и уходе, воспитывается в семье одинокого родителя, то он не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние семьи, и им доводится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие [22]. Перед каждым одиноким родителем стоит вопрос создания нормальных условий жизни себе и своему ребенку/детям. Нужда ухода за ребенком при отсутствии помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не дают им проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирование поведения оказывает родительская ответственность. Многие считают воспитание и уход за детьми главным предназначением и откладывают на второй план профессиональный успех и карьеру[14]. Социально - экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их решить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей. Во-первых, это обида и чувство собственной неполноценности, которые могут чувствовать дети после развода их родителей. Зачастую дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, частое у женщин, что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат отсутствует[25]. У мальчиков-дошкольников в неполных семьях чаще встречаются капризность и истеричность в поведении, беспричинное упрямство и негативизм, тики. У девочек в неполных семьях более частым наблюдалось заикание. В школьном возрасте нервность в целом также превалирует в неполных семьях. У мальчиков более выражены нарушения поведения. Нервность у детей обоего пола достаточно часто обусловлена нервным состоянием матери, находящейся в конфликте с отцом до развода. Инициатором развода почти всегда является мать, часто неудовлетворенная мягким характером отца, его «неумением жить» или повышенной возбудимостью, эгоцентризмом, стремлением доминировать, а также отсутствием поддержки в психологически сложные периоды жизни (отделение от родителей, проблема жилища, рождение ребенка). Значительно меньшую роль играет алкоголизм, который встречается, скорее, как исключение, а не, как правило, в семье, где дети больны неврозами[14]. Существенно, что развод отмечается достоверно чаще, если дети походят внешне на отца. У мальчиков это «роковое» обстоятельство выражено в большей степени, чем у девочек. Найденная закономерность означает большую нетерпимость матерей к общим с отцами чертам у детей, в случае предыдущих конфликтных отношений в семье. Но и после развода мальчик остается с матерью, которая ревниво относится к его встречам с отцом, чувствует по отношению к сыну устойчивое чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства[21]. Истерический невроз у мальчиков в немалой мере- последствие отсутствия мужского влияния и недостаточной эмоциональной отзывчивости со стороны матери. В большой степени это-результат межличностных, нерешенных ранее и в настоящем конфликтов матери со своими родителями. Более конфликтным в прародительской семье будет отношение матери из неполной семьи с отцом (дедушкой), если она имеет сына, и отношение с матерью (бабушкой) при наличии дочери. Конфликтные взаимоотношения в детстве и отрочестве с родителем того же пола, что и больной неврозом ребенок, создают знакомый прецедент их переноса на настоящие отношения с детьми, являясь для них дополнительным источником психической травматизации. Повышается риск неуспешного формирования собственной семьи, так как стереотипы мужского и женского поведения в семье формируются на раннем этапе социализации ребенка[20]. Именно в семье, как первичной ячейке, проистекает процесс присоединения человека к социальной жизни - приобретение статусной позиции и ролевого набора. Оценка мальчиков и девочек как упрямых преобладает в неполных семьях. Таким образом, мальчики из неполных семей находятся в более неблагоприятной жизненной ситуации, чем девочки. У матерей более высокая степень невротизации, и они чаше конфликтны с сыновьями. Положение осложняется еще больше, если мать была конфликтна со своим отцом в детстве и сын походит на мужа, с которым она долгое время также была в конфликтных взаимоотношениях. Закономерным отзывом на отсутствие эмоционального признания и понимания со стороны матери будет появление у мальчиков аффективных расстройств, больше истерического характера. Психологи направляют особое внимание на увеличенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием в неполной семье мужского эталона идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. Однако эта замена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, которая базируется на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В последствие мальчик лишается не только отца, но и частично матери. Эмоциональное состояние мальчиков в неполной семье более низкое, чем девочек, и связано с ощущением личностной отрешенности. Мальчики в неполной семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей. Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних [9]. Дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям, чем дети из полных. В последние годы отмечаются неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости увеличился в 2 раза, чем в полных семьях, хроническая патология встречается в 3-4 раза чаще. В неполных семьях матери чаще проживают вместе со своими родителями, чем в полных семьях. Их моральная и экономическая поддержка матери при разводе является одним из способствующих ему факторов. Тем более что бабушка часто испытывает неприязненные чувства к мужу дочери, особенно при его стараниях играть независимую и доминирующую позицию в семье. Свойственным феноменом отношений в неполной семье будет перестановка воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, роль отца играет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или же дедушка. В наиболее травмирующей семейной ситуации оказываются опять же мальчики, лишенные как любви матери, так и авторитета отца. К тому же матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном, усугубляя этим его переживания. Значительно чаще дети из неполной семьи находятся в круглосуточных группах детского сада, санаториях и больницах без особых показаний, а мальчики - в различных специализированных интернатах и училищах. Если дети живут с матерью, то формально забота о них заметно не различается в неполных и полных семьях. В отношении контроля различия есть. Они заключаются в большем числе ограничений и запретов в неполной семье у мальчиков и в меньшем их числе у девочек. В семьях мальчиков большую строгость матерей можно расценивать как реакцию на неприятие в мальчиках нежелательных черт характера бывшего мужа. Ситуация развода может быть драматичной для девочек, если они привязаны к отцам и имеют много общего с ними. Возникающие реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, т.е. тревогой одиночества и социальной изоляции. Нередко девочки (и мальчики, похожие на отца) не отпускают мать от себя, испытывая каждый раз острое беспокойство при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-либо случиться. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частыми диагнозами в этом случае будут невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в старшем подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний. При этом возникают различного рода ритуальные предохранения от несчастья, навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенность в себе и навязчивые страхи (фобии). К концу подросткового – началу юношеского возраста начинает отчетливо звучать депрессивная невротическая симптоматика по типу сниженного фона настроения, чувства подавленности и безысходности, мучительных переживаний по поводу кажущихся неудач, проблем общения со сверстниками, разочарований в любви и признании. Если недостаток мужского стереотипа поведения в семье достаточно распространенное явление в современном российском обществе, то недостаток материнского влияния, особенно для девочек, существенно затрудняет процесс формирования представлений о себе как девочки, девушки, женщины и матери[11]. При отсутствии матери в семье стереотип женского поведения формируется под влиянием других значимых взрослых, старших друзей или «списывается» с женской составляющей отца, который вынужден сочетать в себе социальные роли обеих родителей. Отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком, но при этом начинаются трудности по созданию отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми). С одной стороны при формировании вторичной семьи появляется надежда на улучшения, с другой, возникает настороженность, тревога, переживания чего-то чужеродного в доме: ребенок переживает за свое место в семье. Но, с другой стороны, и влечение к теплу у них выражено сильнее. Поэтому многое в формировании вторичной семьи будет зависеть от позиции взрослых по отношению к детям[35]. Но это не все проблемы, с которыми встречаются неполные семьи, это самые распространенные и важные. Среди проблем неполных семей особенно остро предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня каждый пятый казахстанец рождается вне брака. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. По мнению американских психологов, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга. Точку зрения о непрямом влиянии на воспитательный результат фактора отсутствия отца поддерживает и отечественный ученый – педиатр Е. В. Андрюшина, подкрепляя свою позицию аргументом о необходимости развивать службу медико-социальной помощи в кризисной ситуации. В рамках воспитательной деятельности матерям не удается осуществлять полноценный контроль над детьми и в целом воздействовать на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: во-первых, разваливается привычная триада в семье: «отец плюс мать плюс дети»; во-вторых, мать ощущает чувство вины перед ребенком за развод; в-третьих, ребенок считает мать виноватой за потерю отца. Наконец, четвертая и главная причина чрезмерная занятость матери на работе, не позволяющая уделять детям достаточно внимания. Анализ социально - психологических проблем, присущих неполным семьям показывает наличие ряда тех проблем, с которыми можно столкнуться при работе с неполной семьей. Имея представление и все необходимые знания о социальных и психологических проблемах неполных семей, работнику социальной службы будет проще оказывать помощь. 2 Социальная работа с неполными семьями в Республике Казахстан 2.1 Социальная работа с неполными семьями, реализуемая в Республике Казахстан В настоящее время неполным семьям в Республике Казахстан уделяется катастрофически мало внимания. Это связано с тем, что в Кодексе Республики Казахстан в законе от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье», само понятие неполные семьи никак не отражается[3]. На сегодняшний день происходит постепенное внедрение социальной работы в многообразные сферы деятельности граждан. Так, от 30 марта 2009 года вышел приказ Министра образования и науки Республики Казахстан № 145 "Об утверждении квалификационных требований к социальным работникам в сфере образования и правил их аттестации"[2], который определяет цели, задачи, принципы и правовые основы регулирования брачно-семейных отношений, обеспечивает защиту прав и интересов семьи, определяя ее развитие приоритетным направлением государственной социальной политики Республики Казахстан. В связи с внедрением в просторы государственных и муниципальных служб такой профессии как социальный работник, стало проходить постепенное внедрение социальных педагогов в среднеобразовательные учреждения. Спектр cлужебных обязанностей социального работника (социального педагога) в среднеобразовательных учреждениях довольно - таки широк. В ходе изучения должностных обязанностей социального педагога выявлено следующее: 1 Социальный педагог изучает психолого - медико - педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, раскрывает интересы и нужды, вопросы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и воспитанников и вовремя оказывает им социальную помощь и поддержку; 2 Назначает задачи, формы, методы социально - педагогической работы, способы, решения личных и социальных проблем ребёнка, принимает меры по социальной защите и социальной помощи в реализации прав и свобод личности обучающихся, воспитанников, детей;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Разное, 39 страниц
4000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg