Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Роль праздников в воспитательной системе общеобразовательного учреждения с школьниками средних и старших классов

irina_k20 1850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Объект исследования - воспитательная роль праздников для школьников средних и старших классов. Предмет исследования – школьный праздник и его содержательные и организационные условия проведения в современной воспитательной системе школы (ВСШ). Цель исследования – выявить воспитательные функции, содержательные и организационные условия проведения праздников в соответствии с задачами ВСШ. Задачи исследования: 1. Определить культурологические, теоретико-педагогические основания организация и отработки содержания праздников в воспитательной системе школы для школьников средней и старшей школы 2. Выявить характеристики современной воспитательной системы школы (ВСШ). 3. Выявить характеристику и понятие феномена «праздник». 4. рассмотреть школьный праздник в рамках реализации стандартов ФГОС, как средство воспитания и социализации. 5. Определить особенности методики отбора содержания праздников в воспитательной системе общеобразовательного учреждения 6. Обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке праздника как средства воспитания и социализации в культурно-досуговой сфере школьников средней и старшей школы. Гипотеза исследования - эффективность в формировании содержания праздника невозможна без методической подготовленности педагога-организатора и постоянного анализа практической деятельности. Методы исследования: 1. теоретический анализ (изучение научных изданий теоретического и практического характера, изучение результатов деятельности учащихся, сравнение и обобщение) 2. обобщение педагогического опыта (2 общеобразовательных учреждения) 3. практический эксперимент (создание праздника в разных учебных учреждениях по одному и тому же сценарию, анализ результата). Методологическая база исследования: для решения поставленных задач, связанных с педагогикой я обращался к зарубежным исследователям Д. Марк, Э. Тайлор, Д. Фрэзер - они рассматривают праздничную культуру в связи с ритуалом и мифом. Эдуард Тайлор много сделал для понимания закономерностей развития первобытной культуры, его труды и труды М.А. Ариарского помогли мне раскрыть культурологические и теоретико-педагогическое осмысление феномена «праздник». Весомый вклад в изучение социальной роли ритуала внесли представители французской социологической школы: Р. Бенедикт, Р. Барт, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, М. Мид, М. Мосс, А. Радклифф-Браун. Теоретическое осмысление праздника как игры представил И. Хейзинга. Изучая труды XX столетия, Новиковой Л.И., Карковского В.А., которые дают определение воспитательной системы школы, формируют её этапы становления и, самое главное, её предназначение и те задачи, которые решает воспитательная система школы, можно сделать вывод одним из важных видов воспитательных комплексов является общешкольное дело. Так же опираясь на труды Лазарева В. Сальникова Т.П. и Ежковой Н.С. «Досуговая деятельность детей как социально-педагогическая проблема», мы раскрываем содержание и методику организации праздников в воспитательной системе общеобразовательного учреждения для школьников средней и старшей школы. Исходя из всего выше изложенного, вытекает проблема формирования содержательной стороны праздника.
Введение

В условиях реализации ФГОС ВО стандартов в воспитательной системе общеобразовательного учреждения праздник является синтетическим методом для выполнения задач, поставленных федеральными стандартами. Праздник в общеобразовательном учреждении способствует реализации трём основным составляющим структуры воспитательной системы по ФГОС ВО, а именно раскрытию, развитию, становление и самоактулизации личности. В последнее время в обществе ощущается напряжение, всё чаще мы сталкиваемся с негативом, а значит растет необходимость в положительных эмоциях, потребность в действии, потребность в общности. Целесообразность применения в образовательной и воспитательной работе праздников определяется доступностью средств осуществления и творческой реализацией основных педагогических задач умственного, эстетического, нравственного, духовного развития ребёнка, возможностью широкого привлечения положительного потенциала родителей в совместной работе по воспитанию и обучению детей. В последние годы, насыщенные различными праздничными торжествами, проблема праздника стала особенно актуальной. В связи с развитием научно-технического прогресса, а также с улучшением условий быта у человека появилось больше свободного времени, которое требует рационального использования. В XXI веке в условиях переориентации российского общества на Запад, так называемой «вестернизации», снижения общего уровня культуры, смены идеалов, роль праздника в жизни общества приобретает большое значение. Возникают новые и претерпевают серьезную трансформацию старые праздники. Переход современной России к новой парадигме образования, качественные изменения в социальной сфере влияют на характер как будничного, так и праздничного времени, реформируют локальную и национальную идентичность миллионов россиян. Праздник как социальный феномен несет особую функциональную нагрузку в переходные периоды развития социума. Сегодняшнее состояние российского общества актуализирует социальный заказ на систематизацию новых данных, проведение социально-философского исследования феномена праздника.
Содержание

Актуальность исследования……………………………………………………3-6 Глава I. Культурологические, теоретико-педагогические основания организация и отработки содержания праздников в воспитательной системе школы для школьников средней и старшей школы 1.1. Понятие современной педагогической теории воспитательной системы общеобразовательного учреждения………………………………………….7-16 1.2. Культурологическое и теоретико-педагогическое осмысление феномена «праздник»…………………………………………………………………....17-20 1.3.Теоретико-педагогический анализ роли праздника в воспитательной системе общеобразовательного учреждения для школьников средней и старшей школы..……………………………………………………………...21-31 Глава II. Содержание и методика организации праздников в воспитательной системе общеобразовательного учреждения для школьников средней и старшей школы 2.1. Методические особенности отбора содержания праздников в воспитательной системе общеобразовательного учреждения…………….32-48 2.2. Анализ практической деятельности по организации праздников для школьников средней и старшей школы в общеобразовательных учреждениях ………………………………………............................................................... 49-52 Заключение …………………………………………………………..………53-55 Список используемой литературы………………………………………….56-57 Приложения…..………………………………………………………………58-75
Список литературы

1. Ариарский, М.А. Педагогическая культурология: методология и методика постижения культуры / М.А. Ариарский // Педагогика : журнал . — 2014 .— №5 .— С. 26-33. 2. Воронов В.В Технологии воспитания. – М., 2010. 3. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2009. 4. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2009. 5. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2008. 6. Егорычев, А.М. Философия и социология образования / А.М. Егорычев // Альма Матер : журнал. — 2014 .— №10 .— С. 20-27. 7. Ежкова, Н.С. Досуговая деятельность детей как социально-педагогическая проблема / Н.С. Ежкова // Педагогика : журнал. — 2014 .— №7 .— С. 52-58 8. Ибрагимов, Г.И. Предмет и основные понятия дидактики / Г.И. Ибрагимов // Педагогика : журнал. — 2014 .— №2 .— С. 15-22. 9. Клепиков, В.Н. Формирование эстетической культуры современного школьника / В.Н. Клепиков // Педагогика : журнал. — 2014 .— №9 .— С. 41-50. 10. Колесников И.А. , Сластенина В.А. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие. – М.: 2009 11. Курмелева, Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н.А. Курмелева // Начальная школа : журнал. — 2014 .— №11 .— С. 55-59. 12. Л.М. Перминова // Школьные технологии : журнал. — 2014 .— №1 .— С. 43-47. 13. Лазарев, В. Проектная и псевдопроектная деятельность в школе / В. Лазарев // Воспитательная работа в школе : журнал . — 2014 .— №8 .— С. 58-64. 14. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы. Избранные труды. / М.: Издательство Юрайт, 2016. 15. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды /Под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост. Е.И.Соколова. – М., 2009. 16. Перминова, Л.М. Дидактика: статус, детерминанты развития, теории / 17. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2010 18. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009 – 208 с. 19. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – М., 2011. 20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007. 21. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Культурологические, теоретико-педагогические основания организация и отработки содержания праздников в воспитательной системе школы для школьников средней и старшей школы 1.1. Понятие современной педагогической теории воспитательной системы общеобразовательного учреждения Культуролого-антропологические особенности праздника представляют собой сложное явление с множеством взаимозависимостей и обусловленностей, многогранностью и чрезмерной вариативностью, что не позволяет трактовать его как простую механистическую сумму слагаемых. Обосновать теоретическую сущностью массовых праздников, объяснить его роль в культуре и общественной жизни, руководствуясь каким-то одним принципом, невозможно. Вбирая в себя опыт всех культур и национальной культуры, в частности, праздник предстает собой сложный синтез, по-своему использующий различные виды художественной деятельности. Воспитательный процесс, представляющий собой динамическую систему, направлен прежде всего на социальное развитие человека. Для эффективного решения данной задачи необходимо, чтобы воспитательный процесс осуществлялся целостно, что на практике реализуется через создание воспитательной системы. Воспитательная система как педагогический феномен интенсивно изучается наукой с начала 1970-х гг. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы, среди авторов которой следует назвать Л. И. Новикову, В. А. Караковского, A. M. Сидоркина, Н. Л. Селиванову и др. В их исследованиях воспитательная система рассматривается как целостный социально-педагогический организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л. И. Новикова) [15. 17]. Воспитательная система имеет сложную структуру, в которой выделяют следующие компоненты: 1) цели, выраженные в исходной концепции (т. е. совокупность идей, для реализации которых она создается); 2) деятельность, обеспечивающая реализацию данной концепции; 3) субъекты деятельности (ее организаторы и участники); 4) отношения, рождающиеся в деятельности и общении и интегрирующие субъектов в некую общность; 5) среда системы, освоенная входящими в нее субъектами; 6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и способствующее развитию этой системы. Субъектами современной (гуманистической) воспитательной системы являются не только педагоги, но и сами дети. В этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания. И педагоги, и дети конкретизируют стоящие перед ними цели, переводят их в ранг практических задач и реализуют в процессе совместной деятельности. В силу этого важнейшим условием эффективности системы является объединение детей и взрослых в коллектив, выступающий ядром гуманистической воспитательной системы. [17. 20] Чтобы воспитательная деятельность являлась системообразующей, она должна быть совместной, творческой, личностно значимой и носить гуманистический характер. Именно эти факторы в первую очередь определяют воспитательный потенциал системы. Деятельность становится системообразующей, если в ее организации испытывают потребность все субъекты педагогической деятельности и если она связывает в целостный педагогический процесс учебную и внеучебную работу. Это означает, что создание воспитательной системы, по сути, есть процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников [10. 30]. Любая гуманистическая воспитательная система является открытой системой, т. е. в ее становлении, функционировании и развитии большую роль играет окружающая среда – и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой эта среда освоена). Воспитательная система не задается сверху, а создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности; поэтому она – не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен: в нем бывают и спады, и подъемы, и достаточно длительные периоды стабильности, для него характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения. Источником развития воспитательной системы служит прежде всего разрешение противоречия между ее нарастающей упорядоченностью (процесс интеграции) и тенденцией к возрастанию независимости различных элементов (процесс дезинтеграции). Интеграция выражается в сплочении коллектива, в установлении устойчивых межличностных отношений, стандартизации ситуаций и т. д., дезинтеграция – в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, возникновении ситуаций, противоречащих принятым нормам и ценностям, и т. д. [8. 40]. Противоречия между интеграцией и дезинтеграцией развития воспитательной системы конкретизируются в противоречиях между системой и личностью. Процессы интеграции создают благоприятные условия для социальной адаптации; напротив, дезинтеграционные явления в системе способствуют отчуждению между ребенком и педагогом. Главный критерий эффективности функционирования воспитательной системы – развитие личности ребенка. В связи с этим управление воспитательной системой включает в первую очередь управление взаимодействием системы и личности, процессом их взаимного влияния. Это требует поиска путей оптимального включения личности (и ребенка, и педагога) в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе. Воспитательная система как социально-педагогический феномен имеет множество разновидностей (типов). Тип воспитательной системы определяется содержанием системообразующих видов деятельности. Так, в воспитательных системах школ, лицеев, гимназий единственным системообразующим видом может быть познавательная деятельность. В воспитательной системе учреждения дополнительного образования (центра детского творчества, молодежного объединения, клуба и др.) системообразующие виды деятельности определяются профилем учреждения. В школе при сельскохозяйственном предприятии одним из системообразующих видов деятельности является труд. Разновидность воспитательной системы зависит также от типа школы, ее месторасположения, количества учащихся, опыта работы педагогического коллектива, традиций и т. д. Кроме того, можно вести речь о воспитательной системе отдельных педагогов – классных руководителей или учителей-предметников [17. 20]. Чаще всего в педагогической теории и практике речь идет о воспитательной системе школы, целесообразность создания которой обусловлено следующими факторами: • интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса; • расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательный процесс окружающей природной и социальной среды; • экономией времени и сил педагогического коллектива за счет преемственности в содержании и методах осуществления воспитательного процесса; • созданием условий для самореализации и самоутверждения учащихся, учителей, родителей за счет расширения деловых и межличностных отношений в коллективе. Воспитательная система школы включает совокупность компонентов, в числе которых выделяют: 1) подсистему целей и идей; 2) общность людей, их реализующих; 3) подсистему деятельности и общения; 4) социальную и природную среду, освоенную школьным коллективом. Первый компонент является главным детерминирующим и интегрирующим фактором становления, функционирования и развития воспитательной системы. Воспитательную систему школы невозможно представить без цели, поскольку при отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность. По меткому выражению В. А. Сухомлинского, в учебном заведении и стены могут воспитывать, но возможно, что и весь коллектив школы не будет способен к воспитанию, если педагоги будут действовать разрозненно и нецеленаправленно. Наряду с целью коллектив учебного заведения определяет совокупность идей, на основе которых моделирует и строит свою жизнедеятельность. Данные идеи могут стать основными положениями Устава школы, принципами построения воспитательной системы, правилами кодекса жизни в школе. Идеи могут быть сформулированы следующим образом: • принцип творческого саморазвития личности; • принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений; • принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей и других участников образовательного процесса; • принцип ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные, региональные и местные традиции. Второй компонент воспитательной системы школы – это совокупный субъект воспитательного процесса, в качестве которого выступают члены сообщества детей и взрослых, реализующие вместе и раздельно цели воспитания и совместной жизнедеятельности. Характер и формы взаимодействия субъектов воспитательного процесса должны соответствовать уровню развития коллектива учебного заведения. Для этого надо учитывать неоднородность коллектива, в котором могут существовать следующие группы: – инициативная, которая является генератором идей и организатором деятельности; – сторонники инициаторов и «сочувствующие» им; – отдельные группы или индивиды, которые отрицательно относятся к целям воспитательной системы и препятствуют ее построению; – равнодушные ко всему происходящему личности. Данные группы существуют не только в учительской, но и в ученической и родительской среде. Следовательно, для обеспечения эффективного функционирования воспитательной системы школы инициаторы должны использовать различные способы взаимодействия с этими группами. Значение третьего компонента – подсистемы деятельности и общения – заключается в следующем. Успех функционирования воспитательной системы во многом зависит от правильного выбора системообразующей деятельности, способов и форм взаимодействия членов школьного коллектива в процессе совместных дел, степени личностной и общественной значимости совершаемой работы. Воспитательная деятельность является системообразующей в том случае, если она отвечает ряду требований: а) выражает общую коллективную потребность и является личностно привлекательной в глазах если не всех, то большинства школьников; б) не формально, а естественно и реально соответствует главной цели и задачам воспитательной системы; в) связана с другими видами деятельности и имеет точно определенное место в целостном содержании воспитательного процесса; г) педагогический коллектив владеет технологией оптимальной реализации воспитательной деятельности; д) в данном коллективе есть материальная и кадровая база для успешной ее реализации. Четвертый компонент воспитательной системы школы – это внутренняя и внешняя среда, освоенная школьным коллективом (воспитательная среда). Среда является жизненным пространством, в котором реализуются основные цели, задачи и замыслы участников воспитательного процесса. Следует помнить, что не вся окружающая школу социальная и природная среда является воспитательной, а лишь та ее часть, которая освоена школьным коллективом. Освоение воспитательной среды осуществляется несколькими путями, включающими: – ознакомление школьников с окружающей средой в процессе целесообразного, концентрического, постепенного увеличения радиуса освоения и расширения знаний школьников о доступных объектах; – педагогизацию окружающей среды за счет участия родителей и общественности в делах и управлении школой, обучения их психолого-педагогической грамоте; – персонализацию среды, связанную с тем, что каждый индивид и каждая ученическая общность должны найти в окружающей среде свою излюбленную нишу, своих друзей, конкретные объекты для приложения своих сил; – формирование у учащихся адекватного отношения к положительным и отрицательным явлениям окружающей среды. Создание и развитие воспитательной системы школы состоит из нескольких этапов. На этапе становления в существующую или вновь создаваемую школу вносится определенная идея, образ будущей школы. Определяется цель воспитательной системы, разрабатывается концепция ее создания: намечаются принципы деятельности педагогического и ученического коллективов, приоритетные и системообразующие виды деятельности, формы их организации. Основная цель первого этапа – отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. В процесс создания системы вовлекается все большее количество педагогов, учащихся, их родителей, участвующих в совместной деятельности. Главная характеристика воспитательной системы школы на данном этапе – ее стремление к упорядоченности. [15. 12] На этапе стабильного развития воспитательной системы школы развивается школьный коллектив, ведущей становится коллективная деятельность, формируется стабильное общественное мнение. Создаются органы само– и соуправления, отрабатываются наиболее эффективные педагогические технологии. Главная трудность педагогического управления школьной воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Третий этап – окончательное оформление воспитательной системы школы – характеризуется тем, что школьный коллектив действует как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, совместной деятельностью, отношениями творческого сотрудничества. В центре внимания воспитательной системы находятся воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Отмечается значительное повышение культуры педагогов-воспитателей, обретение ими гуманистической позиции, освоение технологий гуманистического воспитания. Система накапливает и передает свои традиции. Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют. Четвертый этап – перестройка воспитательной системы школы – наступает, когда усиливаются дезинтеграционные явления, связанные с поиском нового, оригинального в жизни школьного коллектива. Причинами таких явлений могут быть дефицит новизны, усталость педагогов, стремление к обновлению жизни школы. Явление кризиса – естественный процесс в развитии системы, в ходе которого она вступает на новый этап послекризисного развития, где преобладающими вновь становятся интеграционные процессы. Перестройка или обновление воспитательной системы может носить не только прогрессивный (развивающий), но и консервативный (разрушающий) характер. Ведущую роль в этом играют педагогическая концепция, которая лежит в основе системы, а также доминирующий вид деятельности, выступающий главным системообразующим фактором. Система меняется коренным образом в том случае, если вместе со сменой доминирующей деятельности меняются и педагогические концепции. Система обновляется за счет инноваций, ведущих к ее изменениям. Однако новый этап может закончиться и развалом системы, когда после кризиса не последует очередного витка развития, а произойдет распад системообразующих связей. Развал воспитательной системы нередко связан с уходом из школы ее автора. Успешность функционирования школы как воспитательной системы и эффективность ее движения от одного этапа развития к другому могут оцениваться на основе двух групп критериев. Первая группа критериев, позволяющая ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, может быть представлена следующими показателями: • упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы); • наличие сложившегося единого школьного коллектива; • интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий. Вторая группа критериев, дающая представление об уровне сформированности воспитательной системы и эффективности ее функционирования, может включать такие показатели: – степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы; – общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт; – уровень воспитанности учащихся. Данные критерии условны, они могут конкретизироваться применительно к той или иной воспитательной системе школы. В этом параграфе работы требовалось изучить понятие о современной педагогической теории воспитательной системы общеобразовательного учреждения. В процессе изучения были сделаны следующие выводы воспитательная система должна быть системообразующей и соответствовать ряду требований, однако воспитательная система в общеобразовательном учреждении должна постоянно развиваться и постоянно меняться. А так же она может носить не только развивающий, прогрессивный, но и разрушающий характер, воспитательная система постоянно обновляется за счёт инноваций, ведущих к её изменению. С одной стороны мы понимаем, что воспитательная система это опора и должна соответствовать специфике общеобразовательного учреждения и отвечать его фундаментальным требованиям, а с другой стороны мы можем отметить что без инновации и нововведений, которые зачастую консервативны, воспитательная система не обновляется и что самое главное не развивается. 1.2. Культурологическое и теоретико-педагогическое осмысление феномена «праздник» Слово «праздник» в широком обиходе, в популярной и научной литературе имеет множество различных значений, порой противоречащих друг другу. Термин «праздник» часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). Отождествление праздника с чувствами показывает лишь одну его грань: праздничное, эмоционально окрашенное состояние, вызванное особым приподнятым настроением [4. 55]. В научной литературе сложилась довольно пестрая картина подхода к понятию «праздник». Первые попытки научного определения праздников появились на рубеже 19 – 20 вв. Определение праздника имеется почти во всех толковых словарях. Еще в русском энциклопедическом словаре библиографического общества «Гранат» дано определение праздника, но лишь в связи с религиозными мотивами. Переизданный несколько раз словарь традиционно уделял внимание разъяснению социальной и культурной сущности праздника. Более развернутая характеристика праздников была дана в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Составители уже различали религиозные и светские праздники. В.И. Даль вывел понятие «праздник» из понятия «праздность», праздный – порожний, свободный (если речь идет о месте) и «праздное время» - период, когда можно быть праздным (если речь идет о времени) [5,19]. Есть мнении, что понятие «праздник» в русском языке произошло от древнеславянского «праздь», означающего безделье, отдых. Но в современном языке смысловое значение понятия «праздник» отделилось от понятия «праздный», которое многие авторы толкуют как бесцельный, бессодержательный. Исследователь Снегирев И.М. в своей работе так сформулировал понятие «праздник»: «Самое слово праздник, - писал он,- выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий». Таким образом, слово «праздник» означает определенный период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что – то отмечают, к примеру определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде или ритуале, т.е. в определенном символическом действии, которое художественно – выразительно оформлено, а к тому же всегда связано с чем - то необычайно радостным или торжественным. Праздник нуждается в особой душевной или психологической настроенности, в стремлении, настроенности к нему (назрела определенная праздничная ситуация), он же усиливает ее, причем значение этой настроенности сводиться к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обыденные, занятые трудом дни. «Праздник, если определять его не традиционно, есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно» -писал исследователь Снегирев И.М. Праздновать – значит свободно общаться, коллективно переживать. Жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его избыточной форме, какая в будничных условиях подавляется или игнорируется. Благодаря этому она приносит людям разрядку от той неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера [17. 60]. Так же нельзя забывать - культурологический подход, который как общенаучный метод предполагает понимание и объяснение изучаемого объекта, в данном случае школьного праздника, как культурного явления или процесса. Культурологический подход есть методологическая позиция, раскрывающая единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-творческого аспектов культуры и рассматривающая человека, в данном случае ученика, ее субъектом, главным действующим лицом. Как методологическая основа современной педагогической науки культурологический подход предполагает использование феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении педагогических явлений и процессов. Функциональными принципами культурологического анализа педагогических проблем служат системная реконструкция культуры; учет субъектности культурного развития и деятельностного характера реализации субъектного начала в культуре; двуединство нормативного и креативного аспектов бытия культуры [1. 26]. Культурологический подход, являясь методологической основой и методом, проектирования личностно ориентированного образования, позволяет трактовать образование как процесс овладения культурой, направленный на развитие, целостное преобразование личности человека, содержание образования как обобщенную культуру, предназначенную для овладения, творчество и диалог как способы саморазвития и самореализации личности [1.30]. Принцип создания единого культурно-образовательного пространства образовательного учреждения в контексте исследуемой проблемы требует предварительного терминологического разъяснения. В культурологической и педагогической литературе часто употребляемыми понятиями являются «культурная среда» и «культурное пространство». В теории культуры предпочтение отдается понятию культурной среды, под которой подразумевается устойчивая совокупность вещественных и личностных элементов, с которой взаимодействует социальный субъект и которая оказывает влияние на его деятельность, духовные потребности, интересы и ценностные ориентации в области культуры. С педагогических позиций культурное пространство есть совокупность идеальных образовательных сред, несущих конкретное ценностное и акмеологическое содержание. Таким образом, культурная среда зарождается при создании праздника, так же и в сформированной культурной среде зарождается праздник. Исходя из теоретического осмысления феномена «праздника», я делаю вывод, что одно является следствием другого и наоборот. В этом параграфе работы требовалось изучить культурологическое и теоретико-педагогическое осмысление феномена «праздник». В процессе изучения были сделаны следующие выводы во время создания праздника, формируется культурная среда, которая положительно влияет на её субъект, а в данном случае ученика, а так же мы можем наблюдать что в сформированной культурной среде формируется ценностное и акмеологическое содержание праздника. 1.3. Теоретико-педагогический анализ роли праздника в воспитательной системе общеобразовательного учреждения для школьников средней и старшей школы. Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего совершенствования воспитательной работы и управления процессом воспитания. Цель данных методических рекомендаций – дать заместителю директора по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам-организаторам, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования необходимые сведения по анализу воспитательного мероприятия, раскрыть методику его осуществления. Подготовка к анализу воспитательного мероприятия 1. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел классного (школьного) коллектива учащихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности. 2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать. 3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов: I - этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg