Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Разработка конкурентной стратегии организации (на материалах ООО «ВОСТОК ЦЕНТР»)

irina_k20 1900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Целью исследования является разработка конкурентной стратегии предприятия розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента. Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - Изучить теоретические аспекты конкурентоспособности организации в современной экономике. - Проанализировать результаты финансово – хозяйственной деятельности ООО «ВОСТОК ЦЕНТР». - Провести анализ внешней среды и конкурентного окружения ООО «ВОСТОК ЦЕНТР». - Предложить методический подход к разработке конкурентной стратегии развития ООО «ВОСТОК ЦЕНТР». - Разработать мероприятия по реализации конкурентной стратегии в рамках предложенного методического подхода. - Оценить социально – экономическую значимость предложенных мероприятий. Объектом исследования является система стратегического управления ООО «ВОСТОК ЦЕНТР». Предметом исследования выступают методы анализа и разработки конкурентной стратегии предприятия. Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и разработки могут быть использованы для совершенствования конкурентной стратегии ООО «ВОСТОК ЦЕНТР». Теоретическая значимость исследования. При написании исследования были использованы аналитический, статистический, экономический, экспертный, сравнительный методы исследования, а также моделирование. В ходе написания работы были использованы труды по стратегическому управлению И. Ансоффа, О.С. Виханского, А. Томпсона, Д. Стрикленда, М. Портера, а также труды Т.А. Богданова, К. Боумена, В.Д. Марковой, Э.А. Уткина, посвященные изучению данной темы выпускной квалификационной работы. Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и приложений. Во введении обосновывается актуальность, ставятся цель и задачи, предмет и объект исследования, описываются методы исследования, проводится краткое описание используемых источников. В первой главе описываются методические подходы к анализу, разработке, реализации конкурентной стратегии предприятия. Даются основные понятия стратегического управления, его сущность, принципы. Во второй главе проводится анализ организационно – экономической деятельности ООО «ВОСТОК ЦЕНТР» при помощи ассортиментного анализа, анализа ценообразования, анализа основных экономических показателей, а также анализ и оценка действующей стратегии. В третьей главе разрабатывается усовершенствованная конкурентная стратегия развития ООО «ВОСТОК ЦЕНТР», предлагаются мероприятия для внедрения и реализации разработанной стратегии, а также рассчитывается экономическая значимость предложенных мероприятий. В заключении формируются основные теоретические, аналитические и практические выводы по исследуемой теме.
Введение

Выживать организации в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе позволяет стратегическое управление. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Проблему анализа и разработки конкурентной стратегии рассматривали многие исследователи. Были разработаны различные модели для анализа действующей стратегии, а также для разработки конкурентной стратегии. Однако стратегии (как и модели для ее разработки), единой для всех фирм и организаций не существует, так же как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. Поэтому актуальность исследования объясняется тем, что каждое из них на определенном этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями, требующими пересмотра дальнейшей конкурентной стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.
Содержание

Введение………..………..………..………..………..………..………..………………...4 Глава 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности организации в современной экономике………..………..………..………..………..………..........…...6 1.1 Содержание понятия конкурентоспособности и конкурентного преимущества………..………..………..………..………..………..…………………..…6 1.2 Классификация конкурентных стратегий предприятия...............................14 1.3 Специфика конкурентного преимущества организации в розничной торговле………..………..………..………..………..………..………..…………………21 Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВОСТОК ЦЕНТР» ………..………..………..………..………..………………………………..…27 2.1 Общая характеристика ООО «ВОСТОК ЦЕНТР»....................................27 2.2 Краткий финансовый анализ ООО «ВОСТОК ЦЕНТР»..........................32 2.3 Анализ внешней среды и конкурентного окружения ООО «ВОСТОК ЦЕНТР» ………..………..………..………..………..………..………………………….41 Глава 3 Предложения по поддержанию и усилению конкурентоспособности ООО «ВОСТОК ЦЕНТР»..............................................................................................55 3.1 Программа по внедрению конкурентной стратегии ООО «ВОСТОК ЦЕНТР» ………..………..………..………..………..………..………………………….55 3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий..............................61 Заключение………..………..………..………..………..………..………………...……69 Список использованных источников………..………..………..………………....…71 Приложение А………..………..……..………..………..………..……………………..76
Список литературы

1 Азоев Г. Л., Челенков А. П. управление Конкурентные особенности преимущества фирмы особенности. Учебное пособие. – М.: финансы Типография состав «Новости», 2016. – 255 с. 2 также Акулич, И.Л. Маркетинг [Текст]: данные учебник галогенных для студентов высших текущего учебных заведений по товарные экономическим сравнить специальностям / И. Л. Акулич. – эффективность Минск: Высшая школа, менеджмент 2015. составит – 524 с. 3 Александров, А. К. Конкурентоспособность пособиеприменение предприятия (фирмы) [Текст]: услужливое учебное экономическийвыжившие пособие социальные / А. К. Александров ситуации. – М.: Инфра-М, 2016. – 285 с. 4 учитываются Алексунин В. А., Бунич Г. А., Гапошина Л. Г. и др. стратегия Маркетинг pearson в отраслях и сферах менее деятельности: Учебник / Под ред. В.А. структура Алексунина пользуются. – 6-е изд.,перераб. и доп.-М.: должен Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», минимизация 2015. меры – C.205-208. 5 Антонов товарныеГ. Д. Управление конкурентоспособностью были организации[ уровень Текст деятельности] / Г. Д. Антонов, В. М. реализации Тумин залежами, О. П. Иванова. – М.: Инфра-М финансовые, коммерческой 2016. – 300 с. 6 Арутюнова, Д.В. Стратегический повышению менеджмент предприятия [Текст] : учебное лояльности пособие. - Таганрог: приобретение Изд-во управление ТТИ ЮФУ, 2016. - 122 с. 7 Быков В. А. недрение Управление конкурентоспособностью [план Текст]: учебное kotler пособие выжившие / В. А. дальнейшего Быков существующем, Е. И. Комаров. – М.: РИОР трудностями, 2017. более – 242 с. 8 Байда, Е. А. рассчитывается Обеспечение методов конкурентоспособности корпорация производственных такжеанализа организаций [Текст] / Е. А. Байда // смысл Вестник работутакже СибАДИ – 2015. показал – №3 – с. 79-83. 9 Баканов, Г. Б. применять Стратегический таким менеджмент[Текст]: Курс инновационный лекций / Г.Б. Баканов. – каждому Таганрог взаимных: Изд-во МРЦПКиПК ЮФУ, 2014гончарова г. 10 Баканов, М.И. Теория частичный экономического управление анализа [Текст помощи] / М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. выводы Шеремет корпорация. - М.: Финансы и статистика, рынке 2016. - 536 с. 11 Балашов, А. И. года Производственный показал менеджмент (управленческие организация повышениенужды производства) на предприятии [Текст более]: применять учебное деятельности пособие / А. И. Балашов мероприятий. – СПб.: Питер, издержки 2015. социальные – 381 с. 12 Баязитов, Т. Стратегия: инновационные отдельные аспекты формулировки и оценка применения сделать [по состоянию на 09 мая 2018 удельный г.] [Электронный ресурс]. - обучения Режим режим доступа: http://www.intalev.ru 13 данном Белоусова, С. Н. Маркетинг [Текст]: оптимальное учебное работники пособие по специальностям первой экономики и управления / С. Н. уровень Белоусова таким. – Ростов-на-Дону: Феникс, формирование 2015. – 381 с. 14 Борушко, Н. В. Маркетинговые восьми коммуникации стратегическое [Текст]: курс улучшение лекций / Н. В. Борушко. - предприятия Минск казакова: БГТУ, 2016. – 306 с. 15 анализа Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]: потолке учебник академического / О.С. Виханский, А.И. Наумов современных. – М.: Инфра-М, 2014. – 186 с. 16 выбор Горбашко, Е. А. структура Управление прочие конкурентоспособностью [сокращение Текст связанных]: учебник и практикум оптимизации для также академического бакалавриата / Е. А. этого Горбашко предприятию, И. А. Максимцев. – М.: ресурсы Юрайт выгодно, интенсивного 2017. – 447 с. 17 Галушкин, А. А. организации Повышение грамотноеконкурентоспособности план предпринимательских целях организаций на основе каком совершенствования товаровоценка логистического специальных процесса [Текст наименование]: Монография / А. А. челенков Галушкин, Д. Г. создано Коровяковский управление. – М.: КноРус, 2016. – 296 с. 18 используются Галушкова этом О.А. Совершенствование инновационного недрение управления предприятием на инвестировании основе таблица интегрированных маркетинговых стратегический коммуникаций [Текст]/ О.А. Галушкова // современные Экономика учетом и социум: современные характерные модели развития. – ранжируются 2015. аренду - № 4. – С. 75-80. 19 Герчикова, И.Н. типография Менеджмент [Текст] / И.Н. Герчикова. – М.: помощью Юнити-Дана стратегическое, 2016. – 512 с. 20 Гончарова всего А.В., Брезе Ю.В. Роль менеджмент интегрированных оценка маркетинговых коммуникаций в формирование формировании лояльности потребительского потолке рынка состав [Текст]/ А.В. Гончарова фактическими, Ю.В. Брезе // Управление ведущими экономическими оценка системами: электронный мероприятия научный журнал. – 2015. - № 2 ежемесячно (74). персонала – С. 13. 21 Горбашко, Е. А. Управление светильники конкурентоспособностью. Теория и рост практика товаров [Текст]: учебник и прочие практикум для академического бакалавриата / Е. А. целевого Горбашко заказы, И. А. Максимцев. – М.: Юрайт решения, 2015. – 421 с. 22 Диканов, М. Ю. концепция Формирование выводы и использование инструментария взаимных оценки конкурентоспособности организаций обеспечение сферы стратегия торговли [Текст выявлялись] / М. Ю. Диканов, И. А. Скрынникова. – М.: году РИОР торговая, 2017. – 163 с. 23 Дроботенко, Ю.Б., ноувпо Дука, Н.А., Дука, Т.О., Чекалева, Н.В. строительного Инновационные ранжируются процессы в образовании алексунин [Текст]: практикум для екатеринбургу студентов рынке магистратуры: учебно-методическое среднегодовая пособие / Под общ. ред. Н.В. Чекалевой. – Изд-во рынке ОмГПУ каком, 2016. 24 Дроботенко товарооборот, Ю.Б., Дука, Н.А., Дука, Т.О., алексунин Чекалева алексунин, Н.В. Инновационные процессы в этап образовании [Текст]: практикум для товарооборот студентов первой магистратуры: учебно-методическое структура пособие / Под общ. ред. Н.В. Чекалевой. – используются Изд-во типография ОмГПУ, 2016. 25 расходы Дьячкова Е.Н. Использование интегрированных товарооборота маркетинговых стратегический коммуникаций как основа обучение продвижения товаров и клиенту услуг целевого [Текст]/ Е.Н. Дьячкова// дьячкова Белгородский экономический вестник. – главного 2015. излишних - № 1 (77). – С. 63. 26 Еремеева управление, Н. В. Конкурентоспособность товаров и хранения услуг обеспечение [Текст]: учебник и pearson практикум для академического бакалавриата / Н. В. фонд Еремеева строительного. – М.: Юрайт, 2017. пособие – 191 с. 27 Журавлев, В.В. Основы продаж стратегического также менеджмента [Текст]: учетом учебное пособие / В.В. Журавлев. – формирование Челябинск сделать: Изд-во НОУВПО разработаем РБИУ, 2015. – 160 с. 28 возможностей Землянская премирования Н.Б., Казакова Н.В. Синергетический доходность эффект применения средств ростов продвижения данной интегрированных маркетинговых здесь коммуникаций [Текст]/ Н.Б. также Землянская необходимых, Н.В. Казакова// 25 Круглова Н. Ю. планирования Стратегический менеджмент [Текст]: inventory учебник светильники для вузов // – 2-е изд., перераб строительного.- М.: Высшее образование, пособие 2014. неполный - 492 с. 29 Квасникова В. В. Конкурентоспособность управление товаров и организаций [Текст]: запасов практикум формированию / В. В.Квасникова, О. Н. Жучкевич уровня. – М.: Инфра-М, Новое костецкий знание премирования. 2015. – 192 c. 30 Клименов А.Г. управление Современные аспекты развития итого конкурентной стратегический стратегиив России целевого [Текст] / А. Г. Клименов // формированию Символ часто науки. 2016. – № 1- основе 1(13). – с. 127-129. 31 Костецкий, Д. А. формирование Анализ потолке процесса управления международной строительными организациями на заказы современном разработаны этапе [Текст] / Д. А. управление Костецкий // Международный научный данные журнал организации «Символ науки возможностей» № 01-1/2017 ISSN 2410-700второй Х улучшение 32 Молодой ученый. маркетинг 2016. – № 1 (105). – с. 385–387. 32 скорректируем Лифиц международной, И. М. Конкурентоспособность товаров петров и услуг [Текст]: учитываются учебное которые пособие для бакалавров / И. М. основных Лифиц. – М.: Юрайт, 2017. – 437 с. 33 доходность Лысоченко деятельности, А. А. Теоретические основы анализ стратегического управления [неполный Текст уровень]: учебник / А. А. Лысоченко, О. Ю. особенности Свиридов. – Ростов н/Д.: Содействие–XXI век, современные 2016. товарные – 420 с. 34 Малышев Е.В. Концепция пособие интегрированных маркетинговых результирующий коммуникаций инвестировании [Текст]/ Е.В. Малышев// является Бизнес. Общество. Власть. – основы 2014. персонала - № 18. – С. 4-12. 35 Мандрик аренду, А. А. Стратегическое планирование предприятия деятельности результаты предприятия // Научно-методический пособие электронный журнал «Концепт». – опыта 2016. петров – Т. 11. – С. 1001–1005. Режим концепция доступа: http://e-koncept.ru 36 цель Медведев продажи, В. П. Инновации как средство обучающие обеспечения конкурентоспособности организации [уровня Текст повышение] / В. П. Медведев. – М.: Магистр персонала, 2015. – 160 с. 37 Нектов, В. В. умение Формирование расчет конкурентной стратегии в нужном строительной сфере [Текст] / В. В. коммуникаций Нектов является // Новый университет анализа. Серия: Экономика и используются право года. 2015. –№ 6 (52). – с. фонд 71-73. 38 Осадчук, Е. В. Конкурентоспособность в обеспечения Интернете маркетинговые: как сделать свой инвестировании проект успешным [scholes Текст экономически] / Е. В. Осадчук. – М.: Бином. товарооборота Лаборатория знаний, 2015. – 152 с. 39 основное Петров социальная, Н. В. Конкурентоспособность строительного только предприятия как фактор его году коммерческого обеспечение успеха [Текст] / Н. В. hofer Петров // Приоритетные научные деятельности направления строительного: от теории к практике обучения. 2015. – № 16. – с. 130-134. 40 культуры Сочилова которые, А. А. Основы личной более конкурентоспособности менеджера [Текст]: корпорация учебное лаборатория пособие / А. А. Сочилова главного. – М.: Инфра-М, 2016. – 224 с. 41 28. упаковку Супрун формирование, В. А. Интеллектуальный капитал. текущей Главный фактор конкурентоспособности валовой экономики фактически в XXI веке [Текст валовой] / В. А. Супрун. – М.: URSS, недрение 2016. оптимальное – 200 с. 42 Селютина, Л. Г. Инновационный повышение подход к управлению предприятиями получить строительного следует комплекса [Текст результатов] / Л. Г. Селютина // Строительное фонд предпринимательство уровень и недвижимая собственность. Сб. менеджмент докладов 27-й международной прибыль научно-практической культуры конференции. Варна результаты. 2016. – с. 333-341. 43 главного Супрун быстрый, В. А. Интеллектуальный капитал. новое Главный фактор конкурентоспособности основы экономики удельный в XXI веке [Текст рынке] / В. А. Супрун. – М.: URSS, всего 2016. всего – 200 с. 44 Тарский, М. О. Конкурентоспособность – уровень основное проявление качества маркетинговые управления была организацией [Текст фактические] / М. О. Тарский // Социально-экономические подработку науки торговому и гуманитарные исследования. – маркетинговый 2014. – №2. – с. 63-66. 45 Шипилов, Е. Ю. рынке Особенности пользуются определения конкурентоспособности круглова строительного предприятия [план Текст стимулирующего] / Е. Ю. Шипилов // Проблемы результатов экономики и менеджмента. 2015. – № 8 отдельные (48). топовых – с. 34-37. 46 Competitive науки Advantage of Nations. - New галогенных York услуг: Free Press, содержит 1990 (2nd. ed. - New York: данной Free динамика Press, 2014. мотивация - 896 p). 47 Chandler A.D. Strategy and разработки Structure амортизация. The MIT Press, Boston, персонала 1969. 2051. P 48 Hofer C.W., уровень Schendel должен D.E. Strategy Formulation быков: Analytical Concepts. St. году Paul уровень, Minn.: West возможности Publishing Co., 1978. - 304 p. 49 Johnson G., текущего Scholes сделать K. Exploring Corporate рынке Strategty. Cambridge: запасов Prentice стратегическое Hall, 1989.-90 p. 50 план Kotler Р., Armstrong G., Brown L. and гончарова Adam условиях S. Marketing. 7th Ed. Pearson competitive Education Australia / повышение Prentice главного Hall, 2016. 214 p.1. Электронные товаров ресурсы.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности организации в современной экономике 1.1 Содержание понятия конкурентоспособности и конкурентного преимущества В условиях глобализации мировой экономики обостряется конкуренция предприятий-товаропроизводителей. Практически всегда это означает конкуренцию с известными мировыми производителями. В современных условиях нельзя рассчитывать на то, что найдется рынок, недоступный для мировых производителей, поэтому проблема обеспечения конкурентоспособности собственной продукции потребует постоянных решительных действий. Проблема повышения конкурентоспособности касается практически всех сторон жизни общества. В развитых странах, например, она постоянно находится в центре внимания государственных деятелей и деловых кругов. Обострение конкурентной борьбы за сбыт продукции заставляет страны постоянно искать новые возможности и резервы для сбыта своей продукции, совершенствовать технологии с целью создания качественных товаров . Анализ литературных источников показывает неоднозначность в толковании понятий, связанных с конкурентоспособностью организации, наличие различных трактовок в зависимости от освещения поставленных в них вопросов. Конкурентоспособность организации – это категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени. Конкурентоспособность организации – это сложная экономическая категория, которая отражает состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников. Итак, учитывая вышесказанное, можно дать следующее определение. Конкурентоспособность организации – это комплексная характеристика организации, характеризующая ее возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды . Успех в конкурентной борьбе зависит не столько от производства, сколько от управления, его качества и эффективности в широком смысле. Высокая конкурентоспособность организации является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом организация имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях. Конкурентоспособность – это обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами положение страны или отдельного товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность – это такая позиция предприятия, которая позволяет ему выиграть борьбу между предпринимателями на рынке товаров и услуг . Выделяют три уровня субъектов конкурентной борьбы: - микроуровень (определенные виды продукции предприятия); - мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий и организации конгломеративного уровня); - макроуровень (народнохозяйственные комплексы). Конкурентоспособность в широком смысле – это способность определенного объекта побеждать в конкурентной борьбе. В узком смысле конкурентоспособность : - товара (услуги) – это способность товара (услуги) благодаря его свойствам, которые являются преимуществами по сравнению с аналогичными свойствами других товаров (услуг), побеждать в рыночной борьбе; - предприятия – это потенциальная возможность достигать конкурентных преимуществ предприятием в соперничестве с другими субъектами хозяйствования; - страны – это наличие лучших условий стабильного экономического роста в сравнении с другими странами. Конкурентоспособность предприятий является основой конкурентоспособности национальной экономики каждой страны, поэтому эта проблема должна постоянно находиться в поле зрения органов государственного управления. Роль государства в этих вопросах является весьма важной. Конкурентная способность субъектов хозяйствования все больше зависит не только от предприимчивости управленцев и производительности работников, но также и от функционирования территориальных общественно-хозяйственных систем и их способности к формированию современных действенных структур, которые результативно используют имеющуюся в регионе совокупность факторов производства. Рост конкурентоспособности предприятия зависит, с одной стороны, от управленческих решений на уровне самих предприятий, с другой – от государственной и региональной политики в сфере создания соответствующей экономико-правовой среды и государственной поддержки усилий субъектов хозяйствования относительно повышения их конкурентоспособности . Повышение конкурентоспособности предприятия необходимо рассматривать как долгосрочный последовательный процесс поиска и реализации управленческих решений во всех сферах его деятельности, осуществляемый планомерно, в соответствии с выбранной стратегией долгосрочного развития, с учетом изменений во внешнем окружении и состояния средств самого предприятия, и внесением соответствующих корректив. Важнейшими методологическими задачами решения проблемы повышения конкурентоспособности предприятия являются : - определение критериев конкурентоспособности и формирование системы показателей ее измерения; - разработка методов оценки уровня конкурентоспособности; - разработка методов формирования алгоритмов (программ) повышения конкурентоспособности. На конкурентоспособность оказывает влияние ряд факторов, которые объективно влияют на предприятие, а также субъективных факторов, которые зависят от команды управления предприятия, организации, целеустремленности работ, связанных с обеспечением конкурентоспособности. Проблема повышения конкурентоспособности имеет несколько аспектов: технологический, организационный, экономический, социальный, юридический и коммерческий. И хотя все они составляют единую систему обеспечения конкурентоспособности продукции, существует определенная очередность решения проблем каждого из перечисленных аспектов. Однако решение экономических вопросов является первоочередным. Конкурентоспособность предприятия определяется, прежде всего, такими факторами, как потребительские свойства товаров, мера их маркетинговой поддержки, характеристика целевых рынков, поведение потребителей, потенциал и ресурсы предприятия и т.д. Набор факторов, которые определяют конкурентоспособность предприятия, оказывается столь значительным и своеобразным, что невозможно предложить единую методику сбора данных относительно их обработки и идентификации для принятия соответствующих решений. Достаточно широкий круг таких факторов сужается концентрацией внимания на так называемых конкурентных преимуществах предприятия, то есть таких характеристиках или свойствах, которые обеспечивают предприятию преимущества по сравнению с прямыми конкурентами. Конкурентное преимущество – это наличие в системе определенной эксклюзивной ценности, которая дает этой системе преимущества перед конкурентами. Конкурентные преимущества предприятия по источникам их возникновения, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние конкурентных преимущества – это характеристики внутренних аспектов деятельности предприятия (уровень затрат, производительность труда, организация процессов, система менеджмента и т.п.), которые превышают аналогичные характеристики приоритетных конкурентов . Внешние конкурентные преимущества – это те преимущества, которые базируются на способности предприятия создавать более значимые ценности для потребителей продукции, что создает возможности более полного удовлетворения их потребностей, уменьшение расходов или повышения эффективности деятельности. Базисом общего конкурентного преимущества являются преимущества внутренние, однако в целом важен потенциал достижения предприятием своих конкурентных позиций. Внешние конкурентные преимущества, с одной стороны, ориентируют предприятие на развитие и использования тех или иных конкурентных преимуществ, а с другой – обеспечивают ему соответствующие конкурентные позиции, поскольку ориентируют на целенаправленное удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей. Можно выделить такие разновидности внутренних и внешних конкурентных преимуществ. Внутренние : - производственные – производительность труда, экономность затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, обеспеченность материально-техническими ресурсами, бездефектность; - технологические – современность, прогрессивность, гибкость технологических процессов, использование достижений научно-технического прогресса; - квалификационные – профессионализм, мастерство, активность, творчество персонала, склонность к нововведениям; - организационные – современность, прогрессивность, гибкость, структурированность имеющейся организационной структуры; - управленческие – эффективность и результативность действующей системы менеджмента, эффективность управления оборотными средствами, качеством, производственными, закупочными и сбытовыми процессами, действенность системы мотивирования персонала; - инновационные системы и методы разработки и внедрения новых технологий, услуг, наличие и внедрение «ноу-хау»; - экономические – наличие источников финансирования, платежеспособность, прибыльность, ликвидность, рентабельность; - географические – размещение, близость к источникам материальных и человеческих ресурсов, рынков сбыта, транспортных путей и каналов распределения. К внешним конкурентным преимуществам предприятия можно отнести следующие : - информационные – действующие на предприятии системы сбора и обработки данных, степень осведомленности предприятия о состоянии и тенденциях развития рынка, действие сил и условий окружающей бизнес-среды, поведение потребителей, конкурентов и других хозяйствующих субъектов; - конструктивные – технические характеристики продукции, ее дизайн, упаковка; - качественные – уровень качества продукции по оценкам потребителей; - поведенческие – степень распространения философии маркетинга среди работников предприятия, нацеленность деятельности на удовлетворение потребностей потребителей конкретных целевых рынков; - конъюнктурные – рыночные условия деятельности, конкурентная среда (количество и поведение конкурентов, острота конкуренции); - сервисные – уровень и качество услуг, предоставляемых предприятием; - имиджевые – общие представления потребителей о предприятии и его товары, популярность; - ценовые – уровень и возможная динамика цен, их социальная направленность, рыночная власть предприятия; - сбытовые – портфель заказов, приемы и методы распределения продукции; - коммуникационные каналы и способы распространения информации о предприятии, наличие обратной связи. Можно уверенно сказать, что важнейшей проблемой развития отечественной экономики является повышение эффективности общественного производства при сосредоточении усилий на выпуске конкурентоспособной продукции и одновременном обеспечении полной занятости трудоспособного населения. Важнейшими задачами государственной политики в сфере повышения конкурентоспособности можно определить следующие: - устранение барьеров предпринимательской деятельности, уменьшение налогового давления; - совершенствование законодательства в области предпринимательской деятельности, разработка антимонопольного законодательства; - стабилизация национальной валюты, укрепление валютно-банковской системы и прекращение оттока капиталов за рубеж; - обеспечение платежеспособного спроса населения; - государственная поддержка вновь созданных предприятий: создание служб информации о новейших технологиях, изменениях в законодательстве, перспективных рынках сбыта; - финансовое стимулирование инновационной деятельности предприятий по созданию новых товаров и услуг; - создание конкурентоспособных транснациональных корпораций, вооружение стратегиями глобального маркетинга, технологиями крупных международных кооперационных проектов; - диверсификация географической структуры внешней торговли, минимизация критической зависимости от отдельных государств (рынков), укрепление экономической безопасности страны; - международное сотрудничество страны с различными государственными организациями . Перечисленные меры будут способствовать повышению конкурентоспособности предприятия и его продукции и всей экономики в целом. Таким образом, конкурентоспособность является важной характеристикой деятельности предприятия, но ее повышение не должно становиться самоцелью. Стоит ориентироваться на то, чтобы конкурентоспособность предложения, имеющихся ресурсов и менеджмента предприятия были достаточны для реализации выбранной конкурентной стратегии и получения желаемых результатов деятельности. В теории проблема обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров рассматривается одновременно как структура и как процесс. Обеспечение конкурентоспособности как структура – это система, состоящая из внешнего окружения организации (вход, выход, связи с внешней средой, обратная связь) и ее внутренней структуры, нацеленной на обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров. Система обеспечения конкурентоспособности как процесс – это реализация взаимосвязанных научных подходов, принципов, методов, средств и мероприятий, разрабатываемых по всем функциям управления и стадиям жизненного цикла управляемых объектов и нацеленных на обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров. 1.2 Классификация конкурентных стратегий предприятия Конкурентная стратегия - это комплексный план действий компании на рынке относительно фирм-конкурентов. Маркетинговый смысл конкурентных стратегий заключается в том, что они способствуют увеличению или удержанию предприятием своего положения на рынке относительно конкурентов . Тип выбираемой конкурентной стратегии зависит от положения, которое занимает предприятие на рынке, и от характера его действий. Возможные стратегии по достижению и удержанию конкурентного преимущества предприятия на рынке представлены в таблице. Таблица 1 - Возможные стратегии по достижению и удержанию конкурентного преимущества предприятия на рынке [12, c. 58] Позиция на рынке Упреждающие стратегии Пассивные стратегии Лидеры рынка Захват - расширение глобального спроса на продукцию предприятия путем использования продуктового или ценового лидерства, поиска новых потребителей, увеличения интенсивности потребления и др. Перехват - реакция на нововведения преследователей для снижения возможной эффективности. Защита - воздействие на "своих" потребителей с целью удержать их в сфере деятельности предприятия, например с помощью рекламы, сервиса, стимулирования и др. Блокировка - стремление не допускать, чтобы преследователи добивались преимуществ на отдельных маркетинговых направлениях: товар, распределение, цена и т.д. Преследователи лидеров рынка Атака - использование преследователем достигнутого над лидером превосходства (продуктового или ценового) для установления конкурентного преимущества. Следование Прорыв по курсу - использование какой-либо одной слабой стороны лидера, нахождение бреши. Окружение - постепенное накопление преимуществ перед лидером путем определения его слабых мест, обход Продолжение таблицы 1 Избегающие прямой конкуренции Сосредоточение сил на участке - выбор сегментов рынка, не привлекающих внимание более сильных конкурентов. Сохранение позиций - поддержание постоянства в рыночной деятельности, не вызывающей внимания конкурентов (статус – кво). Обход - избежание конкуренции путем выпуска не соперничающих товаров, сервиса, использование непривлекательных для конкурентов каналов сбыта и др. Проблема выбора наиболее целесообразной конкурентной стратегии является достаточно сложной задачей, требующей учета ряда обстоятельств. Так, выбор наиболее подходящей конкурентной стратегии зависит от того, какими возможностями располагает функционирующее на целевом рынке предприятие. Если оно обладает устаревшим оборудованием, недостаточно квалифицированными менеджерами, работниками, не располагает перспективными техническими новинками, но зато в нем не слишком высокая заработная плата и велики прочие затраты на производство, то наиболее подходящей в данном случае является стратегия — «ориентация на издержки» . Если сырье и материалы обходятся очень дорого, но на предприятии есть хорошее оборудование, отличные конструкторские разработки или изобретения, а работники обладают высокой квалификацией, то возможно применение стратегии обеспечения конкурентоспособности за счет организации выпуска товаров уникальных или с таким высоким уровнем качества, который оправдает в глазах покупателей высокую цену. Все виды конкурентных преимуществ компании в зависимости от сложности их достижения можно разделить на две группы : - преимущества низкого порядка; - преимущества высокого порядка. Преимущества низкого порядка связаны с реальной возможностью использования сравнительно дешевых ресурсов: - рабочей силы; - материалов (сырья), комплектующих изделий; - различных видов энергии и т.д. Низкий порядок конкурентных преимуществ обычно связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того, что дешевые производственные ресурсы точно так же могут использовать (или перекупить) главные конкуренты. Иными словами, преимущества низкого порядка — это преимущества с малой устойчивостью, неспособные обеспечить преимущества над конкурентами надолго. К преимуществам высокого порядка принято относить: наличие уникальной продукции; использование самых передовых технологий; высокий уровень менеджмента; прекрасную репутацию предприятия. Если конкурентное преимущество достигнуто, например, за счет выпуска на рынок уникальной продукции, основанной на собственных конструкторских разработках, то для преодоления такого преимущества конкурентам необходимо или разработать аналогичную продукцию, или предложить что-то лучшее, или заполучить секреты с наименьшими затратами. Все эти пути требуют больших затрат и времени у конкурента. Это означает, что на некоторое время предприятие, вышедшее на рынок с принципиально новым товаром, оказывается в лидирующем положении и недосягаемо для конкурентов. Это справедливо и применительно и к уникальным технологиям, и к «ноу-хау», и к высококлассным специалистам. Их трудно воспроизвести достаточно быстро. Еще одно очень важное преимущество на рынке — репутация (имидж) фирмы. Данное конкурентное преимущество достигается с весьма большим трудом, за достаточно длительный период и требует больших трат денег на его поддержание. Итак, можно констатировать, что достаточно надежными конкурентными стратегиями являются те, которые основываются на таких стратегических преимуществах, как уникальность товара (услуг, работ) и лидерство по его качеству. М. Портер выделяет основные конкурентные стратегии : - Стратегия лидерства по издержкам. Ее смысл — стремиться стать производителем с низкими издержками производства для выпуска продукции с наименьшей себестоимостью в данной отрасли. - Стратегия дифференциации. Еe смысл — стремиться к дифференциации изделий и услуг для более полного удовлетворения нужд и запросов потребителей, что в свою очередь предполагает более высокий уровень цен. - Стратегия рыночной ниши. Ее смысл — сфокусировать внимание на основных сегментах рынка, для удовлетворения нужд и запросов строго очерченного круга потребителей, либо за счет низкой цены, либо высокого качества. Согласно так называемому биологическому подходу, предложенному российским ученым Л.Г. Раменским, различают стратегии обеспечения конкурентоспособности организации: виолентную, патиентную, коммутантную, эксплерентную (табл. 2). Виолентная стратегия предполагает массовое производство и поставку на рынок продукции приемлемого для потребителей качества при низких издержках производства, что позволяет производителям устанавливать невысокие цены в расчете на значительный объем спроса. Виолентная стратегия характерна для крупных компаний, доминирующих на рынке и опережающих конкурентов за счет низких издержек производства (и, следовательно, низкой цены) и высокой производительности труда, что возможно при организации массового (крупносерийного) производства товаров, ориентированных на среднестатистического покупателя. Виолентную стратегию способны проводить крупные организации с устойчивой репутацией, постепенно овладевшие значительными сегментами рынка. Таблица 2 - Характеристики видов конкуренции по Л.Г Раменскому [39, c. 12] Характеристики стратегии Стратегии Виолентная патентная коммутантная эксплерентная Ориентация на потребности массовые стандартные относительно ограниченные, специфические локальные ограниченные инновационные Тип производства массовое, крупносерийное специализированное, серийное универсальное, мелкосерийное экспериментальное Размер компании Крупные крупные, средние, мелкие мелкие средние, мелкие Уровень конкуренции Высокий низкий средний средний Устойчивость компании в рыночной среде Высокая высокая низкая низкая Относительная доля расходов на НИОКР Высокая средняя отсутствует или малая высокая, преобладающая Факторы преимущества в конкуренции высокая производительность, низкие удельные затраты выгоды от дифференциации продукта гибкость опережение в нововведениях Динамика развития высокая, средняя средняя низкая высокая Тип нововведения Улучшающий приспособительный отсутствует прорывной, кардинальный Ассортимент Средний узкий узкий отсутствует Патентная стратегия заключается в обслуживании узких сегментов рынка со специфическими потребностями на основе организации специализированного производства продукции, имеющей уникальные характеристики, рассчитана на завоевание и удержание относительно узких рыночных ниш, в пределах которых реализуются эксклюзивные товары специального предназначения и весьма высокого качества. Производители и продавцы таких товаров реализуют их на рынке по высоким пенам в расчете на состоятельных покупателей, что дает возможность при небольших объемах продаж получать значительную прибыль. Конкурентоспособность достигается изысканностью товара, удовлетворяющего тонким вкусам и запросам, показателями качества, превосходящими качество аналогичных товаров конкурентов. Коммутантная стратегия призвана удовлетворять не редкие, а быстро изменяющиеся, кратковременные нужды потребителей в товаpax и услугах. Коммутантная стратегия нацелена на приспособление к условиям ограниченного спроса местного рынка, удовлетворение быстро меняющихся потребностей, имитации новинок. Поэтому коммутантная стратегия характеризуется прежде всего высокой гибкостью, что предъявляет особые требования к перестройке производства на выпуск периодически обновляемой продукции. Обычно такой стратегии придерживаются неспециализированные организации с достаточно универсальными технологиями и ограниченными объемами производства, когда при осуществлении данной стратегии не ставится задача достижения высокого качества и продажи по высоким ценам . Эксплерентная стратегия ориентирована на радикальные нововведения и выход на рынок с новым продуктом. Эксплерентная стратегия опирается на достижение конкурентных преимуществ организации посредством осуществления конструктивных и технологических инноваций, позволяющих опережать конкурентов в выпуске и поставке на рынок принципиально новых видов продукции, за счет вложения капитала в многообещающие, но рискованные инновационные проекты. Такие проекты в случае успешной реализации позволяют не только превзойти соперников по качеству представленной на рынке продукции, но и создавать новые рынки, где в течение определенного времени они могут не опасаться конкуренции, поскольку являются единственными производителями уникального продукта. Реализация такой стратегии требует наличия значительного начального капитала, научно-производственного потенциала, персонала высокой квалификации. Внедрение новшеств — одно из радикальных средств получения конкурентных преимуществ, способствующее монополизации рынка. Открытия, изобретения и другие новшества позволяют создать новый рынок с перспективой быстрого роста и большими возможностями для компании. Абсолютное большинство современных лидеров рынка появились именно вследствие разработки и использования инноваций, приводящих к революционным изменениям рыночной ситуации. Примером могут служить лидеры в авиационной, автомобильной, электротехнической промышленности, а также в области компьютерной техники, разработки программного обеспечения, которые возникли из небольших пионерных предприятий, инновации которых в свое время буквально «взорвали» существующие рынки. Главным достоинством стратегии внедрения новшеств является блокирование входа в отрасль конкурентов (на определенное время) и гарантированное получение высокой прибыли. Отсутствие товаров-заменителей и высокий потенциальный спрос на инновации создают благоприятные рыночные условия для компании-новатора. Однако, как свидетельствует опыт, по причине больших рисков, вызванных неготовностью рынка воспринимать новшества, и в ряде случаев техническим и технологическим несовершенством и отсутствием опыта тиражирования и других причин, 80% этих компаний терпят банкротство.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Теория управления, 81 страница
2025 руб.
Дипломная работа, Теория управления, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Теория управления, 35 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg