1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
1.1 Конфликт как психолого-педагогическая проблема
Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX века выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
В зарубежной психологии среди направлений исследований конфликта в первой половине XX века выделяются:
- психоаналитическое (3. Фрейд, Л. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
- социотропное (У. Мак Дугалл, С. Сигеле и др.);
- этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
- теория групповой динамики (К. Ленин, Д. Креч, Л. Линдсей);
- фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);
- поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);
- социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);
- интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения посвящены исследования А.А. Бодалева, В.О. Агеева, В.И. Журавлева, Н.Н. Обозова, И.А. Коха, Я.А. Анцупова, А.И. Шипилова, Н.В. Гришиной, Ф.М. Бородкина, А.К. Зайцева, Н.И. Леонова, А.Г. Здравомыслова и др.
В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями. Общие интересы и притязания могут стать основанием для прочной и стабильной дружбы, а могут принести к возникновению непрекращающихся стычек, противоречий, конфликтов и враждебности в отношениях [11, с. 4].
В психолого-педагогической науке существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
В настоящее время идет процесс теоретического осмысления проблемы конфликта, частью которой является и проблема определения понятия конфликта. Понятие конфликта часто употребляется в философской и психологической литературе, и трактуется оно достаточно широко. В психологии пока нет общепризнанного, определения конфликтов, их классификации. Само слово конфликт означает столкновение. Вопрос: «Что именно сталкивается? » разными авторами решается совершенно по-разному, в зависимости, прежде всего, от методологической ориентации исследователя. В связи с этим возникает необходимость конкретизировать само понятие противоречия и определить виды противоречий между людьми, в том числе те из них, которые приводят к конфликтам.
В социологии дается следующее определение конфликта - столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, социальными группами, классами [40].
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» [22, с.28].
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Если суммировать вышесказанное о конфликте и исходить из его распространенного понимания как столкновения сторон, то наиболее близким и приемлемым автору работы видится определение, данное О.С. Виханским в учебнике «Менеджмент»:
«Конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон» ?7, с.235?.
Данное определение мы примем за основу в настоящем исследовании.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получат возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать, какие конфликты бывают, как они возникают и протекают, и как их можно разрешать.
В литературе существует огромное множество различных классификаций конфликтов. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Кроме того, конфликты классифицируют еще и по степени проявления: скрытый и открытый [24, с. 160].
Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый. Различают также случайные, стихийно возникающие, и хронические, а также сознательно провоцируемые конфликты.
По значению конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). В групповых отношениях конструктивная функция конфликта проявляется в способствовании предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей). Конфликт, обнаруживая и устраняя объективные противоречия, существующие между членами коллектива, способствует стабилизации группы [2, с. 123].
Деструктивная функция конфликта на уровне группы проявляется в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно-ориентационного единства, снижении групповой сплоченности и понижении в итоге эффективности функционирования группы в целом.
Обычно конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные стороны, по мере развития конфликта функциональность его может меняться. Оценивают конфликт по преобладанию той или иной функции.
Существует огромное многообразие причин возникновения конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействия между людьми. А.А. Бодалев утверждает, что конфликт в целом вызывается тремя группами причин, обусловленных:
- трудовым процессом;
- психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть симпатиями и антипатиями, действиями руководителя;
- личностным своеобразием членов группы [3, с.41].
По мнению Е.Я. Мелибруды, поведение человека в конфликтной ситуации зависит от следующих психологических факторов:
- активность восприятия конфликта;
- открытость и эффективность общения, готовность к обсуждению проблемы;
- способность к созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
- адекватная самооценка своих возможностей;
- стремление доминировать;
- консерватизм мышления, взглядов;
- принципиальность и прямолинейность высказываний;
- набор эмоциональных качеств личности [28, с. 52].
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности. Основными субъективными причинами являются субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии и т.д.
По сфере разрешения конфликтов их можно подразделять на те, что разрешаются в деловой сфере, и те, что разрешаются в личностно-эмоциональной сфере.
С.Р. Петрухина с точки зрения причин выделяется три типа конфликтов:
- конфликт целей. Ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем;
- конфликт взглядов, когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме;
- конфликт чувств, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей [31, с.49].
Все три перечисленные типа конфликтов могут случаться и у детей старшего дошкольного возраста.
В.В. Травин отмечает существенную сторону социального конфликта, состоящую в том, что «субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта» [42, с.14].
Для дальнейшего анализа конфликта необходимо определить его составные части, или элементы структуры конфликта, которые при всём многообразии конфликтных взаимодействий, тем не менее, задают некий скелет, устойчивую форму, присущую любому конфликту.
Успешное разрешение конфликта и разработка мер профилактики его возникновения невозможны без знаний его структуры. Следовательно, воспитателю в конфликтной ситуации необходимо выявить ее основные структурные элементы, объективно оценить возникшую конфликтную ситуацию, чтобы в случае возникновения конфликта найти правильное конструктивное разрешение конфликтной ситуации, включая и возможные пути предупреждения или погашения конфликта, а, значит, установить такие взаимоотношения в среде, которые будут способствовать выполнению воспитательных целей и задач.
Каждый конфликт имеет более или менее чётко выраженную структуру, включающую: стороны, предмет, объект, цели, причины и окружающую среду конфликта (рис. 1).
Рисунок 1 – Структура конфликта [6, с.25]
Под структурой конфликта понимается совокупность его частей и связей, обеспечивающих его целостность ?53, с.228?.
Рассмотрим элементы этой структуры.
Стороны конфликта. В любом конфликте есть конфликтанты - как минимум две конфликтующие стороны, к которым относятся отдельные индивиды и группы. Конфликты могут быть и многосторонними, когда во взаимодействии участвуют более двух сторон.
Предмет конфликта - то, из-за чего возникает конфликт, объективно существующая или воспринимаемая в качестве таковой проблема, служащая основой конфликта; это то противоречие, ради разрешения которого стороны и вступают в конфликт [6, с.26].
Объект конфликта - конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Условием конфликта является притязание одной из сторон на неделимость объекта, владение им.
Цели конфликта - субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
Причины конфликта - у всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, представлениях и ценностях, манере поведения, уровне образования и т.д. Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждения, преодоления или конструктивного разрешения [6, с.27].
Окружающая среда - совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает большое влияние на причины его возникновения и его динамику.
Конфликт неустраним до тех пор, пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода).
1.2 Особенности конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками [5, с.89].
Общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же, общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие, дети очень любят играть вместе, но не всегда их игра проходит мирно. Часто в ней возникают конфликты, обиды и ссоры [22, с.19].
Отношения со взрослыми, в процессе общения с которыми дети усваивают важнейший социально-психологический опыт, овладевают образцами поведения в коллективе, - необходимое условие становления и дальнейшего развития личности ребёнка.
Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению. Необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений общения со сверстниками вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно [5, с.91].
Вот почему ранняя диагностика и профилактика конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.
Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Ж. Пиаже считал, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду. Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе [15, с.13].
В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.
Изменения в поведении ребенка - вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая профилактика оказывается уже неэффективной [15, с.15].
Многие авторы (А.А. Бодалев, Я.Л. Коломенский, Б.Ф. и др.) в структуре процессов закономерно выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: поведенческий (практический), эмоциональный (аффективный) и информационный, или когнитивный (гностический) [3, с.19].
К поведенческому компоненту можно отнести взаимодействие в совместной деятельности, и общение, поведение члена группы, адресованное другому. К гностическому - групповую перцепцию, способствующую осознанию субъектом качеств другого. Межличностные же отношения будут аффективным, эмоциональным компонентом структуры процессов.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта [20, с.56].
Рассматривают два типа конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: внутренние и внешние.
Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания [22, с.61].
Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего, он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых [20, с.58].
В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности.
Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д. [20, с.63]
Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Несмотря на то, что межличностные отношения актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, сама реальность их существования значительно шире. Выражаясь образно, межличностные отношения можно уподобить айсбергу, у которого лишь надводная его часть предстает в поведенческих аспектах личности, а другая, подводная часть, большая, чем надводная, остается скрытой [22, с.18].
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.
Причинами возникновения конфликтов могут быть:
- недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками;
- отсутствие между играющими эмоциональных устремлений;
- различные умения и возможности [20,с.21].
В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе.
Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания:
- стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
- стадия перехода потенциального конфликта в реальный или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
- стадия конфликтных действий;
- стадия снятия или разрешения конфликта [1, с. 83].
Структура конфликта у детей описывается по-разному, но некоторые элементы принимаются всеми. Это - проблема (противоречие), конфликтная ситуация, участники конфликта и их позиция, объект, инцидент (повод для выяснения отношений, пусковой механизм), конфликт (начало активного процесса, развитие, разрешение).
Объект конфликта - конкретная материальная или духовно-нравственная ценность, к обладанию или отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны.
Субъекты конфликта - дети, со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях [46, с.40].
Конфликтная ситуация - это исходное положение, основа конфликта, создаваемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, межличностного взаимодействия и групповых отношений.
Структуру такой ситуации образуют разные элементы, в том числе стороны, субъекты конфликта и предмет противостояния, несовпадающие интересы, намерения и цели оппонентов. Конфликтная ситуация создается как объективно, вне желания людей, в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за преднамеренных устремлений противостоящих сторон. Она может определенное время сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя, следовательно, к открытому конфликту [49, с.41].
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:
- Агрессивисты–задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;
- Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются;
- Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно;
- Сверхпокладистые – со всеми соглашаются;
- Всезнайки – считают себя выше, умнее других;
- Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться;
- Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас;
- Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;
- Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом.
Существует и такая характеристика конфликтных дошкольников:
- «Я всегда прав». Эти дети чаще других инициируют острое столкновение, никогда не играют одни, им нужен партнер, открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка, ревниво следят за успехами других детей, стремятся обязательно их превзойти, стать предметом всеобщего внимания;
- «Я лучше других». Эти дети конфликтуют часто, остро, активно и эмоционально, демонстрируют свое превосходство, высокомерие по отношению к сверстнику, навязывают партнеру по игре свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление, стремятся привлечь внимание к себе, своим знаниям, своей деятельности;
- « Я взрослый,- главный». Эти дети вожаки, командиры, лидеры, претендуют на главные роли во всем, но дипломатично, к ровеснику относятся в основном критически, особенно если у них самих что-то не получается, знают, что, где и как надо делать поэтому во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам, принимают предложения сверстника только в том случае, если они им полезны;
- «Я за себя постою». Эти дети чувствительны к отношению к себе сверстников, стремятся к контактам, очень осторожны, боятся ущемления своих интересов, стремятся показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность, стремятся к равенству с ровесниками и справедливости во взаимоотношениях с ними, ценят в них внимание и интерес к себе;
- «Я хороший». Эти дети наименее конфликтные из самых конфликтных дошкольников, заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок, стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками, при любой удаче стараются привлечь к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их удачу.
Для всех конфликтных дошкольников характерна высокая активность в стремлении к взаимодействию с ровесниками и одновременно неумение делать это без конфликтов, а также явное самоутверждение.
1.3 Роль игры в профилактике конфликтов и развитии общения дошкольников со сверстниками
Установлено, что необходимым ус¬ловием гармоничного развития лично¬сти является общение.