Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

kidathedeath 1000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
В теоретической части описывается феномен девиантного поведения, его виды и особенности в подростковом и юношеском возрасте. Описываются модели социально-педагогической профилактики её сущность. В эмпирической части сравниваются 2 школы, где мы диагностируем, в какой школе предрасположенность к девиантному поведению выше. Также проводятся беседы с социальным педагогом и классным руководителем, где мы узнаём, как они работают по профилактике девиантного поведения и уже с девиантными детьми. Защита состоялась в г. Благовещенске в БГПУ 16 июня 2020 года, получена оценка - отлично.
Введение

Дипломная работа посвящена исследованию девиантного поведения у старшеклассников. Девиантное (отклоняющееся) поведение, которое понимается как наруше-ние социальных норм, в последние годы получило широкое распространение в России, что вызывает интерес исследователей в междисциплинарной области: медицине, ювенальной юстиции, социологии, медицине. В Российской Федера-ции с каждым годом растет детская преступность и наркомания, наблюдается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. По данным Ми-нистерства внутренних дел Российской Федерации, подростки совершают 150 000 преступлений каждый год среди растущего числа серьезных и повторяю-щихся преступлений. Особую актуальность исследования данной проблемы приобретает ряд причин. Во-первых, нынешнее состояние современного российского общества характеризуется социальной, экономической, политической и демографической нестабильностью, что приводит к увеличению числа проявлений девиантного (отклоняющегося) поведения. Во-вторых, из-за напряженной и нестабильной ситуации в обществе девиа-нтное (отклоняющееся) поведение возрастает всё больше и начинает перерастать в криминальное и преступное поведение. В-третьих, число несовершеннолетних, употребляющих алкоголь и нарко-тики, увеличивается с каждым годом, что также способствует ухудшению кри-минальной ситуации в стране. Поэтому следует уделять больше внимания иссле-дованию этой проблемы, особенно вопросам профилактики, направленным на устранение различных девиаций в поведении детей и подростков. Прогрессивная тенденция непрерывного роста различных отклонений в поведении учащихся, особенно в подростковом и старшем школьном возрасте, поставила школе задачи не только в борьбе с последствиями девиантного (откло-няющегося) поведения, но и в главном, профилактику этого поведения. Проблема отклонений в поведении ребенка – одна из актуальных педаго-гических проблем. Успешная работа в этом направлении во многом зависит от эффективности социально-педагогической деятельности, учитывающей мно-гофакторность формирования девиантного (отклоняющегося) поведения у со-временных школьников, комплексный характер оказания помощи и педагогиче-ской поддержки в преодолении девиаций. Одной из таких технологий является профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения подростков, склонных к девиантному (отклоняющемуся) поведению. Цель исследования: изучение и анализ теоретических аспектов проблемы девиантного поведения и эмпирическое исследование процесса социально-педа-гогической профилактики девиантного поведения старших школьников в обще-образовательной организации. Объект исследования: девиантное поведение старшеклассников. Предмет исследования: процесс социально-педагогической профилактики девиантного поведения учащихся старших классов. Гипотеза исследования: социально-педагогическая профилактика девиант-ного поведения старшеклассников будет успешней, если: - она будет целенаправленной и системной; - если будут учтены особенности проявлений девиантного поведения. Задачи исследования: 1. На основе изучения литературы по теме исследования выявить сущность феномена «девиантное поведение». 2. Изучить факторы и причины девиантного поведения. 3. Изучить модели социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения у старшеклассников в различных образовательных орга-низациях. 4. Провести диагностику девиантного поведения у учащихся старших классов. 5. Проанализировать систему социально-педагогической профилактики девиантного поведения старшеклассников. Методологическая основа исследования: ? определение Е.В. Змановской, в котором девиантное поведение опреде-ляется как «устойчивое поведение индивида, отклоняющееся от наиболее важ-ных социальных норм, наносящее реальный ущерб обществу или личности; ? ведущие типы аномального поведения личности, которым более всего подвержены несовершеннолетние. Э.В. Леус, А Г. Соловьев; ? определение Р.В. Овчаровой, где социально-педагогическая профилак-тика рассматривается, как система мер, направленная на разработку форм и ме-тодов социального воспитания в целях создания оптимальной социальной ситу-ации развития детей и подростков. Методы исследования: 1. Теоретические методы: анализ научной литературы. 2. Эмпирические методы: ? методика СДП (склонность к девиантному поведению) (Э.В. Леус); ? опросник для определения уровня агрессивности (А. Басс и А. Дарки); ? беседа с социальным педагогом; ? беседа с классным руководителем 9 «А» класса. 3. Методы количественной и качественной обработки полученных данных с использованием методов математической статистики критерий Колмогорова-Смирнова, t – критерий Стьюдента. База исследования: муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 г. и муниципальное бюд-жетное образовательное учреждение школа №12 города Благовещенска Амур-ской области. Выборка: 44 человека среди старшеклассников в возрасте от 15 до 16 лет. Структура выпускной квалификационной работы: 57 листов, 1 глава с 3 пунктами, введение, заключение, список использованных источников, 2 прило-жения, 4 таблицы, 31 рисунок, 50 источников.
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................... 3 1 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ............................ 6 1.1 Подходы в психолого-педагогических науках к исследованию проблем девиантного поведения..................................................................................... 6 1.2. Подростковая и юношеская девиантность............................................... 9 1.3 Модели социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения старшеклассников в различных образовательных организациях .................................................................................................. 14 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ........................................................................................................................ 23 2.1 Цель, задачи и методы исследования........................................................ 23 2.2 Анализ результатов исследования ............................................................ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................. 50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................... 53 ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................. 57
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Адушкина, К.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: учебное пособие / К.В. Адушкина, О.В. Лозгачёва. – ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2017. – 163 с. 2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: учебник для вузов / М.К. Акимова, К.М. Гуревич. – СПб.: Питер, 2006. – 652 с. 3. Алексеев, С. А. Профилактика противоправного поведения / С.А. Алек-сеев. – СпБ.: Питер, 2009. – 58 с. 4. Артемьева, В.В. Психология деятельности специалиста по социальной работе по профилактике девиантного поведения подростков на основе анализа содержания семейных отношений // В.В Вестник. – МГУ МВД России. – 2010. – № 1. – 3-6 с. 5. Башкатов, И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных / И.П. Башкатов; под ред. С.А. Бели-чевой. – Тюмень: ТГУ ,1992. – 260 с. 6. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика отклоняюще-гося поведения: учебно-методическое пособие для вузов / Г.Ф. Бедулина, Е.К. Погодина. – Минск, 2013. – 136 с. 7. Битянова, М.Р. Социальная психология: учебное пособие / М.Р Битя-нова. – СПб. : Питер, 2010. – 368 с. 8. Воронцова, Н.Н. Центр социальной помощи семье и детям: Методоло-гия, опыт и перспективы: Метод. пособие / Под ред. Н.Н. Воронцовой – Кали-нинград, 2001. – 144 с. 9. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Е.Я. Тищенко, Г. Н. Штинова. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с. 10. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, нарко-тизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский – 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. – 528 с. 11. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведения. / А.Д Гонеев. – М.: «Академия», 2002. – 272 с. 12. Гришанова, О.С. Справочник социального педагога / О.С. Гриша-нова. – Волгоград, 2010. – 271 с. 13. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М.: Товарищество М. О. Вольф, 2005. – 853 с. 14. Двойменный, И.А. Изучая личность старших подростка / И.А. Двой-менный. – М.: Наука, 2013г. – 280 с. 15. Дроздикова–Зарипова, А.Р. Педагогическая коррекция компьютер-ной зависимости у подростков группы риска: теория, практика / А.Р. Дрозди-кова–Зарипова, Р.А. Валеева, А.Р. Шакурова –Казань: Издательство «Отечество» – 2012. – 280 с. 16. Дмитриев, М.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквент-ного поведения у трудных подростков / М.Г Дмитриев. – Санкт-Петербург, 2010. – 316 с. 17. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е.В. Емельянова. – СПб: Речь, 2008. – 336 с. 18. Ермолаев-Томин, О.Ю. Математические методы в психологии: учеб-ник / О. Ю. Ермолаев-Томин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 511 с. 19. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – Санкт-Петербург, 2017. – 351 с. 20. Казданян, С.Ш. Девиантное поведение старшеклассников: причины, профилактика, коррекция / С.Ш. Казданян, С.М. Джаладян, Е.А. Азарян. // Бюл-летень науки и практики. Электронный журнал, 2017. №3 (16). – 287-293 с. 21. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. Учеб. Заве-дений / В.П. Кащенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с. 22. Клейберг, Ю.А. Девиантология. Хрестоматия / Ю.А. Клейберг. СПб.: Речь, 2007. – 412 с. 23. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. 24. Ковальчук, М.А. Профилактика девиантного поведения старшекласс-ников: Монография / М.А. Ковальчук. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. – 242 с. 25. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондра-шенко. – Минск: Беларусь, 1998. – 204 с. 26. Кузубова, М. Методическое пособие. «Основные направления работы с учащимися девиантного поведения» / М. Кузубова, Л. Сидорова, С. Бекмамбе-това. – Алматы, ТОО «A.Media Consulting», 2008. – 82 с. 27. Лекомцев, В.Т. Социальные дисфункции и саморазрушающее поведе-ние: учебное пособие / В.Т. Лекомцев, Е.А. Панченко. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002. – 120 с. 28. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко. – «Медицина», Москва, 1985. – 416 c. 29. Лукьянова, В.М. Социология девиации: метод. Разработка / В. М. Лу-кьянова, Т. А. Баннова. – Владимир: ВлГУ, 2012. – 36 c. 30. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с. 31. Майсак, Н.В. Диагностика и коррекция личностных особенностей под-ростков с девиантным поведением: Монография / Н.В. Майсак. – Астрахань: Из-дательский дом «Астраханский университет», 2009. – 167 с. 32. Марцинковская, Т.Д. Психология развития: учеб. пособие для вузов / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с. 33. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделе-вич. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с. 34. Минин, А.Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовер-шеннолетних и молодежи / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. – Москва: Издательство «Прометей», 2016. – 200 с. 35. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов / Ф.А. Му-стаева. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с. 36. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В, Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с. 37. Петровский, А. В. Психология: словарь/ под общ. ред. А.В. Петров-ского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с. 38. Проблемы социализации подростков с акцентуированными характе-рами [Электрон.ресурс] // 2020. – Режим доступа: http://studbooks.net/1598002/psihologiya/razrabotka_programmy_sotsialno_pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_podrostkov_aktsentuirovannymi_harakterami – 20.01.2020 39. Реан, А.А. Психология подростка / А.А.Реан. – СПб.: Издательство «Прайм-Еврознак», 2003. – 480 с. 40. Рождественская, Н.А. Девиантное поведение и основы его профилак-тики у подростков / Н.А. Рождественская. – изд. Генезис, 2015. – 216 с. 41. Руководство по применению теста СДП (склонность к девиантному по-ведению) [Электрон. ресурс] // 2019. – Режим доступа: http://topuch.ru/rukovodstvo-po-primeneniyu-testa-sdp-sklonnoste-k-deviantnomu/index.html – 27.11.2019. 42. Смагулова, К.Б. Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте / К.Б. Смагулова. // Молодой ученый. – 2016. – №26. – 607-610 с. 43. Стуканов, В.Г. Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: монография / В.Г. Стуканов. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2019. – 179 с. 44. Стенникова, И.А. Профилактика девиантных форм поведения у несо-вершеннолетних: Сборник методических рекомендаций для педагогов / И.А. Стенникова К. С. Шалаева, М.С Сергеева, Н.С. Сопочкина – Полевской – 2015. – 69 с. 45. Суворова, О.В. Психология девиантного поведения: Методические ре-комендации для студентов специальности «Педагогика и психология» / О.В. Су-ворова – Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. – 32 с. 46. Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения: Монография / Е. Б. Усова. – 2010. – 321 с. 47. Фомина, Н.Н. Социально-педагогическая деятельность общеобразова-тельной школы по профилактике девиантного поведения подростков / Н.Н. Фо-мина. – Москва, 2001. – 158 c 48. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шней-дер. – М.: Академический проект; Трикста, 2015. – 336 с. 49. Шуакбаева, Б. С. Основные подходы к объяснению девиантного пове-дения / Б.С. Шуакбаева. // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2014. – 91-93 с. – URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6200/ – 20.01.2020. 50. Шубович, М.М. Междисциплинарный подход к организации педагоги-ческой поддержки детей - мигрантов и их семей в отечественной и зарубежной практике социальной работы / М.М. Шубович // Сибирский педагогический жур-нал – 2009. – С. 115-122
Отрывок из работы

Многие исследователи к наиболее распространенным причинам проис-хождения девиантных явлений относят неблагоприятную социальную ситуацию развития ребенка и комплекс его психологических свойств (особенности темпе-рамента, характера, личности), которые предрасполагают к девиациям (М.И. Бу-янов, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Л. Пожар и другие). Именно это сочетание в кри-минальной психологии рассматривается как механизм преступного поведения (В.Ф. Пирожков). Другим механизмом отклоняющегося поведения несовершен-нолетних является деформация личности в результате нарушенных социальных отношений со сверстниками. Х. Ремшмидт, считая регулятором поведения чело-века его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подро-стов чаще сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций [32, с. 14].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg