Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовые основы регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Российской Федерации

irina_k20 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Объект исследования - общественные отношения, складывающихся в области администратвино-правового регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Российской Федерации. Предмет исследования – нормативные правовые акты, определяющие администратвино-правовое регулирование оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Российской Федерации, а также доктринальные точки зрения в рассматриваемой сфере. Основной целью работы является исследование администратвино-правового регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели поставлены следующие за¬дачи: 1. Охарактеризовать международный опыт правового регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; 2. Определить понятие и правовое регулирование оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; 3. Проанализирвать правовые основы и организацию деятельности подразделений по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД России, ее задачи и функции; 4. Исследовакть административно-юрисдикционную деятельность подразделений по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД России; 5. Рассомтреть профилактические действия, направленные на пресечение преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков в поселке Ванино. Методологическую основу исследования составляют такие методы научного поиска, как формально-¬логический, сравнительного правоведения, логико-теоретический и другие методы познания. Теоретическую основу работы составляют научные труды отечественных правоведов по вопросам административно-правового регулирования общественных отношений, относя¬щихся к теме исследования: Ю.М. Козлова, А.П. Алехина, Б.С. Болотина, Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова, С.А. Шатрова, А.П. Шергина, С.И. Шокурова и других. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих пятьт параграфов, заключения и списка использованной литературы. Основанием для написания дипломной работы послужил приказ ДВЮИ МВД России № 587 от 14 июля 2017 г.
Введение

Актуальность темы. В последние годы незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ превратился в одну из главных проблем нашего обще¬ства. Масштабы и скорость распространения наркомании в стране стали большой угрозой национальной безопасности. Предупреждение и пресечение неза¬конного оборота наркотических средств является одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных и общественных органов, что отмечается в ежегодных решениях коллегий МВД России, определяющих основные задачи органов, уполномоченных на решение задач по противодействию их незаконному обороту и злоупотреблению ими, и является объектом пристального внимания Президента России и Совета Безопасности Российской Федерации. Возникшие в последнее десятилетие XX века отрицательные последствия проводимых социально-политических и экономических изменений, требуют переосмысления всей системы государственного воздействия на базис¬ные и идеологические отношения, в том числе и в сфере оборота наркотиче¬ских средств и психотропных веществ. Важное место среди них принадлежит административно-правовому регулированию, способствующему систематизации управленческих общественных отношений, возникающих между зна¬чительным количеством его субъектов. Исходя из сегодняшней ситуации, противодействие незаконному обороту наркотиков, заключается в при¬менении комплекса мер правового, экономического, медицинского и социаль¬ного характера, направленных на сокращение их незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и связанных с ними преступности и административной деликатности, до уровня минимальной опасности для общества. В комплексе этих мер значительное место принадлежит институту административной ответственности. Следует отметить, что набор статей Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), относящихся к противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, постоянно дорабатывается как в количественном (добавляются новые составы), так и в качественном (корректируются диспозиции статей) смысле (2009, 2011, 2014, 2016, 2017 гг.). Крайние изменения были осуществлены не далее, как в июле 2017 года. Это говорит о том, что административно-правовое регулирование ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, еще далек от совершенства. Указанные обстоятельства обусловили актуальность темы настоящей работы,
Содержание

Введение 2 1. Правовые основы регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Российской Федерации 5 1.1. Международный опыт правового регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров 5 1.2. Понятие и правовое регулирование оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров 11 2. Подразделения по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД России как субъкект противодействия незаконного оборота наркотиков 24 2.1. Правовые основы и организация деятельности подразделений по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД России, ее задачи и функции 24 2.2. Административно-юрисдикционная деятельность подразделений по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД России 38 2.3. Профилактические действия, направленные на пресечение преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков в поселке Ванино 51 Заключение 57 Список использованной литературы 61
Список литературы

Законы, нормативные правовые акты и иные официальные документы 1. Декларация прав и свобод человека и гражданина. 2. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. 3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. 4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712. 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. 7. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300. 8. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366. 9. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219. 10. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146. 11. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» // Собрание Законодаетльства РФ. 2011. № 1. Ст. 2. 12. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1815. 13. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 29. 14. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900. 15. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716. 16. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724. 17. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 26 (часть I). Ст. 3851. 18. Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 24. Ст. 3015. 19. Указ Президента Российской Федерации от 27 января 2011 г. № 96 «О внесении изменений в Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента Российской Федерации 5 июня 2003 г. № 613, и в Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденное Указом Президента Российской Федерации 28 июля 2004 г. № 976» // Российская газета. 2011. 31 декабря. 20. Указ Президента РФ от 27 января 2011 г. № 97 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 18 октября 2011 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» // Российская газета. 2011. 31 декабря. 21. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 10. Ст. 1334. 22. Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 52 (ч. 5). Ст. 7614. 23. Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СПС «Консультант-плюс». 24. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. № 27. 1998. Ст. 3198. 25. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 27. Ст. 3360. 26. Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2017 г. № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 7. Ст. 787. 27. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 934 «Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6696. 28. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений») // Собрание законодательства РФ. 2012. № 1. Ст. 130. 29. Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ» // Российская газета. 2014. 17 января. 30. Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // Российская газета. 2014. 14 ноября. 31. Приказ Минздрава России от 7 сентября 2016 г. № 681н «О перечне должностей фармацевтических и медицинских работников в организациях, которым предоставлено право отпуска наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам» // Бюллетень нормативных актов ФОИВ. 2016 г. № 42. Акты судебных органов 1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8. 2. Справка Владимирского областного суда по результатам обобщения судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с незаконными действиями с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами // Материалы Официального интернет-сайта Владимирского областного суда http://oblsud.wld.sudrf.ru Монографии, учебники, учебные пособия 1. Административное право / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2010. 2. Административное право Российской Федерации: Учебник / под ред. Габричидзе Б.Н., Чернявского А.Г. М., 2011. 3. Алехин А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2011. 4. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2010. 5. Болотин В.С. Административная ответственность в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ: дисс… канд. юрид. наук. М., 2009. 6. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных пра¬вонарушениях. М., 2007. 7. Денисенко В.В., Позднышев А.Н., Михайлов A.A. Административ-ная юрисдикция органов внутренних дел. М., 2012. 8. Коваль JI.B. Административно - деликатное отношение. М., 2009. 9. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. / под ред. И. И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, E.H. Сидоренко, А.Ю. Якимова. М., 2007. 10. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. Ю.М. Козлова. М., 2007. 11. Материалы Официального сайта МВД РФ // www.mvdrf.ru 12. Мильковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П., Целинский Б.П. Наркотизм: профилактика и стратегия борьбы. М., 2009. 13. Назаренко Г.В. Прину¬дительные меры медицинского характера в уголовном праве. Учебное пособие для юриди¬ческих вузов и факультетов. М., 2010. 14. Наркотики: социальные, медицинские и правовые аспекты. Спра¬вочник. / Авт.-сост.: И.Н Кузнецов, С.К. Купрейчик. Мн., 2011. 15. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М., 2009. 16. Серков П.П. Административные правонарушения: квалификация и назначение наказания. М., 2010. 17. Телегин А.С. Ответственность граждан и должностных лиц за админи¬стративные правонарушения. М., 2009. 18. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и административ¬ного процесса. М., 2008. 19. Тюрин В.А. Применение мер пресечения в административном пра¬ве России. М., 2007. 20. Шатров С. А. Административная юрисдикция. М., 2008. 21. Шергин А.П. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2007. 22. Шокуров С.И. Особенности административной ответственности юридических лиц в сфере легального оборота наркотических средств , психо¬тропных веществ и их прекурсоров / КоАП РФ: проблемы реализации право¬вых норм: Материалы круглого стола. Брянск, 2007. Статьи, научные публикации 1. Болотин В.С., Болотин И.В. Социальная обусловленность административно-правовой и частноправовой превенции незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ органами внутренних дел. Теоретические и организационные проблемы // Вестник Омского юридического института МВД РФ. 2009. № 2(12). С. 85. 2. Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступле¬ния: в чем различие? // Государство и право. 2007. № 2. 3. Саморукова И.А. К вопросу о реформе министерства внутреннихъ дел России // Евразийский юридический журнал. М., 2016. № 10 (101). 4. Слободчук C.B. Административная ответственность в правовом глоссарии противодейст¬вия незаконному обороту наркотиков // Государственная политика России по контролю за наркотиками и психотропными веществами: теория и практика формирования и обеспечения: Материалы научно-практической конференции. Белгород, 2008. 5. Черкесов В.В. Битва с дурманным злом // Смысл. 2008. № 15-16. 6. Шергин А. П. Интеграция уголовной и административной политики // Наука и практика. Орел, 2009. № 4 (20). Эмпирические материалы 1. Судебное решение судебного участка № 9 Индустриального района г. Хабаровска № 5-8/2018.
Отрывок из работы

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Международный опыт правового регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Необходимость развития международного сотрудничества подразделений МВД России по контролю за оборотом наркотиков обусловлена высоким уровнем интегрированности российской наркопреступности в международный наркотрафик. Государственные границы, национальная принадлежность и различия во взглядах давно не являются препятствиями для торгующих смертью преступников, заложниками которых могут быть целые народы. Большая часть наркотиков, находящихся в нелегальном обороте на территории России, контрабандой поступает из-за рубежа. Например, героин и опий на российском «черном» наркорынке практически на 100% афганского происхождения. Через западные границы в Россию поступает основная масса синтетических наркотиков. В этих условиях как никогда повышается значимость установления партнерских отношений между государствами, особенно в такой области, как правоохранительная деятельность, а также в сфере сокращения спроса на наркотики и профилактики злоупотребления ими. Меры по снижению предложения нелегальных наркотиков в России не могут быть реализованы без организации целенаправленного противодействия их контрабанде. С учетом этого обстоятельства необходимо в ходе работы по выявлению, пресечению и расследованию контрабанды наркотиков не только выявлять систему сбыта наркотиков на российской территории, но и устанавливать контакты подозреваемых и обвиняемых с поставщиками за рубежом, выявлять и пресекать устойчивые контрабандные каналы. Кроме того, Россия является также страной наркотранзита, а в ряде случаев с нашей территории вывозятся в сопредельные государства наркотики, нелегально изготовленные в России. Пресечение каналов незаконного вывоза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров имеет важное политическое значение, особенно в свете переговорного процесса Россия - тройка ЕС и реализации договоренностей в рамках «Дорожной карты по общему пространству свободы, безопасности и правосудия». Одной из важнейших задач в начале XXI века стало противодействие транзиту наркотиков через Россию, в связи с отказом зарубежных преступных организаций от «балканского пути транспортировки наркотиков в страны Европы и Америки . Это потребовало активизации сотрудничества правоохранительных органов России с зарубежными партнерами, в том числе проведения совместных оперативно-розыскных действий, включая контролируемые поставки. Учитывая всю опасность негативного развития наркопроблемы, Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 января 2002 г. № 44 утвердило федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы». В ней были предусмотрены меры по усилению сотрудничества как в рамках Программы ООН по международному контролю над наркотиками, так и в рамках международных региональных организаций, Интерпола и на двусторонней основе. В целях обеспечения эффективности оперативно-служебной деятельности органов наркоконтроля МВД России установлены рабочие контакты и осуществляется взаимодействие с компетентными органами более 50 стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Важнейшим звеном в системе мер по борьбе с распространением наркотиков и по снижению наркотизации населения для МВД России организация сотрудничества с зарубежными партнерами не только на двусторонней, но и на многосторонней основе. Такие возможности, в частности, предоставляет участие МВД РФ в Международной конференции правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (IDEC), созданной в 1983 году по инициативе Агентства по контролю за соблюдением законов о наркотиках (DEA) при Министерстве юстиции США . Указом Президента РФ № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» от 5 апреля 2016 г. была Упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и все функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков были переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации т. е. МВД стала правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Поэтому подразделения МВД Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков уполномочены принимать участие на постоянной основе в деятельности Международной конференции правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Ежегодные сессии Конференции проводятся поочередно в государствах-участниках на уровне руководителей национальных компетентных органов, отвечающих за противодействие наркоугрозе. В соответствии со сложившейся практикой очередной Президент Конференции избирается при завершении предыдущей сессии из числа руководителей правоохранительных органов страны, изъявившей желание провести у себя следующее заседание Конференции. В настоящее время в коцнфиренции приняли участие руководители антинаркотических ведомств из более чем 120 стран мира, а также главы и представители международных организаций, в том числе ООН, ШОС, ОДКБ . Несмотря на то, что по своему правовому положению Конференция не является международной организацией и не имеет собственного устава или иного документа, регламентирующего ее деятельность, образован ее постоянно действующий орган – Секретариат, который располагается в г. Арлингтоне (США). В рамках Конференции представители компетентных органов государств-участников и делегации наблюдателей обсуждают вопросы, касающиеся общемировых и региональных тенденций незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляют выработку мер по противодействию наркоугрозе и пресечению транснациональной наркопреступности, а также координируют свои действия при проведении международных операций в антинаркотической сфере. В ходе сессии делегации заинтересованных государств проводят двусторонние встречи и переговоры по вопросам организации непосредственного взаимодействия национальных правоохранительных органов в интересах проведения расследований, носящих международный характер. Таким образом, формат Конференции позволяет ее участникам развивать международное сотрудничество своих компетентных органов на различных уровнях: глобальном, региональном и двустороннем. Получение статуса постоянного участника Международной конференции правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков будет способствовать развитию сотрудничества Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков с иностранными партнерами, прежде всего, в борьбе с наркоугрозой, исходящей с территории Афганистана. В начале XXI столетия в международном сотрудничестве по борьбе с наркоугрозой существенно возросла роль России. В настоящий момент с незаконным распространением наркотиков в Российской Федерации ведут борьбу подразделения МВД Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, ФСБ России, ФТС России, которые работают в тесном контакте с правоохранительными службами Германии, Англии, США, Италии, Голландии, Швеции и ряда других стран. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации учрежден институт официальных представителей подразделений МВД Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в иностранных государствах. Представители подразделений МВД Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в иностранных государствах работают в Киргизии, Таджикистане, Афганистане, Австрии и США. Данный институт позволил усилить взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств и повысит эффективность совместных операций . В последние годы сотрудничество правоохранительных органов стран мира в борьбе с наркоугрозой выходит на более высокий уровень. Один из показательных примеров этого – проведение международной комплексно-профилактической операции «Канал». В период с 29 мая по 2 июня 2017 года органами внутренних дел и антинаркотическими подразделениями государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) проведена международная субрегиональная антинаркотическая операция «Канал-Западный заслон». Правоохранительными органами Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, при участии компететнтных органов Афганистана, Ирана, Китая, Литвы и Польши, подразделениями финансовых разведок государств-членов Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также Интерпола, ЦАРИКЦ и ОБСЕ проведены комплексные оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению каналов поступления наркотиков на территории государств, участвовавших в операции. Международный координационный штаб по проведению операции был развернут на базе УВД Брестского облисполкома Республики Беларусь. В результате скоординированных действий правоохранительных органов стран – участниц из незаконного оборота изъято более 16,7 тонн наркотиков, из них более 15,5 тонн опия, более 638 кг. гашиша, 55,4 кг. марихуаны, более 39,5 кг. героина, 212 кг. наркотических средств синтетического ряда. Выявлено 808 наркопреступлений, возбуждено более 10600 уголовных дел, в том числе 538 за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. У правонарушителей изъято 242 единицы огнестрельного оружия, около 5 тысяч боеприпасов, материальных ценностей на сумму более 107 тысяч долларов США . Из всего вышенаписанного можно сделать вывод о том что Российская Федерация уже достаточно долгое время осуществляет взаимодействие с иностранными государствами, по расширению сотрудничества в целях совместного противодействия наркоугрозе. Проводятся совместные международные операции, конференции, на которых обсуждаются важные проблемы в области незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, и пути их решения. Важной составляющей данного взаимодействия является опыт, накопленный всеми странами которые сотрудничают с Россией, что ускоряет совершенствование и введения различных законодательных и технических новелл в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. 1.2. Понятие и правовое регулирование оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Наркомания — явление социальное, и поэтому бороться с ней необходимо, прежде всего, социально-экономическими методами. Вместе с тем существенное значение имеют и меры сугубо юридического характера, поскольку они создают соответствующую правовую базу для применения иных мер. В течение пятнадцати лет в РФ практически с нуля формировались новая политика государственного регулирования и нормативно-правовая база в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Однако действующее в стране законодательство не лишено пробелов и противоречий. Зачастую отсутствует единообразная практика толкования и применения правовых норм, регламентирующих контролируемый оборот, что, с одной стороны, снижает эффективность действия таких норм, а с другой – способствует появлению условий для утечки фармацевтических препаратов из легального обращения в нелегальный оборот. В целом же система источников права, регламентирующих регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ, включает в себя Конституцию РФ и федеральные конституционные законы, международно-правовые акты различных уровней, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, решения Конституционного и Верховного судов РФ. Конституция РФ является базовым источником правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить нормам Конституции РФ. Так, согласно пункту «м» ст. 71 Конституции РФ, производство наркотических средств и порядок их использования находятся в ведении РФ. Согласно Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Конституции закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ (ст. 76, 90, 104, 105). Из числа федеральных конституционных законов, принятых в РФ и регулирующих отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, выделим Федеральные конституционные законы от 17 декабря 1997 г. № 2 ФКЗ «О Правительстве РФ», от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ». Основной особенностью правовых норм, содержащихся в данной группе источников права, является то, что они содержат предписания преимущественно общего характера, которые выступают базовыми для нижестоящих источников права . К числу международно-правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, следует отнести следующие: 1) международные договоры и соглашения, заключенные либо признанные РФ: - Международная Женевская конвенция (принята 19 февраля 1925 г.), которая устанавливала, что наркотические средства могут изготавливаться лишь для законных потребностей государства, а также закрепила порядок осуществления контроля за деятельностью лиц, занимающихся производством наркотических средств, и требования к оборудованию помещений, в котором производятся наркотические средства; - Протокол о наркотиках, подписанный в Лейк-Саксессе 11 декабря 1946 г., в котором затрагивались вопросы, возникшие в связи с роспуском Лиги Наций и передачей ее некоторых функций по контролю над наркотическими средствами Организации Объединенных Наций; - Конвенция о психотропных веществах, которая вступила в силу 16 августа 1976 г. Согласно этой конвенции, существенно расширена сфера охвата системы международного контроля над наркотическими средствами, в которую были включены галлюциногены, такие как ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) и мескалин, стимуляторы, такие как амфетамины, и седа-тивно-гипнотические средства, например барбитураты; - в 1961 г. была принята Единая конвенция о наркотических средствах, которая вступила в действие 13 декабря 1963 г., конвенция устанавливала контроль не только над растительными, но и над синтетическими наркотическими средствами; - Венская конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств», принятая в 1988 г.; - Европейская Конвенция о защите прав человека и основных его свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г.), запрещающая вмешательство государственных органов в осуществление права граждан на неприкосновенность частной жизни, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в интересах государственной безопасности и предотвращения преступлений (ст. 8). 2) двусторонние договоры и соглашения, в том числе с сопредельными государствами, по пограничным вопросам и об оказании правовой помощи: - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве по пограничным вопросам от 15 апреля 1994 г.; - Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 30 ноября 2000 г. Особое значение для правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ имеют международные соглашения, заключаемые МВД РФ, упраздненной Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков РФ, например: - Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (подписано на совещании министров внутренних дел независимых государств в Алма-Ате 23—24 апреля 1992 г.; в нем предусмотрены такие формы сотрудничества, как исполнение запросов по делам оперативного учета, содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и т. д.); - Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (подписано в г. Чолпон-Ата Республики Кыргызстан 3 августа 1992 г.; стороны обязались в интересах предупреждения, раскрытия и расследования преступлений безвозмездно предоставлять друг другу по запросам имеющиеся у них сведения в оперативно-справочных, розыскных, криминалистических и иных учетах); - Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (подписано в Киеве 21 октября 1992 г.; стороны договорились осуществлять сотрудничество в таких формах, как проведение по запросам сторон оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам о преступлениях, связанных с наркотиками, включая осуществление непрерывного оперативного наблюдения за передвижением сбытчиков наркотиков, располагающих международными связями, осуществление согласованных мероприятий (операций) по перекрытию каналов незаконного перемещения наркотиков, включая проведение "контролируемых поставок" и др.). Особенность норм, содержащихся в рассматриваемых международных нормативно-правовых договорах, заключается в том, что они весьма многочисленны, оказывают на сферу оборота наркотических средств и психотропных веществ общее регулирующее воздействие по основным направлениям на различных уровнях государственной власти, сопоставимы по юридической силе с Конституцией РФ – носят базовый характер (принимаемые внутринациональные нормативно-правовые акты не должны противоречить им) . Анализ норм данной категории источников права позволяет судить об их достаточности и возможности однозначного восприятия правоприменителем. Следующую группу источников составляют федеральные законы, нормы которых регулируют отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Они составляют достаточно объемную совокупность нормативных правовых актов. Наибольшего внимания заслуживает ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» – базовый правовой акт, устанавливающий правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, а также определяющий структуру законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах. Необходимо отметить, что вплоть до 1998 г. отсутствовало комплексное «антинаркотическое законодательство», направленное на урегулирование новых общественных отношений, возникающих в связи с коренной сменой социальной и правовой политики государства и насущными потребностями правоприменительной практики. В ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» впервые дается определение правовых понятий, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; установлен порядок отнесения того или иного средства к наркотическому или психотропному; определена государственная политика в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области их незаконного оборота, указана правовая основа оборота наркотических средств и психотропных веществ; установлена государственная монополия на основные виды деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; выделены органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. В целом положения ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определяют содержание оборота наркотических средств и психотропных веществ. Однако, несмотря на прогрессивное значение данного нормативно-правового акта для регулирования отношений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, нельзя сказать, что он полностью лишен недостатков. К сожалению, анализируемый закон оставил без внимания сильнодействующие вещества, существенное увеличение употребления которых наблюдается в последнее время. Кроме того, многие авторы обращают внимание на необходимость уточнения понятий «наркотическое средство» и «психотропное вещество». Далее, согласно части 2 ст. 45 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»: «Руководители юридических лиц, а также должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 41 настоящего Федерального закона, в пределах их компетенции отстраняют в порядке, установленном законодательством РФ, от выполнения любых видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения» . Данное положение закона нашло свое отражение в ст. 76 Трудового кодекса, в которой говорится, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, появившегося на работе в состоянии наркотического опьянения. Однако, каким образом работодатель должен доказать состояние наркотического опьянения, чтобы отстранить работника от работы или не допустить к работе, законодатель не указывает. Необходимо единое регулирование порядка медицинского освидетельствования лица на состояние наркотического опьянения, устанавливаемого федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К федеральному законодательству, регулирующим отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, относятся также Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «Об обращении лекарственных средств», ФЗ «О безопасности», ФЗ «О полиции» и многие другие. Федеральное законодательство содержат нормы, призванные урегулировать как отдельные общественные отношения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ, так и их группы. Однако совокупность правовых норм, содержащихся в названных нормативно-правовых актах, выступающих в качестве источников права, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, не представляется нам достаточной для урегулирования отношений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, налицо отсутствие системного подхода к решению задачи урегулирования отношений в рассматриваемой сфере. Наличие большого числа противоречий и других недостатков свидетельствует о необходимости принятия законодателем адекватных мер по устранению имеющихся недоработок, приводящих зачастую к неоднозначному пониманию правоприменителем правовых норм. Вместе с тем отметим, что основная нагрузка в правовом регулировании оборота наркотических средств и психотропных веществ лежит на административно-правовых нормах, поэтому законодатель в первую очередь должен ориентироваться на качество правовых норм именно этой категории. Следующая группа нормативных правовых актов включает в себя указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Положения, содержащиеся в них, в основном определяют направления общей политики государства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, кроме того, они устанавливают полномочия Президента РФ и Правительства РФ в названной сфере и регламентируют решение некоторых системных вопросов в области оборота наркотических средств и психотропных веществ. Так, к нормативным правовым актам Президента РФ относятся: - Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»; - Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; - Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ». Многочисленны нормативные правовые акты, издаваемые Правительством РФ. К их числу относятся: - Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 114 страниц
1900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg