Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Теоретические основы социальных процессов в организации.

irina_k20 1900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Целью работы является исследование системы управления социальными процессами на примере предприятия АО Дзержинская швейная фабрика «РУСЬ» и разработка практических рекомендаций по совершенствованию социальных процессов. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач: 1) Исследование теоретических основ; 2) Анализ деятельности организации (АО Дзержинская швейная фабрика «РУСЬ»); 3) Выявление проблем в сфере социальных процессов; 4) Высказывание предложений по выявленной проблеме Объектом работы является АО «Дзержинская швейная фабрика «РУСЬ». Предмет исследования – социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе управления социальными процессами.
Введение

Управленческая ситуация, складывающаяся в России, характеризуется как кризисная. Различные социальные группы имеют несовпадающие интересы; сохраняется разрыв между властными структурами и социумом; ослаблена обратная связь и взаимодействие с органами власти; снижается эффективность власти и падает её престиж. Управление социальными процессами - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций. При этом под социальной организацией понимается относительно устойчивая социальная целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому (на языке психологии данное явление называется: коллективное бессознательное). В управлении, как рациональном способе организации любого социального процесса, нуждаются все сферы общественной жизни: экономика, политика, культура, трудовая деятельность, быт и др. Поэтому управление представляет объект изучения многих наук и учебных дисциплин: экономической теории, политологии, социальной психологии. Эффективное управление человеческими ресурсами выдвинулось в число практических задач, факторов, экономического успеха. Оно призвано обеспечить благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественное признание своих достижений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3 ГЛАВА 1. теоретические основы социальных процессов в организации………………………………………………………………….5 1.1 Понятие социального процесса. Основные понятия и положения управления социальными процессами в организации……………………………………………………………………...5 1.2 Объект и субъект управления социальными процессами…….……….…13 1. 3 Классификация социальных процессов……………………………….…18 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В АО ДЗЕРЖИНСКАЯ ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА «РУСЬ»………..……..………30 2.1 Характеристика объекта исследования АО Дзержинская швейная фабрика "Русь" ………………………………….……………………………………….30 2.2 Анализ социальных процессов АО Дзержинская швейная фабрика «РУСЬ»………………………………………………………………………….35 2.3 Проблемы управления социальными процессами в АО Дзержинская швейная фабрика «РУСЬ»………………………………………………………46 ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………..57 3.1 Разработка предложений по совершенствованию социальных процессов в АО Дзержинская швейная фабрика «РУСЬ»…………………………………57 3.2 Оценка ожидаемой эффективности предложенных мероприятий………67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………71 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…………73
Список литературы

Учебно-методическая и научная литература 1. Аверин А.Н. Социальное управление: Словарь-справочник / А.Н. Аверин. - М.: МГУ, 2012. - 200 c. 2. Адамчук B.B. Экономика и социология труда: Учебник для вузов . - М.: ЮНИТИ, 2013. 3. Акимова, Т.А. Теория организации / Т.А. Акимова. - М.: ЮНИТИ., 2013. - 240 с. 4. Андреева, И.В. Организационное поведение / И.В. Андреева, В.А. Спивак . - М.: Дело, 2013. - 327 с. 5. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.:ИНФРА-М, 2012. 6. Атаманчук Г.В. Управление - фактор развития: Размышления об управленческой деятельности. - М.: Экономика, 2012. 7. Аширов Д.А. Трудовая мотивация. – М.: Проспект, 2015. 8. Базаров Т.Ю.Управление персоналом: Учебник для вузов/ Т.Ю. Базаров, Б. Л. Еремин. - М.: Юнити-Дана, 2011. 9. Беляцкий Н. П. Управление человеческими ресурсами (HRM): учебно - методичское пособие. – Минск: ФУАинформ, 2014. 10. Бухлаков М.И. Управление персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2014. 11. Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов - М.: КноРус, 2014. 12. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие / Е.Е. Вершигора.- М.: Инфра-М, 2011.- 283 с. 13. Веселов В.В. Управление персоналом: факторная оценка. – Томск, 2013. – 93 с. 14. Вистбакка И.А. Оценка социально-экономических процессов. - Петрозаводск, 2015. 15. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, про-цесс: Учебник / О.С. Виханский, А.Э. Наумов.- М.: Инфра-М, 2010.-320 с. 16. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2015. 17. Зборовский, Г.Е. Социология управления: Учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина. - М.: Эксмо, 2012. - 426 с. 18. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов. - М.: Логос, 2012. 19. Иванов, В.С. Основы социального управления / В.С. Иванов. - М.: Академия, 2012. - 462 с. 20. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. – М. .: «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 2012. 21. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. Практическое пособие. М., ИНФРА-М, 2011. 22. Лавриненко В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2013. 23. Лавриненко В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов. - М.: Инфра-М, 2013. 24. Лавриненко В.Н. Социология. - М.: Юнити-Дана, 2012. 25. Лебедев В. Коллектив как социальный объект управлении — М. изд-во МГУ, 2011 26. Львов Д. С. Управление социально-экономическими процессами в России. - М.: Век, 2012. 27. Магура М.И. Мотивация труда персонала и эффективность управления // Управление персоналом. - 2009. - №6. – С.52-59. 28. Магура М.И. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2015. 29. Мазур И.И. Эффективный менеджмент: учебное пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2013. 30. Медынский, В. Г. Теория управления: Учебник / В. Г. Медынский. - М.: Инфра-М, 2013. - 293 с. 31. Михайлов Я.В. Эффективный менеджмент: Учебно-практическое пособие для управленческого персонала и лиц, изучающих менеджмент. - М.: ГЕЛАН, 2015. 32. Неретина, Е.А. Управление социальными процессами / Е.А. Неретина. - М.: Академия, 2011. - 320 с. 33. Новосельский В. Изменения социально-экономических процессов в России // Экономист. - 2013. - № 3. – С. 36-38. 34. Плотинский Ю.М. Основные понятия теории социальных изменений // Модели социальных процессов: Учеб. пособие для высших учебных заведений. Ю.М. Плотинский. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – M.: Логос, 2014. 35. Попов В.П. Динамичная мотивация // Менеджмент в России и за рубежом. - №3. - 2010. - С. 141-144. 36. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией/ Пер. с англ. Москвина П.П. – М.: ЮНИТИ, 2010. 37. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. – СПб.: Питер, 2015. 38. Семенов А.К. Эффективность управленческого труда: состояние, проблемы, методы реформирования: Монография.- Чебоксары: «Салика», 2015. 39. Слепенков, И.М. Основы теории социального управления / И.М. Слепенков, Ю.П. Аверин. - СПб.: Питер, 2013.- 411 с. 40. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов. - М.: Инфра-М, 2015. 41. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. - Издательство «ЭКМОС», 2014. 42. Федотова О.А. Управление социальными процессами// Наука и управление. – 2015. - №3. – С. 59-63. 43. Юкаева B.C. Менеджмент: краткий курс: учебное пособие - М.: Дашков и К, 2014. 44. Юферова Л.Е. Проблемы формирования и использования трудового потенциала. – М. Наука, 2012. – с. 148. 45. Энциклопедия управленческих знаний. Основы современного социального управления: теория и методология. / Под ред. В.Н. Иванова. - М.: Таурус, 2012. - 522 с. 46. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Омега-Л, 2014.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Понятие социального процесса. Основные понятия и положения управления социальными процессами в организации. Социальный процесс – последовательность однородных явлений, пронизанных причинно-следственными связями и структурно функциональными зависимостями развития общества. [12, c. 283] Всякий общественный процесс является социальным в той мере, в которой он затрагивает производство и воспроизводство общественных субъектов и отношения между ними по поводу их развития, места и роли, положения в обществе. [8] Социальный процесс представляет собой продукты взаимодействия людей в ходе их разнообразной совместной деятельности, в рамках социальной организации по удовлетворению их потребностей и интересов, жизнеобеспечению в целом. [16] Термин «Социальный процесс» рассматривается чаще всего как синоним понятий «изменение», развитие», «переход социальных объектов из одного состояния в другое», в понятии «процесс» заложен момент движения, и это одна из существенных его характеристик. Под процессом понимается также закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом состояний в развитии объекта, обусловленных внутренними и внешними факторами воздействия. [20] Социальные процессы протекают в конкретных социальных условиях, всегда имеют своего конкретного носителя, который придает их содержанию свою особенность. Социальные процессы заключают в себе взаимодействие следующих структурных элементов: 1) субъект социальных процессов т.е. человек, действующая личность, различные общности людей, трудовые коллективы, общество в целом и присущие ему социальные отношения; 2) объективные условия социального процесса - сама общественная система, окружающая среда, вещественная сфера; 3) субъективные условия социального процесса, т.е. способность людей действовать определенным образом: 4) объективно существующие потребности и интересы объекта социального процесса - они выступают источником деятельности личности, социальной группы. [30, c. 293] Управление социальными процессами – многогранный процесс. Оно выступает в различных формах в зависимости от масштабов управляемой системы и ее социальной природы. В общественной жизни в целом имеют место два типа управления: стихийное и сознательное. Стихийное управление представляет собой средний результат столкновения, переплетения различных, часто противоречивых, сил, массы случайных единичных актов. Стихийное управляющее воздействие на социальные процессы пробивает себе дорогу в слепой игре случая. Оно автоматично по своей природе, не связано с сознательной управленческой деятельностью людей, общественных институтов.[46] Люди вынуждены приспосабливаться к существующей ситуации. Примером стихийного саморегулирования социальных, производственных процессов является стихия рынка, который через спрос и предложение регулирует производство товаров, услуг, идей. Другим типом управления является сознательное управление, которое связано с целесообразной деятельностью людей, специальных социальных общественных институтов (субъектов управления), осуществляющих сознательное воздействие на социальные процессы с целью достижения определенных результатов. Сознательное управление было всегда присуще человеческому обществу.. Можно утверждать, что сознательное управление социальными процессами носит конкретно-исторический характер. Его цели, принципы, содержание зависят от социально-политической сущности данного общества, характера экономической системы, механизма государственной власти. С развитием человеческого общества сознательные элементы в социальном управлении имеют тенденцию к расширению, усилению своего влияния. Расширяется сфера действия субъектов управления, и прежде всего государства. [32, c. 320] Таким образом, управление социальными процессами – это целенаправленный, сознательно организуемый процесс воздействия на управляемую систему для достижения максимальных результатов при минимальной затрате сил и времени. Управляющая система должна быть простой, не громоздкой. Иначе она будет обслуживать себя, вместо того чтобы обеспечивать эффективное управление. [45, c. 522] Главным звеном, связывающим субъект и объект управления, являются социальные цели, которые выступают ориентиром управленческой деятельности. Социальные цели могут быть самыми различными как по содержанию, так и по объему в зависимости от уровня управления. Одно дело – социальные цели, которые ставит перед собой субъект управления обществом в целом. Таким субъектом выступает правительство, политическое руководство страны. Целью здесь является организация материальных и человеческих ресурсов для развития экономики, духовной сферы, повышения уровня материальной жизни людей. Другие по объему и содержанию социальные цели ставит перед собой руководство отдельной отраслью народного хозяйства или отдельным предприятием, учреждением. Это – повышение производительности труда, внедрении новой техники, получение максимальной прибыли. [23] Управление как организационное упорядочение определенной социальной системы, процесса жизнедеятельности людей было внутренне присуще человеческому обществу с самых ранних ступеней его развития. Без управляющего воздействия на людей не могла осуществляться их совместная жизнь в родах и племенах, коллективная охота, добывание продуктов питания, защита от внешних нападений. [15, c. 320] Управленческое начало придавало жизни людей организованный характер. Оно всегда имело всеобщий характер, ибо вытекает из системной природы общества, из коллективного труда людей и необходимости обмена между ними продуктами их материальной и духовной деятельности. Без управления, без установления и поддержания определенного порядка и организованности трудовая деятельность и социальная жизнь людей была бы невозможной. [25] Социологический подход к управлению предполагает выделение трех важнейших его элементов. Ядро механизма управления составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление.[34] Воздействие выступает в двух формах. Внешнее воздействие имеет орган управления за рамками объектов управления. Любая открытая система всегда подвергнута внешнему воздействию социального окружения в виде социальных условий и факторов (экономических, политических, социальных, духовных). Структура и характер внешнего воздействия для каждой управленческой системы различаются составом, интенсивностью, насыщенностью, степенью влияния. [19, c. 462] Другая форма воздействия - самоуправление, саморегуляция. Эта форма внутренне присуща любой управляемой системе. Процесс самоуправления складывается из двух мощных противодействующих процессов. С одной стороны, каждая система имеет свои источники, движущие силы, механизмы самодвижения, саморазвития главного системообразующего интегрального звена системы и других системообразующих качеств и звеньев, благодаря которым система сохраняет качественную определенность и целостность. С другой стороны, постоянные внешние и внутренние воздействия пытаются вывести систему из равновесия. Эти воздействия необходимы, но должны иметь достаточные пределы, чтобы процесс управления мог осуществляться. Внешние и внутренние воздействия на систему формируют новые системообразующие свойства и звенья, которые либо упорядочивают, корректируют в нужных пределах функционирование системы, либо нарушают се работу. Идеально, когда формой выражения внешнего и внутреннего воздействия является информация, обладающая свойством достаточности воздействия. [17, c. 426] Другим компонентом социального управления является социальная самоорганизация, т. е. спонтанные процессы внутриорганизационного, внутригруппового, внутриколлективного регулирования (социальные нормы, моральные требования, общественное мнение, «школы престижа», лидерство, неформальное группообразование, узкогрупповые конъюнктурные интересы, морально-психологический климат и т. д.). Социальная самоорганизация существует в обществе на всех его уровнях, начиная с общества как целого и кончая первичными группами. Отличительное ее свойство - спонтанность, т. е. самопроизвольность, отсутствие единого субъективного начала. Это не значит, что элемент субъективного - человеческая воля. План, цель здесь исключены совершенно. Но они не выступают как сознательно образуемая общая основа процесса. То, что на шире ком уровне выступает как самоорганизация системы, на уровне индивида есть целевое поведение. Примером такой самоорганизации можно назвать многие демографические процессы – воспроизводство населения, брачность, эмиграцию и т. д. Эти процессы остаются таковыми в своей основе, несмотря на внедрение в них элементов целенаправленного воздействия: объективированного порядка (право, стимулы, социальные факторы). [39, c. 411] Таким образом самоорганизация – продукт социального взаимодействия, происходят в массовом, коллективном или групповом масштабах. Оба названных компонента образуют третий - организационный порядок, включающий в себя как продукт «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке, требованиях, режиме), так и стихийно сложившиеся правила и нормы отношений в организации. [3, c. 240] Механизм социального управления не сводится лишь к целенаправленному управляющему воздействию, но включает в себя организационный порядок и спонтанные процессы самоорганизации. В этом состоит особенность социологического подхода к управлению. Любая сложная система не может управлять только извне. Это тем более относится к самым сложным системам – социальным; исключение из них самоуправления и самоорганизации равносильно их разрушению; правомерно при этом преобладание одного из процессов управления. Для соотношения названных факторов управления характерны взаимопроникновение и переход одного в другой. Составляющие социального управления обладают свойством эквифинальности.[1, c. 200] В то же время они могут иметь и различную направленность, противодействовать один другому. Из этих особенностей взаимодействия различных процессов управления вытекает важная социальная задача: определить место и функциональное значение каждого из составляющих, построить их взаимодействие в диалектическом единстве, во взаимосвязи. Иными словами, это интеграция разносторонних компонентов механизма социального управления, органичными составляющими которого должны стать организационный порядок, «внешнее» воздействие, самоуправление и самоорганизация.[6] Содержание науки управления социальными процессами – это выявление законов и закономерностей, разработка функций, принципов, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления обществом, его главными сферами и звеньями. Поэтому основа научного менеджмента – социальные законы и их действие в процессе управления социальными процессами. Отсюда теория управления социальными процессами – это комплексная система знаний, использующая данные различных социальных наук для разработки принципов и методов воздействия на людей в социальных процессах на основе установления законов и закономерностей управления обществом.[9] Управление социальными процессами как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой – социально-историческими условиями конкретного общества. При этом управление социальными процессами является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни – политическую, экономическую и духовную сферы. Cтратегия управления персоналом — специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.[5] Политика организации — система правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. Кроме финансовой политики, внешнеэкономической, политики по отношению к конкурентам и т. д. любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику. Такой подход на Западе характерен для крупных частных компаний и системы государственной службы: именно в этих организациях наиболее последовательно реализуется принцип соответствия кадровой политики и стратегии развития организации (опыт государственной службы Канады, Германии). [35, c.141-144] Стратегическое управление персоналом — это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе. В стратегическом управлении персоналом в качестве объекта управления рассматриваются «содержательные» характеристики персонала (знания, навыки, способности, социальный статус, нормы поведения и ценности, квалификационные, иерархические и демографические структуры). Эти характеристики, носителем которых он является, выражают с точки зрения долгосрочной перспективы потенциал персонала организации. Кроме того, объектом стратегического управления являются и технологии управления персоналом (технологии реализации трудового потенциала, воспроизводства и развития персонала). В совокупности они образуют трудовой потенциал организации. [10] Таким образом, любая сложная система не может управлять только извне. Это тем более относится к самым сложным системам - социальным; исключение из них самоуправления и самоорганизации равносильно их разрушению; правомерно при этом преобладание одного из процессов управления. Для соотношения факторов управления характерны взаимопроникновение и переход одного в другой. Составляющие социального управления обладают свойством эквифинальности. В то же время они могут иметь и различную направленность, противодействовать один другому. Из этих особенностей взаимодействия различных процессов управления вытекает важная социальная задача: определить место и функциональное значение каждого из составляющих, построить их взаимодействие в диалектическом единстве, во взаимосвязи.[24] 1.2 Объект и субъект управления социальными процессами Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях. Каждый человек имеет определенный пол, возраст, способности, темперамент и характер, что находит отражение и в характеристиках соответствующих социальных систем. Социальные системы являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Следовательно, функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта. В самой социальной системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня: 1) техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования; 2) технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими; 3) организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы; 4) экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей; 5) социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации. Все системы связаны между собой и в своем единстве составляют целостный социальный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная – социально-экономическую. Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере управления социальными процессами представителей тех или иных управленческих профессий. При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры, стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты, видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов, считая, что главное в менеджменте и бизнесе –соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом. В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем управления социальными процессами становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы, ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными словами, современный директор – это директор по кадрам, каждый управляющий - это управляющий персоналом. Управление – одно из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике термины «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель», «управленец» легко вошли в обиход. Это вполне оправдано, потому что для решения проблем управления в условиях рыночной экономики субъект хозяйствования должен: 1) использовать экономические, социологические и психологические методы управления; 2) ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка; 3) производить те виды товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и могут гарантировать получение намеченной прибыли; 4) постоянно стремиться к получению оптимальных результатов при минимальных затратах; 5) постоянно ориентировать производственные программы на потребность рынка и т.д. В рыночной экономике конечный результат деятельности хозяйствующего субъекта может быть получен только в процессе обмена. Субъект хозяйствования должен принимать обоснованные и оптимальные решения, а это вызывает необходимость проведения многовариантных расчетов с привлечением многосторонней информации на базе компьютерной техники. Труд управляющего (менеджера или руководителя) возник в условиях высокотехнологичного производства, которое требует многосторонней специализации работников, обеспечивающей непрерывность этапов и стадий всего производственного процесса. Поэтому в качестве руководителей (менеджеров) выступают различные специалисты: экономисты, инженеры, бухгалтеры, психологи, плановики и др., которые работают под руководством менеджера, управляющего предприятием или его подразделением. При этом независимо от уровня управления термин «менеджер» означает принадлежность к профессиональной деятельности в качестве управляющего. Управление является самостоятельным видом деятельности. Это требует наличия субъекта – профессионала –руководителя, работа которого направлена на объект – хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.). Отношение к управлению с научной точки зрения зародилось в 20-е –30-е годы XX века, но и в настоящее время продолжает вызывать интерес во всем мире. В общедоступном понимании управление – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Следовательно, управление можно рассматривать как профессиональную деятельность по управлению людьми в любой отрасли экономики и в любой сфере деятельности, если она направлена на получение прибыли как конечного результата. В чем же заключается сущность управления? Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей системы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.д.), с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие достижение заданной цели. Современный руководитель – это человек, владеющий комплексом теоретических и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и способный управлять интеллектуальными, финансовыми, материальными и сырьевыми ресурсами с целью получения результата. Он должен понимать природу управленческих решений, знать основы организационной структуры, функциональных обязанностей, планирования и прогнозирования, отношения с клиентами, маркетинг, разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации. Одно из главных качеств – искусство управлять кадрами, отбор, подготовка и распределение кадров, мотивация, лидерство, улаживание конфликтов, совершенствование психологического климата. Современный менеджер – это психолог, инженер, врач, философ, дипломат, политик и артист в одном лице. Он еще и ученый, обладающий знаниями в области социологии и психологии управления, и обязательно нравственный человек.[44, c. 208] Объект управления составляют люди, входящие в различные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, коллективы людей, отдельные индивиды, целью деятельности которых является выполнение определенных функций. Субъектом управления выступают люди, государственные структуры и т.д., наделенные управленческими функциями и способные принимать управленческие решения. 1.3 Классификация социальных процессов К социальным процессам относятся: конфликты, групповая динамика, власть, лидерство, организационная культура, коммуникации. Суть управленческой деятельности связана с необходимостью постоянной координации деятельности подразделений организации и ее отдельных членов для достижения общих целей. Эта координация осуществляется в различных формах, но в первую очередь – посредством многообразных контактов членов организации, т.е. в процессе коммуникации. Коммуникационная функция рассматривается в качестве связующего процесса в организациях. В общем плане коммуникация определяется как любой обмен информацией между людьми (или группами) независимо от того, приводит он к взаимопониманию или нет. Критерием оптимальности при этом выступает то, насколько существующая коммуникативная сеть содействует достижению общих целей организации. Конфликты. На любом уровне, в любом звене управленческой деятельности, руководителям приходится сталкиваться с конфликтами. Это ставит их перед необходимостью овладеть умениями в процессе осуществления управленческой деятельности и навыками управленческого воздействия на развертывающиеся конфликтные ситуации. Технология управления конфликтами включает в себя несколько взаимосвязанных социально-психологических действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов и умело разрешать последние, когда они возникают. Безусловно, первым социально-психологическим действием, создающим предпосылку разрешения конфликта, является умение руководителя определить, в чем заключены истинные причины конфликтного противостояния. Необходимо иметь в виду, что истинная причина конфликта довольно часто скрывается одной или обеими конфликтующими сторонами.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 109 страниц
2725 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg