Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Конституция РСФСР 1918 года.

irina_k20 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Объектом являются общественные отношения, связанные с конституцией РСФСР. Предметом выступают совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые были связаны с конституцией РСФСР. Цель исследования – комплексный анализ конституции РСФСР. Для достижения указанных целей мы должны решить ряд задач: предпосылки принятия конституции 1918 года и её содержание. Структура исследования – введение, две главы, четыре параграфа, три подпункта и заключения. Пожалуй, рассмотрим первую конституцию в истории России подробнее и выделим основные этапы её создания, принятия, а также аспекты, отражённые в ней.
Введение

Ещё с давних времён люди пытались создать идеальную модель права. Начиная с правовых обычаев и заканчивая современной моделью права всегда требовался какой-либо «основной закон», который был бы превыше всех остальных, а также был неким «началом» для актов ниже по силе. Именно таким правовым актом и стала конституция. Она принимала самые различные формы, и, как считают историки, одной из первых конституций можно считать Номоканон святого Саввы – первой конституции Сербии, принятой в 1219 году. Прообразами же конституций были основные законы древнегреческих полисов. Самой старой конституций из ныне действующих считают основной закон Сан-Марино, принятый в 1600 году. Как по мне, самой развитой действующей конституцией является Конституция Соединённых Штатов, принятая в 1787 году. Она охватывает широкий спектр человеческой деятельности и человеческих прав, при этом, остаётся одной из самых «либеральных» конституций мира, несмотря на то, что прошло уже почти два с половиной века. История России как государства во множестве их проявлений насчитывает тысячу лет, но первая конституция была принята только в 1918 году, хотя и было очень много проектов, черновых вариантов и предпосылок для создания конституции ещё во времена Российской империи, однако, история повернулась немного по-другому и Николай II, к сожалению, не успел, но это сделали большевики.
Содержание

Введение 3 §1: Предпосылки создания Конституции РСФСР и обстоятельства её подготовки 5 §1.1: Обстоятельства подготовки конституции РСФСР 5 §1.2 Принятие конституции РСФСР 10 §2: Содержание и значение конституции РСФСР 1918 года 17 §2.1: Основные принципы конституции РСФСР 1918 года 17 §2.1.1 Государственное устройство 17 §2.1.2 Права и свободы граждан 19 §2.1.3 Избирательная система 22 §2.2 Органы власти и управления 25 Заключение 29 Библиографический список 31
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция РСФСР 1918 года; Специальная литература 2. Трифонов И.Я. Ликвидация эксплуататорских классов в СССР. М., 2005. С. 5. 3. История государства и права России. Под ред. Кара-Мурзы. М. 1999. – С. 213 4. Ирошников М.П. Создание советского центрального государственного аппарата. М.-Л., 1986. С. 267-268. 5. История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева – 2011. – С. 137 6. История Советской Конституции в документах. - М., 1957. - С. 102—103. 7. Ескина Л.Б. Два юбилея Российской Конституции // Правоведение. - №1. – 2012г. С. 24 8. Ронин С. Л. Первая Советская Конституция. - М.: 1949. – С. 45-46 9. Митюков М.А. Зарождение идей конституционного правосудия в России (XIX – начало XX в.в.) // Правоведение. - №11. – 2009 – С. 34 10. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: 1997. - с.11 11. Попова А.В. Курс лекций: "История государства и права России"/ ред. П.А.Савченко-М., РУДН, 2003 12. Чугаев Д. Первая Конституция Советского государства -М., 1949. – С. 76-77 13. История отечественного государства и права. Часть I., II. Под ред. О.И. Чистякова. Изд. 1. М. 1996; изд. 2. М. 2014. – 316 14. Уманский Я.Н. Советское государственное право. М., 1959. – С. 59-60 15. Ленин и ВЧК. Сборник документов (1917-1921). М. 1987. – С. 110 16. Исаев И.А. История государства и права России. М. 2011 – С. 178 17. Уманский Я.Н. Советское государственное право. М., 1959. – С. 44-46 18. Конституция РСФСР 1918 г.: [Электронный ресурс]., URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm (дата обращения 12/05/2018) 19. Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г.: [Электронный ресурс]., URL: https://www.e-reading.club (дата обращения 12/05/2018) 20. Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г.: [Электронный ресурс]., URL: https://studopedia.ru (дата обращения 15/05/2018) 21. Конституция РСФСР 1918 г.: [Электронный ресурс]., URL: http://lib.lenobl.ru (дата обращения 19/05/2018)
Отрывок из работы

§1: Предпосылки создания Конституции РСФСР и обстоятельства её подготовки §1.1: Обстоятельства подготовки конституции РСФСР Октябрьская революция, покончив с феодальными пережитками, положила начало ликвидации капиталистических отношений, которые нельзя было устранить сразу. Захватив власть, пролетариат приступил к ломке старого и созданию принципиально нового общественного строя. Революция не смогла сразу уничтожить прежнюю классовую структуру, но она произвела в ней принципиальные изменения. Были сделаны первые шаги к ликвидации эксплуататорских классов. Это отнюдь не означает физического уничтожения эксплуататоров, что пытаются приписать большевикам буржуазные идеологи. Сущность процесса уничтожения эксплуатации и эксплуататоров состоит в упразднении частной собственности на средства производства . Декрет о земле, отняв у помещиков землю, лишил их экономической основы, что и означало ликвидацию этого класса, хотя практически она была проведена не в первые недели революции, а несколько позже. Сложнее дело обстояло с буржуазией. Ленин говорил о необходимости использовать буржуазию, ее силы в интересах построения социализма, пока рабочий класс сам не научился управлять производством. Однако положение буржуазии теперь принципиально отличалось от дореволюционного. В ходе революции она полностью была лишена политической власти. Постепенно подрывалось и ее экономическое господство. На предприятиях был установлен рабочий контроль, а с ноября 1917 г. началась национализация промышленности. В результате революции был потеснен и третий эксплуататорский класс России - кулачество. Произошла его частичная экспроприация. Следовательно, прежние господствующие классы перестали быть таковыми. Политическое руководство обществом перешло в руки пролетариата, идущего в союзе с беднейшим крестьянством. Политическое господство пролетариата осуществлялось, прежде всего, через создаваемый аппарат Советского государства. Его строительство успешно шло уже в первые месяцы после Октябрьского вооруженного восстания. К началу 1918 г. в основном были созданы высшие органы власти и управления, пришедшие на смену сломанному революцией механизму буржуазно-помещичьего государства. Октябрьская революция, начавшись в центре, победоносно распространялась по стране. К 10 января 1918 г. - к открытию III Всероссийского съезда Советов - Советская власть была установлена в 51 губернском и областном центрах. Это составляло более 2/3 всех губернских городов, если не считать оккупированных германо-австрийскими войсками. Характерно, что только в 14 из этих городов власть пришлось брать вооруженным путем. Не случайно В.И. Ленин называл распространение Советской власти по стране триумфальным шествием. Сравнительная легкость победы пролетарской революции показала, насколько она назрела, насколько прогнил старый мир и насколько сильны были трудящиеся массы, сплоченные Коммунистической партией. Определенные достижения можно отметить к началу 1918 г. и в сфере организации государственного единства. Их основой явились первые шаги Советского государства в сторону разрешения национального вопроса, раскрепощения народов России. Великий Октябрь внес коренные изменения в положение нерусских национальностей, он положил начало разрешению национального вопроса в нашей стране. Национальное движение было одним из революционных потоков, слитых Коммунистической партией воедино для победы революции. Эта партия еще до революции включила в свою программу важнейшие требования по национальному вопросу. Придя к власти, она немедленно стала проводить их в жизнь. Уже обращение "Рабочим, солдатам и крестьянам", принятое II Всероссийским съездом Советов, заверяло народы России, что Советская власть обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение. Это обещание было проведено в жизнь в первые же дни Советской власти. Документом громадной политической важности явилась Декларация прав народов России, принятая 2 ноября 1917 г. Отмечая, что освобождение народов России должно быть проведено решительно и бесповоротно, Декларация закрепляла основные принципы национальной политики, которые Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности. Это такие принципы, как равенство и суверенность народов России, право их на самоопределение вплоть до отделения, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных ограничений и привилегий, свободное развитие национальных меньшинств. Важным средством решения национального вопроса должно было стать национально-государственное строительство. Советское государство родилось, в принципе, как унитарное. Однако вскоре после Октября возникла тенденция к усложнению формы его государственного единства, вытекающая из многонационального характера Советской России и политики Коммунистической партии, направленной на разрешение национального вопроса путем предоставления народам широкого права на самоопределение. Успехи, которых добилась Советская власть к началу 1918 г., следовало закрепить в обобщающем конституционном законе, отражающем основные проблемы жизни Советского государства - изменения в общественном устройстве, строительство государственного механизма, назревающие изменения в форме государственного единства. Вместе с тем создавать развернутую, полную Конституцию было еще рано. Дело в том, что ломка старого общественного строя только началась. Старое землевладение, упраздненное юридически еще декретом о земле, нужно было сломать практически. Национализация коснулась пока отдельных предприятий, социалистическая промышленность делала лишь первые шаги. Хотя высшие органы власти и управления были уже образованы, считать их организацию завершенной было еще нельзя. До января 1918 г. был лишь один Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, выступивший как орган Советской власти. Но и этот съезд носил чрезвычайный, учредительный характер. Правительство, созданное II съездом Советов, в постановлении об его образовании именовалось временным, "впредь до созыва Учредительного собрания". Акты, издаваемые органами Советской власти, также содержали оговорку "впредь до Учредительного Собрания" (например, Декрет о земле, декрет СНК "О порядке утверждения и опубликования законов" и др.). Учредительное собрание было упразднено лишь в начале января 1918 г. Аппарат наркоматов еще создавался. Только в январе был ликвидирован организованный массовый саботаж чиновничества . Первоначальная структура наркоматов в целом сложилась к середине февраля 1918 г. Карательные органы находились в стадии строительства. Красная Армия еще не была создана. Далеко не завершилось установление Советской власти на местах. Почти треть губернских центров находилась в руках контрреволюции. Даже там, где победили Советы, они не всегда имели всю полноту власти. Хозяйственное управление на местах в большой мере находилось еще в руках старых органов земского и городского самоуправления. До января 1918 г. городские думы были ликвидированы лишь в четырех крупных городах, процесс этот закончился весной 1918 г. Ликвидация губернских земств началась в январе, а в большинстве волостных земских органов - в январе-феврале. Революция раскрепостила народы России, но вопрос о лучшей форме их государственного существования еще не был решен. Новая форма государственного единства была в стадии разработки. Наконец, и внешняя обстановка была весьма напряженной. Переговоры о мире с Германией велись, но шли отнюдь не гладко. Во всяком случае, состояние войны не прекращалось. Исходя из всего этого, большевики решили создать краткий конституционный закон, закрепляющий наиболее важные победы Октябрьской революции. Таким законом явилась Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики - борьба за мир, против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе. Таким образом, данный закон в течение определенного времени мог выполнять функции Конституции. Весной 1918 г. обстановка в нашей стране и вокруг нее существенно изменилась. В марте был подписан и ратифицирован Брестский мирный договор. Советская Россия, хотя и дорогой ценой, получала мирную передышку и могла заняться восстановлением и развитием хозяйства и культуры. К этому времени Советская власть победила на большей части территории нашей страны, завершилось ее триумфальное шествие. Укрепились и развились высшие органы власти и управления, была создана Красная Армия. Таким образом, сложились условия для создания Основного Закона. Вместе с тем теперь уже ощущалась необходимость в развернутой Конституции, которая должна была внести стройность в организацию Советского государства, обобщить опыт государственного строительства, отобрать лучшее из созданного народным творчеством, отбросить наносное. ? §1.2 Принятие конституции РСФСР Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г. Но формы власти и управления во многом складывались стихийно. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание - переломный момент в становлении Советского государства Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права . Некоторые авторы прямо называют декларацию – первым документом советской России, носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки. Принятию Конституции РСФСР 1918г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР. IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства. К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата. 30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство. В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я. М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций. Конституционная комиссия состояла из 15 человек. 19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями. Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата. «Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата. Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов» была отражена в проекте «Основных начал Конституции», разработанном профессором М. А. Рейснером. В проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся – «производителей». Отрицалась в принципе национальная основа Советской федерации, и предлагалось строить Советскую Республику «на началах свободного федеративного союза» отдельных городов, губерний, уездов и волостей. Это мотивировалось тем, что крупное государство и демократия несовместимы, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся коммунах, не подчинённых центральной государственной власти и объединённых в «вольную федерацию». Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием «Тезисы о типе федерации», выработанный при участии Я. М. Свердлова и И. В. Сталина. На основе данный тезисов был разработан «Проект общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР». России, по мнению М.А. Рейснера, необходима гибкая и подвижная Конституция, которая не давала бы возможности «останавливаться на закостенелых формах», а для этого она «должна быть построена на началах не правовой законности, а целесообразности, телеологии, позволяющей влить в нее любое содержание». «Поэтому, как далее подчеркивал ученый, — когда мы говорим, что в основу нашей конституции положена идея цели и целесообразности, это значит, что наш основной закон не есть воплощение неподвижности и мертвой справедливости, … но есть только рабочий чертеж, план общественного строительства… А такой план не претендует на непогрешимость». Острым пунктом борьбы, разгоревшейся в Комиссии, был и вопрос о правовом положении СНК и о взаимоотношении ВЦИК и СНК. Декрет II Всероссийского съезда Советов об образовании рабочего и крестьянского правительства установил, что контроль над деятельностью народных комиссаров принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету. 17 ноября 1917 г. на заседании ВЦИК по предложению Я. М. Свердлова был принят Наказ о взаимодействиях ВЦИК и СНК, в котором подтверждалось решение II Всероссийского съезда Советов о том, что СНК целиком ответствен перед ЦИК. Мероприятия же по борьбе с контрреволюцией могут быть проводимы СНК непосредственно, под условием ответственности перед ЦИК. Наказ устанавливал периодичность отчётов каждого члена СНК перед ЦИК и порядок ответов СНК на запросы ЦИК. Тот же принцип во взаимоотношениях ВЦИК и СНК был отражён в резолюции III съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики». Представители буржуазных партий, входившие во ВЦИК, утверждали, что СНК игнорирует ВЦИК, бесконтрольно принимая законодательные акты. Поэтому в проекте Положения «Об отделах Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета», подготовленного подкомиссией в составе А. И. Бердникова, Г. С. Гурвича и М. Я. Лациса, предлагалось упразднить Совнарком и народные комиссариаты, создав вместо них Совет ВЦИК и особые коллегии – отделы ВЦИК. Эти коллегии должны были делегировать на заседании Совета ВЦИК «непостоянных лиц». В результате, по словам одного из авторов проекта, «теперешние министры устраняются, а у нас остаются коллегии». Деятельность коллегий должна была координироваться Советом ВЦИК, образуемым из представителей коллегий и членов ВЦИК, законодательные функции предоставлялись Всероссийскому съезду Советов ВЦИК, его Совету и отделам и, кроме того, «совокупности Советов, посылающих представителей на съезд Советов, а также 1/10 этих Советов». Проект имел целью фактически ликвидировать правительство как единый оперативный орган, осуществляющий повседневное руководство страной. Выступивший против проекта подкомиссии Я. М. Свердлов заявил, что предложения о ликвидации СНК и сосредоточении функций управления в отделах ВЦИК идут вразрез с происходящим на практике процессом постепенной ликвидации отделов ВЦИК и их слияния с одноимёнными народными комиссариатами. С конца апреля центр тяжести работы Комиссии был перенесён в подкомиссии. Большие задачи стояли перед подкомиссией по избирательному праву и местным органам власти и управления. Она обобщила и привела в стройную систему разнообразную практику и нормы, регулировавшие избирательное право, порядок образования и компетенцию всех звеньев системы местных органов власти и управления. Окончательная разработка проекта Конституции для представления его V Всероссийскому съезду Советов была поручена специальной комиссии ЦК РКП(б) во главе с В. И. Лениным. 3 июля 1918 г. эта комиссия под председательством В. И. Ленина рассмотрела два проекта: Комиссии ВЦИК, внеся в него некоторые положения из проекта Наркомюста. По предложению В. И. Ленина в текст Конституции (вводным разделом) была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а также добавлен ряд статей. Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов, который открылся 4 июля 1918 г. в Москве, в Большом театре. На съезд прибыло 1164 делегата с правом решающего голоса. В их числе было 773 коммуниста, 352 левых эсера, 32 делегата от других партий. На заключительном заседании съезд заслушал доклад о проекте Конституции и проект одобрил. В своём постановлении о принятии Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики съезд указал: «Утверждённая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Советской Федеративной Республики». Окончательную редакцию Конституции съезд поручил ВЦИК. Отредактированный текст Конституции был опубликован 19 июля 1918 г. С этого момента Основной Закон РСФСР вступил в действие. Итак, страна обрела свой первый Основной закон. Первая Конституция состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей. Таким образом, предпосылками для создания первой советской конституции стали свержение старого имперского строя государства, отсутствие конституции Российской империи, становление большевиков у власти, а также укрепление позиций коммунистов у власти для дальнейших реформ в новом государстве. ? §2: Содержание и значение конституции РСФСР 1918 года §2.1: Основные принципы конституции РСФСР 1918 года Конституция 1918 года окончательно закрепила политическую основу государства – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Было сказано, что в России осуществлена диктатура пролетариата в форме республики Советов. По сути, утверждение единой и неделимой власти означало неосознанное восстановление самодержавного государства в его соборном советском образе. Все развитие советской государственности направлялось на путь, отвергающий главный принцип либерального государства гражданского общества, принцип разделения властей. Данное решение не вызвало дискуссий и почти не привлекло внимания оппозиции, объясняется тем, что "диктатура пролетариата" было очень созвучно укорененным в культуре представлениям о власти и государстве. §2.1.1 Государственное устройство В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а, следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона. Статья 11 Конституции закрепила то важное положение, что "Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику". Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России - государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных статьей 11 Конституции 1918 года. В статье 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами. В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР "учреждается на основе свободного союза свободных наций". Статья 8 отмечает стремление создать "действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России". Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии - права наций на самоопределение вплоть до отделения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 41 страница
420 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 44 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg