Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Роль дидактической игры в развитии познавательных интересов на уроках технологии в начальной школе

kira_moreva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Проблема развития познавательного интереса обучающихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого- педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника и, одновременно, основным средством ее оптимизации.
Введение

Одной из наиболее трудных и важных задач педагогики по-прежнему остается проблема воспитания интереса к учению. Проблема развития познавательных интересов обучающихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого- педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Познавательный интерес позиционирует себя как «активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [18, с.13]. Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов, таких как Б.Г. Ананьев, И. И. Бецкой, Н. А., Макаренко, А. К. Маркова, Н. Г.Морозова, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, Г. И. Щукина и др. изучен достаточно тщательно. Тем не менее, до сих пор остается нерешенным вопрос - как вызвать у ребёнка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу. Одним из возможных средств развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста является дидактическая игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии. Игры активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс привлекательным, интересным. Дидактические игры оказывают большое влияние на развитие познавательной деятельности, так как усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности. Это обеспечивает систематическое усвоение знаний обучаемых и закрепление их. Уроки технологии уникальны и исключительно важны для общего развития детей, особенно в младшем школьном возрасте. Они раскрывают перед учениками на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов и др. На уроках технологии естественно - научные знания обретают смысл и практическое применение. В младшем школьном возрасте обучение на уроках технологии способствует формированию художественно-творческих способностей, развитию у детей не только навыков самообслуживания, но и учит их самостоятельности. Анализ зарубежного опыта показывает, что урокам труда в различных типах образовательных учреждений уделяется серьезное внимание. Это выражается как в количестве часов (Франция, Япония, США – 20% учебного времени, или по 5 часов в неделю на весь цикл технологических и художественных дисциплин), так и в определении цели трудового обучения. Труд, обладающий исключительными возможностями развивающего воздействия на интеллект и нравственную сферу личности, должен стать одним из основных средств развития и воспитания школьников. К сожалению, в нашем обществе и образовательной системе в целом есть недопонимание роли технологии. Каждый учитель и создатели учебников по образовательным дисциплинам четко представляют, что дети изучают основы соответствующих наук, их законы и закономерности. Если спросить учителей, что за наука лежит в основе предмета «трудовое обучение» или «технология», то большинство не сможет дать четкого ответа. Ведь на уроках, главным образом, изготавливаются изделия из доступных материалов, и большинство учителей считает своим долгом научить детей именно этому: изготовлению изделий, которые чем привлекательнее, тем лучше. Но какие знания при этом даются, какие практические умения при этом осваиваются, в каком направлении идет развитие ребенка, до конца не осознается, так как интеллектуальные и практические умения, которые формируются в процессе трудовой деятельности, не воспринимаются учителями начальных классов как важные компоненты учебной деятельности, которые подлежат целенаправленному усвоению. Современный урок технологии должен быть насыщен интеллектуальными компонентами, активизирующими мыслительную деятельность детей. Следует отказаться от подхода к нему как к уроку узко - практической направленности. Младшие школьники должны усвоить главный принцип любого труда – прежде чем что-либо сделать руками, нужно хорошо подумать, поработать головой. Таким образом, наблюдается противоречие: - потребностью общества - в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать - между потенциальными возможностями дидактических игр в развитии познавательного интереса обучающихся и бессистемно складывающейся практикой их применения, а также отсутствием научно-обоснованной методики их использования на различных ступенях обучения технологии в школе. Сформулированное противоречие определяет актуальность данного исследования. Объект исследования: учебная деятельность младших школьников на уроках технологии. Предмет исследования: применение дидактических игр на уроках технологии в начальной школе для развития познавательного интереса. Цель работы: теоретически обосновать и практически доказать влияние дидактических игр на развитие у младших школьников познавательного интереса к урокам технологии. Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие «познавательный интерес»; рассмотреть средства его формирования; 2. Раскрыть понятие «дидактическая игра», ее виды, суть, роль, функции и значение в процессе обучения младших школьников; 3. Рассмотреть особенности применения дидактических игр; 4. Выявить уровень сформированности познавательного интереса младших школьников на уроках технологии на констатирующем этапе. 5. Разработать комплекс дидактических игр для 1класса и провести экспериментальную работу по определению эффективности с использования дидактических игр в процессе обучения технологии; 6. Осуществить количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования с последующими выводами. Методы исследования: изучение научной и методической литературы по данной проблеме, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов диагностики. Практическое значение: разработанные дидактические игры для обучающихся 1 класса, способствующие развитию познавательного интереса, могут быть использованы в практике обучения и воспитания младших школьников учителями начальных классов и воспитателями ДОУ. База исследования: исследование проводилось в МБОУ СОШ№ 7 г. Мичуринска. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Содержание

Введение…………………………………………………………………… Глава 1. Теоретические основы развития у младших школьников познавательного интереса средствами дидактической игры………………….. 1.1. Развитие познавательного интереса у младших школьников как педагогическая проблема………………………………………………… 1.2. Исторический аспект проблемы развития познавательного интереса школьников в педагогической литературе…………………… 1.3 Дидактическая игра как категория педагогики Глава 2. Использование дидактических игр на уроках технологии в целях развития у младших школьников познавательного интереса 2.1. Особенности применения дидактических игр на уроках технологии 2.2. Описание опытно-экспериментальной работы, анализ результатов Заключение Список использованных источников Приложения
Список литературы

1. Амонашвили, Ш.А. В школу с шести лет. Педагогический поиск / Ш.А.Амонашвили, И.Б.Баженова. - М.: Педагогика, 2000. – 165 с. 2. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы./ Б.Г.Ананьев - СПб.: Питер,.– 2004. - 254 с. 3. Астафьева Л.В. П.Ф.Каптерев о сущности педагогического процесса. – 2012.[Электронный ресурс]. URL.http://studopedia.ru /1_28926_ pedagogicheskaya-teoriya-p-kaptereva.html. 4. Бабанский, Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю.К.Бабанский // РБК – 2008. - №.3 — С. 19-27,47. 5. Божович, Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребёнка / Л.И.Божович // АПН - 2006. - №5-С. 5-8 6. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с. 7. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б.Бондаревский - М.: Просвещение, 2005. - 145с. 8. Булатова О.В. Условия формирования познавательного интереса младших школьников. – 2012. [Электронный ресурс]. URL.http://www.eduneed.ru/ededs-441-1.html (Дата обращения:11.01.2016). 9. Вербицкий, A.A. Формирование познавательной и профессиональной мотивации / A.A.Вербицкий, Т.А.Платонова // Высш. шк., 2006. - №2 — С.14. 10. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. / И.П.Волков - М.: Просвещение, 2012. – 157с. 11. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – С. 316. 12. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. / JI.C.Выготский // Союз - №11 - 2007.-С. 67-69 13. Выготский, JI.C. Психология искусства / JI.C.Выготский. – М.: Современное слово, 2008.– 480 с. 14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / JI.C.Выготский. – М.: Педагогика, 2001. – 408 с. 15. Гербарт, И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения Гербарта в систематическом извлечении/ И.Ф. Гербарт. – М.: 1906. – С. 365. 16. Голомшток, А.Я. Анкета интересов / А.Я.Голомшток, О.Б.Мешковская //Воспитание школьников. 2007.-№1.-С. 57-60 17. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А.Гордон // Радяньска школа, 2000. - №11- С. 33. 18. Длугач Т.Б. Жан – Жак Руссо: философ и писатель. – 2012. [Электронный ресурс]. URL.http://pedagogic.ru/books/ item/f00/s00/z0000042/st002.shtml (Дата обращения: 12.12.2015). 19. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И.Додонов // Педагогика. 2001. - № 9. - С. 72 - 81 20. Душина И. В. Методика и технология обучения географии в школе: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов /И.В.Душина. – М.: Астрель, 2002. – С. 203 . 21. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н.Е.Елфимова - М.: Просвещение, 2001. – 58 с. 22. Закон федеральный от 29.12.2012 n 273-фз (ред. От 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации" 23. Занков, Л.В. Наглядность и активизация обучающихся в обучении / Л.В.Занков // Учпедгиз, 2000. - №7-С. 58 24. Константинов, Н.А. Педагогическая теория Н.К.Крупской, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева/Н.А.Константинов.– М.: Просвещение, 1982. – С.180. 25. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.М.Конышева – М.: Академия, 2000. – 192 с. 26. Королёва, К.П. Формирование познавательных интересов и творческого отношения к учению / К.П.Королёва – Свердловск: Свердл. ГПИ, 2008. - 59 с. 27. Кукушкина, Н.А. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте. –2009. [Электронный ресурс]. URL. https://www.kazedu.kz/108205 (Дата обращения:24.11.2015). 28. Леонтьев В.Г. Формирование учебной деятельности обучающихся: Межвуз. Сб. науч. тр. / В.Г.Леонтьев - Новосибирск: НГПИ, 2005. - 134с. 29. Луков, В.А.. Эпоха Возрождения. – 2011. [Электронный ресурс]. URL.http://multiurok.ru/konovalenko-1974/blog. (Дата обращения:14.03.2016 ) 30. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте 31. Маркова, А.К. Проблема формирования мотивации учебной деятельности / А.К.Маркова //Сов. педагогика. 2009. - №11.-С. 63-71 32. Маркова, А.К. Пути исследования мотивов учебной деятельности школьников / А.К. Маркова // Вопр. психологии. 2000. - №5. - С. 63-71 33. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе /, Н.Г.Морозова // Диагностика и психология, 2009.— №2. - С. 5 34. Мошарова, В.А. Познавательный интерес школьников. – 2012. [Электронный ресурс]. URL. http://www.studfiles.ru/preview/4540184/page:2 (Дата обращения: 21.11.2015). 35. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям / В.Н.Мясищев — М.: Просвещение, 2006. - 184 с. 36. Неменская, JI.A. Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. Учебник для 1 класса. / JI.A Неменская, Б.М. Неменский - М.: Просвещение , 2004. – 166 с. 37. Певцова, В.Г. Уроки технологии в начальной школе.– 2007.[Электронный ресурс]. URL.http://www.pkgn.ru/portfolio/4105-4- 1395299987406.docx (Дата обращения:23.12.2015). 38. Педагогика: Большая современная энциклопедия / подред. Е.С.Рапощевин - М.: «Современное слово», 2005. - 720 с. 39. Педагогический энциклопедический словарь / М.М.Безруких, В.А.Болотов, JI.C.Глебова; подред. Б.М.Бим-Бад - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 528 с. 40. Педагогическое наследие: Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.- Ж., Песталоцци И.Г. / сост. В.М. Кларин, А.И. Джуринский – М.: Педагогика, 1999. – С. 416 . 41. Петровский, A.B. Мотивация как проявление потребностей личности / A.B. Петровский. // Общая психология, 2010. - №7 - С. 101-117 42. Петрусинский, В.В. Игры для интенсивного обучения / В.В.Петрусинский - М.: Прометей, 2005. — 285 с. 43. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование» /И.П.Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 463 с.. 44. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 540. 45. Попова, Е.А. Особенности формирования национальной идеи средствами регионального наследия/ Попова Е.А., Баева И.С./ Наука и образование // Раздел: Научное событие.– Вып. 2 (2018). http://opus.mgau.ru/index.php/see/article/view/99. 46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: Серия «Мастера психологии» / С.Л.Рубинштейн - СПб.: Питер Ком, 2009. - 720 с. 47. Рыбалко, Е.Ф. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в школьном возрасте / Е.Ф.Рыбалко // Учёные записки ЛГУ. № 265.: Серия философских наук. 2009.- №16 - С. 61 - 70 48. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. М.: Просвещение 2006. – 133с. 49. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду/А.И.Сорокина. – М., 1982. – С. 95. 50. Столчнева, М.Д. Дидактические игры на уроках младшего школьного возраста.–2009.[Электронный ресурс]. 51. Удальцова Е. И. "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников"/Е.И.Удальцова, Минск, 1976. – С.126 . 52. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К.Д.Ушинский. – М.: Гранд - Фаир, 2004. – С. 381. 53. Федорова, Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем/Л.И.Федорова.– М.: Аст, 2005. – 34 - 72 с. 54. Федотова И. Б. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды К. В. Ельницкого/ И.Б.Федотов. – Пятигорск: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01, 2000. – С. 200. 55. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Шамова, Т.И. // Педагогика, 2002. - №8 - С. 74 56. Шорохов, Е.В. Психология / Е.В.Шорохов - М.: Просвещение, 2008.- 245 с. 57. Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя / А.И.Щербаков - СПб.: Просвещение, 2007. – 266с. 58. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М .: Просвещение, 2001. – С. 142 . 59. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов обучающихся/. М.: Педагогика, 1988. – С. 208. 60. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике/Г.И.Щукина. – М.: Педагогика, 1977. - С. 350. 61. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 1984. – С. 176 . 62. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе / Г.И.Щукина // Педагогика, 2009. - №7- С. 97 63. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И.Щукина, М.: Педагогика, 2001. - №5 - С. 31 64. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б.Эльконин - М.: Педагогика, 2009. - 554 с. 65. Якунин, В.А. Влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной активности студентов / В.А.Якунин // Вестник,2007. - №23. - С.14-23. 66. Global Agricultural Value Chains and Structural Transformation
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития у младших школьников познавательного интереса средствами дидактической игры 1.1. Развитие у младших школьников познавательного интереса как педагогическая проблема Одной из важнейших проблем современной школы является развитие познавательного интереса, активности школьников. Характерная черта сложившегося процесса обучения – без принуждения невозможно приобщить школьников к учению. Но это не так, вызвать интерес к учению можно в таком процессе обучения, который не прибегает к мерам давления на него, а находит стимулы в расположении к учению, в стремлении развивать познавательный интерес. Познавательные интересы появляются у детей довольно рано. Они удовлетворяются самыми различными способами, и ребёнок поступает в школу с достаточно широким кругом сведений. Все эти сведения приобретаются по мере встреч с теми или иными явлениями действительности. Но знания эти ещё отрывочны и не систематизированы. Поступление в школу не отменяет этого способа получения сведений, оно просто увеличивает круг источников получения знаний. Подходы к выделению уровней развития познавательного интереса практически едины. Условно рассматривают следующие стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес [17, с.54]. Г.И. Щукина определяет их как последовательные стадии развития, особенность которых заключается в том, что один уровень не сменяет другой последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной ступени характерно свое соотношение этих уровней.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg