Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Игра как средство развития нравственных чувств старших дошкольников.

irina_k20 1400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Объем работы: стр. 59 Количество приложений: 2 Количество иллюстраций: 1 Количество таблиц: 1 Количество использованных источников: 60 Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственность, чувство, нравственные чувства дошкольников, игра, развитие нравственных чувств у детей в игровой деятельности. Объект исследования: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Цель исследования: разработать программу игр-занятий для детей старшего дошкольного возраста с целью развития их нравственных чувств. Теоретическую основу исследования составили основные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), личностно-ориентированного подхода (В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.); теория нравственного воспитания детей дошкольного возраста (Н.В. Космачева, Е.А. Максимова, Е.В. Таранова, В.М. Хомякова, Л.В. Чепикова и др.); исследования влияния игр на формирование нравственных ценностей детей (А.П. Усова, Р.И. Жуковская, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Л.В. Артемова, Н.С. Карпинская, Л.П. Стрелкова, З. Колесникова, А.И. Матусик). Методами исследования выступили: анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных данных, обобщение. Теоретическая значимость работы: обобщены и систематизированы материалы по использованию игры как средства развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: разработаны программа игр-занятий для детей старшего дошкольного возраста с целью развития их нравственных чувств, а также методические рекомендации для педагогов по проблеме развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности. Область применения: дошкольные образовательные организации Прогнозные предложения о развитии предмета исследования: развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста выступает основой нравственного воспитания и регулятором нравственного поведения дошкольников. Ведущим средством развития нравственных чувств является игровая деятельность детей.
Введение

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами, правилами вежливости, этикета, а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм. Сегодня ценностный (аксиологический) подход становится ведущим в воспитании личности. Ценностный (аксиологический) подход актуализировал проблему духовно-нравственного воспитания. В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство, особенно, период между 5 и 7 годами жизни. Этот этап является наиболее сензитивным для формирования данной готовности, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. Игра для дошкольника – ведущий вид деятельности, вызывающий в его психике качественные изменения. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей, не только освоение норм поведения, но и активное развитие нравственных чувств. Проблема исследования заключается в необходимости поиска наиболее эффективных и рациональных игр для развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста. Все это стало определяющим в выборе темы нашего исследования «Игра как средство развития нравственных чувств старших дошкольников». Объект исследования: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Цель исследования: разработать программу игр-занятий для детей старшего дошкольного возраста с целью развития их нравственных чувств. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме. 2. Выявить уровень развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать методические рекомендации для родителей и педагогов ДОУ по развитию нравственных чувств дошкольников средствами игровой деятельности. Теоретическую основу исследования составили основные положения личностно-ориентированного подхода (В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.); теория нравственного воспитания детей дошкольного возраста (Н.В. Космачева, Е.А. Максимова, Е.В. Таранова, В.М. Хомякова, Л.В. Чепикова и др.); исследования влияния игр на формирование нравственных ценностей детей (А.П. Усова, Р.И. Жуковская, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Л.В. Артемова, Н.С. Карпинская, Л.П. Стрелкова, З. Колесникова, А.И. Матусик). Методами исследования выступили: анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных данных, обобщение. Теоретическая значимость: обобщены и систематизированы материалы по использованию игры как средства развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость: разработанная программа игр-занятий и методические рекомендации для педагогов по проблеме развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности могут быть использованы в практике работы ДОУ.
Содержание

Введение……………………………………………………………………...…….6 1 Теоретическое исследование проблемы развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности………………………9 1.1 Развитие нравственных чувств старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………9 1.2 Особенности развития нравственных чувств в дошкольном возрасте…….16 1.3 Использование игры как средства развития нравственных чувств старших дошкольников………………………………………………………………………22 2 Экспериментальное исследование проблемы развития нравственных чувств у старших дошкольников в игровой деятельности………………………………33 2.1 Диагностика уровня развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………33 2.2 Программа игр-занятий по развитию нравственных чувств у старших дошкольников…………………………………………………………………..…44 2.3 Методические рекомендации по развитию нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности………………………47 Заключение…………………………………………………………………………53 Список использованных источников……………………………………….……55 Приложения…………………………………………………………………….... 60
Список литературы

1. Аверченкова, С.К. Дошкольная педагогика / С.К. Аверченкова. - Волгоград: Перемена, 2012. - 280 с. 2. Алямовская, В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста / В.Г. Алямовская. - М.: Скрипторий, 2010. - 170с. 3. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2016. - № 3. - С. 78-86. 4. Афонькина, Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников / Ю.А. Афонькина //Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4.- С. 7-17. 5. Бабаева, Т.И. О социально-эмоциональном развитии дошкольников / Т.И. Бабаева // Дошкольное воспитание. - 2012. - №6. - С. 13-17. 6. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – 163 с. 7. Бархатова, Н.И. Воспитание культуры поведения / Н.И. Бархатова // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. 8. Безруких, М.М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех / М.М. Безруких. - М.: Академия, 2014. - 317с. 9. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. – С. 18-25. 10. Бусыгина, И.С. Теоретические основы эмоционального развития детей в дошкольном возрасте // Ребенок в современном мире (психолого-педагогические аспекты и технологии образования в период детства): межвузовый сборник научных студенческих работ; ред.-сост. В.Г. Барабаш, Н.А. Каратаева - Шадринск: ШГПИ, 2014. - С. 9-12. 11. Вартанян, Г. А. Эмоции и поведение / Г. А. Вартанян, Е. С. Петров. -Л., 2012.-197 с. 12. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 62-76. 13. Гаврилова, Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврилова. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с. 14. Гамова, С.Н. Изучение особенностей проявления эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста / С.Н. Гамова // Пути повышения качества дошкольного образования: сборник научных трудов. -Елец, 2015.-112 с. 15. Гончарова, Н.В. План-программа педагогического процесса в детском саду: // Под. ред. З.А. Михайловой. – СПб. : Детство-пресс, 2009. – 255 с. 16. Гордеева, О.В. Развитие языка эмоций у детей / О.В. Гордеева // Вопросы психологии. - 2011. - № 2. - С. 137-139. 17. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - М.: Айрис-ПРЕСС, 2014. - 152 с. 18. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Ребёнок в детском саду. - 2013. - №5. - С. 10-12. 19. Дорохов, А.С. Как себя вести: беседа о вежливости и правилах поведения / А.С. Дорохов. – М.: Просвещение, 2009. – 84 с. 20. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р. С. Буре [и др.]. - М., 2014. - 154 с. 21. Дуброва, В.П. Педагогическая практика в детском саду / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевих. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 147 с. 22. Ежкова, Н. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента / Н. Ежкова //Дошкольное воспитание. - 2012. -№8.-С. 65-69. 23. Забельская Т.В. Формирование нравственных чувств у детей старше- го дошкольного возраста средствами этнической культуры. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Москва, 2014. –29 с. 24. Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду / И.Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. 25. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров, О.С.Богданова. - М.: Просвещение, 2010. – 178 с. 26. Карпова, С.Н. Игра и её нравственное значение / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: Просвещение, 2009. – 179 с. 27. Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 120 с. 28. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2010. – 657 с. 29. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. -№ 5. - С. 10-23. 30. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Под ред. О.А. Шаграевой, СА. Козловой. - М.: Изд-й центр «Академия», 2013. - 120 с. 31. Краснощёкова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 251 с. 32. Крюкова, СВ. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / СВ. Крюкова, Н.П. Слободняк. - М.: Генезис, 2010. - 86 с. 33. Леви, В. Нестандартный ребёнок / В. Леви. – М.: Академия, 2009. – 145 с. 34. Методические рекомендации к программе «Детство» /Под ред. Т.И. Бабаевой. – СПб. - Детство -пресс, 2003. - 304 с. 35. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-синтез, 2005. - 344 с. 36. Михайленко, Н.Я. К портрету современного дошкольника / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова [и др.]. // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 1. - С. 27-37. 37. Моральные ценности и личность // Под ред. А.И. Титаренко, В.О. Николаичева. – М.: МГУ, 2012. – 176с. 38. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - М., Издательский центр «Академия», 2011. – 432с. 39. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 2008. – 154 с. 40. Нифонтова, О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций / О. В. Нифонтова. – Курск, 2009. - 16с. 41. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.-341 с. 42. Парамонова, Л.А. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А. Парамонова. -Сфера, 2014.-320 с. 43. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под общ. ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербова.- Изд. 2-е, испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2012.- 73с. 44. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 2011. - 144с. 45. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1996. – 96 с. 46. Семенака, С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольников / С.И. Семенака // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 86-95. 47. Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать : Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет / С.И. Семенака. - М.: АРКТИ, 2011.-157 с. 48. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. / Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 336 с. 49. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии. / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина [и др.]. - М.: Логос, 1995. - 315 с. 50. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2006. – 189 с. 51. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // // http://www.standart.edu.ru 52. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 [Электронный ресурс] // http://www.edu.ru 53. Формановская, Н.И. Речевой этикет и вежливость / Н.И. Формановская // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 4. 54. Фортунатов, Г.А. О чувствах и их развитии / Г.А. Фортунатов // Дошкольное воспитание. - 2010. - №11. - С. 20-25. 55. Худик, В.А. Роль эмоций в социализации личности старшего дошкольника / В.А. Худик, И.В. Тельнюк // Детский сад: теория и практика. -2014.-№4.-С. 96-103. 56. Широких, О. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций / О. Широких, Н. Космачева // Дошкольное воспитание, 2008. – №– С. 42 – 46. 57. Шмаков, С.А. Игры шутки – игры минутки / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2012. - 112 с. 58. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2008. – 314 с. 59. Якобсон, С.Г. Моральное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов / С.Г. Якобсон. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2013. — 112 с. 60. Яфальян, А.Ф. Влияние эстетических чувств на развитие у ребенка эмоционального интеллекта: теоретический аспект / А.Ф. Яфальян // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 18-29.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Развитие нравственных чувств старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [63] образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» призвана решать задачу развития нравственных чувств дошкольников. Нравственное воспитание представляет собой чрезвычайно сложное и многогранное воздействие на человека, в частности, на ребенка дошкольного возраста. Это и формирование основ моральных качеств растущего человека, и успешное представление педагогом понятий, на основе которых ребенок совершает поступки, соответствующие нормам и интересам общества, и зарождение глубоких нравственных чувств, и накопление ребенком положительного опыта в поведении с окружающими, и его личное отношение ко всем сферам общественной, духовной и практической жизни на земле [23]. В психологической литературе дается следующее определение нравственности. «Нравственность – один из основных способов регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Исследования психологов, педагогов и ученых показывают, что именно дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. В разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В обществе сверстников между дошкольниками впервые устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством педагога приобретают доброжелательный характер и у детей возникает, например, чувство товарищества и дружбы» [26]. Ежедневным, кропотливым трудом в детском учреждении педагог создает уникальную базу качеств, чувств, стремлений, отношений, инициатив и действий у каждого конкретного ребенка, причем в содружестве с родителями. Работая и изучая психолого-педагогическую литературу, постоянно вдумываясь в различные результаты исследований ученых, двигаясь, возможно, сквозь строй ошибок личным творческим путем, и согласуя свой опыт с классическим педагогическим опытом, современный педагог находит множество необходимых средств для формирования нравственных чувств у детей [18]. Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, в обществе она основывается на личностной автономии; нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определенный отрезок времени и с помощью определенной совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью. И точнее, нравственность это не цель, а идеал – регулятивный принцип и масштаб оценки человеческого поведения. Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений и школы. В психолого-педагогическом словаре Е.С. Рапоцевича нравственность (мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность [50, с. 147]. Там же в словаре нравственное воспитание рассматривается как составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: - выработка нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п. - внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознании каждого человека с тем, чтобы он смог сам направлять свои действия, а также участвовать в проведении регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки [50, с. 148]. Вторая задача решается путём воспитания нравственности, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, устойчивых моральных качеств личности. Содержание процесса воспитания нравственности в том или ином обществе определяется его целями. Определение нравственности даётся и в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Каджаспирова: - нравственность – это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. - нравственность – это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь [35]. Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет И.Ф. Харламов [56]. Понятие «нравственность» образовано от слова «нравы». По латыни нравы звучат как «морас» - мораль. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова рассматривают понятие «мораль» в прямом значении этого слова как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении - как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, трудолюбие, регулирующие индивидуальное поведение человека [41]. В.С. Мухина отмечает, что важнейшую роль в становлении нравственности у старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6-7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателя [43]. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров дают следующее определение «норме», норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них [35]. Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Из этого определения следует, что полноценным компонентом нравственной воспитанности (нравственности) выступают нравственные чувства. Следовательно, формированию и развитию нравственных чувств следует уделять должное внимание в процессе воспитания. По мнению Г.Н. Эйсмонт-Швыдкой, отечественная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка [8]. Нравственное воспитание осуществляется в детском саду при создании всех условий для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Только при этом у детей может быть создано ощущение эмоционального благополучия, и они охотно и непринужденно смогут общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними, дружно играть, делиться с друзьями и взрослыми своими радостями и огорчениями. В нравственном формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие его к определенному поведению и деятельности. Мотивы могут быть нравственные (желание помочь старшему, заступиться за младшего, навести порядок в групповой библиотечке) или эгоистические (захватить лучшую игрушку (для себя), оказать помощь в ожидании награды, стать на сторону неправого, но более сильного сверстника). Если в младшем дошкольном возрасте первая и вторая линии мотивации выступают не всегда заметно (и еще нельзя сказать о нравственной воспитанности ребенка), то у детей шести-семи лет мотивы поступков с достаточной определенностью характеризуют уровень воспитанности, нравственную направленность личности [3]. Для нравственного воспитания используются и определенные методы - способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и нормами общества. Если воспитатель формирует начала гуманизма, значит, методы должны быть гуманными; воспитатель воспитывает коллективизм - значит, организуя детскую жизнь и деятельность, развивает желание и умение сообща выполнять работу, вместе дружно играть, заботиться о каждом и каждому о всех; прививает любовь к своему городу, стране. Воспитание детей, тем более нравственное, не может осуществляться, как подчеркивал А.С. Макаренко, каким-либо «уединенным» методом или средством. В педагогическом процессе для нравственного воспитания используется целый комплекс различных методов. Вот, что писал (о воспитании нравственности) великий педагог Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов». Автор приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал он и народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил и выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, именно оно формирует в детях добродетельный характер и сочувственное отношение к людям [21]. И практически во всей педагогической литературе указывается, что важным звеном в нравственном воспитании детей-дошкольников являются определенные принципы: принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение ребенка, принцип систематичности и последовательности, которые вытекают из понятия целостности процесса развития личности. Такое единство требований в детском саду, в семье обеспечивает прочное усвоение нравственных навыков поведения и достаточную сформированность нравственных чувств, как основ личности ребенка. Эти принципы требуют от педагога осуществлять всю образовательно-воспитательную работу в детском дошкольном учреждении систематически, последовательно усложняя задачи нравственного воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей, уровня усвоения вводимых нравственных норм и опыта поведения). Необходимо также и создание условий, обеспечивающих наиболее полное решение воспитательных задач: для того чтобы сформировать любое нравственное чувство, требуется обеспечить систематичность упражнений ребенка в этом, а также обеспечить полное единство требований к нему со стороны всех воспитывающих лиц. В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением. Здесь как раз и возникает опасность формирования приспособленчества. Учет этих научно обоснованных принципов, в педагогической работе по нравственному воспитанию, требует от педагога ещё и установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы по нравственному воспитанию среди родителей [15]. Таким образом, нравственность – основополагающее понятие в воспитании, это форма сознания и поведения, и одновременно вид отношений. Нравственное воспитание в детском учреждении направлено на формирование прочных нравственных чувств, навыков поведения и отношений в коллективе, основанных на гуманизме и закрепленных в различных видах деятельности. Формирование этих чувств неизменно должно базироваться на педагогических принципах (принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение ребенка, систематичности и последовательности, принципе индивидуального подхода, требовательности и разумности). ? 1.2 Особенности развития нравственных чувств в дошкольном возрасте Чувства у детей возникают как результат определенных переживаний. Под влиянием новых переживаний чувства могут изменяться и совершенствоваться. Переживания чаще всего возникают в процессе восприятия, осознания или волнения. Например, осознание ребенком недостойного поведения сверстника; волнение, связанное с прослушанным накануне ярким, динамичным рассказом о герое труда или подвиге прадеда во время войны, который вызывает в ребенке не только переживание жизни другого человека, а и прилив благородных чувств (благодарности, гордости за дела и подвиги людей, живущих на его родной земле); восприятие прочитанной воспитателем интересной сказки с красочными иллюстрациями, когда дети не хотят расставаться с героями, продолжают обсуждать их жизнь с воспитателем или создают рисунки к этой сказке (чувство сопереживания с героями событий, происходящих сказочном произведении) [30]. Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир [8]. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. «Те высокие нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» [14, с.29]. Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано c развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, по собственному желанию поступал нравственно [33]. Таким образом, особенность нравственной регуляции поведения включает требования к человеку самому оценить свои действия и соответствующим образом направлять свое поведение. Оценка нравственности поступка становится внутренним регулятором личности. Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви). Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему [10]. Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких. В три-четыре года ребенку доступны несложные формы организации поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Пятилетние дети учатся оценивать свои и чужие поступки, поэтому важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении «я вел себя хорошо», «своим поступком я огорчил маму». Движущей силой в преодолении поведения, не соответствующего нравственной норме, является противоречие между представлением ребенка о себе как хорошем и квалификации своего поступка как плохого. К концу дошкольного возраста появляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено. Родители и педагоги используют ситуации, в которых ребенок может дать оценку собственным действиям. Взрослые побуждают оценивать поступок: «Кому ты помогал сегодня?», «Что ты делаешь для того, чтобы поднять маме настроение?» [16]. Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Но чувства детей надо воспитывать, иначе из ребенка вырастет убогая личность. Генетически исходной формой человеческой деятельности является внешняя, чувственно практическая. Поскольку нравственное развитие предполагает усвоение нравственных отношений (т.е. усвоение мотивов и способов нравственного поведения), то практическое выполнение той или иной нормы становится необходимым. Усвоенные внешние формы поведения, хотя еще и не осмысленны дошкольником глубоко, дисциплинируют его. Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребенка в моральных поступках. Тогда нравственные действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, превратятся постепенно в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. Следовательно, полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях (например, игре) [43]. Моделируя человеческие взаимоотношения в игровой форме, создается необходимость вступления в контакт со сверстниками, в результате чего возникает «детское общество». Оно является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм. Чтобы подвести итог всему сказанному выше, отметим, что специфика нравственной регуляции выражается в том, что один человек является и объектом, и субъектом нравственных требований: нормы, которые он выполняет должны быть им приняты, осознаны и должны стать мотивами его поступков. Ребенок должен усвоить не только форму (знания в области нравственности, внешнее соблюдение нравственных требований), но и сами отношения, возникающие между людьми (их внутренний смысл, мотивы). Вероятнее всего, ребенок сначала приобретает знания о нравственных нормах, которые при условии его воспитания, становятся мотивами его поведения [8]. Знания о нравственных отношениях включают два аспекта: 1) умение выделить соответствующие поступки и оценить как хорошие или плохие; 2) представление о том, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе. Переход внешних этических представлений ребенка во внутренние этические инстанции обусловлен следующими факторами: 1) представленностью определенного нравственного содержания ребенку, знакомство с ним ребенка; 2) раскрытие нравственного смысла подразумевает умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении. Переход этических представлений ребенка во внутренние мотивы поведения путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации, а для ребенка-дошкольника наиболее значимой является именно игровая ситуация [19]. В своем воздействии на ребенка педагоги, да и родители, всегда стараются опираться на только образовавшиеся или имеющиеся у ребенка хорошие чувства: доброту, сострадание, сопереживание, соучастие. Так как именно эти чувства, присущие только человеку, возникают как отражение сотрудничества и солидарности людей. Эти чувства и делают человека по-настоящему человечным. Если горе другого - твое горе, страдание другого - твое страдание, только тогда ты поймешь, как больно другому, только тогда придешь на помощь человеку и защитишь, оградишь. Даже простое соболезнование, сочувствие порой облегчают другому страдание, будто уменьшают горе. По сути, настоящая доброта реальна только тогда, когда она сращена, сплавлена с жалостью и состраданием. Причем искреннее, истинное сострадание, истинная доброта – всегда активны. И потому пустыми кажутся споры о пассивной доброте, об унижающей жалости. Помочь человеку в его горе; или сказать ему прямо и открыто о его вине; мягко, но и не преуменьшая ошибки, объяснить ему, в чем он заблуждается, и помочь исправить эту ошибку; просто побыть с человеком, когда ему тяжело, - это все сострадание, доброта, жалость - нежные, чистые, благородные чувства, которые как раз закладываются на уровне дошкольного возраста. Воспитание таких достаточно высоких нравственных чувств, влияющих на формирование в дальнейшем сложных черт личности растущего человека, на формирование его истинных представлений о явлениях жизни, о событиях общественной значимости, о судьбах страны и людей, начинается с воспитания в раннем или младшем дошкольном возрасте простых нравственных привычек. Например, отрабатывая навык культурного поведения, педагог добивается, чтобы ребенок сделал все охотно и осознанно, т.е. чтобы внешние положительные проявления выражали внутреннюю сущность, его отношение к правилу. Так закладываются начала доброжелательности, предотвращается возможность возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам, окружающим взрослым [28]. У старших дошкольников сфера нравственных чувств должна постоянно расширяться. Воспитывая начала настоящего гуманизма и формируя нравственность, педагоги и родители должны обращать особое внимание на постоянное развитие у детей этого возраста самых главных чувств: доброты, отзывчивости, чуткости, любви к родине, дружбы, любви к близким, развитие трудолюбия [31]. Не менее важным является воспитание в этом возрасте и таких чувств, как соучастие, сопереживание, сострадание, которые приведут к формированию остальных чувств: уважения к старшим, желания слушаться и выполнять их поручения, заботливого отношения к младшим детям, сверстникам и взрослым, справедливости, честности по отношению к окружающим. Следует также учить детей помнить о своих обязанностях, старательно их выполнять, охотно делиться знаниями, замыслами, игрушками, пособиями; правильно оценивать поведение литературных героев, свое поведение и поведение сверстников. А, вовлекая детей в различные виды деятельности, надо учить их ставить цель и достигать определенных результатов, выполнять положенные требования, доводить начатое до конца и с готовностью преодолевать препятствия, если они возникают, проявляя при этом активность, инициативу.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg