Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Подвижные игры как средство развития общей выносливости у детей 9 – 10лет на уроках физической культуры

irina_k20 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Целью дипломной работы является – выбор подвижных игр, способствующих развитию общей выносливости на уроках физической культуры у детей 9 – 10 лет. Объект исследования - процесс развития выносливости у детей 9 – 10 лет на уроках физической культуры. Предмет исследования – подвижная игра, как средство развития выносливости у детей 9 – 10 лет. Гипотеза: предполагаем, что использование подвижных игр средней подвижности, проводимых во второй половине основной части урока физической культуры позволит повысить уровень развития общей выносливости детей 9 – 10 лет. Научная новизна: были подобраны подвижные игры и экспериментально апробированы, направленные на развитие выносливости у детей 9 – 10 лет на уроках физической культуры. Практическая значимость работы: на основании полученных результатов исследования, подобранные подвижные игры можно рекомендовать для использования в учебном процессе для детей 9 – 10 лет. Задачи работы: 1. Изучить теоретические и методические основы развития выносливости у детей 9 – 10 лет. 2. Подобрать подвижные игры для развития выносливости на уроках физической культуры для детей 9 – 10 лет. 3. Определить эффективность подобранных подвижных игр для развития общей выносливости. База исследования: МБОУ «СОШ № 1 города Пикалёво». Этапы работы: 1) Информационно-поисковый этап (сентябрь – октябрь 2017). Анализ литературы по проблеме исследования. Определение цели, задач, основных понятий, выдвижение гипотезы исследования. 2) Этап формирующего эксперимента (декабрь 2017 - март 2018). Проведение педагогического эксперимента. 3) Контрольный этап (апрель 2018). Статистическая обработка полученных данных, анализ и обобщение результатов исследования, написание и оформление дипломной работы. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций и списка литературы Во введении отражена актуальность, сформулирована цель и поставлены задачи, намечены основные пути их реализации. В первой главе нами обобщены теоретические положения о развитии выносливости посредством подвижных игр у детей 9 – 10 лет на уроках физической культуры. Вторая глава посвящена организации и методике исследования. В третьей главе показали обоснование эффективности применения подобранных подвижных игр на уроках физической культуры, направленных на развитие выносливости детей 9 – 10 лет. В заключении представлены выводы. Список литературы представлен перечнем литературных источников, используемых в дипломной работе. Приложения содержат практический материал для проведения уроков физической культуры с детьми 9 – 10 лет.
Введение

Резко возросшие требования к подготовке детей 9 – 10 лет на уроках физической культуры, вызванные их физиологическими особенностями, потребовали значительного повышения объема заданий, её интенсивности и специфичности. Поэтому применение подвижных игр в учебном процессе в данной ситуации как нельзя более актуально, чем когда-либо ранее. В настоящее время педагог не может рассчитывать на серьезный успех, если в своей работе не использует научный подход при решении вопросов подготовки младших школьников с применением подвижных игр, способствующих развитию их физических качеств. Исследования, рассматривающие эффективность применения подвижных игр в учебном процессе, остаются актуальными и сегодня. Это разработка таких вопросов, как выбор видов игры на различных этапах учебного занятия по физической культуре, способствующих, не уставая выполнять двигательные действия, тем самым закреплять двигательные действия и повышать работоспособность детского организма. При этом у детей 9 – 10 лет происходит развитие физического качества выносливости, способности ребёнка выполнять физические упражнения допустимой интенсивности более длительное время при одновременно меньших затратах учебного времени. Практика показывает, что применение подвижных игр - это эффективное развитие двигательных качеств и совершенствование учебного процесса. Такое практическое значение предполагает комплексное развитие таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость при строгой регламентации выполняемых упражнений. Актуальность исследования обусловлена: - недостаточностью изучения направленности педагогических воздействий при развитии выносливости на учебных занятиях; - необходимостью подбора эффективных средств и методов для развития выносливости у школьников 9 – 10 лет; - отсутствием научного и методического обеспечения педагогов по проведению подвижных игр, способствующих развитию выносливости у детей 9 – 10 лет на уроках физической культуры.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты развития общей выносливости посредством подвижных игр у детей 9-10 лет на уроках физической культуры 6 1.1 . Возрастные особенности физического развития детей 9-10 лет 6 1.2 . Средства и методы развития выносливости у детей 9 - 10 лет 10 1.3 . Подвижная игра как средство физического воспитания и её виды 15 Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития выносливости посредством подвижных игр у детей 9-10 лет на уроках физической культуры 23 2.1. Анализ раздела «Подвижные игры» в программе по физической культуре для детей 9 – 10 лет 23 2.2.Задачи и методы исследования 25 2.3. Организация и проведение работы по развитию выносливости средствами подвижных игр у детей 9-10 лет на уроках физической культуры 26 2.4. Обоснование эффективности применения подвижных игр для развития выносливости у детей 9-10 лет 33 Заключение 36 Список используемой литературы 38 Приложения
Список литературы

1. Адрова Е.В., Фомина Н.А. Интегрированное решение общеразвивающих, оздоровительных и учебно-тренировочных задач в процессе музыкально-двигательной подготовки девочек 7 - 8 лет на начальном этапе занятий художественной гимнастикой // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 7- 11. 2. Антонов Ю.Е. Здоровый школьник [Текст]: Социально-оздоровительная технология XXI века / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. изд. 2-е испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2013. - 80 с. 3. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть [Текст]: физкультура для здоровья / И.А. Аршавский; - М.: Советский спорт, 2012. - 30 с. 4. Васильева М.А. Общеобразовательная программа начального школьного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой- 3-е изд., испр. и доп.- М: Мозайка – синтез, 2014.- 368 с. 5. Виленский, М.Я. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский. - 2 – е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 216 с. 6. Воронова Е.К. Игры - эстафеты для детей 7 - 8 лет [Текст]: практическое пособие / Е.К. Воронова. - М.: Аркти, 2014. - 88 с. 7. Геллер, Е.М. Игры на переменах для школьников 1-3-х классов /Е.М. Геллер.- М.: Физкультура и спорт, 2005. — 48 с. 8. Евстафьев, Б.В.Физические способности, как вид способностей человека: учебное пособие / Б.В. Евстафьев. - М.: Издательство «Спорт», 2008.- 405с. 9. Елина, Н.В. Методика уроков физической культуры в начальных классах на основе упорядоченного использования подвижных игр: диссертация кандидата технических наук/Н.В. Елина. - Тула, 2009. - 227 с. 10. Ефремова, Е.В. Выносливость и её совершенствование на уроках физической культуры / Е.В. Ефремова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 1. - С. 17 - 19. 11. Караулова, Л.К. Физиология физического воспитания и спорта /Л.К. Караулова, Н.А. Краснопёрова, М.М. Расулов.- М.: «Издательский центр Академия», 2012. – 290 с. 12. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания / В. М. Качашкин. - М., Просвещение, 2012. - 320 с. 13. Клиницк, Л.Г. Одно из эффективных средств физического воспитания / Л.Г.Клиницк // Физическая культура в школе. - 2012. - № 7. - С. 27 - 29. 14. Ковалько, В.И. Поурочные разработки по физической культуре.1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы, поурочные планирование /В.И.Ковалько.– М.: ВАКО,2009. - 272 с. 15. Корнеева, Л.Ф. Укрепляя здоровье с помощью подвижных игр/ Л.Ф.Корнева // Физическая культура в школе. - 2012. - № 2. - С. 20 - 24. 16. Кудрявцев, М.Д. Игровая форма урока физической культуры в начальной школе / М.Д.Кудрявцев // Физическая культура в школе. - 2010. - № 4. - С. 39 - 41. 17. Кузьмин, Е.А. «Баскетбольная собачка», Колюцкий В.Н. / Е.А.Кузьмин // Физическая культура в школе. - 2010. N 6. - С. 43- 45. 18. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей школьных образовательных учреждений [Текст]: пособие для медработников и учителей / М.Н. Кузнецова; - М.: АРКТИ, 2013. - 64 с. 19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /И.Ю. Кулагина, Колюцкий В.Н. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 102 с. 20. Лазарев М.Л. Здравствуй! [Текст]: учеб.метод. пос. для педагогов дошк. образов. учрежд. / М.Л. Лазарев; - М.: Мнемозина, 2014. - 248 с. 21. Луткова, Н.В. Подвижные игры в различных звеньях физического воспитания: учебн. – метод.пособие / Н.В. Луткова, Л.Н. Минина. – СПб., 2010. – 234 с. 22. Лях, В. И. Физическая культура. 1 - 4 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2012. – 190 с. 23. Лях, В.И. Программа общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 1 – 11 классов / В.И.Лях, А.А. Зданевич – М.: Просвещение, 2010. – 130 с. 24. Макаров, Ю.М. Развитие творческих способностей у юных спортсменов в игровых видах спорта / Ю.М. Макаров. – СПб, 2010 – 187 с. 25. Макаров. Ю.М. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования/ Ю.М. Макаров. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с. 26. Максимова С.Ю., Прописнова Е.П., Иванась Н.И. Методика коррекции и развития двигательных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 113-118. 27. Мащенко, М.В. Физическая культура школьника: пособие для педагогов учреждений, методистов по физ. воспитанию / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. - Минск: Ураджай, 2010. - 156 с. 28. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учебн. пособие для студ. высш.учебн. заведений / Д.И. Нестеровский. – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 336 с. 29. Осокина, Т.И. Физические упражнения и подвижные игры для младших школьников: книга для учителей физической культуры / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с. 30. Пралеска: программа школьного образования «Подвижные игры» / Под.ред. проф. Е.А. Панько. - Минск: НИО, 2007. - 320 с. 31. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в начальной школе [Текст]: пособие для педагогов школьных учреждений, препод. и студ / М.А. Рунова; - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 256 с. 32. Рунова, М.А. Движение день за днем; Двигательная Активность - источник здоровья детей: пособие для педагогов школьных учреждений, препод. и студ / М.А. Рунова; - М.: Линка - Пресс, 2013. - 96 с. 33. Рунова, М.А. Школьные учреждения: оптимизация режима двигательной активности / М.А. Рунова// Физическое воспитание. - 2013. - №6. - С. 81-86. 34. Силкин Ю.Р., Большев А.С. Подвижные игры для младших школьников - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 336 с. 35. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. - М.: Спорт, 2015. - 620 с. 36. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учебное пособие для студентов / Э.Я. Степаненкова; - М.: Академия, 2008. - 368 с. 37. Степанов, П.В. Программа внеурочной деятельности / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н.Сафронов.- М.: Просвещение, 2011. - 349 с. 38. Федюкович, Н. И. Анатомия и физиология человека: учебник /Н.И. Федюкович. - издание 17-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 510 с. 39. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми школьного возраста [Текст]: пособие для учителей / В.Г. Фролов В, Г.П. Юрко. - М.: Просвещение, 2013. - 191 с. 40. Хайрутдинов, Р.Р. Физическая культура. Рабочая программа по учебнику В.И. Ляха 1 – 4 классов /Р.Р. Хайрутдинов.– Волгоград, 2013. – 162 с. 41. Холодов, Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.Холодов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 480 с. 42. Шарманова С.Б. Оздоровительная направленность художественной гимнастики в физическом воспитании детей младшего школьного возраста [Текст] / М.: Просвещение, 2013. - 173 с. 43. Шарманова С.Б., Г.К. Калугина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - №2. - С. 9-12. 44. Шилкова И.К Здоровье сберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 7-8 лет [Текст]: пособие для педагогов школьных учреждений / Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Шилкова И.К., М.: Просвещение, 2014. - 218 с. 45. Шишкина, В.А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития школьников [Текст] / В.А. Шишкина // Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2015. - 34 с. 46. Шишкина, В.А. Здоровый ребенок: Физическое воспитание - основа здоровьесберегающего образовательного процесса в школьном учреждении [Текст] / В.А. Шишкина // Пралеска. - 2011. - №9. - С. 25-28.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙВЫНОСЛИВОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 1.1.Возрастные особенности физического развития детей 9-10 лет Преподавателю физической культуры, работающему с детьми 9 - 10 лет, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью. Возраст 9 – 10 лет принято считать младшим школьным возрастом, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития [22, с.175]. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система детей этого возраста ещё находится в стадии формирования, так как происходит окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения скелета происходит неравномерно, а именно к 9 – 10 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, кости таза интенсивнее развиваются у девочек, что очень важно учитывать при занятиях физической культурой, так как чрезмерные нагрузки на нижние конечности могут привести к появлению плоскостопия. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны [25, с.175]. В возрасте 9 – 10 лет отмечается значительное ускорение темпов структурных преобразований во всех звеньях сердечно - сосудистой системы. Увеличивается масса сердца, наблюдается утолщение стенок миокарда; широкий просвет сосудов и относительно больший, чем у взрослых, минутный объем крови (в расчете на килограмм массы тела) обеспечивают достаточное кровоснабжение органов. Высокая частота сердечных сокращений на фоне пониженного артериального давления вызывает дополнительное напряжение в деятельности сердечно - сосудистой системы. С возрастом величина ударного объема увеличивается, а частота сердечных сокращений снижается, что говорит о росте резервных возможностей сердца [11, с. 57]. В период от 9 до 10 лет значительно увеличивается масса легких. Структурные изменения в легких обусловливают повышение их жизненной емкости (максимальный объем воздуха за один дыхательный цикл). Так, жизненная емкость легких увеличивается с 1,40 - 1,60 до 2,20 - 2,50 л. Одновременно с увеличением возможностей внешнего дыхания и сердечно - сосудистой системы отмечается рост показателей потребления кислорода, как в условиях покоя, так и при напряженной физической работе. Данные изменения отражают повышение возможностей обеспечения мышц кислородом, совершенствование энергообменных процессов. Положительные изменения в системе дыхания характеризуют расширение ее функциональных границ, однако она еще далека от своего совершенства. Это, прежде всего, сказывается на времени выполнения физических нагрузок, когда у младших школьников отмечаются высокая частота дыхания и относительно небольшие дыхательные объемы, малоэффективная утилизация кислорода из вентилируемого воздуха, высокая энергетическая стоимость механической работы [12, с.71]. В возрасте 9 – 10 лет развиваются мышечные группы плечевого пояса, плеча, предплечья, несколько позже – мышцы таза и ног. У 9 летнего ребенка мышцы составляют 27,2% всей массы тела. Если раньше мышца росла в основном в длину, то теперь она начинает расти и в толщину. У детей этого возраста характерна слабость костно-мышечного аппарата и быстрая утомляемость, дети еще не способны к длительному мышечному напряжению. Этот возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно – двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 9 лет. В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения [19, с.67]. Мускулатура детей в возрасте 9 - 10 лет ещё плохо развита, они быстро утомляются, поэтому физические упражнения должны быть строго ограничены и по возможности иметь игровую форму. В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчиваются рост и структурная дифференциация нервных клеток. Мышление у детей 9 – 10 лет отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Вот почему в этом возрасте малоэффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова [41, с.207]. Дети этого возраста отзывчивы к формированию способности к длительной целенаправленной деятельности – физической и умственной, они в состоянии устойчиво удерживать функциональную активность довольно продолжительное время (при условии рационального чередования разных видов деятельности и отдыха). Возможности организма детей в обучении движениям во многом определяются возрастными особенностями формирования и развития систем организма и, прежде всего, сердечно-сосудистой, дыхательной системы и нервно – мышечного аппарата. Неравномерность формирования различных систем организма будет непосредственно отражаться на физическом развитии и развитии физических качеств. Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от детей 9 – 10 лет значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими детьми и взрослыми. При организации занятий с младшими детьми этого возраста необходимо учитывать большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу. Возраст 9 - 10 лет — наиболее активный период в формировании двигательной координации. Он чрезвычайно благоприятен для закладки всего спектра физических качеств. В этот период у детей создаётся основа культуры движений, успешно осваиваются разнообразные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Учитывая вышесказанное, при построении занятий педагогу нужно учитывать то, что заметно увеличивается развитие физических способностей незначительно происходит развитие общей выносливости, о чём свидетельствуют приведённые темпы прироста различных физических способностей у детей 9 – 10 лет (см. приложение 1). 1.2. Средства и методы развития выносливости у детей 9 – 10 лет Выносливость является важнейшим физическим качеством, необходимым для выполнения любого упражнения детей 9 – 10 лет, так как это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [8, с.104]. Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Измерением выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (лыжная подготовка, плавание, бег) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции [41,с.103]. Понятие «выносливость» употребляется в обыденной речи в очень широком смысле для того, чтобы охарактеризовать способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической (мышечной) деятельности. Характеристика выносливости как двигательного физического качества (способности) человека относительна: она относится только к определенному виду деятельности. Иначе говоря, выносливость специфична - она проявляется у каждого человека при выполнении определенного, специфического вида деятельности [13, с.27]. В зависимости от типа и характера выполняемой физической (мышечной) работы различают: 1. статическую и динамическую выносливость, которая проявляется в способности длительно выполнять соответственно статическую или динамическую работу; 2. локальную и глобальную выносливость, выраженную в способности длительно осуществлять соответственно локальную работу (с участием небольшого числа мышц) или глобальную работу (при участии больших мышечных групп - более половины мышечной массы); 3. силовую выносливость, способность многократно повторять упражнения, требующие проявления большой мышечной силы; 4. анаэробную и аэробную выносливость, способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения. В спортивной физиологии выносливость обычно связывают с выполнением таких спортивных упражнений, которые требуют участия большой мышечной массы (около половины и более всей мышечной массы тела) и продолжаются непрерывно в течение 2-3 мин и более благодаря постоянному потреблению организмом кислорода, обеспечивающего энергопродукцию в работающих мышцах преимущественно или полностью аэробным путем. Иначе говоря, в спортивной физиологии выносливость определяют как способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно или исключительно аэробного характера. У детей 9 - 10 лет развивается общая выносливость (аэробная) - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы [36, с.103]. Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья. Показатели выносливости у детей 9 - 10 лет незначительны. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 9 минут, у детей 9 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени [14, с.117]. Однако уже к 10-летнему возрасту, дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия. Например, ускоренный бег 30 метров с короткими промежутками для отдыха или мало интенсивную работу. Развитие общей выносливости происходит неравномерно. Изучая литературу В.И.Ляха, можем сделать вывод, что уже в 10 лет следует, направлено воздействовать на развитие общей выносливости. Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем [38, с.107]. При выполнении упражнений преимущественно аэробного характера скорость потребления кислорода тем выше, чем больше мощность выполняемой нагрузки (скорость перемещения). Поэтому в видах спорта, требующих проявления большой выносливости, школьники должны обладать большими аэробными возможностями: 1) высокой максимальной скоростью потребления кислорода, большой аэробной «мощностью»; 2) способностью длительно поддерживать высокую скорость потребления кислорода (большой аэробной «емкостью»). В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера. Например, продолжительный бег на дистанциях от 1000 м, бег по пересеченной местности (кросс)от 1500 м, передвижения на лыжах от 1000 м, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание на дистанциях от 400 м, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7 - 8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе). Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60 - 90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц. Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения: 1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению анаэробных способностей. Продолжительность работы 10-15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями. 2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать анаэробные способности. Продолжительность работы 15-30 с, интенсивность 90-100% от максимально доступной. 3. Упражнения, способствующие повышению анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, интенсивность 85-90% от максимально доступной. 4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90% от максимально доступной. Ж.К. Холодов утверждает, что при выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами: 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха. Интенсивность упражнения характеризуется в циклических упражнениях скоростью движения, а в ациклических - количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают необходимое для организма количество кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической [5, с.79]. При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической. Интенсивность упражнения выше критической получила название надкритической. Для развития общей выносливости применяются разнообразные методы проведения занятий по физической культуре, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интервальные, а также соревновательный методы [27, с.114]. Каждый из методов имеет свои особенности и используется для совершенствования тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых упражнений. Применяем упражнения разных видов упражнений (ходьба, бег, лыжи, плавание, упражнения с отягощением), с их продолжительностью и интенсивностью (скоростью движений, мощностью работы, величиной отягощений), количеством повторений упражнения, а также продолжительностью и характером отдыха (или восстановительных интервалов), можно менять физиологическую направленность выполняемой работы. Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод. Развитию выносливости необходимо уделять достаточное внимание во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми – в общей физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях. 1.3. Подвижная игра как средство физического воспитания и её виды Широкое распространение подвижных игр в качестве средства физического воспитания привело к формированию системы их целесообразного применения, которая получила наименование «игровой метод». Одним из первых, кто пришел к убеждению, что с помощью движений и эмоций, связанных с игрой, можно осуществлять позитивное формирование личности, был известный английский педагог Томас Арнольд. С именем Т. Арнольд связано создание игрового метода физического воспитания. Отличительной особенностью данного метода является его разнообразие. Помимо бесчисленного количества подвижных игр в его распоряжении находится еще большее количество игровых упражнений. Это значит, что практически любое физическое упражнение может быть превращено в игру. Подвижные игры - это самостоятельная разновидность игр, представляющая собой совокупность многообразных двигательных действий. [25, с.94]. Подвижные игры как вид двигательной деятельности представляют собой исключительный педагогический феномен, содержащий огромный воспитательно-образовательный и оздоровительный потенциал. В использовании подвижных игр в качестве средства физического воспитания подразумевается важнейшая задача спортивной педагогики. Занятия подвижными играми обеспечивают формирование двигательных навыков, способствуют воспитанию жизненно важных умственных, морально-волевых и физических качеств. Игра может быть средством как развлечения и отдыха, так и физического воспитания. Анализ научно-методической литературы целого ряда специалистов: Л.В.Былеевой, И.М.Короткова, М.Н.Жукова, В.С.Кузнецова, В.И.Ляха и многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат подвижной игры заключается в эмоциональном подъёме детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию общей выносливости. Подвижная игра должна выполнять такие функции: подготовительную (совершенствование физических и духовных сил человека, воспитание социальной активности и творчества), развлекательную (использование свободного времени) и функцию формирования отношений между людьми, а также между людьми и окружающей средой. Эти функции определяют содержание игр. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества [9, с.172]. Подвижные игры полезны и для формирования умений регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Ребёнок не способен контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования физических качеств, но иногда в одной игре может быть совмещение двух качеств вместе. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация движений. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения [16, с.39]. За последние годы учителя физической культуры всё чаще используют на уроках подвижные игры. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или её элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность подвижных игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. Роль игры в физической подготовке очень важна. Подвижные игры являются средством, формой и методом; выступают как дидактическое средство наряду с другими упражнениями учебных занятий. Дополняя обязательные занятия, они служат самостоятельной формой физической подготовки. Включение игр помогает оживить и разнообразить занятия, поскольку эмоциональное переключение несет в себе эффект активного отдыха. Все это помогает восстановлению сил непосредственно в ходе занятия и облегчает овладение учебным материалом. Игры позволяют решать задачи общей и специальной физической подготовки, выполняют роль обязательных вспомогательных упражнений при подготовке детей в любых видах спорта. Неоценимое достоинство игр состоит ещё и в том, что они могут использоваться в любых условиях и на любых этапах занятий. При этом нужно подчеркнуть, что с помощью подвижных игр с успехом решаются задачи всех видов специальной подготовки: физической, технической, тактической и психологической. Использование подвижных игр позволяет комплексно подходить к решению основных целей и задач занятий, что является несомненным преимуществом в сравнении с остальными физическими упражнениями. Из сказанного следует, что подвижные игры являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. На этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у детей 9 – 10 лет способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Использование на занятиях подвижных игр различной направленности значительно повышает уровень развития физических качеств детей этого возраста. Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего, как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Классификация подвижных игр по преимущественному формированию физических качеств: – игры на формирование ловкости; – игры на формирование быстроты; –игры на формирование выносливости, которые включают в себя игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим; – игры на формирование силы. Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки: – игры большой подвижности – одновременно участвует вся группа детей, построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки; – игры средней подвижности – активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами; – игры малой подвижности – движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, игры на внимание). Таблица 2 Методические приёмы изменения степени физической нагрузки в подвижной игре Снижение нагрузки Повышение нагрузки Уменьшение продолжительности игры Увеличение продолжительности игр Уменьшение числа повторений одной и той же игры Увеличение числа повторений игры Уменьшение сложности сюжета игры Увеличение сложности игры Более частое включение пауз для отдыха и дыхательных упражнений Более редкое включение пауз для отдыха и дыхательных упражнений Уменьшение темпа и амплитуды движений в игре Увеличение темпа и амплитуды движений в игре Перевод утомившихся и возбудившихся детей на менее активные роли в игре Предоставление возможности проявлять активность, инициативу большему числу участников игры Более мягкий, негромкий тон ведущего, без командных интонаций Наряду с обычным допустим и командный тон ведущего Величина нагрузки на организм ребенка зависит: - от точности выполнения условий игры; - от эмоциональной окраски, создаваемой взрослым, ведущим игру; - от роли ребенка в групповых играх; - от характера самого ребенка, степени его возбудимости. Конечно же, при проведении подвижных игр учителю сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участников данное время, поэтому он должен исходить из выбора оптимальных нагрузок. Таким образом, если на уроке физической культуры решается задача воспитания выносливости учителю необходимо находить игры, связанные с большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg