Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

kira_moreva 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Таким образом, вопрос о формировании психологически безопасной образовательной среды, ее создании, компонентах, характеристиках очень актуален на данном этапе развития системы образования. Психически здоровой личность может быть только в определенных условиях. Одним из важнейших условий является психологическая безопасность образовательной среды.
Введение

Актуальность. В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение, в контексте предмет-ности культуры общества (В.И.Слободчиков); анализируется выделенный для исследований конкретный аспект образовательной среды (В.Г.Воронцова, О.С.Газман, Е.И.Казакова, В.АКозырев, А.А.Макареня, А.П.Тряпицына, Д.И. Фрумин и др.); осуществляется оценка образователь-ной среды школы с точки зрения ее эффективности как социальной системы (В.А.Бухвалов, Я.Г.Плинер; К.Маклафин и др.). Критерии здоровья и безопасности сегодня выдвигаются на первое место, как в государственной политике, так и в системе образования, так как наряду со снижением рождаемости, происходит ухудшение качества здоро-вья детей, увеличивается уровень социальной дезаптации и различных вари-антов девиантного поведения детей и подростков. Уровень жизни тесно свя-зан с качеством жизни, а качество жизни в мировых аналогах - это оптимальная реализация психофизиологических, социально-общественных дарований каждой личности. Поэтому в стратегических программах социально-экономического развития общества каждое вложение в производство, природу, социальную среду должно сочетаться с качеством жизни (А. И.Добрынин, С.А.Дятлов, В.П.Казначеев, В.И.Марцикевич, И.В.Соболева). Главное богатство общества - человек, а конечным критерием экономического и социального прогресса выступает мера развития человека и удовлетворения его потребностей, развитие его творческого потенциала. Становится очевидным, что человек, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых происходит жизнедеятельность, и, прежде всего, к совершенствованию той общности, в которой осуществляется непосредственное взаимодействие субъекта. Усиление психологических ресурсов и определение психологических «вложений» здесь имеют не меньшую значимость, чем социальные и экономические составляющие. Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Проявления насильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Если ситуации открытых физических насильственных действий являются предметом однозначно осуждаемым, и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения, как в общественном мнении, так и в научных исследованиях. Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы. Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации может выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. Формирование психологической безопасности содействует личному развитию и гармонизации всех членов учебно-воспи¬тательного процесса: учеников, учителей, родителей. Под термином безопасности образовательной среды подразумевается ведущее требование, которое непосредственно позволяет ей придать разви-вающий характер. Понятие "безопасность" трактуется как положение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и страны от внутренних и наружных опасностей. Психологическая безопасность, как положение со-хранности психики, подразумевает поддержание конкретного баланса между негативными влияниями на человека окружающей его среды и его стабильностью, возможностью одолеть эти влияния личными ресурсами или же с поддержкой защитных моментов среды. Двумя компонентами принято называть такие как, безопасность личности и среды, неотделенные друг от друга и предполагающие модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии с внешними факторами. Основное составляющее звено актуальной среды человека - образова-тельная среда учебного заведения. Все учебные заведения, как общественное заведение, считаются субъектами безопасности и значимость изучения эмоциональной безопасности в образовательной среде произведено соответственно в том, что включая в себя все подрастающее поколение, готово выстроить собственную систему безопасности как сквозь обучение и воспитание, так и через решение задач становления. Необходимым условием понижения количества стрессовых ситуаций в педагогической практике считается обеспечение эмоциональной безопасности при взаимодействии всех членов образовательной среды. Ведущее значение в осмысление психологии образовательной среды внесли: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др. - исследовали создание основных критериев , при которых образовательная среда станет психологически более неопасной, изучили или подвергли анализу роль общественных моментов в процессе формирования личности. В работах по психологической безопасности образовательной среды (И.А. Баева, В.П. Еремин, Н.Д. Захарин, В.П. Кобзев, Н.В. Махров, С.Г. Плещиц) исследуется вопрос о необходимости расширения исследовательского места безопасности образовательной среды. Цель исследования: теоретическое обоснование, эмпирическое изу-чение психологической безопасности образовательной среды; разработка и апробация проекта по созданию психологической безопасности образова-тельной среды школы. Объект исследования: образовательная среда школы в оценках участников учебно-воспитательного процесса. Предмет исследования: теоретические основания и технологии создания психологической безопасности в образовательной среде школы. Гипотеза исследования: Основаниями для создания психологической безопасности образовательной среды является ее референтная значимость, возможность удовлетворять основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечение защищенности участников от психологического насилия во взаимодействии. На основе взаимосоответствия предмета, цели и выдвинутой гипотезы можно выделить ряд задач исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме психологической безопасности образовательной среды школы. 2. Определить особенности базовых убеждений личности, используя ме-тодику исследования базовых убеждений. 3. Обработать и интерпретировать результаты исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была использована совокупность следующих методов исследования: - изучение и теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы и научно-педагогических исследований по про-блеме; -эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, обоб-щение опыта образовательной деятельности, психолого-педагогический эксперимент); - методы математической статистики; База исследования: МОУ Гимназия № 1 г. Шуя. Структура исследования: выпускная квалификационная работа со-стоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7 1.1 Теоретические аспекты психологической безопасности образовательной среды 7 1.2 Теоретический анализ феномена психологической безопасности образовательной среды 10 1.3 Создание психологически безопасной среды школы на основе анализа базовых убеждений личности 12 ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 17 2.1 Методика, основанная на использовании проекта «Подари светлое будущее детям» для формирования психологически безопасной образовательной среды школы 17 2.2 Организация и методы исследования базовых убеждений личности школьников 29 2.3 Обобщение и интерпретация результатов исследования 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41 ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник.-М., 2001.-479с. 2. Аванесова Н.М.//Развитие личности в образовательных системах южно рос. Региона.У11 годич.собр. Юж.отд. РАО. Адыгейск.гос.ун-т, 2000.- 345 с. 3. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-пресс, 2000 – 375 с. 4. Артюхина А.И., Великанова О.Ф., Островский О.В. Средовой подход и его реализация в кафедральной образовательной среде. //Вестник ВМА. №. 7. 2011. С. 11-43 5. Артюхина А.И., Иванова Н.В. Средовой подход в модели непрерывного личностно ориентированного образования//Архитектура и образование в III тысячелетии: Сборник статей/Сост. И.И.Соколов; ВолгГАСА.-Волгогрд, 2003.-С.46-49. 6. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологиче-ского анализа. - М.: Смысл, 2001. – 243 с. 7. Астахова Е. Познавательная деятельность. Поиск форм оптимизации //Alma mater.-2000.-№11.-С.29-32. 8. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., Аспект-пресс, 2001. – 410 с. 9. Белова С.В. Диалогическое управление школой как гуманитарной системой: Учеб.пособие.- Волгоград: Перемена. 2004.-79 с. 10. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че-ловека. Л.,1988. – 348 с. 11. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. М., Прогресс, 1996. – 345 с. 12. Богданов Е. Н., Тюмасева З. И. Образовательные системы и системное образование. - Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003. – 345 с. 13. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования, Ростов-на-Дону, 2000. – 348 с. 14. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние как валеологическая проблема // Высшее образование в России. 1996. №2. С. 45-53. 15. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валео-логия. 2003. №2. С. 123-160. 16. Васильева И.А., Осипова Е.М. Психологические аспекты примене-ния информационных технологий // Биологические науки. 1998. №5. С. 83-98. 17. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления кри-тических ситуаций. М.: МГУ, 1984. – 210 с. 18. Гессен С.И.Основы педагогики. Введение в прикладную филосо-фию: М.:Школа-Пресс, 1995- 256 с. 19. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учебник. - М., 2001. - 334 с. 20. Гладченкова Н.И. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности. Автореф. дис. ...к.и.н., Ростов-на-Дону, 2001. - 152 с. 21. Гликман И. Оценка качества преподавания //Alma mater.-2001.-№5.-С.20-21. 22. Гончарова Ю.А. Проектирование образовательной среды - функция современной школы. //Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста. Воронеж, 2001 - С.291-293 23. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб. Пособие Волгоград: Перемена, 2002. – 148 с. 24. Девятков Н.М. Педагогические основы создания культуротворче-ской среды на начальном этапе. Автореферат дис....к.п.н.Омск, 1998. – 21 с. 25. Деларю В.В., Тамбиева Ф.А. Методики изучения личности: Учеб-ное пособие. -Кисловодск, 1998.- 114 с. 26. Дорожевец А. Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журнал практического психолога, 1998, № 4. - С. 3-17. 27. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: Научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. №2. С. 73-79. 28. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета// СПб, СПбГУ, 1999.-116с. 29. Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной обра-зовательной среды пед.ун-та. Автореф. дис. ...д.п.н. СПб, 2000 – 21 с. 30. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпара-дигмальной рефлексии. СПб: СПб ГУПМ, 1999.-242с. 31. Комарова Л. Э. Базовые ориентации как детерминанты взаимодей-ствия личности и группы // Личность в системе коллективных отношений: тезисы докл., М., 1980. С. 41-43. 32. Косолапов А.Н. Проблемы взаимосвязи информационно- образовательной среды вуза и новых информационных технологий. [Элек- тронный ресурс] Адрес доступа: www.nrc.edu.ru 33. Коссов Б.Б Личность: теория, диагностика, развитие. : Учеб.- метод. пособие для вузов. М., 2000. – 250 с. 34. Коссов Б.Б. Закономерности развития личности.//Психологическая наука и образование.-2001.-№1. С. 5-20 35. Краткий психологический словарь ./Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998.- 370 с. 36. Лисецкий К. С., Литягина Е. В. Психология независимости. Самара, Универс-групп, 2003. - 205 с. 37. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: Монография. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001. – 180 с. 38. Майдер . В.Д. Концепция гуманизации и гуманитаризации : сущ-ность, направления, проблемы. Волгоград, 1998. – 250 с. 39. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. //Педагогика.-2000.- №7.-С.36 40. Маркеева М. В., Чувашова А. Е. Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 117-120. — URL https://moluch.ru/archive/80/13798/ (дата обращения: 27.06.2019). 41. Михалычев Е.А., Кравченко В.Ф., С.А.Сафронов Анализ процесса обучения в условиях оптимальной педагогической среды// Школа, 2001, №2/- c.13-15 42. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: изд-во АН Армянской ССР, 1998. – 190 с. 43. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, Наукова думка, 1990. – 240 с. 44. Павленко В. И. Представления о социальной и личностной иден-тичности в современной западной психологии // Вопросы психологии, 2000, № 1, - с. 135. 45. Пальцев М.А. Образование и здоровье // Высшее образование сегодня. 2002. №11. С. 52-54. 46. Панов В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения// Психологическая наука и образование, 2001, №2.-С.14-20 47. Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. №1. С. 110-114 48. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. М.: Аспект-пресс, 2001. – 240 с. 49. Перспективы социальной психологии. М.: Эксмо, 2001. – 210 с. 50. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М.: МГУ, 1997. – 310 с. 51. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. – 190 с. 52. Петровский А.В. Введение в психологию.- М.: Издательский центр "Академия", 1995.-С.117-221. 53. Петровский В. А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии, 1981, № 1. С. 33-37. 54. Полуйкова С.Ю. Организационно-педагогические условия освоения профессионально-образовательной среды. Автореф. дис...к.п.н., Омск, 2000. – 210 с. 55. Праворотова Т. А., Говир Т. Недоверие как практическая проблема // Социология, 1994, № 3, - с. 94 - 98. 56. Редько Л.Л. Социально-образовательная модель педколледжа как среды саморазвития личности в научно-образовательном комплексе. Авто-реф.дис....к.п.н Ростов -на-Дону, 1996, - 28с. 57. Сафонов В. С. О психологии доверительного общения // проблема общения в психологии., М., 1981, - С. 264-272. 58. Сенько Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете// Педагогика 2001, №5.-С.51-57 59. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.:Логос, 1999- 123 с. 60. Сериков В.В. Ситуация развития личности. Воронеж, 2001 - С.20-23. 61. Скрипкина Т. П. Доверие к миру как фундаментальное условие то-лерантности. Ростов-на-Дону, 2002. – 181 с. 62. Скрипкина Т. П. Доверие как социально-психологическое явление.// Автореф. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 1998. – 200 с. 63. Скрипкина Т. П. Доверие людей в процессе общения // Эмоцио-нальные и познавательные характеристики общения. Ростов-на-Дону., 1990, с. 33 - 52.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Теоретические аспекты психологической безопасности образовательной среды Образовательная среда - система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, соответственно возможностей для ее развития, которые содержатся в социальном и пространственно-предметном окружении. Психологически безопасная образовательная среда- это среда взаимо-действия, которая свободна от проявления психологического насилия, име-ющая референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов является психологически безопасной образовательной средой школы. Данное высказывание подразумевает конкретно то, что психологиче-скую безопасность образовательной среды можно подразделять: - Определенное состояние образовательной среды, свободную от проявления психологического насилия - Систему межличностных отношений, вызывающие чувство при-надлежности (референтной значимости среды); - Систему мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного основного и устойчивого развития. Развитие психологической безопасности образовательной среды играет огромную роль для процесса развития личности детей и подростков [5, с.61]. Вместе с тем прирост насилия, ожесточенного обращения, неудовлетворенность субъектами образовательной среды ее качеством находятся за границами непосредственно школьной среды, а обусловлены социально-экономическими, политическими и различными характеристиками.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 28 страниц
336 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 75 страниц
1875 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg