Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Исследование проблемы целевой точности волейболистов под воздействием функциональной музыки

irina_k20 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
ЦЕЛЬ РАБОТЫ - выявить влияние функциональной музыки на целевую точность волейболистов при выполнении подач в различные зоны площадки. РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА - в ходе проведения исследований предполагалось, что функциональная музыка, воздействуя на психоэмоциональное состояние спортсменов, может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на психоэмоциональную сферу человека, что отразится на показателях целевой точности. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - учебно - тренировочный процесс волейболистов, направленный на совершенствование технико-тактических действий спортсменов. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - средства и методы, влияющие на целевую точность волейболистов при выполнении подач в различные зоны площадки. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ: 1. Эффективность занятий, направленных на совершенствование целевой точности волейболистов, будет иметь положительную динами к росту показателей при условии активного включения в тренировочный процесс функциональной музыки. 2. Формы и условия прослушивания функциональной музыки должны быть различными - от коллективного прослушивания, до индивидуального на предусмотренных устройствах (телефон, плеер). НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ - данные, полученные в ходе исследования, позволят расширить теоретические представления о влиянии функциональной музыки на психоэмоциональное состояние спортсменов при выполнении высокоточностных двигательных действий, а так же могут быть использованы при написании методических пособий, лекций по волейболу для студентов ИФК и слушателей ФПК. Практическая значимость работы будет выражена в практических рекомендациях тренерам по волейболу. СТРУКТУРА РАБОТЫ: магистерская работа состоит из введения, 3-х глав, списка литературы. Общий объем работы 57 с. В работе представлены 3 таблицы, 3 рисунка, использованы 64 источника литературы.
Введение

Актуальность. О целебной силе звука и цвета знали еще в глубокой древности. В Японии звуки гонга либо барабана использовали для очищения воздуха в храмах после окончания службы. Определенными звуковыми сочетаниями шаманы умели воздействовать на настроение и поведение людей. Авиценна и Пифагор применяли музыку не только в воспитании детей, но и при лечебных воздействиях. Бетховен был, очевидно, первым композитором, который заговорил о целебном воздействии музыки на человека. Он утверждал, что мир подобен вибрирующему звуку, а люди в нем - струны. В общении с внешним миром человек воспринимает только определенный диапазон частот или, как говорят специалисты, частотно импульсный код. Музыка - это тоже частотно - импульсный код, она - одно из наиболее эффективных средств воздействия на психическое состояние человека (Шушарджан С.В., 1998, 2001; Васильев Б.Д. 2001, Ансерме Э. 2005). В ХХ в. ученые стали активно изучать квантовое, частотно-волновое влияние музыки на человека. В Парижской Академии цвета, звука и движения эффект музыки определялся при воздействии на клетку крови звука различной частоты в порядке хроматической гаммы. Фабьен Маман - музыкант и рефлексотерапевт - совместно с другими специалистами и физиком Штернхаймером с помощью микроскопа получили интересные данные о наличии тесной и прямой связи между формой и цветом клетки крови и частотой воспроизводимого звука. Оказалось, что при звучании ноты "до" клетка вытягивается в длину, звучание ноты "ре" влияет на окраску клетки (окраска становится более яркой), а при звучании ноты "ля" (440 Гц) клетка приобретает розовый цвет. Исследователи отмечают, что каждому человеку присуща его собственная частота: один звучит как "фа" или "до", другой - как "ми". (Можно предположить, что именно в этом заключается секрет совместимости людей.) Оказалось, что звук "ля" характеризуется частотой, которая наиболее приближена к гармоническому строю элементарных частиц, это универсальный звук, хорошо воспринимаемый всеми без исключения. Он успокаивает и вызывает расслабление организма. Профессор В.Г. Вагралик также использовал прибор, разработанный в его коллективе и дающий возможность осуществлять пунктурную звуковую терапию. Уже не шаманы и ламы, а ученые считают, что после работы с группой людей надо очищать воздух, используя вибрацию звука "ля", колокол, гонг и другие музыкальные инструменты. Следует подчеркнуть, что в церковных песнях эта нота имеет лидирующее значение. Фабьен Маман отметил, что мечтает о том, чтобы звук "ля" использовали в больницах и передавали бы по радио в течение 20-25 мин. Во многих больницах Европы с помощью музыкотерапии снижают артериальное давление, поскольку ее применение позволяет уменьшать дозы противогипертонических препаратов. Музыка влияет на выработку гормонов, которые, в свою очередь, связаны с эмоциональными реакциями организма. Композитор Бетховен считал, что музыка оказывает целебное воздействие, и утверждал, что мир подобен вибрирующему звуку, а люди в нем - струны. В 1998 г. француженка - композитор и музыковед А.М. Недева опубликовала статью о гармонизации информационного поля с помощью музыки. Автор пишет, что слух - это последнее чувство, которое остается у умирающих. Музыка - носитель информационного потока. А.М. Недева рассказала, что в парижском центре психотерапии разработанным методом Кирлиан-фотографии изучались изменения состояния человека под воздействием музыки (музыкальных частот). Теоретической основой работы Парижского Центра МИКА (Международного института космической антропоэкологии) является представление о том, что человек есть вибрационная структура (взаимодействующая с частотами), а все живое вибрирует, передает друг другу информацию и музыка есть носитель этих информационных полей. Тест доктора Томатиса, разработанный в данном институте, позволял определить соотношение воздействующих частот на органы тела. Определено, что низкие частоты воздействуют на нижнюю часть тела, а высокие - на верхнюю. Например, на ногу необходимо воздействие звуком силой 125 Гц, на сексуальные органы - 250 Гц, чрево - 500 Гц, низкую часть скелета - 750 Гц, на спину: на низкую часть- 1000 Гц, среднюю - 1500 Гц, на плечи - 3000 Гц, на голову - 4000 Гц. Ученые проверили влияние этих частот и их восприятие телом человека. Выяснено, что прослушивание знакомой мелодии часто тормозит процесс излечения вследствие наличия памятно-эмоциональной реакции на произведение. Новая, незнакомая информация, стимулирует нейроны мозга, что подтвердили данные электроэнцефалограммы. Установлено, что прослушивать музыку надо в течение 25-30 мин. Рекомендуется использовать качественный магнитофон, воспроизводящий низкие и высокие частоты в диапазоне 60-14000 Гц. Оригинальность методики заключается в том, что использовалась специально сочиненная музыка и зеркала Козырева, разработанные академиком В.П. Казначеевым. Исследователи подтвердили, что такое лечение ускоряет процесс ликвидации депрессии, стресса и бессонницы. Однако далеко не всякая музыка положительно влияет на настроение, психику и здоровье человека. Достоверно известно множество случаев, когда после концертов популярных рок и поп - групп, или особенно после « рок металла », да еще сопровождающихся цветовыми и световыми эффектами, массы молодых слушателей становились чрезмерно перевозбужденными, агрессивными и даже теряли человеческий облик на некоторое время. Нередко затевались драки, громилось все, что попадалось на пути. Причем, самое удивительное заключалось в том, что участники этих событий потом не могли объяснить, что толкнуло их на эти действия. Экспериментально доказано, что после рок - музыки появляется потребность двигаться, ни о чем не думать, при этом изменяются многие физиологические параметры, заметно повышается раздражительность. Медики, педагоги и родители во многих странах с тревогой отмечают стабильное, из года в год, увеличение психических заболеваний не только у взрослых, но особенно у подростков и детей, часто посещающих рок концерты музыкантов. Агрессивность становится не проходящей, возрастает число детских правонарушений. Есть основания считать, что во многом это тоже результат «музыкальных» увлечений модными ритмами, да еще с патологическим превышением громкости. Медики разных стран не только признали благотворное влияние определенной музыки на психоэмоциональное состояние человека, на течение различных болезней, но и создали специальные клиники при госпиталях, ассоциациях музыкантов, а на специальных курсах готовят врачей - музыкальных терапевтов. Особенно успешно музыка применяется при лечении психозов, депрессии, при реабилитации инвалидов. Ученые определили, что музыка Моцарта в основном успокаивает психику человека, а некоторые произведения Бетховена стимулируют активность, в то время как музыка Мольера вызывает депрессию (20,23,27,29). Болгарские ученые разработали и сегодня используют своеобразные «рецепты»: для снятия раздражительности рекомендуется прослушивать вторую кантату Баха или «Лунную сонату» Бетховена, для подавления чувства тревоги - прелюдии и мазурки Шопена или «мелодии» Рубинштейна. Агрессивность и озлобленность снимаются при звучании и прослушивании «Итальянского концерта» Баха или симфоний Гайдна. Если же необходимо расслабиться, снять психическую напряженность, то могут помочь третья часть шестой симфонии Бетховена, «Колыбельная» Брамса или «Аве Мария» Шуберта (14,19,20). Однако оказалось, что музыка воздействует не только на психоэмоциональное состояние человека. Известный оперный певец и ученый, медик С.В. Шушарджан в результате собственных исследований о влиянии музыки на здоровье человека считает, что музыкальные воздействия могут быть направлены на определенный орган человека. Он же утверждает, что музыка может оказывать и отрицательное влияние на организм человека. Бездумное и бесконтрольное использование ее средствами массовой информации и отдельными рок-группами вызывает агрессивность, повышенную тревожность и раздражительность, особенно у молодых людей. Ученый считает, что сегодня необходима защита населения от психического воздействия агрессивной музыки (35). Исследования С.В. Шушарджана показали, что пение и принципы классического вокала являются средством повышения резервных возможностей человека и его организма. Развитие вокальных возможностей способствует улучшению кардио-респираторной системы, развитию нижне-реберного или диафрагмального дыхания. Кроме того, происходит активизация работы внутренних органов с помощью вибрационных процессов, достигается самоуправляемая психическая релаксация и мышечная раскрепощенность, создается положительный психоэмоциональный фон (35). Подобное мнение высказывают и другие ученые. Так, например, на Востоке считают, что каждая гласная обладает присущими только ей энергетическими свойствами, каждая соответствует «своему» органу: Например, гласная А- печени, Е- сердцу, И- селезенке, О- почкам, У- легким. Такое направление получило распространение и во Франции, где используется био- музыкотерапия, т.е. взаимодействие пациента с целителем, вернее, это «био- звукотерапия». При этом звуки произносят (либо поют) сами пациенты. Уже не шаманы и ламы, а ученые считают, что после работы с человеком или с группой людей, надо очищать воздух, используя вибрацию звука, и наиболее подходит для этого звук «ля», извлеченный несколькими инструментами - металлическим, деревянным, струнным. Это может быть либо гонг, либо виолончель или рояль (20). Исследования по воздействию музыки на организм человека в настоящее время расширяются во многих странах мира и уже дают видимые результаты. Все это позволяет говорить о том, что в руках воспитателей, школьных учителей и родителей имеется хорошее средство для нормализации психического состояния детей. Нормализации, а не уродования. Уже малышей надо приучать к классической музыке, знакомить с народными песнями и учить пению. Учителя и тренеры, работающие в школах, секциях, спортивных школах утверждают, что музыкальное сопровождение занятий повышает активность учащихся, их эмоциональное состояние. Не так уж сложно сейчас использовать на уроках магнитофон, но, главное, надо умело и разумно подбирать музыкальные произведения, грамотно регулировать силу звука, громкость и чистоту звучания. В школах должна звучать хорошая музыка не только на уроках, но и во время перемен. Надо объяснять родителям, что они должны с ранних лет осуществлять музыкальное воспитание своего ребенка, следить за его увлечениями, оберегать от «музыки», наносящей вред психике. Грохочущая музыка в сочетании с воплями и мельканием света и цвета способна разрушить психику молодого человека, сделать его неуправляемо агрессивным. Это утверждают врачи, ученые и учителя (11,15,19,20,22,28).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 9 1.1. Использование музыки в спорте 9 1.2. Изменение функциональных возможностей организма под воздействием музыки 13 1.3. Музыкальное управление движениями спортсменов 14 1.4. Содержание музыкального репертуара для оптимизации спортивных занятий 25 1.5. Проявление целевой точности при выполнении подачи мяча в волейболе. 32 ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 34 2.1. Задачи исследования 35 2.2. Методы исследования 35 2.2.1. Анализ специальной и методической литературы 35 2.2.2. Педагогические наблюдения 36 2.2.3. Методы регистрации целевой точности волейболистов 36 2.2.4. Педагогический эксперимент 36 2.2.5. Методы математической статистики. 37 2.3. Организация исследования 37 ГЛАВА III . РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 38 3.1. Влияние классической музыки на показатели целевой точности 38 волейболистов 38 3.2. Влияние ритмичной музыки на показатели целевой точности волейболистов 41 3.3. Влияние прослушивания технического шума на целевую 43 точность волейболистов 43 Заключение 46 Выводы 49 Практические рекомендации по использованию функциональной музыки в учебно-тренировочном процессе волейболистов 51 Список литературы: 53
Список литературы

1. Абдель, С. Х. Методика комплексного развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Салам ХуссейнАбдель,. Краснодар. - 2001. - 23 с. 2. Ансерме, Э. Беседы о музыке/ Э. Ансерме – СПб.: Новая Эра. - 2005 г. - 173с. 3. Баранец, П.А. Специальная физическая подготовка студентов – новичков в волейболе с применением разносторонних технических средств обучения / П.А. Баранец, В.И. Довбыш // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2008. № 1.- С. 55-59. 4. Бегун, О.В. Развитие ловкости в процессе учебно-тренировочных занятий волейболистов/ О.В. Бегун // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2008. № 4.- С. 146-150. 5. Беляев, A.B. Исследование тренировочных и соревновательных нагрузок в волейболе: A.B. Беляев, Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: 1975. - 26 с. 6. Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев, Л.В. Булыкина. М.: Физкультура и спорт, 2007. - 184 с. 7. Беляев, А. В. Техническая подготовка волейболистов: методическое пособие / A.B. Беляев. М.: Всероссийская федерация волейбола, 1995. -29 с. 8. Вертель, А.В. Факторная структура физической подготовленности юных волейболистов 10-14 лет на этапе начальной и предварительной базовой подготовки / А.В.Вертель, В.А.Градусов // Физическое воспитание студентов. 2011. № 1.- С. 25-28. 9. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подго¬товки/ Ю.В. Верхошанский, - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с. 10. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация трени-ровочного процесса/ Ю.В. Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1985. -176 с. 11. Васильев, Б.Д. Музыка и ты/ Б.Д. Васильев. – М.: Советский композитор, 2001. - 82с. 12. Васина, А.С. Книга о музыке и великих музыкантах/ Васина А.С., В. А Гроссман - М.: Современник, 2002. – 246 с. 13. Виноградов, П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни/ П. А. Виноградов. - М: Советский спорт, 2006., № 179. – с. 3 -4. 14. Волейбол: Учеб. для институтов и акад. физ. культуры / под. ред. Беляев, А. В., Савин, М. В. М.: СпортАкадемПресс, 2006. - 360 с. 15. Волков, Л.В. Система управления развитием физических спо¬собностей детей школьного возраста в процессе занятий физической куль¬турой и спортом: Автореф. дисс.... д-ра пед. наук. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 38 с. 16. Гончарова, А. В. Повышение надежности защитных действий волейболисток с учетом решения спортивных двигательных задач / А. В. Гончарова // Теория и практика физической культуры. 2007. - № 12. -С. 45-48. 17. Гордон, С. М. Спортивная тренировка: Науч.-метод, пособие / С. М. Гордон. М.: Физическая культура, 2008. - 250 с. 18. Гринченко, А.Е. Эффективность использования интегральных упражнений на занятиях по волейболу / А.Е. Гринченко, О.Г.Шалар, А.П. Шалар // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2003. № 3.- С. 95-103. 19. Григорьева, Л. В мире музыки/ Л. Григорьева, Я. Платек. – М .: Советский композитор, 2000. -271с. 20. Демчишин, A.A. Подготовка волейболистов/ A.A. Демчишин, Б.С. Пилипчук. - Ки¬ев: Здоров'я, 1986. - 104 с. 21. Довбыш, В.И. Методика развития ловкости на начальном этапе обучения волейболу / В.И. Довбыш, П.А.Баранец, С.С.Ермаков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2009. № 1.- С. 60-65. 22. Довбыш, В.И. Развитие координационных способностей студентов на начальном этапе обучения волейболу / В.И.Довбыш, П.А. Баранец // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. № 1.- С. 62-64. 23. Железняк, Ю. Д. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре / Ю. Д. Железняк, В. А. Кунянский, А. В. Чачин. М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. - 112 с. 24. Железняк, Ю.Д. Волейбол. Учебник для ин-тов физ. культуры/ Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 240 с. 25. Ибрагимова, О.А., Минбулатов В.М. Педагогические средства развития двигательных качеств юных волейболистов (15-16 лет) на этапе специальной базовой подготовки/ О.А. Ибрагимова, В.М. Минбулатов// Вестник спортивной науки. 2004. № 2.- С. 37-41. 26. Ивойлов, A.B. Волейбол. Учебное пособие для пед. институтов по спец. № 2114 «Физвоспитание». - изд 3-е., испр/ A.B. Ивойлов. - Минск: Высшая школа, 1985. - 262 с. 27. Игнатенко, Т.С. Содержание физического воспитания в вузе на основе занятий волейболом : автореф. дис. ...к.п.н..- Москва, 2009.- 18 с. 28. Каменев, В.В.Обучение волейболу / В.В.Камнев // Физическая культура в школе. 2007. № 2.- С. 8-9. 29. Коджаспиров, Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов/ Ю.Г. Коджаспиров. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 164 с. 30. Каширин, В. А. Моделирование процесса формирования ловкости у волейболистов массовых разрядов (17-19 лет) / В. А. Каширин, О. В. Демиденко // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2007. - № 4. - С. 37-38. 31. Каширин, В. А. Формирование специальной ловкости волейболистов массовых разрядов с учетом особенностей соревновательной деятельности : автореф. дис. кан. пед. наук : 13.00.04 /В. А. Каширин. - Чебоксары, 2008. - 23 с. 32. Келдыш, Г. В. Музыка: большой энциклопедический словарь/ Г. В. Келдыш. – М.: Большая Российская энциклопедия, том 6, 1998. - 417с. 33. Клещев, Ю. Н. Волейбол (Серия «Школа тренера») / Ю. Н. Клещев. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 400 с. 34. Лепёшкин, В.А. Оптимизация обучения волейболу / В.А.Лепешкин // Физическая культура в школе. 2008. № 2.- С. 17-24. 35. Лях, В. И. Управление и контроль процессом тренировки координационных способностей в спортивных играх / Лях В. И. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. -М.: 1998.-Т. 1.-С. 232-233. 36. Ляхова, Т.П. Определение оптимального соотношения элементов тренировки в процессе подготовки игроков в современном волейболе / Т.П. Ляхова, Е.Я.Стрельникова // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2007. № 1.- С. 57-63. 37. Михеева, Л.В. Музыкальный словарь в рассказах/ Л.В. Михеева. – М.: Советский композитор, 2001. - 231с. 38. Назаренко, Л. Д. Развитие точности в подготовке волейболистов массовых разрядов: учебно-методическое пособие / Л. Д. Назаренко, О. В. Демиденко. Ульяновск: УлГТУ, 2004. - 64 с. 39. Никитушкин, В. Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: Монография / Никитушкин, В. Г., Квашук,П. В. -М.: Советский спорт, 2005.- 232 с. 40. Новожилова, С.В. Повышение эффективности обучения технике игры в волейбол на основе реализации специфических координационных способностей /С.В.Новожилова Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 4.- С. 173-180. 41. Онегер А. О музыкальном искусстве/ А. О. Онегер. – СПб.: Музыка, 2000. – 162с. 42. Пашкова, Н.В. Обучение двигательным действиям в волейболе на основе теории учебной деятельности / Н.В.Пашкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 8.- С. 75-78. 43. Панкевич, Г. И. Искусство музыки / Г. И. Панкевич. – М.: Знание, 2000. – 216с. 44. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олим¬пийском спорте/ В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с. 45. Попов, Г. И. Биомеханика: учебник для студентов высших учебных заведений / Г. И. Попов М.: Академия, 2008. - 256 с. 46. Проходовский, Р. Я. Структура физической подготовленности и развитие двигательных способностей юных волейболистов: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04. / Проходовский Руслан Ярославович. Малаховка, 2004. - 25 с. 47. Селезнева, О.В. Дозирование нагрузки при начальном обучении технике приемов игры волейбол высокорослых девочек 13-14 лет / О.В. Селезнева, О.Э. Сердюков // Физическое воспитание студентов. 2011. № 6.- С. 87-91. 48. Сердюков, О.Э. Отбор высокорослых девочек 13-14 лет для начального обучения волейболу / О.Э.Сердюков, О.В.Селезнева, Культура физическая и здоровье. 2010. № 5.- С. 40-43. 49. Сероштан, В.М. Оперативный педагогический контроль спор¬тивно-технического мастерства юных волейболистов. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев: 1987. - 22 с. 50. Сластенина, Т.А. Начальный этап в обучении технике игры в волейбол Вестник Южно-Уральского государственного университета Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 3.- С. 6-8. 51. Смирнова Ю. В. Музыкальное сопровождение в физической культуре: учебно-методическое пособие/ Ю. В. Смирнова, Е. Г. Сайкина, Р. М. Кадыров— СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 104 с. 52. Тополь, А.И. Сопряжённая методика тренировки, направленная на воспитание скоростно-силовых и двигательно-координационных качеств юных спортсменов 12-13 лет : автореф. дисс. канд.пед.наук –М. 2002. 24с. 53. Федоров, Р. В. Методика интенсивного развития скоростно-силовых способностей волейболистов в условиях вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04. / Р. В. Федоров. Хабаровск, 2009. - 24 с. 54. Фискалов, В.Д. Теоретические основы подготовки спортсменов: Уч. пособие/ В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. - Волгоград: ВГАФК, 2006. -245с. 55. Фомин, Е.В. Взаимосвязь физической подготовленности и тех¬ники выполнения нападающего удара в волейболе/ Е.В. Фомин // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 9. - С. 11-12. 56. Хусино Мохамад. Развитие двигательных способностей юных волейболистов на этапе предварительной и специализированной базовой подготовки. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев: УГУФВС, 1999. - 24 с. 57. Чачин, А. В. Взаимосвязь специальной физической и технической подготовки волейболистов 15-17 лет в процессе тренировки: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04. / Чачин А. В. М., 1998. - 24 с. 58. Черданцев, Н.И. Специальная физическая подготовка волейболистов Труды Дальневосточного государственного технического университета/ Н.И. Черданцев. - 2005. № 139.- С. 257-262. 59. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. / С.В. Шушарджан, М - 1998 г., 363с. 60. Шушарджан, С.В. Музыка и здоровье человека. / С.В. Шушарджан, М.: Медицина, 2001.- 184с. 61. Якуб, И. Ю., Роль музыкального сопровождения во время физической активности // Якуб, И. Ю., Крыжановская О. А. Молодой ученый. — 2016. — №13. - С. 895-900.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 1.1. Использование музыки в спорте В современном спорте музыка как стимулятор дееспособности и средство научной организации занятий, к сожалению, почти не используется, что существенно сдерживает дальнейшее повышение эффективности спортивной подготовки. Помимо торжественных церемоний музыка имеет узко ограниченное применение только в тех немногих видах спорта, где для повышения зрелищности, согласно правилам, под нее выполняется соревновательная программа (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках и танцы на льду, частично спортивная гимнастика, акробатика, синхронное плавание, фристайл и конный спорт и т.д.). В подавляющем же большинстве международных видов спорта музыка пока вообще не используется (2,7,9,11,20). Правда, в последнее время в ходе энергичного поиска противодействия психофизическим перенапряжениям, связанным с чрезвычайной интенсификацией спортивных нагрузок, специалисты все чаще стали говорить о возможности использования для этих целей функциональной музыки. В кратковременных пробных опытах некоторые энтузиасты с успехом применяли функциональную музыку на занятиях по борьбе, боксу, баскетболу, велоспорту, волейболу, гребле, легкой атлетике, лыжам, настольному теннису, плаванию, футболу и получили обнадеживающие результаты (4,9,10,13,17,20,22). Эти эксперименты показали, что воздействие музыки на спортсмена и в лабораторных условиях, и на спортивных занятиях, может вызвать положительные эмоции, способствовать закреплению двигательных навыков, улучшить технику движений, стимулировать мышечную активность и проявление волевых усилий. А так же облегчить управление занимающимися и повысить моторную плотность занятия, стимулировать развитие физических качеств и ускорить протекание восстановительных процессов. Подобные выводы расширили представления современной спортивной общественности о потенциальных возможностях функциональной музыки и позволили взглянуть на нее с новой точки зрения, как на мощное средство повышения эффективности тренировки. Из-за отсутствия теоретической интеграции и унифицированной методики в большом спорте до сих пор почти не используется такой значительный резерв увеличения спортивной работоспособности, как функциональная музыка, открывающая реальную возможность значительного повышения достижений российских спортсменов (3,7,9,11,17,22,26,29,35). Опираясь на современные достижения науки в смежных отраслях знаний и экспериментальные исследования в этом направлении, разработана системная, научно обоснованная теория психофизиологических механизмов воздействия музыки на жизнедеятельность спортсмена. Согласно данной теории функциональной эффект музыкальных воздействий слагается из следующих основных факторов: 1) Способности музыки вызывать у слушателей необходимые эмоциональные состояния, мысли, представления, психологические установки и действия; 2) Рефлекторного изменения функциональных отправлений организма согласновызванному эмоциональному состоянию; 3) Музыкальной стимуляции регуляции двигательной и различных ритмических процессов в организме спортсмена. Слушая музыку, человек порой незаметно для себя начинает испытывать выражаемые в ней чувства и настроения. Так, не имея особых причин для радости, слушатель музыки, выражающей радостное, приподнятое настроение, невольно начинает его ощущать в себе самом. Происходит это потому, что музыка обладает специфическим свойством моделировать наши эмоциональные состояния. Звуковая (интонационная) и временная (ритмическая) природа музыки позволяет ей выражать требуемое эмоциональное состояние как процесс движения, со всеми его особенностями и изменениями, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами и столкновениями эмоций (5,6,19,20,26). С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка может успешно отражать и передавать самые различные настроения - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу; интеллектуальные и волевые процессы - решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность; обобщенные свойства явлений действительности - силу, легкость, продолжительность, направленность, пассивность, наполненность, широту, пространственность; самые разнообразные характеристики движений - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые; степень мышечного напряжения и т.д. Каждое, даже изолированное музыкальное созвучие, вызывает у человека определенную психофизиологическую реакцию: удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или расслабления, различные пространственные ассоциации и синестетические ощущения (тяжести или легкости, темноты или света, тепла или холода и т.п.) Разнообразное сочетание этих компонентов в целостных организованных музыкальных структурах значительно раздвигает масштабы целенаправленных музыкальных воздействий на спортсмена. Музыкальные формы позволяют действовать на организм слушателя на физиологическом, низшем и высшем психическом уровнях восприятия (35). Музыкальные воздействия на физиологическом и низшем психическом уровнях восприятия осуществляются через внешнюю (физическую) сторону музыкальной формы. К ней относятся смена тембров, направление мелодического движения и его рисунков (плавный, скачкообразный), динамическая кривая (изменение громкости), темп и общий характер ритмики. Эта сторона музыкальной формы может оказывать эмоциональное воздействие лишь своим общим звучанием, без понимания его смыслового содержания (2,11,15,19,20). Воздействие музыки на высшем психическом уровне восприятия осуществляется через внутреннюю (языковую) сторону музыкальной формы, включающую в себя осмысленные звукосопряжения (мелодические, гармонические, ритмические обороты), потенциальные звучания которых в общих чертах уже известны слушателю и вызывают у него сопутствующие представления, объединенные определенной сюжетной линией. Для более широкого осмысления заключенных в музыке идей композиторы намеренно выходят за границы чисто инструментальной, непрограммной музыки и используют в качестве носителя конкретных смысловых понятий слова. С помощью словесного компонента музыка формирует в сознании слушателя новые типы музыкальных образов, более тесно связанных с выражаемыми понятиями и идеями, что заметно обогащает направленное эмоциональное воздействие музыки на спортсмена. 1.2. Изменение функциональных возможностей организма под воздействием музыки По данным нейрофизиологии, центральный нервный аппарат эмоций человека представлен совокупностью мозговых образований различных уровней, включая и лимбическую систему (гиппокамп, миндалина, гипоталамус). Физиологическая характеристика эмоций связана, прежде всего, с распространением возбуждений из области гипоталамуса на все эффекторные органы. Гипоталамус определяет первичное биологическое качество эмоционального состояния и его характерное внешнее выражение, реализуемое на периферии в различных нервных и гуморальных компонентах. При этом подкорковая область мозга является своеобразным энергетическим резервуаром, который в зависимости от качества возникшей в данный момент эмоции вовлекает в деятельность огромные области коры больших полушарий. Стоит в гипоталамусе возникнуть эмоциональному возбуждению, и мгновенно весь организм со всеми его системами и периферическими органами вовлекается в эмоциональное выражение, приводящее к: 1) Эмоциональному возбуждению, инициирующему ту внешнюю моторную деятельность организма, которая может удовлетворить возникшую потребность; 2) Обеспечению моторной деятельности с помощью экстренной перестройки работы внутренних органов - дыхания, кровообращения, потоотделения, обмена веществ, секреции гормонов и др.; 3) Эмоциональному возбуждению активизирующихся рецепторных аппаратов (органы чувств), вовлеченных в деятельность по удовлетворению возникшей потребности. 4) Экспериментально установлено, что во время работы положительные эмоции снижают объективные и субъективные симптомы утомления, стимулируют внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Эмоциональная активизация приводит к повышению уровня максимальных возможностей организма, вызывает вдохновение, творческий подъем, неожиданно порождает долгожданные идеи, догадки и ассоциации. Функциональные влияния центрального нервного субстрата эмоций подразделяются на два типа - восходящие и нисходящие. Восходящие влияния состоят главным образом в активации, возбуждении, повышении работоспособности коры головного мозга и органов чувств. Эмоциональное возбуждение высших подкорковых центров с их богатыми симпатико адреналиновыми связями приводит к значительному преобладанию симпатической нервной системы в вегетативной сфере и обильному выделению адреналина, который расширяет бронхи, усиливает сокращение сердца, интенсифицирует распад гликогена в печени (отчего увеличивается содержание сахара в крови) и мышцах и т.д. Все это способствует повышению работоспособности. Характерным примером активирующего действия положительных эмоций является музыка. Целенаправленно организованная музыка, неся заряд положительных эмоций, улучшает настроение, содействует предупреждению утомления и снижению психического напряжения спортсменов. Воздействуя, прежде всего на психику, ЦНС спортсмена, музыка через них опосредованно влияет на спортивную работоспособность (5,10,17,20,26,30,32,35). 1.3. Музыкальное управление движениями спортсменов Перспективные возможности для повышения эффективности спортивной деятельности таит в себе еще одна особенность музыки - ее способность стимулировать и регулировать ритмику движений. Организм человека обладает свойством заимствования ритмов, предлагаемых внешней средой. При этом он как бы настраивается на предлагаемый ритм, ускоряя или замедляя темп своей работы в соответствии с конкретными обстоятельствами. На фоне общих биологических закономерностей усвоения ритма известный интерес представляют и частные особенности, вытекающие из специфики музыки. Они определяются некоторыми положениями и правилами музыкальной теории (5,8,10,14,21,23,30). В теории музыки ритм понимается как чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов. Он проявляется в закономерном распределении во времени специальных ритмических единиц. В качестве отдельных компонентов музыкальный ритм включает в себя ритмический рисунок (как способ ритмической организации) и темп (как характеристику скорости музыкального исполнения, отражающую частоту чередования основных метрических долей). Характеризуемая темпом частота метрической пульсации определяется специально синхронизируемой с ней частотой колебаний маятника метронома Мельцеля и обозначается числом его ударов в минуту (ММ). Слушая музыку в процессе спортивной деятельности, спортсмен подсознательно воспринимает восьмые доли нотной длительности как скачущие или бегущие, четверти - как шагающие, а целые ноты соединят с мерным дыханием (5,17,19, 20,22). Таким образом, специфические особенности организации музыкального ритма довольно тонко соответствуют ритмической природе нервно-мышечных процессов, в связи с чем, музыкальные ритмы могут усваиваться организмом с достаточной адекватностью одновременно на самых разных функциональных уровнях. Это еще больше расширяет возможности целенаправленной музыкальной стимуляции и регуляции в спортивной деятельности и улучшает перспективы режимов музыкальной стимуляции спортивного занятия. Было выявлено, что в ходе спортивного занятия имеют место периоды, требующие большой концентрации внимания на исполняемой работе или речи тренера, во время которых спортсмен настолько сосредотачивается, что или вообще не слышит музыки, или воспринимает ее как сбивающий фактор, отвлекающий и мешающий. Наибольшее положительное воздействие музыка оказывала в те периоды занятия, которые характеризовались небольшой занятостью внимания или нуждались в его переключении на другие объекты. Проанализировав общепринятую структуру построения учебно-тренировочного занятия в олимпийских видах спорта, можно условно расчленить все время пребывания занимающихся в пределах спортивного сооружения в зависимости от степени напряжения и концентрации их внимания на следующие периоды: 1-й - от прихода на спортивное сооружение до начала учебно-тренировочного занятия; 2-й - вводная часть занятия; 3-й - подготовительная часть занятия; 4-й - изучение и закрепление нового материала; 5-й - совершенствование заученных двигательных действий в ИВС; 6-й - объяснения тренера; 7-й - учебно-тренировочные единоборства (в видах единоборств), двусторонние игры (в спортивных играх) или различные варианты контрольного прохождения соревновательной программы (в других видах спорта); 8-й - заключительная часть занятия; 9-й - окончание занятия — до ухода со спортивной базы. Исследования показали, что со стороны внимания наиболее ответственной является следящая деятельность спортсменов во 2, 4, 6, и 7-м периодах. Эти периоды учебно-тренировочного занятия требуют особенно активных форм слежения при большом количестве информационных сигналов и высоком темпе их подачи. Поэтому музыку целесообразно использовать лишь в те периоды учебно- тренировочного занятия, которые характеризуются выполнением простых или заученных упражнений и не требуют от занимающихся активной следящей деятельности и большого сосредоточения внимания на выполняемой работе, т.е. там, где музыка не будет мешать работе. Для этого подходят I, 3, 5, 8 и 9-й периоды (2, 3, 8, 14,28,32). Дальнейшие эксперименты позволили установить, что наиболее эффективная продолжительность отдельной части дискретного сеанса музыкальной стимуляции колеблется в пределах от 10 до 25 минут. В целом для длительного поддержания интереса и большей эффективности суммарное время музыкальной стимуляции непосредственно в ходе спортивного урока не должно превышать 30-40 % его продолжительности, а уроки с музыкальным сопровождением целесообразно чередовать с обычными уроками без музыки. Музыку, используемую во время тренировочных занятий, по функциональной направленности условно можно разделить на встречающую музыку, музыку врабатывания, лидирующую, успокаивающую и провожающую музыку. "Встречающая " музыка. Применение встречающей музыки обуславливается необходимостью профилактики следующих общеизвестных факторов, существенно снижающих эффективность спортивных занятий: 1) В результате регулярных интенсивных тренировок у спортсменов появляется чувство пресыщения и пропадает желание тренироваться; 2) Уже сама обстановка спортивных занятий, где многократно возникала усталость, может стать комплексным условным раздражителем, вызывающим усталость и апатию еще до их начала; 3) Нередко спортсмены приходят на тренировку с отрицательной нервно- психической нагрузкой, являющейся результатом воздействия целого комплекса факторов внешнего порядка - учебных, производственных, личных, семейных, бытовых забот и неурядиц, трудностей совмещения занятий спортом с другими обязанностями, разного рода эмоциональных переживаний и т.п. «Встречающая музыка» - это своеобразный музыкальный заслон от неприятных эмоций, переживаний и впечатлений, которые спортсмен не должен нести с собой на тренировку во избежание снижения ее эффективности. Начинается встречающая музыка за 15 минут до начала учебно-тренировочного занятия, заканчивается - по сигналу начала занятия. Начинать трансляцию встречающей музыки целесообразно со спокойного музыкального произведения, после которого можно включать марши или маршеобразные спортивные и молодежные песни с веселыми и бодрящими сюжетами и танцевальные мелодии. В связи с тем, что в задачи встречающей музыки еще не входит точное согласование движений с ритмом воспринимаемой музыки, в применяемых музыкальных сочинениях можно использовать самые широкие ритмические группы (5, 12,18,22,29,33,34,38). Лучше всего их использовать в темпах: умеренно медленный темп, соответствующий спокойному шагу); (умеренный, энергичный темп); (сдержанный темп); (подвижный темп); (оживленный темп); (умеренно быстрый, веселый темп), частотные характеристики которых варьируют в диапазоне от 84 до 160 мм. Применять встречающую музыку полезно во всех видах спорта без исключения. Задачи музыки врабатывания - настроить двигательный аппарат спортсменов на ритм учебно-тренировочного процесса, внести в выполняемую работу элементы гармонизации, привлекательности и комфорта, содействовать более эффективному решению задач подготовительной части занятия. Начинается музыка врабатывания после вводной части учебно-тренировочного занятия. Первые аккорды музыки врабатывания, имеющие светлую окраску звучания (мажорную), раздаются в момент начала разминки. Продолжаться музыка врабатывания может до конца подготовительной части занятия (обычно 20-25 минут). Музыкальная программа этого периода комплектуется в основном спортивными народными и эстрадно-танцевальными мелодиями с четким и ясным ритмическим рисункам, соответствующим ритмическим особенностям выполняемых упражнений, а также произведениями декламационного, повествовательного характера, кипуче-энергичными или мужественно-суровыми, заставляющими сосредоточиться на выполняемых движениях и соразмерить их с воспринимаемой музыкой. Динамические оттенки в функциональной музыке (нарастание или ослабление громкости, плавность или прерывистость звучания и т.д.) стимулируют степень напряжения и расслабления работающих мышц, характер нарастания или ослабления мышечных усилий, плавность или порывистость двигательных действий (4,7,11,17). Весьма действенным фактором является метр выбранной функциональной музыки врабатывания. Он определяет величину ритмических построений. Единица метра, измеряющая музыкальное движение между двумя равносильными метрическими акцентами, называется тактом. Последний заключает в себе определенное количество тяжелых и легких долей. Верхняя цифра указывает число долей в такте, а нижняя - длительность каждой доли. Например, размер % означает, что в такте три доли, каждая длительность в четверть. Такты большого протяжения - 2/2, %, 4/4, 6/4 и т.д. - типичны для музыкальных произведений широкого мелодического дыхания. А короткие такты - 2/8, 2/4, 3/8, %ит.п. - чаще встречаются в сочетаниях, связанных с быстрым, легким или игривым движением. Наиболее предпочтительные темпы исполнения произведений музыки врабатывания - живой темп, очень живой темп, быстрый темп, скорости движения которых последовательно располагаются в пределах от 100 до 200мм. Всевозможные разминочные разновидности ходьбы (обычная, строевая, спортивная, на носках и пятках, с высоким подниманием бедра, приставным и скрестным шагом, в полуприседе и приседе и т.д.), а также различные гимнастические упражнения в ходьбе хорошо стимулируются походными маршами или подходящей маршеобразной музыкой. Музыкальные произведения этих жанров отличаются четким ритмом и строгим постоянством темпа. Эти музыкальные произведения обычно выдержаны в размере 2/4 и 4/4. Темпы их исполнения зависят от требуемого темпа ходьбы (медленная ходьба - 50-60 шагов в минуту, умеренная ходьба - 100, бодрая строевая маршировка - 120, быстрая ходьба - 150). Иногда в разминку включается медленная ходьба, ходьба выпадами и растянутым шагом, имитация ходьбы на лыжах и коньках и т.п. Эти упражнения стимулируются музыкальными произведениями, написанными в размерах 2/4, 4/4 с темпом 50-60 мм. Применяемые в подготовительной части учебно-тренировочного занятия различные модификации бега сопровождаются музыкальными произведениями в размерах 4/4 и 2/4. Бег умеренной интенсивности хорошо сочетается с мелодиями, исполняемыми в темпе 160-180 мм, а быстрый бег - в темпе около 200мм. Разнообразные прыжки на месте и в движении, на одной или двух ногах сопровождаются яркой танцевальной музыкой в размерах 2/4 и 4/4. При выполнении общеразвивающих и специальных упражнений оптимальная музыкальная стимуляция при врабатывании строится следующим образом. Упражнения, характеризующиеся закругленностью линий, легкостью переходов, плавностью и широтой амплитуды движения, стимулируются музыкой трехдольного размера, типа вальса, в темпе 50-100 мм. Аналогичной музыкой стимулируются и упражнения, выполняемые на три счета, например, из основной стойки: 1- наклониться вперед, коснувшись ладонями пола; 2-присесть, руки в стороны; 3- вернуться в исходное положение (6,11,19,29,34,40,41,61). Упражнения порывистого, рывкообразного характера, с четкими переходами или с акцентами усилия на определенную фазу движения стимулируются музыкой четырехдольного размера, типа марша, в темпе 120-160 мм. Быстрые и короткие движения (махи, резкие повороты, движения кистей, стоп и т.д.) стимулируются музыкой двухдольного размера, типа польки, в темпе 180-200 мм. Неплохо помогают выполнению таких упражнений и произведения, написанные в размере 6/8 (43). В первую половину или 2/3 подготовительной части спортивного занятия музыка врабатывания включает более яркие новые вокально-инструментальные произведения, привлекающие внимание тренирующихся. Затем идут песни со словами на иностранных языках, не понятных занимающимся. В заключении музыка врабатывания строится лишь на знакомой инструментальной музыке, не сопровождаемой вербальной информацией. Описанная модификация музыки врабатывания наиболее хорошо применима в тех видах спорта, где практикуется классическая схема разминки. При отступлении разминки от классической схемы необходимо вносить соответствующие коррективы и в ее музыкальное сопровождение (7,13). "Лидирующая " музыка. В практике спорта в первой половине основной части учебно-тренировочного занятия обычно решаются наиболее сложные педагогические задачи, связанные с ознакомлением и детализированным разучиванием принципиально нового материала, овладением действиями большой координационной сложности, обилием теоретической информации и речевых контактов тренера со спортсменами. Уровни их работоспособности и занятости внимания в этот период весьма высоки, двигательная активность чаще всего ритмически не регламентирована, поэтому музыкальная стимуляция в это время затруднительна и не очень нужна. Гораздо более благоприятные условия для музыкальной стимуляции создаются во второй половине основной части учебно-тренировочного занятия при совершенствовании двигательных навыков, когда основные волевые усилия и внимание занимающихся направлены не на способ, а на скорость выполнения заданных движений. Задачи лидирующей музыки - замедлить процесс развития утомления, повысить работоспособность спортсмена и успешность выполнения предлагаемых ему заданий. Для решения подобных задач эта разновидность функциональной музыки используется в качестве ритмического, приятного для слуха звуколидера, к которому спортсмены непроизвольно приспосабливают ритмику своих движений. Музыкальное лидирование помогает сохранить высокую интенсивность спортивной деятельности даже при большом утомлении, когда воля спортсмена уже бессильна это обеспечить (23,26,30,33,36). Ритмические характеристики произведений лидирующей музыки по возможности обусловливаются формой и структурными особенностями стимулируемых двигательных актов и подбираются по тем же критериям, что и в музыке врабатывания. В определенной мере лидирующей музыке присущи средства, возбуждающие психическую и рабочую активность - секвенции (повторение мелодического мотива или гармонического оборота на другой высоте), а также яркие отклонения и модуляции, насыщенность гармоническими тяготениями - динамизм функционального развертывания, четкость мелодических линий. Для лидирующей музыки лучше всего использовать сочинения с усиленным акцентированием, подчеркиванием пульса мелодии и сильных метрических опорных долей такта. Музыкальные темпы лидирующей музыки подбираются в зависимости от задаваемого спортсменом темпа тренировки и ритмического рисунка движений. В циклических видах спорта лидирующая музыка стимулирует основной вид применяемой двигательной деятельности (например, ходьбу - в спортивной ходьбе, бег - в беговых видах спорта, греблю - в гребном спорте, проплывание дистанции - в плавании и т.д.), а в ациклических и смешанных видах спорта поддающиеся ритмизации многократные повторения отдельных элементов основной деятельности (например, серий определенных ударов в боксе, различных бросков на скорость в том или ином виде борьбы, нанесении уколов в фехтовании и т.п.). Оптимальная продолжительность звучания лидирующей музыки: в циклических видах спорта - до 25 минут, в ациклических и смешанных видах спорта - около 10 минут (3,6,15,19,20,21,28,32). Вокально-инструментальная музыка, подбираемая для активизации основной части спортивного занятия, характеризуется умеренной яркостью. Если она будет слишком захватывающей, то внимание спортсменов может целиком переключиться на музыку, а тренировка - приостановиться. Эти методические особенности относятся к циклическим видам спорта.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 68 страниц
1700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg