Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профилактика детской безнадзорности и беспризорности в контексте социальной политики

irina_k20 1400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Целью исследования является изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности детей, а также выявление мер профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в контексте социальной политики. Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи: ? раскрыть специфику понятий безнадзорности и беспризорности; ? изучить социальный портрет беспризорного ребенка; ? проанализировать характеристику нормативной базы, регулирующей сферу прав детей; ? исследовать причины детской безнадзорности и беспризорности, а также пути ее разрешения; ? изучить деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и беспризорности; ? выявить основные направления деятельности отдела по делам несовершеннолетних по Шебекинскому району и городу Шебекино. Объектом исследования является безнадзорность и беспризорность детей и подростков. Предметом данного исследования являются меры по предотвращению и профилактики безнадзорности и беспризорности. Методами исследования являются исторический, диалектический методы, а также метод синтеза и анализа. Теоретическую основу исследования составили труды ведущих специалистов в области юриспруденции и социальной политики, касающиеся рассматриваемой проблемы, в том числе Дармодехин С.В., Пудовочкин Ю.Е., Мустаева Ф.А., Бакаев А.А., Иващенко Г.М. и другие. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данной работы в целях организации профилактических работ с несовершеннолетними лицами, а также в качестве учебно-методического пособия при изучении предмета социальная политики. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении поставлены цели и задачи, решаемые в процессе исследования. Первая глава раскрывает понятия безнадзорности и беспризорности, социального портрета беспризорного ребенка, а также характеристику нормативной базы, регулирующей сферу прав детей. Во второй главе рассмотрены причины детской безнадзорности и пути ее разрешения, деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, а также направления деятельности отдела по делам несовершеннолетних ОМВД России по Шебекинском району и городу Шебекино. В заключении подведены итоги проделанной работы, а также описаны предложения для усовершенствования работы в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних детей.
Введение

Детская беспризорность является одной из наболевших проблем, с которой столкнулось государство и общество в последнее время. В настоящее время проблема детской безнадзорности и беспризорности приобрела поистине угрожающий характер. Экспертные оценки масштабов беспризорности в России существенно различаются. Максимальная оценка дана Комитетом Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны - от 2 до 5 млн. беспризорников, минимальная - Министерством образования Российской Федерации - от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей. Установлено, что безнадзорность вызывает значительные изменения личности человека, часто необратимые, которые могут выступать как фактор, затрудняющий процесс социальной реабилитации. Часто дети оказываются в положении безнадзорности в возрасте, когда активно развиваются умственные и психологические процессы, физические и интеллектуальные способности, различного рода умения и навыки, ценностные ориентации. Упущенное время впоследствии очень сложно восстановить. Безнадзорность детей часто является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, преступности. Актуальность темы исследования обусловливается следующими факторами: Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых - детская беспризорность. Основные причины, способствующие росту беспризорности несовершеннолетних, - социально - экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно - ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы, поэтому исследование данной темы даст возможность изучить и проанализировать ситуацию с этим явлением в контексте социальной политики.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Общая характеристика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних лиц 6 1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности 6 1.2 Социальный портрет беспризорного ребенка 11 1.3 Характеристика нормативной базы, регулирующей сферу прав детей 15 ГЛАВА 2. Основные меры по предотвращению безнадзорности и беспризорности 22 2.1 Причины детской беспризорности и пути ее разрешения 22 2.2 Деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних 29 2.3 Основные направления деятельности отдела по делам несовершеннолетних ОМВД России по Шебекинскому району и городу Шебекино 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 11-ФКЗ): [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https://www.consultant.ru (дата обращения: 25.04.2018); 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195 - ФЗ (ред. от 07.03.2018): [Электронный ресурс]/Консультант Плюс// https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.05.2018); 3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017): [Электронный ресурс]/Консультант Плюс// https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.05.2018); 4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N-63 (ред. от 19.02.2018): [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.05.2018); 5. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ (с изменениями на 7 июня 2017 года): [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.05.2018); 6. Федеральный закон РФ от 19.04.1991 N1032-1 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.02.2018); 7. Федеральный Закон «О полиции» от 07.02.2011 N-3 ФЗ (с изменениями на 7 марта 2018 года): [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.05.2018); 8. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.04.2018); 9. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) из информационного банка "Международное право": [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (25.04.2018); 10. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принятая 30.09.1990) из информационного банка "Международное право": [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (25.04.2018); 11. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989): [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.04.2018); 12. Приказ Министерства образования «Об экстренных мерах по решению проблем детской безнадзорности и беспризорности» (от 29.01.2011 г. №237): [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.04.2018); 13. Приказ Министерства образования «О создании оперативного штаба по профилактике детской беспризорности и безнадзорности» (от 29.01 2014 г. № 238): [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.04.2018); 14. Приказ Министерства образования «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (от 28.06 2015 г. № 2482): [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.04.2018); 15. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 06.05.1994 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (ред. 10.08.2017): [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.05.2018) 16. Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" (ред.06.03.2014): [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.05.2018) 17. Письмо Министерства образования (от 06.11 2010 г. № 1313/28-5) «О принятии безотлагательных мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, образовательных, иных детских учреждений»: [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.04.2018); 18. Рекомендации парламентских слушаний Государственной Думы ФС РФ «О мерах государственной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, переданных на усыновление иностранным гражданам и проживающим за пределами РФ»: [Электронный ресурс]/Консультант Плюс//https:www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.04.2018); Специальная литература 19. Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1930; 20. Бреева Е.Б. Беспризорность как социальное явление: [Электронный ресурс]//https://works.doklad.ru/ (дата обращения: 23.04.18); 21. Гуляева В.П. Криминология - М.: Юридическая литература, 2015; 22. Дармодехин С. В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2013; 23. Константинова В.М. Российская педагогическая энциклопедия / М.: Знания, 1993; 24. Климантова Г.И., Федотовская Т.А. «О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации» / Аналитический вестник №20 (176), «Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения; М.,2015г.; 25. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2012г.; 26. Нечаева А. М. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право, 2014: [Электронный ресурс]/ https://books.google.ru (дата обращения: 20.04.2018); 27. Слуцкий Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс. - 2014. - № 3.: [Электронный ресурс]/ https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 23.04.2018); Электронные ресурсы 28. http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.05.2018); 29. https://ru.wikipedia.org/wiki/Детская беспризорность (02.05.2018); 30. http://belgorod.mvd31.ru/ (дата обращения: 10.05.2018); 31. https://31.мвд.рф/ (дата обращения: 10.05.2018); 32. http://www.admsheb.ru/organy-vlasti/federalnye-organy/otdel-mvd/ (дата обращения: 13.05.2018).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Общая характеристика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних лиц 1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности Первое наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Советской Энциклопедии: «Беспризорные» - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения, живущие в условиях, негативно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей и домашний очаг. Если родители или опекуны лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными». Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию. В социологии оно связано с комплексом проблем в социально-экономической политике государства, так как изменения в системе общественных отношений негативно воздействует на институт семьи, деформируя его и опосредованно искажая всю систему социализации, воспитания и развития подростка. В юриспруденции - в контексте причин и профилактики безнадзорности и беспризорности. В педагогике - правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю над его поведением, времяпровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи близких взрослых с подростком. В психологии - деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми. В социальной педагогике - социально - педагогический анализ явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление ее последствий. Под безнадзорным ребенком понимается, несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей либо законных представителей. Безнадзорный ребенок (подросток), в отличие от беспризорного, как правило, живет с родителями, сохраняет связь с семьей, но лишен внимания, понимания, контроля близких ему людей. Беспризорный - это то же безнадзорный, но не имеющий места жительства или места пребывания. Безнадзорность есть отсутствие контроля над ребенком (подростком). При этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств объективного или субъективного свойства - этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о нарушении обязанностей со стороны семьи, опекунов, учителей, социальных работников, социальных педагогов по осуществлению контроля над воспитанником. А беспризорность находится в совершенно другой плоскости - это характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Обрести, к сожалению, такой статус ребенок может как по собственному желанию, так и в силу стечения каких-либо обстоятельств. Предоставленные самим себе дети, забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности и разрушению нормального процесса социализации ребенка. К безнадзорным несовершеннолетним относятся дети и подростки: ? потерявшие родственные и семейные связи; ? брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними; ? убежавшие из специальных учреждений; ? совершившие мелкое воровство; ? употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; ? получившие отсрочку отбывания наказания; ? являющиеся жертвами сексуальных насилий; ? вовлеченные в противоправную деятельность, осужденные условно и другие. К отличительным признакам беспризорности относятся: 1) полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками; 2) обитание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; 3) добывание средств, для обеспечения жизни способами, не признаваемыми обществом социально позитивными. Совокупность всех вышеперечисленных признаков отличает беспризорного ребенка от других детей. Психологию беспризорных детей можно охарактеризовать так - беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю), также у них обострено чувство справедливости и сострадания, они очень ярко и искренне выражают свои эмоции. Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Они также отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях. Криминалисты отмечают, что у беспризорников жизненные цели могут смещаться в сторону психологического комфорта, получения «сиюминутных удовольствий». Беспризорность часто связывают с противоправным поведением. Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Среди беспризорных подростков, в зависимости от срока их пребывания в уличной среде, выделяют три уровня. К первому уровню относят подростков, которые пробыли на улице меньше месяца. Они еще не успели адаптироваться в этом мире, не утратили надежду на возвращение в свою семью (особенно младшие подростки). Они пытаются зарабатывать на жизнь - просят деньги у прохожих, собирают бутылки. Ко второму уровню относят подростков, которые пробыли на улице более месяца (иногда до года). Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и насилия уже после побега из дома или детского учреждения. Такие подростки уже приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и сексуальных связей. Спектр асоциального поведения их значительно расширен по сравнению с детьми первого уровня. К третьему уровню относят подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки уже приобрели криминальный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его социально - психологической деформации и уменьшает его шансы попасть в социально - реабилитационное учреждение. В сегодняшних условиях эта группа имеет тенденцию к увеличению. Если несовершеннолетний, попадает в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений, то он имеет право на: 1) уведомление родителей или иных законных представителей о помещении несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 2) получение информации о целях своего пребывания в учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 3) обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, органы прокуратуры и суд; 4) гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение; 5) поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества; 6) получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества; 7) обеспечение бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем по установленным нормам; обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом. При раскрытии специфики понятий беспризорность и безнадзорность, можно выявить следующие понятия: безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения родительских обязанностей; Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства или места пребывания. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», отличие беспризорного от безнадзорного состоит в отсутствии места жительства. В ряде публикаций понятия «беспризорность» и «безнадзорность» смешиваются. 1.2 Социальный портрет беспризорного ребенка Наличие бездомных детей нельзя считать сугубо современным явлением. Они существовали и раньше, но наибольшее распространение беспризорность получила в период социальных потрясений и стихийных бедствий (войн, революция, голода). Статистических данных, которые позволили бы определить масштабы беспризорности в нашей стране, пока нет, и получить их трудно. По некоторым данным, сейчас в России 200 - 300 тыс. бездомных детей, из них 58,7 тыс. доставлены в детские приемники - распределители. Обследование детей, попавших в приемники - распределители, проведенное в ряде районов России, дает основание составить социальный портрет современного беспризорного ребенка. Основная масса бездомных - это дети, убежавшие из неблагополучных семей. Примерно половина из них жили в неполных семьях, треть с бабушками, дедушками и другими родственниками, так как родители были лишены родительских прав. Каждый четвертый беспризорник жил в полной семье. В основной массе родители беспризорников имеют низкий образовательный уровень и невысокую профессиональную квалификацию. Выяснение причин бегства выявило, что некоторые убежали из-за жестокого с ним обращения. У детей, испытывающих жестокое обращение со стороны членов своей семьи, возникает устойчивое чувство подавленности, вызванное сознанием, что они нежелательны и недостойны любви. Последствия семейной жестокости многообразны, имеют психологический и поведенческий характер: агрессивность, тревожность, обеспокоенность, депрессия, низкое самоуважение, криминальное, сексуальное поведение. Большую группу составляют дети, сбежавшие от родителей - алкоголиков. Этой причине сопутствуют голодание, конфликты, побои. Беспризорный - это не обычный здоровый ребенок, растущий в условиях спокойной семьи или благоустроенного детского учреждения. Условия бездомной среды рано ставят ребенка в положение реальной жизненной ответственности, что ведет к формированию таких социально-биологических качеств как биологическая закалка организма, реализм и точность восприятия окружающего мира, гибкость, активность, смелость, групповая солидарность. Беспризорники - это дети разного возраста. Наименьший возраст обследуемых - 6 лет, значительная группа - от 9 до 14 лет. Группа подростков 15 - 17 лет немногочисленна. Многие бездомные подростки уже адаптировались к условиям жизни на улице, умеют за себя постоять или знают, куда можно обратиться за помощью. Некоторые уже стали членами какой - либо группировки или банды, и проживают вместе с ней. Эти дети в поле зрения специальных детских учреждений обычно не попадают. Среди бездомных детей, преобладают мальчики. В провинциальных городах большинство составляют местные дети, а в крупных, региональных и областных центрах, в столице много приезжих. По причине физиологических и психологических особенностей бездомные дети особо уязвимы в опасных ситуациях. Они часто становятся легкой добычей преступника. Попадая в приют, беспризорные дети, естественно, не сразу адаптируются к новой социальной среде, требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение. Беспризорные дети обычно плохо учатся, уклонялись от школьных занятий, нередко пропускали несколько лет обучения. Поэтому они плохо читают, не умеют считать. Беспризорные дети все чаще убеждены, что они не нуждаются в помощи общества и все больше рассчитывают на самих себя. Вернуть их в общество становится все тяжелее, требуется много усилий. Это скажется на детях, так как именно в этом возрасте закладываются основы их дальнейшей судьбы, и велика вероятность того, что они не смогут или не захотят изменить свою жизнь. И тем самым это отражается и в обществе, увеличится число преступников среди подростков. Преступления, могут быть, более жестокими, так как эти дети не видели уважение к себе и окружающие не ценили их как личность, поэтому и они не будут ценить ничью жизнь, потому что их этому не учили. Портрет беспризорного подростка можно давать психологически, философски. Социология вносит свой вклад в изучение данного явления. Социологи дают следующие характеристики беспризорных детей: беспризорники - это дети разного возраста (преобладающий возраст - 11-14 лет), проживающие преимущественно в неполных семьях, в которых родители лишены родительских прав и ведут асоциальный образ жизни. Данная категория детей добывает себе средства к существованию, занимаясь воровством, подрабатывая подсобными рабочими, грузчиками. Беспризорники плохо читают, не умеют считать, не проявляют интереса к учебе. Это дети с ослабленным здоровьем. Убежавший из дома беспризорный подросток, от притеснения и жестокости родителей, часто по - прежнему подвержен риску, стать жертвой насилия, ограбления, оскорбление. Особенно тяжело приходится девочкам. Вероятность того, что убежавшая из дома девочка будет втянута окружающими в раннюю половую жизнь, очень велика, почти все ее воспитанницы в прошлом подвергались изнасилованиям. Судьба беспризорника трагична, его развитие деформировано. Безнадзорного ребенка отличают неразвитость эмоциональной сферы; задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженному самоуважению, их действия часто бывают, неадекватны ситуации. Беспризорники страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности. Подростковый возраст характеризуется тем, что в это время происходит интенсивное интеллектуальное развитие подростка, индивидуализация и самореализация личности. Эти процессы могут протекать успешно лишь в тесном контакте родителей и детей, однако этот контакт у безнадзорного ребенка частично отсутствует, он чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, одиноким. Без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитие детей задерживается, что заранее предполагает трудности их взрослого существования. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается. Здоровье беспризорников расшатано. Среди наиболее частых заболеваний - невротическое развитие или задержки нервно-психологического развития, пограничные психические расстройства; поражение бронхолегочной системы, у многих большой стаж курения, наркомании; нарушения опорно - двигательного аппарата; аллергические заболевания. Причем все болезни в основном имеют запущенную или хроническую форму. Попадая в приют, безнадзорные дети, естественно, не сразу адаптируются к новой социальной среде, требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение. Важно, чтобы в подростковом возрасте, когда еще можно что - то исправить, ребенок - беспризорник имел возможность пообщаться со специалистом, способным выслушать его и помочь разрешить возникшие проблемы. В результате исследования социального портрета беспризорного ребенка можно сделать вывод: такие дети обычно растут в неспокойных домашних условиях, они рано взрослеют и поддаются негативному влиянию со стороны улицы, в учебе они чаще отстают, чем другие дети. Они лишены родительского внимания и, как и любые дети, растущие в полноценной семье либо нет, нуждаются в любви и заботе, хотя часто беспризорные подростки не признают этого и убеждены, что они не нуждаются в помощи общества и все больше рассчитывают на самих себя. 1.3 Характеристика нормативной базы, регулирующей сферу прав детей В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка, Конвенцию ООН о правах ребенка, а также Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В числе этих направлений надлежит выделить: 1) осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; 2) формирование правовых основ гарантий прав ребенка 3) содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; 4) соответствие международным стандартам в области защиты прав детей; 5) законодательное обеспечение прав ребенка; 6) государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; 7) установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов, основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; 8) ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; 9) государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие: 1) максимально возможное сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей; 2) обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения; 3) приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях; 4) создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения; 5) законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям. Главным документом по защите прав детей является Конвенция о правах ребенка, которая устанавливает тридцать восемь прав, в том числе ряд прав, связанных с процессом получения образования. Это правовой документ высокого международного стандарта, который провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты, а также устанавливает: обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка; защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию; обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием; признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; защиту ребенка от сексуального посягательства; защиту ребенка от других форм жестокого обращения; меры помощи ребенку, который являлся жертвой жестокого обращения. Одной из крупных законодательных мер явилось принятие Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым предусмотрены существенные дополнительные льготы и преимущества в области образования, медицинского обслуживания, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, а также права. В работу должны включаться все поколения семьи, участвующие в воспитании ребенка. Целью является помощь семье в осознании насильственных способов воздействия на ребенка и попытка формирования иных, более конструктивных способов взаимодействия. Необходимо научить родителей любить детей такими, какие они есть, и за то, что они есть. Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает существенное усиление гарантий прав детей, есть специальная глава «Права несовершеннолетних». Ребенку предоставляется право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного административного разбирательства. Мнение ребенка имеет большое значение в решении вопросов лишения родительских прав, передачи одному из родителей. Изменение имени, фамилии ребенка, восстановление родителей в родительских правах, усыновление, помещение в приемную семью происходят только с согласия ребенка, достигшего 10 - летнего возраста. Одной из важных тенденций кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект «родительской власти». Соответствующие нормы кодекса исходят из основополагающего принципа - правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей). В кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей. Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав. Восстановление родительских прав допускается только при наличии согласия ребенка, достигшего 10 лет. Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав. Допускается также досудебное, немедленное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье. Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов. Специалисты специализированных учреждений, социальные педагоги, занимающиеся решением проблем детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, должны ознакомиться со следующими документами, изданными в последние годы: ? «О принятии безотлагательных мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, образовательных, иных детских учреждений»; ? «Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности»; ? «О создании оперативного штаба по профилактике детской беспризорности и безнадзорности»; ? «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; ? «О мерах государственной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, переданных на усыновление иностранным гражданам и проживающим за пределами РФ». Основным документом, регулирующим систему профилактики безнадзорности и беспризорности, а также устанавливающий основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно - воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определяет принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Устанавливает гарантии соблюдения прав несовершеннолетних. Анализ нормативной базы позволяет говорить о том что, несмотря на довольно большое число нормативных актов, принятых за последние годы, и их разносторонность, сохраняется актуальность совершенствования правовых норм, обеспечивающих права семей и детей - сирот, правового закрепления механизмов их реализации. Должны быть приняты акты, как полностью посвященные детям и семье, так и содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе. В данной главе рассмотрена общая характеристика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, что позволило сделать ряд выводов: 1. Детская беспризорность социальное явление полного отстранения несовершеннолетнего от семьи, сопряженная с утратой места жительства и занятий, является крайним проявлением безнадзорности - ослабления попечения от родителей или попечителей. Явление угрожает правильному формированию личности несовершеннолетних и способствует развитию социально негативных навыков; 2. Беспризорные дети полностью прекращают связь с семьей, родителями, родственниками, находятся в местах, не предназначенных для человеческой жизни, а также добывают средства для обеспечения жизни незаконными способами; 3. Перед государством стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей, и с каждым годом эта база должна усовершенствоваться. ГЛАВА 2. Основные меры по предотвращению безнадзорности и беспризорности 2.1 Причины детской беспризорности и пути ее разрешения Одной из основных причин беспризорности
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 28 страниц
336 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 75 страниц
1875 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg