Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое регулирование института финансовой безопасности в Российской Федерации.

irina_k20 1275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, в сфере обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации. Предметом исследования является оценка основных направления государственной политики обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации. Цель и задачи ВКР. Цель дипломной работы заключается в том, чтобы на основе разработки теоретических основ обеспечения финансовой государства и анализа ее основных угроз предложить пути совершенствования государственно-правового механизма обеспечения финансовой безопасности. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: • раскрыть природу, понятие и критерии финансовой безопасности государства, изучить ее правовое обеспечение; • определить роль и место финансовой безопасности в системе национальной безопасности России; • изучить имеющиеся в научной среде классификации угроз финансовой безопасности; • провести анализ внешних и внутренних угроз финансовой безопасности Российской Федерации; • сформулировать предложения по совершенствованию механизма противодействия грозам финансовой безопасности Российской Федерации. Гипотеза. После проведенного исследования автор предлагает внести дополнения в действующее законодательство с целью совершенствования правового регулирования отношений в сфере обеспечения финансовой безопасности. Приятие данных изменений позволит создать новую в российской практики систему финансового мониторинга. Методы исследования. Для достижения целей научной объективности результатов дипломной работы был использован комплекс общенаучных и специальных методов исследования, применяющихся в современной правовой науке, такие как системный, диалектический, логический, статистический, сравнительный и др. Краткое описание структуры работы: введение, три главы, список использованной литературы, заключение. Структура работы определена целью, задачами и общей логикой исследования. Практическая (научная) значимость. Работа может быть использована как для дальнейших научных изысканий, так и для подготовки будущих специалистов в области финансового права.
Введение

Актуальность темы. В настоящее время вопросы финансовой безопасности вызывают все больший исследовательский интерес. Все более очевидным становится факт, не только значимости финансовой стабильности и безопасности для благосостояния страны, поддержания и укрепления ее суверенитета, но также и необходимость развития работы по формированию квалифицированных профессиональных кадров, способных осуществлять меры по укреплению финансовой безопасности государства, относительно современных угроз. В том числе на основе опережающего прогностического планирования ожидаемых вызовов и трудностей. Эти факторы повышают актуальность развития гуманитарной науки и образования в данном направлении. Следует заметить, что финансовая безопасность является категорией не только экономической, но и правовой наукой, так как обеспечение финансовой безопасности осуществляется и в правовом поле. Из этого следует что, планирование и реализация мер финансовой безопасности осуществляется в неразрывной системной связи с действующими положениями финансового и смежного законодательства. Мероприятия и меры финансовой безопасности могут быть нивелированы в большей или меньшей степени, не соответствующими требованиям и целям решаемой задачи, мерами и юридической подготовки и сопровождения, а также пробелами, коллизиями и несовершенствами общего правового поля, не учтенными при подготовки мер финансовой безопасности. Решение этих проблем, в частности, предопределяет важность развития образовательной деятельности по подготовке юридических кадров, отвечающих за вопросы нормотворческой и правоприменительной работы в области финансовой безопасности. Как верно замечено, Е.В. Мигачевой и К.А. Писенко, такие кадры должны отвечать как минимум нескольким основным требованиям: а) высокому уровню общей правовой культуры, адекватного понимания сложности и закономерностей отечественной и международной правовых систем: б) высокому уровню знаний в области финансов, финансового права и смежных правовых дисциплин; в) как минимум хорошему знанию экономических законов, а также закономерностей развития политических и экономических отношений и систем, основных факторов принятия экономических отношений и систем, основных факторов принятия экономических и политических решений. Указанными суждениями обусловлена актуальность, теоретическая и практическая значимость темы настоящей дипломной работы. Рассматривая степень научной разработанности данной проблемы следует заметить, что значимость обеспечения финансовой безопасности для целей укрепления российской государственности, создания сильной и многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития государства и общества, их защищенности от экономических угроз, обуславливает наличие значительного числа научных исследований, посвященных вопросам изучения выработки и реализации государственной политики обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации. Однако отсутствие в законодательстве в науке четкого закрепления понятия финансовой безопасности и определения полномочий органов государственной власти во всех сферах ее обеспечения обуславливает наличие многочисленных подходов к анализу основных аспектов политического механизма ее выработки и реализации. Степень изученности. Основные работы, посвященные данной тематике, принадлежат экономистам и юристам, которые исследуют отдельные аспекты финансовой безопасности государства. Большой вклад в развитие проблематики экономической (финансовой) безопасности внесен: Л.И. Абалкиным, В.Д. Андриановым, В.В. Абрамовым, Н.П. Ващекиным, С.Ю. Глазьевым, А.Н. Девятовым, М.Г. Делягиным, В.С. Загашвили, Е.Н. Кондрат, В.С. Паньковым, О.Ш. Петросяном, В.С. Сенчаговым, Л.В. Тамбовцевом, Е.А. Телегино, А.И. Уткиным, Н.И. Фокиным, Р.И. Хасбулатовым, Ю.В. Шишковым и другими. Наряду с этим, в научной среде наблюдается нехватка комплексных исследований в данной сфере, что также обуславливает актуальность темы настоящего дипломного исследования.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Правовое обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации 8 1.1 Природа, понятие, критерии финансовой безопасности государства, ее правовое обеспечение 8 1.2 Роль и место финансовой безопасности в системе национальной безопасности России 13 Глава 2 Внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности Российской Федерации 21 2.1 Классификация угроз финансовой безопасности Российской Федерации 21 2.2 Внешние угрозы финансовой безопасности Российской Федерации 24 2.3 Внутренние угрозы финансовой безопасности Российской Федерации 31 Глава 3. Совершенствование правовых норм, направленных на противодействие угрозам финансовой безопасности Российской Федерации 39 3.1. Развитие института финансового контроля в целях повышения эффективности обеспечения финансовой безопасности 39 3.2 Направления развития межведомственного взаимодействия в целях повышения эффективности обеспечения финансовой безопасности 42 Заключение 47 Библиографический список 50
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета.- 25.12.1993г.- №237 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СЗ РФ. 1998.- № 31. С. 3823. 3. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 18 июля 2017 г. №178-ФЗ //Собр. Законодательства Рос. Федерации.- 2017 г. - № 31.- С. 4191. 4. О государственном оборонном заказе: федер. закон от 29 декабря 2012 г. (ред. от 31.12.2017) № 275- ФЗ// СЗ РФ.- 2012 .- №53 (ч.1).- Ст. 7600; 2017.- № 27.- Ст. 3950. 5. О безопасности: федер. закон от 28 декабря 2010 г. (ред. от 05.10.2015) №390 –ФЗ// СЗ РФ.- 2011.- № 1. -Ст. 2; 2015.- № 41 (ч. 2). -Ст. 5639. 6. О долгосрочной государственной экономической политике: указ президента РФ от 07 мая 2012 г. № 596 // СЗ РФ.- 2012.- № 19. -Ст. 2333. 7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. (ред. от 01.07.2014) №537 // СЗ РФ.- 2009.- № 20.- Ст. 2444; 2014.- № 27.- Ст. 3754. 8. Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики: указ Президента РФ от 03 марта 1998 г. (ред. от 25.07.2000) № 224 // СЗ РФ.- 1998.- № 10.- Ст. 1159; 2000. № 31.- Ст. 3252. 9. СФК 104. Проведение аудита эффективности использования государственных средств (вместе с "Порядком действий в процессе организации и проведения аудита эффективности"), утв. Решением Коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 09.06.2009 № 31К (668) // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2009.- № 7 (139). Материалы судебной практики 10. О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2016 № 23 // Вестник ВАС РФ. 2016. № 8. Научная и учебная литература, статьи 11. Андронова, И.В. Внешнеэкономическая безопасность РФ: новые угрозы и их нейтрализация в условиях ускоренной евразийской интеграции: Дис. канд. юрид. наук./ И.В. Андронова. –М: Nota Ben, 2015.- 26 с. 12. Апарышев, И. С. Межведомственная система финансового мониторинга гособоронзаказа // Новый оборонный заказ./ И.С. Апарышев.- М: Стратегии, 2015.- № 4(36) – 13 с. 13. Гапоненко, В.Ф., Маргиев З.В. Экономическая и финансовая безопасность как важнейшая функция государства в современных условиях / В. Ф. Гапоненко, З.В. Маргиев.- М: Вестник Московского университета МВД России, 2013.- 542 с. 14. Глазьев, С. Выход из хаоса / С.Глазьев.– М: Военно-промышленный курьер, 2014. – 49 с. 15. Глазьев, С. Украинская катастрофа: от американской агрессии к мировой войне? ("Коллекция Изборского клуба")/ С. Глазьев.- М.: Книжный мир, 2015.- 12 с. 16. Голубев, А.В. Правовой статус субъектов финансово-бюджетного контроля/ А.В. Голубев.- М.: Норма, 2011.- 17с. 17. Григорьева, Е.А. Институциональное обеспечение модернизации экономики как условие экономической безопасности: Монография./ Е.А. Григорьева.- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 129 с. 18. Гурьянова, Л.С., Непомнящий В.В. Концептуальные подходы к моделированию финансовой безопасности государства / Л.С. Гурьянова, В.В. Непомнящий.- Харьков: Проблемы экономики, 2012.- № 4.-12 с. 19. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной России /Дугенец А.С. [и др.].- М: Административное право и процесс, 2012.- № 3.- 63 с. 20. Дудин, М.Н. Развитие экономики России в условиях экономических санкций: национальные интересы и безопасность/ М.Н. Дудин, Н.В. Лясников- М.: Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014.-№ 43.- 111 с. 21. Ефимов, В.С. Методологические подходы к исследованию финансовой безопасности /В.С. Ефимов, Н.В. Бушуева - М.: Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление, 2014.- № 2(8).- 16с. 22. Загашвили, В.С. Экономическая безопасность России./ В.С. Загашвили- М.: Юристъ, 1997.- 65 с. 23. Иванов, М.Ю. Особенности осуществления внутреннего финансового контроля и аудита /М.Ю. Иванов, З.А. Кокаева- М: Журнал-приложение к газете "Государственный финансовый контроль",2015.- № 10.- 16 с. 24. Институциональная экономика отвергает рыночный фундаментализм [Обсуждение научного сообщения] /Вестник РАН, 2013.- № 8. 25. Кондрат, Е.Н. Международная финансовая безопасность: современное состояние и роль финансового контроля в ее обеспечении / Е.Н. Кондрат.- М: Юридический мир, 2011.- № 12.-32 с. 26. Кондрат, Е.Н. Неэффективность законов и пробелы в законодательстве как угроза финансовой безопасности государства / Е.Н. Кондрат.- М: Административное и муниципальное право, 2011.-№ 6.- 71 с. 27. Кондрат, Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия/ Е.Н. Кондрат.- М.: Юстицинформ, 2014.- 13 с. 28. Красношеина Е.Н., Якова Е.А. Теневой бизнес как угроза экономической безопасности региона / Е.Н. Красношеина, Е.А. Якова.- М.: Сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Барнаул, 8-9 апреля 2015 г.) ,2015.- 82 с. 29. Лесных, Ю.Г. Риски и угрозы экономической безопасности России со стороны мирового финансового рынка в новых геоэкономических условиях / Ю.Г. Лесных, И.В. Повойко.- М.: Научный журнал КубГАУ, 2015.- № 112(08).- 8с. 30. Ломинадзе, А.А. Правовое регулирование аудита эффективности в Российской Федерации / А.А. Ломиндзе.- М.: Финансовое право, 2015.- № 7.- 16 с. 31. Мезин, В.Г. Цена присоединения Крыма / В.Г. Мезин.- М.: Вестник Екатерининского института, 2014.- № 2(26).- 19с. 32. Мигачева, Е.В. Понятие, система, субъекты и актуальные вопросы обеспечения финансовой безопасности: финансово-правовой аспект / Е.В. Мигачева, К.А. Писенко.- М.: Финансовое право, 2014. -№ 12.- 23 с. 33. Охапкин, В.П. О роли финансовой безопасности банковской системы в экономической безопасности государства: методологические основы решения /В.П. Охапккин.- М.: Актуальные проблемы экономики и права, 2012.- № 3.- 41 с. 34. Паньков, В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспекты /В. Паньков.- М.: Внешнеэкономические связи, 1992.- Вып. 8.- 63 с. 35. Петросян, О.Ш. Финансовая безопасность российского государства в контексте национальной безопасности / О.Ш. Петросян.- М.: Государственная власть и местное самоуправление, 2011.- № 2.- 51 с. 36. Пискулов, Ю. Россия в международной торговле /Ю. Пискулов.- М.: Международная экономика, 2012.- № 2.- 11 с. 37. Пономарева, К.А. Неэффективное использование бюджетных средств по законодательству России и Германии / К.А. Пономарева.- М.: Юрист, 2013.- № 13.-22 с. 38. Пронин, А.В. О правовой природе санкций ЕС в отношении РФ / А.В. Пронин.- М.: Историческая и социально-образовательная мысль,2014.- № 2(24).- 57 с. 39. Прошунин, М.М. Правовое регулирование финансового мониторинга (российский и зарубежный опыт)/ М.М. Прошунин.- М.: РАП, 2010.-71 с. 40. Прошунин, М.М., Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма): Учебник./ М.М. Прошунин, М.А. Ткачук.- Калининград.: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2014.- 49 с. 41. Рачков И.В. Экономические санкции с точки зрения права ГАТТ/ВТО/ И.В. Рачков.- М.: Международное правосудие, 2014.- № 3.- 161 с. 42. Рычкалова, Л.А., К вопросу о системе показателей финансовой безопасности государства / Л.А. Рычкалова, А.Г. Эртель.- М.: Современная научная мысль, 2013.- № 5.- 68 с. 43. Власть – Демократия – Контроль/ С.В. Степашин [и др.].- М.: Финансовый контроль, 2005.- 83 с. 44. Тавокин, Е.П. Коррупция в органах власти / Е.П. Тавокин.- М.: Вестник РАН, 2014.- № 6. – 13 с. 45. Тарасов, Ю.А. Государственный контроль как эффективный механизм противодействия экономической преступности / Ю.А. Тарасов.- М.: Российский следователь, 2013.- № 3.- 62 с. 46. Филимонова Е.А. Финансовая безопасность: теория, методология и практика./ Е.А. Филимонова.- Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010.- 62с. 47. Черникова, Е.В. Финансовая безопасность как элемент системы национальной безопасности государства / Е.В. Черникова, О.С. Высоцкая.- М.: Закон, 2010.- № 7.- 21 с. 48. Шевяков, А.Ю. Неравенство и формирование новой социальной политики государства / А.Ю. Шевяков.- М.: Вестник РАН,2008.- № 4.- 41 с. 49. Якунин, В.И. Интегральный проект солидарного развития на Евро-Азиатском континенте (научно-практическая концепция) / В.И. Якунин.- М.: Вестник РАН,2014.- № 8.- 52 с. 50. Ялбулганов, А.А. Новый категориальный аппарат государственного финансового контроля / А.А. Ялбуганов.- М.: Финансовое право, 2014.- № 8.- 21 с. Интернет-ресурсы 51. Алмазов Ш.А., Катищин Д.С., Менский А.В. Влияние экономических санкций США и Евросоюза на банковскую систему РФ // NovaInfo (НоваИнфо). 2014. № 27. [Эл. ресурс]. URL: http://novainfo.ru/archive/27/vliyanie-ekonomicheskih-sankciy (дата обращения 28.05.2018г.) 52. Белокрылова Е.А., Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности". [Эл. ресурс]. СПС КонсультантПлюс. (дата обращения 28.05.2018г.) 53. Воробьева Е.Г., Айзятов Ф.А. Нормативно-правовое обеспечение национальной экономической безопасности России: краткий обзор // Управление экономическими системами (Электронный научный журнал). 2015. № 11. [Эл. ресурс]. URL: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=3803 (дата обращения 28.05.2018г.) 54. Индекс восприятия коррупции-2014: оценка России упала на один балл // АНО "Центр Трансперенси Интернешенл-Р". 24.04.2018 [Эл. ресурс]. URL: http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2014-otcenka-rossii-upala-na-odin-ball (дата обращения 28.05.2018г.) 55. Кравченко Л. Как Россия пострадает от экономических санкций Запада из-за конфликта на Украине // Собеседник. 24.04.2018 ?Эл. ресурс?. URL: http://sobesednik.ru/politika/20140309-kak-rossiya-postradaet-ot-ekonomicheskih-sankciy-zapada-iz-z (дата обращения 28.05.2018г.) 56. Луцик-Дубовая Т.А. Финансовая безопасность: оценка и направления укрепления // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 24.04.2018 [Эл. ресурс]. URL: http://jurnal.org/articles/2014/ekon56.html (дата обращения 28.05.2018г.) 57. Лысенко Ю.В. Теоретические основы обеспечения безопасности финансово-экономической системы России // Экономика и социум (Электронный журнал). 2015. № 5(18). [Эл. ресурс]. URL: https://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_18/Lysenko20Yu.V.(Osnovnoy20razdel).pdf (дата обращения 28.05.2018г.) 58. МИД РФ прокомментировал возможность отключения России от системы SWIFT // ИНТЕРФАКС. 24.04.2018 [Эл. ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/russia/426215 (дата обращения 28.05.2018г.) 59. Оценка ситуации и прогноз на будущее [Доклад группы экспертов под руководством академика РАН С.Ю. Глазьева] // Изборский клуб. 24.04.2018 ?Эл. ресурс?. URL: http://www.dynacon.ru/content/articles/3398/ (дата обращения 28.05.2018г.) 60. Салмина А.А. Избыточное неравенство и экономический рост: Россия и БРИКС // НЕравенство. 24.04.2018 [Эл. ресурс]. URL: http://neravenstvo.com/?p=1091 (дата обращения 28.05.2018г.) 61. Сценарии развития российской экономики в условиях санкций и падения цен на нефть [Доклад экспертов Комитета гражданских инициатив] // Полит.ру. 24.04.2018 ?Эл. ресурс?. URL: http://polit.ru/article/2014/12/25/russian_economy/ (дата обращения 28.05.2018г.) 62. Ткачев И., Сухаревская А. Холодная экономическая война: год под знаком санкций Европы и США // РБК. 24.04.2018 ?Эл. ресурс?. URL: http://top.rbc.ru/economics/26/12/2014/549631bf9a7947c0ac478ddf (дата обращения 28.05.2018г.)
Отрывок из работы

Глава 1. Правовое обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации 1.1 Природа, понятие, критерии финансовой безопасности государства, ее правовое обеспечение Экономическая безопасность и ее неотъемлемая составляющая – финансовая безопасность – рассматривается зарубежными и отечественными авторами как многосторонняя, междисциплинарная категория, синтетическое понятие экономики, финансов и других дисциплин, при ее изучении выделяются международный, национальный, региональный, частный (личностный) уровни обеспечения. В зарубежной экономической литературе преимущественно выделяют глобальный международный (или внешнеэкономический) аспект исследования экономической безопасности, который имеет под собой следующие базовые теории: • теория катастроф (анализ фундаментальных угроз общественному развитию и обоснование способов выхода из кризиса, а также познание механизмов катастроф социального характера, когда социально-экономическая сфера приближается к пороговым значениям своего функционирования и встает перед катастрофой (И. Зиман, Э.Ласло и др.); • теория упорядочивания и самоорганизации систем различного характера, нацеленная на поиск внутренних ресурсов выхода из кризиса (Т. Парсонс, И. Пригожин, Г. Хакен, Н. Моисеев и др.); • теория рисков, рассматривающая вопросы безопасности на микроуровне, где главным фактором выступает обострение конкурентной борьбы; • теория конфликтологии, констатирующая, что глобальными источниками ущемления совокупности потребностей личности в любом обществе являются социальные институты власти и доминирующая элита. Стремление властей к наращиванию статусного дохода (обеспеченной доминирующим положением ренты) рано или поздно приводит к неадекватному удовлетворению потребностей управляемой массы, что вызывает соответствующую негативную реакцию и рост социальной напряженности в обществе. Примером такой напряженности в обществе можно охарактеризовать социально-экономические процессы на Украине. Анализируя приведенную классификацию, стоит отметить, что выделение теории катастроф в зарубежной научной литературе сужает границы проблем экономической безопасности. Как отмечает Е.А. Филимонова, «в условиях России пути вхождения в мировую экономику эта теория не может дать полную системную оценку проблем безопасности российской экономики. Динамика подходов свидетельствует, что категория «безопасность» неразрывно связана с реальностью социально-экономической жизни, что позволяет изучать ее во взаимосвязи с окружающей, экономической, финансовой системой. Множественность подходов, обусловленных большим количеством сторон категории, позволяет более полно раскрыть ее сущность и сформировать методологические особенности изучения и построения системы управления финансовой безопасностью. Представляется, что указанное суждение в полной мере должно учитываться при характеристике финансовой безопасности. Однако не все авторы стараются придерживаться подобного подхода. Зачастую при определении финансовой безопасности применяются либо узкие трактовки, либо слишком нечеткие («размытые»). Другие авторы считают, что экономическая (финансовая) безопасность - это состояние национальной экономики и финансовой системы, которое дает возможность: обеспечить развитие человека, общества и государства на базе достижений научно- технического прогресса; сохранять или быстро восстанавливать производство в условиях прекращения внешних поставок ресурсов или чрезвычайных ситуаций внутреннего характера, обеспечить устойчивое функционирование своей финансово- кредитной системы и удовлетворения потребностей общества при неблагоприятных внутренних и внешних условиях. В.П. Охапкин приводит определение финансово-денежной безопасности как разновидности «безопасности, которая имеет влияние на все отрасли экономики государства. Поскольку деньги являются эквивалентом стоимости любых товаров, они (из-за цены) являются фактором, способным дестабилизировать экономическое положение в стране. Деньги не только бумажные или монетные знаки обмена, покупки или продажи, но и безналичные переводы, и ценные бумаги (акции, векселя, сертификаты, облигации), определяющие финансовое состояние государства. Огромное значение имеет банковская система страны, которая реализует все операции, касающиеся обращения денег и ценных бумаг. Именно банки способны стабилизовать или дестабилизировать финансовое положение государства. Вместе с тем он так же отмечает, что «ценная безопасность - разновидность безопасности, имеет наибольшее влияние на экономику». По мнению В.Ф. Гапоненко, «финансовой безопасностью является такое состояние финансово-кредитной сферы, которое характеризуется сбалансированностью, устойчивостью к внутренним и внешним негативным воздействиям, способностью этой сферы обеспечивать эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост. Однако, все приведенные выше формулировки понятия «финансовая безопасность» отражают только лишь аспекты этой всеобъемлющей категории и не отражают полностью её сущность. Значимость более обоснованной формулировки категории «финансовая безопасность» обусловлена тем, что исходя из содержания, которое в нее вкладывается, и должны формироваться все элементы полноценной системы финансовой безопасности. С учетом сказанного стоит поддержать мнение Т.А. Луцик-Дубовой, предполагающей, что финансовая безопасность - это: • важнейшая составляющая экономической безопасности государства, которая базируется на обеспечении независимости, эффективности и конкурентности финансово-кредитной сферы государства, которая находит свое отражение в системе критериев и индикаторов ее состояния, характеризующих такие аспекты, как сбалансированность финансов, достаточную ликвидность активов, сбалансированность внутреннего и внешнего долга, дефицита бюджета и наличие необходимых денежных и золотовалютных резервов; • уровень защищенности финансовых интересов на макро- и микроуровнях, уровнях финансовых отношений; • состояние таможенно – тарифной, финансовой, валютной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, расчетной, инвестиционной, банковской и фондовой систем, которое характеризуется способностью противостоять внутренним и внешним негативным воздействиям, способностью предотвращать внешнюю недружественную финансовую экспансию, гарантировать финансовую устойчивость, а также эффективное функционирование национальной экономики и экономический рост в условиях расширенного воспроизводства; • состояние финансовых потоков в экономике, которое может быть охарактеризовано сбалансированностью и наличием отработанных и эффективных механизмов регулирования и саморегулирования. При этом необходимо различать кратко-, средне- и долгосрочные; временные и постоянные; стратегические и тактические; внутренние и внешние; параллельные, конфронтационные, расходящиеся и общие; не реализованные, частично реализованные и реализованные; жизненно важные и второстепенные финансовые интересы и потребности. Следует иметь ввиду, что устойчивость финансовой системы государства определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, оптимизацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы (также, как и системы небанковских учреждений) и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, размером валютных резервов, развитием отечественного рынка, состоянием внешней и внутренней задолженности, величиной дефицита платежного баланса, инвестиционным климатом и т.д. Подводя итог, можно сделать вывод, что финансовая безопасность включает: финансовую безопасность отдельного гражданина, домашних хозяйств, населения, предпринимателей, предприятий, организаций, учреждений и их ассоциаций, отраслей хозяйственного комплекса, регионов, отдельных секторов экономики, государства (в свою очередь финансовая безопасность государства состоит из таких составляющих как монетарная, бюджетная, валютная, инвестиционная, инфляционная, ценовая, курсовая и долговая безопасность) и различных межгосударственных образований, а также мирового сообщества в целом. 1.2 Роль и место финансовой безопасности в системе национальной безопасности России Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которая является основным документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия является базой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организацией и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. В преамбуле Стратегии содержится ряд важных положений, указывающих на то, что в условиях глобализации мирового развития, международных политических и экономических отношений, содержащих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития благополучно переходит к новой государственной политике в сфере национальной безопасности. 28 декабря 2010 г. Был принят Федеральный закон № 390-ФЗ «О безопасности», который определяет объект, предмет, цели, задачи, принципы и содержание правовых норм, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. В Законе устанавливаются единые положения в области обеспечения государственной, общественной, территориальной, информационной и иных видов национальной безопасности РФ. Так же, подчеркиваются что в настоящее время, в целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренний и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения России в одну из лидирующих держав. Согласно мнениям ряда экспертов, базисом национальной безопасности страны является экономическая безопасность. Так, в частности, Е.А.Григорьева отмечает, что в основе национальной безопасности лежит экономическая безопасность, и вокруг нее формируется информационная, экологическая, военная, продовольственная, технологическая безопасности. В том числе в теории имеется агрегированное понятие «национальная экономическая безопасность». Например, В. Паньков относительно национальной экономической безопасности отмечает, что это – состояние национальной экономики, которое характеризует ее такими качествами, как: устойчивость, «иммунитет» к влиянию внешних и внутренних факторов, отрицательно влияющих на протекание процесса общественного воспроизводства, способных снижать достигнутый уровень жизни людей, тем самым приводящих к повышению социальной напряженности в обществе, а также предоставляющий угрозу существованию государства. В.С. Загашвили определяет ее через обеспечение экономической независимости, рост экономической силы и увеличение качества жизни, «…в условиях требований, налагаемых участием в системе международной экономической взаимосвязи и в геоэкономической структуре, понимаемой как пространственной- силовая структура мирового хозяйства». Некоторые авторы идут еще глубже. Исходя из того, что в категории «национальная экономическая безопасность» должны быть, отражены ее российская специфика, самобытность, особый характер категории с точки зрения системы ее обеспечения, Е.Г. Воробьева и Ф.А. Айтязов полагают логичным дополнить указанную категорию и ввести в современной российское правовое поле термин «национальная экономическая безопасность Российской Федерации», под которым предлагают понимать составную часть как базис национальной безопасности России, подразумевающих защищенность российских национальных экономических интересов от внешних и внутренних угроз, основанную на эффективном сотрудничестве личности (граждан), общества, субъектов хозяйствования и государства, - призванного ее обеспечивать – путем осуществления экономической политики с учетом российских традиций, обычаев и менталитета. Особое положение в архитектуре национальной экономической безопасности занимает финансовая безопасность, это обусловлено рядом таких причин, как, во-первых, влияние экономических процессов и явлений на финансы, что особенно ярко проявляется в условиях кризисов и противоречий экономики; во-вторых, взаимозависимость и взаимообусвлоенность экономики и финансов, поскольку любая экономическая инициатива нуждается в финансировании; в- третьих, экономика любого государства нуждается в финансовой стабильности, что является стимулом для государства создавать системы финансовой безопасности, адаптированные к вызовам XXI века, являющиеся одновременно и экономическими регуляторами; в-четвертых, безопасное функционирование финансовой системы государства является важной стратегической составляющей национальной безопасности. Угрозы, возникающие в сфере финансовой безопасности, нередко совпадают с угрозами экономической безопасности, что объясняется интеграцией рассматриваемых сфер и наличием общих объектов. Соглашаясь с авторами, рассматривающими финансовую безопасность в качестве составной части экономической безопасности , хочется подчеркнуть не механичность, не сегментированность соотношения этих видов безопасности, а их органическую взаимосвязь. Если цель финансовой деятельности государства лежит в его экономическом процветании и безопасности, то и цель деятельности по обеспечению финансовой безопасности, как особого направления финансовой деятельности, не может замыкаться в плоскости самих финансов и даже финансовой системы, но состоит в обеспечении экономической безопасности и экономическом благосостоянии в целом. В обстановке усиления рисков и угроз эффективность политики безопасности нации при соблюдении ее государственных интересов может состояться только при помощи синергетических эффектов от взаимодействия ее неотъемлемых компонентов. Для этого актуально рассмотрение с позиций государственных интересов России взаимозависимостей и взаимосвязей экономической и финансовой безопасности. Под финансово-экономической безопасностью страны экспертами предлагается понимать «уровень развития финансово-экономической системы, который отражает национальную силу государства. Развитая финансово-экономическая система обеспечивает необходимые и достаточные условия, позволяющие разрешить внутренние противоречия и преодолеть внешние угрозы. Тем самым при сохранении целостности и единства страны развивается национальная самодостаточность, успешно реализуются национальные интересы, сохраняется общественно-экономическая и финансовая стабильность, может в какой-то степени достигаться геоэкономическое превосходство. В последнее время в определении условий развития экономики ведущую роль играет финансовая сфера, и финансы занимают первое место. На значение, сущность и ролевое место финансов влияют мировые процессы глобализации и интернационализации. По причине нарастания процессов дерегулирования и глобализации финансовая сфера гипертрофируется. Такое развитие меняет сущность финансового рынка, который становится особым надэкономическим финансовым производством, действующим по своим законам, использующим свои уникальные технологии. Следствием этого становится ослабевание народнохозяйственных инструментов управления, изменение схем распределения доходов и пр. В XXI веке все более отчетливо стало нарастать диспропорциональное противоречие между необходимостью обеспечивать темпы экономического роста в соответствии с темпами увеличения населения и потенциалом экономики, природы удовлетворения потребностей. Данное противоречие в последние десятилетия сглаживаются стимулированием не именно экономического роста, а глобализацией и развитием финансовых рынков, что косвенно воздействует на экономику и ее восприятие социумом. В результате финансовая система стала основополагающим фактором развития экономики и социума, а финансы перестали быть рядовой категорией обслуживания современных экономических процессов. Финансы стали самостоятельным сегментом, определяющим возможности развития экономики. На данный период проблемы и угрозы финансово-экономической безопасности приобретают еще большую степень обострения. В мировой финансовой системе возрастает квазимонополистическая роль стран, политика стимулирования развития экономики, которых вызывается внутренним общественным эгоизмом, провоцирующим рост потребления, или значительным увеличением народонаселения. При этом формируются «финансовые пробелы», которые финансовый рынок делают аварийным и создают общесистемную высокую волатильность. Финансовую безопасность любого государства определяет, прежде всего, ее финансовая независимость, которой, в отличие от независимости политической, еще никому не удавалось достичь лишь с помощью декларативных актов. Финансовая независимость или есть, или ее необходимо приобретать целенаправленными настойчивыми усилиями в течение определенного времени. При этом весомое значение имеют внешние финансовые источники, в первую очередь – международные финансовые организации, правительства стран-кредиторов, транснациональные корпорации, корпоративные и частные иностранные инвестиции и т.д. Определяя основные требования к ориентированной на национальные интересы модели независимо экономического развития России, необходимо сразу отметить ее несовместимость с «родовыми травмами» российского капитализма: олигархическим доминированием, оффшоризацией, долларизацией, поляризацией доходов, криминализацией экономики и коррумпированностью госаппарата. Соответственно, усилия руководство должны быть направлены на искоренение данных изъянов. Кроме того, новая модель независимого экономического развития должна обеспечить соблюдение очевидных требований, предъявляемых к экономике обществом и государством: конституционные нормы социального государства, включая цели повышения уровня и продолжительности жизни населения, снижения безработицы; провозглашенные руководством страны задачи осуществления модернизации и новой индустриализации экономики, перевода ее на инновационный путь развития; целевые ориентиры, установленные Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике»; поставленные в посланиях президента Федеральному собранию задачи структурной перестройки экономики, ее деоффшоризации и демонополизации, обновления промышленности, создания механизмов долгосрочного кредитования производственной деятельности, усовершенствования налогово-бюджетной политики, всемирного развития экономической интеграции на постсоветском пространстве. Для выполнения этих требований государство располагает механизмами налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики генерирования и распределения ресурсов, распоряжения своей собственностью и регулирования использования частной собственности. Возможности первого ограничены уже принятыми решениями, из которых наиболее спорным является резервирование нефтяных доходов в резервном фонде. Их использование в целях поддержки инвестиционной и инновационной активности позволило бы поднять норму накопления в полтора раза, выведя ее на уровень установленных президентом целевых показателей. Расходование бюджетных средств на цели развития здравоохранения, образования и науки также имеет немаловажное значение для становления нового технологического уклада, в отношении которого эти отрасли выполняют функции генератора спроса. Вместе с тем огромные возможности для подъема инвестиционной активности кроются в денежной политике государства, для активизации которых необходимо создание механизмов долгосрочного рефинансирования на основе внутренних источников. Стоит поддержать мнение С.Ю. Глазьева о том, что «переход к новому технологическому укладу требует существенного увеличения нормы накопления, многократного повышения инновационной активности. Для этого необходимое резкое увеличение объема и удлинение сроков кредита. Эту задачу в нынешних российских условиях может решить только Центральный банк за счет кардинального расширения объемов и удлинения сроков рефинансирования коммерческих банков. На первом этапе во избежание расходования этих средств на спекулятивные операции можно действовать в контуре государственных банков и предприятий. После формирования соответствующей технологической траектории и вывода, созданных при поддержке государства хозяйствующих субъектов в режим расширенного воспроизводства на основе рыночных механизмов мобилизующая функция государства может быть свернута, а масштаб госсектора сокращен. Для того чтобы связать охарактеризованные выше меры политики модернизации и развития, необходимого стратегическое планирование, включающее постановку долгосрочных целей, выбор приоритетов структурной перестройки экономики на основе нового технологического уклада, разработку и реализацию соответствующих программ, а также механизмы их финансирования и ресурсного обеспечения, ответственности за реализацию поставленных задач, мониторинга и контроля. Глава 2 Внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности Российской Федерации 2.1 Классификация угроз финансовой безопасности Российской Федерации Существует несколько факторов, которые способны приводить к появлению и формированию кризисных ситуаций в стране, которые вызывают угрозы финансовой безопасности в стране. Примерами факторов дестабилизации являются: упадок производства и утрата внутреннего рынка; разрушение производственно-технического потенциала и деидунстриализация экономики; потеря продовольственной независимости; рост отсутствия работы и снижение рабочей мотивации; криминализация экономики; невозвратное ухудшение состояния природной среды; нарушение финансового обеспечения территории; потеря внешнего рынка и др. Изучая национальную безопасность России, можно отметить то, что именно экономика в течение многих лет остается её слабым звеном. Страна испытывает сложный период обновления, порождающий последствия во всех сферах деятельности общества. Оценивая развитие экономики в последнее десятилетие, видно, что страна еще не в состоянии войти в новую траекторию повышения темпов экономического роста. Все эти аспекты обостряют ситуацию в стране. Государственные интересы России и угрозы финансовой безопасности – главные составляющие ее обеспечения. К основным интересам можно отнести: • повышение эффективности финансовой системы – важнейшего регулятора рыночных отношений. Достигается путем поддержания государственных расходов в соответствии с имеющимися ресурсами и бюджетными ассигнованиями; • усиление сдерживания инфляционных процессов; • стимулирование иностранных капиталовложений; • создание единой сбалансированной правовой основы. К основным угрозам финансовой безопасности чаще всего относят: • мировые системные финансовые кризисы; • влияние теневой экономики на финансовую систему; • перемещение капитала, полученного в России, в иностранные государства; • неправомерные действия органов государственной власти в сфере распределения и использования ресурсов бюджетной системы, финансовые правонарушения, коррупция и многие другие угрозы в финансово-кредитной, денежно-валютной, бюджетной и налоговой сферах. Основанием классификации любой из угроз финансовой безопасности являются следующие критерии: источник и причины возникновения угрозы, сфера наибольшей локации угрозы, характер угрозы, длительность влияния угрозы на элемент финансовой системы, степень отклонения угрозы при помощи административных, правовых и экономических ресурсов. Учитывая наличие различного рода критериев, в научной среде существует большое число классификаций угроз финансовой безопасности. По отношению к субъекту - государству – угрозы могут быть внешними и внутренними. Внешние обусловлены воздействием внешней среды – политическая и экономическая нестабильность, обострение глобальных экологических проблем, непредсказуемая реакция торговых партнеров т.п.; внутренние - состоянием самого государства. Внутренние угрозы могут проявляться по причине ошибочной политики, персональных оплошностей работников госструктур, мошеннических действий и так далее. При этом внутренние факторы могут, как усиливать, так и ослаблять действие внешних угроз, и наоборот. Также выделяют реальные, уже произошедшие изменения, и потенциальные, которые могут произойти при каких-то условиях. Существуют угрозы, целенаправленно создаваемые другими субъектами, и возникающие стихийно, которые вызваны последствиями случайных событий. Угрозы могут носить опосредованный характер, действовать при определенных дополнительных условиях, и проявляться непосредственно, прямо вызывая негативные изменения, Различают угрозы, порождающие негативные изменения через короткие временные промежутки (в свою очередь они бывают регулярными и спорадическими), и перспективные, проявление которых может наступить через длительный период времени после возникновения данной угрозы. Они подразделяются на экономические, политические, социальные и экологические. Выявленные угрозы можно отнести к частично поддающимся нейтрализации и к не поддающимся сознательному управлению. Угрозы финансовой безопасности государства в зависимости от источника возникновения делят на: объективные и субъективные.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
100 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg