Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Автономия образовательной организации высшего образования.

irina_k20 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Курсовая работа состоит из двух глав, разбитых на параграфы. В настоящей работе определены следующие цели: — проанализировать правовое положение автономных организаций высшего образования; — сравнить автономные организации наряду с бюджетными учреждениями; — изучить структуру управления автономными организациями. Задачами, с помощью которых будут решены поставленные цели следующие: — рассмотрение Закона № 174-ФЗ; — выявление специфических черт автономного учреждения от бюджетного сектора, дискуссий в ходе принятия Законопроекта об автономных учреждениях, отличие автономного учреждения от иных организационно-правовых форм; — выявление пробелов в законодательстве об автономных учреждениях; — рассмотрение органов управления автономным учреждением на примере автономного образовательного учреждения. Объектом исследования выступает правовое положение автономной организации высшего образования, регулирование институтом управления автономным учреждением. Предметом являются автономные учреждения, структура и специфика органов управления автономного учреждения. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие, системный анализ изучаемых явлений и результатов. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, сравнения и др. По степени изученности данной проблематики можно сказать, что данная тема в силу своей новизны, не достаточно разработана в научной литературе и требует дальнейшего развития и обоснования. Что касается вопросов управления автономным учреждением, то данная проблематика остается дискуссионной да данный момент, так как законодательство об автономных учреждениях имеет свои пробелы и недоработки в данной сфере. При написании курсовой работы были использованы научные труды ученых-специалистов в области гражданского права: Т.В. Абанкиной, Е. Арсюхина, А.Л. Бердашкевич, Н.И. Булаева, С.А. Бурлакова, Е.М. Бурундуковой, А.Б.Вифлеемского, Н.С. Григорьевой, Т.А. Гусевой, В.В. Залесского, Л.Зуйковой, В.В. Кваниной, А.А. Кирилловых, А.К. Клюева, С.В. Курова, М.А.Лукашенко, Г.В. Манасян, Л.А. Новосёловой, Н.Б. Озеровой, В.Ю. Панченко, Е.А. Пыхова, И.Н. Токарева, К.Г. Чагина, С.И. Феклина и многих других авторов.
Введение

Увеличение разнообразия организационно-правовых форм, в которых могут создаваться и функционировать государственные и муниципальные учреждения — один из центральных вопросов многочисленных дискуссий, которые ведутся на протяжении ряда лет, затрагивая вопросы модернизации социальной сферы. Это закономерно, поскольку речь идет о соотношении прав и обязанностей учреждений, в частности, в сферы образования, которая характеризуют положение данных учреждений в экономической сфере. Ситуация складывается таким образом, что в целях повышения качества и увеличения объёмов предоставляемых услуг возникла необходимость в реформировании социальной сферы. Не смотря на это, в настоящее время по-прежнему остается высокой доля государственного сектора в сфере социальных услуг с низким уровнем конкуренции в связи с продолжающейся патерналистской политикой государства, что является тормозом в достижении современного качества предоставляемых социальных услуг населению. Выбранная тема курсовой работы как уже было отмечено выше, является актуальной на сегодняшний день. Еще в 2015 году Президент РФ Владимир Путин поставил вопрос о том, насколько плохо количество и состав бюджетных учреждений удовлетворяют потребностям общества. На поставленный вопрос Правительство искало пути создания таких механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться учреждениями различных организационно-правовых форм, одной из которых стали автономные учреждения. Преобразование значительной части учреждений сферы образования, медицины, культуры в новые организационно-правовые формы: государственные (муниципальные) автономные учреждения предусматривает Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях (далее – Закон № 174-ФЗ), одобренный Советом Федерации на 186-м пленарном заседании. Палата одобрила также Федеральный закон № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 175-ФЗ). В связи с принятием Закона № 174-ФЗ в сфере образования, на которую приходится подавляющее количество этих видов юридических лиц, выявилась недостаточная разработанность правового регулирования статуса этого вида учреждений, наличие множества коллизий и пробелов в законодательстве, связанных с правовым режимом органов управления этого юридического лица. Такая ситуация приводит на практике к господству внеправовых механизмов регулирования, а также принятию решений, заключению сделок с имуществом автономного учреждения с применением законодательства по аналогии. Идея создания автономных учреждений давно витала в умах законодателей. Не секрет, что довольно значительное количество бюджетных учреждений высшего образования ведет успешную предпринимательскую деятельность. При этом доля бюджетного финансирования, выделяемых таким учреждениям, гораздо меньше, чем размер получаемых ими доходов. Поэтому предполагалось, что бюджетные учреждения, которые «твердо стоят на ногах» за счет доходов от предпринимательской деятельности, должны быть «отлучены» от государственных финансов и преобразованы в иную организационно-правовую форму. Таким образом, законодатели планировали значительно сократить расходы бюджета, не рискуя при этом нарушить сложившуюся инфраструктуру оказания такими учреждениями социально значимых услуг населению. По мнению противников закона, его принятие могло привести к коммерциализации науки, культуры и образования и к росту коррупции в социальной сфере. Сторонники же законопроекта, со своей стороны, провозглашали, что: — переход государственных учреждений в статус автономных обеспечит им большую финансовую свободу, а работникам — достойную заработную плату; — новый статус бюджетных учреждений позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Содержание

Введение 3 1 Правовое положение автономной образовательной организации высшего образования 7 1.1 Обзор Федерального Закона № 174 «Об автономных учреждениях» 7 1.2 Автономное учреждение как вид учреждений 14 2 Управление автономной образовательной организацией высшего образования 21 2.1 Автономное образовательное учреждение 21 2.2 Система управления автономным образовательным учреждением 27 Заключение 35 Список использованных источников 38
Список литературы

1. Арсюхин, Е. Кто первым скажет «Автономное учреждение». Государственные и муниципальные учреждения станут автономными / Е. Арсюхин // Российская газета. — 2006. — 18 мая (№ 4069). 2. Бердашкевич, А.Л. Правовой и экономический статус субъектов образовательной деятельности. Слово о завтрашнем дне // Закон. — 2006. — № 4. — С. 15-18. 3. Булаев, Н. И., Бердашкевич, А.П. Место автономных учреждений в российской системе образования // Официальные документы в образовании. — 2006. — № 33. — С. 4-19. 4. Бурлаков, С.А. Крупные сделки и сделки с заинтересованностью автономных учреждений / С.А. Бурлаков // Журнал российского права. — 2008. — № 9. — С. 132-141. 5. Вифлеемский, А.Б. Изменения в финансово-хозяйственном механизме функционирования бюджетных учреждений // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2006. — № 10. — С. 12-19. 6. Григорьева, Н.С. Автономные учреждения: создание, реорганизация и ликвидация / Н.С. Григорьева // Гражданское право. — 2008. — № 4. — С. 14-17. 7. Григорьева, Н.С. Правовой режим имущества автономных учреждений / Н.С. Григорьева // Автономные учреждения: экономика, налогообложение и бухгалтерский учёт. — 2009. — № 1. — С. 19-20. 8. Залесский, В.В. Новое юридическое лицо (автономное учреждение) / В.В. Залесский // Журнал российского права. — 2007. — № 4. — С. 61-69. 9. Зуйкова Л. Автономные и двуликие // Новая бухгалтерия. — 2007. — № 2. — С. 16-25. 10. Кванина, В.В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. — 129 с. 11. Кирилловых, А.А. Учреждения: некоторые вопросы порядка и последствий перехода в автономный статус / А.А. Кирилловых // Право и экономика. — 2007. — № 12. — С. 24-29. 12. Клюев, А.К. Новые модели управления вузом: шаг вперед или два назад? / А.К. Клюев // Университетское управление: практика и анализ. — 2004. — № 5-6(33). С. 53-61. 13. Лукашенко, М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. — М.: Маркет ДС, 2003. — С.12-13. 14. Манасян, Г.В. Автономные учреждения в системе некоммерческих организаций / Г.В. Манасян // Юстиция. — 2009. — № 1. — С. 74-80. 15. Новоселова, Л.А. Автономные учреждения / Л.А. Новоселова // Корпорации и учреждения: сб. статей / ответственный редактор М.А. Рожкова. — М.: Статут, 2007. — С. — 168-196. 16. Чагин, К.Г. Автономные учреждения: «госкорпорации» в социальной сфере или мостик к рынку? / К. Чагин // Законодательство и экономика. — 2008. — № 5. — C. 14-24. 17. Феклин, С.И. Автономное учреждение — новая модель развития школы в России: методическое пособие. — М.: Арсенал образования, 2008. — С. 104-123.
Отрывок из работы

1. Правовое положение автономной образовательной организации высшего образования 1.1 Обзор Федерального Закона № 174 «Об автономных учреждениях» В соответствии с действующим законодательством одним из принципов государственной политики в социальной сфере является наличие автономии юридических лиц. Под автономией, прежде всего, понимается независимость в управлении, которой государство наделяет некоммерческие организации для осуществления ими социальных функций и, в свою очередь, инвестируя в данную сферу, закладывает основы стабильного экономического и культурного развития общества. Однако нормативы финансирования, установленные законодательством, государством систематически не выполняются. В начале 90-х годов XX века целях сохранения существующей системы некоммерческим организациям в России было разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность. Следующим шагом в данном направлении стал поиск новой организационно-правовой формы и её учреждение, с одной стороны, путем наделения большими финансовыми и хозяйственно-распорядительными полномочиями, а с другой — путем отказа от ее финансирования. Данный поиск закончился принятием Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об автономных учреждениях“, а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» [1]. Первоначально проекты законов о государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях были инициированы в недрах Центра стратегических разработок в ведомстве Г. Грефа, и их авторы исходили из двух несколько противоречивых предпосылок. Первая заключается в том, что если, к примеру, образовательные учреждения оказывают «услуги» и коммерческая составляющая достаточно велика, то пусть они будут чистыми субъектами рынка, а государству за их деятельность отвечать не надо. Заодно и бюджетные средства можно сэкономить. И, наконец, вторая мысль, которую часто высказывал, министр образования, А.А. Фурсенко: «Нехорошо зарабатывать деньги на государственной собственности». Но на это высказывание следовало очень логичное возражение руководителей образовательных учреждений, особенно ректоров, о том, что они готовы отказаться от коммерческого приема, но при условии, что они будут финансироваться полностью, а не на уровне 40-45% от необходимой потребности обеспечения бюджетного приема [2]. Законопроект, справедливо окрещённый «троянским конём приватизации», предполагает превращение в автономные учреждения организаций образования, науки, культуры и социальной защиты, что возможно приведёт к следующим результатам. Так, во-первых, утрата сохранившихся в законодательстве налоговых льгот для организаций социальной сферы и целого ряда социальных гарантий для граждан, включая отсрочки от призыва на военную службу, досрочные пенсии для педагогов и медиков и т. д. Все эти льготы и гарантии не распространяются на автономные учреждения. Во-вторых, новый виток коммерциализации социальной сферы, массовое вытеснение бюджетных, то есть бесплатных для гражданина, социальных услуг и замена их платными. В-третьих, фактическая ликвидация конституционного права граждан на бюджетное образование. Конституция России гарантирует это право лишь тем, кто учится (воспитывается) или лечится в государственных или муниципальных учреждениях, но отнюдь не в автономных учреждениях. В-четвёртых, снятие запрета на приватизацию, который установлен законом для государственных и муниципальных образовательных учреждений. В законопроекте об автономных учреждениях прямо прописан и один из путей такой приватизации — банкротство. Приватизация же образования немедленно сделает его полностью платным и лишит будущего многие миллионы детей из семей с низкими и средними доходами. И, наконец, скачкообразный рост коррупции в социальной сфере. Согласно законопроекту, именно чиновники будут решать: превращать государственное учреждение в автономное учреждение или оставить его в прежнем статусе; какое имущество государственного или муниципального учреждения отнести к разряду особо ценного, а какое разрешить продавать [3]. Однако, несмотря на все недовольства со стороны общества, с 8 января 2007 г. законы вступили в силу (некоторые изменения в другие законодательные акты — с 1 января 2007 г.). Не остались без внимания, такие важные правовые акты, как Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Одна из особенностей принятого Закона № 174-ФЗ заключается в наличии в его тексте многочисленных ссылок, в соответствии с которыми Правительству Российской Федерации предлагается разработать дополнительные нормативные правовые акты, устанавливающие различные правила (порядки, нормы и нормативы), регламентирующие создание и функционирование государственных (федеральных и субъектов Российской Федерации) и муниципальных автономных учреждений. Правительством Российской Федерации принято шесть подзаконных акта (в хронологическом порядке): — постановление от 28 мая 2007 г. № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»; — постановление от 31 мая 2007 г. № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения»; — постановление от 10 октября 2007 г. № 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения»; — постановление от 18 октября 2007 г. № 684 «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества»; — постановление от 24декабря 2007 г. № 924 «Об утверждении Правил подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений»; — постановление от 18 марта 2008 г. № 182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания». В результате получена новая правовая конструкция, которая предполагает: 1. Объединить преимущества государственного учреждения с возможностями коммерческих организаций. 2. Сохранить налоговый статус учреждений при ведении ими предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности. 3. Установить прямую зависимость между получаемым учреждениями объемом бюджетных ресурсов и конкретным эффектом, получаемым от их деятельности. 4. Конкретизировать правомочия и возможности учреждений на основе экономических подходов к управлению ими и, тем самым, реализовать принцип автономии учреждений, избавив их от избыточного административного давления. Автономные учреждения могут быть созданы либо путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения, либо с создания автономного учреждения. Предполагается, что основная масса автономных учреждений, особенно на начальных этапах, появится посредством изменения типа, что позволит сохранить у автономного учреждения все разрешительные документы (лицензии, свидетельства об аккредитации и т.п.), имеющиеся у существующего учреждения (п. 12 ст. 5 Закона № 174-ФЗ). Изменением типа никаких других организаций, помимо государственных (муниципальных) учреждений, автономные учреждения создать нельзя. В п. 2 ст. 20 Закона № 174-ФЗ предусмотрено, что изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается. Следовательно, для осуществления деятельности в сфере здравоохранения автономные учреждения должны создаваться заново. Вероятно, подобная норма была введена для предотвращения гипотетической угрозы сокращения числа бесплатных услуг, оказываемых населению, и замены их платными. Вместе с тем она лишает возможности прямого перехода в автономное учреждение, а именно путем изменения типа учреждения сферы здравоохранения, способные оказывать востребованные населением платные услуги. Иной же вариант создания автономного учреждения предполагает переоформление всех разрешительных документов, то есть более трудоёмкий процесс. Законодательство предоставляет автономному учреждению свободу использования полученных доходов. Согласно п. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ указанные доходы поступают в распоряжение автономного учреждения и могут задействоваться им для достижения собственных целей. Данные нормы схожи с регулированием использования существующими бюджетными учреждениями доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Однако в отличие от ситуации с бюджетными учреждениями собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от деятельности автономного учреждения и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (п. 9 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Это означает, что автономное учреждение сравнительно свободно в расходовании полученных доходов. На всех уровнях бюджетной системы применительно к доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности широко используются особые процедуры учета поступления и расходования, которые хотя и не нарушают прав бюджетных учреждений на самостоятельное распоряжение доходами, однако достаточно сложны, трудозатратны и предполагают проведение согласований с органами государственной власти (местного самоуправления). Согласно п. 2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения вправе осуществлять деятельность в соответствии с заданиями учредителя бесплатно либо за частичную плату. Кроме того, автономные учреждения могут вне заданий учредителя выполнять работы, относящиеся к его основной деятельности, и оказывать услуги за плату на одинаковых при оказании однородных услуг условиях — но лишь в порядке, установленном федеральными законами (п. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Если таковой порядок отсутствует, деятельность, относящуюся к основной, вне задания учредителя автономное учреждение осуществлять не может. За автономным учреждением закреплено право выполнять и иную деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых учреждение создано, и лишь при условии, что такие виды деятельности указаны в уставе автономного учреждения. Помимо этого, в Законе № 174-ФЗ введен ряд норм, позволяющих автономному учреждению осуществлять свою деятельность и управлять имуществом в более благоприятных условиях. Так, за автономными учреждениями закреплены широкие права по распоряжению имуществом: согласие собственника требуется лишь для распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, иным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Вместе с тем управление имуществом автономное учреждение имеет определенные финансовые ограничения. Так, если в качестве способа получения дополнительных финансовых ресурсов автономное учреждение выберет сдачу в аренду недвижимого, либо особо ценного движимого имущества, средства на содержание данного имущества учредителем выделяться не будут. Рассмотренная норма направлена на пресечение такого распространенного в настоящее время негативного явления, как содержание имущества, сдаваемого в аренду, за счет бюджета [4]. Согласно п. 5 ст. 2 Закона № 174-ФЗ собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам такого учреждения. В п. 2 ст. 120 ГК РФ и в п. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ предусмотрено, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого. Однако основную часть имущества, закрепленного за автономным учреждением, очевидно, будет составлять как раз недвижимое и особо ценное движимое имущество, а иное имущество, которым автономное учреждение должно отвечать по своим обязательствам, окажется несопоставимо мало. При этом в соответствии с п. 10 ст. 5 Закона № 174-ФЗ оценка достаточности закрепляемого имущества для несения ответственности по обязательствам осуществляется лишь применительно к обязательствам государственного (муниципального) учреждения, возникшим до изменения его типа, без учета потенциальных обязательств автономного учреждения в будущем. Для сравнения: частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества [5]. Таким образом, хотя автономное учреждение имеет больше прав для распределения полученных доходов по собственному усмотрению, возможности для их получения ограничены в силу ограничения направлений деятельности, которые оно может осуществлять на платной основе, а также ограничения состава имущества, которым автономное учреждение отвечает по своим обязательством при отсутствии субсидиарной ответственности государства. ? 1.2 Автономное учреждение как вид учреждений До издания Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» в законодательстве использовалось одно понятие — «учреждение» с указанием на некоторые виды учреждений, отличающихся друг от друга в зависимости от того, каким собственником оно было создано. Допускалось создание следующих разновидностей некоммерческих организаций в форме учреждений: 1) государственных учреждений, созданных Российской Федерацией за счет средств соответствующего бюджета; 2) муниципальных учреждений, созданных муниципальными образованиями и финансируемых за счет средств местного бюджета; 3) частных учреждений, созданных и финансируемых за счет имущества и средств граждан и (или) юридических лиц — собственников (ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях). Родовое понятие учреждения характеризуется признаками, общими для всех видов учреждений. Каждое учреждение пользуется правами юридического лица. Особенностью учреждения является то, что оно всегда создается внешним учредителем, остающимся за его пределами. Учредитель определяет цели деятельности учреждения, которые соответствуют его общей характеристике как некоммерческой организации и конкретизируются в уставных документах в рамках указания закона — учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функции некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК РФ). В результате принятия нового закона в ГК РФ появляются три типа учреждений: государственное и муниципальное бюджетное учреждение, государственное и муниципальное автономное учреждение и частное учреждение. Они отличаются по учредительству, взаимоотношениям с учредителем и некоторым образом по распоряжению находящимся в их ведении имуществом и средствами. В числе важнейших задач, которые пытались решить посредством введения учреждений нового типа, а именно автономных, — создание условий для тех учреждений, которые способны зарабатывать самостоятельно, что позволит уменьшить возложенное на государство бремя их содержания и повысить качество услуг [7]. Учредителями как бюджетных, так и автономных учреждений являются органы власти, учредителями частных учреждений — физические и юридические лица. По своим взаимоотношениям с учредителями бюджетные и частные учреждения одинаковы, в случае недостатка у них денежных средств для исполнения принятых на себя обязательств субсидиарную ответственность за них несет учредитель. Автономное учреждение имеет тех же учредителей, что и бюджетное, но учредитель не несет субсидиарной ответственности по их обязательствам и, если у них недостаточно денежных средств, то они будут вынуждены отвечать по своим обязательствам имеющейся в их распоряжении собственностью, то есть имуществом.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg