Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

kira_moreva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
В соответствии с задачами исследования, в первой главе бакалаврской работы был осуществлен ретроспективный обзор психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что позволило сделать следующие выводы: Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.
Введение

Актуальность исследования. Общение, являясь cложной и многогранной деятельноcтью, требует cпецифических знаний и умений, которыми человек овладевает в процеccе уcвоения cоциального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Формирование диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и деятельности мышления, возникает и развивается в процессе общения. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Диалогическая речь изучается многими науками: лингвистикой, психологией, педагогикой, психолингвистикой и др. Соответственно, много ученых занималось изучением данной проблемы (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. , Д.Б. Эльконин и др.) отмечали, что общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. По мнению М.И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом [40]. Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления языковой компетенции ребенка. Исследования О.М. Вершиной [5], В.П. Глуховa [12], О.Я. Гойхман [15] и др. показывают, что диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Н.С. Жукова [18], Е.М. Мастюкова [19], С.А. Миронова [34] и др. отмечают, что существует и обратная зависимость – недоразвитие речевых средств снижает уровень общения. С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в общении [35]. У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями [39]. При достаточном исследовании и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи проблема изучения и развития диалогической речи детей с ОНР в процессе игровой деятельности изучена недостаточно. Недостаточно исследований, направленных на изучение диалога, диалогической речи как компонента системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия для детей с общим недоразвитием речи. При существующей организации воспитательного процесса в логопедических группах имеется определенная ограниченность в возможности формирования игры у детей, так как ее место в коррекционно-развивающем процессе до настоящего времени остается неясным. В логопедической практике широко применяются разнообразные игровые приемы и дидактические игры, вместе с тем игра-драматизация используется фрагментарно. Воспитатели логопедических групп при недостатке методических разработок по обучению игре-драматизации детей с речевыми нарушениями руководствуются данными, касающимися детей с нормальным речевым развитием без учета особенностей воспитанников. Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности». Объект исследования: диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами игр-драматизаций. Цель исследования: изучить возможности использования игр-драматизаций в формировании диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В качестве гипотезы выступило предположение, что формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы игр-драматизаций. Исходя из цели, объекта, предмета исследования были поставлены следующие задачи: 1 . Провести ретроспективный обзор психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования; 2 . Исследовать уровни сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; 3 . Осуществить опытно-экспериментальное исследование формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами игр-драматизаций; 4 . Определить эффективность проведенных мероприятий по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами игр-драматизаций. Методы исследования: 1 . теоретические: изучение дефектологической литературы по данной проблеме; 2 . эмпирические: изучение уровня диалогической речи (методика Р.Е. Левиной), методика оценки формы общения (методика М.И. Лисиной), включающие в себя серию заданий и педагогический эксперимент; 3 . количественный и качественный анализ полученных данных, статистическая обработка результатов. Теоретическая значимость исследования: заключается в обобщении и систематизации теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения игр-драматизаций в формировании диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Практическая значимость исследования: результаты исследования формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами игр-драматизаций могут быть рекомендованы к использованию в практике работы логопедам, воспитателям детских садов, родителям. База исследования: МБДОУ «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №3 «Шоколад»» пгт Богатые Сабы Республики Татарстан. В исследовании участвовало 10 детей шестого года жизни с ОНР III уровня (5 мальчиков и 5 девочек). Структура, объем, и содержание работы определены целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (50 источников), приложений.
Содержание

Введение …………………………………………………….……………3 Глава 1. Теоретические основы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………..8 1.1 Что такое диалог и механизмы развития…………………………..8 1.2 Особенности формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………..…..13 1.3 Основные направления коррекционной логопедической работы по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР…………………………………………………………………………….....22 Выводы по первой главе………………………………………………...35 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игровой деятельности…37 2.1 Констатирующий этап исследования по выявлению уровня диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………….37 2.2 Результаты констатирующего этапа исследования……...…………41 2.3 Формирующий этап исследования по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в играх-драматизациях…………………………………..46 2.4 Контрольный этап исследования по определению динамики уровня формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………….52 Выводы по второй главе………………………………………………....58 Заключение ………………………………………………………………62 Список источников информации………………………………………..64 Приложения………………………………………………………………69
Список литературы

1. Абелева И.Ю. Механизмы коммуникативной речи. Учебное пособие //Электронный ресурс Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13018.html. Дата доступа 14.02.2019. 2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Сфера, 2009. - 128 с. 3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 127 с. 4. Вакуленко Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. - Волгоград, 2015. - 93 с. 5. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи. - М.: Просвещение, 2016. - 246 с. 6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. - СПб.: Детство-пресс, 2017. - 144 с. 7. Воспитание детей старшей группе детского сада / сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 2016. - 185 с. 8. Выготский Л.С. Детская речь. - М.: Педагогика, 2006. - 420 с. 9. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Педагогика, 1995. - 77 с. 10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Гном, 2007. - 267 с. 11. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - 2008. - №4. – С.8–10. 12. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР. - М.: ВЛАДОС, 2014. -123 с. 13. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М., 2007. - 68 с. 14. Глухов В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М.: Союз, 2017. - 156 с. 15. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация. - М.: ИНФА-М, 2007. - 272 с. 16. Доронова Т.Н. Играем в театр. - М.: Педагогика, 2015. - 127 с. 17. Елкина Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни: автореф. дис. канд. пед. наук / Н.В. Елкина. М., 2007. - 16 с. 18. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у детей. - М.: Союз, 2008. - 142 с. 19. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Книга для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, ООО «КнигоМир». 2011. - 320 с. 20. Игры в логопедической работе с детьми // ред.-сост. В.И. Селеверстов. М.: Гном, 2016. - 83 с. 21. Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум //Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26791.html. Дата доступа: 13.01.2019. 22. Кучинский Г.М. Диалог и мышление. - Минск: БГУ, 2012. - 190 с. 23. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. -СПб.: КАРО, 2011. - 160 с. 24. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с. 25. Леонтьев А.А. Исследования детской речи. - М.: Просвещение, 2014.- 268 с. 26. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1995. - 214 с. 27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с. 28. Лисина М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников. - М.: Инфа, 2000. - 169 с. 29. Лисина М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками.- Минск, 1995. - 115 с. 30. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб. методических рекомендаций. - СПб., М.: САГА, ФОРУМ, 2006. - 272 с. 31. Логопедическая работа с дошкольниками.- М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с. 32. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика, 2014. - 300 с. 33. Методы обследования речи детей / Под ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с. 34. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Гном, 2009. - 168 с. 35. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи .- М.: ИНФА-М, 2017. – 241 с. 36. Основы теории и практики логопедии // под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 2010. - 367 с. 37. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - 304 с. 38. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.- 448 с. 39. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников.- М.: Педагогика, 2005. - 234 с. 40. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 2004. - 269 с. 41. Развитие речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2014. - 183 с. 42. Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей. -СПб.: Питер, 2002. - 720 с. 43. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. - СПб.: Питер, 2013. - 315 с. 44. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Педагогика, 2010. - 192 с. 45. Трошин О.В. Логопсихология. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 256 с. 46. Филичева Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. - М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2010. - 128 с. 47. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Педагогика, 1990. - 359 с. 48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Просвещение, 1999. - 435 с. 49. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - Воронеж. 2015. - 198 с. 50. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. - Спб., 2007. - 259 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1 Что такое диалог и механизмы развития Слово диалог происходит от греческого dialogos и состоит из двух частей: приставки dia "сквозь, через" (а не два, как принято считать) и корня logos "слово, значение, речь". Первую часть термина можно интерпретировать как «сквозное движение, проникновение, размежевание, разделение, взаимность» и, следовательно, «диалог - разделенное слово, взаимная речь», т.е. разговор, который ведут два или более человек. В отличие от диалога монолог (от греческих корней: monos "один" и уже известного logos) - это «единое, как бы ни с кем не разделенное слово (речь)» [17]. Данная этимология вызывает образ смыслового потока, текущего между людьми, среди нас и через нас, из которого может появиться новый смысл, новое понимание и который обновляет и наполняет смыслом самих людей, их жизнь [43]. Согласно общепринятому определению, диалог, диалогическая речь: 1) вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог противопоставляется монологу. 2) Функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg