Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

kira_moreva 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.
Введение

Современное образование ориентировано на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большим потоком информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, которые связаны с восприятием, обработкой и переработкой информации. Нынешнее представление о качественном образовании включает владение информационными технологиями. Следовательно, школа обязана давать ученику огромный выбор информации и способы работы с ней. Сейчас, общеобразовательная школа обеспечивает в большей степени компьютерную осведомленность обучающихся или их компьютерную грамотность. Младший школьный возраст показывает особую важность для формирования информационной грамотности, как составляющей информационной культуры личности. Поскольку, именно в этот период происходит активное развитие познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Задача формирования информационной культуры у обучающихся может быть решена только после того, как педагоги сами овладеют информационной грамотностью. Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека. Проектная деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «проектным обучением» называется подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель проектного обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Тем не менее, в школе уже на протяжении долгих лет продолжается противодействие традиционного и проектного обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в России, построено на репродуктивной деятельности, которая направлена на усвоение уже готовых, кем-то найденных истин. Благодаря этому обучению у ребенка в существенной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Результатом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития. Поэтому подготовка ребенка к проектной деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Формирование информационной грамотности у младших школьников – одна из самых актуальных проблем нынешней школы. Информационная грамотность – это не только умение искать информацию в библиотеке, но и в принципе одна из важнейших составляющих умения учиться. На сегодняшний день в психолого-педагогической науке проблема формирования информационной грамотности личности остается недостаточно изученной. Это и определило тему выпускной квалификационной работы: «Формирование информационной грамотности младших школьников средствами проектной деятельности». Проблема исследования: определить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование информационной грамотности младших школьников средствами проектной деятельности. Цель исследования: изучить возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной грамотности младших школьников. Объект исследования: процесс формирования информационной грамотности младших школьников. Предмет исследования: проектная деятельность как средство формирования информационной грамотности младших школьников. Гипотеза исследования: эффективность формирования информационной грамотности средствами проектной деятельности может быть обеспечена, если: - диагностировать уровень сформированности информационной грамотности у школьников; - организовать проектную деятельность младших школьников, мотивированности их деятельности и создания ситуации успеха; - обеспечить систематическое сотрудничество учителя и обучающихся, предполагающее постепенное увеличение доли самостоятельной работы младшего школьника. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Изучить литературу по проблеме исследования, выявить основные теоретические положения по теме. 2. Выделить критерии и определить уровень информационной грамотности младших школьников. 3.Разработать и апробировать программу по формированию информационной грамотности младших школьников. 4. Оценить эффективность проведенной работы и разработать рекомендации по дальнейшей работе. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, педагогическая диагностика), математические методы обработки данных. Практическая значимость исследования определяется разработкой и внедрением в учебный процесс системы проектных задач по формированию информационной грамотности учащихся, которые могут быть использованы учителями начальной школы. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №50» города Иваново, 4а класс. Исследование проводилось с октября 2018 года по март 2019 года. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7 Подходы к определению понятия «информационная грамотность» 7 Проектная деятельность младших школьников 12 Возможности проектной деятельности в формировании информационной грамотности младших школьников 19 ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 22 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ 24 Диагностика уровня информационной грамотности обучающихся 4 класса 24 Разработка и внедрение программы по формированию информационной грамотности младших школьников средствами проектной деятельности 29 Оценка эффективности проведенной работы 37 ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 БИОГРАФИЯ 44 ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Список литературы

1. Антонова С. Г. Информационная культура личности: вопросы формирования / С. Г. Антонова. ? Спб.: Высшее образование России, 1994. ? 243 с 2. Бунеев, Р. Н. Понятие функциональной грамотности / Р. Н. Бунеев // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под науч. ред. А. А. Леонтьева. — М.: «Баласс», 2003. — С. 34–36. 3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2010. – С. 51-53 4. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н. И. Генедина. ? М.: Просвещение, 2002. ? 337 c. 5. Гендина Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры / Н. И. Генедина. ? М.: Школьная библиотека, 2002. – 291 с 6. Гендина Н. И. Информационная и медиаграмотность, информационная культураличности: ведущие международные и российские тенденции подготовки человека кжизни в информационном обществе [Электронный ресурс] / Н. И. Гендина //Библиотека и формирование информационной культуры общества. –Екатеринбург, 2013. — Режим доступа:http://conference.uraic.ru/UploadFiles/ckfinderFiles/files/Belinka_Konferens.pdf (датаобращения: 30.09.2014). 7. Горобец О. А. Методы и приемы формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 135-138. 8. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. - 2010. - №9. 9. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с. — (Мастера психологии). 10. Калинкина, А. В. «Медиа- и информационная грамотность в информационномобществе»: всероссийская научно-практическая конференция / А. В. Калинкина// Библиотековедение. - 2013. - № 3. - С. 128-131. 11. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М.: Академия, 2007. — С. 352 . 12. Курнешова Л.E. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях. - Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы, 2003. – 34с. 13. Ляхов, И.И. Проектная деятельность (социально-философский аспект): Автореф. дисс. ... д-ра.филос. наук. – М., 1996. – 86 с. 14. Маслов, П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности: Дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2008. – 218 с. 15. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М. :Вентана-Граф, 2004. - 43 с. 16. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59. 17. Медийная и информационная грамотность [Электронный ресурс] : программа обучения педагогов / К. Уилсон [и др.] ; науч. ред. Н. И. Гендина, С. Г. Корконосенко ; пер. Е. Малявская ; Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – Париж: ИИТО ЮНЕСКО, 2012. - Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214706.pdf (дата обращения: 30.09.2014). 18. Морозова, С.И. Формирование у студентов функциональной самостоятельности средствами метода проектов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Брянск, 2008. – 24 с. 19. Никитина, И.В. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды: Дис. ... канд. пед. наук. – М., 2008. – 213 с. 20. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности [Электронный ресурс] : [учебник] / авт.: С. Туоминен [и др.] ; Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании ; Финское общество медиаобразования. – Москва : ИИТО ЮНЕСКО, 2012. - Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf (дата обращения: 30.09.2014). 21. Сластенин В. А., Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 576 с. 22. Светенко, Т.В. Учебный проект в школе. Книга для учителей / Т.В. Светенко. - Псков, 2000. - 28с. 23. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003. 24. Хижнякова, О.Н. Педагогическое проектирование учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2009. – 25 с. 25. Царева // Начальная школа. 2012. №11. С. 51 – 60. 26. Царева, С. Е. Формирование основ алгоритмического мышления в процессе начального обучения математике / С. Е. Царева // Начальная школа. 2012. №4. С. 5 – 14. 27. Хесус Л. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. Москва. 2006 С. 31-38 28. Чанова, М.В. Методика использования метода проектов в обучении: Автореф. дисс. ... канд. пед. Наук. – Нижний Новгород, 2009. – 27 с. 29. Черкасова, А. М. Пошаговые алгоритмы при обучении математике / А. М. Черкасова // Начальная школа. 2012. №11. С. 60 – 63. 30. Шибаева, Е. А. Концептуализация основных тенденций развития информационногообщества. Информационная грамотность в центре внимания экспертов ЮНЕСКО / Е. А.Шибаева // Библиотековедение. - 2012. - № 4. - С. 89-94
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Подходы к определению понятия «информационная грамотность» По мнению Р. Н. Бунеева, современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась работающая система образования. Сначала изменилось социальное развитие детей. Затем, в первой половине XXI века создалась новая информационная образовательная среда. Но педагоги не являются создателями этой среды[2, стр. 34].Современные информационные технологии значительно меняют форму и содержание усвоения и представления знаний. Кончается этап знакомства с информационными, коммуникационными и аудиовизуальными технологиями. Главная задача теперь, правильно ввести их в учебно-воспитательный процесс, максимально использовать их обучающий потенциал, научить ребёнка правильно использовать информационно – коммуникативные технологии для успешной учёбы и самообразования [2, с. 35-36].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg