Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ

kira_moreva 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута. Гипотеза о том, что развитие памяти человека в процессе онтогенеза будет более эффективным, если вовремя проводить диагностику уровней развития памяти, контролировать изменения памяти в процессе онтогенеза, использовать приемы и методы для улучшения памяти была доказана.
Введение

Актуальность исследования. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и общества. Память включается во все виды и уровни деятельности, т.к., действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Дальнейший прогресс человечества без улучшения этой функции немыслим. Несомненно, в процессе развития и роста человека память проходит сложный путь развития. Каждое наше переживание, впечатление или движение составляет определённый след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. «Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего, настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепления знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно, поэтому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приёмы могут позволить расширить объём запечатленного материала. Память является одним из важнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того - она является своеобразной основой всего познания. Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной деятельности установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы также внесли: П. П. Блонский, А. Бэн, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, К. Гроос, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Т. Б. Никитина, С. Л. Рубинштейн и многие другие. В настоящее время большое распространение приобрели исследования памяти в рамках когнитивной психологии. В этом направлении психологии память понимается как совокупность процессов приема, трансформации, хранения и извлечения информации. В проблематике памяти ставится большое количество вопросов, однако наиболее важными из них в прикладном смысле имеют вопросы, касающиеся развития памяти, на разных этапах онтогенеза. Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью рассмотреть развитие памяти в онтогенезе для использования полученных сведений в практической работе. Объект исследования - память как отдельный психический процесс. Предмет исследования – процесс развития памяти в онтогенезе. Цель исследования – обосновать значимость памяти как психического процесса в онтогенезе. Гипотеза исследования - развитие памяти человека в процессе онтогенеза будет более эффективным, если: - вовремя проводить диагностику уровней развития памяти; - контролировать изменения памяти в процессе онтогенеза; - использовать приемы и методы для улучшения памяти. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие памяти с позиции отечественных и зарубежных ученых. 2. Изучить закономерности развития памяти в онтогенезе. 3. Провести диагностику уровней развития памяти человека в онтогенезе. 4. Предложить методы для развития памяти человека в онтогенезе. Методология исследования: - представления о памяти как высшей психической функции, разрабатываемые в отечественной и зарубежной психологии (Л.С. Выготский, Джекобсон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г. Эббингауз). - теоретические подходы к изучению памяти (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). Методы исследования: - теоретические (анализ, сравнение, обобщение); - эмпирические (тестирование; опрос). Теоретическая значимость исследования заключается в изучении памяти человека в онтогенезе, в ее особенностях и видах. Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем изучен уровень развития памяти человека в онтогенезе, подобраны диагностические методики, способствующие выявлению уровня развития памяти, а также реализованы методы для развития памяти, которые можно рекомендовать педагогу, работающему с данной проблемой. База исследования: МКОУ “Ленинская CОШ” №1, группа из 10 человек (8 мальчиков и 2 девочки). Структура курсовой работы: курсовая работы состоит из введения, двух глав, заключения, список используемых источников и приложений.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………………...…3 Глава 1 Теоретические основы изучения развития памяти в онтогенезе………………6 1.1 Исследование памяти в трудах отечественных и зарубежных ученых ……………6 1.2 Развитие памяти в онтогенезе ……………………………………………………….14 Глава 2 Исследование особенностей развития памяти человека в онтогенезе ………24 2.1 Диагностика уровней развития памяти человека в онтогенезе …………………...24 2.2 Реализация методов по развитию памяти ……………………………………...…28 Заключение ……………………………………………………………………………….31 Список использованных источников …………………………………………………...33 Приложения А Диагностика уровня кратковременной памяти методика Джекобса тест «Объем кратковременной памяти» ……………………………………………37 Приложение Б Диагностика уровня долгосрочной памяти у школьников с использованием методики А.Р. Лурия «Запоминание десяти слов» ……….…….40 Приложение В Диагностика уровня памяти при механическом и логическом запоминании с использованием методики А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костромина «Запомни пару» ………………………………………………………………………42 Приложение Г Результаты по трем диагностикам …………………………………….44
Список литературы

1. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - Москва: Просвещение, 2015. – 144 с. - Режим доступа: http://pedlib.ru 2. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Электронный ресурс] / П.Я. Гальперин. - Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 342 с. – Режим доступа: https:www.bookap.info 3. Дубровина, И.В. Психология [Электронный ресурс] / И.В. Дубровина. – Москва: Академия, 2016. – 464 с. – Режим доступа: https:www.koob.ru 4. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии [Электронный ресурс] / Т.П. Зинченко. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. — 320 с. – Режим доступа: https:www.docplayer.ru 5. Зяблицева, М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков [Электронный ресурс] / М.А. Зяблицева. – Ростов на Дону: Феникс, 2015. – 160 с. – Режим доступа: https:www.mexalib.com 6. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов [Электронный ресурс] / А. Карелин. – Москва: Эксмо, 2017. – 416 с. – Режим доступа: https:www.docme.ru 7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Электронный ресурс] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 464 с. – Режим доступа: http:www.pedlib.ru 8. Левин, К. Об экспериментах [Электронный ресурс] / К. Левин, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – Москва: МГУ, 2014. – 520 с. – Режим доступа: http:www.psychology-online.net 9. Маклаков, А.Г. Общая психология [Электронный ресурс] / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 392 с. – Режим доступа: http:www.mirznanii.com 10. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.Ф. Обухова. - Москва: Педагогическое общество России, 2015. - 442 с. – Режим доступа: https:www.24centre.ru 11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Электронный ресурс] / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 560 с. – Режим доступа: https:www.bestreferat.ru 12. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Электронный ресурс] / Е.И. Рогов. – Москва: Владос, 2015. – 384 с. – Режим доступа: http:www.pedlib.ru 13. Столяренко, Л.Д. Психология [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 592 с. – Режим доступа: https:www.avidreaders.ru 14. Узнадзе, Д.Н. Общая психология [Электронный ресурс] / под ред. И. В. Имедадзе. — Москва: Смысл; Санкт-Петербург: Питер, 2014. — 413 с. – Режим доступа: http:www.libed.ru 15. Ануфриев, А. Ф. Развитие диагностического мышления [Электронный ресурс] / А.Ф. Ануфриев, В. И. Чмель. - Москва: МПГУ, 2018. – 176 с. – Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 16. Баулина, М. Е. Нейропсихология [Электронный ресурс]: учебник для вузов / М.Е. Баулина. - Москва: Владос, 2018. – 393 с. – Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 17. Богданчиков, С. А. История советской психологии: 1920-1930-е гг. [Электронный ресурс]: монография / С.А. Богданчиков. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 365 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 18. Абрамова, Г. С. Практикум-хрестоматия по возрастной психологии [Электронный ресурс]: учебная литература для ВУЗов / Г.С. Абрамова. - Москва: Прометей, 2018. – 384 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 19. Нестик, Т. А. Социальная психология времени [Электронный ресурс]: монография / Т.А. Нестик. - Москва: Институт психологии РАН, 2014. – 496 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 20. Педагогическое образование в России [Электронный ресурс] / гл. ред. Б.М. Игошев. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. - № 5. - 160 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 21. Лицо человека в науке, искусстве и практике [Электронный ресурс] / под ред. К.И. Ананьева, В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов. - Москва: Когито-Центр, 2016. - 694 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 22. Естественно-научный подход в современной психологии [Электронный ресурс] / под ред. В.А. Барабанщиков. - Москва: Институт психологии РАН, 2014. - 880 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 23. Баданина, Л.П. Психология познавательных процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.П. Баданина. - Москва: Издательство «Флинта», 2017. - 238 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 24. Бахвалова, Л. В. Приемы педагогической техники в работе преподавателя профессиональной школы [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л.В. Бахвалова. - Минск: РИПО, 2017. - 148 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 25. Величковский, Б.Б. Рабочая память человека: Структура и механизмы [Электронный ресурс] / Б.Б. Величковский. - Москва: Когито-Центр, 2015. - 247 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 26. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - Москва: ПСТГУ, 2014. - 400 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 27. Скуднова, Т.Д. Психолого-педагогическая антропология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Т.Д. Скуднова, Л.И. Кобышева, С.Ю. Шалова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 356 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 28. Левкин, В.Е. Социально-психологический тренинг для психолога [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Е. Левкин. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 209 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 29. Методология и методы социально-психологического исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие / сост. М.В. Лукьянова, А.С. Лукьянов. - Ставрополь: СКФУ, 2017. - 152 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 30. Мандель, Б.Р. Интеллектуальная игра и образование: развитие профессионально значимых качеств обучающихся [Электронный ресурс]: учебное пособие / Б.Р. Мандель. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 317 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru 31. Педагогическое образование в России [Электронный ресурс]: журнал / гл. ред. Б.М. Игошев. – Екатеринбург-Уральский государственный педагогический университет, 2017. - № 2. - 103 с. - Режим доступа: http:www.biblioclub.ru
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы изучения развития памяти в онтогенезе 1.1 Исследование памяти в трудах отечественных и зарубежных ученых Одним из самых экстраординарных явлений природы, удивительнейших свойств материи является память, благодаря которой живые организмы способны воспринимать воздействия извне, закреплять, сохранять и воспроизводить полученную информацию. Память – основа психического развития, важнейшая предпосылка любого интеллекта. В психологическом словаре представлено следующее определение памяти: память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и вводить её в сферу знания и поведения. Одно из наиболее ранних направлений научного изучения памяти получило название ассоциативного. Основы ассоциативной теории памяти были заложены еще в античности древнегреческим ученым Аристотелем, который написал специальный трактат «О памяти и воспоминании». Он определил память как «обладание образом как подобием того, чего он образ», что сближало её с воображением [5, с. 17-19].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 33 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Психология, 32 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 19 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg