Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

kira_moreva 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
В результате проведения исследования все задачи были выполнены: Было раскрыто понятие одаренности в науке. Понятие одаренность понимается учеными, как новое психологическое качество, не сводимое к совокупности способностей, и рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Были проанализированы направления исследования одаренности личности: общепсихологическое, социально-психологическое, психогенетическое, тестологическое и др. Раскрыты виды одаренности: специальная и общая.
Введение

Актуальность исследования. Современное образование характеризуется возросшим интересом к проблеме одарённости детей. В этой связи являются актуальными исследования, направленные на изучение условий и особенностей обучения детей, способствующих у них формированию и становлению интеллектуальных и творческих способностей. Достижения дифференциальной психофизиологии, психологической генетики, возрастной и педагогической психологии создали теоретические предпосылки для изучения природы общей одарённости, её развития и диагностики (Э.А.Голубева, В.Н.Дружинин, О.М.Дьяченко, Н.С.Лейтес, Т.М.Марютина, Н.Н.Поддьяков, И.В.Равич-Щербо и др.). Одарённость является сложным психофизиологическим явлением, она развивается в течение всей жизни индивида и неотделима от его личностного становления. В исследованиях делается акцент на возрастном характере одарённости, поэтому ее изучение необходимо проводить на всех этапах онтогенетического развития человека. Вопросы психологии творчества, специальных способностей и необходимость оптимизации процесса развития способностей раскрываются в трудах многих психологов (Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Ю.З.Гильбух, В.Н.Дружинин, А.З.Зак, А.Н.Леонтьев, А.М.Матюшкин, К.К.Платонов, Я.А.Пономарёв, С.Л.Рубинштейн, В.М.Русалов, Б.М.Теплов, Д.Б.Ушаков, М.А.Холодная, В.Д.Шадриков и др.). Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью развития умственных способностей и креативности в общей системе формирования личности подрастающего поколения. Одарённость формируется в рамках зарождающейся личности. Говоря о соотношении личности и одарённости, следует особо подчеркнуть, что сложность этого соотношения зависит от особенностей обучения ребенка. Влияние особенностей обучения на интеллектуальную и творческую одарённость недостаточно изучено, поэтому существует необходимость углубленного рассмотрения данной проблемы. Разработка данной проблемы поможет разработать методы, приёмы обучения и воспитания учащихся данной категории, учитывающие индивидуально-возрастные особенности каждого одарённого ребёнка. Всё это обусловливает актуальность изучения особенностей обучения одарённых детей. Объект исследования: обучение одарённых детей. Предмет исследования: особенности обучения одарённых детей. Цель исследования: выявить особенности и проблему обучения одаренных детей. Задачи: 1. Раскрыть понятие одаренности в науке. Дать характеристику видам одаренности. 2. Проанализировать психологические особенности одарённых детей. 3. Выявить пути для оптимального развития одарённых детей. 4. Сформулировать выводы. Гипотеза исследования: существуют особенности и проблемы обучения одарённых детей. Теоретическая основа исследования представлена научными трудами о специфике психического развития одарённых детей (Л.С. Выготский); о концепции периодизации психического развития (Д.Б. Эльконин), о содержании одарённости личности (Б.А. Богоявленская, А.Н.Савенков, В.М.Русалов, Б.М.Теплов, Д.Б.Ушаков, М.А.Холодная, В.Д.ШадриковА. Гилфорд, Г.Торренс и др.), Методическая основа исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, тестирование, методы качественного анализа данных, экспертный опрос, методы математической статистики. Теоретическая значимость исследования. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический и практический материал по проблеме одарённости личности. Полученные данные расширяют представления об особенностях обучения одарённых детей, пополняют фактологию проблемы одарённости личности. Практическая значимость исследования. Результатами данной работы могут воспользоваться психологи-консультанты, психологи и педагоги, работающие с детьми, родители. Результаты и выводы исследования могут послужить основой для разработки программ развития одарённых детей и повышения психологической компетентности родителей в воспитании одаренных детей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОДАРЁННОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6 1.1. Одарённость как научный феномен. Виды одарённости. 6 1.2. Психологические особенности. 11 1.3. Способы развития одаренности детей. 18 1.4. Выводы к главе 19 ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ 21 2.1. Проблемы воспитания и обучения одаренных детей. 21 2.2. Методы диагностики умственной одаренности. 28 2.3. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми. 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Список литературы

1. Адаскина А. А. Исследование художественной одаренности / А. А. Адаскина. Одаренный ребенок: науч.-практ. журн- М. : ред. журн. "ОР", 2002 - . - 2014г. № 5 - - С.25-40 2. Бакаева О. Н. Изучение одаренности детей старшего дошкольного возраста методом экспертных оценок/ О. Н. Бакаева // Одаренный ребенок : науч.-практ. журн. - 2013. - № 5. - С. 16-24. 3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности, М,1998. -23с. 4. Богоявленская, Д. Б.Одаренность: природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская ; Федер. гос. бюджет. науч. учреждение "Центр исслед. проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, соц.-пед. поддержки детей и молодежи. - М. : ЦНПРО, 2013. - 207 с. 5. Брославская Т. Л. Создание условий для формирования и развития предметной одаренности/ Т. Л. Брославская/ Одаренный ребенок : науч.-практ. журн./ шеф-ред. Т. Ерегина . - М. : ред. журн. "ОР", 2002 - 2014г. № 6 –С. 22- 40 6. Вершинина, Н. А. Обогащение содержания образования, как фактор развития одаренности детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Вершинина. - М., 2013. С. 26. 7. Воронцова, И. А. Содержательная основа программы образовательного учреждения по выявлению и развитию одаренных детей / И. А. Воронцова. - Одаренный ребенок: науч.-практ. журн./ шеф-ред. Т. Ерегина . - М. : ред. журн. "ОР", 2002 - . 2014г. № 1- С.39-45 8. Гладилина И. П. Профессионализм педагогов, как необходимое условие эффективности развития детской одаренности / И. П. Гладилина. - Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 19 авг. 2013 г., Новосибирск / Центр содействия развитию науч. исслед. - Новосибирск :Сибпринт, 2013. - С .128-142 9. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. - Спб.: Питер, 2011, с. 147. 10. Клочко, В. Е. Проблема одаренности: трансспективный анализ тенденций развития / В. Е. Клочко. Теоретическая и экспериментальная психология: ежекв. науч. журн./ у - М. : Психол. ин-т РАО, 2012г. Т. 5 № 3- С.67-77 11. Мелик-Пашаев, А. А. Проявление одаренности как норма развития / А. А. Мелик-Пашаев. - С.15-21 // Психологическая наука и образование: журнал/ Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Психол. ин-т Рос. акад. образования. - М. : - 2014г. № 4 12. Мякишева, Н М. Личностные детерминанты развития интеллектуальной одаренности младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. / Н. М. Мякишева ;Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2009. - 20 с. : табл. - Библиогр.: с. 20. 13. Психологическое сопровождение развития способностей, одаренности и компетенций детей в образовательном процессе : материалы VI обл. науч.-практ. конф. - Псков : ПОИПКРО, 2012. - 94 с. 14. Пяткина, Г. Н. Взгляд на одаренных детей и детскую одаренность с позиции современных исследований / Г. Н. Пяткина // Одаренный ребенок : науч.-практ. журн. - 2012. - № 6. - C. 35-41. 15. Савенков, А. И. Прогнозирование развития детской одаренности / А. И. Савенков /Одаренный ребенок : науч.-практ. журн./ шеф-ред. Т. Ерегина . - М. : ред. журн. "ОР", 2002 - . - 2012г. № 3 – С. 26-42 16. Сопровождение развития одаренности детей и молодежи: идеи, опыт, профессионализм: материалы 5-го Междунар. фестиваля пед. творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог" / Сетевое сообщество педагогов «Виртуальная мастерская», Оргком. Фестиваля пед. творчества «Одаренному ребенку-одаренный педагог». - М. : МАОРИ, 2014. - 260,. 17. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136. 18. Федоровская, Е. О. Самоопределение одаренных детей / Е. О. Федоровская // Одаренный ребенок : науч.-практ. журн. - 2013. - № 1. - C. 8-19. 19. Целикова, В. В. Технология выявления одаренности у обучающихся / В. В. Целикова, М. С. Егорова. - Методист: науч.-метод. журн./ Учредитель: Изд. дом " Методист ". - М. : Методист, 2001, июнь - 2014г. № 3- С.2-5. 20. Шуруба, И. Г. Использование игровой технологии в работе с интеллектуально одаренными детьми младшего школьного возраста / И. Г. Шуруба. - Одаренный ребенок [Текст] : науч.-практ. журн./ шеф-ред. Т. Ерегина . - М. : ред. журн. "ОР", 2002 - . - 2014г. № 1- С.122-152. 21. Щебланова, Е. И. Возрастная динамика показателей общей одаренности учащихся в младших и начале средних классов / Е. И. Щебланова. - Феноменология современного детства: сб. науч. ст. : в 3 ч. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. ин-т развития образования ; под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. :Федер. ин-т развития образования, 2012 –- С .127-145 22. Ушенина, Т. Н. Особенности диагностики одаренности детей младшего школьного возраста / Т. Н. Ушенина, Е. В. Востокова // Детская одаренность: проблемы, опыт, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Арзамас, 24-25 нояб. 2011 г. / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Арзамас. гос. пед. ин-т им. А. П. Гайдара», Гос. обр. учреждение высш. проф. образования "Моск. гор. пед. ун-т», Ин-т педагогики и психологии образования, Департамент образования и молодеж. политики администрации Арзамас.муницип. р-на. - Арзамас [и др.] : АГПИ, 2012. - С. 176-185 . 23. Юрьева, Г. П. Методика диагностики и развития одаренности детей в современной образовательной среде школы / Г. П. Юрьева // Одаренный ребенок : науч.-практ. журн. - 2012. - № 5. - C. 36-40. 24. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников, учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений, М.: ИЦ Академия,2000. 25. Панов В.И. Если одаренность-явление, то одаренные дети – это проблема, Начальная школа: плюс-минус,2000 26. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий, М.,1961. 27. Попова Л.В. Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности, М.,1993. 28. http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=588
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 1.1. Одаренность, как научный феномен. Виды одаренности Проблема изучения одаренности личности возникла на стыке различных областей наук – психологии, генетики, физиологии. В настоящее время одаренность по-разному понимается учеными. Многозначность термина «одаренность» указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Одаренность как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, диффернциально-психологического и социально-психологического. Так, Б.М. Теплов определил одаренность, как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельностью». Можно резюмировать, что одаренность — это: 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности, 3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 26 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 45 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg