В условиях рыночной экономики любое предприятие сталкивается с решением большого количества задач управления и каждый раз их необходимо решать на качественно новом уровне. Необходимость оперативного реагирования на конъюктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую и политическую ситуацию, требует изменение внутренней среды предприятия, улучшения управленческого учёта, оптимизации процессов управления, подбор и обучение кадров, совершенствования техники и технологии производства.
Обеспечение нового промышленного рывка Российской Федерации и адаптация методов управления промышленными предприятиями в условиях усиления глобальной нестабильности является одной из наиболее актуальных задач для экономики страны. Подобный рывок просто немыслим без комплексного обновления управленческих механизмов промышленных предприятий, которые должны базироваться на единой развитой информационной системе, обеспечивающей взаимосвязьосновных факторов производства и показателей деятельности всех подразделений и служб предприятия. Только в этом случае все принимаемые управленческие решения смогут достаточно быстро передаваться по всей управленческой вертикали промышленных предприятий, адекватно исполняться и вовремя корректироваться.
Многие российские предприятия значительно отстают от своих западных конкурентов не только в части промышленных технологий, но и в организации управленческой сферы. А выживаемость предприятия в условиях усиливающейся международной конкуренции требует от руководителей корпораций ясного понимания возможностей собственного бизнеса, в том числе мобилизации ресурсов различного вида на решение главных стратегических и тактических целей развития, зависимых не только от множества производственных, но и иных, в основном, внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия.
Именно поэтому крупнейшие компании мира стараются работать, прежде всего, на реализацию стратегических приоритетов, определяющих комплексное видение развития корпорации в периоды стабильного состояния мировой экономики, а в периоды финансово-экономических кризисов и падения мировых рынков- сосредотачивают внимания на таких методах и механизмах управления предприятиями, как «бережливое производство», «теория ограничений» и прочих подобных разработок по обеспечению выживаемости предприятия в период экономических спадов.
Особо важное значение для работы промышленных предприятий в кризисные периоды приобретает формирование такого управленческого комплекса, который способен обеспечивать реализацию динамично меняющихся задач в зависимости от складывающихся на мировом и отечественном рынке ситуации без изменений организационной структуры предприятия или каких-либо иных существенных мероприятий, заведомо ухудшающих управляемость и негативно влияющих на работоспособность трудового коллектива, а в итоге на производительность труда и рентабельность производства.
Объектом исследования является деятельность промышленного предприятия ОАО «Махачкалинский завод минеральных вод и безалкогольных напитков».
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности производством на предприятии.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование методов управления производством на промышленном предприятии ОАО «Махачкалинский завод минеральных вод и безалкогольных напитков». Достижение осуществлено через решение следующих задач:
- рассмотреть общую характеристику современных теоретических основ управления производством на предприятии; исследовать содержание и функции процесса управления;
- проанализировать существующие на отечественных предприятиях методы управления производством;
- изучить на примере промышленного предприятия -ОАО «Махачкалинский завод минеральных вод и безалкогольных напитков»-основные методы управления производством;
- проанализировать современные методы управления производством, применительно к специфике ОАО «Махачкалинский завод минеральных вод и безалкогольных напитков»;
- предложить системный подход к совершенствованию методов управления предприятием.
Методологической и информационной основой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых-менеджеров, экономистов и практиков таких как Мескон М.Х, Вумек Дж., Л. Х. Мухсинова, Ф. У. Тейлора, Воронцов В. А., А.И. Анчишкина; нормативные, инструктивные и законодательные документы, а также различная документация, отражающая организацию системы управления производством на предприятии.
Актуальность данной темы заключается в том, что, использование правильного сочетания подходов к управлению может способствовать развитию предприятия и преодолению трудностей.
Структура работы включает: теоретический, аналитический и рекомендательный разделы, выводы и предложения, глоссарий, список использованной литературы.
Во введении обоснованна актуальность исследуемой темы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы управления производством на предприятии, приведены примеры российской и зарубежной практики управления производством.
Во второй главе приведены основные характеристики ОАО «Махачкалинский завод минеральных вод и безалкогольных напитков» и дан анализ применяемых на предприятии методов управления производством.
В третьей главе изложена система управления качеством, предлагаемая к внедрению на ОАО «Махачкалинский завод минеральных вод и безалкогольных напитков», а так же управление ассортиментной политикой на предприятии.