Уголовно-правовые нормы, направленные на борьбу с хищениями и коррупцией (в том числе и в сфере государственных закупок), действуют в единой системе с гражданско-правовыми и административно-правовыми нормами, призванными обеспечить прозрачность, добросовестность и эффективность деятельности в этой сфере. При этом объективная сложность законодательства, отсутствие единообразного его толкования, требует изучения и решения проблем, связанных с квалификацией хищений в этой сфере.
В последние годы государство выделяет значительные финансовые средства на реализацию федеральных целевых программ, строительство инфраструктурных объектов, программы государственного вооружения, модернизацию социальной сферы и т. д. Сфера закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд подвержена воздействию многочисленных коррупционных рисков. В области использования бюджетных средств всегда имеются предпосылки для различных коррупционных проявлений и иных злоупотреблений, что оказывает негативное влияние на развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности регламентированных процедур. Очевидными последствиями коррупционных нарушений в рассматриваемой сфере являются, конечно, финансовые потери бюджета.
В Указе Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции поручено организовать рассмотрение на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов:
о мерах по предупреждению и пресечению незаконной передачи должностному лицу заказчика денежных средств, получаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с исполнением государственного или муниципального контракта, за "предоставление" права заключения такого контракта (откатов);
о результатах работы институтов гражданского общества по антикоррупционному просвещению;
о результатах работы органов внутренних дел Российской Федерации по недопущению и пресечению фактов нецелевого использования и хищения бюджетных средств.
Отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственных и муниципальных закупок, являются для общества одним из главных индикаторов коррупции в стране. Действительно, именно в процессе материального обеспечения публичных нужд у любого должностного лица появляются возможности злоупотребления своими полномочиями в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц. Мошенничество в сфере закупок, также как и дача взяток, рассматривается как коррупция. Каждое шестое преступление в сфере экономики связано с коррупцией. Преступления коррупционной направленности совершаются должностными лицами органов исполнительной власти и местного самоуправления, как правило, в таких сферах, как распределение бюджетных средств, земельные правоотношения, использование недвижимости, оказание услуг, с использованием такими лицами своего служебного положения.
Согласно статье 3 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых заказчиком
и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Преступления, совершаемые в сфере государственных закупок, отличаются повышенной общественной опасностью. Они представляют собой непосредственную угрозу развитию комфортного инвестиционного климата в стране, устойчивости ее национальной финансовой системы в том числе на международном уровне, а также благосостоянию населения
в целом. Только по итогам 2015 года аудиторы Счетной палаты РФ выявили в сфере государственных закупок около 500 нарушений более чем на 125 млрд руб. (в 2014 году – 276 нарушений и 39,6 млрд руб.). На региональном и муниципальном уровнях таких нарушений было 18 тыс. на 17,5 млрд руб. (в 2014-м – 2 тыс. и 7,4 млрд руб.). Закупки госкомпаний прошли
с нарушением на 620 млн руб., а в регионах – еще на 3,8 млрд руб.
Рост правонарушений в рассматриваемой сфере отмечает и ФАС
России – почти на 30% по сравнению с 2014 годом.
Как показывает практика, увеличение количества торгов, активное
их внедрение в сферу государственного управления сопровождаются целым рядом проблем, начиная с неэффективного использования денежных средств, заканчивая хищениями и иными преступлениями.
Закупки для государственных и муниципальных нужд являются основным способом расходования бюджетных средств. Однако,
как показывает практика, увеличение таких расходов не всегда предполагает их эффективное использование. Это обстоятельство делает систему государственных закупок одной из самых коррупциогенных. Помимо всего прочего, нередки факты хищений выделяемых денежных средств
и различного рода злоупотреблений.
12.04.2018 года Государственная Дума приняла в окончательном третьем чтении проект федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», внесенный Президентом России.
Принятый закон ужесточает ответственность за нарушения в сфере госзакупок. Вносятся изменения в Уголовный кодекс, дополняющие его новыми статьями: 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок». А также в статье 304 УК РФ предусматривается ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок и вносятся соответствующие изменения в статью 46 УК РФ о штрафах, но поскольку моя работа на момент принятия указанного закона была выполнена, то анализ указанных изменений в законодательстве, не проводился.