Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Анализ и прогнозирование финансовых результатов деятельности промышленного предприятия

irina_k20 2625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 105 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Цельювыпускной квалификационной работы рассмотрение вопросов планирования иуправления прибылью на конкретном предприятии. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: - определить экономическую сущность и значение прибыли для деятельности организации; - рассмотреть методы планирования прибыли; - изучить механизм управления прибылью в современных условиях; - провести анализ финансовых результатов исследуемого предприятия; - выявить особенности планирования и прогнозирования прибыли на предприятии; - разрабоать рекомендации по выявлению резервов увеличения прибыли и направлениями ее планирования; Предмет исследования -экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования прибыли на предприятии.Объектом исследования является предприятиеОАО «ХИМИК» В процессе написания выпускной квалификационной работы автором была изучена нормативно-правовая база по данной тематике, изучены труды отечественных и зарубежных ученых экономистов (монографии, учебники, статьи из периодических изданий). Нужно отметить, что в литературе изучаемая тема освещена достаточно широко и находится в центре экономических исследований, что обусловлено ее актуальностью в современных условиях хозяйствования. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Итоговый финансовый результат работы предприятия рассчитывается как сумма финансовых результатов от основной детальности и сальдо прочих доходов и расходов. Прибыль рассматриваетсякак отечественных авторов в разрезе двух основных направлений: - в соответствии с первым, прибыль рассматривается как форма и как часть прибавочного продукта; - как специальная категория, оценивающая эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1 Теоретические аспекты планирования и управления прибылью на предприятии 7 1.1 Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования 7 1.2 Методы планирования прибыли на современном предприятии 18 1.3 Управление прибылью и направления ее использования 27 1.4 Роль относительных показателей эффективности в управлении прибылью 33 2Анализ эффективности управления прибылью и рентабельностью ОАО «ХИМИК» 44 2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 44 2.2 Краткий анализ основных показателей работы предприятия 49 2.3 Анализ эффективности управления прибылью 58 2.4 Анализ прибыли на основе относительных показателей эффективности 64 3 Мероприятия по повышению прибыли и рентабельности ОАО «ХИМИК» 69 3.1 Повышение эффективности планирования финансового результата путем внедрения бюджетирования 69 3.2 Планирование снижения расходов на упаковке и розливе на основе бюджетирования 76 3.3 Финансовое обоснование снижения расходов 85 Заключение 90 Список использованных источников 95 Приложение:Бухгалтерская финансовая отчетность-базаисследований 100
Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Ч.I-принят ГД ФС РФ 16.07.1998 г. в ред. Федерального закона от 07.05.2010 г. №51-ФЗ. Ч.II-принят ГД ФС РФ 19.07.2000 г. в ред. Федерального закона от 24.07.2010 г. №216-ФЗ). 2. Абрютина Н.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий.- М.: Бизнес-центр, 2009. – 256 с. 3. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2008. - 320 с. 4. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / под. ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2010. – 408 с. 5. Ануфриев В.Е. Учет и планирование финансовых результатов // Бухгалтерский учет. – 2007. - №4. – с. 45-52. 6. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Экономист, 2010. – 560 с. 7. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ / М.В. Беллендир. – М.: ДИС, 2008. – 318 с. 8. Бабо, А. Прибыль / А. Бабо. – М.: АО Издательская группа Прогресс, 2003. – 176 с. 9. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008.- 414с. 10. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 366 с. 11. Белолипецкий В. Г. Финансы фирмы: Курс лекций/ Под ред. И. П. Мерзлякова. – М.: Инфра-М, 2009. - 298 с. 12. Бланк И. А. Управление формированием капитала. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во «Омега–Л», 2008. – 512 с. 13. Бородина Е.И. Финансы предприятий. – М.: Банки и биржи, 2009. – 208с. 14. Вахрушина, М.А. Управленческий анализ. – М.: Омега-Л, 2007. – 399 с. 15. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: Издательский дом "Дашков и К", 2008. – 398 с. 16. Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Как эффективно управлять организацией. – М.: Бератор-Пресс, 2007. – 160 с. 17. Герасимова В.А., Чуев И.Н., Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 224 с 18. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2009. – 328с. 19. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 208с. 20. Джуха В.М. Пелих А.С. Курицин А.В. и др. Экономика отрасли. – М.: Феникс, 2009. – 237 с. 21. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. – М.: «Дело и сервис», 2008. – 224с. 22. Дробозин Л.А. Финансы. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 527с. 23. Ефимова О.В. Анализ финансовых результатов и эффективности использования имущества // Бухгалтерский учет. – 2009. - №12. – с. 22-26. 24. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: издательство «Бухгалтерский учет», 2008. – 320с. 25. Жминько, А.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. - № 7. – С. 60-64. 26. Жуков В.Н. Учет финансовых результатов для целей налогообложения // Бухгалтерский учет. - 2010.- №12. - с. 4-11. 27. Забелина А.Ю. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 362с. 28. Заров, К.Г. Обобщенный анализ возможностей повышения прибыли коммерческого предприятия // Финансовый менеджмент. – 2010. - № 1. – С. 3-8. 29. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предпрития: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 288с. 30. Караева, Ф.Е. Максимизация прибыли как один из факторов конкурентной борьбы хозяйствующего субъекта // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. - № 22. – С. 48-50. 31. Климова, Н.В. Бухгалтерский финансовый и управленческий учет в анализе формирования и использования экономической прибыли // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 1. – С. 2-8. 32. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью. – М.: Проспект, 2008. – 336 с. 33. Козлов Н.В. Анализ и прогнозирование прибыли предприятия // Проблемы прогнозирования. - 2008.– №4. – с. 12-14. 34. Кондратюков Н.П. Бухгалтерский учет и финансово-экономический анализ. – М.: Издательство «Дело», 2009. – 233 с. 35. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 720 с. 36. Куксов А.Е. Планирование деятельности предприятия // Экономист. – 2009. - № 6. – с. 61-67. 37. Кукукина И.Г. Управление финансами – М.: Юристъ, 2008. - 267 с. 38. Кычанов, Б.И. Использование формализованных процедур в финансовом планировании // Финансовый менеджмент. – 2008. - № 2. – С. 3-21. 39. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. Учебник. – М.: издательство БЕК, 2008. – 368с. 40. Любушин Н.П., Лещёва В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 471 с. 41. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2010. – 598 с. 42. Маркс, К. Заработная плата, цена и прибыль / К. Маркс. – М.: Полииздат, 1983. – 163 с. 43. Румянцева Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 459 с. 44. Русакова И.Г. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для вузов. – М.: «Финансы», ЮНИТИ, 2009. – 495с. 45. Рындин А.Г., Шамаев Г.А. Организация финансового менеджмента на предприятии. – М.: Русская деловая литература, 2008. – 350 с. 46. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. - 12-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Новое знание, 2007. – 679 с. 47. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Уч. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 304с. 48. Ситникова Л.В. О формировании финансовых результатов // Бухгалтерский учет. - 2010. – №2. – с. 10–17. 49. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 296 с. 50. Современная экономика: общедоступный учебный курс / под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 672 с. 51. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: российская практика. – М.: Перспектива, 2007. – 200 с. 52. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Экономика: Учебник / Под ред. Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 270 с. 53. Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно - целевой принцип развития// Экономист. – 2009. - №9. – с.18-25. 54. Финансы: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. В.В. Ковалёва. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 634 с. 55. Чечевицина Л.Н., Чуев Е.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговый центр «Маркетинг», 2008. – 352 с. 56. Шамхалов Ф.Р. Прибыль - основной показатель результатов деятельности организации // Финансы. - 2007. - №6. - с. 19-22. 57. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Инфра-М, 2008. – 333 с. 58. Шигаев, А.И. Влияние изменений в ценах и затратах на уровень безубыточности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. - № 2. – С. 34-41. 59. Экономика предприятия: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Семенова В.М. –М.:Центр экономики и маркетинга, 2008. – 312 с. 60. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. П.П. Табурчака и В.М. Тумина. Ростов-н/Д: «Феникс», 2009. – 320 с. 61. Экономическая теория / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 612 с. 62. Юров, В. Ф. Прибыль в рыночной экономике. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 244 с. 63. Яцюк Н.А., Халевинсая Е.Б. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - №5. – с. 17-22. 64. http://www.macro-econom.ru 65.http://studbooks.net 66.https://studwood.ru 67.http://be5.biz/ekonomika1/r2012/3654.htm
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты планирования и управления прибылью на предприятии 1.1. Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования Важным условием устойчивого в финансово-экономическом ракурсе функционирования и развития хозяйствующих субъектов является обеспечение не простого воспроизводства, а расширенного, создающего предпосылки упрочения экономической мощи и стабильности организации. При этом важная роль в укреплении и развитии экономики предприятий принадлежит получаемой предприятий прибыли от своей хозяйственно-финансовой деятельности. Понятие прибыли в экономической системе возникло в связи с наличием товарно-денежных отношений. Первые определения прибыли совпадали со значением валового дохода, который делился на три категории: доходы от капитала, земли и труда. Каждый из видов дохода является обязательным вознаграждением для получателя за оказанные им услуги в народном хозяйстве. Это хорошо понимали ещё основатели классической школы ученый такие как А. Смит, Дж. Ст. Милль, которые принимали во внимание исторический и юридический факт владения тем или иным капитальным имуществом, землёй или капиталом (средствами производства, материальными, денежными средствами) как основу решения вопроса о происхождении прибыли [50, с. 378]. А. Смит и Д. Рикардо выделили понятие прибыли в отдельную экономическую категорию, которую исследовали в тесной взаимосвязи с процессом накопления капитала, с факторами увеличения общественного богатства [8, с. 31]. В свое время А. Смит трактовал прибыль как: ? закономерный результат продуктивности капитала; ? вознаграждение капиталисту за его деятельность и риск; ? отчисления из части неоплаченного труда наёмного работника. Объяснение источников возникновения прибыли, которое делал А. Смит, получило развитие в различных направлениях дальнейших теорий прибыли [50, с. 383]. Прибыль по мнению К. Марксу - это превращенная форма прибавочной стоимости, результат отношения между необходимым и прибавочным рабочим временем [42, с. 49]. Опираясь на достижения классической школы, под влиянием теории продуктивности капитала, а также концепции предельной полезности на рубеже 19-20 в. в. сформировалась неоклассическая теория прибыли.. С одной стороны Дж.Б. Кларк и Л. Вальрас считали, что прибыль - это вознаграждение, цена одного отдельного :фактора производства - капитала, без учёта вознаграждения за все другие факторы - землю, труд. С другой стороны прибыль рассматривалась как комплексный доход предпринимателя от всех факторов производства (А. Маршалл) [25, с. 62]. Дж.М. Кейнс рассматривал прибыль в системе макроэкономических показателей регулирования социально-экономических процессов в государстве с помощью эффективного спроса. Взгляды Т. Веблена, Дж. Гобсона, Г. Минза, А. Берли и Р. Гордона на происхождение и экономическую природу прибыли определили институционально-социологическое направление теории доходов предпринимательских структур. С.Ф. Покропивный рассматривал прибыль как ту часть выручки, которая остаётся после возмещения всех затрат на производственную и коммерческую деятельность предприятия. Некоторые учёные считают, что такое понятие прибыли ограничивается только количественным определением категории и не раскрывает её экономической природы. Поэтому М.Я. Коробов определяет прибыль как единую форму денежных накоплений предприятия любой формы собственности [50, с. 398]. Под прибылью российский экономист Д.С. Моляков понимает денежное воплощение части стоимости прибавочного продукта. А.М. Поддерёгин определяет прибыль как часть заново созданной стоимости, произведенной и реализованной, готовой к распределению, т.е. выделяется важность процесса реализации произведенного продукта[48, с. 11]. В публикациях последних лет И.А. Бланк использует понятие соотношения риска и дохода в своём определении прибыли. На взгляд И.А. Бланка, прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности [12, с. 43]. В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником прибыли является труд [8, с. 59]. Без сомнения, труд является источником формирования прибыли, но она может быть получена и на основе привлечения капитала, а также с помощью ряда других факторов. Так, американский экономист Самуэльсон считал, что прибыль – это безусловный доход от факторов производства, это вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, это монопольный доход и этическая категория [4, с. 306]. С развитием рыночных отношений все чаще стали называть и другие источники ее формирования: инициатива предпринимателей; благоприятные обстоятельства; прибыль, признанная налоговыми органами, и т.д. Бесспорно, перечисленные источники способствуют образованию прибыли, но они настолько тесно связаны между собой, что осуществить их выделение на практике составляет определенные трудности, а зачастую выполнить это просто невозможно. В современной экономике прибыль рассматривают на микроэкономическом и макроэкономическом уровне [50, с. 199]. На микроэкономическом уровне ее связывают с процессом образования в действующих организациях, а на макроэкономическом – определяется место прибыли в доходе государства. Например, из теоретических исследований ученыйКукукина И.Г.следует, что прибыль формируется в процессе кругооборота и оборота средств в макроэкономике и характеризует прирост (увеличение) реального богатства государства в денежном выражении. На практике проявляется в форме увеличенного богатства отдельных предпринимателей. Поэтому прибыль всех предприятий в совокупности должна равняться сумме прироста богатства государства. [37, с. 32]. Таким образом, экономическая сущность прибыли является сложной и дискуссионной проблемой в современной экономической теории. Если за прибыль признать богатство страны, увеличенное за счет богатства, созданного на отдельных предприятиях (прибыли отдельных предпринимателей), то международные и отечественные нормативные акты неправильно определяют величину прибыли (убытка) в организациях. Это обусловлено тем, что в составе прибыли хозяйствующих субъектов в настоящее время учитываются суммы, не увеличивающие богатства государства, хотя они не изменяют богатство собственников организаций. К ним относятся суммы безвозмездно получаемых средств, безвозмездная государственная помощь экономическим субъектам. Эти суммы в одной организации увеличивают его, а в целом по государству богатство остается без изменений. Экономическое богатство общества возникает в связи с вовлечением природных богатств в хозяйственный оборот и присвоением их в собственность отдельными лицами, группами, регионами, государствами в целом. По существу оно является богатством людей (общества), образованным за счет присвоения в собственность и вовлечения в хозяйственный оборот природных богатств и накопления прибавочного продукта, создаваемого трудом из природного сырья. Рост этого богатства (возникновение прибыли) может происходить только за счет дополнительного привлечения в оборот природных ресурсов для производства прибавочного продукта сверх текущей потребности производственной сферы. Обществу они стоят только затрат труда, денежное выражение которых получило название добавленной стоимости (валовой доход, национальный доход, чистый национальный продукт и т.д. – разновидности названий этой стоимости). Добавленная стоимость в каждом хозяйстве используется для оплаты труда работников, а оставшаяся часть представляет прибыль. Следовательно, прибыль как микроэкономическая категория – это часть добавленной стоимости организаций, произведенной в данном экономическом субъекте, реализованной в составе товарной продукции. Исходя из этого, при определении финансовых результатов экономических субъектов необходимо из доходов и расходов организаций убрать все суммы, не представляющие сущности прибыли[32, с. 87]: ? суммы, безвозмездно получаемые со стороны или передаваемые другим организациям; ? безвозмездное выделение средств государством (государственная помощь); ? изменение валютного курса; ? переоценка средств и др. Их целесообразно отражать непосредственно в составе добавочного капитала, минуя финансовые результаты. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат деятельности предприятия и является его основной целью. Вместе с тем прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию. Прибыль предприятия выполняет ряд важнейших функций[43, с. 116]: ? инвестиционная – поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений; ? результативная – фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия; ? финансирующая – часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия; ? стимулирующая – часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала. Выделяют бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль – это результат реализации товаров и услуг. Она определяется в соответствии с действующим законодательством по бухгалтерскому учету и указывается в отчете о прибылях и убытках как положительная разница между доходами, определяемыми как приращение совокупной стоимости активов организации, приводящее к увеличению собственного капитала, и расходами предприятия, определяемыми как снижение совокупной стоимости активов, приводящее к уменьшению собственного капитала, признаваемыми в отчетном периоде[51, с. 205]. В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов или этапов прибыли: валовая прибыль, прибыль или убыток от продаж, прибыль или убыток до налогообложения, прибыль или убыток от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль или убыток отчётного периода). Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Бухгалтерская прибыль как конечный финансовый результат выявляется за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса. Так как понятия доходов и расходов могут быть определены как по существу, так и количественно, то на практике чаще всего используется понятие бухгалтерской прибыли, позволяющее более обоснованно и реалистично определить прибыль предприятия. Тем не менее, показатель бухгалтерской прибыли имеет ряд недостатков, основными из которых являются[62, с. 128]: ? допущения различных подходов, используемые предприятиями при определении доходов и расходов, приводят к несопоставимости показателей прибыли; ? влияние инфляции не позволяет сравнивать показатели прибыли, определенные за разные отчетные периоды; ? бухгалтерская прибыль не отражает изменение капитала организации за отчетный период. Стремление к оценке эффективности использования капитала компании привело к активному использованию, особенно в зарубежной практике, показателя экономической прибыли. Экономическая прибыль – результат «работы» капитала, она характеризует прирост экономической стоимости предприятия. Она может быть определена как разность между рентабельностью инвестированного капитала и проведением средневзвешенной стоимости капитала на величину инвестированного капитала[22, с. 70]. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской прибыли тем, что при ее расчете учитывается стоимость не только уплаты процентов по заемным средствам, как при расчете бухгалтерской прибыли, но и использования всех долгосрочных и иных процентных обязательств. Таким образом, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных затрат, или затрат отвергнутых возможностей. Именно экономическая прибыль является критерием эффективности использования ресурсов, так как ее положительное значение характеризует превышение заработанных средств над стоимостью используемых ресурсов. С другой стороны, количественная оценка экономической прибыли весьма условна, так как существует вероятность субъективного подхода к выбору исходной базы для расчета. Кроме того, определение экономической прибыли весьма трудоемко. Это объясняется тем, что ее расчет осуществляется в основном для компаний, чьи акции торгуются на бирже, что позволяет получить данные об изменении капитала собственников. Но несмотря на различия между бухгалтерской и экономической прибылью, их следует использовать как взаимодополняющие показатели. Экономическая прибыль полезна для понимания сущности прибыли, бухгалтерская – для понимания логики и порядка ее практического расчета [18, с. 97]. Понятие «прибыль» имеет разные значения с точки зрения организации, потребителя и государства. Но во всех случаях оно означает получение выгоды. Если организация работает прибыльно, то это означает то, что покупатель, приобретая товары у продавца, удовлетворяет свои потребности, а государство за счет поступающих налогов от продажи финансирует социальные задачи и поддерживает убыточные объекты. Целью деятельности любой коммерческой организации в условиях рыночной экономики является получение прибыли, которая обеспечит дальнейшее ее развитие. При этом образующуюся прибыль следует рассматривать не только основной целью, но и главным условием деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них [5, с. 45]. Прибыль или убыток, финансовый результат представляет собой прирост или уменьшение собственного капитала организации за отчетный период, полученный в итоге финансово-хозяйственной деятельности организации. Информационной базой для детального анализа формирования прибыли является бухгалтерская отчетность, и в первую очередь форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», которая содержит данные о размере выручки от продаж товаров, продукции, работ и услуг без НДС и акцизов; себестоимости проданных товаров; коммерческих и управленческих расходах; прочих доходах и расходах; чистой прибыли, а также расшифровку отдельных прибылей и убытков. В финансовом учете на первом этапе определяется валовая прибыль как разность между выручкой от продажи продукции и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. Валовая прибыль используется для покрытия коммерческих и управленческих расходов. С учетом сальдо прочих доходов и расходов определяется прибыль до налогообложения. В экономических расчетах и анализе часто используются и другие показатели прибыли, различающиеся составом элементов, формирующих прибыль. Так, разница между выручкой и переменными расходами называется маржинальной прибылью, а прибыль до уплаты налогов и процентов за пользование заемными средствами – экономической прибылью [14, с. 117]. После установления отложенных налоговых активов и обязательств рассчитывается текущий налог на прибыль и чистая прибыль отчетного периода [57, с. 108]. Современный бухгалтерский учет ведется в целях составления как финансовой, так и налоговой отчетности. У этих видов отчетности различные пользователи и соответственно различные требования по ее составлению. Если цель финансовой отчетности – дать информацию о состоянии компании тем группам третьих лиц, которые, рискуя собственными средствами, доверяют их компании, то цель налоговой отчетности – дать информацию акционерам, менеджерам и налоговым органам о суммах денежных средств, которые компания должна уплатить в качестве налоговых сборов, обязательных платежей, штрафов, пеней. Прибыль организации до налогообложения формируется по данным бухгалтерского учета, налог на прибыль – в соответствии с правилами налогообложения. В результате определяется чистая прибыль организации [7, с. 218]. Порядок формирования всех видов прибыли организации в соответствии с нормативными документами РФ представлен на рисунке 1.1 Рисунок 1.1 – Схема формирования прибыли предприятия[7, с. 221] Показатель чистой прибыли – один из наиболее важных показателей финансовой отчетности. Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом прочих доходов и расходов. Чистая прибыль отражает финансовые результаты деятельности компании; на ее основе формируются различные рейтинги и расчеты финансовых аналитиков, от ее величины зависят курс акций компании и величина дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным и привилегированным акциям. Известно, что предпринимательская деятельность связана со многими факторами, влияющими на ее результат. Все их можно разделить на две группы. Первая группа факторов связана с максимизацией прибыли за счет спроса и предложения, ценовой политики, рентабельности продукции, ее конкурентоспособности. Другая группа факторов связана с выявлением критических показателей по объему реализуемой продукции, наилучшим сочетанием предельной выручки и предельных затрат, с делением затрат на переменные и постоянные. К переменным затратам, которые изменяются от изменения объема выпуска продукции, относятся сырье и материалы, топливо и энергия для технологических целей, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата основных производственных рабочих, освоение новых видов продукции и др. К постоянным (общефирменным) затратам – амортизационные отчисления, арендная плата, заработная плата административно-управленческого аппарата, проценты за кредит, командировочные расходы, расходы на рекламу и др. [47, с. 162] Существенное влияние на механизм формирования оказывает качество прибыли.Качество прибыли – это обобщенная характеристика структуры источников, формирующих прибыль предприятия. Высокое качество операционной прибыли связано с ростом объема выпуска продукции и одновременным снижением уровня операционных затрат, а низкое качество – с ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных измерителях. Снижение себестоимости продукции является основным фактором роста прибыли за счет интенсивного пути использования внутренних резервов организации. Влияние снижения себестоимости на изменение прибыли оценивается с помощью факторного анализа. На качество прибыли влияют и другие факторы: процентная ставка по кредитам, состояние расчетов с кредиторами, уровень рентабельности продаж, коэффициент достаточности прибыли, структура рентабельности по видам продукции. 1.2. Методы планирования прибыли на современном предприятии Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Прибыль планируют раздельно по всем видам деятельности предприятия [2, с.233]. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль [4, с.148]. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета служит объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах [15, с.44]. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование прироста собственных оборотных средств, инвестиций, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом. Основные методы планирования прибыли представлены на рисунке1.2 Рисунок 1.2 – Методы планирования прибыли [11, с.94] 1. Метод прямого счета. Объектом планирования являются элементы бухгалтерской прибыли: прибыль от продаж продукции, прибыль от прочей реализации и внереализационных операций. Основой для расчета служит объем производственной программы в соответствии с заказами потребителей. Прибыль по товарному выпуску (Пто) планируется на основе сметы затрат, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода: Птп =ТПпл– Сп , (1.1) гдеТПпл – стоимость товарной продукции планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Сп – полная себестоимость товарной продукции планируемого периода. Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, расчет плановой прибыли от продажи продукции (Ппр) примет вид: Ппр = Пон + Птп – Пок (1.2) где Пон – прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода; Пок – прибыль в остатках продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода. Достоинство метода прямого счета заключается в том, что все расчеты прибыли построены на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по всему ассортименту выпускаемой продукции. Метод нетрудоемкий и используется при составлении перспективных планов развития предприятий, поскольку исходной базой является весь объем товарной продукции (сравнимой и несравнимой) [20, с.102]. Недостатки данного метода: во-первых, на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости составляются лишь по важнейшим изделиям или представителям групп изделий, по остальной продукции применяются расчетные показатели, что снижает точность подсчета размера плановой прибыли. Во-вторых, в современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменился уровень цен, инфляции и прочих параметров макроэкономического окружения предприятия. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. 2. Аналитический метод. Применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. Базой расчета служат затраты на рубль товарной продукции, исчисленной в оптовых ценах предприятия, базовая рентабельность, а также совокупность плановых показателей деятельности предприятия (факторный метод). Планирование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции производится по формуле: Птп=ТПпл х (1– Зтп), (1.3) где Птп – прибыль по товарному выпуску планируемого периода; ТПпл – стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации; Зпп– затраты на рубль товарной продукции. Планирование прибыли посредством процента базовой рентабельности производится путем переноса процента рентабельности от продажи сравнимой продукции, сложившейся в отчетном году, на планируемый год с учетом роста объема реализации, снижения себестоимости продукции, изменения ее ассортимента и сортности, уровня оптовых цен и других факторов, влияющих на размер прибыли [17, с.254]. Исчисление прибыли посредством базовой рентабельности состоит из трех последовательных этапов: Определение базовой рентабельности (Р6) как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год (П6) на полную себестоимость сравнимой товарной продукции (Спб) за тот же период: (1.4) Исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года (Сппл) и определение прибыли, по товарному выпуску исходя из базовой рентабельности. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: изменения себестоимости сравнимой продукции, качества (сортности) продукции, структуры выпуска (ассортимента), цен на продукцию. Следует также выявить инфляционную составляющую прироста прибыли [27, с. 5]. Объем выпуска продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение прибыли. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg