Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Конкуренция на рынке банковских услуг.

irina_k20 264 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Цель курсовой работы – выявить проблемы банковской конкуренции и определить пути их решения. Задачи курсовой работы: - ознакомиться с понятием банковской конкуренции; - изучить виды банковской конкуренции; - рассмотреть основные современные особенности и закономерности банковской конкуренции; - проанализировать актуальные проблемы банковской конкуренции в современной экономике и найти пути их решения; Объект курсовой работы - банковская конкуренция в России. Предмет курсовой работы - роль банковской конкуренции в современной экономике России.
Введение

Одним из наиболее важных факторов роста финансовых рынков является развитие конкурентных отношений во всех секторах. Необходимость связана с увеличением спроса на различные финансовые инструменты на внутреннем рынке и интеграцией российского рынка в мировую финансовую систему. Центральным элементом этой стратегии является обеспечение равных условий конкуренции для всех участников рынка. Задача выравнивания условий на финансовом рынке определяет практическую работу по контролю за строгим соблюдением требований антимонопольного законодательства, а также законодательной деятельности по совершенствованию норм, определяющих условия деятельности банков и других финансовых посредников. Эта задача должна решаться совместно Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и другими органами исполнительной власти, а также Банком России. Активная роль в процессе выравнивания условий конкуренции должна также включать саморегулируемые организации, которые объединяют профессиональных участников на финансовых рынках. Актуальность темы заключается в том, что банковская конкуренция вызвана активным участием российских банков в основных сегментах финансового рынка, необходимостью научного обобщения накопленного опыта практической банковской деятельностью, а также отсутствием комплексного и всестороннего развития этих проблем с учетом мирового опыта.
Содержание

Введение……………………………………………………….…………………..3 1.Теоретические аспекты банковской конкуренции………………..……..……5 1.1Понятие банковской конкуренции…………………………………………....5 1.2Уровни банковской конкуренции и формы банковских объединений…….6 1.3Виды банковской конкуренции………………………………………….……7 1.4Современные особенности и закономерности банковской конкуренции...10 2.Анализ банковской конкуренции в РФ………………………………………12 3.Проблемы банковской конкуренции и пути их решения…………………...19 3.1Актуальные проблемы в современной экономике ………………………...19 3.2Пути решения проблем………………………………………………………20 Заключение………………………………………………………………….……22 Список используемых источников………………………………………..……23
Список литературы

1.Базаева, А. Р. Банковская конкуренция в российской экономике / А. Р. Базаева // Научный журнал. 2016. No 1 (2). с. 31-33. 2.Влезкова, В. И. Развитие конкуренции на рынке банковских услуг в условиях глобализации : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук : специальность 08.00.01 "Экономическая теория" / В. И. Влезкова ; [Самар. гос. экон. ун-т]. - Самара, 2015. - 21 с. 3.Гордеев, В. А. Модификация конкуренции в РФ (на примере банковского сектора) / В. А. Гордеев, А, А. Кладова ; М-во образования и науки РФ, Яросл. гос. техн. ун-т. - Ярославль : Издательский дом ЯГТУ, 2015. - 155 с. 4.Голубцова А. А. Проблемы банковской системы и пути их решения в РФ / А. А. Голубцова, Е. В. Кудинова // Студенческая наука XXI века : материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: Л. А. Абрамова . — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — No 2 (9). — с. 99–101. — ISSN 2413-3825. 5.Зорина, В.В. Банковская конкуренция в российской экономике / В.В. Зорина // Молодой ученый. 2015. No 18 (98). С. 260-263. 6.Курдюмова Н.А. Банковская конкуренция: особенности и оценка уровня ее развития в РФ/ Н.А. Курдюмова, Н.Н. Мартыненко // Актуальные проблемы развития банковского и небанковского секторов экономики. Вып. 4 / Под редакцией Н.Н. Мартыненко. Москва, 2016. С. 20-34. 7.Мамонов, М. Е. Конкуренция в российской банковской системе и ее влияние на устойчивость банков : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук : 08.00.13 / Мамонов Михаил Евгеньевич . - Москва, 2014. - 26 с. 8.Маркевич, Е. М. Факторы банковской конкуренции как способ роста конкуренции на рынке банковских услуг / Е. М. Маркевич // Экономика и социум. 2015. No 2-3 (15). с. 437-438. 9. Деньги. Кредит. Банки : учебник / А. С. Селищев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2017. - 303 с. 10.Швейкин, И. Е. Развитие конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук : специальность 08.00.10 "Финансы, денежное обращение и кредит" / Швейкин Игорь Евгеньевич . - Саратов, 2015. - 18 с. 11. http://www.cbr.ru
Отрывок из работы

1.Теоретические аспекты банковской конкуренции 1.1Понятие банковской конкуренции Специфической формой конкуренции в рыночной экономике является банковская конкуренция. Банковская конкуренция - процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг. Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это очень сложное образование, которое имеет широкие границы и состоящее из множества элементов. [3] Современные коммерческие банки функционируют как продавцы или покупатели практически во всех рыночных секторах, в каждом из них банковская конкуренция приобретает определенные специфические черты. 1. Рынок средств производства и производственных услуг. На этот рынок коммерческие банки выходят в качестве продавцов банковских услуг для предприятий, финансовых посредников, а также как покупатели производственных ресурсов. 2. Рынок предметов потребления и потребительских услуг. Здесь банки выступают в роли финансовых посредников, а иногда и покупателей. 3. Рынок труда. Это целевая область кадровой политики банков, которая неизбежно должна обновлять или пополнять свой персонал время от времени, выходя на этот рынок в качестве покупателей. 4. Рынок интеллектуально-информационного продукта. На этом рынке банки могут действовать как продавцы банковских услуг, так и как покупатели производственных ресурсов. 5. Рынок недвижимости. Здесь банки чаще всего выступают в качестве финансовых посредников и гораздо реже, как отдельные покупатели или продавцы. 6. Финансовые рынки. В этой сфере банки являются одним из главных действующих лиц. Конкуренция на финансовом рынке осуществляется в следующих областях На рынке ссудных капиталов, с одной стороны, банки покупают временные права на денежные средства у своих вкладчиков, а с другой стороны, они выступают в качестве продавцов при выдаче ссуд. На рынке ценных бумаг, выполняя заказы клиентов, а также по собственной инициативе банки осуществляют покупку и продажу ценных бумаг и поочередно играют то роль продавцов, то роль покупателей. На рынке валют и драгоценных металлов роль банков подобна их роли на рынке ценных бумаг. Сфера банковской конкуренции очень обширна, а конкурентная среда разнообразна и неоднородна. [5] 1.2Уровни банковской конкуренции и формы банковских объединений В целом банковская конкуренция осуществляется на трех уровнях. 1-ый уровень - конкуренция между коммерческими банками, борьба между банковскими институтами, находящимися на втором ярусе банковской системы и занимающимися оказанием банковских услуг клиентуре. Центральный банк не вступает в прямую конкуренцию за обслуживание банковских клиентов. 2-ой уровень - это конкуренция между банками и небанковскими финансовыми институтами. Небанковские кредитно-финансовые институты - это учреждения, которые официально банками не являются, т.е. не имеют банковской лицензии, но основная деятельность которых связана с предоставлением финансовых услуг и выполнением операций, связанных с банковской деятельностью. В сфере кредитования коммерческим банкам составляют конкуренцию кредитные кооперативы, лизинговые и факторинговые компании, а также ломбарды. В сфере привлечения временно свободных средств клиентов основными конкурентами являются негосударственные пенсионные фонды, страховые компании. Но самой многочисленной группой является институт фондового рынка. Здесь конкуренция осуществляется на рынке инвестиционных услуг. 3-ий уровень - это конкуренция между коммерческими банками и нефинансовыми предприятиями и организациями (торговые дома, промышленные предприятия, почта и др.). В современной России производственные и торгово-коммерческие фирмы выходят на банковские рынки как законно, так и незаконно, принимая вклады от населения. Внутри каждого из этих уровней выделяется два подуровня: индивидуальная конкуренция ((отдельные институты являются конкурентами) и групповая конкуренция (группы связанных кредитных организаций могут выступать в качестве конкурентов).). [8] Существуют несколько форм банковских объединений: 1.Банковские картели – это соглашения, которые ограничивают самостоятельность и независимость отдельных банков и свободную конкуренцию между ними соглашаясь и устанавливая единые процентные ставки, придерживаясь проведению одинаковой дивидендной политики. 2.Банковские синдикаты, или консорциумы - соглашения между несколькими банками о совместных крупномасштабных финансовых транзакциях. 3.Банковские тресты - объединения, которые возникают в результате полного слияния нескольких банков, причём происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется унифицированное управление ими. 4.Банковские концерны - объединение многих банков, которые формально сохраняют свою независимость, но находятся под финансовым контролем одного крупного банка, который купил контрольные пакеты их акций. [10] 1.3 Виды банковской конкуренции. 1.Конкуренция продавцов и конкуренция покупателей. Конкуренция продавцов - их соперничество за самые выгодные условия для продажи товаров. Конкуренция покупателей - это конкуренция между ними за доступ к этому продукту. Невозможно сказать, является ли банковский рынок рынком покупателя или рынком для продавцов, поскольку, с одной стороны, банковский рынок не является единым и неделимым, а состоит из многих частных рынков. С другой стороны, любой банк может выступать в роли продавца и покупателя. [1] 2.Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между фирмами одной отрасли, которые производят аналогичные товары, которые удовлетворяют одинаковым потребностям, но отличаются по цене, качеству, ассортименту. Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предприятиями различных отраслей. Отраслевая структура банковской деятельности. С точки зрения отдельного кредитного института, банковская отрасль действует как рынок сбыта. Основными из них являются: рынок кредитов; рынок вкладов; рынок услуг. Внутриотраслевая банковская конкуренция. На этапе разработки стратегии каждого кредитного учреждения он должен решить, будет ли он специализированным или универсальным, взвесить преимущества и недостатки альтернативных стратегий принятия решений. Внутриотраслевая конкуренция в банковской сфере существует главным образом в форме конкуренции видов. Развитие новых товарных единиц в рамках существующих видов еще не является конкурентным преимуществом, если оно не подкрепляется мерами по формированию потребительских предпочтений. Межотраслевая банковская конкуренция происходит между субъектами, чьи интересы ранее не пересекались. Межотраслевая конкуренция в экономике может быть достигнута в форме конкуренции посредством потока капитала или функциональной конкуренции. Для банковского дела очевидно, что главной межотраслевой конкуренции является поток капитала. Это происходит, когда новички проникают на изначально банковские рынки, а также когда они пытаются завоевать место в новых отраслях. 3.Ценовая и неценовая конкуренция. Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения цен. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта. Особенностью ценовой конкуренции в банковском секторе является отсутствие четкой взаимозаменяемой стоимости товара и его цены. В этом отношении различие между открытой и скрытой ценовой конкуренцией является расплывчатым, и сфера, в которой банк имеет максимально возможное маневрирование процентных ставок, уровень комиссионных сборов и тарифов на услуги является весьма растяжимым. Кроме того, покупатели банковских услуг, особенно если они являются постоянными клиентами, могут влиять на цену в переговорном процессе, добиваясь от банков предоставления значительных скидок. Неценовая банковская конкуренция в первую очередь связана с изменениями в качестве услуг. [7] 4.Совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция - это неограниченная конкуренция, которая возникает, когда очень много небольших фирм, торгующих идентичными товарами на рынке, которые конкурируют между собой на равных условиях и конкурируют между ценовыми методами. Несовершенная конкуренция - это конкуренция, которая ограничена тем, что один или несколько рыночных субъектов занимают доминирующее положение на рынке и, следовательно, условии конкуренции неравны. В банковском секторе более характерна несовершенная конкуренция. Принято различать три типа рыночных структур, которые характеризуются несовершенной конкуренцией: монополистической конкуренцией, олигополией и чистой монополией. Монополистическая конкуренция - это конкуренция между большим числом продавцов дифференцированных продуктов, каждая из которых занимает квазимонопольное положение в отдельном секторе рынка и ориентирована на неценового конкурента. Олигополия возникает в таких условиях, когда относительно небольшое количество продавцов на отраслевом рынке имеют возможность согласовать свою рыночную политику. Чистая монополия - это когда в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара, который не имеет близких заменителей. Здесь нет конкуренции. [6] 1.4Современные особенности и закономерности банковской конкуренции Банковскую конкуренцию стоит рассматривать как разновидность конкуренции вообще, при этом, учитывая особенности рынка банковских услуг, закономерностей развития банковской системы в целом. Банковская конкуренция имеет ряд особенностей, которые отличают ее от конкуренции в промышленности или в других секторах национальной экономики. Особенности банковской конкуренции: - конкуренция в банковском секторе экономики возникла позже конкуренции в промышленной отрасли, но отличается разнообразием форм и высокой интенсивностью; - конкурентами коммерческих банков являются не только другие банки, но и небанковские кредитно-финансовые учреждения, а также некоторые нефинансовые организации; - конкурентное пространство представлено различными банковскими рынками, на которых банки могут выступать как в роли продавцов, так и в роли покупателей; - внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, который связан с дифференциацией банковского продукта; - банковские услуги могут взаимно заменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних (небанковских) заменителей, поэтому межотраслевая конкуренция осуществляется только через перелив капитала; - в банковской сфере существует ряд входных барьеров, которые характерны для многих других отраслей (патентная защита), что приводит к относительно высокой интенсивности конкуренции в этой сфере экономики; - ограничения ценовой конкуренции выдвигают на первый план проблемы управления качеством банковского продукта и рекламы; - банковские рынки представляют собой рынки дифференцированной олигополии, которые предоставляют широкие возможности для кооперации и согласования рыночной политики кредитных институтов. В некоторых странах, таких как Германия наряду с индивидуальной существует групповая банковская конкуренция. Банковская конкуренция имеет ряд закономерностей, таких как: - универсализация банковской деятельности; - либерализация государственного регулирования банковской деятельности; - расширение регионального и национального масштаба деятельности кредитных институтов; - проникновение на банковский рынок не банков; - повышение значения неценовой конкуренции; - глобализация банковской конкуренции; - усиление интенсивности банковской конкуренции - в результате всех вышеупомянутых закономерностей [2] 2.Анализ банковской конкуренции в РФ Развитие рыночных отношений и растущая конкуренция коммерческих банков за временно свободные финансовые ресурсы российских государственных организаций и предприятий, внебюджетных фондов, юридических и физических лиц, особенно в условиях введения санкций западными финансовыми институтами, привело к резкому сокращению коммерческих банков. Главными же показателями конкурентоспособности коммерческого банка можно определить его кредитный портфель, активы и т. д. Согласно информации рейтинга коммерческих банков РФ по важнейшим показателям деятельности, рассчитывающегося по методике сайта Banki.ru для анализа отчетности российских коммерческих банков, в первой пятерке, а значит, самые конкурентоспособные, следующие банки (табл. 1) [5]. Таблица 1 – Рейтинг коммерческих банков по активам. № Название банка Показатель, тыс. рублей Изменение Декабрь 2017 Декабрь 2016 тыс. рублей % 1 Сбербанк России 23 633 271 356 22 606 604 681 + 1 026 666 675 +4,54% 2 ВТБ Банк Москвы 9 353 664 727 9 959 296 564 -605 631 837 -6,08% 3 Газпромбанк 5 613 397 081 5 267 761 099 +345 635 982 +6,56% 4 ВТБ 24 3 719 460 785 3 207 540 431 + 511 920 354 + 15,96% 5 Национальный Клиринговый Центр 3 213 300 548 2 039 319 172 + 1 173 981 376 + 57,57% Центробанк Российской Федерации начал отзывать лицензии банков, которые ранее могли быть отнесены к категории «неприкасаемых». Например, в прошедшем периоде были лишены лицензий многие банки с большими остатками средств государственных организаций, хотя до этого их финансовые ресурсы на депозитных счетах выступали как определенная страховка от санкций Центробанка Российской Федерации. В масштабе экономики это событие не столь важное, но для банковского сектора оно является знаковым. Таким образом, Центробанк Российской Федерации проявляет высокую самостоятельность и отзывает банковские лицензии без оглядки на потери финансовых средств других государственных институтов или госкомпаний. Дополнительно учитывая факт отзыва лицензий у очень крупных банков, можно сказать что «неприкасаемых» банков в России практически не осталось.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Банковское дело, 30 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 42 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 50 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 42 страницы
520 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 34 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 38 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg