Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие творческих способностей младших школьников посредством нестандартных техник рисования

irina_k20 2275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.06.2020
Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке. Актуальность проблемы творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО повлекла за собой выявление противоречия: между признанием больших возможностей нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей и редким использованием их в работе с детьми, а также некомпетентностью педагогов в данной сфере . Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: поиск наиболее эффективных нетрадиционных техник рисования для оптимизации процесса развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Объект исследования: Процесс развития творческих способностей детей. Предмет исследования: Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования Тема : Развитие творческих способностей у младших школьников посредством нестандартных техник рисования Цель : определить понятие творчество и творческие способности, рассмотреть процесс развития творческих способностей ей посредством нестандартных техник рисования. Задачи : 1. Рассмотреть понятие творчество; 2. Рассмотреть понятие творческие способности; 3. Рассмотреть процесс развития творческих способностей на уроке ИЗО . 4. Понятие нестандартные техники рисования 5. Рассмотреть процесс развития творческих способностей посредством нестандартных техник рисования 6. Рассмотреть процесс развития творческих способностей с применением техники рисования мыльными пузырями Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение

Ребенок по природе своей исследователь, неутолимая жажда впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются в качестве характеристики детского поведения. Творческая, поисковая активность ребенка является естественным состоянием. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Психическое, нравственное и физическое становление ребенка изначально являются основой для развития творческого потенциала ребенка, и служит базой самопознания и саморазвития. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей являются уроки внеурочная деятельность система доп. образования,искусство, художественная деятельность. Развивать способности это значит вооружить ребенка способом деятельности дать ему в руки ключ принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса. Как уже отмечалось творческие способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать занимаются лепкой учатся правильно петь и узнавать мелодии чувствовать их ритм. Немного позже начинают конструировать, пробуют сочинять рассказы, простые стихи. С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Творческие способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способности. Однако не всякая деятельность, которая включают ребенка, автоматически формирует и развивает творческие способности к ней. « ...Детский рисунок - процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира ира , а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В. Л. Сухомлинский Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, но и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения своих мыслей, переживаний. Дети транслируют все, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают, всё то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в своем рисунке. Детские работы поражают нас своей непосредственностью, оригинальностью, эмоциональностью, и своеобразным восприятием. Рисуя то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его. Художественное воспитание детей в современной системе не может быть второстепенным. Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания и один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Эффективными средствами для создания выразительных образов в детском рисовании являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Необычность материалов позволяет ребенку изучать, пробовать изображать, будит детскую фантазию, развивает творчество.
Содержание

Введение……………………………………………….…………………...........2 3 Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования 5 1.1. Понятие творчество и творческие способности…………………………6 1 1.2. Развитие творческих способностей младших школьников ……………12 1.3 Развитие творческих способностей младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования……………………………………….18 1 Глава 2. … Описание практики изучения нетрадиционных техник рисования 2 2.1. Виды нетрадиционных техник рисования ………………………………23 2 2.2. Техника рисования «Мыльными пузырями»…………………………..29 2.3 Техника рисования «Солью» ……………………………………………32 3 Заключение………….………………………………………………………….36 5 Список используемых источников ………………………………………......38 5 Приложение А…………………………………………………………………..40 Приложение Б……………………………………………………………………72 Приложение В………………....……………………………………..................81 6
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 1.1 Понятие творчество и творческие способности Для того чтобы понять , что представляют собой творческие способности нам необходимо знать, а что же такое способности в целом. В толковом словаре Ожегова способности даётся такое определение: «Способность – природная одаренность, талантливость» [2, с. 757]. Оно довольно узкое и не раскрывает полностью понятия. В психолого-педагогическом словаре способности определяются как «индивидуально-психологические свойства личности, которые реализуются специальными функциональными системами головного мозга и которые при благоприятных условиях в наибольшей мере определяют успешность освоения и продуктивность выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей»[3, с. 732-733]. Еще в нем говориться и том, что на протяжении свыше полувека в советской и постсоветской психологи господствовала трактовка предложенная Б. М. Тепловым. «Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или рядя деятельностей, несводимых к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие лёгкость и быстроту обучения новым способами приёмам деятельности» [3, с. 732-733]. А.Г.Ковалев определяет способность как синтез свойств человеческой личности, отвечающие требованиям деятельности и обеспечивающие успешность ее выполнения. По мнению ряда авторов «способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. [5, с.233]. С.Л.Рубинштейн рассматривает способности как специфические качества личности, необходимые для той или иной деятельности [13, с.89]. К.К.Платонов, отмечал , что успешность в той или иной деятельности зависит от мотивации, и от личностных способностей. Поэтому ученый относил к способностям любые свойства психики, определяющие успех в конкретной деятельности [9]. При всем разнообразии подходов к определению способностей ученые единодушно подчеркивают связь конкретных способностей с конкретными видами деятельности [18, с.4]. Из всех видов способностей больший интерес вызывают творческие способности, что связано с их исключительной важностью для достижения значимых результатов в любой сфере жизнедеятельности. Но как говорят учёные, от природы никаких способностей нет, это только задатки. Задатки - это особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются в способности, а могут и не превратиться. Неспособные дети - это те, у кого задатки так и не стали способностями. От природы нет никаких способностей, есть только задатки, те анатомо-физиологические предпосылки, которые могут превратиться (а могут и не превратиться) в способности. Задатки есть у каждого человека но у всех разные. Их нужно развивать, превращать в способности в определённое время. Если это время упустить, потом очень трудно, а иногда практически невозможно развить способности. Оказывается природа щедро наделила каждого ребёнка возможностями развиваться. Каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности [1, с. 10]. Из сказанного сделаем вывод: так как способности не даются нам от природы, то их нужно развивать и делать это вовремя. Для того чтобы понять что такое творческие способности нам необходимо знать, что представляет собой само творчество. «Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [2, с. 791].Такое определение даётся в словаре С. И. Ожегова. В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. В.Н. Дружинин определяет творческие способности как индивидуальные особенности качества человека которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [12, с.95]. Творческие способности это сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [10, с.436]. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.. Понятие «творческие способности» связано с понятиями «творчество», «творческая деятельность», «детское творчество». В современной науке существует различные точки зрения на то, что следует понимать под творчеством. К.Роджерс говорил «..создания с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны из уникальности индивида а с другой- обусловленного материалом, людьми и обстоятельствами жизни [12, с.411]. Убедительным является такое определение творчеству которое допускает субъективную новизну и личностную значимость продукта творчества. В.И.Петрушин считает что творчество имеет субъективную ценность в том случае, если «продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества…». Далее он пишет: «Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества» [8, с.70]. Большую роль в понимании развития творческих способностей играет утверждение Л.С.Выготского что творчеством могут заниматься не только лишь избранные одаренные особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [3, с.32]. Исходя из сказанного, под творческими способностями надо понимать сочетание индивидуальных особенностей ребенка, определяющие успешность творческой деятельности. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. В зарубежной психологии творческие способности обозначаются термином «креативность». (Э. Фромм, Д. Гилфорд и другие). Креативность, отмечает Э. Фромм, - это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. П.П. Торренс определяет креативность (творческие способности), как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявить способности к творчеству и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукт. Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения, Для того чтобы получить результат, добиться достижений, необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизмы мышления, т.е. необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа. Творческая мотивация - побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности. Таким образом, творческие способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Развитие творческих способностей - это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания. 1.2 Развитие творческих способностей младших школьников Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Этот возраст определяется важным обстоятельством поступлением ребенка в школу. Развитие творческих способностей ученика имеет важнейшее значение для дальнейшей его учёбы и жизни. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли оригинальность, любознательность, точность и смелость. - Беглость мысли количество идей, возникающих в единицу времени. - Гибкость мысли способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую видеть что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. - Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому. - Точность - способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту. - Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. Условия формирования творческой деятельности В начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления. Регулярное использование системы специальных задач и заданий, , расширяет творческие способности младших школьников, способствует личностному развитию, повышает качество творческой подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться закономерностях окружающей их действительности. Для развития творческого потенциала школьника необходимо систематически обращаться к его эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свои эмоциональные состояния даёт человеку ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными возможностями. В соответствии с этим принципом внимание человека на переживаемые им в этой ситуации эмоциональные состояния. Когда эмоция осознаётся, её предлагается выразить с помощью слова, жеста, рисунка, знака и т.д. В результате, повышается уровень творческого развития учащихся, а также уровень и интеллектуального развития и самооценка. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему к прогрессу к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало – искусство и воспитывает в человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Творчество – вещь тонкая и хрупкая. Слишком сильно оно зависит от многих субъективных факторов. Помощь взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Так чему же нужно научиться, чтобы творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки можно ответить на поставленный вопрос следующим образом. Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Не чудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил. Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) – так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память. [16, с 180]. Нужно научиться мечтать (фантазия – цемент скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить следует еще научиться: – владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла); – создавать “законченную вещь”, то есть произведение. Что взрослые действительно могут сделать, так это помочь ребенку в обретении самого себя. Для установления контакта с любым человеком нужно уметь установить контакт – выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения. Особенно важно это при общении с детьми. Почему? Потому, что неправильно выбранный стиль общения может: –подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка; – остановить развитие его уникальных способностей; – заглушить проявление индивидуальности; – привести к неправильному выбору в жизни. В семье, где стиль общения выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями: Первый путь приучившись только выполнять задания взрослых, ребенок полностью утратит способность к творчеству. Второй путь ребенок может творчески раскрыться вне дома, если ему повезет и встретиться хороший педагог, а если не встретится, то талант может быть загублен. Кроме того, неправильный (или непродуктивный) стиль общения может полностью дезориентировать ребенка. Каждый день люди совершают множество дел. Их можно разделить на две группы: старая и новая задачи. Все творческие задачи разные, но и объединяет то что при их решении создаётся что-то новое, то чего не было раньше. Для решения требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и др. Креативность – общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности. Факторы взаимосвязи между творческими и интеллектуальными способностями: 1. Для высокого развития творческих способностей (креативности) необходим такой уровень развития, который был бы несколько выше среднего. Хотя, это и разные способности - творческие и интеллектуальные, тем не менее, без какой-то базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокое развитие творческих способностей невозможно. 2. По достижении необходимого уровня интеллектуальности и соответственно оснащенности знаниями для творческой деятельности несущественно, каков уровень интеллектуальности. 3. Но это отсутствие связи обнаруживается лишь до определённого уровня. Когда интеллект очень высок, то иногда слова, как и в случае недостаточного его развития, создаётся препятствие для нормального развития творческих способностей. Между креативностью и интеллектуальностью есть связь, но она противоречива. Существует три основных подхода к проблеме творческих способностей: 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческое поведение играют мотивации, ценности, личностные черты. 2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (К. Тейлор и др.). Эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. 3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. [30, эл. ресурс ]. Младший школьник чрезвычайно пытливы и любознательны, способны с головой уходить в интересующее их занятие, работу; демонстрируют высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей) , часто делают все по-своему, изобретательны в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывают много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способны по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способны продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; склонны к зависимости и точности в художественно-прикладных занятиях. Следовательно, такие психологические черты младшего школьника, как любознательность, ориентация на внешний мир, повышенная реактивность и богатое воображение, а также успешный уровень адаптации ребенка к социальной жизни, адекватная самооценка и ориентация на авторитет родителей, помогает раскрытию его возможностей и развитию творческих способностей. Таким образом, творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность; это деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение, именно в младшем школьном возрасте мы закладываем «фундамент» для развития творческого человека. Творческие способности можно развивать на уроках, на внеклассных мероприятиях, на факультативных занятиях. Наибольшая возможность предоставляется в руководстве индивидуальных исследовательских, поисковых работ в виде рефератов, докладов, сочинения сказок, в составлении ребусов, кроссвордов, задач, конструирование геометрических фигур, математических диктантов. Занятия изобразительной деятельностью - это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития. Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом. Н. П. Сакулина говорила, что «…нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения», т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования. Ведь, как известно, всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться [14]. 1.3 Развитие творческих способностей младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Рисование - это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым, непринуждённым. Кроме обычных традиционных способов рисования особое место в развитие творческих способностей у детей являются нетрадиционные техники рисования , так как само применение таких способов является для детей наглядным примером использования неожиданных, необычных способов использования привычных предметов (круп, семян, злаков, свечек, мыла, пробок, поролона, пенопласта, мятой, рваной бумаги, пластилина) и приемов рисования (пальчиками, ладошкой, оттисками), соединения различных способов рисования (красками и мелками, красками и свечкой) , оттисков частей тела, всей фигуры, пробкой, поролоном, бумагой, использование трафаретов. Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала. Термин «нетрадиционный» (от латинского tradition- привычный) подразумевает использование материалов , инструментов, способов рисования , которые не являются общепринятыми , традиционными, широко известными. В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike-искусная и techne- искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятие техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера- передачу вещественности предметов [19, с.26]. Термин нетрадиционный можно рассмотреть как - не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский [1]. Нетрадиционные техники рисования - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе [4]. Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции, как известно,- это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, индивидуальность. Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса. Для развития творческих способностей, воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике начально-художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности. Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Они требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть). Работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы детей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg