Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Доходы федерального бюджета, пути их роста. Расходы федерального бюджета, их оптимизация

irina_k20 1600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2020
Объектом исследования курсовой работы выступает состояние феде-рального бюджета Российской Федерации. Предмет исследования – доходы и расходы бюджета на федеральном уровне. Целью работы является: 1. Исследовать структуру федерального бюджета и бюджетной си-стемы РФ; 2. Рассмотреть сущность, содержание доходов федерального бюд-жета; 3. Определить социально-экономические значения налоговых и не-налоговых поступлений в формировании доходов федерального бюджета; 4. Выявить проблемы связанные с формированием доходной части федерального бюджета, а также рекомендации по укреплению доходной ча-сти бюджета; 5. Раскрыть понятие, определить состав и структуру расходов федерального бюджета; 6. Проанализировать динамику расходов федерального бюджета, изучить проблемы их оптимизации и пути решения 7. Сделать конкретные выводы на основе ознакомления состояния федерального бюджета; Без развития Бюджетного фонда России не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса. Именно малый бизнес позволяет осуществить структурную перестройку народного хозяйства, ориентировать его на удо-влетворение потребностей людей, сформировать надежную социальную базу проводимых реформ. Многие вопросы, связанные с деятельностью малого бизнеса, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки. Состав и объём работы обусловлены предметом логикой исследования и целевой установкой, а также возможностью использования информации в учебных и ознакомительных целях.
Введение

Основное место в финансовой системе каждой страны занимает бюд-жет, так как именно с момента принятия государством данного документа финансы приобретают всеобщий характер. С помощью бюджета государство имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы для экономического и социального роста, стимулировать производственные и социальные процессы. Доходы и расходы бюджета — это две группы отношений, через которых проявляется регулирующая роль бюджета. Бюджетные расходы, являясь компонентом общей финансовой категории бюджета, представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Именно эти затраты формируют экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств бюджета по различным направлениям. Безусловно, одну из наиважнейших ролей в регулировании экономики государством играют расходы федерального бюджета. Главное назначение расходов является обеспечение выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них полномочий. В расходной части бюджета отражается реализация основных направ-лений бюджетной политики. Поскольку государственные средства должны результативно расходоваться не только на федеральном уровне, но и на региональном и местном уровне бюджетной системы, необходимо четко определить ответственность за реализацию решений задач в области расходования бюджетных средств, но и самое важное хорошо организовать процесс управления расходами. Перечисленные задачи решаются на стадии планирования расходов при составлении проектов бюджета на определенный период. Очевидно, что вопросы приоритетности расходов в условиях ограниченности бюджетных ресурсов становятся актуальными. В настоящий момент расходы федерального бюджета являются одной из острой проблематикой современной экономической теории и практики хозяйствования, и, конечно же, подлежат обязательному рассмотрению. Однако, для того, чтобы осуществлять расходы, необходимо аккумулировать средства, образовывать доходную часть Федерального бюджета. Важность доходной части федерального бюджета не вызывает сомнения, так как устойчивое развитие экономики государства невозможно без наличия источников финансирования. Для того, чтобы оценить состояние доходной части Федерального бюджета, необходимо в первую дать понятие его самого, а также классифицировать доходы, чтобы в дальнейшем проследить тенденцию их изменения.
Содержание

Введение 3 1. Федеральный бюджет Российской Федерации 6 1.1 Исторические этапы возникновения и развития малого бизнеса 6 1.2 Сущность Федерального бюджета и его значение 12 2. Доходная часть федерального бюджета 18 2.1 Экономическое содержание доходов бюджета, его правовое и функцио-нальное назначение 18 2.2 Классификация доходов бюджета Российской Федерации 22 2.3 Динамика доходов федерального бюджета и пути их увеличения 27 3. Расходная часть Федерального бюджета 31 3.1 Характеристика расходов Федерального бюджета и его функций 31 3.2 Состав расходов Федерального бюджета 36 3.3 Анализ и оптимизация расходов федерального бюджета РФ 39 Заключение 46 Список литературы 48
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 31.07.1998 N 145-ФЗ) 3. Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» 4. Налоговый кодекс Российской Федерации (ред. от 19.02.2018, с изме-нениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.04.2018) 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 №1010 (ред. от 15.12.2017) «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» 6. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб-ник./ И.М. Александров.- 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. 7. Анисимова С.А. «Социально-экономические аспекты бюджетной политики» // Финансы, 2013. 8. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие /Л.Г. Баранова, О.В.Врублевская и др. - М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2013. 9. Методика оценки результативности расходования бюджетных средств// Финансы и кредит. 2015. 10. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие – М.: Евразийский открытый институт, 2015. 11. Николаев И.А., Бюджетные расходы до 2010 года // Финансовые и бухгалтерские консультации» - 2007.- №5. 12. Шогенова Ф.А. Система исполнения федерального бюджета РФ на современном этапе развития: основные положения / Ф.А. Шогенова // Бизнес в законе. - 2016. - № 1. - С. 295-298. (0,35 п.л.). 13. Марков С.Н. Анализ мирового и российского опыта повышения эффективности бюджетных расходов/ С.Н. Марков // Молодой ученый. -- 2015. -- №3. -- С. 262-265. 14. Финансы: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н.И. Берзона. – М.: Издательство Юрайт, 2015. 15. ЭБС «Znanium». Финансы: Учебник/ В.А. Слепов, А.Ф.Арсланов, В.К. Бурлачков и др. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с. 16. Бондаренко И. О контроле за использованием бюджетных средств // Экономист. - 2015. - №?10. 74-76 с. 17. Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru 18. Справочная правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2018). 19. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin.ru/ 20. Информационно-правовой портал - ГАРАНТ. РУ: http://www.garant.ru
Отрывок из работы

1. Федеральный бюджет Российской Федерации 1.1 Сущность Федерального бюджета и его значение Существует множество схожих определений термину “бюджет”, офи-циальное определение можно найти в бюджетном кодексе Российской Феде-рации. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономи-ческих отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность феде-рального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [2]. Госбюджет является главным звеном финансовой системы, в котором отражается единство основных финансовых категорий: налогов, государ-ственных затрат, государственного займа – в их действии. Так же государ-ственный бюджет следует понимать как отдельную экономическую катего-рию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физ-лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджет-ного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Бюджетный аппарат является центром финансового механизма нашей страны. В него включаются механизмы государственного и местного бюдже-тов, бюджеты государственных внебюджетных фондов, юридических и не-юридических лиц. Под бюджетным механизмом, как субъективной части бюджетных отношений, нужно понимать систему экономических инструмен-тов, позволяющих формировать и реализовывать финансовые ресурсы в целях обеспечения устойчивого экономического развития. Тогда как сущность бюджета, представляющая объективную основу, выражают экономические отношения формирования и реализации финансовых ресурсов в воспроизводстве национальной экономики и общества. К институциональной стороне бюджетного механизма относится юридический закон о бюджете страны и те постановления и подзаконные акты, которые принимаются уполномоченными органами различных уровней управления государственной власти и субъектов хозяйствования. Бюджет имеет следующие основные виды: государственный и местный бюджет, бюджет государственных внебюджетных фондов, юридических и неюридических лиц. Определение государственного бюджета выражает форму образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансирования органов государства и местного самоуправления в создании условий развития национальной и территориальной экономики, и общества. Далее под бюджетным устройством нужно понимать структуру и принципы построения системы бюджета. Бюджетная система страны состоит из бюджетов всех уровней и госу-дарственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отноше-ниях и государственном устройстве, регулируемая правовыми документами. В федеральных государственных образованиях бюджеты бывают трехуровневыми: I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; II уровень - бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; III уровень - местные бюджеты. На рисунке 1 можно увидеть причастность Российской Федерации к данной бюджетной системе. Рисунок 1 – Структура бюджетной системы РФ Межбюджетные отношения регулируются на основе распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемых с учетом государственных социальных стандартов. Этот процесс представляется как бюджетное регулирование. Оно обеспечивается оказанием прямой финансо-вой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему звену посредством следующих методов: дотации; субвенции; субсидии; кредитовании [6]. Дотация выдается из вышестоящего бюджета нижестоящему звену единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов. Субвенция означает фиксированный объем государственных средств, как долевое участие вышестоящего бюджета, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов нижестоящих бюджетов. Субсидия - это предоставление бюджетных средств бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный процесс представляет, регламентируемая нормами права, деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также контроль над их исполнением. В структуру органов с бюджетными полномочиями входят: финансовые органы; органы денежно-кредитного регулирования (Центральный банк); органы государственного (муниципального) контроля [3]. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как по-ступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъек-тов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение издержек по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности - все это представляет собой единый бюджетный процесс. Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами. В соответствии с законом президент должен заблаговременно, задолго до начала бюджетного года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется прогноз социально-экономического развития страны, определяется свободный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий финансовый год. [12] Обеспечить сбалансированность бюджета является основной задачей для государства и реализации бюджетной политики. Особое сбалансирование доходов и расходов федерального бюджета оказывает значительно влияние на стабильность страны в целом. Актуаль-ным остаётся вопрос о соотношении доходов и расходов бюджета. Таблица 1 – Основные параметры федерального бюджета 2015-2017 гг. Показатели 2015 2016 2017 2017 (в % к 2015 г.) Доходы федерального бюджета (млрд. руб.) 14497 13251 13739 0,94 Расходы федерального бюджета (млрд. руб.) 14832 15417 16099 1,08 Дефицит федерального бюджета (млрд. руб.) -335 -2166 -2360 7,05 В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего пре-дела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет разви-тия. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то, прежде всего, должны быть обеспечены соответствующими доходами ткущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться переделы несбалансированной части бюджета, излишек или дефицит, причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов. При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач [1]. 1.2. Бюджетный процесс: принципы формирования системы и его участники Бюджетный процесс – это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение видов государственного бюджета. Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — ре-гламентируемая нормами права деятельность органов государственной вла-сти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных вне-бюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Его процесс длится около трёх с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом. Включает в себя следующие этапы: 1. Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы. 2. Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодатель-ного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, фи-нансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законода-тельный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом. В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам. 3. Исполнение бюджета - сложный процесс, в котором участвует мно-жество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап - осуществление рас-ходов. Организацией вышеперечисленных этапов занимаются следующие участники бюджетного процесса: - глава государства - органы законодательной власти - органы исполнительной власти - органы денежной-кредитного регулирования - органы государственного и местного финансового контроля - государственные внебюджетные фоны - главные распорядители бюджетных средств Чтобы нормализовать работу участников бюджетного процесса, они должны функционировать согласно разработанным принципам [8]. Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах: - единство бюджетной системы; - разграничение доходов, расходов и источников финансирования де-фицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы; - самостоятельности бюджетов; - равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образова-ний; - полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; - сбалансированность бюджета; - результативность и эффективность использования бюджетных средств; - общее покрытие расходов бюджетов; - прозрачность (открытость); - достоверность бюджета; - адресность и целевой характер бюджетных средств; - подведомственность расходов бюджета; - единство кассы. Рассмотрим подробнее эти принципы. Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т. е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам. Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через бюджетную, налоговую политику государства. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления. Принцип самостоятельности бюджетов означает: - право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; - наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; - законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством РФ; - право органов государственной власти и органов местного само-управления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; - право органов государственной власти и органов местного само-управления самостоятельно определять источники финансирования дефици-тов соответствующих бюджетов; - недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении закона о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; - недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней по-терь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением зако-нодательства. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финан-сирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы бюдже-тов и источники финансирования дефицитов бюджетов подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года. Различают бюджеты брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто — только чистые доходы и расходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами. Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Принцип результативности и эффективности использования бюджет-ных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполно-моченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Принцип прозрачности (открытости) означает: - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюд-жетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов; - обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного органа или между законодательным и исполнительным органом власти; - стабильность и преемственность бюджетной классификации РФ. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. Принцип достоверности бюджета, т. е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованы и правильны. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение кон-кретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что полу-чатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюд-жетных средств. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджета за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования [7]. 2. Доходная часть федерального бюджета 2.1 Экономическое содержание доходов бюджета, его правовое и функциональное назначение Доходы бюджета служат одной цели - удовлетворению общественных потребностей. Отличительной чертой доходов государственного бюджета является то, что они всегда выступают как результат распределения (платежи в бюджет) и объект дальнейшего распределения. Доходы бюджетов – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций; поступающих в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. В соответствии со ст. 6 БК доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов. Сущность бюджетных доходов проявляется в том, что бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта и одновременно служат объектом дальнейшего распределения сосредоточенных в руках государства ресурсов. Доходы бюджета имеют общую цель: формирование доходной части бюджета, денежную форму и обезличенность; поступают в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке. В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном - взносами. Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора [14]. К главным источникам, из которых происходит поступление средств в бюджет, относятся следующие: 1. Материальной основой доходов бюджета является национальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству; уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей, а в отдельных случаях — и основного капитала. Состав доходов в значительной мере зависит от методов, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему средства. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перерас-пределения национального дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени. Оно определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Они обеспечивают преобладающую часть доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств они составляют 80—90%. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных и регулирующих доходов. Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за соответ-ствующими властями. Центральные правительства имеют в своем распоря-жении наиболее крупные налоги, как, например, подоходный и корпораци-онные налоги, таможенные пошлины, а во Франции, Великобритании, Ита-лии — также основные косвенные налоги. Они поступают в государственный бюджет, обеспечивая функционирование центрального правительственного аппарата и осуществление возложенных на него задач. Эти налоги называются государственными. 2. Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета явля-ются государственные займы. К займам государство прибегает при бюджет-ных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. На современном этапе под влиянием значительного увеличения размеров бюджетных дефицитов, разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами растет роль этого вида доходов. Во многих странах бюджетные дефициты планируются при составлении бюджета, а размер займов, как и налогов, устанавливается до начала исполнения бюджета. В ходе исполнения бюджета поступления от займов достигают весьма крупных размеров — от 10 до 20% всех расходов бюджета. Роль этого вида доходов увеличивается в периоды войн, экономических кризисов, когда налоги в силу их недостаточной эластичности, неспособности быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы теряют свое обычное значение. В этом случае удельный вес займов приближается, а иногда даже перекрывает налоги. Наряду с внутренними существуют внешние займы. Правом их выпус-ка обладают только центральные власти. Внешние займы связаны с платеж-ным балансом страны и нередко используются для покрытия его дефицита. Существуют два пути получения займов: первый - у широких слоев населения путем свободной продажи им государственных облигаций и дру-гих ценных бумаг, второй - у Центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных опе-раций государства ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно связан с налогами. Погашение займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет до-полнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов. 3. Валовой внутренний продукт, части которого в форме прибыли и заработной платы выступают источником безвозмездного формирования бюджетных доходов посредством налогового механизма. 4. Временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения, привлекаемые государством на возмездной основе и в кредитной форме (посредством продажи на финансовом рынке облигаций и других ценных бумаг, получения кредита под залог государственного пакета акций крупных предприятий) для пополнения бюджетных доходов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg