1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущностная характеристика понятия «методическое сопровождение»
Обновление содержания образования, организация различных видов и типов образовательных учреждений, новых форм дошкольного образования подчёркивают необходимость овладения педагогами теоретическими основами современной педагогической деятельности, практикой работы в новых условиях развития системы образования. Всё это возможно при грамотной организации процесса непрерывного образования педагогических кадров и современного методического сопровождения, которое направлено на продуктивное взаимодействие, развитие творческого потенциала и формирование компетентности педагогического коллектива.
Термин «сопровождение» появился в педагогике не так давно, приблизительно в конце 90-х гг. XX века. Важно отметить, что единого подхода к определению самого понятия, в современной литературе, не существует [21].
Исходя из определения С.И. Ожегова, в словаре русского языка, «сопровождать» интерпретируется следующим образом: «сопровождать... – следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или, идя за кем-нибудь...» [54]. Вследствии этого, понятие «сопровождение» употребляется по отношению к человеку или группе людей, которым нужна помощь, содействие в связи струдностями при саморазвитии и продвижению к поставленным целям. [44].
Проанализируем различные виды сопровождения, выделяют: научно-методическое, психологическое, социально-педагогическое и другие. Э.Ф. Зеер в своих трудах описывает психологическое сопровождение профессионального становления личности [89]. Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагога рассматривается как научно обоснованный способ взаимодействия сопровождающего (грамотного и компетентного специалиста, старшего воспитателя) и сопровождаемого (педагога), цель которого – систематическое самообразование, что приведёт к успеху в их деятельности [74].
Педагогическое сопровождение – это помощь педагогам в принятии решения, совместное разрешение вопросов, в результате чего субъект определяет для себя путь развития. Независимо от того, в каком контексте используется термин «сопровождение», организовать его можно только в процессе взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего. Значимой идеей взаимодействия, по нашему мнению, будет являться развитие потенциала каждого участника.
Многие из учёных рассматривали проблемы сопровождения педагогов. Анализ исследований по проблеме сопровождения (М.С. Полянский, И.П. Соловьёва, Н.Г. Битянова, Г.А. Давыдова, О.С. Газман, Е.И. Казаковаи др.) помог выявить, что сопровождение – это самостоятельная сфера деятельности педагога, которая образовалась в результате гуманизации образования.
М.Р. Битянова считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия [15].
Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение важных вопросов сопровождаемого [29, 60].
Таким образом, в педагогике под сопровождением понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия, а его сущностными признаками являются помощь и поддержка в раздичных ситуациях, взаимодействие [62].
Развитие в педагогике теории и практики сопровождения обусловлено рядом причин:
– пониманиеразвития как процесса разрешения педагогом проблемных ситуаций, возникающих в различных сферах его жизни и, в первую очередь, в профессиональной сфере;
– выдвижение на первый план процесса саморазвития, который можно рассматривать, как способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни, превращать свою жизнь в деятельность, предмет практических преобразований;
– возникновение в современной жизни множества проблемных ситуаций, обладающих как позитивным, так и негативным действием и, несомненно, влияющих на развитие человека;
– определение в качестве главной социальной задачи оказание помощи человеку в решении возникающих проблем. При этом главным значимым условием оказания данной помощи является видение человека как самостоятельного активного субъекта развития.
В.А. Минжериков говорит о том, что педагогика в современном обществе определяет педагогическую деятельность как профессиональную деятельность, направленную на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для развития, воспитания, а так же саморазвития личностных качеств воспитанников и выбора возможностей творческого и свободного его самовыражения [47].
При этом последовательная система способов теоретического познания и практического применения какой-либо деятельности, в том числе и педагогической, понимается как методическая работа или методическая деятельность.
По мнению М.М. Поташника, методическая деятельность в дошкольном учреждении это – часть системы непрерывного образования педагогов. Следовательно, под методической деятельностью надлежит понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога ДОУ по разработке, конструированию и проектированию, исследованию приёмов, методов, средств обучения и воспитания, которые позволяют осуществлять образовательный процесс в ДОУ [27].
Отсюда методическую работу можно представить в виде целостной системной деятельности, основанной на достижениях науки и практики, направленной на развитие профессиональных мастерства и компетенций педагогов, творческого потенциала всего коллектива, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. В основу данного определения положена мысль Ю.К. Бабанского, который рассматривал методическую работу как целостную систему «взаимосвязанных действий и мер, направленных на повышение квалификациии профессионального мастерства педагогического коллектива, на формирование и повышение творческого потенциала педагогов образовательного учреждения, а в дальнейшем, на совершенствование воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных воспитанников» [7].
В педагогической науке собраны знания о сущности и особенностях организации методической деятельности в системе образования (Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, Г.С. Лазарев, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков, B.А. Сластенин, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.). В исследованиях Л.А. Бахтуриной, А.И. Васильевой, В.Я. Волобуевой, И.И. Кобитиной, C.С. Лебедевой, Л.М. Маневцовой, Л.В. Поздняк, В.Г. Фокиной и др. рассматривается специфика методической работы в дошкольном образовательном учреждении и характеризуется профессиональная деятельность старшего воспитателя. Однако в данных работах не исследовалась возможность организации методической деятельности с позиции теории и практики сопровождения взрослых.
Вместе с тем, по мнению Н.Н. Бояринцевой, С.Н. Митина, П.И. Третьякова, именно сопровождение воспитателя может являться наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности [52].
Одним из ключевых направлений системы повышения квалификации сегодня является развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов, что обусловлено происходящими изменениями в их педагогической деятельности. На сегодняшний день, перед педагогами стоят не простые задачи по выбору способов достижения всеми обучающимися образовательных результатов, проектированию образовательного процесса и обновлению содержания образования в целом. В связи с этим одной из основных форм повышения квалификации педагогов становится методическая работа, которая включает все содержательные и организационные формы оказания методической помощи, поэтому методическую работу можно рассматривать как часть системы непрерывного образования и повышения квалификации педагогов [33].
Методическая работа должна быть направлена на достижение и поддержание должного качества повседневной образовательной деятельности в ДОУ и предоставление педагогам возможности реализовать себя. Правильный выбор методов и форм методической работы и их наилучшее сочетание позволят педагогам раскрыть свой творческий потенциал, проявить организаторские и деловые качества, преодолеть свою неуверенность и выработать умения, котрые помогут повести за собой людей. Следовательно, созданные условия будут способствовать дальнейшей профессиональной компетенции и самореализации.
Методическая работа в дошкольном образовании традиционно заключается в оказании систематической помощи воспитателям ДОУ в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности. Другими словами, методической работе в ДОУ отводится ведущая роль в процессе развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов [38].
Рассмотрим характеристику понятия «методическая работа», предлагаемую разными авторами.
К. Белая говорит о том, что, методическая работа – это деятельность по созданию такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива [12].
А. Васильева утверждает, что методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей приёмам и методам работы с дошкольниками, повышение научно-творческого уровня и методической квалификации педагогов [17].
Л. Волобуева считает, что методическая работа – это часть системы непрерывного образования воспитателей, ориентированная на достижение и поддержание высокого качества образовательной работы [20].
Методическая работа в дошкольных учреждениях должна способствовать созданию атмосферы творчества и психологической перестройке отношений в педагогических коллективах – говорит В.Дуброва [26].
Л. Фалюшина отмечает, что методическая работа – это система внутренней организационной педагогической и управленческой деятельности администрации и коллектива образовательного учреждения, направленная на обеспечение непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства педагога в целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса [83].
Если говорить о методической работе в дошкольном учреждении, то более подходящим будет определение Л.И. Фалюшиной, в котором формулируется основное содержание понятия «методическая работа» с точки зрения определения субъекта и объекта: «Это функция управления качеством образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двустороннем процессе обучения (субъектом) и учения (объекта), направленного на углубление, расширение знаний, умений и навыков педагогов, необходимых для качественного осуществления педагогической деятельности по всестороннему воспитанию детей» [84].
Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала.
Методическая работа включает следующие направления: методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности), методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).
Цель методической работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО может быть сформулирована следующим образом: повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.
В соответствии с функцией управления П.И. Третьяков предлагает следующую трактовку методической работы: это информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная деятельность. Эти функции наполняются содержанием деятельности старшего воспитателя с учетом специфики, особенностей работы каждого дошкольного учреждения.
К.Ю. Белая представляет организацию методической работы следующим образом: это прогнозирование – программирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция и анализ.
Предложенная цепочка и в первом, и во втором вариантах обеспечивает непрерывный процесс организации и совершенствования образовательного процесса, повышение профессионального мастерства педагогов.
Методическая работа в ДОУ должна содействовать развитию профессиональной компетентности каждого педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, развития и воспитания.
Проникновение теории управления в дошкольное образование, разграничение объектов и субъектов управления ДОУ, выделение направлений работы руководителя с точки зрения объектов (управление кадрами, персоналом, а так же материально-технической базой и др.) позволили определить методическую деятельность как аспект управления и рассматривать как работу, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ [10].
В своём исследовании Л.И. Фалюшина под методической работой рассматривает функцию управления качеством образовательного процесса, основным назначением которой является развитие профессионализма и компетентности педагогов, необходимого для качественного осуществления педагогической деятельности по всестороннему воспитанию и развитию детей [83].
В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, Т.И. Шамова представляют методическую работу образовательного учреждения в виде системы управления, в которой определены цель, задачи, функции, формы и методы.
И.В. Никишина говорит, что управлением методической работой в условиях личностно – ориентированного подхода является деятельность, направленная на создание условий для стимулирования самообразования каждого педагога, для его самореализации.
К.Ю. Белая утверждает, что управлять методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода, значит научиться такстроить методический процесс, чтобы в каждой его ситуации проявлять важнейшие функции личности педагога – выбор ценностей, понимание (рефлексирование) смысла своей работы, реализация своих профессиональных качеств [11].
По её мнению, эффективность управления зависит от структурных и активизирующих факторов. Управление структурными факторами означает управление делами, а управление активизирующими факторами, прежде всего, управление людьми.
Следовательно, именно система методической работы представляет и руководителю, и педагогу право выбора индивидуальной траектории профессионального роста и развития, дает возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации традиционных и инновационных моделей организации педагогической деятельности.
К.Ю. Белая отмечает, что каждое образовательное учреждение существует в одном из двух режимов: развития или функционирования. Это значит, что в дошкольном учреждении, находящимся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случае его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения детей.
В случае если коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития.
Исследователи сошлись во мнении, что методическая работа – это основной путь повышения компетентности педагога, его мастерства, способный повлиять на повышение качества воспитательной и образовательнойработы с дошкольниками. Грамотная организация методической работы – залог успешного решения проблемы качества профессионального роста педагога, путь повышения его мастерства и компетентности. Такая характеристика дает нам право сделать вывод, что работу методической службы можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации. Подтверждение этому находим в Международной стандартной классификации образования (ЮНЕСКО, 1997 год), где деятельность методической службы названа образовательной и классифицируется как дополнительное образование взрослых.
Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации реализации ФГОС в дошкольном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана [67].
Это значит, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности.
Методическое сопровождение педагогов дошкольного образовательного учреждения осуществляется старшим воспитателем, чья профессиональная компетентность характеризуется готовностью к решению следующих групп профессиональных задач:
– изучать педагога в образовательном процессе дошкольного учреждения, получать информацию о способностях, интересах и потребностях педагогов;
– следить за качеством профессиональной деятельности педагогов;
– проектировать и помогать в реализации профессиональных маршрутов деятельности педагогов, в том числе и для решения общих задач ДОУ;
– организовывать и координировать взаимодействие с другими педагогами и с субъектами педагогического процесса;
– организовывать работу с ресурсами методического кабинета с учетом запросов педагогов, использовать предметно-развивающую среду образовательного учреждения;
– организовывать процесс непрерывного образования, повышать собственный уровень профессиональной компетентности.
Исходя из нашей проблемы исследования, можно выделить наиболее значимое определение методического сопровождения деятельности педагога. Методическое сопровождение деятельности педагога можно рассматривать как целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности, т.е. как управленческую технологию организации сотрудничества субъектов образования.
Понимание сопровождения как управленческой технологии позволяет решить проблему организационно-методической деятельности в обучении педагогов.
Анализ теории и психологии управления (В.С. Лазарев, М.М. Поташник, В.Ю. Кричевский, А.И. Китов, В.Д. Шадриков, М. Марков) позволил уточнить компонентный состав и содержание методического сопровождения: методический, прогностический, ценностно-смысловой, диагностико-аналитический.
В методическом блоке выделяют следующие модули: практический, организационно-методический и информационно-методический.
Организационно-методический модуль направлен на организацию и проведение системы различных методических мероприятий по обучению педагогов проектной деятельности: семинаров (проблемно-целевых, научно-методических, проектировочных и др.), «круглых столов», стажировок, тематического индивидуального и коллективного консультирования [18].
К принципам сопровождения относятся: ответственность субъекта за выбор решения (тот, кто сопровождает, имеет только совещательные права); приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность и системность сопровождения; индивидуальный подход, приоритетность самостоятельного обучения, востребованность результатов обучения в практической деятельности [5].
Соответственно, методическое сопровождение можно рассматривать как особым способом организованное целостное систематическое взаимодействие методической службы, направленное на оказание помощи педагогу в выборе наиболее лучших путей решения задач ипроблем в профессиональной деятельности, с опорой на свой профессиональный и жизненный опыт. Организация такого особого взаимодействия возможна при соблюдении следующих принципов сопровождения:
– выдвижение на передний план таких ценностей, как: педагогические, гуманистические, в которых ценится сам человек, его жизнь, а так же развивающаяся личность педагога как самоценный субъект непрерывного педагогического образования;
– открытость межличностных отношений, где приоритетными являются доброжелательность и искренность во взаимодействии сопровождающего и сопровождаемого, что повышает их взаимопонимание и способствует увеличению качества в дальнейшей деятельнсти;
– расширение сферы самосознания педагога. Данное условие рассматривается через осознание педагогом своих внутренних потенциальных возможностей, необходимых для решения появившейся проблемы, это «осуществление движения педагога от самораскрытия к самопознанию своих возможностей и, далее, к самореализации в профессиональной деятельности»;
– активизация субъект-субъектного взаимодействия, где главным показателем выступает целесообразность сопровождения;
– приоритет интересов сопровождаемого, стремление решить проблему с максимальной пользой для педагога;
– непрерывность сопровождения, гарантирующая постоянную помощь педагогу и его поддержку в решении проблемы, которая прекращается, как только найден выход из сложившейся ситуации;
– возможность реализации индивидуального маршрута деятельности педагога, связанная с увеличением степени свободы педагога при выборе и решении профессионально-педагогических проблем, рекомендательный характер советов сопровождающего, что означает самостоятельность и ответственность педагога за решение возникших проблем [87].
1.2 Современные подходы к конкурсной деятельности педагогов
Г.А. Ягодин отмечает, что на современном этапе мирового экономического и общественного развития одной из важных тем считается вопрос, связанный с непрерывностью в образовании. По его мнению, главным системообразующим фактором непрерывного образования является личность как цель и конечный результат процесса постоянного и неуклонного восхождения к новым высотам в знаниях [90].
О.В. Купцов по вопросу непрерывного образования говорит, что важным является приобретение как основных, так и дополнительных знаний. Различные виды дополнительного образования по О.В. Купцову не лишены самостоятельного значения. В этой связи он пишет: «Традиционная вертикальная преемственность, рассматриваемая как линейная последовательность, уступает место иному, функциональному типу преемственности, реализация которого обеспечивает непрерывный характер процессов формирования личности» [39].
Одна из основных идей непрерывного образования в совеменном мире – использование так же всех неформальных возможностей, которые диктует нам современное образование.
В 2009 г. была принята «Стратегия сотрудничества стран Европейского Союза в области образования и профессиональной подготовки до 2020 года», в которой для каждой страны ЕС установлены количественные показатели, среди них отмечен важный факт о том, что более 15 % населения необходимо систематическое обучение [20].
В России, в принятой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая действует до 2025 г., была озвучена задача, в которой говорится о подготовке квалифицированных, образованных людей, мобильных в условиях современного общества, способных к самообразованию, профессиональному росту и стремящихся к достижению поставленных целей. Не скекрет, что высокий уровень и качество в образовании зависят от подготовки педагогогов, в связи с чем, необходимо обеспечить образовательные учреждения кадрами, в большей степени, с высшим образованием, которые готовы реализовать свой потенциал во благо общества [19].
Современный способ повышения квалификации – профессиональная подготовка педагоговчерез конкурсную деятельность.
Как известно, деятельность – это способ существования человека. Авторы утверждают, что под деятельностью можно понимать процесс осознанного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.
Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.