Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Картель как предмет антимонопольного регулирования и контроля.

irina_k20 1850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2020
Актуальной проблемой выявления антиконкурентных соглашений является вовлечение в них в качестве участника представителей органов власти. Общественная опасность подобного рода картелей возрастает в несколько раз по сравнению с типовыми картельными соглашениями. Объектом работы выступают правоотношения в сфере антимонопольного регулирования. Предметом работы являются нормы права, регулирующие борьбу с картелями, административная практика, научные труды по теме исследования. Целью работы выступает исследование картели как предмета антимонопольного регулирования и контроля. Исходя из указанной цели, в работе поставлены следующие задачи: - рассмотреть сущность и роль картелей в экономике государства; - проанализировать правовое регулирование борьбы с картелями в России и зарубежных странах; - исследовать деятельность антимонопольных органов по противодействию картелям; - рассмотреть административно-правовые методы борьбы с картелями ; - проанализировать уголовно-правовые методы борьбы с картелями ; - исследовать проблемы антимонопольного контроля в борьбе с картелями; - рассмотреть вопросы международного сотрудничества по борьбе с картелями. Исследованием рассматриваемых проблем посвящены работы А.Ю. Алимова, А.Н. Варламовой, П.М. Владимировой, Н.Н. Вознесенского, В.И. Еременко, Е.А. Жалниной, О.Н. Зименковой, А.Ю. Кинева, Ю.С. Куликовой, Е.В. Муратовой, С.А. Паращука, Б.И. Пугинского, Д.И. Серегина, М.М. Степановой, А.С. Сулакшиной, И.А. Ульянова, М.В. Цветковой и др. Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектические методы познания, включающие принципы объективности, системности, историзма, индукции, дедукции и др. Наряду с общенаучными методами познания применялись частнонаучные методы: формально-юридический, описательный, статистический, формально-логический, исторический, системно-правовой, сравнительно-правовой и другие. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной эффективностью защиты и низким уровнем развития конкуренции в Российской Федерации. Решение этих многоаспектных задач в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики. Современный период оказался явно недостаточным для создания нормальных условий развития конкуренции, что проявляется в настоящее время в существовании негативных последствий перехода от административно-командных к рыночным методам регулирования экономики, в том числе чрезмерной монополизации большинства ее отраслей, значительной долей нарушений конкуренции со стороны органов государственной власти. Современная ситуация в экономике актуализирует проблему возникновения и развития картелей. По мнению ФАС РФ на сегодняшний момент антиконкурентное соглашение является одним из самых мощных ограничителем рыночной конкуренции хозяйствующих субъектов за наиболее полное удовлетворение потребностей общества и граждан. Картели являются неотъемлемой и важной частью современной экономики. Картельные соглашения, которым и называются договоренности между несколькими предприятиями с целью обеспечения контроля над ценой в борьбе с более крупными предприятиями, помогают развитию как малых, так и крупных предприятий. Исторически именно картели (наряду с ограничением конкуренции со стороны крупных компаний) выступали основным объектом противодействия со стороны государства. К участникам картеля применяются самые суровые санкции. Приоритетность борьбы с картелями по сравнению с другими формами нелегальной практики объясняется тем, что потребители несут от деятельности картелей высокие потери. Принимая во внимание общественную опасность антиконкурентных соглашений, особую актуальность в современных условиях приобретает реализация важнейшей составляющей антимонопольного регулирования – противодействие механизмам, препятствующим развитию конкурентной среды.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Картель в системе антимонопольного регулирования 6 1.1 Сущность и роль картелей в экономике государства 6 1.2 Правовое регулирование борьбы с картелями в России и зарубежных странах 17 1.3 Деятельность антимонопольных органов по противодействию картелям 25 Глава 2. Методы борьбы с картелями 33 2.1 Административно-правовые методы борьбы с картелями 33 2.2 Уголовно-правовые методы борьбы с картелями 43 Глава 3. Проблемы контроля по борьбе с картелями 51 3.1 Проблемы антимонопольного контроля в борьбе с картелями 51 3.2 Вопросы международного сотрудничества по борьбе с картелями 59 Заключение 65 Список использованной литературы 69
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Российская газета. N 256, 31.12.2001. 4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, N 25, ст. 2954. 5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Российская газета. N 249, 22.12.2001. 6. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» // Российская газета. N 164, 24.08.1995. 7. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции» // Российская газета. N 162, 27.07.2006. 8. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12. Ст. 1232. 9. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 1. Ст. 2. 10. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492. 11. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790. 12. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349. 13. Федеральный закон от 29.07.2009 N 216-ФЗ «О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Российская газета. N 141, 31.07.2009. 14. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ от 31.07.2006 №31, ст. 3434. 15. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 22. Ст. 2754. 16. Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 25.12.2017, N 52 (Часть I), ст. 8111. 17. Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 340 (ред. от 30.05.2017) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 45, 05.11.2012. 18. Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 339 (ред. от 16.02.2016) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 8, 25.02.2013. 19. Разъяснения ФАС России от 28.06.2010 N 09/649 «Об определении ущерба и дохода при нарушении статей 10, 11, 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности» // Сборник «Борьба с картелями. Правовое и методическое обеспечение» (выпуск 2). 20. Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 28.05.2013 № 2.2-1/2693 «По проекту Федерального закона № 260190-6 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс. Судебная практика: 21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19 (ред. от 29.11.2016) «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» // Российская газета. N 145, 05.07.2013. 22. Определение ВАС РФ от 03.08.2010 N ВАС-9966/10 по делу N А27-12323/2009 // СПС Консультант Плюс. 23. Постановление Президиума ВАС России от 21.12.2010 № 9966/10 по делу Кемеровского УФАС №2/А-11-2009 // СПС Консультант Плюс. 24. Определение Арбитражного суда города Москвы не поддержал антимонопольный орган по делу ФАС России № 1 11/127-11 // СПС Консультант Плюс. Научная и учебная литература: 25. Артемьев И.Ю. Практика предупреждения картельных сговором // Антимонопольное регулирование. 2016. № 1–2. 26. Грицаенко Р.А. Механизм административно-правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2012. 213 с. 27. Гришина А.С. Политика борьбы с картелями // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 9 (39). С. 110-111. 28. Дихтиевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности: Дисс. … доктора юрид. наук. М., 2004. 382 с. 29. Денисова А.В. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции: субъект преступления // Уголовное право. 2015. №1. С. 44–47. 30. Захаров Г.К. Борьба с картелями: вчера и сегодня // Законность. 2017. № 1. С, 44-49. 31. Козлова С.О., Горяинова Л.В. Место картелей в экономике: за и против? // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LXVII междунар. науч. -практ. конф. № 11(62). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 21-29. 32. Кинев А.Ю. Административно-правовая защита конкуренции: проблемы и пути совершенствования: дисс. док. юрид. наук. М., 2014. 327 с. 33. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. 2017. № 4-5. С. 26-56. 34. Лукашенко О.А. Переход от антимонопольной политики к политике защиты конкуренции в современных экономических условиях: Дисс. … канд. юрид. наук. Новосибирск, 2010. 194 с. 35. Лаптев Д.Б. Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции: дис. …канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2015. 181 с. 36. Нигмадьянова С.Ф. Картельные соглашения // Марийский юридический вестник. 2015. Т. 1. № 7. С. 227-231. 37. Овчинников Я.С. Картели и их влияние на экономику // ЭЖ-Юрист. 2016. № 1. С. 1-4. 38. Паращук С.А. Картельные соглашения: теория и практика // Предпринимательское право. 2016. № 4. С. 2-8. 39. Пузыревский С.В. Антиконкурентные соглашения: особенности квалификации // Хозяйственное право. 2014. №8. С. 33-37. 40. Саликов Д.А. О проблеме предмета доказывания картельных соглашений // В сборнике: Современные научно-практические решения и подходы седьмая международная научно-практическая конференция теоретических и прикладных разработок молодых ученых. 2016. С. 27-30. 41. Скопинцева Е. Количество дел о картелях возросло на 18% // Экономика и жизнь. - 2017. - №39 (9705). С. 12-28. 42. Тюнин И. Картельные соглашения // Очерки новейшей камералистики. 2015. № №2. С. 69-72. 43. Федосеева М.Ю., Скворцова Н.С. Картельные соглашения: методы борьбы и практический опыт // Форум молодых ученых. 2017. № 9 (13). С. 726-728. 44. Ярандайкин Р.С. Современные правовые проблемы выявления и предупреждения картельных соглашений в Российской Федерации // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы II междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 дек. 2014 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 321-322. Интернет-ресурсы: 45. Возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц Тамбовского строительного картеля [Электронный ресурс] : Режим доступа https://fas.gov.ru/news/24716 46. Захаров Г.К. Борьба с картелями: вчера и сегодня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anticartel.rn/practice/ru/31 47. Калужское УФАС обнаружило картель по поставке медицинских перчаток // [Электронный ресурс]: Режим доступа https://fas.gov.ru/news/24717 48. Лаипсин М.М. Ущерб, наносимый картелями, - экономический и социальный // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fas.gov. ru URL: http://anticartel.ai URL: http://anticartel.ru/page/cartel_types/. 49. Официальный сайт ФАС России // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/ 50. Решения Карельского УФАС стали основанием для возбуждения уголовного дела [Электронный ресурс]: Режим доступа https://fas.gov.ru/news/24728 51. ФАС России возбудила дело в отношении сотовых операторов Узбекистана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://faswalk.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_34289.html 52. ФАС возбудила дело против Apple из-за цен на iPhone в России [Электронный ресурс]: Режим доступа // https://www.rbc.ru/business/08/08/2016/57a87c069a79471153c9aa91 53. ФАС оштрафовала контейнерных перевозчиков на 1,5 млрд. рублей [Электронный ресурс]: Режим доступа // https://www.vedomosti.ru/business/news/2017/02/02/675922-fas-oshtrafovala-maersk 54. Еврокомиссия оштрафовала поставщиков автокомпонентов на 142 млн. евро [Электронный ресурс]: Режим доступа // https://www.vedomosti.ru/auto/articles/
Отрывок из работы

Глава 1. Картель в системе антимонопольного регулирования 1.1 Сущность и роль картелей в экономике государства Картель – один из методов создания монополистических структур по общим признакам, таким как: сфера влияния, ценообразование, использование патента, способ производства, условия сбыта продукции, порядок найма рабочих или иным. При этом каждый из участников соглашения сохраняет производственную и финансовую независимость от остальных. Картель – это одна из форм монополии, простейшая из всех. Представляет собой союз каких-либо предприятий одной промышленности с целью обеспечения наибольшей выручки, занятия господствующей ниши на рынке. То есть, это договор нескольких фирм о ценах, рынке реализации своей продукции, объёмах производства, распределении прибыли между участниками. Подобный сговор фирм существует, как правило, в рамках одной отрасли. Следует согласиться с Г.К. Захаровым, что «одновременно с появлением новых картелей происходит процесс распада существующих. Суть карательных сговоров заключается в полной самостоятельности производственно - хозяйственной деятельности. Договор о разделе и единой цене устраняет конкуренцию между карателями. А установление единой цены способствует выравниванию издержек за счёт предложения фирмами одинаковой цены поставщикам» . Главной идеей картельных союзов служит установление объёма и цен на таком уровне, который обеспечит получение максимальной прибыли для группы фирм. В результате чего участники карательного соглашения устраняют конкуренцию и имеют возможность диктовать наиболее выгодные для себя условия. После установления объёма идёт процесс деления этого объёма между участниками, путём определения квот в общем производстве или географического закрепления рынков. На практике картельные соглашения заключаются не только для захвата рынка. Основной проблемой картельных соглашений является согласование решений между фирмами-членами и установление системы ограничений. Нарушения принятого соглашения в виде превышения квот или вторжения на чужие рынки сбыта продукции предусматривает уплату штрафа. В большинстве стан подобные соглашения находятся под запретом, в том числе и в России. Принятые законы касаются картелей связанных с фиксированием цен, делением рынка, ограничении или устранение той или иной продукции, снижении производственных мощностей. «В законодательстве странах Западной Европы существует разделение картелей на полезные и нежелательные. В результате приватизации и консервации предприятий в России сложилась довольно монополизированная экономика. На сегодняшний день они, как правило, затушёваны. Они существуют либо негласно, либо отдельные пункты их соглашения прописываются в договорах с клиентами компаний» . Все фирмы стремятся получить максимальную прибыль, что толкает их на заключение карательного соглашения. Этому способствуют, во-первых, слабо развитый правовой аппарат. Во-вторых, это обусловлено сильным стремлением недобросовестных собственников получать сверх прибыль. Правовое регулирование в Российской Федерации осуществляется законом «О защите конкуренции» . В частности, со ст. 10 закона устанавливает запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке, ограничение или устранение конкуренции. В ст.11 закона говорится о запрете соглашения или согласованных действий, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Отличие картеля от более устойчивых структур можем наблюдать на таблице 1. Таблица 1. Основные формы монополистических объединений Формы образований Главные пункты соглашений Самостоятельнсть участников Картель - о квотах продаж - об уровне цен - о разделе рынков финансовая и производственная Синдикат - о торговых квотах и ценах - о совместном сбыте продукции и закупках сырья Только производственная Трест полное объединение предприятий теряют всякую самостоятельность В процесс заключения антиконкурентных соглашений вовлечены несколько хозяйствующих субъектов, которые ведут свою деятельность с учетом ранее принятых договоренностей, и таким образом подменяют рыночные отношения на договорные суррогаты, нанося ущерб сложившему уровню развития рынка и причиняя значительный вред потребителям. «Антиконкурентные соглашения потенциально более опасные, чем злоупотребления доминирующим положением на рынке, поскольку потребитель может и не подозревать о монополизации товарного рынка, полагая, что его участники добросовестно конкурируют друг с другом. Это связано с тем, что факт антиконкурентного соглашения, как правило, тщательно скрывается его участниками от других лиц, причем не только от потребителей, но и от конкурентов, не вовлеченных в сговор» . Важнейшей нормой, приведенной в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашения, запрещенные антимонопольным законодательством, определяются как признак монополистической конкуренции. Современное антимонопольное законодательство содержит в себе расширенную классификацию антиконкурентных соглашений, раскрывает их специфику проявления и определяет различия в юридической ответственности за их заключение. Из всей совокупности соглашений, ограничивающих конкуренцию, наибольшую угрозу представляют собой «горизонтальные» соглашения, поскольку по результатам их достижения, между участниками происходит фактически отказ от конкурентной борьбы и совместная монополизация рыночного пространства. «Основным признаком установления «горизонтальных» соглашений является их заключение идентичными конкурентами на одном товарном рынке, то есть либо только между продавцами, либо только между покупателями. В случае если участниками антиконкурентных соглашений являются неидентичные хозяйствующие субъекты, то подобные договоренности имеют признаки «вертикальных» . Особое место в системе «горизонтальных» соглашений занимают картели. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет пять основных характеристик картельных соглашений: ? картелем считается соглашение конкурентов, приводящее или способное привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок. Таким образом, каждое соглашение, в результате которого происходит формирование и закрепление на определенном уровне цены товара на рынке, определяется как картельное. Следовательно, Законом установлен запрет на какие-либо договоренности в области формирования цен на идентичные или взаимозаменяемые товары; ? картелем считается соглашение между участниками торгов, приводящее или способное привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Данный признак картельных соглашений является частным случаем вышеприведенной характеристики применительно непосредственно к конкурсным процедурам; ? картелем считается соглашение участников рыночных отношений – конкурентов, которое приводит или может привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей. В данном случае сегментация рынка и закрепление его части за конкретным участником (участниками) может рассматриваться как монополизация рынка (сегментов); ? картелем считается соглашение конкурентов, приводящее или способное привести к сокращению или прекращению производства товаров. Последствия реализации картельных соглашений провоцируют искусственный дефицит из-за сдерживания товарной массы, что в дальнейшем приводит к повышению цены на товар; ? картелем считается соглашение конкурентов, приводящее или способное привести к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). Подобная характеристика картельных соглашений, по нашему мнению, может применяться в случае бойкотирования отдельных продавцом с целью их вытеснения с рынка для ограничения конкуренции. Важнейшей правовой нормой, препятствующей динамичному развитию практики заключения антиконкурентных соглашений хозяйствующими субъектами в Российской Федерации, является возможность квалификации в качестве нарушения антимонопольного законодательства, попытки заключения соглашения между конкурентами, даже в том случае, если негативные последствия картельного сговора не наступили. «В то же время пробелом в антимонопольном законодательстве может считаться закрепление за картельным сговором лишь соглашения продавцов (производителей) продукции. При этом соглашение покупателей товара, приводящее к рассмотренным выше последствиям, картелем не признается. Это обстоятельство выступает одной из основных причин в общей совокупности предпосылок роста «горизонтальных соглашений» между покупателями-конкурентами товаров» . Обоснованной является позиция Президиума ВАС РФ, которая раскрывается в постановлении №9966/10 , где разъясняется, что нарушением является достижение конкурентами договоренности, которая приводит или может приводить к появлению признаков картельных соглашений. В связи с этим ВАС РФ посчитал несостоятельными выводы нижестоящих судов о том, что антимонопольный орган должен доказать фактическое исполнение заключенного антиконкурентного соглашения. В целом, картелизация происходит путем нелегального сговора компаний с целью максимизировать прибыль путем ограничения конкуренции. Функционирование картеля осуществляется посредством установления цен, сговора на торгах, распределения территорий/потребителей и иных. Оценка состояния конкуренции в 2017 году свидетельствует о сохранении в целом негативных явлений, имевших место в 2016 году, а также увеличении опасности ряда экономических угроз, среди которых – картелизация экономики. Картели и иные антиконкурентные соглашения в Российской Федерации представляют реальную угрозу экономической безопасности страны. В 2017 году было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 330 дел о картелях, что на 18% больше, чем в 2016 году (282 дела). При этом более 80 % дел по картелям - сговоры на торгах (298 дел), что почти на 30% больше, чем в 2016 году (232 дела) . Антиконкурентные соглашения, включая наиболее опасный их вид - картели - широко распространены во всех секторах российской экономики, в том числе имеющих стратегическое значение (распределение и добыча водных биологических ресурсов, поставка медикаментов и продуктов питания). Специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них государственных органов, организаций и должностных лиц, совершение государственными служащими деяний, содержащих признаки преступлений (взятка, хищение, злоупотребление служебным положением) с целью сокрытия и (или) обеспечения заключения и исполнения антиконкурентных соглашений. Так, в 2017 году антимонопольными органами было возбуждено 262 дела о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти, что превышает показатели 2016 года на 15% (228 дел). Картели являются питательной средой для коррупции. При этом данные статистики не в полной мере отражают те процессы, которые происходят в сфере картелизации экономики и государственных закупок. Картели с целью поддержания цен на торгах изменились качественно. Если до 2015 года в картелях на торгах, как правило, принимали участие не более 10 хозяйствующих субъектов и их деятельность обычно охватывала несколько закупочных процедур, то в 2016-2017 годах количество хозяйствующих субъектов, участвующих в одном картеле, исчисляется зачастую десятками, а количество торгов, охваченных деятельностью одного картеля, десятками и сотнями. Сами картели на торгах стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным группам и преступным сообществам: структурированность, устойчивость, распределение ролей. Картели оказывают крайне негативное влияние не только на сектор государственных закупок, но и на товарные рынки в масштабах отдельных субъектов Российской Федерации и страны в целом. Так, например, антиконкурентное соглашение на закупках по перевозке нефтепродуктов в Чукотском автономном округе стало одной из причин существенного роста цен на горюче-смазочные материалы по сравнению с другими сопоставимыми регионами. Картели - соглашения тайные, влекущие административную и, зачастую, уголовную ответственность. Все чаще в картельных практиках на территории России участвуют иностранные компании, незаконно и нелегально вторгаясь с том числе и в стратегически важные отрасли экономики. Все чаще для достижения тайных антиконкурентных соглашений используются цифровые технологии. ФАС России собственными силами, без проведения оперативно-розыскных мероприятий, ежегодно выявляет несколько сотен картелей и иных антиконкурентных соглашений. Антимонопольными органами РФ за участие в подобных соглашениях к административной ответственности ежегодно привлекаются до полутора тысяч хозяйствующих субъектов. При этом органами внутренних дел в 2017 году выявлено всего 3 картеля и возбуждено 3 уголовных дела по ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции) и ни одно из них не было направлено в суд . Роль картелей в современной экономике России можно оценить как негативную, поскольку в целом картели и иные антиконкурентные соглашения угрожают экономической безопасности страны, наносят существенный вред бюджетам государства и компаний с государственным участиям, способствуют проявлениям коррупции, подрывают основу рыночной экономики России, препятствуют реализации государственных программ, развитию инфраструктуры страны, являются факторами, ведущими к социальной нестабильности. Высокой степенью картелизации характеризуются следующие отрасли экономики: 1. Оборона и безопасность. Всего в сфере гособоронзаказа выявлено более 100 хозяйствующих субъектов - участников картелей. Так, например, в 2012 году ФАС России выявила картель по поддержанию цен на торгах по поставкам вещевого имущества для МВД, который действовал на протяжении нескольких лет и объединял 32 хозяйствующих субъекта. Участники картеля были привлечены к административной ответственности, наложено штрафов на общую сумму около 15 млн. рублей. К уголовной ответственности никто из участников картеля не был привлечен, несмотря на направленное в правоохранительные органы заявление о преступлении. В 2016 г. ФАС России был выявлен картель по поддержанию цен на торгах по поставкам вещевого имущества для нужд МВД России, ФСБ России и ФТС России, но в этом случае он объединял уже 90 организаций - это фактически все компании, действующие на этом рынке. Выявлено 18 открытых аукционов в электронной форме, которые прошли в условиях сговора на общую сумму более 3,5 млрд. рублей. Некоторые участники картеля одновременно управляли 3-4 юридическими лицами и выставляли их на аукционы для создания видимости конкуренции на торгах. В настоящее время ответчики по делу привлекаются антимонопольным органом к административной ответственности, также материалы направлены в МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела . 2. Строительство. В 2016 г. ФАС России продолжил проведение расследований в сфере ценообразования в строительстве. В 2015 г. ФАС России признал Минстрой России, ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве», НО «Национальная ассоциация сметного инжиниринга», ООО «Госнорматив», ООО «Стройинформиздат» нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции - антиконкурентное соглашение с участием органов власти . Выявленное соглашение не только ограничивало конкуренцию, но и создавало предпосылки для неконтролируемого, произвольного расходования бюджетных средств в сфере строительства. Выявленные в ходе совместных со Счетной палатой России проверок нарушения стали отправной точкой для начала масштабного реформирования системы ценообразования в строительстве. В 2016 г. ФАС России вынес решение в отношении ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», ФАУ «ФЦЦС» и ООО «Госнорматив» (организация, аффилированная с ФАУ «ФЦЦС»), которые заключили антиконкурентное соглашение с целью ограничения конкуренции при определении подрядчика для выполнения комплекса работ по расчёту индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный». Несмотря на возможность проведения конкурентной процедуры ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», реализуя антиконкурентное соглашение, внес изменения в Положение о закупках, позволившие заключить договор с единственным поставщиком - ООО «Госнорматив», что повлекло выплату 320 миллионов рублей поставщику. ФАС России установлено, что работы по расчету указанных индексов могли выполнить иные хозяйствующие субъекты по более низкой цене. Результатом этого соглашения стало не только ограничение конкуренции, но 20 и существенное удорожание строительства космодрома, создание предпосылок для многочисленных хищений и злоупотребления при строительстве космодрома. Всего в 2017 г. ФАС России возбуждено 168 дел об антиконкурентных соглашениях при выполнении строительных, ремонтных работ зданий и сооружений, а также при строительстве и обслуживании дорог на территории 59 регионов . 3. Лекарства, медицинские изделия. В 2017 г. территориальными органами ФАС России было возбуждено более 70 дел о картелях, которые в совокупности охватывают не менее трех тысяч региональных электронных аукционов по закупке медикаментов и медицинской техники, сумма доходов участников картелей составила десятки миллиардов рублей. Деятельностью картелей на закупках лекарственных средств и медицинских изделий охвачено 80 регионов страны. Деятельность картелей охватывала почти всю территорию страны. Промышленность (поставка нефтепогружного кабеля) ООО «Камский кабель», ОАО «РОССКАТ», АО «Кабельный завод «Кавказкабель», ООО «Холдинг Кабельный Альянс», АО «Уралкабель», АО «Сибкабель» создали картель с целью установления и поддержания цен, раздела товарного рынка по объему продажи товаров, ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов. Ответчики разделили рынок реализации нефтепогружного кабеля с закреп - лением за каждой организацией-участником соглашения примерной доли на данном рынке, а также отказались от ценовой конкуренции. В связи с тем, что основной объем нефтепогружного кабеля реализуется в рамках закупочных процедур ответчики договорились также о разделе закупок и поддержании цен на торгах крупнейших российских нефтедобывающих и нефтесервисных компаний (ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НГК «Славнефть», ООО «Баш- нефть-Добыча», ООО «Римера-Сервис», ОАО «Оренбургнефть»). Это один из крупнейших картелей, действовавших на товарных рынках, выявленных Федеральной антимонопольной службой. Его деятельность охватила всю страну, пострадали крупнейшие нефтедобывающие компании, что привело к удорожанию нефтедобычи в Российской Федерации . Ущерб, который наносят экономике картели, измеряется не только ростом цен на продукты первой необходимости. Он складывается также из «избыточных» денег, потраченных на покупку квартир, дорогих авиабилетов, автомобилей и т. д., которые остаются в картелях и монополиях. Получая свехприбыль, монополии теряют стимул повышать эффективность производства, снижать себестоимость и улучшать качество. Сдерживается повышение эффективности экономики в целом. Инфляция, спровоцированная ростом цен на промышленную продукцию, снижает привлекательность экономики для инвестиций. Таким образом, картель представляет собой объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании (соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.). Роль картелей в современной экономике России можно оценить как негативную, поскольку в целом картели и иные антиконкурентные соглашения угрожают экономической безопасности страны, наносят существенный вред бюджетам государства и компаний с государственным участиям, способствуют проявлениям коррупции, подрывают основу рыночной экономики России, препятствуют реализации государственных программ, развитию инфраструктуры страны, являются факторами, ведущими к социальной нестабильности. Высокой степенью картелизации в России характеризуются следующие отрасли экономики: оборона и безопасность, строительство, лекарства, медицинские изделия. При этом самыми распространенными нарушениями в данной сфере в России являются сговоры на торгах по государственным закупкам. В целом, за несколько последних лет ФАС вынесла множество решений по крупнейшим объединениям, охватившим целые отрасли: это «содовый», «соляной» картели, сговоры на торгах по закупкам медикаментов, вещевых, мясных поставок для нужд отдельных ведомств. 1.2 Правовое регулирование борьбы с картелями в России и зарубежных странах Развитие промышленного производства и товарно-денежных отношений привело к ужесточению конкуренции на отдельных товарных рынках, что в свою очередь обусловило появление и распространение монополистических форм ведения бизнеса. Отмеченные факторы обусловили осознание в обществе социально-экономической ценности конкуренции и обращение внимания к проблемам ее защиты на уровне государства. Становление нормативно-правового регулирования защиты конкуренции явилось одним из наиболее значимых мер государственного воздействия на конкурентные отношения. Анализ развития законодательства в области защиты конкуренции в России и зарубежных странах показывает детерминированность процесса формирования нормативной составляющей государственной конкурентной политики национальными факторами конкурентной среды. В современной России конкурентное законодательство и научные взгляды на конкуренцию как социально-правовой феномен сформировались под воздействием условий развития рыночных отношений в последние два десятилетия после принятия Конституции Российской Федерации , закрепившей правовые основы рыночной экономики. Безусловно, значительное влияние на разработку конкурентного законодательства в нашей стране оказал зарубежный опыт. Однако, в конечном счете, развитие подходов в отечественной науке к трактовке сущности конкуренции осуществлялось путем преломления данного опыта через призму особенностей национальной экономики. Раскрытое условие становления в России новых рыночных отношений значительно повлияло на развитие конкурентных отношений в стране. В частности, распространение получили различные формы недобросовестной конкуренции, которые не требовали вложений в модернизацию производства в целях повышения качества выпускаемой продукции. Кроме того, в результате приватизации по-прежнему на высоком уровне осталась экономическая концентрация в большинстве сырьевых отраслей экономики, что негативно сказывается на развитии конкуренции также и в смежных отраслях. Ввиду этого, одной из задач государственной политики в области защиты конкуренции стало создание цивилизованных правовых ограничений в деятельности естественных монополий. В частности, в п. 3 ст. 8 Федерального закона «О естественных монополиях» была закреплена обязанность субъектов естественных монополий предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги на недискриминационных условиях. Второе из важных условий формирования конкурентных отношений в России в последние два десятилетия заключается в отсутствии отлаженного механизма взаимодействия между спросом и предложением, что выразилось в дефиците качественной продукции отечественных производителей, востребованной в обществе. Негативные стороны плановой централизованной экономики проявились в неготовности большинства отечественных предприятий и фирм конкурировать с зарубежными компаниями, производящими аналогичную продукцию. Преобладание в экономике советского периода предприятий-монополистов обусловило ее крайнюю неэффективность и отсутствие конкуренции в производственной сфере. В результате отечественный рынок захлестнула волна товаров иностранного производства. Многие российские фирмы были вытеснены с рынка. Последствия этого отразились в целом на экономике страны и проявились в высокой инфляции, огромном внешнем долге, кризисе неплатежей и т.д. Эти последствия оказали существенное влияние на антимонопольную политику. Третье условие формирования конкурентных отношений в России состоит в существенном разрыве между развитием экономик отдельных регионов страны. «В Советском Союзе в каждом регионе располагались предприятия с чрезмерно узкой специализацией, что было обусловлено закреплением поставщиков за регионами и категориями потребителей в рамках централизованной системы сбыта продукции. Становлению в конце прошлого века России как самостоятельного государства сопутствовали проблемы в обеспечении единства экономического пространства. Централизованное плановое управление экономикой РСФСР как органичной части экономики СССР сменилось бессистемным, нескоординированным, неравномерным государственным воздействием на экономики отдельных регионов. Огромная территория, сложный национальный состав Российской Федерации существенно осложняли задачу выравнивания экономического развития всех субъектов федерации» .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg