Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Проблемная ситуация как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках технологии

irina_k20 480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2020
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках технологии. Предмет исследования - проблемная ситуация как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках технологии. Цель исследования – теоретически обосновать психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности школьников посредством применения проблемных ситуаций. Гипотеза исследования: процесс активизации познавательной деятельности школьников на уроках технологии будет эффективным, если: 1.Определены психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности школьников; 2.Процесс активизации познавательной деятельности школьников посредством применения проблемных ситуаций осуществляется систематично. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1.Изучить сущность и особенности активизации познавательной деятельности школьников посредством применения проблемных ситуаций; 2.Проанализировать проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности; 3.Обобщить педагогический опыт по активизации познавательной деятельности школьников посредством применения проблемных ситуаций. Методы исследования: изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдения, теоретическое обобщение и систематизация материала, цитирование, обобщения педагогического опыта. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Введение

В процессе модернизации современного образования главным в обучении мы считаем не только усвоение обучающимися определённой суммы знаний, умений и навыков, но и развитие личности ребёнка, его познавательных и созидательных способностей. Традиционные методы обучения в современных условиях не всегда оправданы. Для достижения целей, стоящих перед Российским образованием, использование прогрессивных образовательных технологий является в настоящее время одним из важнейших условий эффективности обучения. Не напичкать ученика знаниями, а сформировать у него положительную мотивацию обучения, создать атмосферу заинтересованности в учебной деятельности. “Ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь”[ В.А. Сухомлинский]. Все педагоги находятся в постоянном поиске тех методов и форм работы, которые позволяют весь учебный процесс организовать так, чтобы развивать собственное мышление обучающегося, активизировать познавательную деятельность, отойти от механического усвоения знаний. Стремятся сам процесс обучения сделать радостным, интересным, увлекательным. Учитывая возрастные и психологические особенности школьников, поддерживать связь обучения с жизнью, игрой, трудом. Мы считаем, что одним из условий успешности обучения является самостоятельная активность обучающегося, образно говоря, “…знания должны усваиваться с аппетитом”, ведь “Знания – дети удивления и любопытства”. Мы считаем, что проблемное обучение и ориентировано на продуктивную деятельность оюучающихся. Создание проблемной ситуации, поиск её решения и само решение непосредственно связываются с функцией творческого мышления, способствует повышению интеллектуального уровня и умственного потенциала школьников. Обучающиеся совершают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, что, в итоге, даёт положительные результаты обучения. Всё вышеизложенное определило выбор темы курсовой работы: «Проблемная ситуация как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках технологии».
Содержание

Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Психолого-педагогические аспекты активизации познавательной деятельности школьников на уроках технологии…............................................6 1.1. Сущность и особенности познавательной деятельности школьников на уроках технологии……………..........................................................................6 1.2. Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках технологии...........................................20 Вывод 1…………………………………………………………………………...30 Глава 2. Практическая часть........................…….................................................32 2.1 Обобщение педагогического опыта учителей по активизации познавательной деятельности на уроках технологии посредством применения проблемных ситуаций...........................................................................................32 Вывод 2………………………………………………...........................................37 Заключение.............................................................................................................39 Список использованных источников...................................................................40
Список литературы

1. Баксанский O.E., Чистова М.В. Проблемное обучение, обоснование и реализация. - Наука и школа. – 2016. № 1., -36 с. 2. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 2008., -138 с. 3. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2013., -245 с. 4. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 2016., -63 с. 5. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках /Б. П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 2011., -200 с. 6. Жучков В.М. Технологическое образование - уроки истории, современное состояние, горизонты будущего// Модернизация общего образования на рубеже веков: сборник научных статей. /Научный редактор В.В. Лаптев. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013., -161 с. 7. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 2012., -168 с. 8. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.2016., -60 с. 9. Ксензонова Г.Ю. / Научно-методический журнал «Школа и производство» // Выпуск 2014 №7., - с. 29-32. 10. Купов Д.И./ Научно-методический журнал «Школа и производство» // Выпуск 2009 №6., - с. 23-25. 11. Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 2014., -64 с. 12. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М.: Педагогика, 2009., -140 с.
Отрывок из работы

1. Психолого-педагогические аспекты активизации познавательной деятельности школьников на уроках технологии. 1.1. Сущность и особенности познавательной деятельности школьников на уроках технологии Технологическое образование – это организованный процесс обучения и воспитания, направленный на формирование технологической, экологической, экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности. Результатом реализации содержания технологического образования должен стать устойчивый и успешный учащийся, подготовленный активно и самостоятельно действовать в среде, связанной с преобразовательной практикой[6]. Технология, являясь основным практико-ориентированным школьным предметом, предоставляет возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности. При условии грамотно выстроенного педагогического процесса технологическое образование имеет значительную гуманистическую составляющую, так как именно в технологии может быть достигнута большая степень успешности каждым ребенком. На уроках технологии каждый может состояться как творец. Именно образовательная область «Технология» с ее интегративным характером обеспечивает структурно-логические и межпредметные связи. Она дает представление о современных технологиях преобразования материалов, энергии, информации, объектов социальной среды, живой природы. Тем самым технология помогает сформировать специализированные интересы ребят в той или иной области научных знаний. Образовательная область «Технология», как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках технологии обучающиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, применяя на практике знания по многим другим предметам. Эти учебные действия заложены, структурированы и хорошо прописаны в действующих программах образовательной области «Технология» и проверены многолетней практикой. Далее мы раскроем понятие самой деятельности, так же рассмотрим её этапы. Де?ятельность (активность) — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели[4]. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность, в отличие от поведения, характеризует сознательную сторону личности человека. Простыми словами поясним, что деятельность - это работа человека и его труд. Приведём пример: Если человек идет по пустыне и потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек — актёр, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность. Деятельность можно разделить на этапы: 1. Процесс вовлечения в деятельность; 2. Процесс целеполагания; 3. Процесс проектирования действий; 4. Процесс осуществления действий; 5. Процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями[20]. Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности. Психологией деятельности активно занимались А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн. Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка (Г. П. Щедровицкий и другие) разработали системомыследеятельностную методологию (СМД-методологию) — категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности. Выделим следующие виды деятельности: 1. Психологическая деятельность (активность личности); 2. Двигательная деятельность (в физиологиии человека) - Стояние (действие); 3. Внутренняя деятельность; 4. Внешняя деятельность; 5. Творческая деятельность; 6. Перцептивная деятельность; 7. Речевая деятельность; 8. Совместная деятельность; 9. Труд (трудовая деятельность); 10. Предметная деятельность; 11. Учение (учебная деятельность); 12. Сетевая деятельность; 13. Игровая деятельность; 14. Научная деятельность; 15. Предпринимательская (коммерческая) деятельность; 16. Деятельность воинских формирований[22]. В системе технологического образования присутствуют почти все виды вышеперечисленной деятельности, а именно: психологическая, двигательная, внутренняя, внешняя, творческая и труд ( по нашему мнению, как одни из основных на уроках технологии), перцептивная – как адекватное отражение в сознании человека окружающей его (то есть ученика) действительности, предметная, а так же учение. В данный момент мы рассматриваем познавательную деятельность. Рассмотрим её определение, виды, а так же возраст активизации данной деятельности. Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него[21]. Познавательная деятельность – единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений обучащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают, выделеные нами, внутренние условия: 1. Опыт; 2. Мировоззрение; 3. Интересы; 4. Потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека. Далее рассмотрим виды познания. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах. Первый вид познавательной деятельности – обыденное познание, которое формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и обобщения. Специфика этого знания состоит в том, что оно является, по преимуществу, образным знанием об единичных объектах и ситуациях. Второй вид – художественное познание. В своей основе оно также является образным и наглядным и поэтому близко к обыденному знанию. Но по своему предмету оно содержит общее и необходимое, т.е. типическое и этим сближается с наукой. Третий вид - философское познание, которое приближается к научному познанию, но отличается двумя важными моментами: 1. Предметом здесь является не общее, а всеобщее; 2. Философское знание всегда содержит в себе оценку, является мировоззрением. Последний вид познания – научное познание. Оно отличается от обыденного своим предметом, то есть изучает только общее и необходимое. Это – знание законов и формой (выражено в понятиях, логически и системно). Кроме этих, выделяют также мифологическую, религиозную и игровую виды познавательной деятельности. Все эти виды познавательной деятельности тесно взаимосвязаны, при этом в их основе лежит обыденное, повседневное знание. Знание – это информационный результат познания, создающий ориентировочную основу поведения людей. В самом широком смысле знание – это зафиксированная информация, отражающая в сознании человека объективные свойства и закономерности изучаемых явлений окружающего мира. Знания могут быть житейскими, художественными, иррациональными и рациональными, в том числе и научными знаниями, естесвеннонаучными знаниями и гуманитарными. Далее рассмотрим роль самой познавательной деятельности школьников в процессе обучения. В самом деле, как мы считаем, нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким – нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, — в первую на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности. Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношении к деятельности, а, следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности. И это, как мы считаем, закономерно. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности. Проблема познавательной деятельности в обучении, понашему мнению, не нова. Значение её утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию все видели в том, чтобы приблизить ученика к обучению, приохотить, «зацепить» так, чтобы обучение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо благополучной активизации познавательной деятельности. Познавательную деятельность нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания самой познавательной деятельности обучающихся. По нашему мнению, познавательная деятельность невозможна без возникновения познавательных мотивов, так как эти мотивы побуждают человека к деятельности. Познавательные мотивы - мотивы учения, то есть непосредственно связанные с процессом учёбы[7]. Для осуществления познавательной деятельности, необходимо протекание познавательных процессов. Познавательные процессы – психические процессы, которые обеспечивают получение, воспроизведение и хранение информации, знаний из окружающей среды. К числу познавательных процессов относятся: 1. Ощущение; 2. Восприятие; 3. Внимание; 4. Представление; 5. Воображение; 6. Память; 7. Мышление; 8. Речь. Основой познавательной деятельности является познание, так как познание - психическое отражение, обеспечивающие приобретение и усвоение знаний. У человека один из трех атрибутов сознания вместе с переживанием и отражением. Познание осуществляется посредством познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, представления, воображения, памяти, мышления, речи. Целью познания являются достижение объективной истины. Исходный пункт познания - ощущения, восприятия и представления, то есть живое, непосредственное созерцание предметов, явлений реального мира. Задача познания - выявление общего, существенного. Это достигается на второй ступени познания, когда на основе практической деятельности человека появляется мышление. Отвлекая из данных, полученных с помощью органов чувств , общее и существенное, человек с помощью суждений, умозаключений и понятий познает закономерности окружающего мира. Обе ступени познания - чувственная и логическая - находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимо дополняя друг друга. Процесс познания включает такие формы мыслительной деятельности, как предвидение, воображение, интуиция, которые на основе накопленных и производственной деятельности знаний дают возможность предугадать дальнейшее развитие предметов, явлений окружающего мира. После разбора понятий следует вопрос: в каком же возрасте активизируется познавательная деятельность? Как нам известно, в школе процесс познания носит целенаправленный, спланированный и организованный характер. Но открытия, связанные с познанием окружающего мира, свершаются не только во время учебных занятий. Это может происходить в жизни ребенка при любых других обстоятельствах. Таким образом, познавательная деятельность - гораздо более широкое понятие, чем учебная. Большинство современных образовательных программ школьных учреждений построены так, что в их основе лежит идея развивающего обучения. Это обязывает педагога дать ребенку представление о мире как целостной картине. Для достижения цели необходим выход за рамки одного школьного предмета. Дети, сначала под руководством педагога, а затем и самостоятельно, должны уметь сравнивать и наблюдать явления окружающей действительности, делать выводы, выдвигать гипотезы, приводить необходимые доказательства. Без таких личностных качеств, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие, работоспособность, невозможно добиться успехов в любом виде трудовой деятельности, в том числе и учебной. Основой формирования перечисленных качеств и навыков является правильно организованная учебно-познавательная деятельность. Как мы уже отметили, стремление к исследованию окружающего мира - одна из особенностей детей младшего возраста. Она заложена в человеке от рождения. Чтобы развитие природных задатков ребенка шло эффективно, взрослые должны правильно организовать окружающую малыша образовательную среду. В предметном пространстве школьного образовательного учреждения должно быть оформлено место для экспериментирования с доступными детям материалами. К ним относится вода, песок, глина, почва. Опыты, раскрывающие свойства воздуха, тоже очень интересны детям. Оптические и акустические явления захватывают детей не меньше. Прорастание семян и дальнейшее развитие растений, особенности поведения домашних животных малыши могут наблюдать самостоятельно или совместно с педагогом. Познавательная деятельность детей будет развиваться более эффективно, если педагоги позаботятся об оснащении учебного процесса. На занятиях обязательно нужно использовать разнообразные природные объекты, материалы для сенсорного развития, простейшие измерительные приборы, наглядные пособия с иллюстрациями мира вещей и событий. Механические, электронные, песочные часы помогут ребенку научиться ориентироваться во временных интервалах. Манипуляции с рычажными весами, ростомером, лупой, микроскопом очень интересны школьникам и могут привести ребенка к неожиданным для него открытиям. Управление активностью обучающихся традиционно называют активизацией. Активизация – это постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе[20]. Б. П. Есипов считает, что «активизация познавательной деятельности – сознательное, целенаправленное выполнение умственной и физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками». То есть речь идет о самостоятельной деятельности учителя и учеников[5]. Г. М. Лебедев указывает, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учеников к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». В этом случае речь идет о деятельности учеников[5]. Главная цель активизации – формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса через разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых ученики сами должны: 1) отстаивать свое мнение; 2) принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; 3) ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; 4) рецензировать ответы товарищей; 5) оценивать ответы и письменные работы товарищей; 6) заниматься обучением отстающих; 7) объяснять более слабым ученикам непонятные места; 8) самостоятельно выбирать посильное задание; 9) находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи; 10) создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; 11) решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Таким образом, успех обучения определяется отношением обучающихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным м самостоятельным приобретение знаний, умений, навыков, их активностью. Активизация познавательной деятельности детей необходима для получения положительной динамики развития детей. Она будет проходить более успешно, если ребенок станет осознавать самого себя как полноправного участника процесса обучения. При этом педагог должен таким образом построить занятие с ребенком, чтобы ему было понятно, куда он двигается в своем развитии, что дает ему тот или иной прием учебной работы. Все упражнения, посредством которых развивается познавательная деятельность ребенка, должны указывать не только на последовательность выполнения тех или иных заданий, но и содержать пояснения, дающие описание интеллектуальных действий ученика. А также объяснение того, как эти действия способствуют развитию ребенка. Постоянное акцентирование внимания на этом позволяет развить у детей такие качества, как самоконтроль и самоанализ, что очень важно в учебно-познавательном процессе. Познавательная активность школьника проявляется в процессе восприятия и мышления. Познавательное развитие детей — ключ к успеху в дальнейшем обучении. Взрослых людей характеризует высокая степень развития познавательной деятельности. Кроме того, познавательная деятельность отвечает за формирование первоначального образа мира у детей, в построении которого принимают участие: 1. Развитие познавательных процессов у школьников, к которым относят память, мышление, внимание, речь. 2. Доступная ребенку информация и опыт, накопленный в процессе познания мира. 3. Эмоциональная реакция на различные объекты окружения. Воображение школьника, которое относится к познавательным процессам, также имеет свое развитие в процессе первичного становления восприятия мира. В свою очередь, особенности развития воображения у школьников отличаются от таковых при становлении, к примеру, памяти, внимания, мышления, речи, воли, эмоций. Познавательные способности детей проявляются в раннем детстве. Позднее в психике человека появляются способности к индукции, аналогии и так далее. Исследования ведущих педагогов и психологов современности показывают, что лучшим средством познавательного развития школьников является игра. Именно в игре обучающиеся лучше всего познают окружающую его действительность, происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности школьников. Человеком движет естественное любопытство, стремление узнать, что происходит в таком большом и интересном мире. Познавательное развитие детей школьного возраста является важной частью работы с обучающимися. Появляясь на свет, ребенок уже имеет познавательную направленность, которая позволяет ему исследовать окружающий мир и успешнее адаптироваться. Позднее направленность переходит в познавательную активность — состояние психики ребенка, когда он готов к действиям, более активному исследованию окружающего мира, в процессе которого он получает новую информацию. Таким образом формируется познавательная деятельность детей дошкольного, а затем и школьного возраста. Развитие познавательной активности школьников непрерывно. Постепенно активность переходит в познавательную деятельность. Обучение на уроках становится более продуктивным, если содержание урока вызывает интерес у обучающихся. Заинтересованность удерживает мысли учеников, не дает им отвлекаться, делает любую деятельность на уроке значимой для ученика и даже частично нейтрализует негативный психологический настрой детей, если таковой имеется. Как же заинтересовать ученика? Необходимо разнообразить формы урока. Избегать рутины. И тут открывается широкое поле для творчества учителя. Это могут быть и игровые моменты, парная и групповая работа, исследовательская и проектная работа и так далее. И, на наш взгляд, самое важное: нужно стремиться сделать учебную деятельность на уроке осознанной, значимой для каждого ученика. У детей должен быть мотив заниматься той или иной деятельностью. Каждый ученик должен чувствовать, что его труд не бессмыслен, должен знать для чего и почему это нужно именно ему. «Страшная опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяц и годы - это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли», - писал В.А.Сухомлинский. Задача каждого учителя: вовлечь обучающихся в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое. Одним из наиболее эффективных средств активизации познавательной деятельности обучающихся является проблемные ситуации, которые подробно мы рассмотрим в следующем пункте исследования. 1.2. Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках технологии Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики не могут учиться “для самих себя”. Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Рассмотрим для начала понятие проблемной ситуации. История применения проблемного обучения уходит корнями в глубокое прошлое. В трудах И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо предлагались «активные методы обучения». Проблемная ситуация - это способ приобретения нового опыта, стимулирование собственной деятельности детей. В начале 20 века американский педагог Дж. Дьюи разработал концепцию проблемного обучения. Он предлагал традиционный вариант обучения дошкольников и младших школьников заменить самостоятельным учением посредством решения различных практических задач. В результате многочисленных экспериментов, проведенных Дьюи, он убедился в том, что проблемные ситуации для школьников дают гораздо больше возможностей, чем вербальное (книжное, словесное) обучение, связанное с простым запоминанием материала. Именно Дьюи современная педагогика обязана появлением концепции «полного акта мышления». Активное обучение, предложенное в начале прошлого века, в России «прижилось» только с введением новых образовательных стандартов. Существуют не мало современных авторов, рассматривающих проблемные ситуации, как способ активизации познавательной деятельности и это: Г.К. Селевко, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, И.С. Якиманская, И.А. Ильницкая, С.В. Кульневич и пр. В педагогике существуют методы проблемного обучения, которыми являются проблемное изложение материала учителем на уроке, частично - поисковый и исследовательский методы обучения. Сущность проблемного обучения заключается в такой организации учебного процесса, который предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. Усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности школьников, что ведёт к развитию творческого потенциала личности и к повышению качества знаний. Это осуществляется через создание на уроке проблемных ситуаций. В проблемной ситуации особенно ярко проявляется детское удивление, любопытство, с которого начинается познание. В сознании детей такая ситуация проявляется в виде затруднения, для преодоления которой нужна интенсивная мыслительная деятельность. Активность познавательного интереса побуждает поисково- исследовательскую деятельность школьника, создаёт ситуацию творческого поиска. Проблемная ситуация является наиболее эффективным действенным способом активизации мышления учащихся. Для мотивации учебной деятельности педагоги включают специальные проблемные ситуации. Применяют приём выдвижения гипотез, экспериментального исследования, эвристическую беседу, проблемное изложение материала. Приведём пример: в разделе « Красота и гигиена девушки». Исторический факт:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg