Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Инновационные технологии обучения будущих экономистов в колледже.

irina_k20 2500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 100 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2020
Цель исследования: применение инновационных технологий в подготовки будущих экономистов колледжа. Задачи исследования: 1. Раскрыть теоретические основы педагогических технологий в образовании. 2. Проанализировать процесс подготовки будущих экономистов в колледже с использованием инновационных технологий. 3. Разработать методические рекомендации и проекты учебных занятий по экономическим дисциплинам с использованием инновационных технологий. Объект исследования: педагогические технологии в профессиональном образовании. Предмет исследования: инновационные технологии в подготовке будущих экономистов колледжа. База исследования: «Институт пищевых технологий и дизайна» -филиал ГБОУ ВО НГИЭУ. Теоретическая значимость: 1. Раскрыта сущность и понятие педагогических технологий. 2. Изучены классификации педагогических технологий и характеристика инновационных технологий. 3. Исследовано применение современных инновационных технологий в профессиональном образовании. Практическая значимость: 1. Проведен анализ применения интерактивных технологий в подготовке будущих экономистов колледжа. 2. Разработаны методические рекомендации к проведению учебных занятий с использованием деловой игры кейс-метода. 3. Разработаны проекты учебных занятий по дисциплинам экономического цикла «Экономика организации» и «Экономическая теория» с применением деловой игры и кейс-метода.
Введение

Одним из важных приоритетов и ценностей в нашей стране всегда считалось получение качественного образования. В настоящее время система образования является важной сферой в деятельности человека, одним из значимых социальных институтов. И по мере развития общества в сторону информационно-технологического и социально-экономического прогресса его значимость постоянно растёт. Современному обществу необходимы компетентные специалисты, которые обладают творческим мышлением, новым взглядом на проблемы, способные самостоятельно преобразовывать полученные знания для освоения новых технологий. Возникает необходимость в комплексном решении проблемы качества подготовки будущих специалистов. Решением данного вопроса стало внедрение инновационных педагогических концепций, технологий, контроля и методов обучения. Инновационная деятельность в системе образования отражает процесс создания, распространения и использования новшеств от идеи до ее реализации, а также логику отношений между участниками данного процесса. Инновационный характер содержания образования обеспечивается внедрением новых технологий и методов обучения и оценки качества подготовки будущих кадров. Один словом, инновационные технологии в образовательном процессе играет неотъемлемую роль. В сфере образования внедряется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости. Термин «инновация» применительно к педагогическому процессу означает введение нового в цели, содержание, методы, форму обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студентов, что приводит к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления всех участников образовательного процесса и создаёт возможности для каждого учащегося занимать активную позицию в учебно-воспитательном процессе. В многопрофильном колледже представлен широкий спектр традиционных образовательных педагогических технологий и методов, которые применяются в учебном процессе, но для повышения качества подготовки кадров необходимы инновации. Актуальность исследования обусловлена необходимостью применения интерактивных технологий в образовательном процессе, результатом которых должно стать формирование компетенций и подготовка конкурентоспособных специалистов.
Содержание

Введение…………………….……………………....................………….3 Глава 1. Теоретические основы педагогических технологий в профессиональном образовании…..…..................................................6 1.1 Педагогические технологии: понятие, сущность ……………….....6 1.2 Классификация педагогических технологий…………..……..……15 1.3 Современные инновационные технологии в профессиональном образовании...................................…………………………………....….39 Глава 2. Анализ применения педагогических технологий в «Институте пищевых технологий и дизайна»………………….…...46 2.1 Характеристика Института пищевых технологий и дизайна...…...46 2.2 Анализ применения инновационных технологий обучения в подготовке будущих экономистов колледжа…………………….……53 Глава 3. Разработка проектов учебных занятий с использованием инновационных технологий ………………………………………….62 3.1 Разработка методических рекомендаций к деловой игре и кейс-методу ……………………………………………………………………62 3.2 Разработка проекта учебного занятия по дисциплине «Экономика организации» с применением деловой игры………………………......68 3.3 Разработка проекта учебного занятия по дисциплине «Экономическая теория» с применением кейс-метода…………….....82 Заключение………………………………………………………….......94 Список используемой литературы………………………………......96
Список литературы

1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. Нижний Новгород: Деловая книга, 2013. 2. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра, 2017 3. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр Деловая книга, 2013. 4. Атемаскина Ю.В. Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: Изд-во «Детство-Пресс». 2015. С.89. 5. Атутов П.Р. Технология и современное образование П.Р. Атутов Педагогика. 2013. № 2.С.236. 6. Белкин А.С. Витагенное обучение с голографическим методом проекций А.С. Белкин Школьные технологии. 2014. № 3. 7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения В.П. Беспалько, 2014. С.287. 8. Буланова - Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии.: издательский центр «Март», 2016.С.47. 9. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие: Высш. шк., 2014. 207 с 10. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка Вопросы психологии. 2013. № 6. 11. Гладких. И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов,Н.Н., 2014. 12. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии,.2016. С.156. 13. Гукасова А.М. Методика трудового обучения,2017. 14. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современные интерпретации: Учебное пособие для студентов вузов. Академия, 2015. 188 с. 15. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп., 2015 16. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие под ред. Д.Ш.Матроса, Педагогическое общество России, 17. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике М.В. Кларин., 2015. 18. Корнейчук Б.В. Микроэкономика: деловые игры. Питер, 2013. 19. Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям» Нижний Новгород., 2014, 66 стр. 20. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Педагогическое общество России, 2014. С.214. 21. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы В.Т. Кудрявцев, 2013.С.26. 22. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. изд-во «Феникс», 2013.С.59-64 23. Кулешова И.В. Деловые игры для педагогических советов и методобъединений И. В. Кулешова Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.2015. 24. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер с англ. 11-го издРеспублика, 2013. 25. Лебедева Т.Н. Применение кейс-метода в преподавании экономических дисциплин. 2017. 74 с. 26. Леднев В.С. Содержание общего среднего образования. Педагогика,.С.85. 27. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Педагогика, 2013.-С.159. 28. Лихачева Л.Д. Деловая методическая игра "Методическое путешествие" Классный руководитель.2014.Н 4. С. 43-48. 29. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика Б.Г. Матюнин2015. 30. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия, №1,2016г. 31. Морозов А. В. Креативность преподавателя высшей школы. Высшее образование сегодня. 2014. с. 67 32. Муртазина Э. М. Педагогические основы конструирования учебно-деловых игр.. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2015. 16с. 33. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» , 2014 34. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей Под общей ред. B.C. Кукушина. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2014. С.336. 35. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» 2013, 268 стр. 36. Плешакова М.В Деловые игры в экономике: методология и практика: учебное пособие М.В. Плешакова, Н.В. Шаховская, 2017. 37. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник Профиздат, 2013. 156 с. 38. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы, 2015. 39. Примерные программы основного общего образования. М., 2017 40. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE - технологий, 2017г. 41. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебное пособие. ИП "Экоперспектива", 2017. 42. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие, 2005. 43. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. НИИ школьных технологий, 2015. С.269. 44. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Народное образование, 2013. С.73. 45. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчётах) В.К. Скляренко, В.М. Прудников, Н.Б. Акуленко, 2017. 46. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study: сборник "Инновации в российском образовании", ВПО, 2015г. 47. Современные инновационные образовательные технологии, Хамидуллина Динара Ильдаровна, ГБОУ НПО ПЛ № 3 г. Стерлитамака РБ, преподаватель математики 48. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2015. 49. Тертышкин М.И. Экономика предприятия: Учебно-методический комплекс, 2017 50. Фоменко В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса В.Т. Фоменко.,2014. - С.70-74. 51. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений.- Высш. шк., 2015. 320 52. Чернышев Б.Н. Экономика предприятия: ситуации, 4-е издание, и доп. Б.Н. Чернышев, В.Я. Горфинкель, Л.Я. Аврашков, 2016. 53. Швандар В.А. Экономика предприятия: тесты, задачи, ситуации. В.А. Швандар, В.П. Прасолова, Л.Я. Аврашков 3-е издание, и доп..,2015. 54. Энциклопедия образовательных технологий (1 том) . Г. Селевко 55. Эльконин Д.Б. Психология игрыБелокопытов Ю., Панасенко Г. Активные методы обучения. - Высшее образование в России. 2014 56. Экономика: Учебник Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2015. 816 с. 57. Экономика предприятия: Учебник для вузов Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. 4-е изд., , 2016 58. Экономика предприятия: Учебник Под ред. проф. Н.А. Сафронова., 59. Экономика предприятия (фирмы): Учебник Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. 3-е изд., перераб., 2015
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы педагогических технологий в профессиональном образовании 1.1Педагогические технологии: понятие, сущность Для правильного выбора из имеющегося содержания педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании, необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «педагогическая технология» [25]. Слово «технология» происходит от греческих слов techne– искусство, мастерство и logos– учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе обозначает учение о педагогическом искусстве, мастерстве[14]. Педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить результативно?» Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии: [11] • Определение целей обучения (почему и для чего); • Отбор и структура содержания (что); • Оптимальная организация учебного процесса (как); • Методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); • А так же учет необходимого реального уровня квалификации педагога (кто); • И объективные методы оценки результатов обучения (так ли это). Таким образом, «педагогическая технология» – это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата[11]. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разногласия, среди которых можно выделить четыре позиции[45]: 1. Педагогические технологии как средство. Педагогические технологии как средство обучения, то есть как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса • Педагогическая технология включает всё: «от мела и классной доски» (Р.деКиффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М.Мейер). • Педагогическая технология - совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). • Педагогическая технология - это новый тип средств обучения (С.А.Смирнов). •Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»). •Школьные технологии – средства учебной деятельности, связанные с применением современной техники (Н.Б.Крылова). •В глоссарии терминов по педагогическим технологиям (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указано, что эта позиция представляет первоначальный смысл понятия педагогическая технология, порожденный революцией в области коммуникаций, изобретением аудиовизуальных средств, телевидения, компьютеров и т.д. 2. Педагогические технологии как способ. Вторую позицию выдвигают В.П. Беспалько,М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б.Скиннер, С. Гибсон, Т.Сакамото и др. Они считают, что педагогическая технология - это процесс коммуникации (способ выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса. Близко к данной позиции понимание педагогической технологии и как искусства, мастерства преподавания, воспитания[17]. •Педагогическая технология – это систематическое использование людей, идей, учебных материалов и оборудования для решения педагогических проблем[38] (С.Гибсон). •Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). •Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы(М.А.Чошанов). •Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А.Сластенин). •Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя[42] (В.М.Монахов). •Педагогическая технология – это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях (А.М. Кушнир). 3.Педагогические технологии как научное направление. Представители третьей позиции (П.И.Пидкасистый, В.В.Гузеев, М.Эраут, Р.Кауфман, С. Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук[52]. •Технология обучения (педагогическая технология) - новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов[33] (П.И. Пидкасистый). •Образовательная технология - это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий (В.В. Гузеев). •Педагогическая технология есть быстро развивающаяся область знания, междисциплинарный конгломерат с элементами бихевиористской психологии, социальной философии, техники, теории коммуникации, аудиовизуального образования и кибернетики (С. Ведемейер). Данная позиция требует от технологии однозначной детерминации, гарантированности результатов (пусть даже в области вероятностных характеристик). 4.Педагогические технологии как многомерное понятие. Четвертая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс (В.И.Боголюбов, М.В.Кларин, В.В.Давыдов,Г.К.Селевко, Е.В.Коротаева,В.Э.Штейнберг, Д.Финн, К.М.Силбер, П.Митчел, Р.Томас) [56]. •Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). •Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний (К.Н.Силбер). •Педагогическая технология есть область исследований и практики(в рамках системы образования), имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсов для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П.Д.Митчелл) [49]. •Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования(ЮНЕСКО). •Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам(Г.К.Селевко). Приведенные выше определения, говорят о том, что педагогическая технология – это категория педагогики, обладающая большой степенью общности, обобщенности, многомерности. [20]Пользуясь терминологией В.В. Давыдова, педагогическую технологию можно рассматривать как содержательное обобщение, собирающее в себя смыслы всех вышеприведенных определений, включая генетические корни понятия. Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят, по существу, лишь о том, что это качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики[35]. Структура педагогических технологий: o Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три основных взаимосвязанных компонента: [7] ? научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определенной проблемы, основывающемся на достижениях педагогической теории и передовой практики; ? формализованно-описательный (дескриптивный): технология представляется моделью, описанием (вербальным, текстовым, схемным) целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов; ? процессуально-деятельностный: технология предстает как сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, и способов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания. [5]Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой (проектом, концепцией), либо описанием алгоритма(программы) действий, либо реально осуществляющимся в практике процессом. В нашей концепции педагогической (образовательной) технологии в качестве базового определения будет использоваться следующее[28]. Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам[46]. o Вертикаль технологий. Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд составляющих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность более высокого уровня. [58] В структуре этой технологической вертикали можно выделить четыре соподчиненных класса образовательных технологий (адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций). ? Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общевоспитательные, социально-воспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении[40]. Примеры: технология дошкольного воспитания, технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология антиалкогольного воспитания. ? Макротехнологии или отраслевые педагогические технологии (общепедагогический и общеметодический уровень), охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины[37]. Примеры: технология компенсирующего обучения, технология преподавания учебного предмет. ? Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач[26]. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний в границах данного модуля. ? Микротехнологии- это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или само-воздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень). Примеры: технология формирования навыков письма, тренинг технологии по коррекции отдельных качеств индивида[43]. o Иделогико-смысловая структура понятия «педагогическая технология» (семантического фрактала по В.Э. Штейнбергу)Семантический фрактал представляет логико-смысловую модель знания в виде многомерной системы координат. Геометрически он изображается как плоский радиально-концентрический каркас, на котором размещены смысловые элементы знания (знаково-символические элементы, опорные сигналы, понятийные, графические и символические обозначения), образующие семантически связную систему[13]. o Инвариантная многомерная структура педагогических технологий содержит следующие компоненты[3]: ? уровень технологии (метатехнологии, отраслевые, модульно-локальные, микротехнологии); ? научный компонент (идеи, принципы, закономерности, классификации, фолософские основы, методологические подходы, факторы и механизмы развития, техническая база, обобщение передового опыта и т.д.); ? формализованно-описательный компонент (содержание, модель, цели и задачи, структура); ? процессуально-деятельностный компонент (целеполагание, планирование, учет ресурсов, организация, формы и методы деятельности, реализация целей, управление, анализ результатов, рефлексия); ? свойства субъекта технологии (ориентация педагогического взаимодействия, профессионализм, технологическая компетентность, коммуникативность, педагогическая техника, мастерство, творчество, индивидуальность, подход к учащимся, стиль); ? свойства объекта технологии (обученность, обучаемость, способности, потребности,Яконцепция, воспитанность, направленность, индивидуальные и возрастные особенности). Различают еще технологические микроструктуры: [54]технологические приемы, звенья,элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют микротехнологии, которые являются частью какой-то модульно-локальной, входящей соответственно в определенную отраслевую технологию, которая в свою очередь входит в состав крупной метатехнологии. Пример: прием самовнушения > микротехнология релаксации > модульная технология коррекции трудновоспитуемости > отраслевая технология коррекционного учреждения > метатехнология реализации правительственной программы помощи детям[23]. o Технологическая схема ? условное изображение (описание) алгоритма процесса, представление его в виде функциональных или структурных элементов и обозначение (графическое, символьное) логических связей между ними. o Технологическая карта ? описание технологического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств. 1.2 Классификация педагогических технологий Педагогическая технология – явление многомерное: в теории и практике работы образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. [31] Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что у каждого автора имеется своя конкретная технология. Научный подход к этому явлению должен опираться на классификацию –упорядочение многообразия существующих технологий на основе общих и специфических, существенных и случайных, теоретических и практических и других признаков[10] . • Традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого обучающегося на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений педагога и обучающегося на паритетное и многое другое. • Классно-урочная технология обучения - обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков. • Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве. • Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения. Приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. • Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение обучающимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому обучающемуся самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата). Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем. • Технология мастерских. Создание условий, способствующих осмыслению обучающимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности. • Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или Технология решения исследовательских (изобретательских) задач (ТРИЗ). Обучение обучающихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы). • ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута. • Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора обучающимися образовательного маршрута. • Технология проведения коллективных творческих дел. Создание условий для самореализации обучающихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение обучающихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей обучающихся. • Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности [48] ? -Коммуникативные технологии ? -Технология портфолио ? -Развитие критического мышления ? -Модульное обучение ? -Дистанционное обучение ? -Тестовые технологии ? -Технология выявления и поддержки одаренных детей ? -Технологии дополнительного образования и др. • Интерактивные технологии или групповые технологии обучения – это обучение, основанное на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, деловая игра, «мозговой штурм» и т.д[30]. В основу объединения технологий в классы положены наиболее существенные стороны и признаки: 1) уровень применения; 2) философская основа; 3) методологический подход; 4) ведущий фактор развития личности; 5) научная концепция (механизм) передачи и освоения опыта; 6) ориентация на личностные сферы и структуры индивида; 7) характер содержания и структуры; 8) основной вид социально-педагогической деятельности; 9) тип управления учебно-воспитательным процессом; 10) преобладающие методы и способы; 11) организационные формы; 12) средства обучения; 13) подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия; 14) направления модернизации; 15) категория педагогических объектов[16]. В каждый класс входят ряды сходных по данному признаку групп педагогических технологий. Эти ряды представляют собой горизонтальную структуру образования, иногда они содержат однородные элементы, иногда представляют некоторую шкалу разновидностей (моделей) [5]. ? Уровень применения Как уже говорилось выше, по уровню и характеру применения образовательные технологии образуют вертикальную структуру – иерархию: метатехнологии (социально-педагогические, общепедагогические), макротехнологии (отраслевые, частнометодические, предметные), мезотехнологии (модульные, локальные) и микротехнологии (конкретно-личностные), а также горизонтальный ряд: монотехнологии, политехнологии (синкретичные), гибкие и проникающие[22]. ? Философская основа По философской основе выделяются следующие наиболее яркие типы: материалистические, идеалистические, диалектические, метафизические, сциентистские (технократические)религиозные, гуманистические, и антигуманные, прагматические, экзистенциалистские, антропософские, эзотерические, теософские. ? Методологический подход Методологический подход определяет ведущие принципы организации педагогического процесса и деятельность его участников. Для различных аспектов технологии это могут бытьразные принципы (комплексный подход). Наиболее распространенные подходы: гуманистический, системный, групповой, знаниевый, личностно-ориентированный, ситуативный, алгоритмический, социо-культурный, информационный, природосообразный, комплексный, дифференцированный, ценностный, поисковый, средовой, валеологический, задачный, практико-ориентированный, тактический, исследовательский, детерминистский, коммуникативный, манипулятивный, интегральный, индивидуальный, компетентностный, деятельностный, стратегический, творческий, синергетический, диагностический и др. ? Ведущий фактор развития личности По ведущему фактору психического развития различаются: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что развитие индивида есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку, опираться на какой-либо из них, считать его основным. ? Научная концепция освоения опыта По научной концепции процессов обучения, воспитания и социализации (освоения опыта и отражения окружающего мира) выделяются: ассоциативно-рефлекторные, деятельностные, развивающие, интериоризаторские, бихевиористские, гештальттехнологии, технологии нейролингвистического программирования, суггестивные, психоаналитические, генетические, социоэнергетические и др. ? Ориентация на сферы и структуры индивида По целевой ориентации на сферы и структуры индивида: информационные технологии - формирование знаний, умений, навыков по основам наук (ЗУН); операционные - формирование способов умственных действий (СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные - формирование сферы эстетических и нравственных отношений (СЭН),технологии саморазвития - формирование самоуправляющих механизмов личности (СУМ); эвристические - развитие сферы творческих способностей (СТВ), практические - формирование действенно-практической сферы (СДП) и сферы психофизиологического развития (СПФР), а также различные ключевые компетентности личности[27]. ? Характер содержания По характеру содержания и структуры называются технологии: светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, валеологические и экологические, различные отраслевые (частнопредметные), можно выделять также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии, жесткостандартные и адаптивно-вариативные и др. ? Вид социально-педагогической деятельности По основному виду социально-педагогической деятельности в настоящее время различают[34]: • обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие технологии; • технологии педагогической поддержки (сопровождения), заключающиеся в совместной с ребенком деятельности по определению его интересов, возможностей и путей развития; • технологии реабилитации как восстановления каких-либо утраченных способностей или функций; технологии педагогической помощи - традиционный вид деятельности учителя; • технологии, направленные на создание условий эффективной социализации - самостоятельного освоения ребенком общественных норм и ценностей; возможны акценты в этих технологиях на социальную адаптацию (приспособление) к условиям среды, на социальную автономизацию (сохранение и развитие самостоятельности и индивидуальности), на социальное закаливание (подготовленность к встрече с неблагоприятными обстоятельствами); • управленческие, охватывающие не только целостный педагогический процесс, но и его отдельные части; к ним примыкают технологии диагностики, мониторинговые, а также коррекционные (компенсирующие); • наконец, педагогическая деятельность в некоторых технологиях неотделима от психологической, социальной, медицинской, культурологической, экономической: отсюда возникают соответствующие названия технологий. ? Тип управления По типу управления учебно-воспитательным процессом академиком В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических технологий (по В.П. Беспалько - систем). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Кроме того, необходимо учесть направление педагогического взаимодействия (учитель > уче-ник, ученик > учитель, ученик > ученик, учитель > класс, учитель > малая группа (внутри класса), ученик > класс, класс > ученик; в роли субъекта может отдельно выступать книга или компьютер) [59].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg