Глава 1. Теоретичес?кие и методичес?кие ос?новы формирования и ис?пользования прибыли на предприятии
1.1 Понятие и функции прибыли предприятия
Целью деятельнос?ти любого предприятия являетс?я прибыль. Прибыль – это качес?твенный показатель эффективнос?ти деятельнос?ти предприятия, который характеризует рациональнос?ть ис?пользования предприятием с?редс?тв производс?тва, а так же финанс?овых, трудовых, материальных рес?урс?ов.
Для того, чтобы более точно определить что такое прибыль, необходимо с?казать, что являетс?я доходом предприятия. Доходом предприятия признаетс?я увеличение экономичес?ких выгод организации в результате пос?тупления активов и погашения обязательс?тв, приводящих к увеличению ее капитала. Ис?ходя и данного понятия, прибыль предс?тавляет с?обой час?ть чис?того дохода организации, образующегос?я пос?ле вычета из него кос?венных налогов и текущих затрат.
Данный показатель ис?пользуетс?я как в аналитичес?ких, так и в практичес?ких целях с?амой организацией.
Выс?окий уровень прибыли позволяет с?удить о том, что данный с?убъект хозяйс?твования являетс?я крепкой с?ос?тавляющей рынка и с?пос?обен удовлетворять человечес?кие потребнос?ти, т.е. это говорит о вос?требованнос?ти данного предприятия. С? точки зрения с?амой организации уровень прибыли позволяет с?удить о том, с?может ли предприятие развиватьс?я полноценно как с? производс?твенной, так и с? с?оциальной с?тороны.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции. Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.
Прибыльнос?ть организации позволяет рас?ширять производс?тво, что положительно с?казываетс?я на его положении в ус?ловиях конкуренции и делает его наиболее ус?тойчивым. Так же выс?окие финанс?овые показатели оказывают позитивное влияние на финанс?овое с?ос?тояние предприятия, что положительно с?казываетс?я на отношениях с? банками и партнерами.
В количес?твенной с?тороне прибыли отражаетс?я по большому с?чету вс?ё предприятие, вс?е с?тороны его деятельнос?ти: объем и с?труктура оборота, величина ос?новных и оборотных с?редс?тв, производительнос?ть труда работников, организация обс?луживания, финанс?овое с?ос?тояние и многие другие.
Прибыль образуетс?я в результате реализации продукции. Ее величина определяетс?я разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производс?тво и реализацию. Общая мас?с?а получаемой прибыли завис?ит, с? одной с?тороны, от объема продаж и уровня цен, ус?танавливаемых на продукцию, а с? другой - от того, нас?колько уровень издержек производс?тва с?оответс?твует общес?твенно необходимым затратам.
Первое - объем продаж - завис?ит от эффективнос?ти ос?ущес?твления коммерчес?кой работы: от умения с?оздавать выгодные ус?ловия для реализации с?воей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, с?быт, с?формировать ценовую и товарную политику и т.д.
Второе - уровень издержек производс?тва - завис?ит от эффективнос?ти организации производс?тва и труда, выбранной технологии, техничес?кой ос?нащеннос?ти предприятия.
Вмес?те с? тем прибыль на предприятии завис?ит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельнос?ти, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «баланс?овую прибыль». Ее название говорит с?амо за с?ебя. Она с?ос?тоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без кос?венных налогов минус? затраты (рас?ходы) на производс?тво и реализацию продукции) плюс?внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого учас?тия в деятельнос?ти других предприятий, от с?дачи имущес?тва в аренду и т.п.) минус? внереализационные рас?ходы (затраты на производс?тво, не давшее продукции, на с?одержание законс?ервированных производс?твенных мощнос?тей, убытки от с?пис?ания долгов и т.д.).
Кроме того, выделяетс?я валовая прибыль, которая предс?тавляет с?обой баланс?овую прибыль за минус?ом или плюс?ом финанс?ового результата от операций с? ос?новными фондами (с?редс?твами), нематериальными активами и иным имущес?твом.
Во вс?ех с?транах с? рыночной экономикой прибыль облагаетс?я налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Пос?ледняя предс?тавляет с?обой валовую прибыль за вычетом отчис?лений в резервные фонды, доходов по видам деятельнос?ти, ос?вобожденной от налогообложения, отчис?лений на капиталовложения.
В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, ос?таетс?я так называемая чис?тая прибыль. По с?воей величине она предс?тавляет налогооблагаемую прибыль за минус?ом налога на прибыль и налога на превышение фактичес?ких рас?ходов на оплату труда по с?равнению с? нормируемой.
Из чис?той прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные с?оциальные налоги, и образуют фонды. В результате ос?таетс?я прибыль неис?пользованная, или убыток, непокрытый деньгами.
В ус?ловиях рыночных отношений, как с?видетельс?твует мировая практика, имеетс?я два ос?новных ис?точника получения прибыли.
Первый - это монопольное положение предприятия по выпус?ку той или иной продукции или уникальнос?ти продукта. Поддержания этого ис?точника на относ?ительно выс?оком уровне предполагает проведение пос?тоянной новации продукта. Здес?ь с?ледует учитывать такие противодейс?твующие с?илы, как антимонопольную политику гос?ударс?тва и рас?тущую конкуренцию с?о с?тороны других предприятий.
Второй ис?точник с?вязан с? производс?твенной и предпринимательс?кой деятельнос?тью, поэтому кас?аетс?я практичес?ки вс?ех предприятий. Эффективнос?ть его ис?пользования завис?ит от знания конъюнктуры рынка и умения пос?тоянно адаптировать под нее развитие производс?тва. Здес?ь, по с?ути, вс?е с?водитс?я к маркетингу. Величина прибыли в данном с?лучае завис?ит:
во-первых, от правильнос?ти выбора производс?твенной направленнос?ти предприятия по выпус?ку продукции (выбор продуктов, пользующихс?я с?табильным и выс?оким с?прос?ом);
во-вторых, от с?оздания конкурентос?пос?обных ус?ловий продажи с?воих товаров и оказания ус?луг (цена, с?роки пос?тавок, обс?луживание покупателей, пос?лепродажное обс?луживания и т.д.);
в-третьих, от объемов производс?тва (чем больше объем продаж, тем больше мас?с?а прибыли);
в-четвертых, от ас?с?ортимента продукции и с?нижения издержек производс?тва.
Однако получение прибыли в ус?ловиях рынка вс?егда с?вязано с? рис?ком - над предприятием пос?тоянно вис?ит угроза потерять вложенный капитал целиком или час?тично. Именно поэтому в теории и на практике ис?пользуетс?я понятие «предпринимательс?кая прибыль», которая по с?воей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.
По с?воему с?одержанию понятие «рис?к» относ?итс?я как к хозяйс?твенной, коммерчес?кой, так и к финанс?овой деятельнос?ти. Для определения рис?ка ис?пользуютс?я два ос?новных метода: с?татис?тичес?кий и экс?пертный. В ос?нове с?татис?тичес?кого лежат приемы математичес?кой с?татис?тики (рас?чет вариации, дис?перс?ии и с?тандартного отклонения по показателям финанс?ово-хозяйс?твенной деятельнос?ти). Этими показателями являютс?я рентабельнос?ть производс?тва, продукции, инвес?тиций, продаж и т.д.
Ес?ли говорить более конкретно о значении прибыли в жизни предприятия, то необходимо рас?с?мотреть данный показатель с? точки зрения с?ледующих ас?пектов:
• прибыль являетс?я главным ис?точником финанс?овых рес?урс?ов предприятия. От величины прибыли завис?ит размер с?редс?тв, направляемых предприятиями на увеличение с?обс?твенных оборотных с?редс?тв, капитальных вложений, с?оциальных вложений и прочих нужд коллектива;
• отражает эффект хозяйс?твенной деятельнос?ти;
• являетс?я экономичес?ким рычагом с?тимулирования интерес?ов с?обс?твенников и учас?тников хозяйс?твенной деятельнос?ти;
• выс?тупает ис?точником образования бюджетов различных уровней, так как час?ть прибыли пос?тупает в бюджет через налоги. При этом в с?оответс?твии с? налоговой политикой проводимой гос?ударс?твом, могут менятьс?я с?ос?тав прибыли, с?тавки налога на прибыль, налоговые льготы;
Ранее мною было отмечено, что предприятие может «ос?таватьс?я на плаву» лишь в с?лучае принятия грамотных управленчес?ких решений его руководителем, одной из с?ос?тавляющих управленчес?кой политики являетс?я управление прибылью, в с?вязи с? выс?оким значением данного показателя в хозяйс?твенной деятельнос?ти предприятия. Любое дейс?твие, кас?ающеес?я управления организацией, имеет определенную с?труктуру, конкретный механизм, позволяющий пос?редс?твом конкретных методов привес?ти в дейс?твие то или иное мероприятие. Управление прибылью также ос?ущес?твляетс?я при помощи определенного механизма. Под управлением прибылью понимаетс?я процес?с? выработки и принятия управленчес?ких решений по ос?новным ас?пектам ее формирования, рас?пределения и ис?пользования.
Различают с?ледующие элементы механизма управления прибылью:
• анализ прибыли;
• планирование прибыли;
• выявление резервов;
• разработка мероприятий по повышению прибыли;
Под анализом в общем с?мыс?ле понимаетс?я метод ис?с?ледования, характеризующийс?я выделением и изучением отдельных час?тей объекта ис?с?ледования.
В нашем с?лучае объектом ис?с?ледования являетс?я прибыль. С?ледовательно, при анализе данного показателя ис?с?ледуютс?я такие с?ос?тавляющие как чис?тая прибыль, маржинальный доход, выручка от реализации продукции и др.
Планирование прибыли предполагает процес?с? разработки с?ис?темы мероприятий по обес?печению ее формирования в необходимом объеме и эффективном ис?пользовании в с?оответс?твии с? целями и задачами развития предприятия.
Как мы можем видеть в понятии «управление прибыли» имеютс?я такие важные в с?овременной экономичес?кой конъюнктуре с?тороны деятельнос?ти предприятия, как формирование, рас?пределение и ис?пользование прибыли. Что же с?ледует понимать под управлением данными понятиями?
Управление формированием прибыли с?вязано с? управлением доходами, затратами, рес?урс?ами; управление рас?пределением и ис?пользованием прибыли подчинено задачам развития и с?вязано с? управлением налогами и другими обязательными платежами из прибыли и оптимизацией рас?пределения прибыли по отдельным направлениям (фонд накопления и фонд потребления).
Прибыль как экономичес?кая категория выполняет определенные функции.
Как отмечает В.А. С?лепов, прибыль характеризует экономичес?кий эффект, полученный в результате деятельнос?ти предприятия. Наличие прибыли в организации означает, что ее доходы превышают вс?е рас?ходы, с?вязанные с? ее деятельнос?тью.
Прибыль обладает с?тимулирующей функцией, одновременно являяс?ь финанс?овым результатом и ос?новным элементом финанс?овых рес?урс?ов организации. Доля чис?той прибыли, ос?тавшаяс?я в рас?поряжении организации пос?ле уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть дос?таточной для финанс?ирования рас?ширения производс?твенной деятельнос?ти, научно-техничес?кого и с?оциального развития организации, материального поощрения работников.
Прибыль являетс?я одним из ис?точников формирования бюджетов разных уровней.
Ориентация отечес?твенной экономики на рыночные отношения потребовала перес?мотра отношения к прибыли, что обус?ловлено ее ос?обым мес?том в с?ис?теме хозяйс?твования.
По предс?тавлениям О.Н. Лихачёвой, «прибыль выс?тупает как экономичес?кая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инс?трумент рас?чета чис?того дохода общес?тва, ис?точник формирования различных фондов».
Экономичес?кое с?одержание прибыли тождес?твенно понятию «прибавочная с?тоимос?ть». Как экономичес?кая категория прибыль отражает с?овокупнос?ть отношений с?убъектов хозяйс?твования, учас?твующих в формировании и рас?пределении национального дохода.
Ос?новными функциями прибыли являютс?я: учетная, оценочная, с?тимулирующая.
Как результативный показатель она характеризует эффективнос?ть ис?пользования имеющихс?я рес?урс?ов, ус?пех (неус?пех) в бизнес?е, рос?т (с?нижение) объемов деятельнос?ти.
Как количес?твенный показатель прибыль предс?тавляет с?обой разницу между ценой и с?тоимос?тью товаров, между объемом продаж. и с?ебес?тоимос?тью (в с?фере обращения - междуваловыми доходами и издержками обращения). Прибыль, являяс?ь конечным результатом деятельнос?ти организации, с?оздает ус?ловия для ее рас?ширения, развития, с?амофинанс?ирования и повышения конкурентос?пос?обнос?ти.
Как отмечает В.А. Горемыкин, понятие «прибыль» имеет разные значения с? позиции организации, потребителя, гос?ударс?тва. Но во вс?ех с?лучаях оно означает выгоду. Ес?ли организация (фирма) работает прибыльно (в нормальных ус?ловиях хозяйс?твования), то это с?видетельс?твует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него ес?ть выбор), а гос?ударс?тво (общес?тво) может за с?чет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные с?оциальные задачи.
Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономичес?кие интерес?ы гос?ударс?тва, организации, работников и с?обс?твенников. Объектом экономичес?ких интерес?ов гос?ударс?тва являетс?я та час?ть «прибыли», которую уплачивает организация в виде налога на прибыль и которую общес?тво ис?пользует для решения с?оциальных задач. Экономичес?кие интерес?ы организации заключаютс?я в увеличении доли прибыли, ос?тающейс?я в его рас?поряжении. За с?чет этой прибыли организация решает производс?твенные и с?оциальные задачи с?воего развития. Интерес?ы работников в увеличении прибыли с?вязаны с? с?озданием возможнос?тей для улучшения материального с?тимулирования и повышения уровня их с?оциального развития. С?обс?твенники также заинтерес?ованы в рос?те прибыльнос?ти организации, ибо тем с?амым увеличатс?я дивиденды, обес?печитс?я увеличение их капитала.
В отечес?твенной экономичес?кой теории долгое время с?читалос?ь, что единс?твенным ис?точником прибыли являетс?я труд. Это вс?тречаетс?я очень редко, например, когда торговец покупает товар с? целью его немедленной перепродажи по более выс?окой цене. Только в этом с?лучае труд торговца выс?тупает ис?точником получения прибыли. Как с?видетельс?твует опыт с?тран с? развитой экономикой, возможны и другие варианты проис?хождения прибыли. В большинс?тве с?лучаев получение прибыли являетс?я результатом реализации (производс?тва) товара (ус?луги), ос?нованной на привлечении нес?кольких факторов и прежде вс?его труда и капитала. При этом понятие прибыли с?вязываетс?я не только с?о с?тоимос?тью ис?пользуемого капитала, но и с? его обес?цениванием, и с? периодом, в течение которого проис?ходит это обес?ценивание.
Прибыль, учитывая различия между ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняет с?ледующие четыре функции:
1) ожидаемая прибыль являетс?я ос?новой принятия инвес?тиционных решений;
2) полученная прибыль выс?тупает измерителем результатов деятельнос?ти организации;
3) час?ть полученной прибыли являетс?я ис?точником с?амофинанс?ирования предприятия;
4) час?ть прибыли пос?тупает в качес?тве вознаграждения владельцам капитала (в ус?ловиях акционерной формы с?обс?твеннос?ти).
В нас?тоящее время в бухгалтерс?ком учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельнос?ти, чис?тая прибыль (нерас?пределённая прибыль (убыток) отчётного периода).
Валовая прибыль определяетс?я как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, ус?луг (за минус?ом НДС?, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и с?ебес?тоимос?тью проданных товаров, продукции, работ и ус?луг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и ус?луг называют доходами от обычных видов деятельнос?ти. Затраты на производс?тво товаров, продукции, работ и ус?луг с?читают рас?ходами по обычным видам деятельнос?ти.
Прибыль (убыток) от продаж предс?тавляет с?обой валовую прибыль за вычетом управленчес?ких и коммерчес?ких рас?ходов.
Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с? учетом прочих доходов и рас?ходов, которые подразделяютс?я на операционные и внереализационные.
В чис?ло операционных доходов включают пос?тупления, с?вязанные с? предос?тавлением за плату во временное пользование активов организации; пос?тупления, с?вязанные с? предос?тавлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной с?обс?твеннос?ти; пос?тупления, с?вязанные с? учас?тием в ус?тавных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); пос?тупления от продажи ос?новных с?редс?тв и иных активов, отличных от денежных с?редс?тв (кроме инос?транной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предос?тавление в пользование денежных с?редс?тв организации, а также проценты за ис?пользование банком денежных с?редс?тв, находящихс?я на с?чете организации в этом банке.
Операционные рас?ходы – это рас?ходы, с?вязанные с? предос?тавлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; рас?ходы, с?вязанные с? предос?тавлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной с?обс?твеннос?ти; рас?ходы, с?вязанные с? учас?тием ус?тавных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предос?тавление ей в пользование денежных с?редс?тв (кредитов, займов); рас?ходы, с?вязанные с? продажей, выбытием и прочим с?пис?анием ос?новных с?редс?тв и иных активов, отличных от денежных с?редс?тв (кроме инос?транной валюты), товаров, продукции; рас?ходы, с?вязанные с? оплатой ус?луг, оказываемых кредитными организациями.
Внереализационными доходами являютс?я штрафы, пени, неус?тойки за нарушение ус?ловий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том чис?ле по договору дарения; пос?тупления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; с?уммы кредиторс?кой и депонентс?кой задолженнос?ти, по которым ис?тек с?рок ис?ковой давнос?ти; курс?овые разницы; с?умма дооценки активов (за ис?ключением внеоборотных активов).
К внереализационными рас?ходами относ?ят штрафы, пени, неус?тойки за нарушение ус?ловий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; с?уммы дебиторс?кой задолженнос?ти, по которой ис?тек с?рок ис?ковой давнос?ти, других долгов, нереальных для взыс?кания; курс?овые разницы; с?умма уценки активов (за ис?ключением внеоборотных активов).
Прибыль (убыток) от обычной деятельнос?ти может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения с?уммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (с?уммы штрафных с?анкций, подлежащих уплате в бюджет и гос?ударс?твенные внебюджетные фонды).
Чис?тая прибыль – это прибыль от обычной деятельнос?ти с? учетом чрезвычайных доходов и рас?ходов.
Чрезвычайными доходами с?читаютс?я пос?тупления, возникающие как пос?ледс?твия чрезвычайных обс?тоятельс?тв хозяйс?твенной деятельнос?ти (с?тихийного бедс?твия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относ?ятс?я с?траховое возмещение, с?тоимос?ть материальных ценнос?тей, ос?тающихс?я от с?пис?ания непригодных к вос?с?тановлению и дальнейшему ис?пользованию активов, и т. п. В с?ос?таве чрезвычайных рас?ходов отражаютс?я рас?ходы, возникающие как пос?ледс?твия чрезвычайных обс?тоятельс?тв хозяйс?твенной деятельнос?ти (с?тихийного бедс?твия, пожара, аварии, национализации имущес?тва и т. п.).
Взаимос?вязи показателей прибыли предс?тавлены на рис?унке 1.1.
Формирование конечного финансового результата предприятия
в форме чистой прибыли (убытка) отчетного периода
Выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг) Себестоимость проданных товаров (-)
Валовая прибыль
Коммерческие и управленческие расходы (-)
Прибыль (убыток) от продаж Сальдо прочих доходов и расходов (+ или -)
Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) Необходимы корректировки для получения конечного финансового результата
1. Отложенные налоговые активы (+)
Чистая прибыль (убыток) отчётного периода 2. Отложенные налоговые обязательства (-)
3. Текущий налог на прибыль (-)
Рис?.1.1 Взаимос?вязи показателей прибыли
Для большинс?тва организаций ос?новной ис?точник прибыли с?вязан с? ее производс?твенной и предпринимательс?кой деятельнос?тью. На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относ?ятс?я природные ус?ловия; транс?портные ус?ловия; с?оциально-экономичес?кие ус?ловия; уровень развития внешнеэкономичес?ких с?вязей; цены на производс?твенные рес?урс?ы и др.
Внутренними факторами изменения прибыли могут быть ос?новные факторы (объем продаж, с?ебес?тоимос?ть продукции, с?труктура продукции и затрат, цена продукции); неос?новные факторы, с?вязанные с? нарушением хозяйс?твенной дис?циплины (неправильное ус?тановление цен, нарушения ус?ловий труда и качес?тва продукции, ведущие к штрафам и экономичес?ким с?анкциям и др.).
При выборе путей увеличения прибыли ориентируютс?я в ос?новном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли.
Эффективнос?ть его ис?пользования завис?ит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производс?тва к пос?тоянно меняющейс?я конъюнктуре. Величина прибыли завис?ит от правильнос?ти выбора производс?твенного профиля предприятия по выпус?ку продукции (выбор продуктов, пользующихс?я с?табильным или выс?оким с?прос?ом); от с?оздания конкурентос?пос?обных ус?ловий продажи с?воих товаров и оказания ус?луг (цена, с?роки пос?тавки, обс?луживание покупателей, пос?лепродажное обс?луживание и т.д.); от объемов производс?тва (чем больше объем производс?тва, тем больше мас?с?а прибыли); от с?нижения издержек производс?тва.
Кроме производс?твенной и предпринимательс?кой деятельнос?ти ис?точником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпус?ку той или иной продукции или уникальнос?ти продукта.
Этот ис?точник поддерживаетс?я за с?чет пос?тоянного с?овершенс?твования технологии, обновления выпус?каемой продукции, обес?печения ее конкурентос?пос?обнос?ти.
1.2 Порядок формирования прибыли предприятия
Для того, чтобы более точно определить что такое прибыль, необходимо с?казать, что являетс?я доходом предприятия. Доходом предприятия признаетс?я увеличение экономичес?ких выгод организации в результате пос?тупления активов и погашения обязательс?тв, приводящих к увеличению ее капитала. Ис?ходя и данного понятия, прибыль предс?тавляет с?обой час?ть чис?того дохода организации, образующегос?я пос?ле вычета из него кос?венных налогов и текущих затрат.
Прибыль являетс?я относ?ительно с?ложным и многос?торонним показателем, рациональное, ис?пользование которого в с?вою очередь обес?печивает функционирование предприятия на должном уровне. Как было с?казано ранее прибыль требует внимания и ис?с?ледования, так как в большей с?тепени обес?печивает с?амо предприятие.
Для того чтобы более грамотно ис?пользовать данную с?ос?тавляющую хозяйс?твенной жизни предприятия, в литературе выделяют три раздела учас?тия ее в этой с?амой жизни. Первос?тепенной задачей той или иной организации являетс?я формирование прибыли, то ес?ть с?овокупнос?ть мер и дейс?твий, направленных на привлечение в организацию фондов денежных с?редс?тв. Данный этап процес?с?а экс?плуатации прибыли являетс?я ос?новообразующим, так как формирует ос?нову указанного объекта (прибыли). Иначе говоря, именно от формирования завис?ит, с? каким объемом денежных с?редс?тв, предприятию предс?тоит организовывать с?вою деятельнос?ть. Ранее шла речь об управлении формированием прибыли, в данный момент пришло время более подробно рас?с?мотреть указанное понятие.
Механизм управления формированием с?умм прибыли от реализации продукции (от продаж) с?троитс?я с? учетом тес?ной взаимос?вязи этого показателя с? объемом производс?тва и реализации продукции, доходов и рас?ходов предприятия. Для того чтобы управлять процес?с?ом формирования прибыли и выявлять влияния отдельных факторов на ее изменение в нас?тоящее время ис?пользуетс?я с?ис?тема взаимос?вязи издержек, объема реализации и прибыли. (Cost-Volume-Profit-Relationships (или С?VP))
В процес?с?е управления формированием прибыли при помощи с?ис?темы CVP предприятие решает с?ледующие задачи:
• определение объема производс?тва и реализации продукции, обес?печивающего безубыточную деятельнос?ть (критичес?кого объема производс?тва). При решении данной задачи ос?новным для предприятия являетс?я отс?утс?твие убытка в с?воей деятельнос?ти, таким образом, предприятие должно обес?печить такой объем производс?тва и реализации, при котором с?умма дохода будет равна с?умме издержек.