Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование игровых методик на уроке английского языка в начальной школе как средство повышения познавательной активности

irina_k20 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2020
Цель – изучить и проанализировать возможности использования игровых методик как средства активизации познавательной активности младших школьников на уроках английского языка. Задачи: 1. Изучить литературу по проблеме использования игровых методик как средства стимулирования познавательной активности детей на уроках английского языка. 2. Проанализировать различные подходы к классификации игровых методик. 3. Выделить особенности использования игровых методик в обучении детей начальной школы английскому языку. Объект: Игровые методики обучения английскому языку. Предмет: использование игровых методик как средство стимулирования познавательной активности детей младшего школьного возраста на уроках английского языка. Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение психолого-педагогического опыта в аспекте изучаемого вопроса; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, выводы.
Введение

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Игры способствуют выполнению важных методических задач: — Созданию психологической готовности детей к речевому общению; — Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; — Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Содержание

Введение 4 Глава 1. ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СПЕЦИФИКА 6 1.1 Развитие и становление игровых методик обучения 6 1.2 Понятие игровых методик обучения 9 Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13 2.1 Младшие школьники как субъекты учебной деятельности 13 2.2 Познавательные процессы и умственное развитие младших школьников 16 2.3 Активные методы обучения, используемые при обучении детей младшего школьного возраста 23 Глава 3. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29 3.1 Игра как одна из составляющих активизации интереса младших школьников 29 3.2 Организация и анализ экспериментального исследования 33 Заключение 48 Список использованных источников 50 Приложения 52 ПРИЛОЖЕНИЕ А 52 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54 ПРИЛОЖЕНИЕ В 56 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 58 ПРИЛОЖЕНИЕ Д 60 ПРИЛОЖЕНИЕ Е 62 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 64 ПРИЛОЖЕНИЕ И 66 ПРИЛОЖЕНИЕ К 68 ПРИЛОЖЕНИЕ Л 70 ПРИЛОЖЕНИЕ М 72 ПРИЛОЖЕНИЕ Н 74
Список литературы

1. Бекиш, М.А. Игровые приемы на уроках и во внеурочной деятельности/М.А. Бекиш // Начальная школа. – 2011. - №12. – С. 43 – 45. 2. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. / Б.М.Бим- Бад - М.:Большая Российская энциклопедия,2008. – 528с. 3. Борисова, Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе/ Р. Г. Борисова // Иностранные языки в школе. - 2007.- №8. – С. 52 – 56. 4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика/ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез: Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Академия ИЦ, 2008. – 394с. 5. Гришкова, Г.Н. «Развитие познавательного интереса школьника в игровой деятельности». / Г.Н. Гришкова, И.Б. Юсубова // Начальная школа - 2004 - №11. - С.41 - 45. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 01.03.2012 года [Электронный документ]. 7. Коджаспирова, Г.М. Педагогика. /Г. М. Коджаспирова-М.: КНОРУС, 2010. -744с. 8. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. / Г. М. Коджаспирова -М.: Айрис-прессб 2006. -256с. 9. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. /Г. М. Коджаспирова, К.В. Петров – М., 2003. – 435с. 10. Лихачев, Б. Т. Педагогика. /Б.Т. Лихачев - М.: ВЛАДОС, 2010. – 647с. 11. Лукьянчикова, Н.В. Обучение английскому языку на начальном этапе/Н.В. Лукьянчикова // Начальная школа. – 2001. - №11. – С. 49 – 51. 12. Петерс, В.А. Психология и педагогика. /В.А. Петерс - М.: Проспект, 2005. – 304с. 13. Подласый, И. П. Педагогика. /И.П. Подласый - М.: ВЛАДОС, 2003. – 576с. 14. Рендакова, Е.М. Создание игровых комплектов и их применение в обучении младших школьников/Е.М. Рендакова, Л.М. Ковокшанова // Начальная школа. – 2000. - №11. – С. 77 – 83. 15. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. /Г.В. Рогова - М.: Просвещение, 1998. – 224с. 16. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Т1/ Г. К, Селевко// - М.: НИИ школьных технологий, 2006. -816с. 17. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Т2/ Г. К. Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2006. -816с. 18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. /Г.К. Селевко -М.: Народное образование, 1998. -256с. 19. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е. Соколова // Начальная школа. – 2004. - №3. – С. 21 – 23. 20. Теплишкина, Е.Ю. «Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся» /Е.Ю. Теплишкина // Начальная школа – 2003. - №3. - С.45 - 48. 21. Филатова, В. М. Методика обучения / В. М. Филатова // «Феникс», 2004. – 416с. 22. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. /А.Н. Щукин - М.: Филоматис, 2008. – 196 с. 23. Грейдина, Н. Л. Как «Профессор Хиггинс» помогает изучить английский язык/Н.Л. Грейдина, З.Х. Миракян // Иностранные языки в школе — 2002 № 6 — с. 96 24. Дьяконова, О. О. «Эдьютейнмент в обучении иностранным языкам» /О.О. Дьяконова // Иностранные языки в школе — 2013 — № 3 — с.58–61
Отрывок из работы

Глава 1. ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ СПЕЦИФИКА 1.1 Развитие и становление игровых методик обучения «Загадку» появления игровых методик пытались разгадать многие ученые. Они предпринимали различные попытки и направления, изучая эту проблему. Люди играли с древнейших времен. Доказательством тому служат археологические раскопки, и найденные, в ходе них, предметы. Одна из версий гласит, что проблема игровых технологий появилась как основная проблемы свободного времени и досуга общества в силу различных тенденций социально-экономического, религиозного и всесторонне развитого общества. Еще в древнем мире игра находилась в жизни общества, ей придавали религиозно-политическое значение. Древние греки полагали, что Боги покровительствуют игроку. Ф. Шиллер, например, полагал, что античные игры божественны, они даже могут служить идеалом любых последующих видов человеческого досуга. Так, в Китае, например, с давних времен религиозные и традиционные праздничные игры начинал сам император, и он же участвовал в них. А в древних Афинах практики организованного воспитания и обучения рассказывали о принципах агонистики (соревнования) и парни и девушки часто соревновались в различных конкурсах: по музыке, в рассказах, в гимнастике, в танцах и бегах, улучшая тем самым свое мастерство и свои умения. Кроме того, в таких играх характер становился сильнее, и участники само утверждались, тем самым приобретая качества лидера. Именно в таких играх растили воинов, защитников и опору своей родины. А в начале десятого века в школах (среди прочих приёмов обучения) стали появляться соревновательные методики между учениками по различным наукам: учитель лишь направлял, давал советы и образцы, отвечал на вопросы своих учеников. Известный французский писатель-гуманист Франсуа Рабле применял такую технологию, чтобы ученики, сами того не замечая, знакомились со всеми науками в том числе и с окружающим их миром. Ян Амос Каменский предлагал, так называемые «школы – каторги», сделать местом для развлечения и игр, ведь любая школа, как он считал, могла бы стать универсальной игрой, а обучение строить на основе игр и соревнований, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин , К. Гросс, Ф. Шиллер, Ж. Пиаже, Г. Спенсер, З. Фрейд, К. Бюлер и другие великие мыслители различных направлений , как советских, так и зарубежных, занимались проблемами игры в жизни детей и общества. Так, например, в теории Толкотта Парсонса, американского социолога-теоретика, был выдвинут тезис о «значимости и взаимодействии игры» в системе жизни детей. Он разработал целый комплекс правил и норм игры, при котором все ученики, а также дети младшего дошкольного возраста могли развиваться как в физическом смысле, так и духовном: развивать свои мыслительные навыки, при этом взаимодействуя с окружающим их миром. Л.С. Выготский, рассматривая игровую роль для ребенка, отмечал: «В школьном возрасте, игра не умирает, а проникает в отношение действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…» [7, с. 82]. Л.Н. Толстой рассматривает такие понятия, как воспитание, обучение, образование именно с позиции свободы ребенка. А именно игры поистине являются процессом свободным, ведь потребность в играх, считал он, это врожденное качество любого человека. К. Бюлер определял понятие игры, как вид деятельности, сопровождающуюся «функциональным удовольствием» и ради него совершаемую. Джон Локк утверждал, что в образовательной системе нужно применять как можно больше игр и настойчиво просил пересмотреть образовательную систему как таковую. Жан-Жак Руссо, ставя перед собой задачи гражданского воспитания ребенка, старался применять различные технологии, также связанные с играми: игры с детьми и их родителями, волонтерский труд, праздники, соревнования. Во всей мировой психологии и педагогике игры содержат в себе элемент состязания, соревнования между игроками и направлены на выигрыш и победу. В играх также должны быть определенные правила и ограничения. Не стоит забывать и о том, что игра – это также довольно сложный социокультурный феномен, выступающий как средство приобретения жизненного опыта как в коммуникабельной, так и в познавательной сфере. Природа социально-культурной игры очевидна, что позволяет ей быть незаменимым элементом в воспитании и обучении, ведь в процессе игры: - осваиваются мини-модели общества; - присутствует возможность самих групп, подгрупп, коллективов рассматривать различные типы социальных и экономических институтов в миниатюре; - осваивается и приобретается навыки совместной коллективной деятельности, оттачиваются индивидуальный характер всех членов игры, так как нельзя достичь поставленной цели без участия каждого из них; - накапливаются и приобретаются обычаи и культурные традиции, пришедшие в игру с помощью учителя (лидера), участниками, а также привлеченными дополнительными средствами, такими как учебники, наглядные пособия, рисунки, компьютерные технологии. В становлении игры как важной составляющей в обучении огромную роль имело быстрое развитие и применение игротехнического движения, применявшегося впервые в деловых игровых ситуациях, которая являлась развитием многих технологий и методик обучения и воспитания. Такое движение и приобрело название метод активного обучения. Его применение практически и теоретически было высказано в ряде концепций, в одну из очередей в теории активного обучения. Так, М.М. Бирштейном в 1932 году была разработана и проведена первая деловая игра. Этот прием и метод был использован многими педагогами и сразу получил бурное развитие и мировое признание. Однако, в 1938 году, в связи с нападками со стороны многих ученых о «ненаучных доказательствах пользы» этого направления, деловые игры были отменены. И только в 1960-х гг., произошло их возрождение, после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Сегодня в Росси, как и в любых других развитых странах нет такого учебного заведения, в котором бы не использовались игры или игровые методики обучения. Из истории происхождения можно выделить следующие значении игры в развитии детей и жизни каждого человека: - В ходе игры у ребенка формируется психический и мировоззренческий взгляд на жизнь и в целом на окружающий. - Формируется характер, лидерские качества и развитый интеллект. - Познается все неизведанное, необычное. - В целом, игра нужна чтобы подготовить детей к их будущему и сделать жизнь полноценной и интересной. 1.2 Понятие игровых методик обучения Для развития познавательного интереса младших школьников в первую очередь желательно использовать игровые методики, потому что детям младшего школьного возраста свойственно играть, хотя ведущим видом деятельности является учение. В структуру игровых методик как деятельности ограничено входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровых методик входят: – роли, взятые на себя играющими; – игровые действия как средство реализации этих ролей; – игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; – реальные отношения между играющими; – сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях: – в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; – как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; – в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); – как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница» и т.д.) [21, с. 82]. Понятие «игровые методики» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. В педагогической литературе не существует единого подхода к классификации игровых методик. Их классифицируют по характеру педагогических задач, по характеру деятельности учеников, по организационному характеру и т.д. Самое главное условие здесь - деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования, учащихся к учебной деятельности. При использовании игровых методик на уроках необходимо соблюдение следующих условий: – соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; – доступность для учащихся данного возраста; – умеренность в использовании игр на уроках. Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых методик: – ролевые игры на уроке; – игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); – игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); – использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); – различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели [16, с. 42 – 44]. Игровые методики занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: – правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; – игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; – игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников [18, с. 43 – 44]. Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования игровых методик как средство развития познавательных интересов младших школьников, мы пришли к выводами: – Познавательные интересы - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. – В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий. – Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик - полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра - это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1 Младшие школьники как субъекты учебной деятельности Период младшего школьного возраста – время активного развития познавательной деятельности ребёнка, её произвольности. Познавательная сфера младшего школьника имеет ряд особенностей. Достаточно вспомнить, что в 6 лет ребёнок становится учеником образовательной организации, чтобы предвидеть изменения в развитии его познавательной сферы. Смена ведущей деятельности, привычного режима дня, появление нового значимого взрослого в лице учителя – все эти факторы следует рассматривать как обусловливающие развитие познавательной деятельности. Данный период наиболее благоприятен для усвоения знаний, умений, навыков. Учебная деятельность предъявляет серьёзные требования к умственному развитию ребёнка и во многом способствует развитию его воли. Кругозор младшего школьника расширяется за счёт знакомства с различными дисциплинами, любознательности, направленной на познание окружающего мира. Обычно познавательные интересы младших школьников ещё неустойчивы. В 1–2-м классах дети предпочитают узнавать как можно больше о мире животных, растений, и только к 3–4-му классам их начинают интересовать история, общественные явления, человек. При этом, безусловно, существуют индивидуальные различия в развитии познавательных интересов. Например, одарённые дети отличаются устойчивостью и широтой интересов, что проявляется в их увлечённости различными, порой не связанными между собой объектами, либо длительностью увлечения каким-то конкретным объектом на протяжении нескольких лет. Однако отметим, что далеко не всегда врождённое детское любопытство перерастает в любознательность и уж тем более приобретает характер познавательной потребности, обеспечивая ребёнку любовь к знаниям. Достичь этого качества, необходимого для эффективного усвоения учебного материала и в целом для формирования культуры познания младшего школьника, возможно методами продуктивного обучения. Одним из таких методов, основанных на самостоятельной творческой деятельности, является исследовательский. Ребёнок рождается с потребностью в познании, активностью в исследовании окружающего мира. В дальнейшем исследовательская позиция значительно облегчает жизнь школьнику, так как формирует важное личностное качество – самостоятельность в поиске информации и принятии решений. В младшем школьном возрасте ребёнок увлечённо изучает интересующие его вещи, с удовольствием участвует в экспериментировании, учится задавать вопросы и продуцировать гипотезы. Чтобы развивать познавательное мышление младшего школьника, следует сделать процесс обучения интенсивным, увлекательным, эмоционально насыщенным. Поддержка инициативы ребёнка в изучении объектов окружающей действительности, активизация интереса и радость самостоятельного открытия выступают ориентирами исследовательской активности учащегося. Развитие познавательной деятельности младшего школьника во многом зависит от того, какие когнитивные стратегии он использует, а те в свою очередь раскрывают особенности его индивидуального познания, а также взаимосвязь внутреннего и внешнего планов действий. В рамках образовательного процесса к когнитивным стратегиям можно отнести: запоминание словарных или иностранных слов, формирование понятия, выдвижение гипотезы, построение доказательства и т.д. Эти стратегии формируются на основе комбинации интеллектуальных операций и познавательных функций (внимания, восприятия, представления, мышления, памяти, фантазии). Использование когнитивных стратегий становится возможным при овладении метапознанием, когда дети начинают осознавать особенности собственной когнитивной деятельности и использовать эти знания для эффективного обучения. Первокласснику трудно проанализировать собственную учебную деятельность, так как у него пока плохо сформированы механизмы рефлексии и мыслительных операций. Третьеклассник же, имея опыт познавательной деятельности, владеет информацией о том, какие ошибки он чаще всего совершает; осознаёт, что для того, чтобы успешно учиться, нужно иметь хорошую память и устойчивое внимание. Кроме того, учебная деятельность формирует у детей метапредметные навыки, которые дают им инструмент познания, возможность самостоятельно организовывать собственную деятельность и выбирать с пользой для себя когнитивные стратегии. Порой когнитивные стили ученика и учителя не совпадают, система обучения нередко нацелена на последовательную подачу материала, каждый раз закрепляя пройденное. При этом индивидуальный когнитивный стиль ребёнка может быть основан на целостном восприятии учебного материала, от общего к частному и пр. Учителю важно понимать особенности собственного когнитивного стиля и стиля ребёнка для того, чтобы повысить эффективность учебной деятельности последнего. Как правило, первоклассники с удовольствием учатся, но на современном этапе развития школьной системы дети постоянно испытывают на себе давление усложняющейся с каждым годом образовательной программы. Выдвигаемые ею требования не всегда соотносятся с реальными возрастными возможностями детей, что порой может приводить к снижению успеваемости и учебной мотивации. Эти обстоятельства негативно сказываются на развитии познавательной деятельности ещё и потому, что уровень сложности изучаемого материала часто коррелирует с повышенным уровнем школьной тревожности, особенно в ситуациях контроля знаний учителем, когда возникшее у ученика состояние стресса может блокировать процесс познания. Данные проблемы часто проявляются у детей с так называемыми особенностями в развитии, которых становится всё больше и больше. Такие дети гиперактивны или медлительны, тревожны, ослаблены. Однако и другие ученики могут демонстрировать подобные особенности в поведении, главным образом в период адаптации, когда организм ребёнка перестраивается под новые требования, а учителю нужно быть сугубо внимательным к тем детям, которые проявляют симптомы дезадаптации. ФГОС призван решить проблему качественного усвоения детьми учебного материала через овладение универсальными учебными действиями (УУД), т.е. способностями к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Одной из целевых установок системы начального образования, заявленных в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, является развитие умения учиться. Оно выступает как первый шаг к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке). 2.2 Познавательные процессы и умственное развитие младших школьников Современный человек каждый день вынужден проявлять поисковую активность. Он вычленяет проблемы, задаёт себе вопросы, сравнивает, классифицирует, анализирует данные и делает выводы. Существующего набора знаний и способов действия уже не хватает. Ценным становится не само знание, а обретение способов его получения и работы с ним. Поэтому система образования заинтересована в развитии УУД, а также в учителе, который будет не просто транслятором учебного материала, а исследователем, способным организовать самостоятельную исследовательскую практику учащихся. А для этого педагог должен стать носителем исследовательской культуры, овладеть исследовательскими способностями и умением развить в ребёнке исследовательскую позицию, что крайне сложно, поскольку последняя приобретёт осознанность и произвольность только к концу обучения в начальной школе. Важно понимать, что уровень развития познавательной сферы ученика младших классов есть результат формирования познавательных функций в дошкольном детстве, когда ребёнок в игровой форме получает представления о стимулах различных модальностей: слуховой, зрительной, тактильной. Если же сенсорным системам не было уделено должного внимания в период дошкольного детства, можно наблюдать разрозненность сферы восприятия. В итоге возникают трудности в обучении, наблюдается весьма распространённый синдром дефицита внимания и гиперактивности. Решить эту проблему можно, например, реализовав желание ребёнка двигаться, выплеснуть энергию. Его можно обучить стрельбе по мишени, играм с мячом, настольному теннису. Эти занятия, кроме прочего, развивают мелкую моторику. Ребёнок также должен осваивать новые для него снаряды игровой площадки: лазание по канату, переход по верёвочному мосту, прохождение лабиринта. В 1-м классе необходимо частое чередование видов деятельности, разумное сочетание умственной и двигательной активности. В начальной школе можно нередко видеть, что ребёнок сидит за партой вполоборота либо часто разворачивается назад, с любопытством изучая, чем заняты его сверстники. Учитель спешит сделать замечание непоседе, однако ребёнок может демонстрировать включённость в учебный процесс и с лёгкостью отвечать на вопросы учителя относительно изучаемого материала. В такой ситуации стоит проанализировать те каналы восприятия, посредством которых ученик получает информацию. Если ведущим каналом выступает аудиальный, то усвоение информации будет эффективнее при активизации органов слуха, а не зрения. Поэтому «аудиалам» нужно слышать учителя, а визуальная информация, которую тот представляет на доске, будет иметь меньший эффект. В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются все свойства внимания, что в первую очередь связано с активизацией умственной деятельности. Развитие произвольности внимания имеет свою специфику. Семилетнему ребёнку ещё сложно длительно сосредоточиваться на задании, однако система школьного обучения поневоле тренирует это умение. Оно проявляется в необходимости усваивать те предметы, которые в данный момент не интересуют ребёнка, но имеют большое значение для обучения. В итоге дети часто не выполняют задания вовремя, теряют темп, могут сделать много ошибок по невнимательности. Только к 3-му классу внимание может сохраняться непрерывно в течение всего урока. Обычно учитель оказывает поддержку первоклассникам, постоянно контролируя их действия, – просит посмотреть на доску, открыть учебник на определённой странице и т.д. Чёткий порядок действий способствует развитию самоконтроля и произвольности внимания. Ребёнок может увлечься содержанием задачи, если она включена в интересные для него виды деятельности, начиная от просмотра познавательного мультфильма или видеосюжета до самостоятельной исследовательской практики. Психологические исследования объёма внимания у младших школьников свидетельствуют о его недостаточности. Учителя в начальной школе часто обращаются к психологу, сетуя на невнимательность своих подопечных. Пожалуй, никогда ещё эта проблема не стояла столь остро, ведь уровень освоения школьной программы постоянно поднимается, а значит, учебная нагрузка возрастает в несколько раз. Безусловно, это не может не отразиться на характеристиках внимания младших школьников. При этом по нормативно-возрастным показателям в младшем школьном возрасте внимание становится произвольным и избирательным. Возможно, причина низкого уровня внимательности кроется в отсутствии сбалансированности процессов учёбы и отдыха. В младшем школьном возрасте деятельность, насыщенная информацией, не должна быть длительной, а перерывы, предполагающие активный отдых (физическую разминку), должны быть частыми. Развитие внимания тесно связано с учебной мотивацией, положительным отношением младшего школьника к учёбе [3]. Тенденция последних лет заставляет пересмотреть образовательные технологии, ведь у многих детей 9–10 лет наблюдается не только отсутствие желания учиться, но и негативное отношение к школе. Причины этого нередко кроются в том, что учителю сложно увлечь учебным материалом современных школьников, внимание которых поглощено различного рода электронными девайсами, компьютерными играми. В младшем школьном возрасте идёт интенсивное формирование приёмов запоминания, что опять же связано с активизацией учебной деятельности. Логично было бы предположить, что в связи с развитием речи и мышления к концу младшего школьного периода ребёнок должен овладеть приёмами осмысленного запоминания. Однако это происходит не всегда, поскольку объём школьного материала постоянно растёт, а стратегии обучения в основном направлены на заучивание правил. В 1–2-м классах при запоминании словесной информации отмечается склонность детей к её воспроизведению близко к тексту, что воспринимается ими как свидетельство добросовестно сделанной домашней работы. Однако это происходит на основе механического запоминания, без осмысления содержания [2]. Продуктивность памяти младших школьников повышается при постоянной тренировке и в значительной степени зависит от способов запоминания, от учителя и выбранной образовательной программы. К 10 годам дети способны размышлять над тем, какие способы они использовали для запоминания, но сами изобретать эти способы ещё не в состоянии. Отмеченные особенности памяти младших школьников порой являются причинами неуспеваемости части учащихся. Неумение преодолеть сложности с запоминанием материала иногда приводит к отказу от активной мыслительной работы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 85 страниц
2125 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg