Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Теоретические аспекты развития инновационной деятельности в современных экономических условиях

irina_k20 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2020
Объектом исследования являются организации, осуществляющие поддержку инновационных проектов. Предметом исследования являются организационно-экономические механизмы экспертизы инновационных проектов. Цель работы – изучить виды и механизмы экспертизы инновационных проектов. Указанная цель предполагает необходимость решения следующих задач: - Изучить инновационную инфраструктуру Российской Федерации и Самарской области. - Исследовать нормативно-правовые акты, регулирующие сферу поддержки инновационных проектов Самарской области. - Проанализировать формы поддержки инновационной деятельности в Самарской области, в рамках программы «Создание благоприятных условий для инвестиционно-инновационной деятельности в Самарской области на 2014-2019 годы»: - Определить методы и оценки эффективности реализации инновационного проекта. - Разработать механизм совершенствования процедуры экспертизы инновационных проектов в Самарской области. В ходе написания работы были использованы преимущественно методы формальной логики, структурно-функциональный метод анализа, статистический и терминологический анализ. Практическая значимость работы заключается в разработке механизмов совершенствования процедуры экспертизы инновационных проектов. При формировании информационной базы мы обращались к законодательным и нормативным актам федеральных органов власти, Постановлениям и Распоряжениям Правительства РФ, Самарской области, данным государственной статистики, материалам из специальной периодической печати, специализированным электронным ресурсам. В данном исследовании представилось необходимым изучение работ, которые рассматривают различные подходы к определению основных понятий в области теории и методологии инновационного предпринимательства: Брю С.Ю., Даля В.И., Г. Друкера, Кондратьева Н.Д., К.Р. Макконела, Г. Менша, Моисеевой Н.К., Соколова Д. В., П. Сорокина, Т.Шульца, Шумпетера Й., Яковца Ю.В., Allen J.A, Harman A.J. . Отдельным аспектам по инновационной проблематике посвящены работы, как отечественных, так и зарубежных авторов: С.Ю.Глазьева, А.А.Дынкина, В.В.Иванова, И.В. Косяковой, И.В. Ларионова, Б.Лундвалла, Д.С.Львова, В.Л.Макарова, С.Меткалфа, Л.Э.Миндели, Р.Нельсона, К.И.Плетнева, А.Б. Титова, А.Н.Фоломьева, А.Г.Фонотова К.Фримена, Шабановой М.М. .
Введение

Экономическая безопасность — это одна из важнейших характеристик сложившейся экономической ситуации в регионах РФ и страны в целом. Инновационная составляющая играет основную роль в обеспечении экономической безопасности, определяемой как способность экономической системы функционировать и развиваться в условиях действия различного рода угроз, в том числе и научно-технологического характера, своевременно ликвидируя, ослабляя или компенсируя их, не допуская их чрезмерного накопления, преодолевать возникающие неблагоприятные внешние воздействия, обеспечивать устойчивость своего положения и положения своих субъектов. Определение инновационного пути развития России было положено в основу стратегии ее развития до 2020 года, где отмечалась важность развития инновационного потенциала страны. Актуальность выбранной темы представляется в необходимости развития инновационного предпринимательства, как ключевой категории наращивания конкурентоспособности региона и страны. А так же совершенствования механизма в сфере управления инновационными проектами, который связан с современными инструментами - развитием информационных систем, представляющих собой набор правил, норм, алгоритмов, а также способов, приемов деятельности организации, позволяющих обеспечить единые правила и условия при реализации государственной политики по поддержке инновационного бизнеса. Актуализация инновационного потенциала работает не только на формирование современного высокотехнологичного сектора, но и на развитие экономики в целом. В настоящее время в России создана и успешно функционирует инфраструктура поддержки и развития инновационного предпринимательства, обеспечивая последовательное развитие инновационных проектов от стадии идеи до его коммерческой реализации. Инновационный путь развития экономики — это, прежде всего, формирование новой общественной системы ценностей, которая позволяет ускорять инновационный процесс, повышать эффективность внедрения инноваций, т. е. в полной мере использовать имеющийся инновационный потенциал, тем самым повышать уровень экономической безопасности территории.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6 1 Теоретические аспекты развития инновационной деятельности в современных экономических условиях 9 1.1 Историческое формирование и взаимосвязь понятий «инновации», «инновационная система», «инновационное предпринимательство», «инновационная безопасность» 9 1.2 Тенденции развития инновационной структуры в зарубежных странах 16 1.3 Факторы развития инновационного предпринимательства в России 22 2 Функционирование и развитие механизмов экспертизы инновационных проектов в Российской Федерации 30 2.1 Инфраструктура поддержки и развития инновационного предпринимательства в РФ 30 2.2. Основные формы и методы оценки инновационных проектов ведущих институтов развития и организаций инновационной инфраструктуры РФ 40 2.3 Инновационная инфраструктура Самарской области 47 3 Экономико-правовое обеспечение системы экспертизы инновационных проектов организаций инновационной инфраструктуры Самарской области 53 3.1 Исследование нормативно - правовых актов, регулирующих сферу поддержки инновационных проектов Самарской области 53 3.2 Анализ соответствия федерального и регионального законодательства в сфере поддержки инновационных проектов 60 4 Основные направления развития системы экспертизы инновационных проектов Самарской области 63 4.1 Методы анализа и оценки инновационных проектов 63 4.2 Практика проведения экспертизы научно-технических проектов организациями инновационной инфраструктуры Самарской области 67 5 Разработка механизмов совершенствования процедуры экспертизы инновационных проектов Самарской области в аспекте обеспечения экономической безопасности организации. 75 5.1 Использование информационных технологий при осуществлении экспертизы инновационных проектов 75 5.2 Стоимость и ценообразование экспертизы с учетом применения информационных технологий 99 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105 ПРИЛОЖЕНИЕ 109 Приложение 1 109
Список литературы

Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты развития инновационной деятельности в современных экономических условиях 1.1 Историческое формирование и взаимосвязь понятий «инновации», «инновационная система», «инновационное предпринимательство», «инновационная безопасность Обеспечение экономической безопасности является одним из главных направлений государственной политики в нынешних условиях. Экономическая безопасность – это взаимодействие активов, ресурсов и предпринимательских возможностей субъектов РФ, которое позволит достичь эффективное и стабильное функционирование экономической системы государства с целью роста научно-технологического и социально–экономического развития страны для профилактики и ликвидации внутренних и внешних угроз. Следовательно, обеспечение экономической безопасности является одним из приоритетных направлений политики государства, поскольку это благоприятно отразится на устойчивом и эффективном функционировании экономики в режиме интенсивной экономики, создании наилучших условий для жизни населения и удовлетворении национальных интересов в разрезе экономических, социальных, производственных, человеческих, политических взаимоотношений. Наряду с такой функцией государства, как обеспечение экономической безопасности, стоит еще одно приоритетное направление, которое более тесно взаимосвязано с реализацией и становлением экономической безопасности в регионах. Речь идет о развитии инновационной деятельности. Можно утверждать, что в условиях затяжного мирового кризиса обеспечение инновационного развития является ключевым фактором формирования конкурентоспособной и наукоемкой экономической системы, целью которой будет обеспечение дальнейшего экономического роста и благосостояния российского народа. Сегодня новые технологии определяют степень экономического развития государства. Экономическая конкуренция все больше перетекает в научно-техническую сферу, превращаясь в конкуренцию интеллектов. Поэтому важно сформировать и реализовать инновационную политику в стране, ориентированную на повышение уровня экономической безопасности. Создание в стране благоприятной среды для разработки и внедрения технологических инноваций является необходимым фактором для ее социального и экономического развития, что является залогом экономической безопасности. По мнению С. Ю. Глазьева, научно-технический прогресс стал основным двигателем современного экономического роста. Ключевую роль в формировании научно-технического потенциала играют интеллектуальный потенциал общества, институты поддержания инновационной активности, государственная научно-техническая и инновационная политика [2]. Появ¬ле¬ние кон¬цеп¬ции фор¬ми¬ро¬ва¬ния эко¬но¬мики, осно¬ван¬ной на зна-ниях, свя¬зано с раз¬вер¬нув¬шейся в конце 70-х — начале 80-хгодов двад¬ца¬того сто¬ле¬тия вто¬рой вол¬ной НТР, кото¬рая обо¬зна¬чила пере¬ход от индус¬три¬аль-ного к инфор¬ма¬ци¬он¬ному тех¬но¬ло¬ги¬чес¬кому спо¬собу про¬из¬вод¬ства. В рам¬ках новой пара¬дигмы основ¬ные отра¬сли эко¬но¬мики опре¬де¬ля¬ют¬ся как инфор¬ма¬ци¬он¬ные, осно¬ван¬ные на нау¬ко¬ём¬ких и ком¬пью¬тер¬ных тех¬но¬ло¬ги-ях, кон¬ку¬рен¬то¬спо¬соб¬но¬сти и гиб¬ко¬сти. Такие изме¬не¬ния струк¬туры сов¬ре¬мен-ной эко¬но¬мики рас¬смат¬ри¬ва¬ются сего¬дня как гло¬баль¬ный струк¬тур¬ный сдвиг, опре¬де¬лив¬ший пере¬ход от «мате¬ри¬аль¬ной» к «интел¬лек¬ту¬аль¬ной» эко¬но¬мике, «эко¬но¬мике, бази¬ру¬ю¬щейся на¬ зна¬ниях»[14]. Поэтому представляется необходимым привести ряд формулировок, связанных с этой научной категорией. Например, под инновацией (англ. innovation – нововведение, новаторство) понимают результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги. Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п. Понятие инновации первоначально в 19 веке связывалось с изменениями в культуре. В толковом словаре В.Даля «новшество» определяется как «…введенье новизны, новых обычаев, порядков». При этом, есть уточнением, что «…не всякое нововведенье полезно»… Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Б. Санто определяет инновацию как технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий, технологий, и, в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести дополнительный доход. В целом первый этап развития инновационной экономики, связан с созданием нового термина «инновационная система», который предполагает исследованием факторов, влияющих на эффективность нововведений, накоплением эмпирического материала, трансформировавшегося в многочисленные несводимые друг к другу классификации. Если расстраивать с исторической точки зрения, то такие тенденции понимания целей инновационных процессов доминировала до 80-х г. ХХ века и нашла отражение в трудах как отечественных (А.Н. Аганбегян, Л.С. Бляхман, В.С. Раппопорт), так и зарубежных (Дж. А. Аллен, К. Пэвитт, Е. Роджерс, У. Робертс, Л. Ульман, В. Уолкер и др.) исследователей. Результаты исследовательской деятельности в этот период дали возможность мониторинга технических и технологических инноваций и корреляции их с изменениями экономических показателей, что способствовало формированию инноватики как отрасли науки за рубежом уже к 70-м годам ХХ века. Кон¬цеп¬ция наци¬о¬наль¬ных инно¬ва¬ци¬он¬ных сис¬тем, пред¬по¬ла¬га¬ю¬щая инсти¬ту¬ци¬о¬наль¬ный кон¬текст, наи¬бо¬лее полно иссле¬до¬ва¬лась в тру¬дах Д. Норта. Отли¬чи¬тель¬ная черта его ана¬лиза — осо¬бое вни¬ма¬ние к вза¬и¬мо¬дей-ствию инсти¬ту¬ци¬о¬наль¬ных струк¬тур и тех¬но¬ло¬гий, их сов¬мест¬ной роли в эко-но¬ми¬чес¬ком и соци¬аль¬ном раз¬ви¬тии. Глав¬ная идея заклю¬ча¬ется в том, что инсти¬туты прямо и кос¬венно вли¬яют и на зна¬ния, и на тех¬но¬ло¬гии. Инно¬ва¬ци¬он¬ная сис¬тема — это сово¬куп¬ность инсти¬ту¬ци¬о¬наль¬ных обра-зо¬ва¬ний, дея¬тель¬ность кото¬рых направ¬лена на осу¬щест¬вле¬ние вос¬про¬из¬вод-ства зна¬ния, науч¬ной инфор¬ма¬ции и ново¬вве¬де¬ний посред¬ством кон¬со¬ли¬да¬ции науки, обра¬зо¬ва¬ния, биз¬неса и госу¬дар¬ства на вза¬и¬мо¬вы¬год¬ной основе с целью уси¬ле¬ния эко¬но¬ми¬чес¬кого потен¬ци¬ала страны или реги¬она[28]. Конеч¬ное пред¬наз¬на¬че¬ние инно¬ва¬ци¬он¬ной сис¬темы при этом сво¬дится к полу¬че¬нию резуль¬та¬тов в области ака¬де¬ми¬чес¬кой и прикладной науки, ком-мер¬ци¬а¬ли¬за¬ции ново¬вве¬де¬ний, внед¬ре¬нию идей в мас¬со¬вое про¬из¬вод¬ство, попол¬не¬нию рынка новой про¬дук¬цией и, как след¬ствие, соци¬аль¬но-эко¬но¬ми-чес¬кому раз¬ви¬тию страны. После¬до¬ва¬тель¬ное выпол¬не¬ние выше¬у¬ка¬зан¬ных функ¬ций при¬во¬дит к решению глав¬ной про¬блемы, кото¬рую приз¬вана решать эко¬но¬мика, осно¬ван¬ная на зна¬ниях, и соот¬вет¬ству¬ю¬щая ей инно¬ва¬ци¬он¬ная сис-тема — усиление экономической безопасности региона и страны в целом. С начала 80-х годов ХХ века до середины 90-х годов ХХ века характеризуется ориентацией на комплексное изучение инновационных процессов и конкретных нововведений с учетом факторов, определяющих их эффективную реализацию, что обусловливает начало исследований социального фона инновационной деятельности. В это время появляются первые обучающие программы-тренинги для участников инновационной деятельности, имеющие целью консультирование по комплексу практических проблем, связанных с реализацией инноваций. Наиболее остро встает вопрос о понятии «инновационное предпринимательство»[31]. На современном этапе, инновационное предпринимательство является одним из направлений, определяющих стратегию экономической безопасности государства. Именно в этот период многие ученые разделяют точку зрения Й. Шум-пе¬тер и говорят о том, что источ¬ни¬ком нововведений явля¬ет¬ся науч¬но-ис¬сле-до¬ватель¬ская дея¬тель¬ность кор¬по¬ра¬ций, явля¬ю¬ща¬яся глав¬ным фак¬то¬ром кон-ку¬рен¬ции. При этом глав¬ной доми¬нан¬той ста¬но¬вится твор¬чество чело¬века, нова¬то¬ра-пред¬при¬ни¬ма¬теля, спо¬соб¬ного воп¬ло¬тить новые идеи в эффек¬тив¬ные эко¬но¬ми¬чес¬кие реше¬ния. Согласно пред¬при¬ни¬ма¬тель¬скому под¬ходу, инно¬ва¬ци¬он¬ная дея¬тель-ность — это про¬цесс соз¬да¬ния нового товара от фор¬ми¬ро¬ва¬ния его идеи до осво¬е¬ния про¬из¬вод¬ством, выпуска, реа¬ли¬за¬ции и полу¬че¬ния ком¬мер¬чес¬кого эффекта[17]. Инновационное предпринимательство основывается на поиске новых креативных путей развития, что кардинально отличается от репродуктивного, классического вида предпринимательской деятельности. Это может быть, как и создание новой продукции, технологии, материалов, так и создание, и поиск новых рынков, форм управления или новой инновационно-ориентированный структуры предпринимательства. Наблюдения за состоянием инновационного развития экономики РФ показывает, что перед национальной инновационной системой стоит важная проблема в необходимости повышения инновационной активности предпринимательского сектора и в создании эффективных механизмов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Мной было рассмотрено понятие «инновации», далее проведен анализ этого термина, как системы или с точки зрения теоретического аспекта, в дальнейшем была выявлена возможность и необходимость проявлять данные знания на практике, а значит, выявляется новое понятие - « инновационное предпринимательство. Взаимодействие всех этих позиций возможно только в том случае, если в государстве существует и действует политика по защите, курированию и внедрению нововведений. Именно об этом говорят ученые, изучая «инновационную безопасность». Ключевая цель инновационной безопасности – достижение состояния, при котором экономика страны будет обладать технико-технологической независимостью и неуязвимостью, обеспечивать конкурентоспособность результатов науки, высоких технологий, выпускаемой продукции на национальном, региональном и мировых рынках, и поддерживать развитие в условиях глобальной конкуренции. Термин «инновационная безопасность» выражается в состоянии защищенности экономики, а значит нельзя рассматривать понятие экономическая безопасность отдельно от инновационной. Поэтому говоря о стабильности экономики региона, подразумеваем в первую очередь безопасность в сфере инноваций. И рассматриваем понятие экономической безопасности с точки зрения инновационной деятельности в регионе. На рисунке 1 представлена схема взаимодействия и взаимовлияния инновационной культуры и инновационной безопасности как одной из сфер жизнедеятельности экономической безопасности региона. Проблема диагностики региональной экономической безопасности в целом и отдельных сфер жизнедеятельности исследована в работах А. И. Татаркина, А. А. Куклина, А. Л. Мызина, Г. А. Агаркова, П. А. Пыхова и др. Одним из основных направлений обеспечения безопасности экономики России выступают достижение и поддержание эффективного функционирования инновационной сферы экономики, от состояния которой во многом зависит реализация всей совокупности национальных экономических интересов страны. Безопасность инновационной деятельности является основой, фундаментом экономической безопасности, так как реализация эффективной инновационной стратегии позволяет достичь состояния устойчивости в экономике, ускорить экономический рост, отойти от ресурсной составляющей экономике, чем повысить конкурентоспособность предлагаемых на мировой рынок товаров и услуг.( Рисунок-1) Обеспечение инновационной безопасности реализуется через определенную совокупность условий и факторов: стабильность и устойчивость национальной инновационной системы, способность ее к саморегулированию, самоорганизации и саморазвитию при различных негативных воздействиях, позволяющих сохранять свое качество. Сущностью инновационной (экономической) безопасности государства в современных условиях являются динамика инновационной и социально- экономической систем, общественных отношений между человеком и государством, позволяющие активно определять и эффективно реализовывать политические и социально- экономические цели и интересы инновационного развития, устранять опасности, обеспечивать сохранение целостности в рамках национальной инновационной системы. Таким образом, для интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему нужно повысить ее инновативность, которая, в свою очередь, позволит усилить конкурентные позиции российских товаров и услуг на мировом рынке, и, как следствие, произойдет укрепление системы экономической безопасности региона и страны в целом. 1.2 Тенденции развития инновационной структуры в зарубежных странах Опыт некоторых развитых и стремительно развивающихся стран в сфере активизации инновационной деятельности и в организации процессов ускоренной коммерциализации новых разработок свидетельствует о необходимости системного государственного подхода во всех процессах, касающихся ускоренной модернизации экономики России на основе всестороннего стимулирования инновационной деятельности во всех отраслях народного хозяйства. В этой связи целесообразно рассмотреть комплекс действий способствующих развитию зарубежных стран в разрезе НТР. На рисунке 3 представлен список стран по уровню научно-исследовательской активности, согласно которому в 2017 г. российскими учеными опубликовано примерно 2% (14 место) от общего числа научных работ, учеными Китая – 35,5% (2 место), учеными Японии – 6,4% (3 место). Американские ученые сохраняют абсолютное лидерство по количеству публикаций в ведущих научных изданиях и по уровню их цитирования – 208 601 статья в соответствии с рисунком 3. В США для удовлетворения национальной потребности в специальных исследованиях и разработках, а также для обеспечения более успешной деятельности инновационных предприятий, занятых научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками (далее НИОКР), реализуются комплекс различных по масштабам научно-технических программ. На основе всех этих организаций, определяются размеры и виды финансовой поддержки будущих разработчиков и готовят тематические планы НИОКР, оцениваются перспективность предпринимательских предложений и проводят конкурсы по распределению субсидий, грантов или контрактов (рисунок 4). К числу достаточно активных механизмов содействия освоения новых технологий можно отнести и две следующие программы. Отдельно в США можно выделить программу направленную на поддержку деятельности около 400 информационных центров, которые содействуют применению новейших высокотехнологичных методов работы в малом бизнесе на основе использования современной аппаратуры, коммуникационных систем и программного обеспечения. В этих центрах ведется бесплатное консультирование и обучение начинающих и действующих предпринимателей, что обеспечивает передачу опыта высококвалифицированных специалистов молодому поколению предпринимателей, одновременно способствуя быстрейшему освоению новых технологий в различных сферах предпринимательства. Японский опыт поддержки и развития инновационной структуры отличается высоким уровнем государственного влияния на основные процессы реформирования экономики страны. За короткий исторический период, Япония вошла в число лидеров мировой экономики, обладая весьма ограниченными природными ресурсами На территории данной страны высока роль местного самоуправления, которая заключается в возможности предоставления дополнительных льгот участникам проектов, включая освобождение от местных налогов, выделение целевых дотаций и займов из местных бюджетов. Около 70% японских технопарков создавались для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в регионах, при этом 58% от их общего числа ориентировано на производство высокотехнологичной продукции. Для экономического стимулирования инновационной деятельности, наряду с различными формами финансовой и научно-технической поддержки (увеличение грантов, повышение размеров предоставляемых кредитов, при одновременном увеличении финансовой помощи для обучения персонала и технического консультирования, компенсация расходов на патентование и др.), приняты дополнительные меры по исключению из налогообложения сумм, затрачиваемых на НИОКР, включая затраты на оборудование и изготовление опытных образцов и демонстрационных моделей. В Китае эффективно действует система государственной и общественной поддержки и развития инновационной структуры, которая предусматривает оказание бесплатной государственной технологической поддержки, включая предоставление результатов научно-технических разработок, выполненных в государственных НИИ и лабораториях, а также путём своевременной информационной и консультационной поддержки предпринимателей. Сейчас в Китае действует около 6 миллионов научно-технических посреднических организаций, на которых занято почти 110 миллионов специалистов. Правительством страны утверждён статус «Инновационного предприятия». Этот статус присвоен 90 предприятиям, которые имеют собственный брэнд и, благодаря техническому новаторству, обладают высокой конкурентоспособностью на мировом рынке. В соответствии с рисунком 5, правительство Китая последовательно увеличивает вложения в исследования и разработки так в 2015 году общий размер таких инвестиций составил 7078,5 млрд.руб. (1,5% ВВП), в 2016 г. — 8151 млрд. руб., в 2017 г. — 9074 млрд.руб. и в 2020 г. расходы на научные исследования достигнут 14300 млрд.руб, что в 11 раз превышает аналогичные расходы в РФ. Таблица 1 – Стимулирование инновационной деятельности за рубежом [23] Страна Меры стимулирования США Премия инновационным фирмам в размере 25 % от затрат на исследования и разработки Канада Налоговый кредит для научных затрат в размере 35 % на первые 2 млн. канад. долл. Япония Налоговый кредит – 20 % Китай Налоговый кредит – 30 % Бельгия Снижение налога с заработной платы ученых на 50 % Италия Налоговая субсидия работникам в размере 10% от подоходного налога Проанализировав высокие показатели инновационной деятельности в зарубежных странах, можно сделать вывод о том, что существуют различные меры стимулирования научно- технических организаций: премии, налоговые кредиты, субсидии в соответствии с таблицей 1, что позволяет таким странам, как США, Япония, Китай поддерживать высокий инновационный уровень страны, Россия должна учитывать и изучать их опыт в развитии данной сферы. Для этого важны внешнеэкономические связи, которые представляют собой международные, хозяйственные, торговые, политические, информационные отношения, обеспечивающие обмен товарами, различные формы экономического и научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, совместное предпринимательство, оказание услуг, проведение валютных и финансово-кредитных операций. Важно отметить, что экономическая безопасность Российской Федерации напрямую зависит от эффективности её внешней торговли, которая сегодня вносит вклад, равный почти 40% доходной части федерального бюджета. В этой связи государству необходимо конкретизировать функции экспорта и импорта в национальном воспроизводственном процессе. Переориентации импорта на инновационные цели потребует от экономического блока российского правительства программно-системного обеспечения по стратегическим направлениям развития национальной экономики с опорой на частно-государственное партнёрство, бюджетное финансирование и систему государственного регулирования. В географической структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз (ЕС), доля которого в товарообороте увеличилась с 41,7 % в январе 2016 г. до 45,4 % в январе 2017 г. (17,4 млрд. долл. США). Товарооборот увеличился на 56,1 % по сравнению с январем 2016 г., при этом экспорт вырос на 60,2 %, импорт – на 45,0 процента на основе рисунка 6. Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья в январе 2017 г. составил 33,9 млрд. долл. США и относительно января 2016 г. увеличился на 43,2 процента. Экспорт вырос на 46,0 % до 22,6 млрд. долл. США, импорт – на 37,9 % до 11,3 млрд. долл. США. Основными торговыми партнерами являются Китай, Германия и Нидерланды в соответствии с рисунком 7. Во внешнеэономическом комплексе России следует выделить необходимость соблюдения принципа сбалансированного развития внешнеэкономических связей по географическим направлениям исходя из экономической эффективности и геополитической целесообразности. Важно преодолеть сложившийся евроцентризм во внешнеэкономической сфере, при котором доля товарооборота России со странами ЕС составляет запредельный пороговый показатель национальной экономической безопасности – практически 45% (по оценке специалистов ООН, доля экспорта и импорта из одного источника не должна превышать 1/3), что позволит не только увеличить количество партнеров внешнеторгового оборота, но и будет способствовать усилению экономической безопасности страны с помощью обмена опыта в таких сферах как научно-техническая и инновационная. 1.3 Факторы развития инновационного предпринимательства в России В современных условиях стабильное и устойчивое развитие национальной экономики, и как следствие - экономическая безопасность, определяются, прежде всего, состояние развития инновационного предпринимательства в регионе и в стране в целом. Экономическая безопасность предполагает подержание национальной экономики на той стадии развития, которая бы обеспечивала возможности дальнейшего экономического роста, способность противодействовать влиянию внешних и внутренних угроз. К основным угрозам экономической безопасности, которые в настоящее время испытывает российская хозяйственная система, следует отнести: -усиление структурной деформации экономики страны; - снижение инвестиционной и инновационной активности предприятий; - разрушение научно-технического потенциала страны; - потеря страной продовольственной самостоятельности; - усиление имущественного расслоения общества; - криминализация экономики и общества; - депопуляция страны. В сложившихся кризисных условиях необходимо создание тщательно продуманной и научно обоснованной на длительную перспективу стратегии обеспечения экономической безопасности России. Одним из основных факторов, определяющих экономическую безопасность хозяйственной системы - стабильное и устойчиво развитие инновационного предпринимательства, что будет являться важнейшим условием решения комплекса сложнейших социально- экономических проблем: 1. Вовлечение в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения; 2. Переориентация кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, стимулирующей развитие реального сектора производства; 3. Переход к инновационному типу экономического развития. В промышленных развитых странах именно инновационный бизнес является фундаментом национальной экономики и стабильности государства, на его долю приходится более 50% ВВП. Это дает весомые основания говорить о том, что состояние, развитие и устойчивая динамика инновационного предпринимательства во многом предопределяет экономическую безопасность хозяйственной системы региона и страны. С учетом важности роли, которую играет инновационный бизнес в обеспечении экономической безопасности, считаю необходимым проанализировать факторы его развития. Обозначим наиболее важные внутренние факторы, которые сдерживают развитие инновационного предпринимательства - представленная инновационная инфраструктура на данный момент не в полном объеме обеспечивает сбалансированный доступ к всевозможным ресурсам и услугам для участников инновационной деятельности. Этот фактор создает ограничения для коммерциализации результатов научно-технической деятельности. - малые и средние инновационные фирмы недостаточно интегрированы в цепочки формирования стоимости, как следствие – не развита кооперационная сеть «наука и образование – инновационный малый и средний бизнес – крупный бизнес» [28], что затрудняет передачу знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации в российской экономике. - стагнация спроса на инновационную продукцию со стороны российских компаний препятствует развитию инновационного бизнеса;. - низкая степень финансирования инновационного сектора. Необратимое разрушение научно-технологического потенциала, включая все виды материально-технических структур, кадрового потенциала и инфраструктуры, начинается тогда, когда объем бюджетного финансирования науки и наукоемких технологий опускается ниже 0,3% ВВП.[29] Таблица 2- Удельный вес организаций, оценивших факторы, препятствующих инновациям В процентах Факторы Удельный вес организаций, % Низкий спрос на новые товары, работы, услуги 13,9 Высокая стоимость нововведений 23 Высокий экономический риск 21,3 Недостаток квалифицированного персонала 23,9 Недостаток информации о рынках сбыта 13,9 Неразвитость кооперационных связей 12,4 Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов 15,7 Неразвитость инновационной инфраструктуры 15,4
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 91 страница
2275 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 96 страниц
2400 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 118 страниц
2950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg