Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование и развитие коллективистских взаимоотношений младших школьников.

irina_k20 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2020
Постановка цели исследования определила ряд задач: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию взаимоотношений младших школьников друг с другом. 2. Выявить сущность основных понятий по данной проблеме. 3. Изучить пути и методы формирования взаимоотношений младших школьников. 4. Изучить влияние совместной деятельности на становление межличностных отношений. Методы исследования: теоретические (анализ и изучение научной литературы, основной и дополнительной по теме исследования), обобщение педагогического опыта.
Введение

Вопрос об исследовании проблемы формирования взаимоотношений младших школьников в детском коллективе представляется актуальным и требующим углубленного изучения. Становления личности ребенка происходит в период школьных лет. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Поэтому очень важно, особенно в младшем школьном возрасте детей, предать отношениям детей со взрослыми и сверстниками дух доброжелательности, воспитывать у детей стремление и умение помогать друг другу, общими силами достигать поставленной цели, которая значима не только для одного ребенка, но и для всей группы. В наше время учителя стали намного больше уделять внимания совершенствованию психоэмоциональных взаимоотношений детей друг с другом, но этот многосторонний вопрос и сегодня оставляет нам большое поле для последующих исследований. Большую ценность для проведения исследования по проблеме формирования взаимоотношений младших школьников представляют разработки А.С. Макаренко, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы нами был сделан вывод о том, что в вопросе формирования взаимоотношений младших школьников друг с другом в объективной действительности существует проблема недостаточной разработанности путей и средств педагогического воздействия на процесс формирования взаимоотношений младших школьников в воспитательном коллективе. Данная проблема на начальном этапе становления личности требует дальнейшего углубленного изучения. В работе определена цель исследования: на основе теоретического анализа выявить содержание, методы и средства формирования взаимоотношений младших школьников друг с другом.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...………....3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОЛЛКТИВИСТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ…………………………………….……….5 1.1. Детский воспитательный коллектив, понятие, основные этапы развития…………………………………………………………………….....…....5 1.2. Пути формирования коллективистских взаимоотношений………………..9 1.3. Методы изучения взаимоотношений………………….…………………....17 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………….………………………18 2.1. Классификация методов формирования взаимоотношений в детском воспитательном коллективе………………….…………………………………..18 2.2. Коллективная творческая деятельность как путь формирования взаимоотношений в детском коллективе…………………………………..…....23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………………………………………..29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……… ……...……………30
Список литературы

1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. Пособие для пед. Уч-щ. по спец. №2001 – М.: Просвещение, 1987. 2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.,1998. 3. Бухвалов В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. – Учебное пособие для студентов и учителей – Рига: 1995. 4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2003. 5. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. 6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. 7. Классному руководителю. Учебное методическое пособие / Под редакцией М.И.Рожкова – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 8. Королькова Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников / / Начальная школа, 2007, № 2 С.13-15. 9. Крупская Н.К. Педагогические сочинения.: В 11 т. – М., 1957-1963. Т. 4. 10. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч.: В 7 т. М., 1958. Т. 5. 11. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 2005. 12. Педагогика: пед. теории, системы, технологии: учеб. Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И.Бабаева и др./ под редакцией Смирнова – 2-е издание исп., и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. 13. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 14. Психологический словарь. - М., 1999. 15. Руководство практического психолога / Под ред. И.В.Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера»,2001. 16. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 2001.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОЛЛКТИВИСТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 1.1 Детский воспитательный коллектив, понятие, основные этапы развития Термин «коллектив» произошел от латинского collective – собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности. «Коллектив – явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, увлечений самых разных людей» [12,389]. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом прикосновения к личности» [10,103]. Наращивание этих признаков и есть главный предмет заботы педагога по созданию и развитию ученического коллектива. Раскроем подробнее эти признаки. 1. Общественно-значимая цель. Школьный класс – коллектив особого рода: он изначально создан по формальному признаку. Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед педагогом цель и определяет стратегические и тактические задачи воспитания. Задача педагога: определить цель для себя и довести до сознания своих воспитанников. 2. Общественно-значимая деятельность. Межличностное общение детей начинается, развивается и существует как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности формируется отношение детей к окружающему миру. Педагог, желая как можно скорее создать коллектив, должен насытить жизнь детей разнообразными делами. Это позволяет быстрее узнать детей, включить в деятельность и общение. Это будет возможно при следующих условиях: любая деятельность должна быть, во-первых, общественно-полезной, значимой, во-вторых, приносить личностное удовлетворение каждому ее участнику. 3. Отношения ответственной зависимости. А.С.Макаренко называл их еще отношениями «взаимной ответственности и взаимного подчинения» [10,130]. Это система поручений и обязанностей. При этом важно соблюдение двух условий: научение использования поручения (алгоритм, инструктаж, пример взрослого и т.д.) и контроль (с целью доведения до конца начатого дела). Только тогда система поручений позволит создать в коллективе условия для самоактуализации каждого его члена. Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С.Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С.Макаренко содержит основы подробного, поэтапного формирования коллектива. Коллектив, по мнению А.С.Макаренко, - это живой социальный механизм, в котором: «движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Коллектив по отношению к каждому его члену – это «инструмент прикосновения к личности» [10,131]. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С.Макаренко выделил несколько стадий формирования коллектива [10,134]. Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. На первоначальной стадии развития цели коллектива обычно сориентированы на внутреннюю жизнь класса. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей, микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Микрогруппы образуются довольно интенсивно: порой лишь на основе симпатии, но чаще на основе общности интересов. В центре – дети, обладающие привлекательными для всех занятиями. В последнем случае микрогруппы носят неустойчивый характер и, если не появилось другого мотива их объединения, распадаются на первой стадии развития коллектива. В классе в этот период обычно значительное количество изолированных школьников. Эта стадия характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще всего не являются принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а сохранившиеся оказываются связанными с актуальными для жизни класса вопросами. Первая часть считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и общей организации. На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. К завершению второй стадии уже складывается четкая структура деловых отношений, эмоционально-психологических. Стабилизируется состав дружеских микрогрупп. Изменение в их составе сводится, как правило, к введению в группу или выделению из нее одного – двух человек, однако полностью они обычно не распадаются. Конфликты на этой стадии связаны в основном с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения отдельных членов коллектива. В этот период класс уже способен разрешать возникающие в нем конфликты самостоятельно. К завершению второй стадии развития коллектива еще существуют «изолированные» школьники, но число их обычно не превышает одного-двух, резко увеличивается количество взаимных выборов. Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Для данной стадии развития коллектива характерной чертой становится деятельность на пользу другим людям, то есть осуществляется нравственная цель, которая в значительной степени определяет всю организацию жизни коллектива. Дружеские микрогруппы не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми. Все группы в большей или меньшей степени приобретают коллективистскую направленность; конфликты в коллективе единичны, и школьники в основном способны сами преодолевать их, исходя из интересов не только коллектива, но и отдельной личности. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг высокого уровня, поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую стадию развития коллектива [12,391]. На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. Таким образом, можно сделать вывод: что для того, чтобы назвать группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности, иметь высокую мораль, нравственные человеческие отношения). Психологически развитой как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. 1.2 Пути формирования коллективистских отношений Процесс формирования взаимоотношений младших школьников очень многогранен и достаточно сложен. Важную роль в управлении этим процессом играет деятельность детей и взрослых по реализации поставленных в рамках данной проблемы задач. Эта деятельность должна быть сориентирована на общечеловеческие ценности, коллективно организованной, творческой и социально – значимой [6,85]. Деятельность сама по себе не будет иметь должного воспитательного значения в создании коллектива и развитии личности каждого школьника, если нет целенаправленного руководства ею, если не используются педагогически оправданные методы [4,208]. При организации деятельности коллектива следует учитывать возрастные особенности детей и уровень развития коллектива. Прежде всего, учащимся должна быть понятна и интересна цель деятельности. Н.К.Крупская считала, что включать детей нужно в такую деятельность, которая вызывала бы у них коллективные переживания и постоянное стремление работать сообща [9, 131]. Обратимся к основным компонентам деятельности, которые, формированию коллективных отношений школьника. Это учебная, общественная, художественная (эстетическая), трудовая, спортивно-туристическая, игровая деятельность. При этом учителя и классные руководители учитывают воспитательные возможности различных видов деятельности, их объем и содержание для каждой возрастной группы. С поступлением ребенка в школу ведущее место в его жизни занимает учебная деятельность. Именно в процессе учебной деятельности в классном коллективе каждый ученик уже с 1 класса чувствует, что его успехи в учебе доставляют удовлетворение всему классу, а неудачи огорчают всех членов коллектива. Первый опыт коллективных отношений, коллективистических мотивов поведения ребята получают на уроке. Учебная деятельность должна строиться таким образом, чтобы она своим содержанием, методами обучения способствовала формированию организованного детского коллектива в классе. В современной школе для организации коллективной познавательной деятельности в процессе обучения учителя используют коллективную фронтальную работу, работу учащихся по группам. Широко стали применяться взаимоконтроль, групповые домашние задания, наблюдения за явлениями природы. При любой форме коллективной деятельности на уроке учитель ставит перед школьниками общую цель деятельности и так строит процесс познания, чтобы от участия в нем каждого школьника зависел общий успех [1,208]. Коллективная организация учебной деятельности дает возможность каждому школьнику проявить активность, принять участие в коллективном поиске ответа на поставленный вопрос. При этом дети чувствуют, что личные знания, успехи в учебе способствуют повышению уровня знаний всего класса. Коллективное добывание новых знаний оказывает положительное влияние на развитие коллективистических отношений в классе, создает в нем доброжелательную атмосферу. Одним из видов деятельности, в котором происходит сплочение и развитие детского коллектива, является игра. Игра занимает одно из ведущих мест в жизни младшего школьника. Инструментальный подход, в рамках которого игра считается неким дополнительным и не обязательным средством, искажает игру как педагогический феномен [6,165]. В начальных классах особое место в создании детского коллектива отводится ролевым или творческим играм. Подлинная игра – ни что иное, как творческое исполнение жизни, хотя и в форме воображаемого творчества. Этим объясняется специфика игрового удовольствия, освобождающая и притягивающая сила игры, завораживающая мощь игрового сообщества, окрыляющая неутомимость играющего ребенка и, в конечном счете – высокая педагогическая результативность истинной игры [6,167]. Отсюда вытекает основной критерий педагогической ценности игры: игра имеет тем большую ценность, чем больше она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности. Например, игрушки тем лучше, чем больше они вызывают свободную, творческую активность ребенка. Думается, не стоит переоценивать и многие настольные компьютерные игры, которые представляют собой сухую, абстрактную деятельность, связанную с расчетом комбинаций и прямо противоположную игре, полной фантазии. Такая рассудочная деятельность усиливает своеобразную болезнь нашего времени – распространение суеты, оторванной от человеческого «Я», лишенной интереса и тепла [6,171]. Творческие игры детей довольно разнообразны. Ребята играют в увлекательные для них профессии: «совершают космические путешествия», «Строят новые города», «спасают затерявшуюся экспедицию». Участвуя в игре, дети сами придумывают ее правила, ход игры, они являются и авторами, и исполнителями. В игре ребята подражают определенным героям, нравственному образцу, который их привлекает [1,209]. Педагогу, важно понимать скрытые механизмы, благодаря которым происходит влияние на развитие личности школьника. В процессе игры у детей возникает трехступенчатая мотивация: «хочу играть», «надо играть по правилам», «могу играть» [6,180]. Ценность игровой деятельности заключается в том, что в ходе игры школьники часто преодолевают различные трудности, учатся управлять своим поведением, могут быть смелыми, волевыми, усидчивыми. Игровая деятельность является школой жизни, школой труда и общения детей в коллективе сверстников. Игровая деятельность самоценна. Однако она может быть использована педагогами для достижения общих целей [6,181]. В этом случае игра является методом организации детской жизни. При использовании игрового метода в организации любой деятельности педагог реализует определенную сверхзадачу, находящуюся за пределами данного вида деятельности или ситуации. Происходит своеобразная подстановка мотивов: дети начинают действовать из желания играть, получать удовольствие, результатом же оказываются вещественные продукты труда, художественного творчества, новые знания, доброжелательные отношения между детьми. Объединить детей бывает не легко. Игра в этом смысле – явление уникальное. Какие же свойства помогают ей объединять детей? Это способность стать увлекательной, соревновательность, быстро складывающееся общественное мнение. Традиционными в ряде школ стали творческие комплексные праздники – День учителя, день именинника, день открытых дверей, день взросления, день девочек (мальчиков), «Юморина»; недели – необязательных знаний, любимых литературных героев. Таким образом, игра выступает незаменимым помощником в формировании взаимоотношений детей. Трудовая деятельность младших школьников выступает мощным фактором целостности школьного сообщества, влияющим на организационную структуру и ритм жизни, взаимоотношения воспитанников, нормы и ценности совместной жизни[6,189]. Есть некое «надо» - трудовое дело, требующее совместных организованных усилий. Для этого необходимо определенным образом упорядочить, структурировать общность воспитанников, определить их трудовые функции и роли, количество и состав организационных единиц (звенья, бригады, группы, команды), содержание и формы самоуправления. Труд младших школьников выступает как подвижная практическая деятельность в игровой, художественно-романтической форме, причем с конкретным предметно-вещественным результатом, нужным самим детям, окружающим людям. Это может быть выращивание цветов, овощей и злаков (на небольших грядках или в тепличных ящиках), уход за животными, изготовление игрушек, в том числе кукольной одежды, моделей [6,190]. Опыт передовых учителей начальных классов и классных руководителей убедительно подтверждает, что участие школьников младших классов в различных видах труда не только положительно влияет на сплочение и развитие ученического коллектива, но и дает возможность каждому школьнику проявить свои способности, таланты [1,205]. В процессе трудовой деятельности у школьников формируются навыки коллективного труда, чувство гордости за успехи своего коллектива в труде. Результаты трудовой деятельности вызывают у детей положительные эмоции, чувство удовлетворения, общую приподнятость. В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции (от лат. traditio – передача). А.С.Макаренко подчеркивал, что ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций… не может быть хорошей школой, и лучшие школы – те, которые накопили традиции [10,225]. Большое значение в воспитании придавал традициям В.А.Сухомлинский [16,93]. В укреплении ученического коллектива немаловажное значение имеют такие яркие и содержательные традиции, как «День встречи первоклассников», «Последний звонок выпускникам школы», праздник «За честь школы», праздник урожая, неделя сада, неделя книги и др. Для воспитания коллектива нужны и будничные традиции, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения. В одной из школ, например, зародился обычай, когда учащиеся отмечают окончание учебы в начальных классах посадкой деревьев на пришкольном участке. В другой школе по традиции деревья сажают вместе выпускники и первоклассники, причем последние ухаживают за ними до окончания школы. В классах многих школ складываются и поддерживаются традиции точно в назначенное время начинать собрания, утренники и другие мероприятия Широкое распространение получили традиции шефства старших классов над младшими [17,367]. Все эти традиции, естественно, развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют формы деятельности учащихся, что, безусловно, оказывает большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность, поддерживает чувство гордости за свой коллектив. В.А. Бухвалов считает, что традиции можно условно разделить на познавательные, спортивные, праздничные, трудовые, организационные, эстетические [3.122]. Познавательные традиции – это, прежде всего взаимопомощь учащихся в обучении, проведении познавательных конкурсов, бесед, диспутов и викторин, участие в коллективных познавательных мероприятиях школы и города. Спортивные традиции – это проведение в классе спортивных мероприятий, организация закаливания, к примеру, раз в месяц весь класс ходит в походы по историческим и культурным местам своего края, совместный отдых летом. Праздничные традиции – это совместное празднование личных праздников учащихся: дней рождений, успехов в учебе, труде и спорте, общешкольных, городских и государственных праздников. Трудовые традиции – это совместные трудовые дела учащихся в классе, школе, городе. Организационные – это правила проведения различных мероприятий в классе, правила поведения учащихся класса в различных ситуациях. Эстетические – это нормы внешнего вида оформления класса, классных мероприятий [3,124]. В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывает чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы. Уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными – это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций [11,203]. Одним из путей формирования коллектива школьников является создание системы перспективных линий. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, А.С. Макаренко называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия. В практике воспитательной работы А.С.Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т.д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы – это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива. Средняя перспектива, по мнению А.С.Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Далекая перспектива – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы – цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия [1,366]. Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития, организованности коллектива, опыт работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач – обязательное условие прогрессивного движения коллектива. А.С.Макаренко в создании воспитательного коллектива использовал разнообразные пути и средства. Он всегда имел в виду, что для создания подлинного воспитательного детского коллектива необходимо использовать не отдельные пути, а всю их систему [12,365]. 1.3 Методы изучения взаимоотношений в детском воспитательном коллективе В формировании взаимоотношений в детском коллективе важную роль играет изучение этих взаимоотношений, проникновение в их суть. Методы изучения межличностных отношений различны, обычно они используются в системе с целью достижения более точного результата. К методам исследований взаимоотношений относятся: социометрия, анкетирование, наблюдение, беседа и др. Коротко рассмотрим выше приведенные методы. Социометрия («социальное измерение») – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы, разработанный Дж. Морено [9,351]. Социометрия является средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий-антипатий. Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Он составляется из вопросов (критериев выбора), адресованных каждому члену конкретной социальной группы. В зависимости от возрастного состава групп и специфики исследовательских задач применяются разнообразные варианты самих процедур опроса (в виде экспериментальной игры «Секрет», «Выбор в действии», «Поздравь товарища» и т.д.) [3,92]. С целью изучения взаимоотношений могут быть проведены сочинения на тему «Наш класс», исследования по методике «Референтометрия», где используются опросные листы, и затем проводится беседа с отдельными учениками класса. Метод наблюдения позволяет вскрыть внешние проявления взаимоотношений, поэтому должен быть применим в сочетании с другими методами исследований. Метод беседы также часто используется для изучения взаимоотношений в детском коллективе по заранее подготовленным вопросам. ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ 2.1 Классификация методов формирования взаимоотношений в детском коллективе С приходом в школу в первое время отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с детским садом. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 40 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 51 страница
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg