Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ФИЛОСОФИЯ

Философия любви в творчестве Бунина.

irina_k20 220 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2020
Реферат на тему:"Философия любви в творчестве Бунина."
Введение

Философия возникла вместе с появлением человеческого рода. Это особая форма сознания и мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нём. Сам термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь, влечение, стремление и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. Любовь к мудрости хотя и является важным условием, чтобы стать философом, однако не делает человека её обладателем. Это свойство и способность думать о вечных вопросах: о цели и смысле жизни, жизни и смерти, бессмертии, правде и лжи, правде и истине, добре и зле, есть ли вообще любовь? Чем она является? Как долго можно находиться в этом состоянии или она может длиться вечно? И многое другое. Она имеет дело с вековечными, предельными вопросами. Наука, также выстраивает относительную целостность картины мира, но она изучает конкретику и погружается в решение множества различных задач. В этом смысловом понятии философия гораздо более свободна. Она задумывается, размышляет над универсально-эпохальными проблемами.
Содержание

• I Введение……………………………………………………………...1 1. Что такое философия…………………………………………………...1 • II Основная часть. Философский анализ феномена любви………..3 • Стиль И.А. Бунина в его произведениях и тема любви в русской литературе……………………………………………………………7 • “Неханжеская” философия любви в цикле «Тёмные аллеи»……11 2.Чувственные переживания героев прозаика…….……………...14 III. Заключение………………………………………………………20 IV. Список использованной литературы………………………………..21
Список литературы

1. Басинский П. Русская литература конца XIX начала XX века и первой эмиграции / П. Басинский, С. Федякин -М.: Академия, 2000. 2. Любимова Н. М. «И. А. Бунин. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4». Москва, изд. «Правда», 1988г. 3. Михайлов О. Н. «И. А. Бунин. Избранные сочинения», Москва «Художественная литература», 1984г. 4. Михайлов О. Н. «Бунин И. А.» М.: Дрофа: Вече, 2002г. 5. Соловьев В. С. «Смысл любви. В кн. Мир и Эрос: антология философских текстов о любви». М.: Политиздат, 1991г. • Философия любви ч. 1-2, М., 1990г.
Отрывок из работы

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Философский анализ феномена любви Что такое чувство «Любовь»? Философский анализ феномена любви есть, прежде всего, широкий анализ формальных, «чистых» условий любви вообще как человеческой способности, остающейся неизменной в различных культурных формах, и исторических эпохах. По мнению Ивана Алексеевича Бунина любовь - это замечательный миг, который часто ведет к трагическому финалу и которую очень легко потерять или своевременно не познать. «Сильная к кому привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желанье, хотенье; избранье и предпочтенье кого или чего волею (не рассудком), иногда и вовсе без сознательно и безрассудно» - говорит нам словарь В. И. Даля. О любви, наверняка, писали все поэты и писатели, каждый человек, испытавший это чувство хоть раз, сможет дополнить это определение чем-то своим. Но насколько разными бывают люди, настолько разным возникает это чувство в художест-венных творениях.. «Все боль, нежность...Опомниться, опомниться!» - добавил бы И. А. Бунин. Бунин много писал о любви, её трагедиях и редких мгновениях подлинного счастья. Его произведения, будучи отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, раскрывают чудесное дарование писателя - способность проникать в интимные глубины сердца с их неизведанными тайными и непознанными законами. Для Бунина в истинной любви есть что-то общее с вечной красотой природы - это «тёмные аллеи», преисполненные чего-то таинственного и неожиданного. Поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое не ложно, а естественно и не придумано. Для него любовь и существование без нее - две враждебные жизни, и если погибает любовь, то иная жизнь уже бессмысленна и не нужна. Поскольку любовь — это бытийное определение человека, она не имеет никаких внешних признаков или причин для своего существования. Возникновение любви нельзя объяснить с помощью каких - либо причин (к примеру, красоты, силы, ума, и т.п.), ибо если б они действительно сыграли свою роль, то никакой любви нет, а есть только её подобие. И непонятно в чём критерий выбора, почему я остановился на этом человеке, а не на другом, ведь найдутся сотни, тысячи людей более умных, более красивых и сильных. Привязанность и симпатия к другому человеку, либо к объекту любви являются слишком узким определением или частью общего понятия, и оно не отражает всей полноты и всех свойств данного состояния. Если размышлять философски, то под любовью понимаются духовное чувство бескорыстного, не требуещего ничего взамен отношения не только к другому человеку, но и к окружающему миру. Любят безоценочно не за что-то, любят, потому что любят, хотя психологически любовь всегда объясняют конкретными причинами, и любящий искренне верит в то, что его избранник самый красивый и самый умный. «Выбирает тщеславие, истинная любовь не выбирает» (Цитата из рассказа «Грамматика любви»,1915г.) Любить — значит по настоящему быть живым в самом верном смысле этих слов. Иногда неосознанно люди понимают, что живут только тогда, когда любят, и что только любовь вытягивает их из монотонной автоматической повторяемости повседневного быта. Выполняя какую-то услугу люди часто думают о своей выгоде и получении чего-то взамен. Возникают определенные отношения между людьми или миром в целом. Контактируя в мире общества, мы как правило что-то от него ожидаем. Если же мы не получаем желаемого, то у нас могут возникнуть такие негативные чувства как: обида, злость, ненависть, негодование и т.д., которые могут привести, в отдельных случаях, к апатии, депрессии, отчаянию и возможно к страху, к неуверенности в завтрашнем дне, а это образует утечку жизненной энергии - путь к болезни и смерти. Если, предъявляя претензии или чего-либо ожидая от окружающих, мы получаем от своих детей, родителей, супруга, друзей, соседей, руководства и т.д. ожидаемое, то все хорошо, если нет - то плохо. Мы все время оцениваем ситуации с позиции хорошо или плохо. Особенно это ярко проявляется в отношениях с близкими нам людьми. Если кто -либо делает то, так как мы ожидаем, то мы любим его, если нет, то любовь куда-то исчезает. Никого нельзя заставить, считал И. Кант, делать какое-нибудь дело с охотой или с любовью. А то, что человек не любит, он либо делает плохо, либо вообще уклоняется от этого. «Когда дело, касающееся выполнения долга, а не просто представления о нём, когда речь идёт о субъективной основе действий, определяющей в первую очередь как поступит человек (в отличие от диктующей объективной стороны, как он должен поступить), то именно любовь, включающая свободную волю другого в свои максимы, дополняет несовершенства человеческой натуры и призывает к тому, что разум предписывает в качестве закона». Любовь это тайна, как и все фундаментальные основания бытия человека. Тайна в философском смысле — это не то, что рано или поздно можно открыть, не то, что где-то спрятано; тайна — это всем видимое то, что лежит на поверхности и при этом, тем не менее, недоступное. Надо сказать несколько слов о психоаналитическом трактовании феномена любви. Известный австрийский психиатр Фрейд считал, что фундамент жизни человека составляют «двигатели прогресса», выступающие в виде двух вечных противоборствующих инстинктивных космических сил: Эроса (от греч. Eros – «любовь»), одновременно являющегося инстинктом самосохранения, сексуальности, жизни и Танатоса (от греч. Thanatos – «смерть»), одновременно являющегося инстинктом разрушения, агрессии и смерти. В целях наслаждения любовью люди начали создавать условные препятствия. Не имея таких препятствий, любовь бы обесценилась, а жизнь была б пуста. Аскетические течения христианства, согласно Фрейду, дали настоящую психическую ценность любви. Никакие предшествующие эпохи не наполняли любовь таким сильным и глубоким напряжением чувств, воли, памяти. Но не редко чувство любви путается с чувством страсти. Страсть есть незримая хватка человека к направленному объекту ожидаемых событий. А это есть психологическое напряжение, ведущее к растрачиванию жизненных сил или энергии. Мало того такое напряжение может так же возникнуть и по отношению к самому себе. Мы предъявляем претензии не только к другим, но и к себе и ожидаем от себя тоже каких-то результатов. Здесь имеются в виду такие ситуации, когда мы ставим перед собой цели, например, похудеть, выучить иностранный язык, заработать деньги, устроиться на хорошо-оплачиваемую работу и т.д., а в итоге не достигаем задуманного и тут попадаем в самоедство. Начинаем винить себя в неудачливости, несовершенстве и прочее. Нужно отпустить хватку не только по отношению к другим, но и по отношению к самому себе. Принять себя, а также других людей такими, какие они есть, не оценивая при этом: хорошо или плохо. Кроме безоценочного состояния и бескорыстия, любовь включает в себя так же понятие «всепрощения». Простить – это значит допустить для себя любой исход событий или действий по отношению к себе, либо к другим, и принять его. Любовь и прощение – это две стороны одной медали. Невозможно представить любовь без всепрощения, а всепрощение без любви. И тут возникает еще одна грань состояния любви – это чувство благодарности. Если мы всё принимаем, прощаем и любим, то мы благодарны за всё то, что происходит с нами хорошее или плохое. Мы испытываем благодарность за само существование, гармонию, которые доставляют удовольствие от безоценочного состояния и лёгкости в отношениях со всеми окружающими нас людьми и миром. Для примерного представления этого состояния, можно привести пример с ребёнком. По настоящему любя своего ребёнка, мы не требуем взамен от него взаимности, а искренне желаем ему счастья. Мы благодарны тому, что он есть, что он жив, и это естественно-нормальное состояние, когда мы получаем положительное чувство удовольствия и счастье во взаимоотношениях. Находясь в состоянии любви мы обретаем ту силу, что направлена на благо и созидание объекта любви. Объектом может являться всё, что угодно, начиная с себя и заканчивая страной и миром в целом. При настоящем чувстве любви не могут выстраиваться отношения в стиле "дашь на дашь". Любовь это всегда бескорыстно, безоценочно, она связана с чувством радости и благодарности. Тема любви всегда была значимо близка русской философии, много глубоких и удивительных страниц ей посвящено в произведениях Н. А. Бердяева, В.С. Со-ловьёва, В.В.Розанова, С.Л.Франка. Любовь, по общему мнению русских мыслителей, — это феномен, в котором наиболее адекватно проявляется бого- верующая сущность личности. «Смысл и достоинство любви как чувства состоят в том, что она действительно заставляет нас всем нашим существом признать за другим то безусловное важное значение, которое, во власти своего эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Забота о других и интерес к ним должен быть искренним, подлинным, в противном случае любовь не имеет значения. Важны как перенесение всего нашего жизненного интереса от себя к другому (а не любовь как одно из наших чувств), так и перенос самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви». Так размышлял о смысле любви неповторимый, удивительный и яркий писатель- философ В.С. Соловьев. • Стиль И.А. Бунина в его произведениях и тема любви в русской литературе Тема любви в литературе была всегда актуальна. На протяжении многих веков известные художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил в этой теме что-то своё индивидуальное, неповторимое. Литература не редко касается философских вопросов, но она не видит своей целью отвечать на них, а оставляет эту участь философам. Ставить эти вопросы – вот задача для литературы. Бунин имеет талантливый и своеобразный, очень отличающий его от многих других писателей того времени взгляд на любовно - философские отношения. Бунин И.А. в истории русской литературы конца XIX – первой половины XX века стал уникальным творцом. Его неизмеримый талант, мастерство поэта и прозаика вошли в классику, они же и поражали его современников и покоряют теперь нас - ныне живущее поколение. Его творения – носители, сохраняющие настоящий литературный русский язык, который сейчас сильно изменён и частично утерян. Над мастерством словесной выразительности Бунина размышлял И.А. Ильин, и выделил законы, определяющие неуравновешенность его стиля: «..Словесное мастерство Бунина велико и богато, но неодинаково и неуравнове-шенно. Удивительно, что русские рецензенты, восхваляя его дар, не заметили эту особенность его стиля, не сумели до конца постичь и объясняя её создали Бунину репутацию стилиста, идеально шлифующего свою словесную точность и не знающего в этом деле ни затруднений, ни ошибок, ни небрежностей. На самом деле это не так. Вот те основные законы, обозначающие несовершенство его стиля; эти законы характеризуются строением его личного художественного акта: 1) Словесность Бунина плавно льётся и цветет в описании внешнего, чувственного мира, достигая большой и даже чрезмерной щедрости в образных представлениях и нередко сжимается до классической точности и скупости в описании ощущаемых качеств, звуков и запахов. Но в описывающем изложении внутренних душевных состояний стиль Бунина не струитсяся и летит, а становится усложнённым, спотыкающимся, иногда почти беспомощным (исходя из психологических анализов Л.Н.Толстого). В ней показаны образцы, по-толстовски затрудненного стиля, особенно характерного для психологического романа. ..«Однако даже стихи и это чтение, то есть то самое, что больше всего напоминало Мите среду, отнимавшую у него Катю, остро возбуждавшую его ненависть и ревность, он перенес сравнительно легко в этот счастливый день девятого марта, его последний счастливый день в Москве, как часто казалось ему потом». < Здесь наблюдается нагромождение придаточных предложений (напоминающее тягостной памяти «Воскресение» Л.Н. Толстого) таково, что читающему сразу не удается понять, кто, собственно, «возбуждал ненависть и ревность» - «среда» или «Катя»…«Да даже и в эти дни Катя была во всём и за всем, как когда-то (девять лет тому назад и тоже весной, когда умер отец) долго была во всём и за всем смерть». В последнем отрывке психологическая затруднённость стиля выражается в том, что, начиная со слов «как когда-то» и до самого последнего стилистического «мазка»(худ.) - «смерть» - мысль и воображение читателя как бы зависают в воздухе, не зная, к чему все это отнести и доходя к концу до полной смысловой рассеянности… Понятно откуда этот стиль. Переживаемый героем, душевный процесс, сложен, по данным внешнего опыта описывать его невозможно; его надо раскрыть изнутри, из глубины, интуитивно - синтетически, силою художествен-ного отождествления.<…> 2) Стиль Бунина тем легче и певучее, чем непосредственно ближе он подходит к детальному описанию чистой природы, никак психологически неосложненной или минимально осложненной. Такова непередаваемая прелесть его некоторых ранних рассказов, собранных впоследствии в сборнике «Начальная любовь» (особенно «Над городом» и «Антоновские яблоки»); сюда же надо отнести рассказы «Клаша» и «Всходы новые» и некоторые другие. Чем меньше рефлексии, тенденции обличительства, и рассудка тем более акт Бунина верен самому себе; тем более стиль его певуч. Чем больше самозабвения во внешнем созерцании, тем нежнее и упоительнее; чем наивнее, тем музыкаль-нее; чем непосредственнее, тем поэтичнее. И обратно: морально-тенденциозный очерк «Старуха» мучителен по безмузыкальности и рассудоч-ности своего стиля, и сам плач обиженной жизнью бабы не изливается в живое пение; и не случайно, что в такой связи у Бунина может возникнуть и записаться такая какофония: «долгие годы голода, холода»… Закон стиля у Бунина таков: чем рефлективнее акт, тем меньше в стиле излишества, непосредственности, поэтичности, музыкальности; чем психологич-нее тема, тем рефлективнее стиль. 3) Стиль Бунина льется тем экстенсивнее, шире, щедрее, пенистее, чем более его художественный акт субъективно-взволнован, чем более он личен, интимен, согрет откровенностью и чувством доверия. Такая интимная взволнованность делает его стиль менее собранным, менее разительным и убедительным, более расплывающимся. И обратно: чем субъективно-холоднее, чем объективнее акт Бунина, тем интенсивнее, скупее, зрелее, собраннее, убедительнее и проще делается его стиль. Все это в пределах единого стилистического мастерства, присущего Бунину. Образцом взволнованно - интимного щедрословия являются «Жизнь Арсеньева» и местами «Деревня»; в меньшей степени это характерно для «философемы» «Цикады» и для «марины» «Воды многие». Для второй категории интенсивного, собранного, по-чеховски лаконичного стиля характерны рассказы «Солнечный удар», «Чаша жизни», «Хорошая жизнь» и другие. Ясно, что по своему основному укладу художественный акт Бунина холодный, объективно-описывающий. Это не акт чувствующего сердца. И поэто-му прилив чувства выводит из его творческого, уравновешенного мастерства, уменьшает его острую наблюдательность и властную, скупую точность. 4) В зависимости от того, творит ли он из народной стихии или рассказывает «от себя», Бунин пишет совсем иначе. Подходя к народной, простонародной, первобытной стихии, Бунин перевоплощается и создает совсем особый стиль и язык: крепкий, первозданный, древний, ядреный, горько-отстойный; сразу – верный и наивный, выразительный и дерзновенно-простой, яркий, убеди-тельный и буйный. Первобытная мощь и естественность этого языка изумительны, радостны; и слышно, как сам автор им наслаждается. Таковы «Божье древо», «Слава», «В саду», «Сверчок», «Оброк», «Сила», «Захар Воробьев» и другие. За пределами же этой народной стихии, в слово сочетающем акте литератора-интеллигента Бунин может быть приблизительным, стилистически спорным и даже неприемлемым. И эта особенность стиля объясняется из художественного акта: этот акт инстинктивно цветет в стихии простонародной первобытности, там он – во вдохновении, и словотворчество его великолепно. А вне инстинкта художник Бунин становится «литератором», и именно рассудочный «литератор» начинает ошибаться и затрудняться… 5) Находясь в основном, чувственно-инстинктивном акте, Бунин создает и сопутствующий ему свой стиль; именно тот «изобразительный» и «словесно-чувственный» стиль, которым, по его неубедительному замечанию, «так славна русская литература» и который он сам связывает с русским пьянством, бродяжничеством, юродством, бунтарством и самососжиганием. Плывя в этом потоке, Бунин, предается особому литературному наслаждению; он опьяняется чувственным восприятием и опьяняет чувственным изображением читателя. Тогда уже не он художественно использует слова, а слова текут через него упоённым потоком. Словесное излияние становится некоторой самоценностью и саморадостью.<…> (И.А. Ильин. Из статьи «Творчество И. А. Бунина») Борьба двух начал: жизни и смерти в первой половине двадцатых годов как никогда сильна в творчестве Бунина. В своих трудах любви писатель противо-поставляет смерть. Эта тема становится весомой для него. По его убеждению, любовь — это прекрасные мгновения, озаряющие жизнь человека. “Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь” — эти слова Андрея Болконского из “Войны и мира” нашли глубокое отражение в творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Он пишет о самом высшем и полном, с его точки зрения, земном счастье. Среди многих вопросов, которые затрагивает Бунин в своих произведениях, самой значимой в раскрытии именно тема любви. Это не просто тема любви, а именно её философия. Интерес Бунина к тайнам, сокрытым процессам в человеческой душе, незаметно для неё самой теряющей полноту чувств, полёт мечты, был удивительным и постоянным. В волнующей теме Иван Алексеевич показывает себя как тонкий психолог, человек индивидуально - удивительного таланта, умеющий передать состояние души, находящейся во власти Любови и ею же раненой. Писатель не избегая сложных, откровенных тем, изображает в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. Тема мира человеческих переживаний и чувств практически присутствует во всех произведениях Бунина и перечень этих произведений трудно прервать : «Легкое дыхание», «Чаша жизни», «Сны Чанга», «Отто Штейн», «Сын», «Грамматика любви», «Митина любовь», «Кавказ», «В Париже», «Генрих», «Галя Ганская», «Натали». Концепция любви у лауреата Нобелевской премии по литературе обладает налётом трагичности. Вершиной жизни человека становятся мгновения любви. Только полюбив, человек по настоящему может почувствовать и понять другого человека, только глубокое чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, и только любящий способен превзойти свой эгоизм. Испытание любовью не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает их души. « Как, господи, благодарить Тебя за все, что в мире этом Ты дал мне видеть и любить В морскую ночь, под звездным небом » Высоко возвеличивая любовь, Бунин не утаивает, что она приносит не только радость счастья, но и очень часто влечёт за собой муки, печаль, горе утрат, разочарование. Вот почему писатель соединил в своём творчестве самое прекрасное и поистине страшное - любовь и смерть. В одном из писем именно этот мотив он сам не просто объяснял в своём творчестве, а убедительно доказывал: “Неужели, вы еще не знаете, что любовь и смерть неразрывно связаны? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было не мало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой - я был близок к самоубийству” [Михайлов 1991:7]. В рассказах о любви И.А. Бунин утверждал красоту и величие человека, способного на большое самоотверженное чувство, истинные, духовные ценности, рисовал любовь как чувства высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то, что она несет не только радость и счастье, но чаще - страдания, горе и смерть. Любовь в произведениях Бунина поражает не только уникальной силой художественной изобразительности, но и своей подчинённостью каким-то внутренним, неведомым человеку законам. Нечасто вырываются они на поверхность восприятия: большинство людей на планете не испытывает их рокового влияния до конца дней своей жизни. Такое неожиданное изображение любви придает трезвому, «беспощадному» бунинскому таланту отсвет романтизма. Сопоставление любви и смерти, их близость были для Бунина очевидными фактами, не подлежащими никогда сомнению. Словно оглядываясь в прошлое, всматриваясь в уходящую Россию и тех людей, которых уже нет, он пишет повесть «Митина любовь» (1924). В этом рассказе видны непрочность человеческих отношений и самого жизненного существования, и излюбленная бунинская тема катастрофичности бытия наполнились новым грозным значением. В нём с блеском и потрясающим психологическим напряжением описаны сложные душевные переживания главного героя Мити. Эта повесть вызвала споры критиков, упрекающие прозаика в излишних описаниях природы и неправдоподобности поведения Мити. Но мы понимаем, что природа у автора не декоративный фон, а одно из главных действующих лиц, и особенно в ”Митиной любви”. Через чёткое описание состояния природы автор удивительно верно передает чувства Мити, его настроение и переживания. Поэтому данную повесть, в которой Бунина талантливо и верно отразил смятённые чувства Мити и трагичный конец его жизни, можно назвать психологической.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Философия, 13 страниц
130 руб.
Реферат, Философия, 25 страниц
250 руб.
Реферат, Философия, 13 страниц
130 руб.
Реферат, Философия, 21 страница
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg