Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Пcихологичеcкие аcпекты эмоционального выгорания и фруcтрации в период взроcлоcти.

irina_k20 1775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2020
Актуальность исследования. Тема курсовой работы, посвящённой эмоциональному выгоранию, актуальна, так как его жертвой может стать любой из нас. Эмоциональное выгорание — это симптом наших дней, состояние истощения наших сил, чувств и сопровождается утратой радости к жизни. В наше время случаи синдрома выгорания учащаются. Распространению синдрома выгорания способствует и наше время нового отношения к материальным ценностям, развлечениям, получению удовольствия от жизни. Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования будут рассмотрены нарушения эмоциональной сферы личности с позиций социальной психологии. Предмет исследования – эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема современности. Цели и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является: исследование проблемы эмоционального выгорания, причин данного синдрома, факторов, стадий развития, механизмов и условий. Для достижения цели исследования, ставлю перед собой следующие задачи: дать общую психологическую характеристику синдрому эмоционального выгорания; выявить и проанализировать его основные причины, социально-психологические факторы и условия развития синдрома; рассмотреть основные стадии развития и модели синдрома эмоционального выгорания; определить социально-психологические характеристики, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания; рассмотреть способы и методы по минимизации последствий данного синдрома на личность и представить соответствующие профилактические рекомендации.
Введение

«Светя другим, сгораю сам». Проблемы со здоровьем, возникающие на фоне профес¬сионального стресса у лиц, чья работа связана с интен¬сивным взаимодействием с людьми, привлекают к себе внимание и врачей, и психологов. Термин «эмо¬циональное выгорание» (burnout) используется для характеристики психологического состояния здо¬ровых людей, находящихся в излишне интенсивном и тесном общении с окружающими людьми, в эмо¬ционально перенасыщенной атмосфере. Проблема эмоционального выгорания стала пред¬метом научных исследований после того, как ее описал H.Freudenberger в середине 70-х годов XX века. Данно¬му патологическому состоянию наиболее подвержены медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов. Наши эмоции неразрывно связаны со всей нашей жизнедеятельностью - с удовлетворением потребностей, с общением, с учебой, работой и творчеством. Они регулируют психическую и телесную жизнедеятельность нашего организма. В случае нарушений нашей эмоциональной сферы симптоматика их проявлений обширна. Состояние, когда нет сил и уже, ничто не радует, сегодня знакомо почти каждому человеку. Эмоциональные колебания вызывают стрессовые ситуации, наносят непоправимый вред психике современного человека. Изменение эмоционального фона может быть первым сигналом развивающейся душевной болезни. Нарушения в эмоциональной сфере могут быть вызваны как сбоем в работе организма,физического здоровья человека, так и влиянием внешних факторов, усугубляющих психическое состояние. Вследствие этого возникают синдромы, способствующие дальнейшему разладу психической сферы, и в частности синдром эмоционального выгорания. Тема данной курсовой работы – «Психологические аспекты эмоционального выгорания и фрустрации в период взрослости».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕCКОЕ ИCCЛЕДОВАНИЕ CВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ФРУCТРАЦИИ……………….. 5 1.1. Психологическая характеристика взрослости………………………. 5 1.2. Проблема эмоционального выгорания……………………………… 6 1.3. Связь эмоционального выгорания и фрустрации…………………… ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ФРУСТРАЦИИ У РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ…………………………………………………………….. 2.1.Организация экспериментального исследования и характеристика психодиагностических методик……………………………………………. 2.2. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания, негативных коммуникативных установок и субъективных болезненных ощущений у педагогов……………………………………………………… 2.3. Психолого-педагогические рекомендации по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возраcтная пcихология - М.: Академия пресс, 2014, 325c. 2. Альперович В.Д. Геронтология. Cтароcть: Cоциокультурный портрет. - М.: Инфра, 2015, 226c. 3. Андреева Г.М. Cоциальная пcихология: Учеб. для выcш. учеб. заведений. – М.: Аcпект Преcc, 2010. 4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на cебя и на других. М.2016. 5. Возраcтная и педагогичеcкая пcихология: Хреcтоматия. - М.: Академия,2010.- 367 c. 6. Гринберг Дж. Управление cтреccом CПб.2014 7. Ильин Е.П. Эмоции и чувcтва. CПб.2011. 8. Кожина Е. Проблемы cередины жизни. - СПб.: Невcкий проспект, 2014, 376c. 9. Кон И.C. Открытие «Я - М., Новое время, 2014, 295c. 10. Крайг Г. Пcихология развития (Пер. c англ.) - CПб, 2010, 987 c. 11. Кулагина И.Ю. Возрастная пcихология: Полный жизненный цикл развития человека - М.: ТЦ Cфера, 2014, 405c. 12. Ладанов И.Д. Управление стрессом - М.: Агрус, 2015, 287c. 13. Малкина-Пых И.Г. Возраcтные кризисы взроcлоcти. - М.: Изд-во Экмоc, 2015, 470c. 14. Парыгин Б.Д. Cоциальная пcихология Иcтоки и перcпективы. – CПб.: CПбГУП, 2010. 15. Поливанова Л.Н. Пcихология возраcтных кризиcов. - М.: Издат. центр «Академия», 2014, 369c. 16. ПрохоровА.О. Пcихология cоcтояний. Хреcтоматия. М.:ПЕР CЭ; CПб.: Речь, 2010.-608c. 17. Прохоров А.О. Практикум по пcихологии cоcтояний. CПб.: Речь, 2011.-480c.(Теcты: «Cиндром эмоционального выгорания» Бойко В.В.; Теcт на определение тревожноcти Ч.Д.Cпилбергера и Л.Ханина). 18. Cатир В. Как cтроить себя и cвою cемью. М., Издательcтво Экмос, 2014, 223c. 19. Тхоcтов А.Ш. Влияние кризиcной жизненной cитуации на cтруктуру самооценки. Вопроcы пcихологии. М., Издальтельство Экмоc, 2015, 456c 20. Шамионов Р.М. Личноcтное и профессиональное cамоопределение как эффект cоциализации. М., Извеcтия. 2014, 257c. 21. Чернышова, Л.И. Пcихология : Учебное поcобие / Э.В. Оcтровcкий, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Оcтровcкий. - М.: Инфра-М, 2015. - 381 c.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕCКОЕ ИCCЛЕДОВАНИЕ CВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ТРЕВОЖНОCТИ 1.1 Психологическая характеристика взрослости Взрослость является наименее изученным периодом, для которого характерны высокий уровень развития духовных, интеллектуальных, творческих и физических способностей человека. На этом этапе изменяется способ жизнедеятельности (создание семьи, семейные и родительские функции, карьера и творческие достижения и т.д.). Первый кризис личность переживает при переходе от юности к зрелости (17-22 года). Этот кризис обусловлен двумя факторами. Во-первых, человек заканчивает профессиональное учебное заведение и ему приходится искать работу (а это не просто в наше время, так как работодатели предпочитают работников с опытом). А устроившись на работу, человеку приходится адаптироваться к условиям труда и новому коллективу, учиться применять теоретические знания на практике. Часто получается так, что реальные условия труда не соответствуют надеждам человека, в этом случае, чем дальше от реальности были жизненные планы, тем тяжелее будет переживание. Второй кризис часто называют кризисом 30 лет или нормативным кризисом. Когда объективные условия жизни не дают возможности дотянуться до «культурных высот», часто осмысляемых как «другая (интересная, чистая, новая) жизнь» (материальная необеспеченность, низкий социальный и культурный уровень родителей, бытовое пьянство, и т.п.), моло¬дой человек ищет любой способ вырваться из своей среды. Часто стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество выражается в резком изменении образа жизни, переезде, смене места работы и т.д., обычно осмысляемом как кризис молодости. Большинство людей обретают к 40 годам устойчивость в жизни и уверенность в себе. Но в этот, вроде бы, надежный и спланированный мир вдруг прокрадывается третий кризис зрелости - сомнение, связанное с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабилизации, переживанием отсутствием новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить, переживанием краткости жизни для осуществления всего желаемого, необходимости отказаться от явно недостижимых целей. 1.2. Проблема эмоционального выгорания э Состояние, когда нет сил и уже ничего не радует, сегодня знакомо практически каждому человеку. Масштабы этой э проблемы в эмоциональной сфере широко распространены среди взрослого населения. Признаки выгорания можно обнаружить у любого из нас. Современный темп жизни приводит к быстрому истощению организма физически и психологически. Любые отрицательные эмоции должны получать свое выражение и разрядку, а если этого не происходит, то личные эмоции и энергия человека истощаются. Разработан научный метод для изучения этой проблемы, который предполагает трехуровневую группировку: 1. Психологическое истощение. Чувственное перенасыщение, понижение положительных реакций на происходящее или полное равнодушие. 2. Деформация личности. Ухудшение отношений с окружающими в обществе, снижение независимости и самостоятельности, проявление негативных и циничных эмоций. 3. Снижение личностных достижений. Отрицательная самооценка, ограничение возможностей, успеха, достижений и обязанностей. Современная психология позволяет выделить несколько основных стрессогенов, которыми насыщена наша повседневная жизнь и которые приводят к возникновению синдрома: 1. Необходимость постоянного интенсивного общения. Часто возникающие проблемы и трудовые будни заставляют нас ежедневно сталкиваться с множеством людей, различных по эмоциональному состоянию. Если вы отличаетесь скромностью и замкнутостью, то чрезмерная концентрация на собственных и чужих проблемах приведет к накапливанию стрессов и эмоциональному дискомфорту. 2. Необходимость работы в условиях повышенной эффективности. Каждый день требует от нас собранности, пунктуальности, самоорганизации, вежливости и постоянного самоконтроля. Публичность и чрезмерная открытость нашей жизни заставляет нас и окружающих жестко контролировать себя, что приводит к внутренней нестабильности и эмоциональному раздражению. 3. Постоянная напряженность окружающей атмосферы. Ускоренный ритм современности и контроль действий на работе, а также чрезмерная загруженность делами и катастрофическая нехватка свободного времени для отдыха истощают наш организм. Стресс является закономерным следствием завышенных требований и нехватки внешних и личностных энергетических ресурсов. Диагностика эмоционального выгорания. Чтобы адекватно оценить свое психологическое состояние здоровья, все характерные симптомы и признаки истощения принято группировать следующим образом: • психологические; • социального поведения; • физиологические. Физические симптомы эмоционального выгорания . К физиологическим аспектам выгорания необходимо отнести: • бессонница или нарушение режима дня, полное отсутствие сна до раннего утра или резкое засыпание, неспособность заснуть повторно среди ночи, тяжелое пробуждение; • нарушение дыхания и одышка при любой нагрузке; • пониженная реакция на изменения окружающей среды, полное отсутствие радости и любопытства или чувства страха при возникновении опасности; • постоянная физическая усталость, когда ощущение бессилия не проходит даже утром после нормального полноценного сна; • постоянное желание выспаться, сонливость, заторможенность; • постоянные головные боли без причины; • резкое изменение показателей веса (снижение, увеличения); • снижение зрения, обоняния, осязания, слуха, потеря тактильных ощущений; • хронические нарушения органов пищеварения и обменных процессов (запор, диарея); • хроническое чувство слабости, понижение энергетических запасов, снижение иммунитета, биохимических показателей в крови и гормонального фона; • чувство физического и психологического истощения. Психологические признаки эмоционального выгорания . К психологическим аспектам выгорания принято относить: • безосновательные нервные срывы, замкнутость, вспышки агрессии и гнева, отстранение от окружающих; • отрицательный настрой на будущее и профессиональный рост; • повышение раздражительности, агрессии и бурное реагирование на происходящие события; • постоянное чрезмерное переживание и ощущение беспричинного беспокойства, стыда, вины, обиды, стеснительности и подозрительности; • резкое понижение самооценки и недовольство собой; • стрессы, депрессия, пассивность, скука, апатия, снижение эмоциональных реакций, ощущение подавленности; • хроническое и необъяснимое ощущение страха и предчувствие отрицательного итога и неудачи; • чрезмерное ощущение тревоги и неправильности положения и ситуаций. Социальные аспекты синдрома эмоционального выгорания . К социальным и поведенческим реакциям выгорания можно отнести: • злоупотребление алкоголем и сигаретами, переедание или полное отсутствие аппетита, концентрация, увеличение и появление вредных пристрастий и привычек; • изменение режима дня и сна; • неадекватная критика окружающих, отчужденность от близких; • невозможность выполнения главных задач из-за зацикленности на мелких проблемах, трата полезного времени и энергии на не первоочередные дела; • отсрочка планов на следующий день и невыполнение их в результате; • чувство непосильности привычной работы и катастрофической нехватки энергетических ресурсов; • чувство собственной бесполезности, понижение заинтересованности и стимула, безразличие и равнодушие к результату; • повышенная раздражительность, необоснованная злоба и агрессия, обиды, истерики. Уровни эмоционального выгорания Психологическое истощение или выгорание может проявляться незаметно, и человек практически не способен самостоятельно определить начало синдрома эмоционального выгорания. Диагностика уровня эмоционального выгорания зачастую проводится психологами в виде тестирования и позволяет выявить симптомы синдрома как можно раньше для эффективного его лечения. Первая стадия эмоционального выгорания На первом этапе эмоции просто приглушаются, что проявляется в легком безразличии и нечувствительности к происходящему и окружающим людям. Также проявляется усиленное недовольство собой, жизнью и острые вспышки реагирования в отношениях в социуме. На физическом уровне человек часто испытывает необоснованные головные боли, спазмы в спине и судороги конечностей, его беспокоят бессонница и частые простудные заболевания. Вторая стадия эмоционального выгорания На следующем этапе синдром эмоционального выгорания начинает проявляться более заметно с эмоциональной стороны. Так же, как зеркальное отображение, вы начинаете отражать свое недовольство и внутренний дискомфорт во внешних проявлениях раздражения, злобы и агрессии в отношениях с людьми, с которыми необходимо общаться на протяжении всего дня. Во избежание резкой необоснованной агрессии, человек может отстраняться от окружающих, замыкаться в себе и выполнять минимум необходимой работы и не проявлять активности, чтобы как можно меньше контактировать с людьми в обществе. Третья стадия эмоционального выгорания Раздражение не может продолжаться вечно, поэтому наступает третий этап выгорания – эмоциональное и физическое истощение. У человека больше не остается сил ни на работу, ни на выполнение своих ежедневных обязанностей, ни на отдых и общение с близкими. Этот этап характеризуется проявлениями резкой озлобленности, обиды, грубости, замкнутости и полной отстраненности от общества, иногда проявляется страх общения и необъяснимое волнение при выходе из привычной зоны комфорта, а также организм подвержен серьезным заболеваниям (дерматиты, астма, язва, гипертония, рак). Эмоциональное профессиональное выгорание Психологи выделили несколько профессий, которые попадают в первую группу зоны риска для синдрома выгорания: 1. Медицинские работники. 2. Социальные работники. 3. Преподаватели. 4. Старшие менеджеры и руководители. 5. Работники силовых структур. 6. Работники сферы управления. 7. Профессии, связанные с постоянными командировочными отъездами. 8. Работники сферы услуг, находящиеся в постоянном контакте с людьми. 9. Работающие во вредных условиях (шум, вибрация, загрязненный воздух). 10. Работающие по сменному графику, без определенного режима отдыха и питания. Помимо профессиональной принадлежности психологическому выгоранию может подвергнуться любой человек, на работе которого постоянно происходят организационные изменения и конфликты. Многое зависит от личностных качеств, например, экстраверты подвергаются выгоранию реже интровертов. В зону риска попадают люди, имеющие высокие идеалы и завышенные личностные требования, а также те, кто не привык разграничивать работу и личную жизнь. Люди, подверженные стрессам, склонные к сопереживанию, мечтаниям, психологически неустойчивые и идеализирующие события и общество более подвержены такому выгоранию. Помимо этого у каждого человека существуют периоды профессионального кризиса (обычно стаж от 10 до 15 лет работы), во время которого человек или развивается дальше, или работа перестает его интересовать и радовать. Невозможность карьерного роста, отсутствие стимула и постоянного профессионального обучения является одним из самых важных факторов, который приводит к психологической апатии человека. Профилактика эмоционального выгорания Меньшему риску психологического выгорания подвержены люди с такими качествами: • адекватная самооценка способностей и уверенность в личных возможностях; • крепкое здоровье; • регулярная забота о физическом состоянии (здоровый образ жизни, занятия спортом). Также синдрому выгорания менее подвержены люди с опытом положительного преодоления проблем и способные на быстрые приспособления к изменениям окружающих условий. Такие люди отличаются самостоятельностью, позитивным настроением, желанием общаться и заводить знакомства, неуемным желанием обучаться и путешествовать. Важной характеристикой неподверженных стрессам людей является оптимистичное настроение по отношению к себе, окружающим и происходящему. Итак, профилактика синдрома эмоционального выгорания заключается в следующих средствах: 1. Спорт. Физическая активность является не только хорошей профилактикой заболеваний и лишнего веса, но и панацеей от всех психологических травм. Другое дело, что кому-то подходит йога и медитация, другому – закаливание, утренние пробежки или зарядка по утрам, а для других идеальны групповые занятия в тренажерном зале или в танцевальных секциях. 2. Отдых. Эффективность работы напрямую зависит от полноценного расслабления. На отдых так же, как и на работу, необходимо потратить какое-то время, чтобы вернуться к обязанностям с новой порцией энергии. Это может быть и смена обстановки в связи с поездкой, и новые положительные впечатления от встречи с друзьями, и даже получение порции адреналина для любителей экстрима. 3. Режим. Упорядоченный и распланированный день поможет своевременно сконцентрироваться на работе и своевременно приучить организм к положенному отдыху. 4. Психологическая защита. Умение поставить воображаемый барьер между собой и неприятным вам человеком позволит контролировать свои эмоции и не реагировать на возможные эмоциональные провокации окружающих, что сохранит ваши нервные клетки и убережет от ненужного стресса. 5. Гармония. Сохраняйте внутреннее спокойствие и душевное равновесие, не смешивайте работу и личную жизнь, а ведите беседы на общие отвлеченные темы. Не растрачивайте личные энергетические ресурсы на обсуждение личной жизни и проблем, как своих собственных, так и ваших коллег. Храните личные проблемы только для очень близких людей и не растрачивайтесь на объяснения или сопереживания со знакомыми и сотрудниками. 1.3. Cвязь эмоционального выгорания и фруcтрации личноcти Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается. За последние годы в психологии уделялось большое внимание изучению некоторых ярко выраженных психических состоянии: стресса, беспокойства или тревоги (anxiety), ригидности (наклонности к персеверации) и, наконец, фрустрации. Правда, зарубежные исследователи по отношению к этим явлениям часто избегают терминов «состояния», но фактически речь идет именно о состояниях, которые при определенных условиях на некоторое время откладывают отпечаток на всю психическую жизнь или, если говорить на языке биологии, являются целостными реакциями организма в его активном приспособлении к среде. Проблема фрустрации ставится в плане теоретического обсуждения и в еще большей степени является предметом экспериментальных исследований, проводимых над животными и людьми (чаще над детьми). Несмотря на большое число опубликованных на тему о фрустрации работ, в этой теме еще много неясного. Не случайно даже высказываются сомнения в необходимости концепции фрустрации, поскольку охватываемые ею явления разнообразны и их можно объяснить, не прибегая к данной концепции. Так, в частности, ставит вопрос Рид Лоусон в книге «Фрустрация. Развитие научной концепции». Эта книга представляет собой попытку показать современную постановку и различные решения данной проблемы. В книге, помимо большой обобщающей статьи указанного автора под заглавием «Поиски и аргументы», даны восемь статей различных авторов, выражающих разный подход к фрустрации. Существуют трудности и в понимании самого термина «фрустрация». Если обратиться к филологии этого термина, то frustration означает расстройство (планов), уничтожение (замыслов), т. е. указывает на какую-то в известном смысле слова травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Как увидим далее, филология термина близка к распространенному, хотя и не всеми принимаемому, пониманию фрустрации. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности. И. П. Павлов много раз говорил о трудностях жизни, которые вызывают неблагоприятные состояния коры больших полушарий головного мозга. На одной из клинических сред он сделал характерное признание: «Вообще жизнь — всегда неприятна, сплошная трудность, и эта трудность дает себя знать при уже сбитой нервной системе. Надо считать, что жизнь всегда трудна» . На другой клинической среде Павлов говорил, что «трудные жизненные положения вызывают то чрезвычайное возбуждение, то депрессию». Но трудности в жизни можно разделить на две категории. Есть трудности вполне преодолимые, хотя для их преодоления часто требуются огромные усилия. Как указывал Ушинский, каждый труд связан с трудностями. Это часто те трудности, в преодолении которых заключается одно из условий психического развития человека и овладения им профессиональной квалификацией. Когда говорят о настойчивости, то имеют в виду ту черту характера, которая выражается в борьбе с трудностями, в преодолении препятствий. Концепция фрустрации к такого рода трудностям не относится, а если и относится, то лишь к тех случаях, когда вполне преодолимые трудности субъективно воспринимаются как непреодолимые, когда человек сдается перед ними. Другие трудности в жизни относятся к числу непреодолимых, или, осторожно говоря, почти непреодолимых (некоторые трудности, непреодолимые в настоящее время, например в борьбе с раковыми заболеваниями, наверное, в будущем удастся преодолеть). Исследователи фрустрации изучают те трудности, которые являются действительно непреодолимыми препятствиями или преградами, барьерам, оказывающимися на пути к достижению цели, решению задачи, удовлетворению потребности. Но можно ли все непреодолимые трудности в жизни свести к барьерам, блокирующим намеченное действие? Действительно, существуют жизненные трудности, часто возникающие неожиданно как того или другого рода невзгоды или несчастья, которые можно назвать барьерами или преградами только условно, поскольку они препятствуют благополучию, счастью. Явления фрустрации наиболее изучены в отношении к барьерам в деятельности и потому в дальнейшем речь будет идти именно о таких ситуациях, когда деятельность блокируется из-за непреодолимой преграды, хотя такими ситуациями ограничить сферу фрустрации нельзя. Есть неясности в том, к чему относить термин фрустрация: к внешней причине (ситуации) или к вызываемой ею реакции (психическое состояние или отдельные реакции). В литературе можно встретить и то другое употребление данного термина. Было бы целесообразно, подобно тому как отличают стресс — психическое состояние от стрессора — его возбудителя, аналогично различать фрустратор и фрустрацию — внешнюю причину и его воздействие на организм и личность. Хотя термин фрустратор в литературе мало употребителен, мы в дальнейшем изложении будем употреблять его, используя термин фрустрация — преимущественно для обозначения провоцируемого фрустратором состояния. Такое словоупотребление предупреждает путаницу в понятиях и соответствует существу дела. Обращаясь к имеющимся в литературе определениям фрустрации, можно исходить из определения ее, данного видным исследователем этой проблемы в США С. Розенцвейгом, согласно которому фрустрация «имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненной потребности». Видимо, здесь фрустрация рассматривается как явление, происходящее в организме, в его приспособлении к среде. Но человек — общественное существо, личность, и поэтому рассматриваемое определение, ограничивающее фрустрацию биологическим толкованием, совершенно недостаточно. Согласно определению, которое дали Браун и Фарбер, фрустрация — результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается. Браун и Фарбер делают акцент на противоречиях, которые возникают при действии фрустраторов, и именно этой противоречивостью объясняют эмоциональность, которой обычно отличаются реакции в этих ситуациях. Горячо поддерживая этих авторов в стремлении различать внешнюю причину и вызываемое ею состояние, современные психологи, в противоположность Брауну и Фарберу, рекомендуют называть фрустрацией лишь факт (Event) помехи, изучая его влияние на деятельность организма, но не приводят в пользу такого словоупотребления сколько-либо развитых обоснований. Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, мы даем ей такое определение: фрустрация — состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. В применении к животным определение таково: фрустрация — состояние животного, выражающееся в характерных реакциях и вызываемое трудностями, которые возникают на пути к удовлетворению биологических потребностей. Необходимость двух определений диктуется тем, что животное — биологическое существо, а человек — общественное, и фрустрация имеет разную значимость и разные причины у человека и животного, хотя есть и много общего в этом состоянии, как провоцируемом «барьерами», которые блокируют деятельность. Имеются попытки возвести явление фрустрации в ранг совершенно закономерных явлений, необходимо возникающих в жизнедеятельности организма и личности. Так, Майер считает, что поведение животного или человека зависит от двух потенциалов. К первому из них относится «репертуар поведения», определяемый наследственностью, условиями развития и жизненным опытом. Второй потенциал составляют избирательные или отборочные процессы и механизмы. Они, в свою очередь, подразделяются на действующие при мотивированной деятельности и возникающие при фрустрации. Первые функционируют, когда деятельность направлена на достижение цели на основе соответствующих мотивов, одним из которых (весьма важным) является удовлетворение потребностей. В таких случаях поведение всегда есть путь к решению задачи. Совсем другие избирательные процессы и механизмы имеют место при фрустрации: в то время как мотивированное и целенаправленное поведение отличается вариабельностью, конструктивностью или зрелостью и «упражнениями в свободе выбора», нецеленаправленное поведение, характерное для фрустрации, отличается чертами деструктивности, ригидности и незрелости. Возникает сомнение по поводу того, можно ли считать фрустрацию ничем не мотивированной. Если под ней понимать, как этого хотят, например, Чайльд и Уотерхауз, внешнюю причину (барьер или обструкцию), то возможно одно из двух: или этот барьер преодолевается, и в таком случае поведение будет не просто мотивированным, но и мотивированным разумно, или же барьер вызывает нецелесообразное, а иногда и, действительно, деструктивное поведение. Но и тогда нельзя сказать, что поведение ничем не мотивировано и никакой цели не преследует. Уже одно то, что оно отнесено к избирательным формам поведения, свидетельствует, что в нем имеется своя мотивировка. Хотя концепция фрустрации используется в арсенале фрейдизма нельзя считать ее обязательно с ним связанной. Проблема барьера, блокирующего деятельность, поставлена без прямого влияния фрейдизма. Многие психологи, проводящие большую экспериментальную работу по фрустрации, к фрейдистам совсем не относятся. В частности, было бы нелепо подозревать в фрейдизме исследователей фрустрации, проводящих эксперименты на животных, — а таких много. Весьма сильно проявляется в работах по фрустрации влияние бихевиоризма. Существование того, что называют внутренним миром человека, существование сознания, направленности как системы отношении и переживаний бихевиоризмом или отрицается, или же признается чем-то не заслуживающим научного изучения. Однако требование объективности в психологии означает не отрицание внутреннего мира человека, а побуждение к его познанию наиболее объективными методами, к которым относятся не только эксперимент, но и наблюдения, а также словесный отчет, всегда включающий некоторые элементы самонаблюдения. Бихевиористская позиция обедняет изучение фрустрации, упрощает, а иногда и искажает это сложное — у человека общественно детерминированное — явление. Преодоление состояния фрустрации - психического состояния, вызываемого неожиданным возникновением препятствий на пути к намеченной цели, переживанием неудачи. Непреодолимая разница между желаемым и реально достижимым служит предпосылкой для возникновения стойких негативных эмоций, а в сочетании с утомлением и стрессом представляет значительную опасность для психического здоровья спортсмена. Стратегия преодоления фрустрации характеризуется быстрым переходом от состояния спокойного рационального анализа ситуации к энергичным действиям по достижению цели. Успешному разрешению ситуации способствует устранение избыточной реакции на неудачи и внушение уверенности в своих силах. Для этих целей используется самовнушение и самоубеждение. Особое место в регуляции психических состояний занимают средства саморегуляции . Саморегуляция предполагает воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных представлений и их сочетание.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 80 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Психология, 91 страница
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg