Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА И СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

kira_moreva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2020
В целом, исследование подтвердило гипотезу о том, что стиль руководства влияет на социально-психологический климат в коллективе. Допущение о том, что при коллегиальном стиле руководства социально-психологический климат будет на более высоком уровне, чем при директивном и попустительском стилях руководства, нашло свое подтверждение.
Введение

Актуальность исследования. Развитие рыночных отношений в нашей стране вызывает огромную потребность в квалифицированных деловых людях, в том числе и в сфере педагогики. Многие школы переходят на совершенно новые хозяйственные и административные условия, поэтому им нужны руководители, способные возглавить этот переход, познать законы рынка и творчески их использовать, в полной мере учесть влияние различных факторов на эффективность трудовой деятельности педагогических работников. Таким образом, успех педагогической деятельности зависит главным образом от четкой и слаженной организации деятельности учреждения. Немаловажная роль отводится, прежде всего, директору школы, поскольку именно от его профессиональных и личностных качеств, а также от стиля руководства, во многом зависит, насколько эффективно будет организован весь педагогический процесс. Вопросами эффективного руководства занимались К. Левин, А.М. Омаров, Т.С. Кабаченко. Проблема социально-психологического климата в коллективе изучалась такими авторами, как А.И. Донцов, Ю.К. Стрелков, О.Г. Носкова, А.В. Петровский, Е.А. Климов, Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева. Социально-психологический климат в коллективе формируется под воздействием многих факторов, в том числе от стиля руководства. В свою очередь, грамотное руководство во многом определяет успешность учреждения. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции и нестабильной экономической ситуации в стране, резко увеличились физические и психологические нагрузки в педагогической сфере. Остро встает вопрос о сохранении физического и психологического здоровья педагогов, а также снижении текучести кадров и повышении производительности их труда. Но проблема недостаточно проработана в практическом плане для нашей современной действительности, что и определило актуальность выбранной темы. Цель исследования: выявить взаимосвязь стиля руководства и социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Объект исследования: стиль руководства и социально-психологический климат коллектива. Предмет исследования: взаимосвязь стиля руководства и социально психологического климата в педагогическом коллективе. Задачи исследования: 1. Анализ теоретических подходов к изучению стиля руководства. 2. Проанализировать теоретические подходы к изучению социально-психологического климата в педагогическом коллективе. 3. Выявить взаимосвязь стилей руководства и социально-психологического климата. 4. Провести анализ и обсуждение результатов исследования. 5. На основе полученных данных разработать план психологической коррекции социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Теоретико-методологическую основу исследования: идеи отечественных философов, психологов и педагогов об общественной природе воспитания человека, об условиях и факторах развития его личности, взаимосвязи культуры и нравственного мира личности.Исследование эффективности стилей руководства, которое впервые было проведено К. Левиным; на исследование Ренсис Лайкерта о том, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи; на учениях Е.К. Климова, Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреева о проблемах социально-психологического климата в коллективе. При проведении исследования на практике использовались следующие методы исследования: 1 Теоретические – анализ психологической литературы. 2 Эмпирические – диагностические методы (наблюдение, опрос, тестирование). 3. Для получения качественного анализа данных использован метод математической статистики и метод сравнительного анализа полученных данных. Диагностические методики исследования: «Стиль руководства» А.Л. Журавлева; Карта-схема А.Н. Лутошкина для определения социально-психологического климата; тест «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой». База исследования. В качестве базы проведения исследования были использованы коллективы образовательных учреждений Симферопольского района. В исследовании приняли участие 36 человек в возрасте от 23 до 54 лет, средний стаж сотрудников составляет 5 лет. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по развитию лидерских и управленческих способностей, правильность их влияния на социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Возможность использовать коррекционную программу, направленную на улучшение социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Структура и объем работы. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 57 наименований, и 4 приложения. Общий объем работы - 86 страниц. Основной текст работы – 67 страниц, включая таблицы, рисунки. Приложения занимают 16 страниц. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ…..…………….............................................................................19 1.1 Понятие социально-психологического климата в коллективе…………...19 1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе………………………………………………………………………..24 Выводы по главе 1.………………………………………………………..……..42 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ……………………..………….………43 2.1 Организация и методики исследования…………………………………....43 2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования………………………....47 2.3 Программа коррекции социально-психологического климата в педагогическом коллективе…………………………………………………….61 Выводы по Главе 2………………………………………………………………67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..70 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….75
Список литературы

I Учебная и монографическая литература 1. Аверченко Л.К., Парфенова З.А. Психология управления: Практикум для руководителей и менеджеров по персоналу. - Хабаровск: СибАГС, 2015. - 251 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: «Академический Проект», 2009. – 367 с. 3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – СПб.: Питер, 2009. – 314 с. 4. Бандура А. Психология управления / А.М. Бандура, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. – Харьков, ООО «Фортуна – Пресс», 2007 – 464 с. 5. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство: Учеб.-практич. Пособие / А.В. Батаршев. – М.: Дело, 2015. – 544 с. 6. Бойко В.В., Ковалев, А.Г., Панферов, В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. – М.: Смысл, 2010. – 236 с. 7. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: «ЕВРОЗНАК», 2012. – 672 с. 8. Выханский О.С., Наумов, А.И. Менеджмент / О.С. Выханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 2006. – 435 с. 9. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2001. - 224 с. 10. Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. - М.: «Олимп-Бизнес», 2006. - 411 с. 11. Гибсон Дж.Л., Доннелли Д.Х. мл., Иванцевич Д.М. Организации: поведение. структура, процессы, - М.: Инфра-М, 2000. 12. Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях / М.А. Джерелевская. – М.: Смысл, 2010. 302 с. 13. Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2012. – 395 с. 14. Дикарева А.А. Социология труда / А.А. Дикарева, М.И. Мирская. – М.: Прогресс, 2008. – 368 с. 15. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. – СПб.: Речь, 2014. - 312 с. 16. Донцов А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. – СПб.: Речь, 2010. – 492 с. 17. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности / А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 640 с. 18. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы) / А.Л. Журавлев. – М.: Изд–во «Институт психологии РАН», 2014. – 590 с. 19. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов, – СПб.: Питер, 2014. – 196 с. 20. Кишиков Р.В. Психологические основы управления / Р.В. Кишиков, – М.: ГАВС, 2010. – 314 с. 21. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, – М.: Изд-во МУ, 2015. – 207 с. 22. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Психологические воззрения в античную эпоху, - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 234 с. 23. Крысько В. Словарь-справочник по социальной психологии / В. Крысько. – СПб.: «Питер», 2011. – 231 с. 24. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: «Омега–Л», 2008. – 174 с. 25. Лайкерт Р. Учебное пособие разработано для подготовки студентов: Учебно-методическое пособие. - Казань, 2012. – 378 с. 26. Левин Курт. Динамическая психология / К. Левин. - Москва, 2000. – 368 с. 27. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. - Москва, 1998. – 231 с. 28. Макаренко А.С. Педагогика. - М.: Знание, 1989. – 233 с. 29. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. - М.: ИНФРА, 1998. – 312 с. 30. Маслоу А. Мотивация и личность / Перевод. с англ. Татлыбаевой А.М. - СПб.: Евразия, 1999. 31. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе / Я.Л. Морено. – М.: Акад. проект, 2001. – 412 с. 32. Морозов А.В. Психология влияния / А.В. Морозов. – СПб.: Речь, 2012. – 512 с. 33. Морозов А.В. Социальная психология / А.В. Морозов. – М.: Академический проект, 2003. – 336 с. 34. Рогов Е.И. Психология группы / Е.И. Рогов. – М.: «Владос», 2005. – 370 с. 35. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Б.Д. Парыгин. – М.: МГУ, 2001. – 414 с. 36. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1999. – 365 с. 37. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 с. 38. Розанова И.А. Психология управления / И.А. Розанова. – М.: Изд-во Экзамен, 2010. – 376 с. 39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 705 с. 40. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. / А.Л. Свенцицкий. – М.: ООО «ТК Велби», 2013. – 340 с. 41. Синягин Ю.В. Руководитель организации и его команда / Ю.В. Синягин. – М.: Академия, 2004. – 412 с. 42. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации / П. Сенге. 2-е изд. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2013. 43. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 229 с. 44. Тейлор Ф., Принципы научного менеджмента / Тейлор Ф. – Питер -1996, - 347с. 45. Управление персоналом на производстве: Учеб. пособие / под ред. Н.И. Шаталовой, Н.М. Бурносова. - М.: ЮНИТИ, 2008. – 381 с. 46. Управление персоналом организации: Учебник. / Под ред. Кибанова А.Я. - М.: ИНФРА, 1998. 47. Щербатых Ю.В. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства предприятиями / Ю.В. Щербатых. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 508 с. 48. Шакуров Р.Х. Психология управленческой деятельности: учебное пособие / Р.Х. Шакуров. Москва, 2000. – 321 с. 49. Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера / В.М. Шепель. – СПб.: Психологическая наука и образование, 2010. – 250 с. 50. Шепель В.М. Управленческая психология / В.М. Шепель. – СПб.: Питер, 2010. – 196 с. 51. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ., под ред. В.А. Спивака. - СПб.: Питер, 2012. 336 с. 52. Юшмов Е.А. Индивидуальные стили деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Юшмов. – Казань: Изд-во КГУ, 2010. – 257 с. II Периодические издания 53. Базылев И. Анализ влияния составляющих организационной культуры малого предприятия на эффективность его работы / И. Базылев // Управление персоналом. 2009. № 10. - 415 с. 54. Мордовин С. Человеческие ресурсы или сотрудничество Tор-Mаnаgеr. 2001. № 11. – 303 с. 55. Станкин М.И. Психологический климат и взаимоотношения в трудовом коллективе / М.И. Станкин // Трудовое право. 1999. № 1. - 373 с. 56. Хасина П.Л. Ролевой состав команды и динамика ее эффективности / П.Л. Хасина // Вопросы психологии. 2009. №1. – С. 91–98. III Интернет ресурсы 57. Жданов О.И. Социально-психологический климат в коллективе URL:httр://www.еlitаrium.ru/2007/11/14/klimаt_v_kоllе-ktivе.html 58. Кушнир И.В. Организационное поведение. 2009 // Институт экономики и права Ивана Кушнира.: httр://bе5.biz/еkоnоmikа/о002/indех.htm. 59. Шмакова И.А. Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 131–135. – URL: httр://е-kоnсерt.ru/2015/95070.htm.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 1.1 Теоретические подходы к исследованию стилей руководства «Кто не знает, куда направляется, очень удивиться, попав не туда», - таково насмешливое наблюдение Марка Твена. Невозможно стремиться управлять людьми, если и руководителям, и подчиненным цели совершенно не ясны. Управлять – значит побуждать других к достижению ясной цели, а не заставлять других делать то, что считаешь правильным [12. с. 26]. Раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено К.Левиным. Именно он выделил три одномерных стиля руководства – авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), попустительский (архаичный). Иногда последний стиль называют либеральным или нейтральным [30]. Авторитарный стиль. Этот стиль руководства характеризуется краткими распоряжениями, запретами без снисхождения, часто сопровождаемыми угрозами, четкой речью и неприветливым тоном. Подчиненным часто делают замечания и выносят выговоры. Похвала и порицание в адрес исполнителей крайне субъективны, эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Основной метод руководства – приказ, а не просьба. Мнение руководителя является решающим. Позиция руководителя находится вне группы, сам руководитель стремится к единоначалию. Инициатива идет от руководителя, подчиненные здесь пассивны, их инициативу руководитель не поддерживает. Возражения и советы им не принимаются. Руководитель ориентирован в основном на решение задач, т.е. на дело. В коллективе отсутствует сотрудничество, нагнетается напряженная атмосфера, в результате чего деятельность подчиненных снижена [1]. Сильные стороны этого стиля заключается в том, что уделяется внимание к срочности и порядку, результат почти всегда предсказуем [30].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg